Купина неопалимая

***

Купи́на неопали́мая — 1) тер­но­вый куст, созер­ца­е­мый Мои­сеем близ горы Хорив в пла­мени огня, вызван­ного явле­нием Гос­пода Сава­офа; 2) один из обра­зов Пре­свя­той Бого­ро­дицы.

***

Почему Бог явился Моисею в пла­мени огня?

Сам в Себе Бог явля­ется непо­зна­ва­е­мым. Но Он позна­ется в Своих про­яв­ле­ниях или дей­ствиях — настолько, насколько откры­ва­ется людям и насколько люди спо­собны при­нять откро­ве­ние. Явля­ясь чело­веку во вре­мена Вет­хого Завета, Бог нередко пред­ста­вал перед ним в сим­во­ли­че­ских обра­зах, свя­зан­ных с огнём.

Так, еврей­ский народ созер­цал славу Гос­подню, вид кото­рой был, «как огонь пояда­ю­щий» (Исх.24;17). Пророк Иезе­ки­иль видел Бога в подо­бии чело­века, от чресл Кото­рого выше и ниже был «как бы некий огонь» (Иез.1:27). Пророк Даниил зрел Бога и исхо­дя­щую перед Ним огнен­ную реку (Дан.7:10).

По мнению отцов и учи­те­лей Церкви, Бог сопо­став­ля­ется с огнем по ряду при­зна­ков, в част­но­сти:

  • как огонь являет себя через горю­чие веще­ства, так и Бог являет Себя в под­власт­ном Ему мире;
  • как огонь всегда стре­мится выспрь, так и Бог оби­тает на Небе­сах (чем, конечно, не отри­ца­ется его вез­де­при­сут­ствие, но лишь под­чер­ки­ва­ется, что на Небе осо­бенно ярко и выра­зи­тельно про­яв­ля­ется Его святая воля);
  • как огнен­ный пла­мень всегда имеет форму языков, так и Бог нико­гда не меня­ется;
  • как огонь осве­щает и согре­вает, так и Бог явля­ется Светом, Пода­те­лем Благ;
  • как огонь испе­пе­ляет нечи­стоту, так и Бог истреб­ляет без­за­ко­ние, зло.

Этот послед­ний срав­ни­тель­ный тезис осо­бенно часто исполь­зо­вался вет­хо­за­вет­ными про­ро­ками: «под­нялся дым от гнева Его и из уст Его огонь пояда­ю­щий, горя­щие угли сыпа­лись от него» (2Цар.22:9); «грядет Бог наш, и не в без­мол­вии: пред Ним огонь пояда­ю­щий, и вокруг Его силь­ная буря» (Пс.49:3).

Почему Бого­ма­терь пред­став­ля­ется в Пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии под обра­зом Неопа­ли­мой Купины?

Тогда как Бог упо­доб­ля­ется огню, образ горя­щей, но не сго­ра­е­мой купины исполь­зу­ется в ико­но­гра­фии в каче­стве сим­вола Пре­свя­той Бого­ро­дицы.

Неопа­ли­мая купина пони­ма­ется в этом отно­ше­нии как один из ярчай­ших про­об­ра­зов Божьей Матери, ука­зав­ший на неопаль­ное при­ня­тие Ею в Свое пре­чи­стое лоно Сына Божия.

В рамках этого ико­но­гра­фи­че­ского типа Бого­ро­дица изоб­ра­жа­ется обрам­лен­ной обла­ком Славы, впи­сан­ным в вось­ми­ко­неч­ную звезду, сфор­ми­ро­ван­ную двумя пере­се­ка­ю­щи­мися ром­бами — синим (зеле­ным) и крас­ным, кото­рые в свою оче­редь охва­ты­ва­ются ещё одним обла­ком или сферой. Одной рукой Она держит Сына, а другой — Небес­ную лест­ницу (иногда образ лест­ницы заме­ня­ется обра­зом горы). В углах синего (или зеле­ного) ромба пишутся ангелы, а в углах крас­ного — сим­волы четы­рёх Еван­ге­ли­стов). Внеш­нее облако изоб­ра­жа­ется напол­нен­ным ангель­скими воин­ствами.

Крас­ный цвет ромба напо­ми­нает об огне, охва­ты­вав­шем купину. А соче­та­ние этого цвета с сим­во­лами Еван­ге­ли­стов ука­зы­вает на Боже­ствен­ное дей­ствие, направ­лен­ное на спа­се­ние чело­века. Синий цвет напо­ми­нает об ангель­ском Небе, а зеле­ный может ука­зы­вать на зелень неопа­ли­мого куста.

Иногда по углам ико­но­гра­фи­че­ской ком­по­зи­ции пишутся сцены из Вет­хого Завета, пред­став­ля­ю­щие сюжеты, про­об­ра­зо­вав­шие Божью Матерь: виде­ние Мои­сеем пыла­ю­щей купины (Исх.3:2–6); изоб­ра­же­ние сера­фима с горя­щим углем, очи­стив­шего про­рока Исаию от скверны греха (Ис.6:6–7); созер­ца­ние про­ро­ком Иезе­ки­и­лем храма, сквозь врата кото­рого прошёл только Гос­подь (Иез.44:2); виде­ние пат­ри­ар­хом Иако­вом небес­ной лест­ницы (Быт.28:12) (см.: Про­об­раз).

В верх­ней части иконы может писаться образ Гос­пода Сава­офа.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки