Животные

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (7 голос: 4,43 из 5)

 

Живо́тные – созданные Богом живые организмы, к которым относятся четвероногие наземные позвоночные (млекопитающие, пресмыкающиеся и земноводные), а также огромное множество других организмов: рыбы, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, морские звёзды, черви и т. д.
Животные созданы Богом в определенной последовательности: в пятый и шестой дни творения.
Животные созданы Богом до человека и занимают, в сравнении с ним, низшее положение в иерархии мирового бытия.
Животные были призваны всецело подчиняться человеку, при условии соблюдения человеком Божественной заповеди. После грехопадения человек частично утратил власть над животным миром, на мир животных распространились смерть и тление, присущие человеческому телу. После потопа человек получил животных в пищу.

На преимущество человека над животными многократно указывает Писание: Адам нарекает животным имена, утверждая этим свое владычество над ними (Быт. 2:20). Ни одно из животных не может стать для человека «помощником соответственным ему» (Быт. 2:18-23). Животное может быть убито человеком, чтобы послужить ему пищей (Быт. 9:3). Превосходство людей утверждается словами, провозглашающими власть над животным миром:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями,) и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26).

«И благословил их Бог, и сказал им Бог плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями,) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею,) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1:28)».
Превосходство человека над животными обосновывается особым творением человека, когда созданию человека предшествует Божественный совет с намерением создать человека по образу и подобию Божьему.

Образ и подобие Божии отражены в человеческой душе – бессмертной свободной разумной сущности, отличной от тела. Человеческая душа отличается от  психической жизни или души животных.

В Священном Писании и святоотеческих творениях  слово «душа» употребляется во многих значениях. В широком смысле слово душа означает физическую жизнь, или живое существо вообще. Более узко – это оживотворяющее начало, управляющее телом – жизненная сила человека и каждого живого существа. В более строгом и точном смысле душа – это независимая от тела, богообразная сущность, принадлежащая исключительно человеку.

Под душою животных в святоотеческой традиции принято понимать не самостоятельную сущность, а лишь энергию (греч. – действие, деятельность) тела. Используя язык психологии, можно сказать, что, следуя святым отцам, душа животных есть  функция (латин. functio – выполнение работы) или свойство их тела, а не отличный от тела носитель психических процессов. Телесная организация животных порождает их психическую (душевную) активность, но эта активность не обособляется в некую субстанцию или независимую от тела сущность, а пребывает неразрывно с телом. Именно поэтому душа животных, будучи только энергией, умирает вместе с телом. Человеческая душа, напротив, есть не только энергия, но и сущность. Поэтому, когда тело гибнет, она не распадается вместе с ним, но пребывает бессмертной.
Несомненно, человек обладает низшей формой душевной жизни как энергией своего тела, что роднит его с душевной жизнью животных. К низшим формам душевной жизни человека и животных принадлежат высокоразвитые инстинкты, различные адаптивные способности и даже интеллект, если под интеллектом понимать простую способность обработки информации, процесс установления связей между явлениями окружающего мира (напомним, что в широком смысле интеллект присущ даже создаваемым людям машинам – например, «интеллектуальным» информационным системам).  В этом смысле можно говорить об «интеллекте животных» и интеллектуальном характере высшей нервной деятельности человека. Однако подобный низший интеллект, как и низшие психические ощущения или восприятия, совсем несвободны, всецело определяются жизнью тела. В своем содержании они отражают жизнедеятельность организма, и не образуют самостоятельного от физического мира начала.

Что же касается богообразной человеческой души, то она несет в себе свободные от внешнего физического принуждения разум, волю и чувства. Разумная сила души (rationale) также именуемая словесной (логосной) или мыслительной не является продуктом работы телесной организации, и, подобно остальным способностям души свободна.

Будучи образом Божественного Ума, человеческий разум непрестанно порождает внутреннее слово. В этом порождении, человеческая душа частично отражает рождение Божественным Умом Божественного Слова в Духе – вечное, безначальное и бесконечное, совершенно духовное рождение Богом Отцом Бога Сына.  Подобно независимому от каких-либо внешних причин и действий, рождению Божественным Умом Божественного Слова, рождение человеческим умом внутреннего слова в душе также независимо от причин и воздействий физического  мира. Эта разумно-словесная жизнь души решительно отличает человека от мира животных, и даже от психической жизни собственного тела, где нет независимых разумно-словесных процессов.

Эта независимая от тела  жизнь души носит духовный характер, поскольку человеческая душа обладает высшей способностью – духом. Как указывает В. Зеньковский, «понятие «духовной жизни» трудно поддается для определения, но с формальной стороны можно относить к духовной стороне все, что обращено к вечности, к бесконечности. Чисто психическая жизнь всегда замыкается в пределы конкретных событий, фактов, желаний, но «внутри» этих движений души вдруг вырисовывается обращенность души к тому, что уже шире и глубже данной конкретности, что «выводит» нашу душу на простор бесконечности». Посредством духа человек созидает многоразличные виды культурной жизни (искусство, науку, нравственность, социально-политическая жизнь), отсутствующие в животном мире. Вместе с тем основное и полное раскрытие духовная способность достигает в религии, где человек ищет Бога, познает Его и соединяется с Ним.

«В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (св. Феофан Затворник).

По слову св. Игнатия Брянчанинова, «существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, дух его, есть образ существа Божьего; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей, подобием свойств Бога».

***

Св. Григорий Палама:
«Душа каждого из неразумных животных есть жизнь одушевленного ею тела; и каждое из животных имеет эту жизнь не по сущности, но как действие, ибо она зависит от другого, а не существует сама по себе. Очевидно, что данная душа не обладает ничем другим, кроме действий, осуществляемых посредством тела, а поэтому, когда разлагается тело, вместе с ним расторгается и она. Ибо она не менее смертна, чем тело, поскольку все, что она есть, существует по отношению к смертному и причисляется к нему; потому эта душа и умирает вместе со смертным телом.

Душа каждого из людей также является и жизнью одушевленного ею тела и, рассматриваемая по отношению к другому, то есть по отношению к оживотворяемому ею, обладает животворящей деятельностью. Но она имеет жизнь не только как действие, но и как сущность, ибо живет сама по себе. Ведь со всей очевидностью явствует, что она обладает разумной и умной жизнью, отличной от жизни тела и различных телесных явлений. И помимо того, что душа не расторгается [вместе с телом] и пребывает бессмертной, [можно еще указать и на то, что] она не рассматривается [лишь] в отношении к другому, но имеет жизнь сама по себе как сущность».

***

иерей Олег Давыденков:

Отличие души человеческой от душ животных

Главное отличие человеческой души от душ животных заключается в том, что человеческая душа способна существовать без тела. Будучи соединена с телом в единую ипостась, она тем не менее обладает свободой по отношению к собственному телу, имеет свою особую, отличную от жизни тела жизнь. В то же время у животных жизнь души полностью сводится к жизни тела, ею одушевленного. Функции душ животных сводятся к тому, чтобы одушевлять тело и управлять им. При этом души животных не обладают существенными свойствами человеческой души, такими, как независимость от тела или самостоятельность, разумность, свобода и бессмертие.

Свщ. Писание прямо не говорит ни о смертности, ни о бессмертии душ животных. Мнение о том, что души животных смертны, основывается на святоотеческом учении. Все отцы, высказывавшиеся по данной проблеме, придерживались мнения, что души животных смертны.

***

митрополит Иерофей Влахос:
Сравнивая душу животных с человеческой душой, святитель [Григорий Палама] говорит, что животные имеют душу как энергию, но не как сущность. Душа каждого бессловесного животного – это жизнь «его одушевленного тела, и они (бессловесные – ред.) обладают этой жизнью не как сущностью, но как энергией, поскольку она (эта жизнь – ред.) пребывает в ином (т.е. теле. – Ред.), а не в ней (душе – ред.). Именно поэтому душа животных, обладающая только энергией, умирает вместе с телом. Напротив, человеческая душа – это не только энергия, но и сущность: «Но он обладает жизнью не только как энергией, но и как сущностью, поскольку она (жизнь – ред.) живет в ней (в душе – ред.)». Поэтому, когда тело гибнет, она не распадается вместе с ним, но пребывает бессмертной. Разумная и умная душа является сложной, но, «сама пребывая в ином (т.е. теле – ред.), не может вносить [в него] сложность» (Свт. Григорий Палама. Добротолюбие).

Преподобный Максим Исповедник в своем учении указывает, что душа обладает тремя силами: 1) питательной; 2) воображательной и побудительной; 3) разумной и умной. «Одной первой причастны растения; второй вместе с первою – бессловесные животные, третьей же вместе с двумя первыми – люди» (Добр. Т.3. С.201). Это свидетельствует о том, что человек в сравнении с бессловесными животными обладает великим достоинством.

***

В подлинной любви существует своя иерархия: на первом месте – всегда Бог, на втором – наши ближние, то есть окружающие нас люди, созданные по образу и подобию Божию. И уже на третьем месте – бессловесные животные, братья наши меньшие. Любить животных, как прекрасные божии создания, жалеть их, заботиться о них – просто необходимо. А вот иметь к ним пристрастие, чрезмерную привязанность – это уже нарушение заповеди «не сотвори себе кумира». Так как в этом случае мы в своем сердце воздвигаем идола, который заслоняет от нас и Бога, и окружающих людей.

Конечно, можно и нужно любить всех животных, постыдно и грешно христианину бить и истязать их и с ненавистью относиться к животным, но не менее грешно также излишнее пристрастие к ним. Иные в своей любви к кошке или собаке доходят до крайности: безмерно холят, нежат и целуют ее, и в то же время ненавидят своих ближних. Для таких собака становится дороже родной матери, старой и больной; они рыдают и скорбят о потере или смерти животного, забывая поскорбить и поплакать о своих явных грехах. (Протоиерей Василий Изюмский)

Деление животных на чистых и нечистых существовало только в Ветхом Завете. В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны Закона Моисеева, эти нормы потеряли для нас всякое значение. собака ничуть не более осквернена, чем кошка, или мышка, или канарейка, или аквариумная рыбка, или летающий по комнате комар. В Большом Требнике есть только один чин переосвящения храма, связанный с животными: он совершается в том случае, если животное умерло или родило в храме.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru