Три жизни святой Елизаветы

Три жизни святой Елизаветы

Елена Тростникова
(7 голосов4.9 из 5)

Твердая вера, что жизнь не кончается смертью, позволила ей всецело посвятить себя одной цели — благотворительности, служению Богу и ближним.

Жизнь первая. Элла, принцесса Гессенская

Элла — принцесса Гессен-Дармштадтская Елизавета-Александра, вторая дочь Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории, родилась 1 ноября 1864 года.

«В доме меня научили всему», — говорила она позже. Это не столько о музыке, языках, истории, литературе, живописи, манерах, — необходимом багаже девушки из династического дома. В прекрасных протестантских традициях мать, великая герцогиня Алиса, учила дочерей выполнять всю домашнюю работу — убирать свои комнаты, застилать постели, топить камин и самостоятельно одеваться, лишь в крайних случаях прибегая к помощи горничных (полтора века назад утренний туалет девушки-аристократки был очень непростой процедурой).

Но мать учила дочек и еще более важному, чему, увы, так редко учат в семьях: деятельной благотворительности. Посещая больницы, приюты, богадельни, семьи бедняков, она брала с собой подрастающих детей. Благодаря матери Элла соприкасалась с человеческим страданием и училась помогать — а это непростая наука. Очень важно, что благотворительные дела матери всегда были разумно организованными, продуманными, системными. Трезвую голову и организаторские способности, при пламенном сердце, Элла пронесла через всю жизнь.

Великая герцогиня Алиса умерла от дифтерита в возрасте 35 лет. Элле тогда было 13. После этого Элла и ее младшая (на семь с половиной лет) сестра Аликс воспитывались при бабушке — английской королеве Виктории.

И вот девочка расцвела в девушку.

Элла, принцесса Гессенская

Осталось много портретов — и фотографий, и живописных полотен. Но все они, по многочисленным свидетельствам современников, не передают чего-то главного. Ослепительная в реальности, ее красота ускользала, когда ее пытались зафиксировать на холсте; еще менее очарование личности передавалось на фотографиях. Князь Феликс Юсупов вспоминал о ней: «Все, знавшие ее, восхищались красотой лица ее, равно как и прелестью души. Она была высока и стройна. Глаза светлы, взгляд глубок и мягок, черты лица чисты и нежны. К прекрасной наружности добавьте редкий ум и благородное сердце».

В год ее брака великий князь Константин Романов — поэт К.Р. — посвятил ей такие строки:

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!

Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.

Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту,
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!

Жизнь вторая. Великая княгиня

И вот она стала невестой. Ее сердце покорил Великий князь Сергей Александрович, пятый сын Александра II, брат Российского императора Александра III.

Его мать тоже была принцессой Гессенской, и здесь, в Дармштадте, в нее, 14-летнюю Марию, влюбился наследник престола Александр Николаевич. Гессенская принцесса Мария стала императрицей Марией Александровной.

Более сорока лет спустя там же, в Дармштадте, происходит встреча ее сына с Гессенской принцессой Эллой. Оба понимают, что это судьба. В ноябре 1883 года — помолвка в Дармштадте (Элле 19 лет, Сергею — 26), 3 июня 1884 года — венчание в Петербурге, в домовой церкви Зимнего дворца.

Есть стойкое предание, что оба в юности дали обет девства и потому в браке по взаимному согласию избегали супружеской близости. Мне в это не верится. Во-первых, о таких обетах и таких взаимоотношениях не извещают окружающих. О том, что происходит между супругами, в норме никто не может и не должен знать. Во-вторых, протестантская этика никак не предполагает обетов девства, а Элла была глубоко верующей лютеранкой. В-третьих, Сергей, самый образованный из всей царствующей семьи в православном Предании, не мог не знать об опасности и исключительности подобных обетов в миру, в супружеской жизни. А письма этих супругов и воспоминания действительно близких к ним людей ярко свидетельствуют о глубоко нежных отношениях, о счастливом браке.

Сергей Александрович и Елизавета Федоровна

Статья в «Православной энциклопедии» кратко говорит: «Совместная жизнь супругов строилась на христианских началах». Воистину, это было так. Но именно этого — христианских начал! — не приемлет мир!

«Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой Твою не запятнает чистоту» — взывал поэт. Прямо и непосредственно ее чистоту, ее святую жизнь никто и не смел пятнать. Но клевета на этот брак, увы, пережила многие годы, и до сих пор можно ощутить ее тяжелый смрадный шлейф. Сергея Александровича многие ненавидели, не понимали, не принимали. Он был жестким антилибералом, и при этом — тонко чувствовавшим, ранимым человеком, плотно закрывавшим своё сокровенное от вражды внешнего мира. Эта броня видна почти на всех его фотографиях.

Но главное — он был глубоко верующим, деятельно православным человеком. Этого-то больше всего не могли понять и простить ему. Не могли понять и самой супружеской жизни «на подлинно христианских началах» («брак честен, ложе нескверно» — это ведь сказано не только о «девственном браке»!). И рождались, и распространялись гнусные слухи. Да, о нем, как бы и не о его жене — но бросающие тень на ее светлый образ…

Путь к Православию длиной в семь лет

От Эллы (для близких она оставалась Эллой) не требовался в связи с браком переход в Православие. Сергей, для которого православная вера была всем, глубоко желал разделить ее с любимой женой, но никогда не давил на нее этом отношении, даже не просил. А Элла стремилась понять и воспринять то, что было самым дорогим для ее мужа.

Она берет уроки русского языка и постепенно овладевает им (а все-таки немецкий акцент у нее сохранялся до конца жизни). Она посещает православное богослужение с мужем. В письме родным она описывает, как вышла из затруднения в церкви, где клали глубокие поклоны перед иконами — присела в глубоком реверансе.

Она просит достать ей книги о православной вере, читает их сама, просит мужа читать ей. Думает напряженно. Молится горячо.

Паломничество в Святую землю с мужем в 1888 году приблизило ее решение. Но оставались нравственные сомнения: ведь она твердо знала, что ее решение о переходе в православие причинит боль родным. Именно потому, что оно не вызвано внешними причинами, его сочтут изменой вере отцов…

Наконец она пишет о назревшем решении отцу:

«Я все время думала и читала, и молила Бога указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь — принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым: никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести. Он знает, какой это серьезный шаг, и что надо было быть совершенно уверенной, прежде чем решиться на него. Я бы это сделала даже и прежде, только мучило меня то, что этим я причиняю Вам боль…

…Как было бы просто — оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это было бы, и как я могу лгать всем — притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии Православной.

…Я так сильно желаю на Пасху причаститься Святых Тайн вместе с моим мужем. Возможно, что это покажется внезапным, но я думала об этом уже так долго, и теперь, наконец, я не могу откладывать этого. Моя совесть мне этого не позволяет».

Отец ответил дочери, что ее решение приносит ему боль и страдания и дать благословения он не может.

13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, великая княгиня была через таинство Миропомазания присоединена в Православной Церкви. Элла становится Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. Отчество «Феодоровна» давали немецким принцессам в доме Романовых в честь Феодоровской иконы Божией Матери — покровительницы царского рода.

Брату она писала:

«Я чувствовала, как Сергей желал этого момента; и я знала много раз, что он страдал от этого. Он был настоящим ангелом доброты. Как часто он мог бы, коснувшись моего сердца, привести меня к перемене религии, чтобы сделать себя счастливым; и никогда, никогда он не жаловался… Пусть люди кричат обо мне, но только никогда не говори и слова против моего Сергея. Стань на его сторону перед ними и скажи им, что я обожаю его, а также и мою новую страну и что таким образом научилась любить и их религию…»

Первая дама Москвы

Именно в эти дни Сергея Александровича назначают московским генерал-губернатором. Елизавета Феодоровна пишет отцу:

«После 7 долгих лет счастливой нашей супружеской жизни … мы должны начать совершенно новую жизнь и оставить нашу уютную семейную жизнь в городе. Мы должны будем так много сделать для людей…»

Теперь ее призвание к деятельному милосердию востребовано. Благотворительность — ее общее дело с мужем.

В апреле 1892 г. в генерал-губернаторском доме на Тверской было открыто Елизаветинское общество попечения о детях. Действуют 220 комитетов общества, организовываются ясли и детские приюты.

В 1893 г. Елизавета Феодоровна принимает под свое покровительство ранее основанное Общество попечения о неимущих и нуждающихся детях, задачей которого было обучение профессии вне зависимости от социального происхождения и возраста.

Она — почетный председатель Дамского тюремного комитета, опекающего детей, чьи матери отбывали наказание. Для освобожденных из тюрем женщин организованы приют, а также швейные мастерские, чтобы они могли зарабатывать и обшивать себя и своих детей.

Позже, с началом Русско-японской войны, Великая княгиня Елизавета Феодоровна разворачивает работу по оказанию помощи армии: открывает склад пожертвований в помощь раненым и нуждающимся, организует бесплатное размещение больных и раненых, вернувшихся с войны. В Большом Кремлёвском дворце заготавливают бинты, шьют одежду, собирают посылки на фронт, формируют походные церкви.

4 февраля 1905 года на Сенатской площади Кремля Сергей Александрович был убит бомбой террориста Ивана Каляева. Своими руками собирала его жена разлетевшиеся части тела любимого мужа.

Закончилась вторая жизнь.

В трауре

Жизнь третья. Великая Матушка

Позже она говорила своей сестре, что в тот момент думала только об одном: «Скорее, скорее, Сергей так не любил беспорядок и кровь».

Она подала прошение о помиловании для убийцы, посетила его в тюрьме, сказала, что прощает его.

8 марта она пишет: «Мое потрясение прошло с появлением небольшого белого креста на месте гибели Сержа. На следующий вечер я пошла и молилась там, и тогда уже смогла, закрыв глаза, видеть лишь этот чистый христианский символ. То было великое благословение. Теперь по вечерам, перед тем, как лечь спать, я говорю «спокойной ночи», молюсь и засыпаю с миром в сердце и в душе».

Твердая вера, что жизнь не кончается смертью, что Сергей в лучшем мире, позволяет ей теперь всецело посвятить себя одной цели — благотворительности, служению Богу и ближним.

Обитель Милосердия

Через четыре года после гибели мужа Елизавета Федоровна продала свое имущество и драгоценности, отдав в казну ту часть, которая принадлежала дому Романовых, а на вырученные деньги основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, сочетающую монашеский уклад жизни с деятельной помощью ближним. Прообраз этого она увидела в служении евангельских сестер, труженицы Марфы и молитвенницы Марии (Лк 10. 38-42). Цель — «трудом сестер обители милосердия и иными возможными способами помогать в духе чистого христианства больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби».

Учреждение совершенно особого рода: и не монастырь, и не обычная община сестер милосердия.

Сестрами могли стать православные вдовы и девушки в возрасте от 21 до 40 лет. Их подразделяли на крестовых (более опытных) и учениц. Крестовые сестры, жившие в Обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, но эти обеты были временными: на один год, на три, на шесть и только затем на всю жизнь, так что, хотя сестры и вели монашеский образ жизни, монахинями они не были. Сестры могли покинуть обитель и выйти замуж, но по желанию могли быть и пострижены в мантию, минуя иночество.

«У крестовых сестер белые апостольники монашеского покроя и серые шерстяные покрывала, на шее кипарисовый крест на белой ленте с изображением Нерукотворенного Спаса и Покрова Божией Матери; на обратной стороне изображение свв. жен Марфы и Марии и надпись: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем умом твоим и всею крепостию твоею; возлюбиши ближнего своего яко сам себе». Эскизы сестринских облачений разработала сама Елизавета Феодоровна. Она считала, что белый цвет уместнее для сестер в миру, чем черный.

9 апреля 1910 года в звание крестовых сестер были посвящены по разработанному для этого особому чину 17 первых сестер обители во главе с Елизаветой Федоровной. А на следующий день Великая княгиня была возведена в сан настоятельницы Марфо-Мариинской обители милосердия, и на нее был возложен настоятельский крест. Помимо сестринских обетов, она дала еще один: управлять Обителью до конца своих дней. По словам Великой княгини, этот день стал для нее началом новой жизни. Сам обряд она считала своим обручением со Христом и Его делом.

Матушка Елизавета

Все сестры после прохождения соответствующего обучения в обители были обязаны посещать бедных и оказывать им помощь. В обители бесплатно обучали на курсах медсестер, выдавали лекарства, проводили электролечение, делали массаж, инъекции, оперировали; работала библиотека; были созданы приют для сирот, воскресная школа, столовая для бедных, в которой готовилось свыше 300 обедов ежедневно.

В 1911 году в Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами.

Больница в Марфо-Мариинской обители считалась лучшей в Москве.

Елизавета Федоровна жила в обители, лично ухаживала за тяжелобольными пациентами и читала Псалтирь над умершими. Вместе с сестрами она совершала обходы в бедных кварталах Москвы.

И в обители, и в тех местах, где она появлялась, ее звали Матушкой. А потом и вовсе — Великой Матушкой.

Венец жизни

В Светлый вторник 7 мая 1918 года Елизавета Фёдоровна была арестована по личному распоряжению Дзержинского. На сборы дали тридцать минут.

С ней в изгнание поехали две сестры из обители — Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Взять личные вещи им не разрешили, дали лишь время на молитву в домовой церкви.

В дороге Матушка написала несколько писем сестрам обители и духовнику протоиерею Митрофану. Она просила: «Молитесь за меня, грешную, чтобы я была достойна вернуться к моим деткам и усовершенствовалась для вас, чтобы мы все думали, как приготовиться к вечной жизни».

Их направили в Пермь, затем перевезли в Екатеринбург, затем в Алапаевск. 20 мая Матушку с двумя сестрами разместили в алапаевской Напольной школе вместе с другими узниками царского рода — великим князем Сергеем Михайловичем (младшим сыном великого князя Михаила Николаевича, брата императора Александра II), его секретарем — Феодором Михайловичем Ремезом, тремя сыновьями великого князя Константина Константиновича — Иоанном, Константином и Игорем, и князем Владимиром Палеем (сыном великого князя Павла Александровича).

Конец был близок. Матушка-настоятельница готовилась к этому исходу, посвящая все время молитве.

Глубокой ночью 5 (18) июля 1918 года, в день обретения мощей святого преподобного Сергия Радонежского — в день тезоименитства ее мученически погибшего мужа, великую княгиню Елизавету Феодоровну вместе с верной келейницей Варварой Яковлевой и с семью членами императорского дома бросили в шахту старого рудника.

Устоялось предание о том, что они были сброшены в шахту еще живыми, что Великая Матушка и Варвара перевязывали апостольниками головы раненых князей, а окрестные жители слышали доносящуюся из шахты «Херувимскую».

Но материалы судебно-медицинского осмотра и вскрытия, проведенного в октябре 1918 года после взятия белыми Алапаевска и эксгумации тел, показали, что всем восьми алапаевским мученикам сначала были нанесены смертельные удары, а уже потом тела сбросили в шахту. Гранаты, которыми убийцы забросали шахту, не взорвались. Великая Матушка падала в шахту уже мертвой…

А Херувимская?

Хотя обстоятельства времени и места и здравый смысл показывают, что никаких свидетелей возле шахты в это время быть не могло, хотя экспертиза утверждает, что в шахту падали уже убитые, — в Херувимскую я верю. Потому что никто не отменял Ангельского пения — а доступно оно не всякому слуху, но зато и не только в зоне обычной слышимости.

Думаю, звучит она и сейчас…

Варя

О преподобномученице Великой княгине Елизавете уже написаны многие книги — и еще больше их должно быть написано в будущем.

А та, которая разделила с ней кончину и прославление, погребена вместе с ней в храме Марии Магдалины на Елеонской горе; та, которая изображена с нею вместе на иконе?

Увы, о ней известно так мало! — и пока совсем немного ведется поисков.

Долгое время даже внешний облик ее восстанавливали по чужой фотографии — портрету пожилой монахини с суровым лицом, в черном облачении, с размашистой подписью на поле: «Варвара. 1913».

Но Варвара Яковлева, келейница Матушки, разделившая с ней жизнь и кончину, была довольно молода. Вспомним, что в Обитель не принимались женщины старше 40 лет. В списке 64 сестер милосердия Марфо-Мариинской обители по состоянию на 1911 г. указан возраст Варвары Яковлевой — 31 год. И даже в 1918 году ей было меньше 40 лет.

Она не была монахиней, и даже инокиней не была, хотя мы до сих пор поминаем «преподобномучениц Великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару». Она была крестовой сестрой! И носила форму крестовых сестер обители — светлую, как задумано было Матушкой.

Она была маленького роста, по воспоминаниям современников. Немолодая монахиня на фото с подписью — явно не миниатюрного роста.

Но теперь мы знаем подлинную фотографию крестовой сестры Варвары Яковлевой — на групповом фото с ранеными воинами. К сожалению, пока эта фотография — единственная.

С ранеными воинами. Варвара Яковлева — слева

21 июня 1918 года режим содержания членов императорского дома в Алапаевске резко ужесточился. Для всех ссыльных членов Дома Романовых был введен тюремный режим: запрещались прогулки по городу, переписка, были отобраны деньги. Сестер Обители милосердия Варвару Яковлеву и Екатерину Янышеву буквально выставили на улицу, запретив общение с узниками.

Пять дней спустя сестры явились в здание Уральского облсовета в Екатеринбурге с требованием, чтобы их вернули к матушке-настоятельнице, пусть даже для этого придется быть арестованными.

Большевики уступили Варваре Яковлевой, взяв с нее расписку. Вот ее подлинный текст:

«Желая разделить с арестованной ея участь, ввиду ея немолодого возраста и устава Обители, не позволяющего оставлять Настоятельницу одну, я заявляю, что согласна на заключение под стражу, на равных с остальными заключенными условиях, с полным подчинением режиму, установленному Областным Советом, причем даю обязательство против примененной меры не протестовать и не возбуждать ходатайства о своем освобождении впредь до окончания заключения под стражу остальных. Ввиду того, что заключение меня будет вызвано моим желанием, я обязуюсь довольствоваться из своих личных средств».

Так крестовая сестра Варвара, келейница Великой матушки Елизаветы, разделила с ней страдания последних недель жизни и мученическую кончину.

В следственном деле о ее останках записано, что пальцы ее руки были «положены на благословение». У единственной из всех алапаевских мучеников.

Крестовая сестра Варвара Яковлева

Святые преподобномученицы Елисавета и инокиня Варвара, молите Бога о нас!

Комментировать

1 Комментарий

  • Людмила Павловна, 18.07.2024
    Благодарю за статью! Повторить известное не мешает, а еще и свое понимание добавлено, и детали, известные далеко не всем, — очень хорошо! Ответить »