Козни бесов­ские

***

Ко́зни бесо́вские. Под коз­нями вообще пони­ма­ются тайные умыслы или деяния, свя­зан­ные с ковар­ством и хит­ро­стью, а под коз­нями бесов­скими — те, кото­рые исхо­дят от демо­нов.

Стро­ить козни по отно­ше­нию к чело­веку — тра­ди­ци­он­ное заня­тие диа­вола и его кама­ри­льи: «Трез­ви­тесь, бодр­ствуйте, потому что про­тив­ник ваш диавол ходит, как рыка­ю­щий лев, ища, кого погло­тить» (1Пет. 5:8). Про­ти­во­дей­ство­вать козням бесов­ским — доста­точно трудно, а без помощи Божьей — прак­ти­че­ски невоз­можно. «Обле­ки­тесь во все­ору­жие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диа­воль­ских» (Еф. 6:11).

Напа­дая на чело­века, падшие ангелы могут воз­дей­ство­вать как на его тело, так и на глав­ные силы души: разум, волю и чув­ства. Уро­вень демон­ской изоб­ре­та­тель­но­сти отно­си­тельно зла настолько велик, что всю пол­ноту их при­ё­мов нельзя пере­чис­лить и опи­сать даже в общих чертах. Впро­чем, известно, что козни бесов­ские сво­дятся к несколь­ким целям: раз­ла­дить отно­ше­ния между чело­ве­ком и Богом, внести раздор между чело­ве­ком и чело­ве­ком, чело­ве­ком и окру­жа­ю­щим миром; нако­нец, под­верг­нуть раз­ладу самого чело­века.

«Мири­ада мириад, — сооб­ща­ется в Посмерт­ных веща­ниях Нила Миро­то­чи­вого, — мнящая себя быть силь­ной, рас­став­ляет три западни (для улов­ле­ния гре­хов­ными при­ман­ками людей), у каждой западни свой особый тайный крючок, гово­рим: вооб­ра­же­ние, гор­дость и осуж­де­ние (т. е. диавол, пре­льщая людей, ста­ра­ется извра­тить в них правое разу­ме­ние о сущем или через вооб­ра­же­ние, т. е. пре­врат­ное пред­став­ле­ние об окру­жа­ю­щем, или через гор­дость, т. е. пре­врат­ное мнение о самом себе, или через осуж­де­ние, пре­врат­ное отно­ше­ние к ближ­нему; все это суть крючки диа­воль­ских удочек, ибо во всех мыслях, вну­ша­е­мых чело­веку врагом, всегда скрыто что-либо или гор­де­ли­вое и враж­деб­ное Богу, или злое и бра­то­не­на­вист­ное, или что-либо меч­та­тель­ное, похот­ное и вред­ное для самого чело­века)» (Посмерт­ные веща­ния пре­по­доб­ного Нила Миро­то­чи­вого Афон­ского, ч. 1, гл.V).

Иногда демоны воз­дей­ствуют на людей более или менее явно, но часто они успешно скры­вают свою при­част­ность к иску­ше­ниям. «Послу­шай, — взы­вает пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов (X в.), — диавол, по обычаю своему, всегда под­би­ра­ется к душе стран­ным некиим обра­зом и неудобь-рас­по­зна­ва­е­мым, с тем чтобы, будучи всегда близ ее и не отда­ля­ясь от ней, воз­му­щать и пере­бу­ров­ли­вать все ее стрем­ле­ния, дви­же­ния и помыш­ле­ния, то есть и мыс­лен­ную, и жела­тель­ную, и раз­дра­жи­тель­ную силу души, и направ­лять их на то, что ему угодно. Этим спо­со­бом он всех нас завле­кает в сети свои и заби­рает в раб­ство себе и в волю свою, — а мы того и не знаем; и, что хуже всего, диавол, упо­треб­ляя сию так­тику непре­станно и сделав нас страст­ными и непо­треб­ными, убеж­дает нас думать и гово­рить, что этот наш недуг (смя­те­ние и буров­ле­ние внутри), кото­рым мы вво­димся в стра­сти и дер­жимы бываем в них, есть свой­ство есте­ства нашего, а не дело бесов­ских козней» (Пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов, Слово 14, гл. 2.)

Опре­де­лить, от кого явился тот или иной гре­хов­ный прилог, от лука­вого духа или от самого чело­века, бывает затруд­ни­тельно даже и для опыт­ных подвиж­ни­ков. Но здесь глав­ное — успешно ней­тра­ли­зо­вать сам прилог (подроб­нее о диа­воль­ских кознях см.: Что такое пре­лесть бесов­ская и что собой пред­став­ляют диа­воль­ские козни?).

  1. Посмерт­ные веща­ния пре­по­доб­ного Нила Миро­то­чи­вого Афон­ского. Изд. НИКА СМП «Жито­мер-РИКО-ПРЕСС-РЕКЛАМА», 2002.
  2. Пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов. Слова и речи пре­по­доб­ного Симеона Нового Бого­слова. М.: Изд. Пра­вило веры, 2006.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки