Яйцо пасхальное

AAA

Яйцо пасхальное — традиционный пасхальный символ и вместе с тем церковно-обрядовая пища, как правило, потребляемая в дни пасхальных торжеств. Дарить окрашенные в красный цвет яйца на Пасху — древний христианский обычай. 

Как правильно дарить на Пасху яйца?

Традиционно яйца дарят при трехкратном пасхальном целовании и приветствии: Христос воскресе! — при этом принято, чтобы приветствуемый отвечал: Воистину Воскресе!

Что символизирует пасхальное яйцо?

Яйцо служит символом гроба и вместе с тем — символом жизни. Окрашенное красной краской, оно знаменует Воскресение Христово и наше Искупление «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет.1:18-19), возрождение верующих во Христе. Помимо того, что красный цвет указывает на кровь Христову, пролитую на Кресте, он же знаменует царское достоинство Спасителя (на востоке в древности красный цвет считался царственным). Кроме того, красный цвет символизирует пасхальную радость и торжество. Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос Воскресе!», православные исповедуют веру в Распятого и Воскресшего, в торжество Жизни над смертью, победу Правды над злом. Предполагается, что помимо названных причин первые христиане красили яйца в цвет крови не без намерения подражать ветхозаветному пасхальному обряду евреев, мазавших кровью жертвенных агнцев косяки и перекладины дверей своих домов (делая это по слову Божьему, во избежание поражения первенцев от Ангела-губителя) (Исх.12:7).

На Руси в древние времена пасхальному красному яйцу придавалось особое таинственное значение. Так, в одной русской рукописи XVI века скорлупа уподоблялась небу, внутренняя пленка («плева») — облакам, белок — во́дам, желток — земле, «сырость посреде́ яйца» (то есть, его жидкое состояние) — греху, а загустение яйца сопоставлялось с истреблением греха пролитием жертвенной крови Христа и Воскресением Христовым.

До христианства знало ли человечество обычай красить яйца?

Традиция окрашивания яиц появилась задолго до христианства, в далекой древности. В Африке найдены украшенные резьбой страусиные яйца, возрастом около 60 000 лет. Расписанные страусиные яйца, а также золотые и серебряные, часто встречаются в захоронениях древних шумеров и египтян, датируемых вплоть до начала III тысячелетия до Р. Х.

Когда, согласно преданию, в христианстве зародилась традиция красить яйца на Пасху?

Христианская традиция красить яйца и дарить их друг другу на Пасху (при приветствии: Христос Воскресе!) восходит корнями к глубокой древности. Предание твердо связывает эту традицию с именем равноапостольной Марины Магдалины, которая, по Вознесении Господнем, отправилась в Рим, где встретилась с императором Тиверием, и проповедала ему Благовестие. Утверждается, что она начала свою проповедь словами «Христос Воскрес!» и подарила монарху красное яйцо.

Какие цвета кроме красного допустимы для пасхальных яиц?

Со временем в практике окрашивания пасхальных яиц утвердились другие цвета, например, голубой (синий), напоминающий о Царстве Небесном, или зеленый, символизирующий возрождение к вечной блаженной жизни (духовную весну).

В наше время цвет для окрашивания яиц нередко выбирается не исходя из его символического значения, а на основе личных эстетических предпочтений, личной фантазии. Отсюда и столь большое количество цветов, вплоть до непредсказуемых.

Здесь важно помнить: цвет пасхальных яиц не должен быть траурным, мрачным (ведь Пасха — великий Праздник); кроме того, он не должен быть вызывающим, вычурным.

Можно ли расписывать пасхальные яйца?

Это не является грехом. Разные народы в разной мере сохранили древнюю традицию росписи пасхальных яиц. В старину даже существовала особая терминология для обозначения различий между крашеными и расписанными яйцами: крашенки — полностью окрашенные яйца; писанки — яйца, расписанные сюжетными и орнаментальными узорами. Яйца, снабженные узором в виде полосок, пятен и крапинок, именовались крапанками. При этом самым распространенным способом окрашивания яиц, пожалуй, был и остается способ с использованием луковой шелухи.

Можно ли украшать пасхальные яйца наклейками с иконами?

В настоящее время для украшения пасхальных яиц используются разнообразные виды наклеек, термопленка, зачастую снабженные изображениями Иисуса Христа, Богородицы, Ангелов, святых, храмов. Такая практика нередко подвергается критике в современной православной публицистике как профанация сакрального, поскольку через непродолжительное время указанным изображениям, скорее всего, предстоит стать частью бытового мусора. Необходимо учитывать: икона — не картинка; это — христианская святыня. И относиться к ней следует именно как к святыне.

Как правильно поступить со скорлупой от освященных яиц?

Некоторые, опасаясь прогневать Бога, стараются не выбрасывать в мусор скорлупу с освященных яиц: либо сжигают ее, либо закапывают в землю. Такая практика допустима,  однако если яичная скорлупа не просто окрашена, а имеет нанесенные изображения Бога или Его святых, встает вопрос: насколько уместно сжигать или закапывать в землю лики святых; недалеко ли здесь до кощунства и святотатства.

Как самому освятить на Пасху яйца?

Существует традиция освящения пасхальных яиц (вместе с куличами и творожными пасхами). В Русской Православной Церкви освящение сопровождается «молитвой во еже благословити сыр и яйца» (то есть, на освящение сыра и яиц). Освятить яйца можно и самостоятельно, мирским чином. Для этого перед пасхальной трапезой (яйцами, куличом, пасхой) следует трижды пропеть тропарь Пасхи «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в», затем окропить снеди освященной водой (если она есть) со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Источники:

Левашев П. Н. Обычай употребления красных яиц в праздник Пасхи / П. Левашев. — СПб.: тип. Катанского, 1895. — 8 с.

Лебедев П. Я. Наука о богослужении православной церкви : В 2 ч. / Сост. преп. Моск. духов. семинарии Петр Лебедев. — 3-е изд. — М.: кн. маг. В.В. Думнова, п/ф насл. бр. Салаевых, 1890. — 352 с.

Пасха, христианский праздник // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Коринфский А. А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц рус. народа. — М.: М. В. Клюкин, 1901. — 724 с.

Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 176 с.