Псалмы

***

Псалмы́ (от греч. ψαλμός (псал­мос) – хва­леб­ная песнь (от греч. ψάλλω – бря­цать по стру­нам, сла­вить); мн. число– ψαλμοί (псал­мой), на иврите – тхил­лим — сла­во­сло­вия) – свя­щен­ные молит­вен­ные песни, напи­сан­ные, по вдох­но­ве­нию Свя­того Духа (по пре­иму­ще­ству про­ро­ком Дави­дом (X век до Р.Х.)) и собран­ные в одну книгу, назы­ва­е­мую Псал­тирь – (она состав­ляет часть Библии). В эти­мо­ло­ги­че­ском отно­ше­нии зна­че­ние слова «псалмы» объ­яс­ня­ется тем, что пение псал­мов обычно сопро­вож­да­лось игрой на музы­каль­ных инстру­мен­тах. Всего в Псал­тирь входит 150 псал­мов.

Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский († 373 г.) в работе «Об истол­ко­ва­нии псал­мов» пишет об исце­ле­нии души бла­го­даря вос­пе­ва­нию псал­мов. При этом он не огра­ни­чи­ва­ется только сло­вес­ным содер­жа­нием Псал­тири. В его созна­нии, как прак­ти­че­ски и в созна­нии всего хри­сти­ан­ского мира, псалмы нераз­рывно свя­заны со спе­ци­фи­че­скими ритмо-мело­ди­че­скими струк­ту­рами. Это особый жанр гим­но­гра­фии, ибо псалмы не чита­ются, но поются особым обра­зом. Мело­ди­че­ское испол­не­ние псал­мов своей напев­но­стью и гар­мо­нич­но­стью воз­дей­ствует на души поющих и слу­ша­ю­щих, при­водя их в уми­ро­тво­рен­ное бла­жен­ное состо­я­ние. Музы­каль­ность псал­мов спо­соб­ствует отре­ше­нию души от обы­ден­ных чувств, стра­стей, пере­жи­ва­ний и ори­ен­ти­рует ее на дости­же­ние хри­сти­ан­ского идеала – спа­се­ния для веч­ного бла­жен­ства.

Извест­ный хри­сти­ан­ский подвиж­ник IV века Ефрем Сирин так досто­хвально пишет о псал­мах: «Псалом – отгна­ние демо­нов. Псалом – оружие против страха ноч­ного. Псалом – успо­ко­е­ние от днев­ных трудов. Псалом – без­опас­ность мла­ден­цев. Псалом – уте­ше­ние стар­цам, самое при­лич­ное убран­ство жен­щи­нам. Он свет­лыми делает празд­ники, он про­из­во­дит печаль по Богу. Псалом и из камен­ного сердца вызы­вает слезы. Псалом – дело Анге­лов, небес­ное житель­ство, духов­ное кадило. Он про­све­щает ум, он воз­во­дит на небеса, он делает людей собе­сед­ни­ками Божи­ими, радует душу, пре­кра­щает суд, сми­ряет враж­ду­ю­щих. Где псалом с сокру­ше­нием, там и Бог с Анге­лами».

Утрен­нее и вечер­нее бого­слу­же­ние Церкви раз­ви­лось вокруг неко­то­рых псал­мов или групп псал­мов. На утрени это Псалом 62 (утрен­ний) а на вечерне – «вечер­ний» или – Псалом 140. К ним можно при­ба­вить «хва­лит­ные» псалмы (Пс. 148, 149, 150) на утрени и «све­тиль­нич­ные» (Пс. 14, 141, 116, 129) на вечерне. Эти псалмы до сих пор состав­ляют скелет неиз­мен­ных частей суточ­ных служб.

Пред­на­чи­на­тель­ный псалом – 103 псалом (Пс. 103), кото­рый поется или чита­ется в начале вечерни. Посвя­щен про­слав­ле­нию кра­соты твар­ного мира и вели­чия Созда­теля.

Непо­рочны – поня­тие пра­во­слав­ной гим­но­гра­фии, обо­зна­ча­ю­щее важный для бого­слу­же­ния 118‑й псалом по его словам «Бла­женны непо­роч­ные в путь, ходя­щие в законе Гос­подни…». (См. непо­рочны)

Неко­то­рые псалмы, упо­треб­ля­е­мые на Бого­слу­же­ниях

***

«Всех псал­мов сто пять­де­сят. Неко­то­рые думают, что все они при­над­ле­жат бла­жен­ному Давиду. Но на это нет ука­за­ний. Ибо хотя все псалмы известны под именем Дави­до­вых, однако же в над­пи­са­ниях пока­зы­ва­ется, кому при­над­ле­жит какой-либо псалом. Ибо Дави­дом избраны были четыре началь­ника певцов и двести восемь­де­сят восемь слу­жа­щих им (1Пар.25:7). Посему, встре­ча­ются псалмы этих четы­рех началь­ни­ков, как видно из над­пи­са­ний.
И когда ска­зано: псалом сыном Корео­вым, Эфаму, Асафу и Эману; тогда озна­ча­ется, что они вос­пе­вают псалом, т. е. сыны Кореовы, Эфам, Асаф и Эман. Когда ска­зано: псалом Асафов, тогда пока­зы­ва­ется, что псалом этот изре­чен самим Асафом. И когда гово­рится: псалом Иди­фу­мов, тогда значит, что вос­пе­вает его сам Идифум. Когда гово­рится: псалом Дави­дов, пока­зы­ва­ется, что про­из­нес­ший был сам Давид. Когда же ска­зано: псалом Давиду, тогда значит, что дру­гими изре­ка­ется о Давиде.
Всех псал­мов сто пять­де­сят. Из них семь­де­сят два суть Дави­довы, девять Давиду, две­на­дцать Аса­фовы, две­на­дцать сыном Корео­вым, один Иди­фу­мов, один Эфамов, один Эманов, один Соло­мо­нов, два Аггея и Заха­рии, ненад­пи­сан­ных трид­цать девять и один Мои­сеев. Всех сто пять­де­сят.
Посему, должно вник­нуть в таин­ствен­ную при­чину, по кото­рой, когда певцы раз­личны и псалмы не все Дави­довы, все они при­пи­саны Давиду. И мы прейдем этого в мол­ча­нии. Над­пи­са­ние это сде­лано потому, что сам Давид был тому при­чи­ною. Он избрал певцов; и потому, как учре­ди­тель, упо­до­бился той чести, что все изре­чен­ное и дру­гими пев­цами при­пи­сано Давиду».
св. Афа­наcий Вели­кий

«Псалмы, кото­рые у древ­них иудеев дели­лись по своему содер­жа­нию на: псалмы хва­ле­ния, пока­я­ния и молит­вен­ные, очень рано вошли в наше бого­слу­же­ние. Они, как были поэ­ти­че­ским фоном вет­хо­за­вет­ного бого­слу­же­ния, родной и понят­ной сти­хией для иудей­ской души, тако­выми оста­лись и для хри­стиан. Забве­ние Псал­тири, этой высо­чай­шей поэзии всех веков, непро­сти­тельно для цер­ков­ного созна­ния. Апо­столы, их уче­ники, хри­сти­ане древ­них веков, как миряне, так и монахи-пустын­ники жили и дышали Псал­ти­рью. «Скорее солнце не взой­дет, чем Псал­тирь умолк­нет в келии монаха», – гла­сила древ­няя пого­ворка…
Псал­тирь рано стала упо­треб­ляться хри­сти­а­нами; лучше ска­зать – она нико­гда и не пре­кра­щала упо­треб­ляться. Она была и есть общее досто­я­ние и иудея, и хри­сти­а­нина. Лаоди­кий­ский собор своим 17 пра­ви­лом пред­пи­сы­вает пение псал­мов не подряд, а в соеди­не­нии с дру­гими молит­вами и чте­ни­ями. Отсюда можно сде­лать вывод, что уже тогда суще­ство­вал какой-то поря­док, рас­пи­са­ние чтений из Псал­тири. Более позд­ние «Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния» знают особые утрен­ние псалмы, поло­жен­ные для чтения на утрени (веро­ятно, Пс.62) и вечер­ний псалом (Пс.140).
В более позд­нее время, в VI в., пред­пи­сы­ва­лось на вос­крес­ной вечерне пение 1‑ой кафисмы «блажен муж», что вошло в позд­ней­шие уставы, как Иеру­са­лим­ский, так и Сту­дий­ский».
архим. Киприан (Керн) Литур­гика. Гим­но­гра­фия и эор­то­ло­гия

***

См. также ПСАЛ­ТИРЬ В БОГО­СЛУ­ЖЕ­НИИ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки