Левират

***

Левира́т (от евр. деверь) — поня­тие, ука­зы­ва­ю­щее на норму закона, дей­ство­вав­шего во вре­мена Вет­хого Завета в Изра­иле, согласно кото­рой, в случае смерти мужа, не оста­вив­шего после себя детей, вдову должен был взять замуж его брат, деверь; при этом пер­во­род­ный сын от такого брака при­зна­вался по закону сыном покой­ного мужа (Втор.25:5–6). Это должно было соблю­даться, если семьи бра­тьев про­жи­вали ранее сов­местно.

Если деверь отка­зы­вался испол­нить эту рели­ги­озно-нрав­ствен­ную обя­зан­ность, то вдова полу­чала право всту­пить в новый брак с посто­рон­ним чело­ве­ком, при этом совер­шался обряд «разу­ва­ния», заклю­чав­шийся в том, что вдова в при­сут­ствии ста­рей­шин города сни­мала с деверя сапог и пле­вала ему в лицо, после чего такой деверь, не поже­лав­ший вос­ста­но­вить семя брату своему, счи­тался ошель­мо­ван­ным и дом его назы­вался «домом разу­того» (Втор.25:7–10). Уста­нов­ле­ние о леви­рат­ном браке в составе Синай­ского зако­но­да­тель­ства имело цель предот­вра­тить выми­ра­ние рода.

В резуль­тате леви­рат­ного брака родился, напри­мер, св. Иосиф Обруч­ник. У еван­ге­ли­ста Матфея отцом Иосифа Обруч­ника назван Иаков (Мф.1:16), а у еван­ге­ли­ста Луки — Илий (Лк.3:23). Послед­ний умер без­дет­ным. Его брат женился на вдове. У них родился Иосиф, кото­рый по закону леви­рат­ного брака счи­тался сыном Илия, а реально про­ис­хо­дил от Иакова.

***

про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Воро­бьев:
Нигде в ново­за­вет­ных текстах не гово­рится о дето­рож­де­нии как о цели или как об оправ­да­нии брака. Осо­бенно ясно это из тех еван­гель­ских тек­стов, где рас­ска­зы­ва­ется, как Хри­стос отнесся к закону леви­рата: “В Цар­ствии Божием не женятся и не выхо­дят замуж, но пре­бы­вают как ангелы Божии” (Мф. 22:23–32). Вопрос о том, чьей женой в Цар­ствии Божием будет жен­щина, имев­шая семь мужей на земле, лишен смысла. Сама поста­новка вопроса, кото­рая исхо­дила из пони­ма­ния брака как состо­я­ния, пред­на­зна­чен­ного лишь для дето­рож­де­ния, Хри­стом отвер­га­ется. Это не значит, что Хри­стос учит о вре­мен­но­сти брака и отвер­гает един­ство мужа и жены в веч­но­сти. Здесь гово­рится о том, что в веч­но­сти не будет тех земных, плот­ских отно­ше­ний, кото­рые иудеи отож­деств­ляли с браком, — они будут дру­гими, духов­ными.
Источ­ник

про­то­пре­сви­тер Иоанн Мей­ен­дорф:
В рас­сказе синоп­ти­ков (Мф.22:23–32; Мк.12:18–27; Лк.20:27–37) об отно­ше­нии Христа к закону леви­рата: инте­ресно, что это отно­ше­ние опре­де­ля­ется в связи с Его уче­нием о личном бес­смер­тии, отме­ня­ю­щем бес­по­кой­ство о бес­смер­тии через потом­ство… На вопрос сад­ду­кеев, чьей женой будет жен­щина, вышед­шая после­до­ва­тельно за семь бра­тьев, — Хри­стос отве­чает, что в Цар­стве Божьем “ни женятся, ни выхо­дят замуж”, а живут “как ангелы”. Оче­видно, что в этом рас­сказе речь идет о невоз­мож­но­сти в буду­щей жизни тех отно­ше­ний между муж­чи­ной и жен­щи­ной, к кото­рым сво­дился в иудей­стве инсти­тут брака: поло­вое соче­та­ние и дето­рож­де­ние. Часто (напри­мер, в като­ли­че­стве) эти слова также при­во­дятся как дока­за­тель­ство чисто вре­мен­ного харак­тера брака, даже хри­сти­ан­ского, и без­ого­во­роч­ного поощ­ре­ния брака после вдов­ства. Если бы это было так, то отно­ше­ние Христа к леви­рату прямо про­ти­во­ре­чило бы учению апо­стола Павла о вдов­стве и вообще о всем учении Церкви о браке как Таин­стве, о чем будет речь ниже. В дей­стви­тель­но­сти, поль­зу­ясь слу­чаем вопроса о леви­рате, Хри­стос просто утвер­ждает, что, в свете истины бес­смер­тия, брак не может оста­ваться в Цар­стве Божьем ути­ли­тар­ным инсти­ту­том для дето­рож­де­ния; поло­жи­тель­ного учения о браке как о новой хри­сти­ан­ской реаль­но­сти Он в своем ответе не дает.
Источ­ник

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки