Как в Церкви относятся к стерилизации животных?

диакон Максим

– В блоге мне задали вопрос: «Как в Церкви отно­сятся к сте­ри­ли­за­ции живот­ных?» И, навер­ное, логич­ным про­дол­же­нием этого будет вопрос по поводу усып­ле­ния и убий­ства живот­ных.

Сразу хочу попро­сить про­ще­ния, но за всю Цер­ковь я отве­чать не имею права. Как гово­рят в армии – вопрос не по окладу. То есть ответ мой содер­жит чисто мое личное субъ­ек­тив­ное рас­суж­де­ние. Сами пони­ма­ете, что вопрос кроме своего инте­реса еще и очень щепе­ти­лен. Бла­го­даря нашим гуман­ным сред­ствам мас­со­вой дез­ин­фор­ма­ции сфор­ми­ро­вано «нужное» обще­ствен­ное мнение по этому вопросу а точнее, про­блеме. Не оши­бусь, если скажу, что это про­блема госу­дар­ствен­ного мас­штаба.

Думаю, что вопрос можно несколько пере­фра­зи­ро­вать. А именно: «Явля­ется ли грехом сте­ри­ли­за­ция живот­ных?» и, соот­вет­ственно: «Убий­ство живот­ных – это грех?».

Давайте раз­бе­ремся в тер­ми­нах. Что такое грех?

Грех – это извра­ще­ние чело­ве­че­ского есте­ства вслед­ствие отпа­де­ния от Бога, впа­де­ние чело­века в про­ти­во­есте­ствен­ное (ниже­есте­ствен­ное) состо­я­ние, без­за­ко­ние как нару­ше­ние нормы (закона, порядка) чело­ве­че­ского бытия, опре­де­лен­ного Богом. «Грех есть доб­ро­воль­ное отступ­ле­ние от того, что согласно с при­ро­дой, в то, что про­ти­во­есте­ственно (про­ти­во­при­родно)» (святой Иоанн Дамас­кин). «Грех есть укло­не­ние от цели, назна­чен­ной чело­веку по при­роде» (бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский).

Слово грех – пере­вод гре­че­ского слова ацар­тих, кото­рое бук­вально озна­чает промах или непо­па­да­ние в цель. Грех и есть несо­от­вет­ствие чело­века цели своего суще­ство­ва­ния, непра­виль­ное осу­ществ­ле­ние чело­ве­че­ской при­роды или про­ти­во­есте­ствен­ная (про­ти­во­при­род­ная) дея­тель­ность.

Теперь, что каса­ется сте­ри­ли­за­ции. На одном из сайтов свя­щен­ник дает ответ на вопрос: «Ска­жите, пожа­луй­ста, будет ли счи­таться грехом, если я отдам свою домаш­нюю (нико­гда не гуляв­шую на улице) кошку на сте­ри­ли­за­цию? Дело в том, что во время течки она муча­ется, посто­янно воет сутки напро­лет, жалко на нее смот­реть в этот период, это длится около недели, затем пере­рыв недели на 2–3… и все заново. Гор­мо­наль­ные таб­летки и инъ­ек­ции крайне вредны. Может быть, мы совер­шаем боль­ший грех, зная, что можем, про­опе­ри­ро­вав живот­ное, изба­вить от муче­ний, но не делаем этого?»

Ответ свя­щен­ника: «Сте­ри­ли­за­ция явля­ется грехом, лучше при­ме­нить лекар­ствен­ные сред­ства».

Есть такое выра­же­ние пре­по­доб­ного Анто­ния Вели­кого«Без рас­суж­де­ния нет доб­ро­де­тели». Давайте вместе с вами рас­су­дим.

Зачем мы сте­ри­ли­зуем живот­ных:

  1. Мы не хотим от живот­ного потом­ства, чтобы потом или дете­ны­шей не при­шлось уби­вать, или попро­сту не выбра­сы­вать их на улицу и тем самым не раз­мно­жать бро­дя­чих живот­ных.
  2. Есте­ствен­ным обра­зом пыта­емся умень­шить попу­ля­цию бро­дя­чих живот­ных. А точнее, вообще изба­виться от них.

Пред­по­ло­жим, что сте­ри­ли­за­ция – это грех. Тогда в чем кон­кретно? Что про­ти­во­есте­ствен­ного? При­родно, что в живот­ных зало­жен инстинкт раз­мно­же­ния. Но раз­мно­же­ние в соот­вет­ству­ю­щих усло­виях. Мы, пола­гая себя циви­ли­зо­ван­ными людьми, не счи­таем, что город­ская квар­тира под­хо­дит под те соот­вет­ству­ю­щие усло­вия. Значит, напра­ши­ва­ется вывод о рас­ши­ре­нии квар­тиры (и сюда же повы­ше­ние рас­хо­дов на содер­жа­ние питом­ника) или… Конечно же, убить живот­ное или выбро­сить его на улицу будет намного хуже.

Ведь, выбра­сы­вая живот­ное на улицу, мы тем самым повы­шаем сте­пень опас­но­сти для людей, кото­рые по этим улицам ходят (укусы и в част­но­сти с леталь­ным для чело­века исхо­дом). Кроме того, бес­при­зор­ные живот­ные зача­стую явля­ются раз­нос­чи­ками вся­кого рода инфек­ций (напри­мер бешен­ства).

Второй вопрос каса­ется убий­ства живот­ных. Опять-таки, раз­бе­рем, в каких слу­чаях чело­век уби­вает живот­ное:

  1. Для обес­пе­че­ния себя про­пи­та­нием (одеж­дой, лекар­ствен­ными пре­па­ра­тами и т. п.).
  2. Для жерт­во­при­но­ше­ния.
  3. В целях обес­пе­че­ния соб­ствен­ной без­опас­но­сти (само­обо­роны).
  4. Для баналь­ного удо­воль­ствия.

Попро­буем разо­брать по пунк­там.

1. Для обес­пе­че­ния себя про­пи­та­нием.

В Библии есть прямое ука­за­ние изра­иль­скому народу, каких живот­ных им можно упо­треб­лять в пищу, а каких нет (Лев. 11:2–26).

Соот­вет­ственно уби­вать живот­ных ради про­пи­та­ния и, соот­вет­ственно, само упо­треб­ле­ние в пищу живот­ных грехом не явля­ется.

2. Для жерт­во­при­но­ше­ния. В Ветхом Завете очень много мест, ука­зы­ва­ю­щих на жерт­во­при­но­ше­ния Гос­поду живот­ных (Быт. 4:3–5, Лев. 8:21–36). Однако апо­стол Павел одно­значно ука­зы­вает, что Хри­стос, «при­неся одну жертву за грехи, навсе­гда воссел одес­ную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут поло­жены в под­но­жие ног Его. Ибо Он одним при­но­ше­нием навсе­гда сделал совер­шен­ными освя­ща­е­мых» (Евр. 10:12–14). Это значит, что всякая необ­хо­ди­мость в жерт­во­при­но­ше­нии живот­ных отпа­дает. А кто при­но­сит такую жертву – творит грех.

3. В целях обес­пе­че­ния соб­ствен­ной без­опас­но­сти (само­обо­роны). В Книге Судей опи­сы­ва­ется случай с Сам­со­ном: «…И пошел Самсон с отцом своим и с мате­рью своею в Фим­нафу, и когда под­хо­дили к вино­град­ни­кам Фим­наф­ским, вот, моло­дой лев рыкая [идет] навстречу ему. И сошел на него Дух Гос­по­день, и он рас­тер­зал [льва] как коз­ленка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал…» (Суд. 14:5, 6).

В Книге Царств царь и пророк Давид рас­ска­зы­вает, как в целях охра­не­ния стада, кото­рое он пас, и в целях само­обо­роны он, Давид, убивал и льва, и мед­ведя. «…И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, при­хо­дил лев или мед­ведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и напа­дал на него и отни­мал из пасти его; а если он бро­сался на меня, то я брал его за космы, и пора­жал его, и умерщ­влял его; и льва и мед­ведя убивал раб твой, и с этим Фили­стим­ля­ни­ном необ­ре­зан­ным будет то же, что с ними, потому что так поно­сит воин­ство Бога живаго…» (1Цар. 17:34–36).

В 90‑м Псалме ска­зано, что упо­ва­ю­щий на Бога сможет на аспида и васи­лиска насту­пать и попи­рать льва и дра­кона (Пс. 90:13).

Апо­стол Павел в 1‑м Посла­нии к Корин­фя­нам пишет, что он по [рас­суж­де­нию] чело­ве­че­скому боролся со зве­рями в Ефесе (1Кор. 15:32). Опять-таки в целях само­обо­роны.

Кроме того, можно вспом­нить мно­же­ство житий и чудес святых (пре­крас­ным при­ме­ром может стать вели­ко­му­че­ник Геор­гий Побе­до­но­сец), где они уби­вали живот­ных, угро­жав­ших людям (Святой Геор­гий сразил дра­кона).

Значит, убий­ство живот­ных для обес­пе­че­ния соб­ствен­ной без­опас­но­сти грехом не явля­ется.

Скеп­тики, жела­ю­щие с этим поспо­рить, пусть обра­тятся к ста­ти­стике напа­де­ния бро­дя­чих живот­ных на людей. Пусть посмот­рят в лицо матери, чей ребе­нок пока­ле­чен или умер из-за напа­де­ния живот­ных. А сколько вся­кого рода болез­ней этими живот­ными пере­но­сятся?

У нор­маль­ного (сред­не­ста­ти­сти­че­ского) чело­века не встает вопрос по поводу того, пра­вильно или нет про­во­дить дера­ти­за­цию и дезин­сек­цию (нор­маль­ными сло­вами – уби­вать домаш­них гры­зу­нов и насе­ко­мых). А про­стите, в чем прин­ци­пи­аль­ное отли­чие как пере­нос­чика инфек­ции и потен­ци­аль­ной угрозы между крысой, тара­ка­ном и бро­дя­чей соба­кой (кошкой)?

И в этом случае физи­че­ское уни­что­же­ние бро­дя­чих живот­ных явля­ется одним из спо­со­бов реше­ния сло­жив­шейся про­блемы. Конечно, я не при­зы­ваю к уни­что­же­нию граж­дан­ским насе­ле­нием страны бро­дя­чих живот­ных. Этим должны зани­маться соот­вет­ству­ю­щие власт­ные учре­жде­ния. Но про­блема должна решаться. Вду­май­тесь в сле­ду­ю­щие слова: «…И пошлю на них четыре рода [казней], гово­рит Гос­подь: меч, чтобы уби­вать, и псов, чтобы тер­зать, и птиц небес­ных и зверей поле­вых, чтобы пожи­рать и истреб­лять; и отдам их на озлоб­ле­ние всем цар­ствам земли за Манас­сию, сына Езекии, царя Иудей­ского, за то, что он сделал в Иеру­са­лиме…» (Иер. 15:3). Как эти слова под­хо­дят к обста­новке, сло­жив­шейся в нашей стране. За наши без­за­ко­ния Гос­подь навел на нас эти казни. Значит, от нас (лично от каж­дого) тре­бу­ется пока­я­ние в наших личных грехах! Воз­не­на­видьте зло и воз­лю­бите добро, и вос­ста­но­вите у ворот пра­во­су­дие; может быть, Гос­подь Бог Саваоф поми­лует оста­ток Иоси­фов (Ам. 5:15).

Ну, и 4‑й пункт – убий­ство живот­ных ради баналь­ного удо­воль­ствия, – без­условно, явля­ется грехом. «Пра­вед­ник милует души скотов своих» (Притч. 12:10).

Конечно же, со мной будут многие не согласны. Что ж, если готовы к дис­кус­сии, – всегда рад.

Не забы­вайте такие слова из книги Еккле­си­а­ста: «…Сказал я в сердце своем о сынах чело­ве­че­ских, чтобы испы­тал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе живот­ные; потому что участь сынов чело­ве­че­ских и участь живот­ных – участь одна: как те уми­рают, так уми­рают и эти, и одно дыха­ние у всех, и нет у чело­века пре­иму­ще­ства перед скотом, потому что все – суета! Все идет в одно место: все про­изо­шло из праха и все воз­вра­тится в прах. Кто знает: дух сынов чело­ве­че­ских вос­хо­дит ли вверх, и дух живот­ных сходит ли вниз, в землю?..» (Еккл. 3:18–21). Спаси вас всех Хри­стос!

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки