Библиотеке требуются волонтёры

Как учиться домашней молитве

по бла­го­сло­ве­нию Прео­свя­щен­ного Симона, епи­скопа Мур­ман­ского и Мон­че­гор­ского

Оглав­ле­ние


Что такое молитва

В хри­сти­ан­ском кате­хи­зисе, то есть в настав­ле­нии о хри­сти­ан­ской вере, о молитве ска­зано так: «Молитва есть воз­но­ше­ние ума и сердца Богу и явля­ется бла­го­го­вей­ным словом чело­века к Богу». Молитва — нити живой ткани тела цер­ков­ного, идущие во всех направ­ле­ниях; молит­вен­ная связь про­ни­зы­вает все тело Церкви.

Молитва соеди­няет каж­дого члена Церкви с Небес­ным Отцом, членов земной Церкви между собой и членов земных с небес­ными.

Содер­жа­нием молитвы служат: хвала, или слава; бла­го­да­ре­ние; пока­я­ние; просьба о мило­сти Божией, о про­ще­нии грехов, о даро­ва­нии благ душев­ных и телес­ных, небес­ных и земных. Молитва бывает о себе и о других. Молитва друг за друга выра­жает вза­им­ную любовь членов Церкви.

Духов­ное покло­не­ние необ­хо­димо сопро­вож­да­ется телес­ным вслед­ствие тесной связи души и тела. Молитва выра­жа­ется в раз­но­об­раз­ных внеш­них формах. Сюда отно­сятся коле­но­пре­кло­не­ния, крест­ное зна­ме­ние, воз­де­я­ние рук, упо­треб­ле­ние разных бого­слу­жеб­ных пред­ме­тов и все наруж­ные дей­ствия обще­ствен­ного хри­сти­ан­ского бого­слу­же­ния.

Молитва имеет необы­чай­ную силу. «Молитва не только побеж­дает законы при­роды, не только явля­ется непре­обо­ри­мым щитом против види­мых и неви­ди­мых врагов, но удер­жи­вает даже и руку Самого Все­силь­ного Бога, под­ня­тую для пора­же­ния греш­ни­ков», — пишет свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский.

Но читать слова молитвы на память или по молит­во­слову, стоять перед иконой дома или в храме, класть поклоны — это еще не молитва. «Чита­ние молитв, сто­я­ние на молитве и поклоны состав­ляют лишь молит­вен­ное сто­я­ние,— пишет свя­ти­тель Феофан Затвор­ник, — а молитва, соб­ственно, идет из сердца. Когда этой нет — и ника­кой нет. Молитва без чувств есть то же, что выки­дыш мерт­вый». Сама же молитва, как пишет свя­ти­тель Феофан Затвор­ник, «есть воз­ник­но­ве­ние в нашем сердце одного за другим бла­го­го­вей­ных чувств к Богу — чув­ства само­уни­чи­же­ния, пре­дан­но­сти, бла­го­да­ре­ния, сла­во­сло­вия, про­ще­ния, усерд­ного при­па­да­ния, сокру­ше­ния, покор­но­сти воле Божией и прочее».

Больше всего во время молитвы мы должны забо­титься о том, чтобы эти и подоб­ные им чув­ства напол­няли нашу душу, чтобы, когда мы вслух или внут­ренне читали молитвы, во время покло­нов наше сердце не было пусто, чтобы оно устрем­ля­лось к Богу. Когда эти чув­ства у нас есть, то наше молит­во­сло­вие, наши поклоны — молитва…

Почему надо молиться по молит­во­слову

Отцы Церкви очень осто­рожно отно­си­лись к тем молит­вам, кото­рые сочи­нены самими веру­ю­щими.

«Не дерзни при­но­сить Богу мно­го­слов­ных и крас­но­ре­чи­вых молитв, тобою сочи­нен­ных… они — про­из­ве­де­ние пад­шего разума и… не могут быть при­няты на духов­ный жерт­вен­ник Божий», — писал свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). В том, чтобы молиться чужими сло­вами, пример нам — Сам Гос­подь Иисус Хри­стос. Его молит­вен­ные воз­гласы во время крест­ных стра­да­ний — строки из псал­мов (Пс.21:2; 30:6).

Книги для домаш­них молитв содер­жат мно­же­ство молитв, напи­сан­ных свя­тыми Отцами Церкви.

Эти молитвы напи­саны много веков назад пре­по­доб­ными Ефре­мом Сири­ном и Мака­рием Еги­пет­ским, Рома­ном Слад­ко­пев­цем, Иоан­ном Дамас­ки­ным, свя­ти­те­лями Васи­лием Вели­ким, Иоан­ном Зла­то­устом и дру­гими вели­кими молит­вен­ни­ками. Испол­нен­ные молит­вен­ным духом, они изло­жили вну­шен­ное этим духом в словах и пере­дали эти слова нам. В их молит­вах дви­жется вели­кая молит­вен­ная сила, и кто со вни­ма­нием и усер­дием при­ни­кает к ним, тот обя­за­тельно испы­тает молит­вен­ное чув­ство. Чтение молитв свя­зует чело­века с их твор­цами — псал­мо­пев­цами и подвиж­ни­ками. Это помо­гает обре­сти духов­ный настрой, род­ствен­ный их сер­деч­ному горе­нию.

Какие молитвы входят в молит­во­слов

Книги для домаш­них молитв, чаще всего назы­ва­е­мые молит­во­сло­вами, имеют между собой много сход­ства, ибо содер­жат одни и те же молит­во­сло­вия. В молит­во­сло­вах поме­щены молитвы на сон гря­ду­щим и молитвы утрен­ние, ака­фист Слад­чай­шему Иисусу, ака­фист Пре­свя­той Бого­ро­дице, ака­фист свя­ти­телю Нико­лаю Чудо­творцу, канон пока­ян­ный ко Гос­поду нашему Иисусу Христу, канон молеб­ный ко Пре­свя­той Бого­ро­дице, поемый во всякой скорби душев­ной и обсто­я­нии, канон Ангелу-хра­ни­телю, после­до­ва­ние пред святым при­ча­ще­нием и молитвы по святом при­ча­ще­нии.

Слово ака­фист про­ис­хо­дит от гре­че­ского ака­фи­стос гимнос — «несе­даль­ный гимн», гимн, кото­рый поется стоя. Ака­фист — это созер­ца­ние чуда, это как бы сло­вес­ная икона свя­щен­ного лица или бла­го­дат­ного собы­тия, чем и объ­яс­ня­ется его ста­тич­ность. Ака­фист состоит из 12 двой­ных песен — после­до­ва­тельно чере­ду­ю­щихся икосов и конда­ков. Кондак — это корот­кое пра­во­слав­ное пес­но­пе­ние, в кото­ром изло­жено дог­ма­ти­че­ское или исто­ри­че­ское зна­че­ние празд­ну­е­мого собы­тия или лица, в кондаке рас­кры­ва­ется какой-либо момент учения Церкви об одной из тайн Божиих. Каждый кондак завер­ша­ется воз­гла­сом «Алли­луиа». За конда­ком сле­дует икос, кото­рый рас­кры­вает содер­жа­ние кондака, заклю­чает более про­стран­ное раз­ви­тие темы, содер­жа­щейся в кондаке.

Канон — одна из форм пра­во­слав­ного гимна. Канон состоит из девяти песен, устро­ен­ных в бла­го­да­ре­ние и хвалу Богу. Песнь канона делится на ирмос (от гре­че­ского гла­гола «свя­зы­ваю», «соеди­няю») и несколько тро­па­рей (песнь, изоб­ра­жа­ю­щая образ жизни свя­того или тор­же­ство празд­ника). Канон Ангелу-хра­ни­телю содер­жит моле­бен Ангелу-хра­ни­телю, канон молеб­ный ко Пре­свя­той Бого­ро­дице — моле­ние для отвра­ще­ния внут­рен­них душев­ных и телес­ных болез­ней и в осо­бен­но­сти— для исце­ле­ния гре­хов­ных язв, пора­жа­ю­щих душу, как пока­зы­вает само содер­жа­ние песней и стихов канона.

Из каких молитв должно состо­ять молит­вен­ное пра­вило миря­нина

Молит­вен­ное пра­вило миря­нина состоит из утрен­них и вечер­них молитв, кото­рые совер­ша­ются еже­дневно. Этот ритм необ­хо­дим, ибо в про­тив­ном случае душа легко выпа­дает из молит­вен­ной жизни, как бы про­сы­па­ясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком боль­шом и труд­ном деле, одного вдох­но­ве­ния, настро­е­ния и импро­ви­за­ции недо­ста­точно.

Суще­ствует три основ­ных молит­вен­ных пра­вила:

  1. полное молит­вен­ное пра­вило, рас­счи­тан­ное на мона­хов и духовно опыт­ных мирян, кото­рое напе­ча­тано в Пра­во­слав­ном молит­во­слове;
  2. крат­кое молит­вен­ное пра­вило, рас­счи­тан­ное на всех веру­ю­щих; утром: «Царю Небес­ный», Три­свя­тое, «Отче наш», «Бого­ро­дице Дево», «От сна вос­став», «Поми­луй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Вла­дыко», «Святый Ангеле», «Пре­свя­тая Вла­ды­чице», при­зы­ва­ние святых, молитва за живых и усоп­ших; вече­ром: «Царю Небес­ный», Три­свя­тое, «Отче наш», «Поми­луй нас, Гос­поди», «Боже вечный», «Бла­гаго Царя», «Ангеле Хри­стов», от «Взбран­ной Вое­воде» до «Достойно есть»; эти молитвы содер­жатся в любом молит­во­слове;
  3. крат­кое молит­вен­ное пра­вило пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского: три раза «Отче наш», три раза «Бого­ро­дице Дево» и один раз «Верую» — для тех дней и обсто­я­тельств, когда чело­век нахо­дится в край­нем утом­ле­нии или весьма огра­ни­чен во вре­мени.

Про­дол­жи­тель­ность молитв, их коли­че­ство опре­де­ля­ются духов­ными отцами, свя­щен­ни­ками, учи­ты­вая образ жизни каж­дого и его духов­ный опыт.

Совсем опус­кать молит­вен­ное пра­вило нельзя. Даже если молит­вен­ное пра­вило чита­ется без долж­ного вни­ма­ния, слова молитв, про­ни­кая в душу, ока­зы­вают свое очи­ща­ю­щее воз­дей­ствие.

Одному семей­ному лицу свя­ти­тель Феофан пишет: «На случай надо уметь сокра­щать пра­вило. Мало ли в семей­ной жизни слу­чай­но­стей. Когда дела не поз­во­ляют совер­шить вполне молит­вен­ное пра­вило, то совер­шайте его сокра­щенно.

А спе­шить нико­гда не должно… Пра­вило — не суще­ствен­ная часть молитвы, а есть только внеш­няя ее сто­рона. Глав­ное же дело есть — молитва ума и сердца к Богу, воз­но­си­мая со сла­во­сло­вием, бла­го­да­ре­нием и про­ше­нием… и нако­нец с пре­да­нием Гос­поду все­цело. Когда есть такие дви­же­ния в сердце, есть там и молитва, а когда нет, и молитвы нет, хотя бы вы целые дни про­сто­яли на пра­виле».

Особое молит­вен­ное пра­вило совер­ша­ется во время при­го­тов­ле­ния к Таин­ствам испо­веди и при­ча­ще­ния. В эти дни (они назы­ва­ются гове­нием и про­дол­жа­ются как мини­мум три дня) при­нято более при­лежно испол­нять свое молит­вен­ное пра­вило: кто читает обычно не все утрен­ние и вечер­ние молитвы, пусть читает все пол­но­стью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Нака­нуне, при­ча­ще­ния надо быть на вечер­нем бого­слу­же­нии и про­чи­тать дома кроме обыч­ных молитв на сон гря­ду­щим канон пока­ян­ный, канон Бого­ро­дице и канон Ангелу-хра­ни­телю. Чита­ется также канон ко при­ча­ще­нию и, кто поже­лает, ака­фист Иисусу Слад­чай­шему. Утром про­чи­ты­ва­ются утрен­ние молитвы и все после­до­ва­ние ко свя­тому при­ча­ще­нию.

Во время гове­ния молитвы осо­бенно про­дол­жи­тельны, для того, как пишет святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский, «чтобы про­дол­жи­тель­но­стью усерд­ной молитвы разо­гнать наши хлад­ные, в про­дол­жи­тель­ной суете зака­лен­ные сердца. Ибо странно думать, тем более тре­бо­вать, чтобы зама­те­рев­шее в суете житей­ской сердце могло вскоре про­ник­нуться теп­ло­той веры и любви к Богу во время молитвы. Нет, для этого нужен труд, и время. Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его (Мф.11:12). Не скоро Цар­ствие Божие при­хо­дит в сердце, когда от него так усердно люди бегают. Сам Гос­подь Бог изъ­явил волю Свою, чтобы мы моли­лись не кратко, когда пред­став­ляет в пример вдову, долгое время ходив­шую к судье и надолзе (долгое время) утруж­дав­шую его прось­бами своими (Лк.18:2-6)».

Когда совер­шать свое молит­вен­ное пра­вило

В усло­виях совре­мен­ного быта, учи­ты­вая загру­жен­ность и уско­рен­ные темпы, миря­нам нелегко отво­дить для молитвы опре­де­лен­ное время. Надо выра­бо­тать стро­гие пра­вила молит­вен­ной дис­ци­плины и насто­я­тельно при­дер­жи­ваться своего молит­вен­ного пра­вила.

Утрен­ние молитвы лучше всего читать до начала вся­кого дела. В край­нем случае их про­из­но­сят по дороге из дома. Вечер­нее молит­вен­ное пра­вило учи­тели молитвы реко­мен­дуют читать в сво­бод­ные минуты до ужина или еще раньше — поздно вече­ром часто бывает трудно сосре­до­то­читься из-за уста­ло­сти.

Как под­го­то­виться к молитве

Основ­ные молитвы, состав­ля­ю­щие утрен­нее и вечер­нее пра­вило, сле­дует знать наизусть, чтобы они глубже про­никли в сердце и чтобы их можно было повто­рять в любых обсто­я­тель­ствах. Прежде всего, в сво­бод­ное время, жела­тельно вчи­таться в молитвы, вхо­дя­щие в ваше пра­вило, пере­ве­сти текст молитв для себя с цер­ков­но­сла­вян­ского языка на рус­ский, чтобы пони­мать зна­че­ние каж­дого слова и ни одно слово не про­из­но­сить бес­смыс­ленно или без точ­ного осмыс­ле­ния. Это сове­туют Отцы Церкви. «Потру­дись, — пишет пре­по­доб­ный Нико­дим Свя­то­го­рец, — не в молит­вен­ный час, а в другое, сво­бод­ное время обду­мать и про­чув­ство­вать поло­жен­ные молитвы. Сделав это, ты и во время молит­во­сло­вия не встре­тишь ника­кого труда вос­про­из­ве­сти в себе содер­жа­ние чита­е­мой молитвы».

Очень важно, чтобы при­сту­па­ю­щий к молит­во­сло­вию изгнал из сердца обиды, раз­дра­же­ние, горечь. Святой Тихон Задон­ский поучает: «Прежде молитв тре­бу­ется ни на кого не гне­ваться, не зло­биться, но всякую обиду оста­вить, чтобы и самим Бог оста­вил грехи».

«При­сту­пая к Бла­го­де­телю, будь сам бла­го­де­те­лен; при­сту­пая к Доб­рому, будь сам добрым; при­сту­пая к Пра­вед­ному, будь сам пра­вед­ным; при­сту­пая к Тер­пе­ли­вому, будь сам тер­пе­ли­вым; при­сту­пая к Чело­ве­ко­лю­би­вому, будь чело­ве­ко­лю­би­вым; а также будь и всем иным, при­сту­пая к Доб­ро­сер­дому, к Бла­го­склон­ному, к Общи­тель­ному в благах, к Милу­ю­щему вся­кого, и, если еще что усмат­ри­ва­ется Боже­ствен­ного, упо­доб­ля­ясь во всем этом про­из­во­ле­нием, при­об­ре­тай тем себе дерз­но­ве­ние на молитву», — пишет свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский.

Как совер­шать дома свое молит­вен­ное пра­вило

Во время молитвы реко­мен­ду­ется уеди­ниться, воз­жечь лам­паду или свечу и встать перед иконой. В зави­си­мо­сти от харак­тера внут­ри­се­мей­ных отно­ше­ний можно реко­мен­до­вать чтение молит­вен­ного пра­вила вместе, всей семьей, или каж­дому члену семьи отдельно. Общая молитва реко­мен­ду­ется прежде всего в тор­же­ствен­ные дни, перед празд­нич­ной тра­пе­зой и в других подоб­ных слу­чаях. Семей­ная молитва — это раз­но­вид­ность цер­ков­ной, обще­ствен­ной (семья — своего рода домаш­няя цер­ковь) и поэтому не заме­няет молитву инди­ви­ду­аль­ную, а лишь допол­няет ее.

Перед нача­лом молит­во­сло­вия сле­дует осе­нить себя крест­ным зна­ме­нием и совер­шить несколько покло­нов, пояс­ных или земных, и поста­раться настро­иться на внут­рен­нюю беседу с Богом. «Постой молча, дон­деже ути­шатся чув­ства, поставь себя в при­сут­ствие Божие до созна­ния и чув­ства Его с бла­го­го­вей­ным Стра­хом и вос­ставь в сердце живую веру, что Бог слышит и видит тебя», — гово­рится в начале молит­во­слова. Многим людям помо­гает сосре­до­то­читься про­из­не­се­ние молитв вслух или впол­го­лоса.

«При­сту­пая к молит­во­сло­вию, — сове­тует свя­ти­тель Феофан Затвор­ник, — утром или вече­ром, постой немного, или посиди, или походи, и потру­дись в это время отрез­вить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и пред­ме­тов. Затем помысли, кто Тот, к Кому ты обра­тишься в молитве, и кто ты, име­ю­щий теперь начать это молит­вен­ное к Нему обра­ще­ние — и воз­буди в душе соот­вет­ству­ю­щее этому настро­е­ние само­уни­чи­жен­ного и бла­го­го­вей­ным стра­хом про­ник­ну­того пред­сто­я­ния Богу в сердце. В этом все при­го­тов­ле­ние — бла­го­го­вейно стать пред Богом, — малое, но нема­ло­зна­чи­тель­ное. Тут пола­га­ется начало молитвы, доброе же начало —поло­вина дела.

Так уста­но­вив­шись внут­ренно, стань затем пред иконою и, поло­жив несколько покло­нов, начи­най обыч­ное молит­во­сло­вие: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небес­ный, Уте­ши­телю, Душе истины» и прочее. Читай неспешно, во всякое слово вникай, и мысль вся­кого слова до сердца доводи, сопро­вож­дая то покло­нами. В этом все дело чита­ния молитвы, Богу при­ят­ного и пло­до­нос­ного. Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, иначе — пони­май, что чита­ешь, и поня­тое чув­ствуй. Других правил не тре­бу­ется. Эти два — пони­май и чув­ствуй, — испол­нен­ные как сле­дует, укра­шают всякое молит­во­сло­вие полным досто­ин­ством и сооб­щают ему все пло­до­твор­ное дей­ствие. Чита­ешь: «очисти ны от всякия скверны» — восчув­ствуй свою сквер­ноту, воз­же­лай чистоты и с упо­ва­нием взыщи, ее у Гос­пода. Чита­ешь: «остави нам долги наша, якоже же и мы остав­ляем долж­ни­ком нашим» — и в душе своей всем прости, и серд­цем, все всем про­стив­шим, проси себе у Гос­пода про­ще­ния. Чита­ешь: «да будет воля Твоя» — и в своем сердце совер­шенно предай Гос­поду твою участь и изъяви бес­пре­ко­слов­ную готов­ность бла­го­душно встре­тить все, что Гос­поду будет угодно тебе послать.

Если будешь так дей­ство­вать при каждом стихе твоей молитвы, то у тебя будет над­ле­жа­щее молит­во­сло­вие».

В другом своем настав­ле­нии свя­ти­тель Феофан так кратко систе­ма­ти­зи­рует советы по про­чте­нию молит­вен­ного пра­вила:

«а) нико­гда спешно не читайте, а читайте будто нарас­пев… В древ­но­сти все чита­е­мые молитвы бра­лись из псал­мов… Но нигде не встре­чаю слова «читать», а везде «петь»…
б) во всякое слово вни­кайте и не мысль только чита­е­мого вос­про­из­во­дите в созна­нии, но и чув­ство соот­вет­ствен­ное воз­буж­дайте…
в) чтобы под­сечь позыв на спеш­ное чтение, поло­жите — не то и то вычи­ты­вать, а про­сто­ять на чита­тель­ном молит­во­сло­вии чет­верть часа, пол­часа, час… сколько обычно выста­и­ва­ете… и затем не заботь­тесь… сколько про­чи­та­ете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, пере­ста­вайте читать…
г) поло­жив это, однако ж, на часы не посмат­ри­вайте, а так ста­но­ви­тесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забе­гать вперед…
д) чтобы спо­соб­ство­вать дви­же­нию молит­вен­ных чувств в сво­бод­ное время, пере­чи­ты­вайте и пере­ду­мы­вайте все молитвы, кото­рые входят в ваше пра­вило, — и пере­чув­ствуйте их, чтобы, когда на пра­виле ста­нете их читать, знать, напе­ред, какое чув­ство должно быть воз­буж­да­емо в сердце…
е) нико­гда не читайте без пере­рыва молитвы, а всегда пере­ры­вайте их сво­е­лич­ною молит­вою, с покло­нами, в сре­дине ли молитв при­дется это сде­лать или в конце. Как только вспа­дет что на сердце, тотчас оста­нав­ли­вай­тесь читать и кла­дите поклоны. Это послед­нее пра­вило — самое нужное и самое необ­хо­ди­мое для вос­пи­та­ния духа молит­вен­ного… Если какое иное чув­ство займет очень, вы и будьте с ним и кла­дите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца поло­жен­ного вре­мени».

Что делать при рас­се­я­нии на молитве

Молиться очень трудно. Молитва — это в первую оче­редь духов­ный труд, потому не сле­дует ожи­дать от нее немед­лен­ной духов­ной услады. «Не ищи в молитве насла­жде­ний, — пишет свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов),— они отнюдь не свой­ственны греш­нику. Жела­ние греш­ника ощу­тить насла­жде­ние есть уже само­обо­льще­ние… Не ищи преж­де­вре­менно высо­ких духов­ных состо­я­ний и молит­вен­ных вос­тор­гов».

Как пра­вило, вни­ма­ние на словах молитвы уда­ется удер­жать несколько минут, а затем мысли начи­нают раз­бре­даться, глаз сколь­зит по словам молитвы — а наши сердце и ум далеки.

Если кто молится Гос­поду, а думает о другом, то такой молитвы не послу­шает Гос­подь», — пишет пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский.

В эти моменты Отцы Церкви сове­туют быть осо­бенно вни­ма­тель­ными. Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник пишет, что мы должны зара­нее при­го­то­виться к тому, что при чтении молитв мы бываем рас­се­яны, часто маши­нально читаем слова молитвы. «Когда во время молитвы мысль отбе­жит — воз­врати ее. Опять отбе­жит — опять воз­врати. Так каждый раз. Всякий раз, что про­чтено будет во время отбе­га­ния мысли и, сле­до­ва­тельно, без вни­ма­ния и чув­ства, не забы­вай пере­чи­ты­вать. И хоть бы твоя мысль несколько раз отбе­гала на одном месте, несколько раз читай его, пока не про­чтешь с поня­тием и чув­ством. Одо­ле­ешь одна­жды это затруд­не­ние — в другой раз, может быть, оно и не повто­рится, или повто­рится не в такой силе.

Если во время чтения пра­вила про­ры­ва­ется молитва своими сло­вами, то, как гово­рит пре­по­доб­ный Нико­дим, «не попус­кай сему случаю пройти мимо­летно, но оста­но­вись на нем».

Эту же мысль мы нахо­дим и у свя­ти­теля Фео­фана: «Иное слово, так сильно подей­ствует на душу, что душе не будет хотеться про­сти­раться далее в молит­во­сло­вии, и хотя язык читает молитвы, а мысль все отбе­гает назад, к тому месту, кото­рое так подей­ство­вало на нее. В таком случае оста­но­вись, не читай далее, а постой вни­ма­нием и чув­ством на том месте, попи­тай ими душу свою, или теми помыш­ле­ни­ями, кото­рые оно будет про­из­во­дить. И не спеши себя отры­вать от этого состо­я­ния, так что, если время не терпит, оставь лучше недо­кон­чен­ное пра­вило, а этого состо­я­ния не разо­ряй. Оно будет осе­нять тебя, может быть, и весь день, как Ангел-хра­ни­тель! Такого рода бла­го­дат­ные воз­дей­ствия на душу во время молит­во­сло­вия озна­чают, что дух молитвы начи­нает внед­ряться и что, сле­до­ва­тельно, сохра­не­ние этого состо­я­ния есть самое надеж­ное сред­ство к вос­пи­та­нию и укреп­ле­нию в нас молит­вен­ного духа».

Как закан­чи­вать свое молит­вен­ное пра­вило

Хорошо окон­чить молит­во­сло­вие бла­го­да­ре­нием Богу за даро­ван­ное обще­ние и сокру­ше­нием о своей невни­ма­тель­но­сти.

«Кон­чишь свое молит­во­сло­вие — не тотчас пере­ходи к своим каким-либо заня­тиям, а тоже, хоть немного, постой и поду­май, что это тобой совер­шено и к чему это тебя обя­зы­вает, ста­ра­ясь, если дано что восчув­ство­вать во время молитвы, сохра­нить то и после молитвы», — пишет свя­ти­тель Феофан Затвор­ник. «Не тотчас кидайся на обы­ден­ные дела, — учит пре­по­доб­ный Нико­дим,— и нико­гда не думай, что, совер­шив свое молит­вен­ное пра­вило, ты все окон­чил по отно­ше­нию, к Богу».

При­сту­пая к делам, надо прежде поду­мать о том, что пред­стоит гово­рить, делать, видеть в тече­ние дня, и испро­сить у Бога бла­го­сло­ве­ния и сил для сле­до­ва­ния Его воле.

Как научиться молит­венно про­во­дить день

Окон­чив утрен­ние молитвы, мы не должны думать, что в отно­ше­нии к Богу все испол­нено, и только вече­ром, во время вечер­него пра­вила, надо снова вер­нуться к молитве.

Добрые чув­ства, воз­ник­шие во время утрен­них молитв, заглу­шатся в суете и заня­то­сти дня. Из-за этого и нет охоты ста­но­виться на вечер­нюю молитву.

Надо ста­раться делать так, чтобы душа обра­ща­лась к Богу не только тогда, когда стоим на молитве, но и в про­дол­же­ние всего дня.

Вот как сове­тует обу­чаться этому свя­ти­тель Феофан Затвор­ник:

«Первое — необ­хо­димо в про­дол­же­ние дня чаще взы­вать к Богу из сердца крат­кими сло­вами, судя по нужде души и теку­щим делам. Начи­на­ешь что, напри­мер, говори: «Бла­го­слови, Гос­поди!». Кон­ча­ешь дело, говори: «Слава тебе, Гос­поди!», и не языком только, но и чув­ством сердца. Страсть какая поды­мется, говори: «Спаси, Гос­поди, поги­баю!». Нахо­дит тьма помыш­ле­ний сму­ти­тель­ных, взывай: «Изведи из тем­ницы душу мою!». Пред­стоят непра­вые дела и грех влечет к ним, молись: «Настави мя, Гос­поди, на путь» или «Не даждь во смя­те­ние ноги моея». Грехи подав­ляют и влекут в отча­я­ние, возопи мыта­ре­вым гласом: «Боже, мило­стив буди мне, греш­ному». Так и во всяком случае. Или просто поча­сту говори: «Гос­поди, поми­луй; Вла­ды­чица Бого­ро­дица, поми­луй мя. Ангеле Божий, хра­ни­телю мой святый, защити мя», — или другим каким словом взывай. Только сколько можно чаще делай эти воз­зва­ния, всяко ста­ра­ясь, чтобы они из сердца исхо­дили, как бы выжа­тые из него. Когда будешь так делать, частые будут у нас совер­шаться из сердца умные к Богу вос­хож­де­ния, частые к Богу обра­ще­ния, частая молитва, а это уча­ще­ние сооб­щит навык умного с Богом собе­се­до­ва­ния.

Но чтобы душа так стала взы­вать, надобно напе­ред заста­вить ее все обра­щать во славу Божию, всякое свое дело, боль­шое и малое. И это есть второй способ, как научить душу чаще днем обра­щаться к Богу. Ибо если поло­жим себе в закон испол­нять эту запо­ведь апо­столь­скую, чтоб вся во славу Божию тво­рить, даже едите ли пьете ли, или иное что дела­ете, все дела­ете в славу Божию (1Кор.10:31), то непре­менно при каждом деле вспом­ним о Боге, и вспом­ним не просто, а с опас­ли­во­стью, как бы не посту­пить в каком случае неправо и не оскор­бить Бога каким-либо делом. Это и заста­вит со стра­хом к Богу обра­титься и молит­венно про­сить помощи и вра­зум­ле­ния. Как мы почти непре­станно что-либо делаем, то почти непре­станно будем к Богу обра­щаться молит­венно, и, сле­до­ва­тельно, почти непре­рывно про­хо­дить науку молит­вен­ного в душе к Богу воз­но­ше­ния.

Но чтобы и это, то есть дела­ние всего во славу Божию, душа испол­няла как должно, надо настро­ить ее к этому с ран­него утра — с самого начала дня, прежде чем изыдет чело­век на дело свое и на дела­ние свое до вечера. Настро­е­ние это про­из­во­дится бого­мыс­лием. И это есть третий способ обу­че­ния души к частому обра­ще­нию к Богу. Бого­мыс­лие — это бла­го­го­вей­ное раз­мыш­ле­ние о Боже­ствен­ных свой­ствах и дей­ствиях и о том, к чему веде­ние их и их к нам отно­ше­ние нас обя­зы­вает, это раз­мыш­ле­ние о бла­го­сти Божией, пра­во­су­дии, пре­муд­ро­сти, все­мо­гу­ще­стве, вез­де­су­щии, все­ве­де­нии, о тво­ре­нии и про­мыш­ле­нии, об устро­е­нии спа­се­ния в Гос­поде Иисусе Христе, о бла­го­сти и слове Божием, о святых таин­ствах, о Цар­стве Небес­ном.

О каком из этих пред­ме­тов ни стань раз­мыш­лять, раз­мыш­ле­ние это непре­менно испол­нит душу бла­го­го­вей­ным чув­ством к Богу. Стань раз­мыш­лять, напри­мер, о бла­го­сти Божией, — уви­дишь, что ты окру­жен мило­стями Божи­ими и телесно, и духовно, и разве только камень будешь, чтоб не пасть пред Богом во изли­я­нии уни­чи­жен­ных чувств бла­го­да­ре­ния. Стань раз­мыш­лять о вез­де­су­щии Божием, — ура­зу­ме­ешь, что ты всюду пред Богом и Бог пред тобою, и не можешь не испол­ниться бла­го­го­вей­ным стра­хом. Стань раз­мыш­лять о все­ве­де­нии Божием,— позна­ешь, что ничто в тебе не сокрыто от ока Божия, и непре­менно поло­жишь быть строго-вни­ма­тель­ным к дви­же­ниям сердца своего и ума, чтоб не оскор­бить как-нибудь все­ви­дя­щего Бога. Стань рас­суж­дать о правде Божией,— и уве­ришься, что ни одно худое дело не оста­нется без нака­за­ния, и непре­менно поло­жишь очи­стить все грехи свои сер­деч­ным пред Богом сокру­ше­нием и пока­я­нием. Так, о каком свой­стве и дей­ствии Божием ни стань рас­суж­дать, всякое такое раз­мыш­ле­ние испол­нит душу бла­го­го­вей­ных к Богу чувств и рас­по­ло­же­ний. Оно прямо к Богу устрем­ляет все суще­ство чело­века и есть потому самое прямое сред­ство к тому, чтоб при­учить душу воз­но­ситься к Богу.

Самое при­лич­ное, удоб­ное для этого время есть утро, когда душа еще не обре­ме­нена мно­же­ством впе­чат­ле­ний и дело­выми забо­тами, и именно — после утрен­ней молитвы. Кон­чишь молитву, сядь и, с освя­щен­ною в молитве мыслию, начи­най раз­мыш­лять ныне об одном, завтра о другом Божием свой­стве и дей­ствии и соот­вет­ствен­ное тому в душе про­из­веди рас­по­ло­же­ние. «Иди,— гово­рил святой Димит­рий Ростов­ский,— иди, святое бого­мыс­лие, и погру­зимся в раз­мыш­ле­ние о вели­ких делах Божиих», и про­хо­дил мыслию или дела тво­ре­ния и про­мыш­ле­ния, или чудеса Гос­пода Спа­си­теля, или Его стра­да­ния, или другое что, рас­тро­ги­вал тем сердце свое и начи­нал изли­вать душу свою в молитве. Так и всякий может делать. Труда немного, жела­ние только и реши­мость надо; а плода много.

Так вот три спо­соба, как, кроме молит­вен­ного пра­вила, научить душу молит­венно к Богу воз­но­ситься, именно: посвя­щать утром несколько вре­мени на бого­мыс­лие, всякое дело обра­щать во славу Божию и часто обра­щаться к Богу крат­кими воз­зва­ни­ями.

Когда утром хорошо будет совер­шено бого­мыс­лие, оно оста­вит глу­бо­кое настро­е­ние к помыш­ле­нию о Боге. Помыш­ле­ние о Боге заста­вит душу всякое дей­ствие свое, и внут­рен­нее и внеш­нее, осто­рожно соде­вать и во славу Божию обра­щать. А то и другое — в такое поста­вят душу поло­же­ние, что из нее поча­сту будут истор­гаться молит­вен­ные воз­зва­ния к Богу.

Эти три — бого­мыс­лие, всего во славу Божию тво­ре­ние и частые воз­зва­ния суть самые дей­стви­тель­ные орудия умной и сер­деч­ной молитвы. Всякое из них воз­но­сит душу к Богу. Кто поло­жил упраж­няться в них, тот скоро при­об­ре­тет пола­гать в сердце своем навык вос­хож­де­ния к Богу. Труд этот похо­дит на вос­хож­де­ние на гору. Чем выше поды­мется кто на гору, тем сво­бод­нее и легче дышит. Так и здесь, чем больше кто навы­кает пока­зан­ным упраж­не­ниям, тем выше поды­мет душу, а чем выше поды­мется душа, тем сво­бод­нее будет дей­ство­вать в ней молитва. Душа наша по при­роде есть оби­та­тель­ница гор­него мира Боже­ствен­ного. Там бы ей сле­до­вало быть неис­ходно и мыслью и серд­цем; но груз земных помыш­ле­ний и при­стра­стий влечет и тяго­тит ее долу. Пока­зан­ные спо­собы отры­вают ее от земли мало-помалу, а там и совсем ото­рвут. Когда же совсем ото­рвут, тогда душа всту­пит в свою область и будет сла­достно оби­тать горе — здесь сер­дечно и мыс­ленно, после же и самим суще­ством своим спо­до­бится пред лицем Бога пре­бы­вать в ликах Анге­лов и святых. Чего да спо­до­бит всех вас Гос­подь бла­го­да­тию Своею. Аминь».

Как при­ну­дить себя к молитве

Иной раз молитва совсем нейдет на ум. В этом случае свя­ти­тель Феофан сове­тует делать так:

«Если это домаш­няя молитва, то можно немножко, на несколько минут, отло­жить ее… Если и после нейдет… нудьте себя испол­нить молит­вен­ное пра­вило насиль­ственно, напря­га­ясь, и пони­мать гла­го­ле­мое, и чув­ство­вать… подобно тому когда дитя не хочет накло­ниться, его берут за чуб и наги­бают… Иначе вот что может слу­читься… ныне неохота — завтра неохота, а там и совсем молитве конец. Этого поопа­си­тесь… и нудьте себя на охот­ную молитву. Труд само­при­нуж­де­ния все пре­одо­ле­вает».

Святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский, также сове­туя при­нуж­дать себя в молитве, когда она не идет, пре­ду­пре­ждает:

«Молитва при­нуж­ден­ная раз­ви­вает хан­же­ство, делает неспо­соб­ным ни к какому заня­тию, тре­бу­ю­щему раз­мыш­ле­ния, и делает чело­века вялым ко всему, даже к испол­не­нию долж­но­стей своих. Это должно убе­дить всех, таким обра­зом моля­щихся, испра­вить свою молитву. Молиться должно охотно, с энер­гией, от сердца. Ни от скорби, ни от нужды (при­нуж­денно) молись Богу, — Каждый уделяй по рас­по­ло­же­нию сердца, не с огор­че­нием и не с при­нуж­де­нием; ибо доб­ро­хотно даю­щего любит Бог (2Кор.9:7)».

Что нужно для успеш­ной молитвы

«Желая и ища успеха в молит­вен­ном труде, при­спо­саб­ли­вай к этому все осталь­ное, чтобы не разо­рять одной рукой того, что сози­дает другая.

  1. Тело свое держи строго и в пище, и во сне, и в отдыхе: ничего не давай ему потому только, что оно того хочет, как запо­ве­дует апо­стол: Попе­че­ния о плоти не пре­вра­щайте в похоти (Рим.13:14). Не давай покоя плоти.
  2. Внеш­ние свои сно­ше­ния сократи до самых неиз­беж­ных. Это на время обу­че­ния себя молитве. После молитва, дей­ствуя в тебе, укажет, что без ущерба для нее может быть при­бав­лено. Осо­бенно блюди чув­ства, а между ними наи­бо­лее — глаза, слух, свяжи язык. Без соблю­де­ния этого и шагу не сде­ла­ешь вперед в деле молит­вен­ном. Как не может свеча гореть на ветре и дожде, так нельзя затеп­литься молитве при при­ливе впе­чат­ле­ний извне.
  3. Все сво­бод­ное время после молитвы упо­треб­ляй на чтение и раз­мыш­ле­ние. Для чтения изби­рай пре­иму­ще­ственно такие книги, в кото­рых пишется о молитве и вообще о внут­рен­ней духов­ной жизни. Раз­мыш­ляй исклю­чи­тельно о Боге и вещах Боже­ствен­ных, о Вопло­щен­ном Домо­стро­и­тель­стве нашего спа­се­ния, а в нем осо­бенно о стра­да­ниях и смерти Гос­пода Спа­си­теля. Делая так, погру­зишься в море Боже­ствен­ного света. При­со­еди­няй к этому хож­де­ние в цер­ковь, как только будешь иметь воз­мож­ность. Одно при­сут­ствие в храме осенит тебя молит­вен­ным обла­ком. Что же полу­чишь, если всю службу про­сто­ишь в истинно молит­вен­ном настро­е­нии!
  4. Знай, что нельзя пре­успеть в молитве без пре­успе­ва­ния вообще в хри­сти­ан­ской жизни. Необ­хо­димо, чтобы на душе не лежало ни одного греха, не очи­щен­ного пока­я­нием; и если во время молит­вен­ного труда сде­ла­ешь что-нибудь, сму­ща­ю­щее совесть, спеши очи­ститься пока­я­нием, чтобы мог ты дерз­но­венно воз­зреть ко Гос­поду. Посто­янно держи в сердце сми­рен­ное сокру­ше­ние. Не про­пус­кай ни одного пред­сто­я­щего случая сде­лать какое-нибудь добро или к про­яв­ле­нию какого-либо доб­рого рас­по­ло­же­ния, осо­бенно сми­ре­ния, послу­ша­ния и отре­че­ния от своей воли. Но уже само собой разу­ме­ется, что рев­ность о спа­се­нии должна гореть неуга­симо и, напол­няя всю душу, во всем, от малого до вели­кого, должна быть глав­ной дви­жу­щей силой, со стра­хом Божиим и непо­ко­ле­би­мым упо­ва­нием.
  5. Так настро­ясь, утруж­дай себя в молит­вен­ном дела­нии, молясь: то гото­выми молит­вами, то своими, то крат­кими взы­ва­ни­ями ко Гос­поду, то молит­вой Иису­со­вой, но не упус­кая при этом ничего из того, что может спо­соб­ство­вать в этом труде, и полу­чишь иско­мое. Напомню тебе, что гово­рит святой Мака­рий Еги­пет­ский: «Увидит Бог молит­вен­ный труд твой и что ты искренне жела­ешь успеха в молитве — и даст тебе молитву. Ибо знай, что хотя и тво­ри­мая, и дости­га­е­мая своими уси­ли­ями молитва при­ятна Богу, но насто­я­щая молитва та, кото­рая все­ля­ется в сердце и дела­ется неот­ступ­ной. Она есть дар Божий, дело Божией бла­го­дати. Потому, молясь обо всем, не забы­вай молиться и о молитве» (пре­по­доб­ный Нико­дим Свя­то­го­рец).

Как научиться при­па­дать к Богу в молитве

Святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский пишет:

«В молитве глав­ное, о чем нужно прежде всего поза­бо­титься, — это живая, ясно­ви­дя­щая вера в Гос­пода: пред­ставь Его живо пред собою и в себе самом, — и тогда, еже хощеши, проси о Христе Иисусе в Духе Святом, и будет тебе. Проси просто, ничтоже сум­няся, — и тогда Бог твой и будет все для тебя, во мгно­ве­ние совер­ша­ю­щий вели­кие и чудные дела, подобно тому как крест­ное зна­ме­ние совер­шает вели­кие силы. Проси не для себя одного, но и для всех верных, для всего тела Церкви благ духов­ных и веще­ствен­ных, не отде­ляя себя от прочих веру­ю­щих, но нахо­дясь в духов­ном еди­не­нии с ними, как член еди­ного вели­кого тела Церкви Хри­сто­вой, — и любя­щий всех, как чад своих во Христе, Отец Небес­ный испол­нит тебя вели­ким миром и дерз­но­ве­нием.

Если хочешь молит­вою испро­сить себе какого-либо блага у Бога, то прежде молитвы при­го­товь себя к несо­мнен­ной, креп­кой вере и прими забла­го­вре­менно сред­ства против сомне­ния и неве­рия. Худо, если во время самой молитвы сердце твое изне­мо­жет в вере и не устоит в ней, тогда и не думай, чтобы ты полу­чил то, о чем просил Бога сум­няся, потому что ты оскор­бил Бога, а руга­телю Бог не дает даров Своих! Всё, чего ни попро­сите в молитве с верою, полу­чите (Мф.21:22), и, значит, если вос­про­сите неве­ру­юще или с сомне­нием, не при­и­мете. Если будете иметь веру и не усо­мни­тесь, не только сде­ла­ете то, что сде­лано со смо­ков­ни­цею, но если и горе сей скажете:поднимись и вверг­нись в море, — будет (Мф.21:21). Значит, если усум­ни­теся и не пове­рите, то не сде­ла­ете этого. Да просит (каждый чело­век) с верою, нимало не сомне­ва­ясь, потому что сомне­ва­ю­щийся подо­бен мор­ской волне, ветром под­ни­ма­е­мой и раз­ве­ва­е­мой. Да не думает такой чело­век полу­чить что-нибудь от Гос­пода. Чело­век с дво­я­щи­мися мыс­лями не тверд во всех путях своих, — гово­рит апо­стол Иаков (Иак.1:6-8).

Сердце, сомне­ва­ю­ще­еся в том, что Бог может даро­вать про­си­мое, нака­зы­ва­ется за сомне­ние: оно болез­ненно томится и стес­ня­ется от сомне­ния. Не про­гнев­ляй же все­дер­жав­ного Бога ни тению сомне­ния, осо­бенно ты, испы­тав­ший на себе Божие все­мо­гу­ще­ство многое мно­же­ство раз. Сомне­ние — хула на Бога, дерз­кая ложь сердца или гнез­дя­ще­гося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядо­ви­той змеи, или нет, что я говорю, пре­не­бре­гай им, не обра­щай на него ни малей­шего вни­ма­ния. Помни, что Бог во время про­ше­ния твоего ожи­дает утвер­ди­тель­ного ответа на вопрос, внут­ренне Им тебе пред­ла­га­е­мый: веру­еши ли, яко могу сие сотво­рити?! Да, ты должен из глу­бины сердца отве­тить: верую, Гос­поди! (Ср.: Мф.9:28). И тогда будет по вере твоей. Твоему сомне­нию или неве­рию да помо­жет сле­ду­ю­щее рас­суж­де­ние: Я прошу у Бога:

  1. суще­ству­ю­щего, а не вооб­ра­жа­е­мого только, не меч­та­тель­ного, не фан­та­сти­че­ского блага, а все суще­ству­ю­щее от Бога полу­чило бытие, потому что Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть (Ин.1:3), и, значит, ничто и не бывает без Него, что бывает, а все или от Него полу­чило бытие, или по Его воле или допу­ще­нию бывает и дела­ется при посред­стве данных от Него тварям Его сил и спо­соб­но­стей,— и во всем сущем и быва­ю­щем Гос­подь пол­но­власт­ный Вла­дыка. Кроме того, Он нари­ца­ющу не сущая, яко сущая (Рим. 4:17); значит, если бы я просил и не сущего, Он мог бы мне дать, сотво­рив его;
  2. я прошу воз­мож­ного, а для Бога и наше невоз­мож­ное — воз­можно; значит, и с этой сто­роны нет пре­пят­ствия, потому что Бог может сде­лать для меня даже то, что по моим поня­тиям невоз­можно. Та беда наша, что в веру нашу меша­ется бли­зо­ру­кий рас­су­док, этот паук, ловя­щий истину сет­ками своих суж­де­ний, умо­за­клю­че­ний, ана­ло­гий. Вера вдруг обни­мает, видит, а рас­су­док околь­ными путями дохо­дит до истины; вера — сред­ство сооб­ще­ния духа с духом, а рас­су­док — духов­но­чув­ствен­ного с духовно-чув­ствен­ным и просто мате­ри­аль­ным; та — дух, а этот — плоть».

Я, ска­жешь, много раз просил и не полу­чил. Несо­мненно, это потому, что ты плохо просил — или с неве­рием, или с гор­до­стью, или же непо­лез­ного тебе; если же просил часто и полез­ного, то не с настой­чи­во­стью… Если же про­сишь не с уси­лием и вели­кой настой­чи­во­стью, то не полу­ча­ешь. Сна­чала нужно поже­лать, а поже­лав, про­сить истинно с верой и тер­пе­нием полез­ного каж­дому, причем чтобы тебя ни в чем не осуж­дала совесть как про­ся­щего нера­диво или лег­ко­мыс­ленно, — и тогда ты полу­чишь, если того хочет Бог. Ведь Он лучше тебя знает, что полезно тебе, и, может быть, вслед­ствие этого отла­гает испол­не­ние просьбы, пре­мудро застав­ляя тебя быть при­леж­ным к Нему, чтобы ты знал, что значит дар Божий, и хранил данное со стра­хом. Ведь все, что при­об­ре­та­ется с вели­ким уси­лием, ста­ра­ются сохра­нить, чтобы, поте­ряв полу­чен­ное, не погу­бить и вели­ких усилий и, отверг­нув бла­го­дать Гос­пода, не ока­заться недо­стой­ным Вечной Жизни…

О чем про­сить Бога в своих молит­вах

«Вос­пре­щено нам плот­ское мно­го­сло­вие и витий­ство в молитве,— пишет свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов, — вос­пре­щены про­ше­ния о земных благах и пре­иму­ще­ствах, про­ше­ния, кото­рыми только и пре­ис­пол­нены молитвы языч­ни­ков и подоб­ных языч­ни­кам плот­ских людей».

О чем же должен про­сить Бога хри­сти­а­нин в своих молит­вах?

«Если нам запо­ве­ду­ется воз­дер­жи­ваться от житей­ских благ, даже когда они есть, то как ока­зы­ва­емся мы жалки и несчастны, если просим у Бога того, что Он пове­лел отвер­гать, — пишет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. — Бог нас услы­шит, если:

во-первых, мы достойны полу­чить про­си­мое;
во-вторых, если мы молимся согласно с запо­ве­дями Божи­ими;
в‑третьих, если молимся непре­станно;
в‑четвертых, если не просим ничего житей­ского;
в‑пятых, если просим полез­ного;
в‑шестых, если испол­няем долж­ное и со своей сто­роны и, по при­роде своей будучи смерт­ными, через обще­ние с Богом вос­хо­дим к Бес­смерт­ной Жизни».

«В молитве проси только правды и Цар­ствия, то есть доб­ро­де­тели и веде­ния, а прочее все при­ло­жится тебе (Мф.6:33)…

Молись,
во-первых, об очи­ще­нии от стра­стей;
во-вторых, об избав­ле­нии от неве­де­ния и, в‑третьих, о спа­се­нии от вся­кого иску­ше­ния и остав­ле­ния» (пре­по­доб­ный Нил Синай­ский).

«Пред­меты молитвы нашей должны быть духов­ные и вечные, а не вре­мен­ные и веще­ствен­ные. Основ­ная и пер­во­на­чаль­ная молитва должна состо­ять из про­ше­ний о про­ще­нии грехов… Не будь без­рас­су­ден в про­ше­ниях, чтобы не про­гне­вать Бога мало­ду­шием твоим: про­ся­щий у Царя царей чего-нибудь ничтож­ного — уни­жает Его… Проси того, что счи­та­ешь себе нужным и полез­ным, но испол­не­ние и неис­пол­не­ние твоего про­ше­ния предо­став­ляй воле Божией…» —пишет свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов.

Наме­ре­ва­ясь про­сить (чего-либо у Гос­пода), прежде чем при­бег­нешь к Пода­телю, рас­смотри про­ше­ние свое, чисто ли оно, вни­ма­тельно вникни в при­чину, побуж­да­ю­щую к про­ше­нию. Если побуж­де­ние, по кото­рому просим, влечет за собою вред, то (Гос­подь)… да загра­дит источ­ники наших про­ше­ний… Если про­сишь у Бога своего чего-нибудь, то проси не так, чтобы непре­менно полу­чить от Него, но предо­став­ляя это Ему и Его воле. Напри­мер, часто угне­тают тебя сквер­ные помыслы, и ты печа­лишься об этом, и хочешь умо­лить Бога, чтобы тебе осво­бо­диться от брани. Но нередко она на пользу тебе служит. Ибо часто бывает это с тобою, чтобы ты не пре­воз­но­сился, но был сми­рен­но­мудр… Также, если постигла тебя какая-нибудь скорбь или тес­нота, не проси, чтобы непре­менно тебе изба­виться от них, потому что и это, брат мой, нередко бывает полезно; говорю тебе, часто слу­ча­ется, что во время молитвы небре­жешь ты о своем спа­се­нии, как было с изра­иль­тя­нами… И еще, если про­сишь о чем-либо, не проси, чтобы полу­чить это непре­менно. Ибо говорю: ты, как чело­век, нередко счи­та­ешь для себя полез­ным то, что бывает бес­по­лез­ным. Но если оста­вишь волю свою и решишься ходить по Божией воле, то будешь в без­опас­но­сти. Он, пред­ве­ду­щий все прежде испол­не­ния, по снис­хож­де­нию Своему пасет нас, а мы не знаем, полезно ли нам то, о чем просим. Многие, достиг­нув жела­е­мого, впо­след­ствии рас­ка­и­ва­лись, а нередко впа­дали и в вели­кие беды; не иссле­до­вав тща­тельно, есть ли на это воля Божия, но думая, что это для них хорошо, и под какими-нибудь пред­ло­гами, име­ю­щими вид правды, вве­ден­ные в обман диа­во­лом, под­верг­лись край­ним опас­но­стям. Многие такие дела сопро­вож­да­ются рас­ка­я­нием, потому что сле­до­вали мы в них соб­ствен­ному своему поже­ла­нию. Послу­шай, что гово­рит апо­стол: мы не знаем, о чем молиться, как должно (Рим.8:26). Ибо: все мне поз­во­ли­тельно, но не все полезно; все мне поз­во­ли­тельно, но не все нази­дает (1Кор.10:23). Итак, что полезно и нази­да­тельно для каж­дого из нас, знает Сам Бог, потому и предо­ставь это Ему. Говорю же это не с тем, чтобы вос­пре­пят­ство­вать тебе обра­щаться с про­ше­ни­ями своими к Богу; напро­тив того, умоляю еще — про­сить Его обо всем, от малого до вели­кого. И вот что говорю тебе: когда молишься, откры­ва­ешь перед Ним, что у тебя на сердце, говори Ему: впро­чем, не Моя воля, но Твоя да будет (Лк.22:42); если полезно, как Сам веда­ешь, так и сотвори. Ибо так напи­сано: Предай Гос­поду путь твой и уповай на Него, и Он совер­шит (Пс.36:5). Взирай на Гос­пода нашего Иисуса Христа, Домо­стро­и­теля, Кото­рый молится и гово­рит: Отче Мой! если воз­можно, да минует Меня чаша сия; впро­чем не как Я хочу, но как Ты (Мф.26:39). Поэтому, если про­сишь чего-нибудь у Бога, твердо стой в своем про­ше­нии, откры­ва­ясь перед Ним и говоря: «Если есть, Вла­дыка, воля Твоя, чтобы это состо­я­лось, то соверши и сделай успеш­ным. А если нет на это воли Твоей, не попу­сти этому совер­шиться, Боже мой! Не предай меня соб­ствен­ному моему жела­нию, ибо знаешь нера­зу­мие мое… но как Сам веда­ешь, так и спаси меня по снис­хож­де­нию Своему!» Если же молишься по при­чине скорби и помыс­лов, то говори: Гос­поди! не в ярости Твоей обли­чай меня и не во гневе Твоем нака­зы­вай меня. Поми­луй меня, Гос­поди, ибо я немо­щен (Пс.6:2-3). Смотри, что гово­рит пророк: К Тебе, Гос­поди, взываю: твер­дыня моя! не будь без­мол­вен для меня, чтобы при без­мол­вии Твоем я не упо­до­бился нис­хо­дя­щим в могилу (Пс.27:1); но дай славу имени Твоему, непа­мя­то­зло­би­вый, не помяни грехов моих и услыши меня. И, если воз­можно, да минует меня скорбь, впро­чем, не моя воля, но Твоя да будет, под­крепи только и сохрани душу мою, и буду в состо­я­нии пере­не­сти это, да обрету бла­го­дать пред Тобою и в нынеш­нем веке, и в буду­щем». И предай Гос­поду печаль твою, и Он сотво­рит, что полезно для тебя. Ибо знай, что Он, как Благой, хочет нуж­ного для нашего спа­се­ния. Потому и душу Свою поло­жил этот добрый Пас­тырь…

«Молит­вою не наводи на себя него­до­ва­ние, но проси того, что достойно Бога. А прося достой­ного, не отсту­пай, пока не полу­чишь… В молитве должно про­сить не испол­не­ния соб­ствен­ной своей воли, но предо­став­лять все Богу, домо­стро­и­тель­ству­ю­щему полезно», — пишет свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий.

«Если дела твои не бла­го­угодны Богу, то не проси у Него вели­ких даро­ва­ний, чтобы не прийти в поло­же­ние чело­века, кото­рый иску­шает Бога. Молитва твоя должна быть сооб­разна с житель­ством твоим… Жела­ние каж­дого чело­века выка­зы­ва­ется его дея­тель­но­стью. К чему устрем­лено его тщание, о том он должен под­ви­заться и в молитве. Жела­ю­щий вели­кого не должен упраж­няться в мало­важ­ном. Не проси того у Бога, что Он Сам дает нам без про­ше­ния нашего, по Своему про­мыш­ле­нию, что дает не только Своим и воз­люб­лен­ным, но и чуждым позна­ния Его» (пре­по­доб­ный Исаак Сирин).

Почему наши молитвы бывают неуслы­шаны

Если молитва так сильна, то почему же не всякий полу­чает то, чего просит? На это святой апо­стол Иаков дает такой ответ: Про­сите, и не полу­ча­ете, потому что про­сите не на добро (Иак.4:3). Кто хочет полу­чить, тот должен хорошо про­сить. Если же не всегда про­ся­щие полу­чают, то не молитва в этом вино­вата, но не хорошо моля­щи­еся. Как не уме­ю­щий хорошо управ­лять хоро­шим судном не при­плы­вает к наме­чен­ному при­ста­нищу, но мно­го­кратно раз­би­ва­ется о камни, и в этом вино­вато не судно, но плохое управ­ле­ние им, так и молитва, когда моля­щийся не полу­чает про­си­мого, не вино­вата в этом, но тот, кто не хорошо молится.

Не полу­чают про­си­мого только те, кото­рые или сами злы и не хотят укло­ниться от зла, чтобы сотво­рить благое, или же просят у Бога злой вещи, или, нако­нец, хотя и доброй вещи просят, но зато просят не хорошо, не так, как сле­дует. Молитва сильна, но не какая-нибудь, а совер­шен­ная, молитва тех, кото­рые хорошо молятся.

Какая же молитва именно такова? Речь об этом тре­бует не одного дня, и поэтому я вкратце вспомню хотя бы кое-что.

Молитва того, кто слу­ша­ется Гос­пода, бывает слышна и при­ятна для Бога. Кто слу­ша­ется слов Гос­под­них, как об этом сказал нам Сам Гос­подь: Не всякий, гово­ря­щий Мне: «Гос­поди! Гос­поди!», войдет в Цар­ство Небес­ное, но испол­ня­ю­щий волю Отца Моего Небес­ного (Мф.7:21), кто ходит в законе Гос­под­нем (Пс.118:1) и творит волю Его, жела­ние того Гос­подь испол­нит и услы­шит молитву слу­ша­ю­щихся Его. Молитва сми­рен­ная, не фари­сей­ская, вос­хо­дит высоко, до Тре­тьего Неба, к самому Пре­столу Все­выш­него, молитва сми­рен­ного прой­дет сквозь облака. Такова, напри­мер, была молитва сми­рен­ного мытаря: Боже! будь мило­стив ко мне греш­нику! (Лк.18:13), и Манас­сии, царя Иеру­са­лим­ского. Кры­льями молитвы, на кото­рых она взле­тает к Выш­нему, сидя­щему на шести­кры­лых Сера­фи­мах, явля­ются всякие доб­ро­де­тели, в осо­бен­но­сти же сми­ре­ние, гове­ние и мило­стыня, как об этом сказал Товии Архан­гел Рафаил, сле­тев­ший с Неба: Доброе дело — молитва с постом и мило­сты­нею и спра­вед­ли­во­стью… Лучше тво­рить мило­стыню, нежели соби­рать золото (Тов.12:8). Как во всякой доб­ро­де­тели, так осо­бенно в молитве необ­хо­димо при­ле­жа­ние и усер­дие: Много может уси­лен­ная молитва пра­вед­ного (Иак.5:16). «Не напрасно Спа­си­тель наш сказал: Про­сите, и дано будет вам; ищите, и най­дете; сту­чите, и отво­рят вам (Мф.7:7)», — пишет свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский (103, 361–362).

«Гос­подь нико­гда не отка­зы­вает в дарах. Если же и отка­зы­вает иногда до вре­мени — отка­зы­вает для того, чтобы дар стал дра­го­цен­нее для при­ем­лю­щих и чтобы при­ем­лю­щий был при­леж­нее в молитве… Уста могут про­сить всего, но Бог испол­няет только то, что полезно… Гос­подь — пре­муд­рый Раз­да­я­тель. Он забо­тится о пользе про­ся­щего и, если видит, что про­си­мое вредно или, по край­ней мере, бес­по­лезно ему,— не испол­няет про­си­мого и отка­зы­вает в мнимом бла­го­де­я­нии. Он выслу­ши­вает всякую молитву, и тот, чья молитва не испол­ня­ется, полу­чает от Гос­пода столь же спа­си­тель­ный дар, как и тот, чья молитва бывает испол­нена… Всеми воз­мож­ными спо­со­бами Бог пока­зы­вает, что Он мило­сти­вый Пода­тель, Он дарит нам Свою любовь и являет нам мило­сер­дие Свое. А потому и не отве­чает ни на одну непра­виль­ную молитву, испол­не­ние кото­рой при­несло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отка­зы­вая в про­си­мом, не остав­ляет нас без весьма полез­ного дара; тем самым, что устра­няет от нас вред­ное, Он отвер­зает уже нам дверь щедрот Своих. В этом Пода­теле не нахо­дит себе места нера­зу­мие про­ся­щего: немуд­рому, кото­рый по про­стоте своей, вопреки разуму, просит вред­ного для себя, Бог подает пре­мудро. Отка­зы­вает же в дарах тому, кто не испол­няет Его пове­ле­ний. Всякий другой образ дей­ствия был бы нера­зу­мием для все­ве­де­ния Пода­теля. Поэтому будь уверен, что всякое про­ше­ние, кото­рое не бывает испол­нено, несо­мненно, вредно, а то про­ше­ние, кото­рое услы­шано,— полезно. Дару­ю­щий пра­ве­ден и благ и не оста­вит твоих про­ше­ний неис­пол­нен­ными, потому что в бла­го­сти Его нет злобы и в правде Его — зави­сти. Если Он медлит с испол­не­нием, то не потому, что рас­ка­и­ва­ется в обе­то­ва­нии, напро­тив. Он хочет видеть твое тер­пе­ние» (пре­по­доб­ный Ефрем Сирин).

Как молиться за других людей

Молитва за других людей — неотъ­ем­ле­мая часть молит­во­сло­вия. Пред­сто­я­ние Богу не отда­ляет чело­века от ближ­них, но свя­зы­вает его с ними еще более тес­ными узами.

«Молясь за живых и умер­ших и назы­вая их по именам,— пишет святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский, — надобно от всего сердца, с любо­вию про­из­но­сить эти имена, как бы нося в душе те лица, имена коих поми­на­ешь, подобно как дои­лица носит и греет своя чада (1Сол.2:7), — памя­туя, что они члены наши и уды (члены. — Ред.) Хри­стова Тела (ср.: Еф.4:25; 5:30). — Нехо­рошо пред лицем Божиим только пере­би­рать языком имена их, без уча­стия и любви сердца. Надо помыс­лить, что Бог зрит на сердце,— что и лица, за коих мы молимся, также тре­буют от нас, по долгу любви хри­сти­ан­ской, брат­ского сочув­ствия и любви. Вели­кая раз­ница между бес­чув­ствен­ным переч­нем имен и между сер­деч­ным поми­на­нием их: одно от дру­гого отстоит, как небо от земли. Но имя Самого Гос­пода, Пре­чи­стой Его Матери, святых Анге­лов и святых Божиих чело­ве­ков по пре­иму­ще­ству надо при­зы­вать всегда от чистого сердца, с верою и любо­вию пла­мен­ною; вообще слова молитвы не надобно пере­би­рать только языком, как бы пере­вер­ты­вая паль­цем в книге листы бумаги или как бы отсчи­ты­вая монету; надо, чтобы слова выхо­дили, как ключ живой воды из род­ника своего,— чтобы они были искрен­ним голо­сом сердца, не были чужою заим­ство­ван­ною одеж­дою, чужими руками».

Как молиться за обид­чи­ков и врагов

Не сле­дует огра­ни­чи­ваться только молит­вой за близ­ких и доро­гих нам людей. Молитва за тех, кто при­чи­нил нам огор­че­ние, вносит в душу мир, ока­зы­вает воз­дей­ствие на этих людей и делает нашу молитву жерт­вен­ной.

«Когда видишь в ближ­нем недо­статки и стра­сти, — пишет святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский, — молись о нем; молись о каждом, даже о враге своем. Если видишь брата гор­дого и строп­ти­вого, гор­де­ливо с тобою или с дру­гими обра­ща­ю­ще­гося, молись о нем, чтобы Бог про­све­тил его ум и согрел его сердце огнем бла­го­дати Своей, говори: Гос­поди, научи раба Твоего, в диа­воль­скую гор­дость впад­шего, кро­то­сти и сми­ре­нию, и отжени (отгони.— Ред.) от сердца его мрак и бремя сата­нин­ской гор­дыни! Если видишь злоб­ного, молись: Гос­поди, блага сотвори раба Твоего, сего бла­го­да­тию Твоею!

Если среб­ро­лю­би­вого и жад­ного, говори: Сокро­вище наше нетлен­ное и богат­ство неис­то­щи­мое! даруй рабу Твоему сему, сотво­рен­ному по образу и подо­бию Твоему, познать лесть богат­ства, и яко вся земная — суета, сень и соние. Яко трава дни вся­кого чело­века или яко паучина, и яко Ты един богат­ство, покой и радость наша!

Когда видишь завист­ли­вого, молись: Гос­поди, про­свети ум и сердце раба Твоего сего к позна­нию вели­ких, бес­чис­лен­ных и неис­сле­ди­мых даров Твоих, их же прият от неис­чет­ных щедрот Твоих, во ослеп­ле­нии бо стра­сти своея забы Тебе и дары Твои бога­тые, и нища себя быта вмени, богат сый бла­гами Твоими, и сего ради зрит пре­лестно на благая рабов Твоих, ими же, о пре­не­из­гла­го­лан­ная Бла­го­стыня, ущед­ря­еши всех, кое­го­ждо про­тиву силы его и по наме­ре­нию воли Твоея. Отыми, все­б­ла­гий Вла­дыко, покры­вало диа­вола от очию сердца раба Твоего и даруй ему сер­деч­ное сокру­ше­ние и слезы пока­я­ния и бла­го­да­ре­ния, да не воз­ра­ду­ется враг о нем, заживо улов­лен­ном от него в свою его волю и да не отторг­нет его от руки Твоея.

Когда видишь пья­ного, говори серд­цем: Гос­поди, призри мило­стиво на раба Твоего, пре­льщен­ного лестию чрева и плот­ского весе­лия, даруй ему познати сла­дость воз­дер­жа­ния и поста и про­ис­те­ка­ю­щих от него плодов духа.

Когда видишь страст­ного к браш­нам и бла­жен­ство свое в них пола­га­ю­щего, говори: Гос­поди, слад­чай­шее Брашно наше, нико­гда же гиб­лю­щее, но пре­бы­ва­ю­щее в живот вечный! Очисти раба Твоего сего от скверны чре­во­объ­яде­ния, всего плоть сотво­рив­шего и чуж­дого Духу Твоему, и даруй ему познати сла­дость Твоего живо­тво­ря­щего духов­ного брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и дей­ствен­ное слово Твое.

Так или подоб­ным обра­зом молись о всех согре­ша­ю­щих и не дерзай никого пре­зи­рать за грех его или мстить ему, ибо этим уве­ли­чи­лись бы только язвы согре­ша­ю­щих, — исправ­ляй сове­тами, угро­зами и нака­за­ни­ями, кото­рые слу­жили бы сред­ством к пре­кра­ще­нию или удер­жа­нию зла в гра­ни­цах уме­рен­но­сти».

Три­фо­нов Печенг­ский мона­стырь, «Ковчег», Москва 2004

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки