Главная » Таинство Причащения (Евхаристия) » Как часто причащаться » Канонические правила Православной Церкви, касающиеся практики причащения
Распечатать Система Orphus

Канонические правила Православной Церкви, касающиеся практики причащения

(7 голосов: 5 из 5)
  1. 8 и 9-е правила святых Апостолов;
  2. 66 и 80-е правила VI Вселенского Собора;
  3. 11-е правило Сардикийского Собора;
  4. 2-е правило Антиохийского Собора;
  5. Каноническое письмо свт. Василия Великого «К Кесарии…».

«Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного» (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона «определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня».

Также необходимо учитывать, что Чинопоследование литургии верных в принципе не предполагает присутствия в храме молящихся, но не причащающихся.
Даже само название главного церковного богослужения в переводе с греческого означает «общее дело» т.е. причастие – это не частное, индивидуальное Таинство, а святая трапеза всей церковной общины.

Категорически нельзя допускать к причастию человека, который не раскаивается или не должным образом раскаивается в своих прегрешениях. Об этом говорит множество канонических правил, например, 87-е правило Трулльского (VI Вселенского) собора, 2-е – Антиохийского собора и др. Также не допускаются к причастию некрещеные или неправославные христиане (95-е правило Трулльского собора, 7-е правило Лаодикийского собора) и те, кому это воспрещено духовником, то есть назначена епитимия, если только этому человеку не угрожает смертельная опасность (13-е правило I Вселенского собора). Священник не имеет права отлучать мирянина от Церкви и запрещать приступать к причащению на длительный срок без дозволения правящего архиерея.

Причащаться следует не чаще одного раза в сутки и не реже одного раза в три седмицы.

На Светлой седмице рекомендуется причащаться ежедневно.

***

«Препятствием для причастия являются смертные грехи, за которые, по церковным правилам, предполагается наложение определенной епитимьи. Если говорить о предписаниях церковной дисциплины, то единственным каноническим правилом в Православной Церкви является требование того, что причащаться нужно натощак (это не значит – не принимать с 12 часов ночи лекарств или даже, в особых случаях, какой-то еды в качестве лекарства, на это тоже нужно обратить внимание). В церковных правилах ничего не говорится о трех днях поста, о специальных канонах и молитвословиях и обо всем том, что традиционно принято у нас в качестве подготовки к причастию – это всё вещи, сложившиеся в Церкви очень поздно, и которые по этой причине вполне можно назвать «модернизмом».
Единственной подлинной подготовкой к причастию является христианская жизнь. Если она есть, если человек стремится ко Христу и не живет в смертных грехах, священник не имеет никакого права не допускать его до причастия. Но поскольку это нигде не прописано и никак не определено, а в любом молитвослове, издаваемом с советских времен, печатаются указания поздней синодальной практики о трех днях поста, чтении канонов с акафистом и т.п., то именно это последнее воспринимается как незыблемое правило Церкви.

игумен Петр (Мещеринов), сайт «Православие и мир».

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru

Открыта запись на православный интернет-курс