Катафатическое богословие

Катафати́ческое (от греч. καταφατικὴ θεολογία (ката­фа­тики тео­ло­гиа) (от греч. κατάφασις — утвер­жде­ние) — поло­жи­тель­ное (утвер­ди­тель­ное) бого­сло­вие) — направ­ле­ние бого­сло­вия, в фор­мате кото­рого истины о Боге и Его отно­ше­нии к миру рас­смат­ри­ва­ются, изла­га­ются и объ­яс­ня­ются при помощи поло­жи­тель­ных тер­ми­нов, утвер­жде­ний, фор­му­ли­ро­вок.

Если апо­фа­ти­че­ское бого­сло­вие путем отри­ца­ний стре­мится под­черк­нуть несо­из­ме­ри­мость Бога и твар­ного мира, пред­ста­вить Боже­ствен­ную жизнь как недо­ступ­ную позна­ва­тель­ным уси­лиям сотво­рен­ных существ, то ката­фа­ти­че­ское бого­сло­вие, будучи «путем утвер­жде­ний», выра­жает позна­ва­е­мость Бога, поскольку недо­ступ­ный и непо­зна­ва­е­мый Бог Сам стре­мится рас­крыться твар­ному миру в Своем Откро­ве­нии.

Раз­ли­че­ние апо­фа­ти­че­ского и ката­фа­ти­че­ского бого­сло­вия в Пра­во­сла­вии совсем не слу­чайно. Нали­чие в Пра­во­слав­ном бого­сло­вии апо­фа­ти­че­ского и ката­фа­ти­че­ского пути имеет свое осно­ва­ние в Самой Боже­ствен­ной жизни. С одной сто­роны, Бог обла­дает непри­ступ­ной и непо­сти­жи­мой сущ­но­стью, о кото­рой воз­можны лишь апо­фа­ти­че­ские (отри­ца­тель­ные и пре­вос­ход­ные) выска­зы­ва­ния. С другой сто­роны, Он про­яв­ляет Себя в мире в отлич­ных от сущ­но­сти энер­гиях (дей­ствиях), о кото­рых можно гово­рить ката­фа­ти­че­ски, утвер­ди­тельно.

Если еди­не­ние Боже­ствен­ной сущ­но­сти и энер­гии нес­ли­янно, а раз­ли­чие нераз­дельно, то нес­ли­ян­ным и нераз­дель­ным ста­но­вится соче­та­ние апо­фа­ти­че­ского и ката­фа­ти­че­ского путей Бого­по­зна­ния. Анти­но­ми­че­ское рав­но­ве­сие двух путей поз­во­ляет чело­ве­че­скому разуму не под­ме­нять учение о живом и вечно сущем Боге ото­рван­ными от духов­ной жизни спе­ку­ля­ци­ями, под­во­дит чело­века к реаль­ному Бого­об­ще­нию.

Ката­фа­ти­че­ское бого­сло­вие исхо­дит не из непо­сти­жи­мой Боже­ствен­ной сущ­но­сти, а из Боже­ствен­ных дей­ствий в мире. Боже­ствен­ные дей­ствия осу­ществ­ля­ются в согла­сии с Боже­ствен­ным про­мыш­ле­нием (про­ви­де­нием). В нем выра­жа­ется Боже­ствен­ное все­ве­де­ние и вез­де­при­сут­ствие, поскольку про­мыш­ле­нием Творца напол­нен весь создан­ный Им мир.

Про­мыс­ли­тельно пре­бы­вая в мире, Бог отра­жа­ется в уста­нов­лен­ном Им гар­мо­ни­че­ском порядке. Все миро­вое бытие несет в себе образы Боже­ствен­ного Пер­во­об­раза. Все созда­ния в разной мере сви­де­тель­ствуют о Боге, ибо все суще­ствуют только бла­го­даря при­ча­стию своей без­на­чаль­ной Пер­во­при­чине. Отсюда для бого­слова открыт путь ана­ло­гий, воз­ни­кает воз­мож­ность исполь­зо­вать образы твар­ного мира для опи­са­ния Боже­ствен­ных про­мыс­ли­тель­ных дей­ствий. Так воз­ни­кает иерар­хия Боже­ствен­ных имен, отра­жа­ю­щих «лест­ницу» Бого­яв­ле­ний в мире. Поэтому само ката­фа­ти­че­ское бого­сло­вие, в отли­чии от апо­фа­ти­че­ского, ука­зу­ю­щего на безы­мян­ность Боже­ствен­ной сущ­но­сти, ста­но­вится Бого­сло­вием Боже­ствен­ных имен.

***

См. БЛАГОДАТЬ, ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ БОГА, ИММАНЕНТНОСТЬ БОГА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки