Первая свидетельница и проповедница Воскресения

Первая свидетельница и проповедница Воскресения

Елена Тростникова
(2 голоса5.0 из 5)

Во всех списках учениц Христовых в Евангелиях именно Мария Магдалина (Мария из Магдалы) упоминается на первом месте.

На воскресной всенощной, в субботу, во всех православных храмах читается одно из одиннадцати Евангельских чтений о Воскресении Христовом. Одно из самых пронзающих душу, откликающихся у меня до слез — восьмое, о явлении Христа Марии Магдалине. Евангелие от Иоанна, глава 20, стихи 11–18:

«…А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей:

— Женщина! Что ты плачешь?

Говорит им:

— Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

Сказав так, она обернулась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

Иисус говорит ей:

— Женщина! Что ты плачешь? Кого ищешь?

Она, думая, что это садовник, говорит Ему:

— Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

Иисус говорит ей:

— Мария!

Она, обернувшись, говорит Ему:

— Раввуни! (что значит «Учитель»)!

Иисус говорит ей:

— Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

Мария Магдалина идёт и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей».

Это «Раввуни», производное от «равви», на русский перевести одним словом невозможно — оно и «уменьшительно-ласкательное», и невероятно интимное. «Мой самый дорогой, любимый Учитель!»

Она — первый человек, которому явился воскресший Христос. (Не считая самой Пречистой Девы, Которой Он, по преданию Церкви, явился раньше всех — но в тайне от мира). Это подтверждает и евангелист Марк: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине» (Мк. 16:9).

Почему именно Мария Магдалина?

Да потому, что любила горячо, пылко и самоотверженно.

Во всех списках учениц Христовых в Евангелиях именно Мария Магдалина (Мария из Магдалы) упоминается на первом месте.

Прежде всего — у Креста (Мф. 27, 55–56; Мк. 15:40). Мы можем увидеть ее на многих иконах Распятия, часто именно она обнимает, утешая, Божию Матерь, — а на иных просто припадает к подножию Креста в пламенном порыве и пламенном одеянии…

Распятие с предстоящими. Дионисий, около 1500 г. Государственная Третьяковская галерея

Она сопровождала перенесение тела Его Иосифом Аримафейским и Никодимом от креста ко гробу, была при погребении Его, смотрела, где полагали Христа (Мф.27:61; Мк.15:47). На иконах Положения во гроб она изображается с воздетыми руками, как живой вопль скорби.

Оплакивание Христа. Византия, XVI в. Византийский музей, Афины
Положение во гроб. Музей имени Андрея Рублева, Москва

До наступления вечера пятницы женщины «смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лк.23:55–56), намереваясь в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.

Еще до рассвета женщины побежали ко гробу (Мф. 28:1; Мк. 16:2; Лк. 24:1; Ин. 20:1) с ароматами. Бежали, не размышляя о том, что гроб охраняется, что на нем печать, а возле него стражи, и что камень тяжел, а их руки слабы… «Кто отвалит нам камень от двери гроба?»

И увидели отверстый гроб, и Ангелов, и бежали, и позвали Петра и Иоанна. И те тоже побежали ко гробу, увидели пелены и свернутый плат, изумились — и ушли… Ушли все, и осталась только она, потому что здесь и только здесь была ее Жизнь… И даже Ангелы ее не волновали, не пугали, не утешили: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его!» (Ин 20:13)

Только Он был ей нужен, только Он для нее в мире существовал — а Его не было…

И вот тогда — и явился Он ей.

Но почему, почему она не узнала Его — Его, свет жизни своей?

Святитель Григорий Палама поясняет: Мария «не понимает, что перед ней — Иисус, считая Воскресение неслыханным и едва ли возможным. Поскольку же, кроме того, и сумерки еще преобладали над светом дня, и Господь не явил ей Свое Божественное сияние, но был таким, каким был известен при жизни и во время Страданий, то Мария не узнала Его». Блаженный Феофилакт Бо́лгарский предполагает: «Быть может, Он Ангелам явился в поразительном виде, а Марии не в таком, но в смиренном и обыкновенном, почему она и сочла Его за садовника, именно того сада, в котором был гроб».

Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. 1835 г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

У святых — жития. Но что в житии Марии можно поставить рядом с тем, что говорит о ней Евангелие? Всё дальнейшее (да и предшествовавшее) так же маловажно, как маловажны были для нее Ангелы на гробе Иисуса.

Магдалиной она названа по своей родине — древнему городу Магдале (теперь — Мигдал) на берегу Галилейского озера. Там сейчас есть подворье русского Горненского монастыря и храм Марии Магдалины, и источник, возле которого по преданию Господь Иисус Христос исцелил Марию Магдалину. Об этом исцелении говорит Евангелие: «Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов…» (Лк. 8:1–2).

Увы, на Западе на основании этих слов евангелиста рано возникла традиция воспринимать Марию Магдалину как «кающуюся грешницу», бывшую блудницу. «Кающаяся Магдалина» — частый сюжет западной живописи и скульптуры.

Но ведь Евангелие не останавливается на причинах недуга Марии Магдалины. Подобно тому, что сказал Спаситель о слепорожденном (Ин. 9:3), можно полагать, что Мария Магдалина была одержима бесами не по причине грехов ее, или родителей ее, — а эти тяжкие страдания ее Промысл Божий допустил для того, чтобы на ней «явились дела Божии». Опыт неизлечимого, тяжкого страдания и чудо исцеления возвысили Марию Магдалину до ничем непоколебимой любви ко Господу, — той любви, из-за которой она и удостоилась первой увидеть Воскресшего.

Святой Роман Сладкопевец в своей большой Воскресенской песни-кондаке вкладывает в уста Марии Магдалины такой вопль благодарности: «Сразу печаль была изменена в восторг и сделалось все для меня весельем и радостью, не поколеблюсь сказать: «Подобно Моисею была прославлена я, ведь видела, видела не в горах, но во гробе, не под облаком, но в теле Владыку бесплотных и облаков, Который и прежде, и ныне, и всегда!»

Женщина, уподобленная Боговидцу Моисею!

Первая равноапостольная святая, женщина-апостол — наособицу от всех. Она оказалась апостолом для апостолов — посланницей к ним о чуде Воскресения.

Священное Писание не сообщает нам более ничего о жизни Марии Магдалины по Воскресении Христовом. А Священное Предание повествует, что когда апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то и Мария Магдалина отправилась с проповедью в языческий Рим. Везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: «Я видела Господа». С этой проповедью она обошла всю Италию.

По преданию, в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию, принесла ему красное яйцо как символ новой жизни, со словами: «Христос Воскрес!», и благовествовала ему о Христе Воскресшем. Благодаря ей обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, говорится об этом пасхальном обычае: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».

Так, с красным яичком, ее полюбили изображать на иконах в последние десятилетия.

Святая равноапостольная Мария Магдалина

По церковному преданию, Мария Магдалина пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16:6). Служа Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, она разделяла с апостолами труды проповедничества.

Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал двадцатую главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.

Ее же молитвами, Господи Иисусе Христе, помилуй всех нас!

Комментировать