Чувства

Чу́вства

1) сила души, обу­слов­ли­ва­ю­щая спо­соб­ность чело­века вос­при­ни­мать через опре­де­лен­ные органы (органы чувств) пред­меты мате­ри­аль­ного мира; спо­соб­ность чело­века испы­ты­вать опре­де­лен­ные пси­хо­фи­зи­че­ские ощу­ще­ния от воз­дей­ствия внеш­них раз­дра­жи­те­лей (в этом отно­ше­нии выде­ляют: зрение, слух, обо­ня­ние, вкус, ося­за­ние);
2) спо­соб­ность чело­века, свя­зан­ная с чув­ствен­ной сферой (силой) души, вос­при­ни­мать про­ис­хо­дя­щее, как при­ят­ное — непри­ят­ное, с удо­воль­ствием или недо­воль­ством (чув­ствен­ная сила при­над­ле­жит, наряду с разу­мом и волей, к основ­ным силам души);
3) созна­ние (пример: упал без чувств = упал, поте­ряв созна­ние);
4) эмо­ци­о­наль­ные состо­я­ния, душев­ные и духов­ные (напри­мер, чув­ство страха, чув­ство гнева; эти чув­ства отно­сят к про­яв­ле­ниям раз­дра­жи­тель­ной силы души).

Какие бывают чув­ства?

Раз­ли­чают чув­ства телесные(1), есть душевные(2) и чув­ства, харак­те­ри­зу­ю­щие эмо­ци­о­наль­ные состо­я­ния чело­века (3).

Первые две группы чувств явля­ются при­над­леж­но­стью чело­века и отно­сятся к его осо­бен­но­стям.

  1. Телес­ные чув­ства — зрение, слух, обо­ня­ние, вкус, ося­за­ние — опре­де­ляют спо­соб­ность чело­века испы­ты­вать раз­лич­ные (соот­вет­ству­ю­щие этим чув­ствам) пси­хо­фи­зи­че­ские ощу­ще­ния от внеш­них раз­дра­жи­те­лей. Бла­го­даря обла­да­нию дан­ными чув­ствами чело­век может видеть окру­жа­ю­щие его объ­екты (доступ­ные зрению); слы­шать раз­лич­ные звуки, шумы; раз­ли­чать запахи; вос­при­ни­мать вкус пищи и пития; ося­зать то-то и то-то.
  2. Обла­да­ние душев­ными чув­ствами (чув­ствен­ной силой души) поз­во­ляет чело­веку опре­де­лять про­ис­хо­дя­щее с ним или в окру­жа­ю­щей его дей­стви­тель­но­сти как при­ят­ное — тягост­ное, вызы­ва­ю­щее доволь­ство — неудо­воль­ствие и т. п.
  3. В тре­тьем зна­че­нии «чув­ство» интер­пре­ти­ру­ется как внут­рен­нее ощу­ще­ние опре­де­лен­ного пси­хо­ло­ги­че­ского состо­я­ния, напри­мер, страха (чув­ство страха), тре­воги (чув­ство тре­воги), тоски (чув­ство тоски), любви (чув­ство любви), стыда (чув­ство стыда), сим­па­тии или анти­па­тии, рев­но­сти, дове­рия или недо­ве­рия и пр.
    К тре­тьей группе чувств можно отне­сти и чув­ства, свя­зан­ные с про­яв­ле­нием гре­хов­ного рас­по­ло­же­ния души, напри­мер, чув­ство зави­сти, чув­ство нена­ви­сти к ближ­нему, а также чув­ства, кото­рые в разных слу­чаях можно отне­сти как гре­хов­ным, так и к не гре­хов­ным, скажем, чув­ство обиды или чув­ство гнева.
    Заме­тим, что неко­то­рые из пред­став­лен­ных в тре­тьей группе чувств сле­дует отли­чать от их про­яв­ле­ния. Так чув­ство гнева может не про­яв­ляться вовне. В этом случае чело­век, испы­ты­ва­ю­щий это чув­ство, будет выгля­деть ровным, спо­кой­ным, дру­же­любно настро­ен­ным по отно­ше­нию к тому, на кого гне­ва­ется.

Если чув­ство гнева нередко оце­ни­ва­ется как гре­хов­ное, то не про­ти­во­ре­чит ли это биб­лей­ским ука­за­ниям на то, что Бог гне­ва­ется?

Гнев нередко свя­зы­ва­ется в Писа­нии и свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре с грехом или даже оце­ни­ва­ется как про­яв­ле­ние гре­хов­ной стра­сти. Однако, далеко не всякая форма гнева явля­ется гре­хов­ной. Многое зави­сит от того, что именно послу­жило при­чи­ной гнева и как именно он про­яв­ля­ется.

Так, в Еван­гель­ской притче о Цар­стве Небес­ном) это Цар­ство упо­доб­ля­ется чело­веку-царю, устро­ив­шему брач­ный пир для своего сына и позвав­шему «званых». Но когда те, под раз­лич­ными пред­ло­гами, отка­за­лись идти на пир, а неко­то­рые из них даже дерз­нули оскор­бить и убить цар­ских рабов, царь раз­гне­вался и пока­рал убийц. Ясно, что в данной притче гнев не рас­смат­ри­ва­ется как грех.

Что же каса­ется прямых биб­лей­ских ука­за­ний на гнев Божий, их вообще нельзя вос­при­ни­мать бук­вально, в том смысле, будто Бог пере­шёл из одного эмо­ци­о­наль­ного состо­я­ния в другое: из спо­кой­ного в гнев­ли­вое. Как все­со­вер­шен­ный и неиз­ме­ня­е­мый, Бог всегда Себе равен, всегда Себе тож­де­стве­нен. Божий гнев озна­чает здесь Божью реак­цию на без­за­ко­ние, про­яв­ле­ние Божьей Правды.

Почему пре­ступно раз­ру­шать хри­сти­ан­скую семью по при­чине несход­ства харак­те­рами?

В хри­сти­ан­ском пони­ма­нии хри­сти­ан­ская семья — не просто союз двух людей. Соеди­ня­ясь брач­ными узами, муж­чина и жен­щина ста­но­вятся «одной плотью» (Мф.19:5). Ска­зать больше, хри­сти­ан­ская семья — это малая цер­ковь. Всту­пая в брач­ный союз, жених и неве­ста выска­зы­вают перед лицом Божьим и ближ­ними слова жела­ния и готов­но­сти заклю­чить и хра­нить брач­ный союз. Хри­сти­ан­ский брак бла­го­слов­ля­ется Самим Богом, а «что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает» (Мф.19:6).

«Не сошлись харак­те­рами» — такая фор­му­ли­ровка нередко кла­дётся супру­гами в обос­но­ва­ние необ­хо­ди­мо­сти раз­вода. Но что значит «не сошлись харак­те­рами»? Зача­стую за этим кра­си­вым выра­же­нием кро­ются совер­шенно некра­си­вые вещи. Очень часто оно отра­жает не прин­ци­пи­аль­ную невоз­мож­ность сохра­нить брак, а баналь­ное неже­ла­ние супру­гов слу­шать и слы­шать друг друга, идти друг другу навстречу, жерт­во­вать, про­яв­лять пси­хо­ло­ги­че­скую гиб­кость, хри­сти­ан­ское сми­ре­ние и тер­пе­ние. Таким обра­зом, винов­ни­ком раз­ру­ше­ния семьи, винов­ни­ком нару­ше­ния запо­веди «что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает» ока­зы­ва­ется не абстракт­ное «несход­ство харак­те­рами»; винов­ни­ками пре­ступ­ле­ния ока­зы­ва­ются сами супруги.

Не сошлись харак­те­рами? Улуч­шайте харак­теры, про­щайте друг друга, жерт­вуйте во имя любви. Это посте­пен­ный про­цесс, но воз­мож­ный для всех, иначе пока­я­ние было бы невоз­можно. Все святые – это люди, кото­рые в той или иной сте­пени изме­нили свой харак­тер.

Цитаты о чув­ствах

«Владей чув­ствами, осо­бенно зре­нием и слухом, свяжи, держи язык. Кто не обуз­дает сих трех, того внут­рен­нее – в рас­хи­ще­нии, в рас­слаб­ле­нии и плене».
свя­ти­тель Феофан Затвор­ник

«Кто гос­под­ствует над своими чув­ствами, тот пре­бы­вает в мире».
прп. авва Исаия

«Чув­ства цело­муд­рен­ные и собран­ные воедино порож­дают в душе мир, и не попус­кают ей вхо­дить в испы­та­ние вещей».
прп. Исаак Сирин

«Когда ум увле­ка­ется чув­ствами, тогда и он сет с ними зве­ри­ную пищу. А когда чув­ства увле­чены умом, тогда они при­об­ща­ются с ним ангель­ской пищи».
прп. Исаак Сирин

«Да служат тебе чув­ства и вещи чув­ствен­ные к духов­ному созер­ца­нию, а не к удо­вле­тво­ре­нию похоти плоти».
авва Фалас­сий

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки