Разум

Ра́зум

1) спо­соб­ность осу­ществ­лять мыс­ли­тель­ную дея­тель­ность; интел­лект; рас­су­док;
2) (иногда) позна­ние (2Пет.1:3), позна­ва­тель­ная дея­тель­ность чело­века;
3) фило­соф­ская кате­го­рия, выра­жа­ю­щая высший тип мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти.

Чем разум отли­ча­ется от ума?

Нередко слова «разум» и «ум» упо­треб­ля­ются как сино­нимы, но не всегда. В хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии ум опре­де­ля­ется как одна из глав­ных сил чело­ве­че­ской души, обес­пе­чи­ва­ю­щая спо­соб­ность осу­ществ­лять мыс­ли­тель­ную дея­тель­ность (разум­ная сила). Разум же может пони­маться как сама спо­соб­ность к мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти. В обла­сти Нрав­ствен­ного Бого­сло­вия и аске­тики ум нередко рас­смат­ри­ва­ется как вла­дыч­ное начало души.

Зачем нужен разум?

Бла­го­даря нали­чию разума (и не только) чело­век прин­ци­пи­ально отли­ча­ется от живот­ных. Бла­го­даря разуму он может фор­ми­ро­вать и четко выра­жать свои мысли при помощи слов (не слу­чайно живот­ные обо­зна­ча­лись свя­тыми отцами как бес­сло­вес­ные). Бла­го­даря разуму чело­век может позна­вать Бога, себя и окру­жа­ю­щий мир, осо­знанно вос­при­ни­мать и испол­нять волю Божью, осо­знанно выби­рать между добром и злом добро (а, как известно, доб­ро­де­тель­ность под­ра­зу­ме­вает осо­знан­ный выбор между добром и злом, осо­знан­ное стрем­ле­ние к добру).

Откуда у чело­века разум?

Вопреки мнению мате­ри­а­ли­стов, счи­та­ю­щих, что разум­ные суще­ства появи­лись в резуль­тате дли­тель­ного про­цесса есте­ствен­ной эво­лю­ции орга­низ­мов от про­стей­ших к более слож­ным, и, сле­до­ва­тельно, разум есть плод само­раз­ви­тия мате­рии, мы, хри­сти­ане, твердо осо­знаем, что разум дан чело­веку Богом (Исх.31:3; Иов.32:8; 3Цар.4:29). Как известно, чело­век создан по образу Божию. Разум — одна из черт образа Божия в чело­веке. В Свя­щен­ном Писа­нии нередко воз­да­ется хвала разум­ному пове­де­нию чело­века (1Цар.25:3; Притч.1:4; Притч.17:27; Притч.19:14; Притч.23:12; Притч.28:2).

Доста­точно ли одного разума в деле бого­по­зна­ния?

Разум в деле бого­по­зна­ния имеет суще­ствен­ное зна­че­ние, однако пра­вильно дей­ство­вать и раз­ви­ваться он может тогда, когда его дея­тель­ность соот­но­сится с Боже­ствен­ной волей. А позна­ние Бога и Его воли под­ра­зу­ме­вает нали­чие у чело­века веры, причем, речь в данном случае идет не о вере вообще, а об истин­ной вере. Так, апо­стол Павел пишет: «Верою познаем, что веки устро­ены словом Божиим…» (Евр.11:3).

Само­до­ста­то­чен ли разум чело­века?

Нет. Чело­век в целом, как, соб­ственно, и любое Божье тво­ре­ние вообще, не явля­ется само­до­ста­точ­ным, в стро­гом зна­че­нии слова. Чело­век зави­сит от многих фак­то­ров, усло­вий, обсто­я­тельств. Но в первую оче­редь он, конечно, зави­сит от Бога. Будучи нрав­ственно сво­бод­ным, чело­век может исполь­зо­вать свой разум в соот­вет­ствии с бла­го­во­ле­нием Божьим или вопреки, в тех, разу­ме­ется, гра­ни­цах, в кото­рых попус­кает Гос­подь. Для того, чтобы чело­ве­че­ский разум дей­ство­вал и раз­ви­вался в пра­виль­ном направ­ле­нии, ему необ­хо­димо особое Боже­ствен­ное содей­ствие. Отри­ца­ние ате­и­стами Бога и их стрем­ле­ние выка­зать чело­века, вклю­чая его разум, неза­ви­си­мым от Бога, отнюдь не озна­чает, что они и дей­стви­тельно не зави­сят от своего Созда­теля. Попытки чело­века само­властно судить о Боже­ствен­ных и духов­ных исти­нах в конеч­ном итоге при­во­дят к заблуж­де­ниям, что мы видим, в част­но­сти, на при­мере писа­теля Л.Н. Тол­стого. 

Правда ли что, если Бог хочет нака­зать чело­века, то отни­мает у него разум?

Как Благой и чело­ве­ко­лю­би­вый, Бог желает всем людям спа­се­ния. Осу­ществ­ляя Домо­стро­и­тель­ство спа­се­ния, Он дей­ствует, как Пре­муд­рый Педа­гог. Нака­за­ния Божьи не про­ти­во­ре­чат прин­ци­пам Боже­ствен­ной педа­го­гики. Формы нака­за­ния Богом чело­века бывают раз­лич­ными. Что же каса­ется лише­ния разума, люди, отвер­га­ю­щие Бога сами ставят себя в поло­же­ние безум­ных: «Сказал безу­мец в сердце своем: “нет Бога”» (Пс.52:2). Впро­чем, в каче­стве особой меры воз­дей­ствия на греш­ника Бог может пора­зить его сума­сше­ствием (Втор.28:28). В исто­рии Вет­хого Завета отме­чен случай с царем Наву­хо­до­но­со­ром, кото­рый, в резуль­тате грехов, впал в такое пла­чев­ное состо­я­ние, что был отлу­чен от людей и упо­до­бился живот­ным (Дан.4:22, 26-30). О пре­да­нии греш­ни­ков, не забо­тив­шихся иметь Бога в разуме, пре­врат­ному уму, сви­де­тель­ство­вал святой апо­стол Павел (Рим. 1:28). Однако заме­тим, что в исто­рии Церкви зафик­си­ро­вано немало слу­чаев, когда чело­век, вос­при­ни­мав­шийся окру­жа­ю­щими как безум­ный, в дей­стви­тель­но­сти был святым (напри­мер, Христа ради юро­ди­вые), и наобо­рот, когда греш­ники, вос­пе­ва­е­мые окру­жа­ю­щими за их интел­лек­ту­аль­ные спо­соб­но­сти, ока­зы­ва­лись нена­вист­ни­ками Бога.

Чем разум Бога отли­ча­ется от разума чело­века?

 Несмотря на обшир­ные воз­мож­но­сти чело­ве­че­ского ума иссле­до­вать и изыс­ки­вать муд­рость (Еккл.7:25), глу­бины ума Божи­его оста­ются непо­сти­жи­мыми для любого чело­века: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, гово­рит Гос­подь. Но, как небо выше земли, так и пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:8–9). Чело­ве­че­ский разум явля­ется огра­ни­чен­ным, а Боже­ствен­ный разум все­со­вер­ше­нен, бес­пре­де­лен, неиз­ме­рим (Пс.146:5), Бог знает абсо­лютно все, причем, знает совер­шен­ней­шим обра­зом. Он не нуж­да­ется в про­цессе позна­ния: свой­ство «все­ве­де­ние» при­суще ему по есте­ству. В отли­чие от Бога, Кото­рый не меня­ется (Чис.23:19; 1Цар.15:29), чело­ве­че­ский разум измен­чив, может раз­ви­ваться, но может и дегра­ди­ро­вать, при­туп­ляться, пере­пол­няться сомне­ни­ями, ослеп­ляться дей­ствием лука­вых демо­ни­че­ских сил. Так, апо­столы, еже­дневно сле­до­вав­шие за Иису­сом Хри­стом, не осо­зна­вали до конца, Кто есть Иисус и что, Он хочет совер­шить.

Чем разум чело­века отли­ча­ется от «разума» живот­ного?

Иногда утвер­жда­ется, что живот­ные обла­дают зачат­ками разума, зер­нами разума, однако, чтобы там ни гово­рили, мы хорошо пони­маем, что живот­ные не спо­собны к такой мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти, к какой спо­со­бен чело­век. Живот­ные в своей жиз­не­де­я­тель­но­сти руко­вод­ству­ются инстинк­тами и рефлек­сами, тогда как глав­ным руко­во­дя­щим нача­лом чело­ве­че­ской души явля­ется ум. От «нера­зум­ных живот­ных» чело­век отли­ча­ется нали­чием разума и поэтому может гос­под­ство­вать над ними (Быт.1:28; ср. Пс.48:21).

Цитаты о разуме

«Как зрение имеем мы от Бога для того, чтобы рас­по­зна­вать види­мое – что бело и что цвету чер­ного, так и разум даро­ван нам от Бога для того, чтобы раз­ли­чать, что душе полезно (и что вредно) …»
прп. Анто­ний Вели­кий

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки