Враги чело­века

***

Враги челове́ка — 1) диавол и под­чи­нен­ные ему падшие духи (Мф.13:39); 2) люди, созна­тельно пре­бы­ва­ю­щие в отно­ше­нии того или иного чело­века в состо­я­нии вражды, прин­ци­пи­ально настро­ен­ные на вражду (2Цар.22:49); 3) люди, фор­мально не рас­по­ло­жен­ные к вражде с тем или иным чело­ве­ком, но дурно вли­я­ю­щие на него посред­ством лич­ного при­мера и уве­ще­ва­ний, пре­пят­ству­ю­щих идти по пра­виль­ному, бого­угод­ному пути.

Врагом чело­века Спа­си­тель назвал дья­вола (Мф. 13:28). Падшие ангелы, воз­глав­ля­е­мые дья­во­лом стре­мятся погу­бить чело­ве­че­скую душу, дей­ствуя через все­ва­е­мые в чело­века гре­хов­ные помыслы. Усво­ен­ные чело­ве­ком гре­хов­ные помыслы ста­но­вятся стра­стями, кото­рые пре­вра­щают чело­века в раба дья­вола, делают его про­тив­ни­ком Все­свя­того Бога.

Иску­ша­ю­щий чело­века дьявол высту­пает пре­пят­ствием на пути стя­жа­ния Боже­ствен­ной бла­го­дати, на пути Бого­по­зна­ния и обо­же­ния. Он остав­лен Богом для испы­та­ния про­из­во­ле­ния чело­века, чтобы чело­век в духов­ной борьбе с врагом явил Богу свое сво­бод­ное про­из­во­ле­ние вечно пре­бы­вать с Ним.

Одно из имен врага чело­ве­че­ского рода, встре­ча­ю­ще­еся в Библии, – сатана́, что в пере­воде с иврита озна­чает «пре­пят­ствие» или «про­тив­ник». По учению свв. отцов, дьявол, как и под­чи­нен­ные ему ангелы не обла­дают под­лин­ным веде­нием, ибо они лишены соеди­не­ния со Все­ве­ду­щим Богом. По слову св. Петра Дамас­кина, падший ангел «чрез нера­зу­мие и гор­дость лишив­шись веде­ния, даро­ван­ного Богом, по нужде сде­лался несмыс­лен­ным и сам собою не может знать, что должно делать, но смот­рит, что делает Бог для спа­се­ния нашего, и из этого науча­ется и ухит­ря­ется делать подоб­ное к поги­бели нашей». По слову св. Иоанна Зла­то­уста, он нена­ви­дит Бога, не в состо­я­нии будучи ничего сде­лать против Него, воюет против нас, создан­ных по образу Его, думая этим мстить Богу.

Борьба с врагом чело­века – неотъ­ем­ле­мая часть хри­сти­ан­ского духов­ного подвига. Хри­сти­ан­ская духов­ная борьба не явля­ется бранью против «крови и плоти, но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ной» (Еф. 6:12). В этой борьбе чело­веку помо­гает Сам Бог.

***

Почему Гос­подь Иисус Хри­стос воз­ве­стил, что враги чело­веку — домаш­ние его (Мф.10:36)?

Соб­ственно, этот тезис был изве­стен чело­веку с гораздо более древ­них времён, напри­мер, со слов про­рока Михея (Мих.7:6). Однако, как в вет­хо­за­вет­ный период, так и в ново­за­вет­ные вре­мена эти слова, при пра­виль­ном осмыс­ле­нии, нико­гда не вос­при­ни­ма­лись веру­ю­щими грубо бук­вально, в форме без­услов­ного Боже­ствен­ного ука­за­ния на то, чтобы видеть в лице своих род­ствен­ни­ков или друзей — непри­ми­ри­мых врагов.

Напро­тив, как Вет­хо­за­вет­ные, так и Ново­за­вет­ные Свя­щен­ные Книги сви­де­тель­ствуют о необ­хо­ди­мо­сти любви к своим ближ­ним, при­зы­вают ока­зы­вать им, по мере необ­хо­ди­мо­сти и воз­мож­но­сти, посиль­ную под­держку (см: Мило­сер­дие).

Скажем, запо­ведь о почи­та­нии отца и матери явля­лась одним из важ­ней­ших Боже­ствен­ных тре­бо­ва­ний, напря­мую касав­шимся лич­ност­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний в семье (Исх.20:12). В ней нет даже и малей­шего намёка на умест­ность какого-либо враж­деб­ного отно­ше­ния сына к роди­те­лям и наобо­рот.

Спа­си­тель же, говоря о брат­ских вза­и­мо­от­но­ше­ниях, засви­де­тель­ство­вал, что даже и бес­при­чинно гне­ва­ю­щийся на своего брата под­ле­жит суду (Мф.5:22) (см: Гнев). А каза­лось бы, про­стое, баналь­ное наре­че­ние брата «безум­ным» сулит неспра­вед­ли­вому руга­телю адский огонь (Мф.5:22). Более того, Новый Завет не только не воз­во­дит отно­ше­ние к домаш­ним, как к врагам, в обя­за­тель­ный прин­цип, но и учит любить всех своих ближ­них, вклю­чая в это поня­тие («ближ­ний») самый широ­кий нрав­ствен­ный смысл (Мф.19:19).

Стало быть, вра­гами домаш­ние должны при­зна­ваться не апри­ори и не огульно, а лишь в особых слу­чаях: тогда, когда они дей­стви­тельно пре­пят­ствуют чело­веку жить пра­виль­ной жизнью, отвле­кают или, что хуже, отры­вают его от обще­ния с Богом и Его свя­тыми.

Но почему Гос­подь, говоря о врагах, всё же поста­вил акцент на домаш­них? — Это свя­зано с тем, что чаще обыч­ного особое вли­я­ние на чело­века ока­зы­вают именно домаш­ние, ведь они ему ближе многих других людей, лучше знают его, да и сами, как пра­вило, поль­зу­ются боль­шим дове­рием. Поэтому, если нега­тив­ное воз­дей­ствие исхо­дит от домаш­них, оно бывает гораздо эффек­тив­нее и, значит, опас­нее, чем воз­дей­ствие, ока­зы­ва­е­мое посто­рон­ними людьми.

Самый глав­ный враг сидит у меня внутри — это мои стра­сти

Про­то­и­е­рей Евге­ний Шестун: 
«Если я чело­век пра­во­слав­ный, я должен пони­мать, что нет слу­чай­ных людей в моей жизни и каждый чело­век, кото­рого Бог ко мне посы­лает, — это чело­век, нужный мне, пусть даже он раз­дра­жи­тель­ный, гнев­ли­вый, злой, но моя реак­ция на него пока­зы­вает, что я мало чем от него отли­ча­юсь. Как гово­рят святые отцы, самое глав­ное — я должен смот­реть, что внутри меня про­ис­хо­дит. И тогда ста­но­вится ясно, что самый глав­ный враг сидит у меня внутри — это мои стра­сти, моя раз­дра­жи­тель­ность, моя гнев­ли­вость, дух злобы, кото­рый я часто не заме­чаю. А тот чело­век, кото­рого Бог посы­лает, будит эти скры­тые во мне каче­ства, то есть он пока­зы­вает мне мои грехи. Но это же вели­кое сча­стье, потому что видеть свои грехи — значит видеть начало своего спа­се­ния, начало своего исправ­ле­ния, начало своего очи­ще­ния. Поэтому святые отцы и запо­ве­дали молиться за своих врагов, кото­рые помо­гают нам видеть нашу соб­ствен­ную внут­рен­нюю нечи­стоту. У свя­ти­теля Тихона Задон­ского был такой обычай: кто его обижал, он тому в знак бла­го­дар­но­сти 15 копеек давал за то, что внутри себя заме­чал гре­хов­ные дви­же­ния, гре­хов­ные реак­ции, и очень бла­го­да­рил, что Гос­подь при помощи этого чело­века помо­гал ему каяться. Таким обра­зом мы, воз­можно, друг друга и пере­де­лы­ваем».

Как научиться любить врагов?

Свя­щен­ник Свя­то­слав Шев­ченко:  
«Спо­соб­ность любить врагов – «высший пило­таж» в хри­сти­ан­стве. И одна из самых верх­них сту­пе­ней на лест­нице доб­ро­де­те­лей. Поэтому святой апо­стол Любви Иоанн Бого­слов в своем посла­нии вос­кли­цает: «Кто гово­рит: “я люблю Бога”, а брата своего нена­ви­дит, тот лжец: ибо не любя­щий брата своего, кото­рого видит, как может любить Бога, Кото­рого не видит?» (1Ин. 4:20).
Для того чтобы научиться любить своих врагов, нужно научиться любить своих ближ­них. Всегда искрен­няя любовь дости­га­ется через сми­ре­ние своей гор­дыни, когда хри­сти­а­нин ставит свои инте­ресы ниже инте­ре­сов ближ­него. Это долгий путь длиною в жизнь. Для того, чтобы этому научиться, нужно прак­ти­ко­ваться в мело­чах: кому-то усту­пить место, про­мол­чать на оскорб­ле­ние, попы­таться про­стить обиду… И разу­ме­ется, надо про­сить Бога дать силы и спо­соб­ность любить врагов».

Св. пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский:
«Помо­лись о враге и уви­дишь, как хорошо тебе будет, как ты успо­ко­ишься, как будет тебе легко. Горька, как смерть, вражда. Да бегаем вражды, как яда змиина. Да дер­жимся любви, ибо сла­достна любовь. Гос­поди, всади и утверди во мне чув­ство искрен­него доб­ро­же­ла­тель­ства ко всем людям. Даже ко врагам моим. Даже ко врагам веры и Оте­че­ства моего. Отверзи их сер­деч­ные очи. Да увидят правоту нашу, да при­и­мут Пра­во­сла­вие веры и единым серд­цем и душею да про­сла­вят Тебя, еди­ного в Троице Бога нашего».

***

См. БЛА­ГО­ДАТЬ, ОБО­ЖЕ­НИЕ, СТРАСТЬ, ПАДШИЕ ДУХИ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки