Лития́

***

Лития́ (от греч. λιτή, усерд­ное моле­ние) – в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии в совре­мен­ной прак­тике:

  • часть все­нощ­ного бдения нака­нуне празд­ни­ков, сле­ду­ю­щая за екте­нией, начи­на­ю­щейся сло­вами: «Испол­ним вечер­нюю молитву нашу Гос­по­деви». Для совер­ше­ния литии духо­вен­ство выхо­дит в при­твор. Состоит лития из стихир, 4 (по Типи­кону – 5) диа­кон­ских про­ше­ний и заклю­чи­тель­ной молитвы пред­сто­я­теля «Вла­дыко Мно­го­мило­стиве…»; послед­няя молитва фак­ти­че­ски явля­ется отпу­стом литии, после нее духо­вен­ство входит в основ­ную часть храма.
  • крат­кий чин пани­хиды, уста­нов­лен­ный для моле­ния о ново­пре­став­лен­ном хри­сти­а­нине при выносе его из дома, а также при поми­но­ве­нии усоп­шего в любое другое время.

***

Исто­ри­че­ская справка

Лития (другой сино­ним – «лита­ния») исто­ри­че­ски свя­зана с прак­ти­кой ста­ци­о­наль­ного бого­слу­же­ния в древ­нем Иеру­са­лиме  и в древ­нем Кон­стан­ти­но­поле. Во 2‑й поло­вине IV века в Иеру­са­лиме оформ­ля­ется особый вид бого­слу­же­ния, име­ну­е­мый ста­ци­о­наль­ным бого­слу­же­нием (лат. statio – сто­я­ние, то есть в бук­валь­ном смысле это бого­слу­же­ние с молит­вен­ными сто­я­ни­ями). Бого­слу­же­ние такого типа пред­по­ла­гает совер­ше­ние раз­лич­ных чино­по­сле­до­ва­ний в разных местах города, причем от одного места к дру­гому веру­ю­щие идут орга­ни­зо­ван­ным шествием с пением опре­де­лен­ных молит­во­сло­вий. Харак­тер­ным при­ме­ром такой службы в древ­нем Иеру­са­лиме было бого­слу­же­ние Вели­кой Пят­ницы, раз­лич­ные части кото­рого совер­ша­лись в местах самих собы­тий послед­них часов земной жизни Гос­пода Иисуса Христа.

С V века тер­ми­ном «лития» обо­зна­ча­лись молит­вен­ные про­ше­ния, воз­гла­ша­е­мые на оста­нов­ках во время ста­ци­о­наль­ных бого­слу­же­ний; в X веке уже сами такие бого­слу­же­ния стали назы­ваться литией. По сути, совре­мен­ные крест­ные ходы – подвид литии.

В Кон­стан­ти­но­поле литии совер­ша­лись в дни памяти особо чтимых святых, на неко­то­рые дву­на­де­ся­тые и вели­кие празд­ники (Сре­те­ние Гос­подне, Успе­ние Бого­ро­дицы, Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дице, Рож­де­ство Иоанна Пред­течи). Также литии совер­ша­лись по случаю важ­ней­ших собы­тий жизни города: при избав­ле­ниях от наше­ствий врагов, в случае зем­ле­тря­се­ния, на хра­мо­вые празд­ники (тогда в каче­стве таких празд­ни­ков отме­чали дни освя­ще­ния церк­вей). В мона­стыр­ских уста­вах Сту­дий­ской тра­ди­ции про­стран­ство таких литий зача­стую огра­ни­чи­ва­лось тер­ри­то­рией мона­стыря.

Крест­ные ходы были неотъ­ем­ле­мой частью бого­слу­же­ния круп­ных горо­дов Рус­ской Церкви (Москва, Нов­го­род) до XVII в. вклю­чи­тельно. В совре­мен­ных изда­ниях Боль­шого Треб­ника есть спе­ци­аль­ный чин, пред­на­зна­чен­ный для совер­ше­ния подоб­ных крест­ных ходов — «После­до­ва­ние в раз­лич­ныя литии и бдения молеб­нов» (однако в совре­мен­ной прак­тике этот чин не исполь­зу­ется).

***

«Нынеш­ний устав знает четыре вида литии, кото­рые по сте­пени тор­же­ствен­но­сти можно рас­по­ло­жить в таком порядке:

а) «лития вне мона­стыря», поло­жен­ная на неко­то­рые дву­на­де­ся­тые празд­ники и в Свет­лую сед­мицу пред литур­гией;
б) лития на вели­кой вечерне, соеди­ня­е­мой с бде­нием;
в) лития по окон­ча­нии празд­нич­ной и вос­крес­ной утрени;
г) лития за упокой после буд­нич­ной вечерни и утрени.

По содер­жа­нию молит­во­сло­вий и чину эти виды литии очень раз­личны между собою, но общее у них именно исхож­де­ние из храма. Исхож­де­ние это в первом виде (из пере­чис­лен­ных) литии бывает полное, а в осталь­ных непол­ное. Но там и здесь совер­ша­ется оно бли­жай­шим обра­зом с целью выра­зить молитву не только сло­вами, но и дви­же­нием, пере­ме­нить ее место для ожив­ле­ния молит­вен­ного вни­ма­ния; даль­ней­шею целью литии явля­ется выра­же­ние – уда­ле­нием из храма – нашего недо­сто­ин­ства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вра­тами св. храма, как бы пред вра­тами небес­ными… подобно Адаму, мытарю, блуд­ному сыну». Отсюда несколько пока­ян­ный и скорб­ный харак­тер литий­ных молитв.

Нако­нец, в литии Цер­ковь исхо­дит из своей обла­го­дат­ство­ван­ной среды во внеш­ний мир – в соб­ствен­ном смысле – или же в при­твор, как часть храма, сопри­ка­са­ю­щу­юся с этим миром, откры­тую для всех, не при­ня­тых в Цер­ковь или исклю­чен­ных из нее, с целью молит­вен­ной миссии в этом мире. Отсюда все­на­род­ный и все­лен­ский харак­тер (о всем мире) литий­ных молитв».

Михаил Ска­бал­ла­но­вич

***

Сущ­ность и зна­че­ние Литии

Важной частью пра­во­слав­ной службы явля­ется лития. Лития от греч. литэ, усерд­ное моле­ние, по цер­ков­ному сло­во­упо­треб­ле­нию озна­чает моле­ние вне храма. По содер­жа­нию молит­во­сло­вий и чину виды литии очень раз­личны между собою, но общее у них именно исхож­де­ние из храма.

Свя­ти­тель Симеон Солун­ский гово­рит:
«Лития совер­ша­ется в при­творе в празд­нич­ные дни и суб­боты, а во время какой-нибудь нашед­шей язвы или несча­стия поется при сте­че­нии народа или среди города, или вне его, около стен»

Исхож­де­ние литии бывает полное (это в первом виде), а в осталь­ных непол­ное. Но там и здесь совер­ша­ется оно глав­ным обра­зом с целью выра­зить молитву не только сло­вами, но и дви­же­нием, пере­ме­нить ее место для ожив­ле­ния молит­вен­ного вни­ма­ния; даль­ней­шею целью литии явля­ется выра­же­ние — уда­ле­нием из храма — нашего недо­сто­ин­ства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вра­тами св. храма, как бы пред вра­тами небес­ными… подобно Адаму, мытарю, блуд­ному сыну». Отсюда несколько пока­ян­ный и скорб­ный харак­тер литий­ных молитв.

Нако­нец, в литии Цер­ковь исхо­дит из своей обла­да­ю­щей бла­го­да­тью среды во внеш­ний мир — в соб­ствен­ном смысле — или же в при­твор, как часть храма, сопри­ка­са­ю­щу­юся с этим миром, откры­тую для всех, не при­ня­тых в Цер­ковь или исклю­чен­ных из нее, с целью молит­вен­ной миссии в этом мире. Отсюда все­на­род­ный и все­лен­ский харак­тер (о всем мире) литий­ных молитв.

По пер­во­на­чаль­ному назна­че­нию лития была молит­вою во время обще­ствен­ных бед­ствий в местах, пора­жа­е­мых или угро­жа­е­мых ими; такою была лития и в уставе Вели­кой Кон­стан­ти­но­поль­ской церкви, и в Запад­ной Церкви только таким моле­ниям усво­я­ется имя литии. Но рядом с этими лити­ями суще­ство­вали уже в III в. очень близ­кие к ним моле­ния радостно-тор­же­ствен­ного харак­тера, состо­я­щие, как и те, в заго­род­ных про­цес­сиях, кото­рым впро­чем не усво­я­лось имя литий и лита­ний.

Особое раз­ви­тие эти про­цес­сии полу­чили в Иеру­са­лим­ской Церкви, где они совер­ша­лись, должно быть, сна­чала празд­ни­ками в озна­ме­но­ван­ные празд­ну­е­мыми собы­ти­ями, а затем, уже в IV в., стали при­над­леж­но­стью каждой вос­крес­ной вечерни; эта лития (тоже не назы­вав­ша­яся так) состо­яла в про­стом повто­ре­нии второй, молит­вен­ной, части вечерни, в разных св. местах.

Нынеш­ние литии перед литур­гией — оста­ток празд­нич­ных иеру­са­лим­ских литий, а на вечерне и утрени — прямое насле­дие вос­кресно-вечер­ней литии, при­няв­шей, под вли­я­нием Вели­кой церкви и древ­ней повсе­мест­ной прак­тики, эле­менты из пока­янно-молит­вен­ной литии.

Лития на вели­кой вечерне сла­га­ется из трех эле­мен­тов: обря­дов, песней и молитв.

Обряд литии состоит в тор­же­ствен­ном выходе свя­щен­но­слу­жи­те­лей и народа в при­твор.
Так как «при­твор назна­ча­ется для каю­щихся и огла­шен­ных», то «Цер­ковь, как бы нося образ каю­щихся и огла­шен­ных, сми­ря­ясь пред Богом и испра­ши­вая Его поми­ло­ва­ния, совер­шает в при­творе неко­то­рую часть службы». «Стоя пред свя­щен­ным храмом, как бы пред небес­ными вра­тами, умо­ляем Его».

Выход этот — настолько суще­ствен­ная при­над­леж­ность литии, что в сла­вян­ских руко­пи­сях Иеру­са­лим­ского Типи­кона вместо тер­мина лития посто­янно упо­треб­ля­ется «исхо­же­ние». Этот выход совер­ша­ется по чину, близ­кому к вечер­нему входу. Свя­щен­ник с диа­ко­ном, как и там, выхо­дят север­ными дверьми, при закры­тых (по Слу­жеб­нику) св. дверях.

Диакон идет рядом со свя­щен­ни­ком, держа кадило. Пред ними несут два све­тиль­ника. Певчие сле­дуют за свя­щен­но­слу­жи­те­лями. Все это совер­ша­ется при пении поло­жен­ных на литии стихир. По при­ходе в при­твор диакон «кадит св. иконы, насто­я­теля и лики и ста­но­вится на своем месте», т. е. впе­реди свя­щен­ника немного направо.

Особый род литии уста­нов­лен для моле­ния об умер­шем, совер­ша­е­мого при выносе его из дома, а также, по жела­нию его род­ствен­ни­ков, при цер­ков­ном поми­но­ве­нии о нем во всякое другое время:
«Тем же Христе Боже пре­став­ль­ша­гося раба Твоего Евге­ния упокой яко чело­ве­ко­лю­бец…»
«Со свя­тыми упокой, Христе, душы раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воз­ды­ха­ние, но жизнь без­ко­неч­ная».
«Во бла­жен­ном успе­нии вечный покой подаждь Гос­поди, усоп­шему рабу твоему .…… и сотвори ему вечную память!»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки