Яйцо пасхальное

Яйцо пас­халь­ное — тра­ди­ци­он­ный пас­халь­ный символ и вместе с тем цер­ковно-обря­до­вая пища, как пра­вило, потреб­ля­е­мая в дни пас­халь­ных тор­жеств. Дарить окра­шен­ные в крас­ный цвет яйца на Пасху — древ­ний хри­сти­ан­ский обычай. 

***

Как пра­вильно дарить на Пасху яйца?

Тра­ди­ци­онно яйца дарят при трех­крат­ном пас­халь­ном цело­ва­нии и при­вет­ствии: Хри­стос вос­кресе! — при этом при­нято, чтобы при­вет­ству­е­мый отве­чал: Воис­тину Вос­кресе!

Что сим­во­ли­зи­рует пас­халь­ное яйцо?

Яйцо служит сим­во­лом гроба и вместе с тем — сим­во­лом жизни. Окра­шен­ное крас­ной крас­кой, оно зна­ме­нует Вос­кре­се­ние Хри­стово и наше Искуп­ле­ние «дра­го­цен­ною Кровию Христа, как непо­роч­ного и чистого Агнца» (1Пет.1:18–19), воз­рож­де­ние веру­ю­щих во Христе. Помимо того, что крас­ный цвет ука­зы­вает на кровь Хри­стову, про­ли­тую на Кресте, он же зна­ме­нует цар­ское досто­ин­ство Спа­си­теля (на востоке в древ­но­сти крас­ный цвет счи­тался цар­ствен­ным). Кроме того, крас­ный цвет сим­во­ли­зи­рует пас­халь­ную радость и тор­же­ство. Таким обра­зом, даря друг другу яйца и при­вет­ствуя один дру­гого сло­вами «Хри­стос Вос­кресе!», пра­во­слав­ные испо­ве­дуют веру в Рас­пя­того и Вос­крес­шего, в тор­же­ство Жизни над смер­тью, победу Правды над злом. Пред­по­ла­га­ется, что помимо назван­ных причин первые хри­сти­ане кра­сили яйца в цвет крови не без наме­ре­ния под­ра­жать вет­хо­за­вет­ному пас­халь­ному обряду евреев, мазав­ших кровью жерт­вен­ных агнцев косяки и пере­кла­дины дверей своих домов (делая это по слову Божьему, во избе­жа­ние пора­же­ния пер­вен­цев от Ангела-губи­теля) (Исх.12:7).

На Руси в древ­ние вре­мена пас­халь­ному крас­ному яйцу при­да­ва­лось особое таин­ствен­ное зна­че­ние. Так, в одной рус­ской руко­писи XVI века скор­лупа упо­доб­ля­лась небу, внут­рен­няя пленка («плева») — обла­кам, белок — во́дам, желток — земле, «сырость посреде́ яйца» (то есть, его жидкое состо­я­ние) — греху, а загу­сте­ние яйца сопо­став­ля­лось с истреб­ле­нием греха про­ли­тием жерт­вен­ной крови Христа и Вос­кре­се­нием Хри­сто­вым.

До хри­сти­ан­ства знало ли чело­ве­че­ство обычай кра­сить яйца?

Тра­ди­ция окра­ши­ва­ния яиц появи­лась задолго до хри­сти­ан­ства, в дале­кой древ­но­сти. В Африке най­дены укра­шен­ные резь­бой стра­у­си­ные яйца, воз­рас­том около 60 000 лет. Рас­пи­сан­ные стра­у­си­ные яйца, а также золо­тые и сереб­ря­ные, часто встре­ча­ются в захо­ро­не­ниях древ­них шуме­ров и егип­тян, дати­ру­е­мых вплоть до начала III тыся­че­ле­тия до Р. Х.

Когда, согласно пре­да­нию, в хри­сти­ан­стве заро­ди­лась тра­ди­ция кра­сить яйца на Пасху?

Хри­сти­ан­ская тра­ди­ция кра­сить яйца и дарить их друг другу на Пасху (при при­вет­ствии: Хри­стос Вос­кресе!) вос­хо­дит кор­нями к глу­бо­кой древ­но­сти. Пре­да­ние твердо свя­зы­вает эту тра­ди­цию с именем рав­ноап­о­столь­ной Марины Маг­да­лины, кото­рая, по Воз­не­се­нии Гос­под­нем, отпра­ви­лась в Рим, где встре­ти­лась с импе­ра­то­ром Тиве­рием, и про­по­ве­дала ему Бла­го­ве­стие. Утвер­жда­ется, что она начала свою про­по­ведь сло­вами «Хри­стос Вос­крес!» и пода­рила монарху крас­ное яйцо.

Какие цвета кроме крас­ного допу­стимы для пас­халь­ных яиц?

Со вре­ме­нем в прак­тике окра­ши­ва­ния пас­халь­ных яиц утвер­ди­лись другие цвета, напри­мер, голу­бой (синий), напо­ми­на­ю­щий о Цар­стве Небес­ном, или зеле­ный, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий воз­рож­де­ние к вечной бла­жен­ной жизни (духов­ную весну).

В наше время цвет для окра­ши­ва­ния яиц нередко выби­ра­ется не исходя из его сим­во­ли­че­ского зна­че­ния, а на основе личных эсте­ти­че­ских пред­по­чте­ний, личной фан­та­зии. Отсюда и столь боль­шое коли­че­ство цветов, вплоть до непред­ска­зу­е­мых.

Здесь важно пом­нить: цвет пас­халь­ных яиц не должен быть тра­ур­ным, мрач­ным (ведь Пасха — вели­кий Празд­ник); кроме того, он не должен быть вызы­ва­ю­щим, вычур­ным.

Можно ли рас­пи­сы­вать пас­халь­ные яйца?

Это не явля­ется грехом. Разные народы в разной мере сохра­нили древ­нюю тра­ди­цию рос­писи пас­халь­ных яиц. В ста­рину даже суще­ство­вала особая тер­ми­но­ло­гия для обо­зна­че­ния раз­ли­чий между кра­ше­ными и рас­пи­сан­ными яйцами: кра­шенки — пол­но­стью окра­шен­ные яйца; писанки — яйца, рас­пи­сан­ные сюжет­ными и орна­мен­таль­ными узо­рами. Яйца, снаб­жен­ные узором в виде поло­сок, пятен и кра­пи­нок, име­но­ва­лись кра­пан­ками. При этом самым рас­про­стра­нен­ным спо­со­бом окра­ши­ва­ния яиц, пожа­луй, был и оста­ется способ с исполь­зо­ва­нием луко­вой шелухи.

Можно ли укра­шать пас­халь­ные яйца наклей­ками с ико­нами?

В насто­я­щее время для укра­ше­ния пас­халь­ных яиц исполь­зу­ются раз­но­об­раз­ные виды наклеек, тер­мопленка, зача­стую снаб­жен­ные изоб­ра­же­ни­ями Иисуса Христа, Бого­ро­дицы, Анге­лов, святых, храмов. Такая прак­тика нередко под­вер­га­ется кри­тике в совре­мен­ной пра­во­слав­ной пуб­ли­ци­стике как про­фа­на­ция сакраль­ного, поскольку через непро­дол­жи­тель­ное время ука­зан­ным изоб­ра­же­ниям, скорее всего, пред­стоит стать частью быто­вого мусора. Необ­хо­димо учи­ты­вать: икона — не кар­тинка; это — хри­сти­ан­ская свя­тыня. И отно­ситься к ней сле­дует именно как к свя­тыне.

Как пра­вильно посту­пить со скор­лу­пой от освя­щен­ных яиц?

Неко­то­рые, опа­са­ясь про­гне­вать Бога, ста­ра­ются не выбра­сы­вать в мусор скор­лупу с освя­щен­ных яиц: либо сжи­гают ее, либо зака­пы­вают в землю. Такая прак­тика допу­стима,  однако если яичная скор­лупа не просто окра­шена, а имеет нане­сен­ные изоб­ра­же­ния Бога или Его святых, встает вопрос: насколько уместно сжи­гать или зака­пы­вать в землю лики святых; неда­леко ли здесь до кощун­ства и свя­то­тат­ства.

Как самому освя­тить на Пасху яйца?

Суще­ствует тра­ди­ция освя­ще­ния пас­халь­ных яиц (вместе с кули­чами и тво­рож­ными пас­хами). В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви освя­ще­ние сопро­вож­да­ется «молит­вой во еже бла­го­сло­вити сыр и яйца» (то есть, на освя­ще­ние сыра и яиц). Освя­тить яйца можно и само­сто­я­тельно, мир­ским чином. Для этого перед пас­халь­ной тра­пе­зой (яйцами, кули­чом, пасхой) сле­дует трижды про­петь тро­парь Пасхи «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в», затем окро­пить снеди освя­щен­ной водой (если она есть) со сло­вами: «Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа. Аминь».

Источ­ники:

  1. Лева­шев П. Н. Обычай упо­треб­ле­ния крас­ных яиц в празд­ник Пасхи / П. Лева­шев. — СПб.: тип. Катан­ского, 1895. — 8 с.
  2. Лебе­дев П. Я. Наука о бого­слу­же­нии пра­во­слав­ной церкви : В 2 ч. / Сост. преп. Моск. духов. семи­на­рии Петр Лебе­дев. — 3‑е изд. — М.: кн. маг. В.В. Дум­нова, п/ф насл. бр. Сала­е­вых, 1890. — 352 с.
  3. Пасха, хри­сти­ан­ский празд­ник // Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Коринф­ский А. А. Народ­ная Русь: Круг­лый год ска­за­ний, пове­рий, обы­чаев и посло­виц рус. народа. — М.: М. В. Клюкин, 1901. — 724 с.
  5. После­до­ва­ние во Святую и Вели­кую Неделю Пасхи и во всю Свет­лую сед­мицу. — М.: Изда­тель­ство Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, 2012. — 176 с.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки