Извержение из сана

AAA

 

Изверже́ние из сана [греч. καθαίρεσις] — самое суровое наказание духовного лица за нарушение служебных обязанностей и тяжёлые грехи.

Извержение из сана как крайняя степень наказания для клирика упоминается уже в ряде Апостольских правил (Ап. 12, 13, 32, 51; а также по конкретному поводу: Ап. 3, 5, 25, 30, 31, 35, 57). Так же об извержении из сана говорят правила: Правило 21 Шестого Вс. Собора, Правило 3 свт. Василия Великого.

Извержение из сана совершается по причинам:
— блудодеяния (Ап.25; Васил.3, 32, 51, 70);
— вступления после хиротонии в брак (Трул.6);
— избиения, даже и лица виновного (Ап.66);
— исполнения государственных должностей и военной службы и т.п. мирских попечений (Ап.6; Ап.81; Двукр.11);
— клятвопреступления (Ап.25);
— неверия, инаковерия, уклонения в ереси или расколы (Васил.73);
— прекращения возношения за богослужением имени своего епископа (в т.ч. патриарха или митрополита) и т.о. учинения раскола (Двукр.13, 14, 15);
— приобретения священства по ходатайству властей (Ап.30);
— присутствия на позорищных мероприятиях (например, на конных состязаниях, в питейных заведениях) (Ап.54);
— пьянства, увлечения азартными играми (Ап.43);
— симонии, приобретения священства за деньги (Ап.29);
— содержания корчемниц, ростовщичества (Трул.9, 10).
— татьбы, воровства (преступного похищения чего-либо или насильственного отнятия) (Ап.25);
— убийства, хотя бы и невольного или для самозащиты (Ап.66);
— участия в празднествах, связанных с языческими обрядами, переодевания мужчин в женские одежды, надеванием масок (Трул.62);

Канонически власть извергать из сана принадлежит правящему епископу по отношению к клирикам всех степеней, включая пресвитерскую. Епископы же извергаются соборной властью. В настоящее время в соответствии с действующим «Положением о церковном суде Русской Православной Церкви» Извержение из сана, равно как и пожизненное запрещение в священнослужении диаконов и пресвитеров, а также отлучение от Церкви мирян налагается епархиальным архиереем с последующим утверждением этого акта Святейшим Патриархом (Ст. 47. 3), а епископы и иные лица, занимающие должности, назначение на которые входит в компетенцию Свящ. Синода, если они обвиняются по делам, связанным с исполнением ими служебных обязанностей, извергаются из сана постановлением Общецерковного суда с последующим утверждением его Святейшим Патриархом, а также Свящ. Синодом, если из лишения сана вытекает необходимость увольнения наказанного от должности, назначение на которую производится Синодом (Ст. 49. 4).

Извержение из сана принципиально носит необратимый характер: священный сан, раз снятый, не может быть возвращен (Трул. 21; Васил. 3).

Поместный Собор 1917–1918 гг. вынес определение «О возможности восстановления в священном сане лиц, лишенных сана по суду» (см. ниже). Исходя из него, только в случае судебной ошибки или при нарушении установленного порядка судопроизводства может быть пересмотрен приговор о лишении сана, но сан не может быть возвращен в порядке «помилования».

Извержение из сана во всех случаях является низведением в состояние мирян. Изверженные из сана сохраняют все права мирян, включая и право причащаться Св. Таин, какой бы ни была тяжесть содеянных ими грехов, за исключением симонии и получения сана посредством вмешательства «мирских начальников».

***

«Учения о неизгладимости священства в Православной Церкви нет, и в канонах нет никаких оснований такое учение находить, из них извлекать. Каноны, когда упоминают извержение из сана, то отчётливо и ясно говорят о том, что он низлагается в состояние мирян – такой лишённый сана священник. Но есть такое мнение среди духовенства и мирян, что нечто от неизгладимости священства существует. Но я нигде не находил авторитетных оснований для того, чтобы такие даже предположения высказывать».
протоиерей Владислав Цыпин

«Разумеется, благодать священства дает Сам Господь, но каким образом? Через Церковь, через решение епископа и совершаемое его руками священнодействие. Также через Церковь Бог и забирает этот дар – опять же, решением епископа или епископов. Ни первое не происходит каким-то незаметным, невидимым образом, ни второе, но решением тех, кого Сам Бог «поставил пастырями» в Своей Церкви (Еф.4:11)».
священник Георгий Максимов

***

О возможности восстановления в священном сане лиц, лишенных сана по суду.

2 (15) августа 1918 г.

1. Лица, лишенные священного сана приговорами духовных судов, правильными по существу и форме, не могут быть восстановлены в сане.

2. Приговоры суда о лишении священного сана, признанные Высшим Церковным Судом неправильными по существу или по форме, подлежат пересмотру и могут быть отменены за признанием их недействительными.

3. Лишенным священного сана до времени открытия Священ­ного Собора предоставляется возбудить ходатайство о пересмотре состоявшихся о них приговоров духовного суда в срок, назна­чаемый для сего особым соборным определением.

4. Впредь до установления Священным Собором нового устройства церковного суда дела о признании недействительными приговоров о лишении сана, утвержденных Святейшим Правительствующим Синодом, подлежат рассмотрению Священного Синода, коим и решаются окончательно.

Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 4. Приложение к «Деяниям» второе. С. 45.

 

Рейтинг@Mail.ru