Катехизация через богослужение. Неиспользованные возможности – диакон Всеволод Чаплин

Катехизация через богослужение. Неиспользованные возможности – диакон Всеволод Чаплин


Знают ли у нас бого­слу­же­ние? Вопрос этот кому-то может пока­заться оскор­би­тель­ным: неужели в Рус­ской Церкви, где так сильна литур­ги­че­ская тра­ди­ция, можно вести речь о незна­нии веру­ю­щими ее основ?

 

Знают ли у нас бого­слу­же­ние? Вопрос этот кому-то может пока­заться оскор­би­тель­ным: неужели в Рус­ской Церкви, где так сильна литур­ги­че­ская тра­ди­ция, можно вести речь о незна­нии веру­ю­щими ее основ? Однако именно сей­час, когда фор­ми­ру­ются обще­цер­ков­ные кон­цеп­ции духов­ного про­све­ще­ния, нам необ­хо­димо спро­сить самих себя: на каком уровне нахо­дятся зна­ния при­хо­жан о бого­слу­же­нии? Да и стре­мятся ли они вни­мать службе Божией?

Вот что пока­зал опрос, про­ве­ден­ный Вели­ким постом в одном из круп­ных мос­ков­ских при­хо­дов среди посто­ян­ных, актив­ных при­хо­жан. На вопрос, память каких свя­тых празд­но­ва­лась в про­шед­шее вос­кре­се­нье, из 25 опро­шен­ных отве­тил один чело­век. Тему вос­крес­ного Еван­ге­лия также вспом­нил лишь один при­хо­жа­нин. Содер­жа­ния, хотя бы при­мер­ного, одного из изме­ня­е­мых пес­но­пе­ний суб­бот­него все­нощ­ного бде­ния не рас­крыл никто.

Те же самые вопросы – о памяти свя­тых, теме еван­гель­ского чте­ния и содер­жа­нии хотя бы одного тро­паря, кондака, сти­хиры, – были заданы 22 при­хо­жа­нам, быв­шим в день опроса за литур­гией, а нака­нуне – за вели­ким пове­че­рием и утре­ней Празд­ну­е­мых в этот день свя­тых пра­вильно назвали два чело­века, тему еван­гель­ского чте­ния – семь. Что же каса­ется вечер­него бого­слу­же­ния, то никто из опро­шен­ных не только не мог ска­зать, что за ним пелось или чита­лось, но попро­сту не знал, как оно называется.

Бога­тей­шая духов­ная сокро­вищ­ница Пра­во­сла­вия, собран­ная тру­дами свя­тых подвиж­ни­ков раз­ных вре­мен и наро­дов, даже не рас­крыта боль­шин­ством наших веру­ю­щих. И сего­дня, когда мы теря­емся в поис­ках при­ем­ле­мых для Рус­ской Церкви форм кате­хи­за­ции, когда созда­ется мно­же­ство обра­зо­ва­тель­ных струк­тур, заим­ство­ван­ных у запад­ного хри­сти­ан­ства и в прин­ципе весьма непло­хих, но почему-то с тру­дом при­жи­ва­ю­щихся в рус­ских при­хо­дах, – нам полезно вспом­нить о той форме духов­ного обра­зо­ва­ния, какая суще­ство­вала в Рос­сии искони.

Этой про­ве­рен­ной веками фор­мой была кате­хи­за­ция через бого­слу­же­ние. Она давала пре­крас­ную систему бого­слов­ски зна­ний систему не схо­ла­сти­че­ски-отвле­чен­ную, не зазуб­рен­ную, не выму­чен­ную без­дум­ным повто­ре­нием, а орга­нично про­ни­зы­ва­ю­щую весь жиз­нен­ный уклад чело­века. В цен­тре бого­слу­же­ния нахо­дится Евха­ри­стия – основа вся­кого под­лин­ного духов­ного раз­ви­тия лич­но­сти Вокруг нее, вокруг Живого Хри­ста, кон­цен­три­ру­ются душе­по­лез­ные зна­ния и хри­сти­ан­ский опыт. Уче­ние о сокро­вен­ных тай­нах веры, настав­ле­ния в молитве и бла­го­че­сти­вом образе жизни, рас­сказ о мно­го­об­раз­ных ликах свя­то­сти – всё это может быть почерп­нуто из тек­стов пра­во­слав­ных молитв и пес­но­пе­ний. А с чем срав­нить вос­пи­та­тель­ное зна­че­ние устава еван­гель­ских и апо­столь­ских чте­ний, круга пра­во­слав­ных постов и празд­ни­ков, всего цер­ков­ного года, каж­дый день напол­ня­ю­щего хра­мо­вое дей­ство новым содер­жа­нием и впле­та­ю­щего в нашу живую молитву всю пол­ноту муд­ро­сти цер­ков­ной! «…Где непо­сред­ствен­ное выра­же­ние духов­ного опыта? – спра­ши­вает о. Павел Фло­рен­ский. – Где духов­ный опыт наи­ме­нее пере­ра­бо­тан? – В молит­вах и пес­но­пе­ниях, – в бого­слу­же­нии: бого­слу­же­ние есть самое зна­чи­тель­ное и суще­ствен­ное отправ­ле­ние жизни цер­ков­ного тела. Сви­де­тель­ство бого­слу­же­ния – сви­де­тель­ство надежнейшее».

Именно в нем, в бого­слу­же­нии – истоки духов­ного веде­ния наших некниж­ных пред­ков. Именно на его основе созда­ва­лось на Руси пра­во­слав­ное миро­со­зер­ца­ние. Не имев­шие ни вос­крес­ных школ, ни биб­лей­ских часов, ни долж­ного коли­че­ства обра­зо­ван­ных пас­ты­рей, рус­ские люди были про­ни­заны бла­го­ве­стием Церкви, пости­гав­шимся ими во время бого­слу­же­ния. Даже посло­вицы и пого­ворки, даже кален­дар­ные при­меты – всё это тес­ней­шим обра­зом свя­зано на Руси с цер­ков­ной традицией!

Бес­спорно, дан­ный путь духов­ного вос­пи­та­ния, как и вся­кий дру­гой, не иде­а­лен. Каж­дому из нас хорошо известно, как цепко впле­лись в тра­ди­ци­он­ные рели­ги­оз­ные пред­став­ле­ния эле­менты язы­че­ства, как легко пре­вра­ща­ется под­час хри­сти­ан­ский быт в «быто­вое хри­сти­ан­ство»… Но, помня, что леность иду­щего не осквер­няет пути, давайте заду­ма­емся: а было бы наше духов­ное неве­же­ство столь чудо­вищ­ным, если бы глу­бина содер­жа­ния бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции стала досто­я­нием осо­знан­ного вос­при­я­тия каж­дого молящегося?

Чтобы сде­лать бого­слу­же­ние понят­ным, вовсе не обя­за­тельно пере­во­дить его на рус­ский язык. (Хотя, воз­можно, имело бы смысл вести по-рус­ски службу в неко­то­рых из город­ских хра­мов-для жела­ю­щих.) И не обя­за­тельно направ­лять при­хо­жан «строй­ными рядами» на курсы цер­ков­но­сла­вян­ского. Мало того, вряд ли помо­гут здесь и «классы» по изу­че­нию литур­гики (кото­рые, кстати, нико­гда не охва­тят весь при­ход). Разъ­яс­не­ние бого­слу­же­ния, тол­ко­ва­ние цер­ков­ного кален­даря должно, дума­ется, быть орга­нично свя­зано с самой цер­ков­ной служ­бой, помо­гать моля­щимся участ­во­вать в ней каж­дый кон­крет­ный день.

Для этого нужно совсем немного. Свя­щен­ник или кате­хи­за­тор-миря­нин за 10–15 минут до начала вечер­него бого­слу­же­ния может вкратце пове­дать о житиях празд­ну­е­мых свя­тых, ука­зать тему Еван­ге­лия, под­черк­нув связь этого тек­ста с бли­жай­шими рядо­выми или с празд­но­ва­нием дня, рас­ска­зать о месте дан­ного дня в Окто­ихе или Три­оди и, нако­нец, рас­крыть смысл важ­ней­ших изме­ня­е­мых молит­во­сло­вий и пес­но­пе­ний (в первую оче­редь тро­па­рей и конда­ков), объ­яс­нив при этом, кому они посвя­щены и из каких бого­слу­жеб­ных книг берутся. Осо­бого объ­яс­не­ния тре­бует бого­слу­же­ние великопостное.

Весьма полез­ным было бы воз­рож­де­ние в совре­мен­ной Церкви тра­ди­ции чте­ния синак­са­рей, кото­рые нужно пере­ра­бо­тать для вос­при­я­тия веру­ю­щих нашего вре­мени. Синак­сари могли бы читаться, по тра­ди­ции, после 3‑й и 6‑й пес­ней канона, или в удоб­ные для этого моменты за утрен­ним бого­слу­же­нием – во время испо­веди перед литур­гией (если свя­щен­ник один, а часы уже про­чтены), при­ча­ще­ния духо­вен­ства и мирян, цело­ва­ния кре­ста после отпу­ста литургии.

Све­де­ния о празд­но­ва­ниях и бого­слу­же­нии каж­дого дня месяца или недели могут пуб­ли­ко­ваться в цер­ков­ной прессе. (Доб­рый при­мер таких пуб­ли­ка­ций подан рядом «Епар­хи­аль­ных ведо­мо­стей».) Такой «тол­ко­вый кален­дарь» мог бы очень при­го­диться в каж­дом храме-пове­сив его на паперти, свя­щен­ник одним этим мог бы серьезно помочь своей пастве лучше узнать богослужение.

Бес­спорно, кате­хи­за­ция через бого­слу­же­ние не должна огра­ни­чи­ваться лишь этими фор­мами. Для тех, кто стре­мится к углуб­лен­ному изу­че­нию литур­гики, кто гото­вит себя к кли­рос­ному послу­ша­нию и дру­гим видам цер­ков­ного слу­же­ния, могут быть орга­ни­зо­ваны спе­ци­аль­ные семи­нары, изданы учеб­ные пособия.

Однако ищу­щий обря­щет. Тем же, кто мятется в поис­ках духов­ного ори­ен­тира, мы не можем сей­час – при сла­бо­сти нашей кате­хи­зи­че­ской лите­ра­туры – пред­ло­жить луч­шего пути к духов­ному веде­нию, чем обра­ще­ние к литур­ги­че­скому богат­ству Церкви. Бого­слу­же­ние вполне спо­собно сфор­ми­ро­вать духов­ный облик пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина – спо­собно так, как вряд ли могут это сде­лать совре­мен­ные кате­хи­зисы. Сти­му­ли­рует оно и к изу­че­нию дру­гих обла­стей хри­сти­ан­ских зна­ний – вопросы, воз­ни­ка­ю­щие у участ­ника бого­слу­же­ния, вызо­вут у него инте­рес к Свя­щен­ному Писа­нию и Пре­да­нию Церкви, бого­слов­ским пред­ме­там и цер­ковно-сла­вян­скому языку.

Мы, хри­сти­ане, веруем в незыб­ле­мость обе­то­ва­ния Гос­пода и Спа­си­теля: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф. 18:20). Реаль­ное при­сут­ствие Божие среди моля­щихся, бого­вдох­но­вен­ность цер­ков­ной бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции, постро­ен­ной на пра­вой вере и живой связи с Гос­по­дом Иису­сом,- вот тот кра­е­уголь­ный камень, на кото­ром только и может стро­иться под­лин­ное духов­ное про­све­ще­ние. И если осно­ва­ние народ­ной хри­сти­ан­ской школы будет поло­жено на этом камне – воз­во­ди­мое нами зда­ние вовек не сокрушится.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки