- Начало связи времён
- Распространение православия на Алтае
- Пеший крестный ход с иконой с Афона на Алтае
- Святитель Николай: чудотворная икона с Афона в Усть-Кане
- Возрождение святыни: чудотворная икона вернулась в храм
- Чудеса, происходящие с иконами, написанными на Афоне
- Афонский след в русской иконописи на Алтае
Афон и Алтай — два далёких региона, которые, казалось бы, мало связаны между собой. Однако есть нечто большее, что объединяет эти места. Невидимые духовные нити протянулись через столетия, связывая афонских иноков и алтайских миссионеров. В память об этом и в наши дни иконы Афона можно найти почти в каждом населённом пункте Алтайского края. Есть и редкие экземпляры. Например, в Знаменском храме Барнаула хранится образ Богородицы «Неувядаемый цвет». Это довольно необычный образ, наполненный символами и аллегориями. К числу редких можно отнести и житийные иконы. Например, икону Святого Ильи Пророка в Бийске или образ двух святых Власия и Харлампия в Новоалтайске.
Лет пять назад в мастерскую Барнаула обратились жители города с необычной просьбой: отреставрировать старинную семейную реликвию, икону, которая, по словам владельцев, имеет особое значение. Специалист по иконам, художник-реставратор и автор книги о бытовании афонских икон на Алтае Галина Булгаева сразу узнала в ней работу мастеров с Афона. Икона была передана семье по наследству от бабушки, жившей в отдалённой деревне Усть-Пристанского района, недалеко от села Коробейниково. Именно там проходили знаменитые ярмарки, где члены семьи приобрели этот уникальный образ, написанный в традициях афонского письма.
Галина Булгаева, работая над книгой о бытовании икон афонского письма на Алтае, знала, что в крае насчитывается около 50 подобных икон. Однако случай с этой иконой подтвердил предположение учёных: на самом деле таких образов гораздо больше. Теперь перед реставраторами стоит задача вернуть иконе её первоначальный вид и сохранить для потомков эту удивительную связь времён и культур.
Начало связи времён
В середине XIX века начальник Алтайской Духовной Миссии протоиерей Стефан Ландышев сравнил две горные страны — духовную и природную. Он увидел в Алтае нечто схожее с Афоном: величие природы, разнообразие ландшафтов и богатство флоры. Однако он также отметил, что в Алтае господствовала тьма идолослужения, в то время как Афон сиял истинным Богопочитанием.
Христианскую проповедь в Алтайском крае осуществляла основанная в 1830 г. выдающимся миссионером прп. Макарием (Глухарёвым) Алтайская духовная миссия. Менее чем за столетие (1830-1920) трудами ее миссионеров из язычества в христианство было обращено более половины коренного населения Горного Алтая и Горной Шории.
Духовным наставником главного миссионера был старец Ливерий, ученик прп. Паисия Величковского, который принес в Валахию традиции афонского исихазма.
Следуя традициям школы прп. Паисия (Величковского) о совмещении духовного делания с просвещением и литературной деятельностью, алтайские миссионеры читали вместе с просвещаемыми настFвления святых отцов и толкования Евангелия, наставляли их в делании молитвы. Миссионеры читали новокрещеным алтайцам в их юртах душеполезные книги на их родном языке, перевод которых сами же и осуществляли. Затем стали собирать их вместе для чтения под открытым небом – летом, в помещении – зимой.
С самого начала деятельность Алтайской духовной миссии получила благословение старцев Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхим. Иеронима (Соломенцова) и схиархим. Макария (Сушкина).
В 1879 году на Алтай прибыла икона великомученика Пантелеймона с частицей мощей. Её привезли благодаря стараниям известного афонского старца иеромонаха Арсения.
С момента встречи святой Иконы великомученик стал почитаем на Алтае как главный покровитель миссионерства. Третий начальник Алтайской Духовной Миссии архимандрит Владимир сказал: «С этого времени великомученик Пантелеймон есть и будет главный начальник миссии, первейший её миссионер, небесный руководитель и предстатель».
Отчёты и записки миссионеров за разные годы рассказывают о множестве чудес, происходивших по молитвенному предстательству святого Пантелеймона. Эти истории свидетельствуют о том, что духовные узы, связывающие Афон и Алтай, не ослабевают и сегодня.
Распространение православия на Алтае
В первые месяцы после прибытия иконы в Бийск начали происходить чудеса: бесноватые исцелялись, раскольники обращались в веру. В декабре 1881 года игумен Макарий, будущий митрополит Московский, был исцелён от брюшного тифа. В то время он находился в Бийске по делам службы. В тот же день он получил письмо из Русского монастыря на Афоне, в котором говорилось о чудодейственной силе изображений великомученика Пантелеймона. С верой и молитвой игумен приложил образ святого к груди, и произошло исцеление. Гораздо быстрее, чем обычно.
Икона с мощами великомученика Пантелеймона находилась в храме Всемилостивого Спаса в Улале. В том же городе был дом помощника начальника Миссии с небольшой церквушкой в честь святителя Иннокентия Иркутского. Протоиерей Михаил Путинцев, бывавший на Афоне, сравнивал её с «малыми и убогими церквицами» на Святой Горе. Он любил бывать в этой скромной церкви, где мог отдохнуть душой от земных забот и скорбей. На Алтае протоиерей Михаил Путинцев служил миссионером почти три года — с 1881 по 1883 год. В 1891 году в Москве вышло его издание «Алтай. Его святыни. Миссионерство», которое способствовало укреплению духовных связей между Афоном и Горным Алтаем.
На рубеже 1880–1890-х годов братия Андреевского скита на Афоне передала в дар храму великомученика Пантелеймона в селе Чолукоевском частицы мощей шести святых. В эти годы в Миссии активно строились храмы, некоторые из которых были посвящены святому Пантелеймону. Всего в Миссии было построено восемь храмов в его честь.
В далёком XIX веке, когда Алтай был ещё малоизученным и диким краем, здесь начали появляться первые храмы и молитвенные дома. Одним из первых стал храм в честь Великомученика в селе Чолуковское, освящённый в 1880 году. Вскоре храмы и часовни появились в других населённых пунктах региона: Катанде (1880), Бирюле (1885), Мариинском (1886) и Балыктуюле (1898).
Особое место среди этих святынь занимает часовня в Улале, построенная в 1912 году на месте старого дома помощника начальника Миссии. Её возвели в память обо всех тружениках на ниве Христовой в Алтайской земле. Есть версия о том, что она была построена в честь небесного покровителя Миссии — великомученика Пантелеймона. В Улале также существовала каменная часовня, посвящённая этому святому, о чём свидетельствуют архивные документы.
Пеший крестный ход с иконой с Афона на Алтае
История сохранила свидетельства о чудесах, связанных с почитанием великомученика Пантелеймона на Алтае. Один из таких случаев произошёл в 1897 году с миссионером о. Петром Бенедиктовым. Он серьёзно заболел и даже не мог вставать с постели. В Улалинской церкви перед иконой с мощами святого служили молебны, но облегчения не наступало. Тогда священник, псаломщик и автор воспоминаний К. Уксегешев взял икону и пошёл в дом о. Петра.
«Здесь усердно молились за здравие Вас и Вы едва поднявшись с постели приложились к св. иконе. После этого Вы скоро исправились…» (ЦХАФ АК ф. 164. оп. 2 д. 36. л.92).
Это фрагмент письма, адресованного самому отцу Петру, датированного 6 июня 1909 года. После усердной молитвы и прикладывания к иконе, о. Пётр почувствовал себя лучше и смог встать с постели. Это событие стало началом его 20-летнего служения в Миссии, несмотря на подорванное здоровье.
Алтайские верующие с особым благоговением относились к подвижникам Святой Горы Афон и считали большой честью иметь иконы, написанные там. В 1903 году крестьяне села Михайловского Бийского уезда обратились к владыке Макарию (Павлову), начальнику Алтайской Духовной Миссии, с просьбой разрешить проведение крестного хода с иконой мучеников Трифона, Иулиана и Евстафия, заказанной на Афоне. Икона уже прибыла в Бийск, но расстояние до Михайловского составляло 136 километров. Несмотря на это, крестьяне были готовы пройти весь путь пешком, дав такой обет в 1901-1902 годах:
«На сельском сходе… имели суждение о том, что в минувших 1901 — 1902 годах на полях наших появился червь, наносивший вред растительности; вредительность эта побудила нас с крестными ходами служить на полях молебны святым мученикам Трифону, Иулиану и Евстафию и затем просить местнаго священника о. Василия Хоперскаго выписать со св. Афонской горы икону помянутых святых; при том дали обещание по получении иконы, перенести ее из г. Бийска до местнаго села с подобающей честью — на руках. Ныне, икона св. мучеников Трифона, Иулиана и Евстафия получилась и находится в г. Бийске, а потому в исполнение даннаго нами обещания и воздаяния благодарения св. мученикам за молитвы ко Господу Богу за нас грешных, ибо весною сего года на полях вреднаго растительности червя не замечено. Мы постановили: просить местнаго священника о. Василия Хоперскаго, войти с ходатайством пред Его Преосвященством, епископом Бийским Макарием, разрешить помянутую икону пронести на руках от города Бийска до нашего села Михайловскаго чрез следующие селения: Фоминское — Шубенской волости; Песчанское, Усть-Ануйское — Смоленской волости; Быстрый Исток, Паутовское и Николаевское Паутовской волости». (ЦХАФ АК ф. 164. оп. 2. д. 20. л. 104-106).
К жителям села Михайловского присоединяются казаки поселка Слюденского: «Мы, подписавшиеся казаки поселка Слюденскаго, Антоньевской станицы, Бийскаго уезда, быв сего числа на поселковом сходе в присутствии нашего поселковаго Атамана Казанцева, где имели суждение о том, что нами в 1902 году для нашего местнаго храма выписана икона, во Св. Афонской горы, Божией Матери «Скоропослушницы». В настоящее время св. икона получена и находится в г. Бийске. Нам, жителям поселка Слюденскаго, вышеупомянутую св. икону желательно бы из г. Бийска с подобающей честью пронести до нашего поселка на руках одновременно с жителями села Михайловскаго» (ЦХАФ АК ф. 164. оп. 2. д. 20. л. 117-119).
Святитель Николай: чудотворная икона с Афона в Усть-Кане
В 1888 году жители Усть-Кана с трепетом встречали храмовую икону святителя Николая, привезённую из Афона. Этот образ был заказан бийским мещанином Тимофеем Евграфовичем Мокиным для Никольской церкви села. Он обратился с просьбой отправить икону из Бийска до Усть-Чарышской пристани на пароходе, а затем крестным ходом доставить её в Усть-Кан. Этот путь был непростым: икона преодолела расстояние в несколько сотен километров, пройдя через заснеженные алтайские просторы.
Святитель Николай Чудотворец издавна почитался на Алтае. Его икона, написанная на Афоне, стала особо значимой для региона. В отчете по Алтайской Духовной миссии за 1888 год описан удивительный случай исцеления. Крестьянин Василий Лазарев Коковин из села Лебяжьего, внезапно онемевший за 10 дней до этого, получил исцеление благодаря молитвам перед иконой. В ночь перед выздоровлением он увидел сон, в котором ему было открыто, за какие грехи он наказан немотой и что получит исцеление во время молебна. Этот случай стал известен далеко за пределами Алтая. В книге «Житие и чудеса святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России», изданной в Санкт-Петербурге в 1899 году, упоминается миссионерский женский Николаевский монастырь Томской епархии, расположенный в 7 верстах от Улалы. Икона святителя Николая была одной из главных святынь монастыря. Ежегодно, даже зимой сюда стекались паломники со всего Алтая и соседних округов. В день праздника обители, 9 мая, число богомольцев достигало 6000 человек.
После закрытия монастыря в начале 20-х годов икону перенесли в ближайший храм села Бирюля. Здесь она находилась до закрытия храма в 1927 году. Даже в эти трудные годы к иконе продолжали приходить паломники.
Судьба иконы после закрытия храма остаётся неизвестной. Однако есть неподтверждённые сведения, что она могла сохраниться и находится в чьих-то руках. Бирюлинский храм в честь великомученика Пантелеймона, построенный в 1885 году и частично разрушенный в годы гонений, также имеет свою историю. После использования под колхозную столовую здание было передано в частную собственность и какое-то время было магазином. Несмотря на все испытания, память о святителе Николае и его иконе продолжает жить в сердцах верующих.
Возрождение святыни: чудотворная икона вернулась в храм
В Алтайском крае верующие продолжали бороться за возвращение храма, который находился в собственности других лиц, требующих значительную сумму для его выкупа. Долгое время здание храма использовалось как частная пекарня, но в начале нулевых годов ситуация начала меняться. Восстановление храма началось в 2009 году, и уже через несколько лет он вновь открыл свои двери для верующих. 6 декабря 2014 года, в честь этого знаменательного события, епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат совершил освящение храма и Божественную литургию архиерейским чином. Теперь жители села Бирюля Майминского района Республики Алтай могут вновь поклониться чудотворной иконе Святого Николая и обрести духовную поддержку в стенах возрождённого храма.
Чудеса, происходящие с иконами, написанными на Афоне
В истории региона есть и другие примеры, когда иконы, привезённые с Афона, проявляли свою силу и помогали людям. Один из таких случаев произошёл, когда икону Божьей Матери «Умиление», написанную на Афоне, переносили крестным ходом в храм села Катанда. Когда процессия достигла Усть-Кана, здесь торжественно отслужили Литургию. На следующий день местный миссионер получил сообщение от знакомого алтайца, который рассказал о необычных событиях, произошедших во время крестного хода.
По свидетельству алтайца, язычник Охый пытался подойти к иконе, чтобы приложить свою лепту, но невидимая сила удерживала его на почтительном расстоянии от святыни. Другой язычник, Уруска, с чайником вина в руках хотел поблагодарить Царицу Небесную за разрешение выкуривать вино из молока. Однако как только он приблизился к иконе, невидимая сила повергла его на землю. Поднявшись и снова попытавшись подойти, он был отброшен в сторону, потеряв сознание. Слух об этом происшествии быстро распространился по всему региону. Впоследствии Усть-Канский миссионер крестил Уруску и всю его семью.
Алтайские краеведы отмечают, что на Алтае до сих пор можно встретить иконы, написанные на Афоне, хотя в основном они являются домашними святынями.
В 2001 году в Барнауле, в Свято-Никольском храме появилась большая афонская икона Божией Матери «Достойно есть». В начале века она находилась в одном из храмов предгорий Алтая, а сегодня благодаря бескорыстному усердию благодетеля р. Б. Сергия Кобзева снова вернулась в храм. Икона «Достойно есть» стала храмовой, так как в честь неё был освящён приставной престол Свято-Никольского храма.
Афонский след в русской иконописи на Алтае
На рубеже XIX–XX веков Афон стал местом притяжения для многих русских монахов. Их численность на священной горе была настолько велика, что даже превышала количество греческих насельников. Не только монахи, но и русские художники отправлялись на Афон в поисках вдохновения. Как отмечает наша современница, художник-реставратор икон Галина Булгаева, в результате сформировался уникальный русский вариант афонской иконы. Он отличается особым стилем, который можно охарактеризовать как тонкий переход от света к тени в изображении ликов святых. Спокойное и умиротворённое выражение лиц у святых также является отличительной чертой русского варианта афонской иконописи.
На сегодняшний день в Алтайском крае насчитывается порядка 50-ти афонских святынь. Их можно встретить практически в каждом городе региона. Связующая нить между Афоном и Алтайской миссией проявляется через храмовые иконы, привезенные с Афона в различные церкви и монастыри Края. Эта традиция имеет глубокие исторические корни и отражает духовную связь между православными центрами на Святой Горе Афон и Сибирью.
Комментировать