Святые отцы близких к нам веков о Таинстве святого Причащения

Свя­ти­тель Тихон, епи­скоп Воро­неж­ский († 1783), сове­то­вал свя­щен­ни­кам: «Когда про­из­но­сите «Со стра­хом…», поду­майте, как Хри­стос явился по Своем Вос­кре­се­нии апо­сто­лам и всем другим бра­тьям. Знайте также, что этими сло­вами вы при­зы­ва­ете веру­ю­щих при­нять Святые Тайны. И когда видите, что кто-то не под­хо­дит, постра­дайте душой, поскольку в то время, как Хри­стос зовет всех к себе и при­но­сит в пищу Свое Пре­чи­стое Тело и Кровь, кто-то не при­хо­дит на вечерю этого вели­кого бла­го­де­я­ния». И далее свя­ти­тель напо­ми­нает об обычае древ­них хри­стиан при­ча­щаться за каждой литур­гией.

В конце XVIII века свя­ти­тель Мака­рий Нота­рас († 1805), мит­ро­по­лит Коринф­ский и свя­ти­тель Нико­дим Свя­то­го­рец († 1809) напи­сали зна­ме­ни­тую книгу «душе­по­лез­ней­шую о непре­стан­ном При­ча­стии Святых Хри­сто­вых Таин», кото­рая имела целью «при­звать к радост­ному обычаю древ­них хри­стиан и дока­зать биб­лей­скими, апо­столь­скими и оте­че­скими сви­де­тель­ствами, что спа­си­тельно для души каж­дого хри­сти­а­нина часто при­ча­щаться, если он не имеет к тому пре­пят­ствий». Авторы прямо наста­и­вают на этом: «Если любишь воз­жи­гать свое сердце боже­ствен­ной любо­вью и про­сти­рать ее до Хри­сто­вой любви и с ней дости­гать и всех доб­ро­де­те­лей, посе­щай часто Святое Собра­ние и полу­чишь то, чего жела­ешь. Невоз­можно не любить Христа, часто при­ча­ща­ясь Его Свя­того Тела и Крови и будучи воз­люб­лен­ным Хри­стом».

В 1819 году, за два года до своей муче­ни­че­ской кон­чины, свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий V, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, писал, что «долг имеют бла­го­че­сти­вые в каждом свя­щен­ном таин­стве при­сту­пать и при­об­щаться Живо­тво­ря­щего Тела, потому-то и при­зы­вает их иерей: «Со стра­хом Божиим!..». Впо­след­ствии он отвер­гал мнение тех, кто, дви­жи­мый само­на­де­ян­но­стью, не раз­ре­шал хри­сти­а­нам при­ча­щаться чаще, чем через сорок дней.

Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский († 1833):

«Если бы мы и весь океан напол­нили нашими сле­зами, то и тогда не могли бы удо­вле­тво­рить Гос­пода за то, что Он изли­вает на нас туне и питает нас Пре­чи­стою Своею Кровию и Телом, кото­рые нас омы­вают, очи­щают, ожи­во­тво­ряют и вос­кре­шают. Итак, при­ступи без сомне­ния и не сму­щайся, но веруй только, что это есть истин­ное Тело и Кровь Гос­пода нашего Иисуса Христа, кото­рая дается нам во исце­ле­ние всех наших гре­хов­ных стру­пов».

«Во-первых, стоит посмот­реть цели­ком выска­зы­ва­ние пре­по­доб­ного Сера­фима о при­ча­ще­нии: «Неопу­сти­тельно испо­ве­до­ваться и при­об­щаться во все посты и, кроме того, дву­на­де­ся­тые и боль­шие празд­ники: чем чаще, тем лучше – не мучая себя мыслию, что недо­стойна; и не сле­дует про­пус­кать случая как можно чаще поль­зо­ваться бла­го­да­тью, дару­е­мой при­об­ще­нием Святых Хри­сто­вых Таин. Бла­го­дать, дару­е­мая при­об­ще­нием, так велика, что как бы недо­стоин и как бы ни грешен был чело­век, но лишь бы в сми­рен­ном только созна­нии вели­кой гре­хов­но­сти своей при­сту­пил к Гос­поду, Иску­па­ю­щему всех нас, хотя бы от головы до ног покры­тых язвами грехов, то будет очи­щаться бла­го­да­тию Хри­сто­вой, все более и более свет­леет, совсем про­свет­леет и спа­сется».

Он же Васи­лию Садов­скому: «При­об­щаться Святых Хри­сто­вых Живо­тво­ря­щих Таин запо­ве­ды­ваю им, батюшка, во все четыре поста и дву­на­де­ся­тые празд­ники, даже велю и в боль­шие празд­нич­ные дни: чем чаще, тем и лучше. Ты, духов­ный отец их, не воз­бра­няй, ска­зы­ваю тебе» (Лето­пись Диве­ев­ской оби­тели. 20).

Пре­по­доб­ный Паисий Велич­ков­ский († 1794) писал: «Бесы очень боятся шести доб­ро­де­те­лей: 1) алка­ния, 2) жажды, 3) молитвы Иису­со­вой, 4) крест­ного изоб­ра­же­ния… 5) частого при­ча­ще­ния Пре­чи­стых Таин Хри­сто­вых – кто достойно при­ча­ща­ется – и 6) несо­мнен­ной надежды на Бога. Нет страш­нее сего оружие против бесов» («Крины сель­ные». 38).

Святой пра­вед­ный Алек­сий Мёчев († 1923): «При­ча­щай­тесь чаще и не гово­рите, что недо­стойны. Если ты так будешь гово­рить, то нико­гда не будешь при­ча­щаться, потому что нико­гда не будешь достоин. Вы дума­ете, что на земле есть хотя бы один чело­век, достой­ный При­ча­ще­ния Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки при­ча­ща­емся, то лишь по осо­бому мило­сер­дию Божию. Не мы созданы для при­ча­стия, а при­ча­стие для нас. Именно мы, греш­ные, недо­стой­ные, слабые, более чем кто-либо нуж­да­емся в этом спа­си­тель­ном источ­нике… Я вас при­ча­щаю часто, я исхожу из того, чтобы вас при­об­щить ко Гос­поду, чтобы вы почув­ство­вали, как это хорошо – пре­бы­вать со Хри­стом».

Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник, кото­рый считал для себя боль­шим уте­ше­нием при­об­щаться каждый день, нахо­дясь в послед­ние 11 лет в затворе одоб­ри­тельно отно­сился к часто при­ча­ща­ю­щимся и не наблю­да­ю­щим в этом святом деле каких-либо устав­ных сроков:

«К Таин­ству при­ча­ще­ния при­сту­пайте, ничтоже сум­няся. Если при­сту­пите с верою в Гос­пода, при­су­щаго в Таин­ствах, с бла­го­го­ве­нием и готов­но­стью все силы посвя­тить на слу­же­ние Ему Еди­ному, то нечего коле­баться недо­сто­ин­ством. Достой­ным вполне при­част­ни­ком никто почесть себя не может. Все упо­ко­е­ва­ются на мило­сти Божией. И вы так делайте. Гос­подь любит при­ча­ща­ю­щихся и мило­стиво снис­хо­дит к недо­стат­кам в долж­ном настро­е­нии духа. Потом само при­ча­ще­ние, мало-помалу, и исправ­ляет сии недо­статки…».

«Что вы говели, добре сде­лали. Вот как у вас?! Ред­кость – гове­нье в сей пост. А у нас в мона­стыре редкое вос­кре­се­нье про­хо­дит без того, чтоб не было при­част­ни­ков боль­ших, не детей, не бого­моль­цев только, а и околь­ных жите­лей, и про­стых, и дворян. Вот с вашей легкой руки пойдут говеть и у вас. Да ведь если жизнь в Гос­поде, и Он гово­рит, что в Нем тот, кто вку­шает Тела и Крови Его, то жела­ю­щему жизни как не часто при­ча­щаться! Вам кто мешает ухит­риться почаще при­сту­пать к тайнам? Только пустое пове­рье. У нас стали слова: со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите, – пустою формою. Иерей Божий зовет, а никто нейдет, и никто притом не заме­чает несо­об­раз­но­сти в сем несо­от­вет­ствии зову Божию и на вечерю Божию» (Письма. V. 777).

«Пре­доб­рое дело сде­лали вы, что при­ча­сти­лись Святых Хри­сто­вых Таин. Устро­яйте сие и почаще» (Письма. V. 844).

«Замечу здесь, что плодов от свя­того при­ча­стия ощу­ти­тель­ных не видим мы оттого, что редко при­ча­ща­емся. Поло­жите себе как можно чаще при­ча­щаться – и уви­дите плоды от сего таин­ства уте­ши­тель­ные» («Что есть духов­ная жизнь и как на нее настро­иться». Гл. 41).

«Частое при­ча­ще­ние Святых Хри­сто­вых Таин (можно при­ба­вить: сколько можно частое) живо и дей­ственно соеди­няет с Гос­по­дом новый член Его чрез пре­чи­стое тело и кровь Его, освя­щает его, уми­ро­тво­ряет в себе и делает непри­ступ­ным для темных сил» («Путь ко спа­се­нию». I. 1).

«Что при­ча­ща­лись дважды в пост, добре. Бла­го­слови Гос­поди! Можно почаще при­ча­щаться, как взду­ма­ете. Свя­щен­ник каждый день при­гла­шает при­ча­щаться пра­во­слав­ных; только никто не откли­ка­ется. Если най­дете воз­мож­ным почаще при­ча­щаться, не будет худо» (Письма. III. 435).

«“Аще не снесте плоти Сына Чело­ве­че­скаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе… Ядый хлеб сей, жив будет во веки” (Ин. 6:53,51). Вот бла­го­дат­ный источ­ник сохра­не­ния и укреп­ле­ния нашей духов­ной жизни! Посему с самого начала хри­сти­ан­ства истин­ные рев­ни­тели бла­го­че­стия постав­ляли первым благом частое при­об­ще­ние. При апо­сто­лах оно всюду: хри­сти­ане все пре­бы­вают в молит­вах и лом­ле­нии хлеба, то есть при­ча­ща­ются. Васи­лий Вели­кий в посла­нии своем в Кеса­рию гово­рит, что спа­си­тельно при­ча­щаться тела и крови на всяк день, а о своем житии пишет: “Мы при­ча­ща­емся четыре раза в неделю”. И это общее мнение всех святых, что нет спа­се­ния без при­ча­ще­ния и нет пре­успе­я­ния в жизни без частого при­ча­ще­ния» («Путь ко спа­се­нию». III. 2).

«Вы уже пого­вели. И еще пого­вейте и при­ча­сти­тесь. Говеть можно непре­станно и при­ча­щаться поча­сту, как дух потре­бует. Бла­го­слови вас, Гос­поди!» (Письма. III. 451).

«Святых Таин при­ча­щай­тесь почаще, как духов­ный отец раз­ре­шит, только ста­рай­тесь всегда при­сту­пать и с долж­ным при­го­тов­ле­нием и паче – со стра­хом и тре­пе­том, чтоб, при­вык­нув, не стать при­сту­пать рав­но­душно» (Письма. IV. 693).

«Жела­ете при­ча­щаться святых Таин во все дву­на­де­ся­тые празд­ники. Как же это спря­тать-то? Вот и выда­ди­тесь из общего уровня. А хорошо, крепко хорошо – часто при­ча­щаться. Тут Гос­подь, Кото­рого ищем. Как же быть? Попро­бо­вать сна­чала можно. Если пойдет хорошо, можно и навсе­гда поло­жить так. Итак, Бог бла­го­сло­вит» (Письма. IV. 708).

«Почаще при­ча­щаться хорошо. Но испол­не­ние этого под­ле­жит рас­смот­ре­нию. И рас­смат­ри­вайте всякий раз, удобно ли и при­годно ли? Выхо­дя­щие из ряду всегда бро­са­ются в глаза – и чужие, и свои. И можно с глаз съесть дело, чему не сле­дует под­вер­гать своих дел» (Письма. III. 523).

«Кто при­ча­ща­ется, тот живет истин­ною жизнью, а кто не при­ча­ща­ется, тот не живет истин­ною жизнью…Благодарите же Гос­пода, при­ча­стив­шись Святых Хри­сто­вых Таин, зная какое вели­кое благо вы через это полу­чили… ибо, чем чаще кто при­ча­ща­ется, тем ближе бывает к Гос­поду, тем лучше ему бывает и сам он лучше ста­но­вится».

«Много вас тере­бят по поводу частого при­ча­ще­ния. Не сму­щай­тесь. При­смот­рятся – пере­ста­нут. И всем сле­до­вало бы так делать, но не вошло это у нас в обычай. На Востоке хри­сти­ане часто при­ча­ща­ются, не в одни Вели­кие посты, но и кроме них. Пер­во­на­чально же в церкви Хри­сто­вой за всякою литур­гиею все при­ча­ща­лись. Еще во время св. Васи­лия Вели­кого одна барыня спра­ши­вала его, можно ли часто при­ча­щаться и как часто? Он отве­чал, что не только можно, но и должно; а на то, как часто, сказал: мы при­ча­ща­емся четыре раза в неделю – в среду, пят­ницу, суб­боту и вос­кре­се­нье. Мы – это, разу­ме­ется, все кеса­рийцы: ибо вопрос касался не свя­щен­но­дей­ству­ю­щих, а мирян. Сказав так той вопро­шав­шей, он не опре­де­лил ей числа, сколько раз при­ча­щаться, а только пример пока­зал, оста­вив ей на сво­боду – делать как сможет, оста­вив, однако ж, в силе вну­ше­ние, что при­ча­щаться надо часто».

«Да и сама литур­гия, смот­рите, что тре­бует? На всякой литур­гии свя­щен­но­слу­жи­тель при­гла­шает: со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите. Сле­до­ва­тельно, на всякой литур­гии и можно при­сту­пать. Тем более можно при­сту­пать часто. У нас иные гово­рят даже, что грех – часто при­ча­щаться; иные тол­куют, что нельзя раньше шести недель при­ча­щаться. Может быть, кроме этих, и другие есть в сем отно­ше­нии непра­во­сти. Не обра­щайте вни­ма­ния на эти толки, – и при­ча­щай­тесь так часто, как потреб­ность будет, ничтоже сомняся. Ста­рай­тесь только вся­че­ски при­го­тов­ляться как должно при­сту­пать со стра­хом и тре­пе­том, с верою, с сокру­ше­нием и пока­ян­ными чув­ствами. Доку­ча­ю­щим же речами об этом отве­чайте: ведь я не инуде при­хо­жду ко свя­тому при­ча­стию, всякий раз имею раз­ре­ше­ние от духов­ного отца моего. И довольно».

Из писем пре­по­доб­ного Амвро­сия Оптин­ского:

«Ты в болезни при­об­ща­лась Святых Таин Хри­сто­вых каждую неделю и сомне­ва­ешься, не часто ли. В серьез­ной и сомни­тель­ной болезни можно при­об­щаться Святых Таин и чаще. Нисколько не сомне­вайся в этом» (Письма к мона­ше­ству­ю­щим. 393).

«Пишешь, что желала бы чаще при­об­щаться Святых Таин; но этого у вас не доз­во­лят. Можешь делать так: когда сде­ла­ешься нездо­рова, можешь выста­вить при­чи­ною болезнь свою и про­сить, чтобы тебя при­об­щили в келье» (Письма к мона­ше­ству­ю­щим. 271).

Свя­ти­тель Инно­кен­тий (Вени­а­ми­нов) († 1879) мно­го­кратно просил у Свя­щен­ного Синода анти­минсы для своих путе­ше­ству­ю­щих мис­си­о­не­ров и не раз при­во­дил в пример прак­тику частого при­ча­ще­ния древ­них хри­стиан: «Итак, ничто, недолжно нас уда­лять от частого Боже­ствен­ного при­ча­ще­ния».

Бла­жен­ная Мат­рона Мос­ков­ская († 1952), известно, что одной боль­ной жен­щине велела «не про­пус­кать ни одной вос­крес­ной службы, на каждой испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться святых Хри­сто­вых Таин», и вообще людям сове­то­вала чаще при­ча­щаться святых Хри­сто­вых Таин: «Защи­щай­тесь кре­стом, молит­вою, святой водой, при­ча­ще­нием частым… Перед ико­нами пусть горят лам­пады».

Святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский († 1909): «Есть люди, кото­рые только по нужде и необ­хо­ди­мо­сти при­сту­пают к при­ня­тию Святых Таин раз в год. Это тоже нехо­рошо, потому что испол­няют уже свой хри­сти­ан­ский долг как бы из-под палки, по необ­хо­ди­мо­сти… А если Гос­подь есть Истин­ный Хлеб, то мы должны желать этого Хлеба не только раз в год, но, по воз­мож­но­сти, каждый месяц, каждую сед­мицу, даже каждый день. Почему так? Потому, что это – хлеб насущ­ный для нас, для нашей души, а так как хлеб насущ­ный нужен нам каждый день, то и в небес­ной пище – в Теле и Крови Хри­сто­вых, мы нуж­да­емся каждый день. Поэтому и в молитве Гос­под­ней мы молимся: хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь…

Святые Тайны назы­ва­ются Боже­ствен­ными Дарами, потому что пода­ются нам Гос­по­дом совер­шенно туне, даром, неза­слу­женно с нашей сто­роны; вместо того чтобы нас нака­зы­вать за бес­чис­лен­ные наши без­за­ко­ния, совер­ша­е­мые каждый день, час, минуту, и пре­да­вать нас смерти духов­ной, Гос­подь в святых Тайнах подает нам про­ще­ние и очи­ще­ние грехов, освя­ще­ние, мир душев­ных сил, исце­ле­ние и здра­вие души и тела и всякое благо, един­ственно только по вере нашей. Если же Вла­дыка даром еже­дневно подает нам для вку­ше­ния Себя Самого, Свои Боже­ствен­ные Тайны, то не должны ли мы неот­ложно давать туне, даром, тлен­ные блага: деньги, пищу, питие, одежду – тем, кото­рые просят их у нас?».

Поэтому увидев такое еди­но­ду­шие отцов, как гово­рит боже­ствен­ный Зла­то­уст, давайте: «не будем не радеть, удо­сто­ив­шись такой любви и чести. Не видите ли вы детей, с какой охотой они стре­мятся к мате­рин­ской груди, с каким рве­нием их губы хва­тают грудь? С таким же рве­нием да при­хо­дим и мы к этой Тра­пезе, к этой духов­ной груди, пожа­луй, даже с боль­шей охотой. Ухва­тимся, как дети за мате­рин­скую рубашку, за бла­го­дать Духа. И пусть у нас будет только одна скорбь – не при­ча­щаться этой Пищи».

«Вку­ша­ешь хлеб сла­до­сти, думай об истин­ном хлебе, дающем вечную жизнь душам – о теле и крови Хри­сто­вой, и алкай этого хлеба, то есть желай чаще его при­ча­щаться» («Моя жизнь во Христе» I. 6).

«Сред­ства, утвер­жда­ю­щие надежду хри­сти­ан­скую, – молитва, частое искрен­нее молит­вен­ное испо­ве­да­ние грехов своих, частое чтение слова Божия, осо­бенно же частое при­ча­ще­ние Святых Живо­тво­ря­щих Таин Тела и Крови Хри­сто­вой» («Моя жизнь во Христе». II. 7).

«Чем вернее и силь­нее сред­ство, соеди­ня­ю­щее нас с Богом, тем больше направ­ляет против него раз­ру­ши­тель­ных дей­ствий про­тив­ник Божий и наш, кото­рый упо­треб­ляет для этого все: и рас­по­ло­жен­ное к лени тело наше, и сла­бость души… Оттого весьма мало молит­вен­ни­ков искрен­них, усерд­ных; оттого весьма редко и говеют-каются и при­ча­ща­ются хри­сти­ане» («Моя жизнь во Христе». I. 3).

«Бла­женны те, кто часто с искрен­ним пока­я­нием и искрен­ним испы­та­нием самих себя при­сту­пают ко свя­тому при­ча­ще­нию! Тако­вые могут совер­шен­ство­ваться день ото дня, могут при­хо­дить в созна­ва­ние своей гре­хов­но­сти и оста­ток насто­я­щей жизни упо­треб­лять на то, на что он дан нам мило­сер­дием Божиим, – на очи­ще­ние и увра­че­ва­ние себя чрез пока­я­ние и веру от всех грехов.

И слава Богу, что в этом святом храме есть среди вас при­част­ники, часто при­сту­па­ю­щие к столь вели­кой свя­тыне и обре­та­ю­щие в ней уте­ше­ние для души и здра­вие для тела. Больно дела­ется на сердце, когда во многих храмах на призыв диа­кона, выно­ся­щего святые дары к народу: “Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите”, – иногда никого нет из жела­ю­щих при­нять их. Для многих это зре­лище обык­но­вен­ное, а для меня это зре­лище непри­ят­ное, потому что Гос­подь всех зовет к Себе, ко всем хри­сти­а­нам отно­сятся эти слова: “При­и­мите, ядите Тело Мое… Пейте все кровь Мою”« (Новые гроз­ные слова. I. Х)

А вот как пра­вед­ник Божий отзы­ва­ется о своем опыте: «Первые годы свя­щен­ства я не часто, не каждый день совер­шал литур­гию и потому часто рас­сла­бе­вал духовно; потом, увидев пользу еже­днев­ного совер­ше­ния литур­гии и при­ча­ще­ния Святых Таин, я стал еже­дневно слу­жить и при­ча­щаться» («О молитве». 14). И еже­днев­ного при­ча­ще­ния святой Иоанн не пре­кра­тил и тогда, когда по болезни уже не мог сам совер­шать литур­гию.

Об идее же, что будто бы не стоит часто при­ча­щаться, святой батюшка отзы­вался довольно строго: «Неко­то­рые лич­но­сти гово­рят, что будто бы грешно миря­нам при­ча­щаться часто, что моло­дым людям будто бы только нужно при­ча­щаться раз в год, а только старым – во все посты, что часто при­ча­ща­ю­щи­еся с ума сойдут. Какая неле­пость! Какое бого­хуль­ство, кощун­ство! Какое нера­зу­мие! А для чего раз­да­ется еже­дневно за литур­гией глас Спа­си­теля, при­зы­ва­ю­щий к при­ча­стию: “При­и­мите, ядите… пиите от нея вси… во остав­ле­ние грехов…” (Мф. 26: 26–28)? Неужели весь год кос­неть во грехах и только раз очи­щаться пока­я­нием и при­ча­стием? Разве не каждый день мы согре­шаем, рас­тле­ва­емся, осквер­ня­емся гре­хами; разве не каждый день нам нужно очи­ще­ние, освя­ще­ние и обнов­ле­ние? Разве каждый день только накоп­лять грехи и раз только в год очи­щаться? Лепо ли это? Не часто ли вы моете лицо и тело в бане или лицо каждое утро? Душу ли не омы­вать посто­янно, осквер­ня­е­мую гре­хами каждый день?»

Свя­ти­тель Фила­рет Дроз­дов писал о том, что «Нынеш­нее болез­нен­ное время дает осно­ва­тель­ную при­чину чаще при­об­щаться Святых Таин» (Письмо от 28 ноября 1847 г.).

В «Кате­хи­зисе Восточно-Пра­во­слав­ной Церкви» свя­ти­теля Нико­лая Серб­ского († 1956) гово­рится: «Как часто нужно при­ча­щаться? Самое малое – четыре раза в год (в тече­ние четы­рех постов). Однако жела­тельно при­сту­пать к при­ча­ще­нию как можно чаще, в зави­си­мо­сти от готов­но­сти к при­ча­стию».

В конце XVIII века дея­тели дви­же­ния кол­ли­ва­дов – свя­ти­тель Мака­рий Коринф­ский и пре­по­доб­ный Нико­дим Свя­то­го­рец – соста­вили «Книгу душе­по­лез­ней­шую о непре­стан­ном при­ча­ще­нии Святых Хри­сто­вых Тайн»:

«…На осно­ва­нии всего этого свя­щен­ного чина Боже­ствен­ной литур­гии я прошу вас, братья мои, ска­жите мне со стра­хом Божиим и при­слу­ши­ва­ясь к сове­сти в вашей душе, не оче­видно ли, что те хри­сти­ане, кото­рые при­хо­дят на литур­гию, обя­заны при­ча­щаться часто? Не имеют ли они долга делать это, и чтобы была явлена литур­гия как обще­ние, собра­ние и тра­пеза, и чтобы не ока­за­лись они пре­ступ­ни­ками того, во что веруют и что испо­ве­дуют? А если они не при­ча­ща­ются, как сами при­зна­ются, то боюсь, боюсь, не ока­зы­ва­ются ли они пре­ступ­ни­ками? И поэтому я не знаю, имеют ли истин­ный чин и уместно ли то, что их при­гла­шает свя­щен­ник, и другие слова и свя­щен­но­дей­ствия и Устав, кото­рый бывает на литур­гии? Потому что все, как один, отсту­пают, и не нахо­дится ни один хри­сти­а­нин, кото­рый испол­нил бы их и послу­шался бы при­гла­ше­ния свя­щен­ника или, чтобы ска­зать лучше, Бога, но (каждый) уходит от Свя­тыни ни с чем, не приняв ее и не подойдя, чтобы при­ча­ститься».

«Если, брат мой, ты при­сту­па­ешь к Тайнам часто и достойно при­ча­ща­ешься этих нетлен­ных, этих Пре­п­ро­слав­лен­ных Тела и Крови Гос­пода нашего Иисуса Христа и ста­но­вишься соте­лес­ни­ком и сокров­ни­ком Христу, живо­тво­ря­щая сила и дей­ствие этих Пре­свя­тых Тела и Крови в вос­кре­се­нии пра­вед­ных ожи­во­тво­рят и твое соб­ствен­ное тело и оно вос­крес­нет нетлен­ным».

«Хочешь празд­но­вать каждый день? Хочешь празд­но­вать Свет­лую Пасху когда поже­ла­ешь и радо­ваться радо­стью неиз­ре­чен­ной в этой при­скорб­ной жизни? Непре­станно при­бе­гай к Таин­ству и при­ча­щайся с долж­ной под­го­тов­кой, и тогда ты насла­дишься тем, чего жела­ешь. Ведь истин­ная Пасха и истин­ный празд­ник души – это Хри­стос, Кото­рый при­но­сится в жертву в Таин­стве».

Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов, «Отеч­ник»: «Авва Апол­лос гово­рил: монахи должны, если то воз­можно, еже­дневно при­об­щаться Святых Таин Хри­сто­вых. Уда­ля­ю­щий себя от них уда­ля­ется от Бога; часто же при­сту­па­ю­щий к ним часто при­ни­мает в себя Христа Спа­си­теля. Сам Хри­стос Спа­си­тель сказал: “Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пре­бы­вает и Аз в нем” (Ин. 6:56)».

«Частое при­ча­ще­ние – что иное значит, как не обнов­ле­ние в себе свойств Бого­че­ло­века, как не обнов­ле­ние себя этими свой­ствами? Обнов­ле­ние, посто­янно под­дер­жи­ва­е­мое и пита­е­мое, усва­и­ва­ется. От него и им истреб­ля­ется вет­хость, при­об­ре­тенна паде­нием; смерть вечная побеж­да­ется и умерщ­вля­ется вечною жизнью, живу­щею во Христе, исто­ча­ю­ще­юся из Христа; жизнь – Хри­стос водво­ря­ется в чело­веке».

Святой Про­ко­пий Вели­ко­пе­щер­ник († 1800): «Как для того, чтобы жить, расти и укреп­ляться, чело­веку в тече­ние его телес­ной жизни недо­ста­точно только родиться, но необ­хо­димо посто­янно питаться, так же и хри­сти­а­нину, для того чтобы жить, раз­ви­ваться и совер­шен­ство­ваться духовно, недо­ста­точно лишь родиться в святом Кре­ще­нии, но необ­хо­димо питаться духовно, при­об­ща­ясь посто­янно Тела и Крови Гос­под­них».

1. Игумен Петр (Меще­ри­нов). О необ­хо­ди­мо­сти для истин­ного хри­сти­а­нина посто­ян­ного, непре­стан­ного при­ча­ще­ния Святых Хри­сто­вых Таин; 2. Юрий Мак­си­мов. Правда о прак­тике частого при­ча­ще­ния; 3. мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев). Как часто сле­дует при­ча­щаться?

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки