Главная » Алфавитный раздел » В » Враги человека

Враги человека

(14 голосов: 5 из 5)

 

Враги челове́ка — 1) люди, сознательно пребывающие в отношении того или иного человека в состоянии вражды, принципиально настроенные на вражду (2Цар.22:49); 2) люди, формально не расположенные к вражде с тем или иным человеком, но дурно влияющие на него посредством личного примера и увещеваний, препятствующих идти по правильному, богоугодному пути; 3) диавол и подчиненные ему падшие духи (Мф.13:39).

Врагом человека Спаситель назвал дьявола (Мф. 13:28). Падшие ангелы, возглавляемые дьяволом стремятся погубить человеческую душу, действуя через всеваемые в человека греховные помыслы. Усвоенные человеком греховные помыслы становятся страстями, которые превращают человека в раба дьявола, делают его противником Всесвятого Бога.

Искушающий человека дьявол выступает препятствием на пути стяжания Божественной благодати, на пути Богопознания и обожения. Он оставлен Богом для испытания произволения человека, чтобы человек в духовной борьбе с врагом явил Богу свое свободное произволение вечно пребывать с Ним.

Одно из имен врага человеческого рода, встречающееся в Библии, – сатана́, что в переводе с иврита означает «препятствие» или «противник». По учению свв. отцов, дьявол, как и подчиненные ему ангелы не обладают подлинным ведением, ибо они лишены соединения со Всеведущим Богом. По слову св. Петра Дамаскина, падший ангел «чрез неразумие и гордость лишившись ведения, дарованного Богом, по нужде сделался несмысленным и сам собою не может знать, что должно делать, но смотрит, что делает Бог для спасения нашего, и из этого научается и ухитряется делать подобное к погибели нашей». По слову св. Иоанна Златоуста, он ненавидит Бога, не в состоянии будучи ничего сделать против Него, воюет против нас, созданных по образу Его, думая этим мстить Богу.

Борьба с врагом человека – неотъемлемая часть христианского духовного подвига. Христианская духовная борьба не является бранью против «крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). В этой борьбе человеку помогает Сам Бог.

 

Почему Господь Иисус Христос возвестил, что враги человеку — домашние его (Мф.10:36)?

Собственно, этот тезис был известен человеку с гораздо более древних времён, например, со слов пророка Михея (Мих.7:6). Однако, как в ветхозаветный период, так и в новозаветные времена эти слова, при правильном осмыслении, никогда не воспринимались верующими грубо буквально, в форме безусловного Божественного указания на то, чтобы видеть в лице своих родственников или друзей — непримиримых врагов.

Напротив, как Ветхозаветные, так и Новозаветные Священные Книги свидетельствуют о необходимости любви к своим ближним, призывают оказывать им, по мере необходимости и возможности, посильную поддержку (см: Милосердие).

Скажем, заповедь о почитании отца и матери являлась одним из важнейших Божественных требований, напрямую касавшимся личностных взаимоотношений в семье (Исх.20:12). В ней нет даже и малейшего намёка на уместность какого-либо враждебного отношения сына к родителям и наоборот.

Спаситель же, говоря о братских взаимоотношениях, засвидетельствовал, что даже и беспричинно гневающийся на своего брата подлежит суду (Мф.5:22) (см: Гнев). А казалось бы, простое, банальное наречение брата «безумным» сулит несправедливому ругателю адский огонь (Мф.5:22). Более того, Новый Завет не только не возводит отношение к домашним, как к врагам, в обязательный принцип, но и учит любить всех своих ближних, включая в это понятие («ближний») самый широкий нравственный смысл (Мф.19:19).

Стало быть, врагами домашние должны признаваться не априори и не огульно, а лишь в особых случаях: тогда, когда они действительно препятствуют человеку жить правильной жизнью, отвлекают или, что хуже, отрывают его от общения с Богом и Его святыми.

Но почему Господь, говоря о врагах, всё же поставил акцент на домашних? — Это связано с тем, что чаще обычного особое влияние на человека оказывают именно домашние, ведь они ему ближе многих других людей, лучше знают его, да и сами, как правило, пользуются большим доверием. Поэтому, если негативное воздействие исходит от домашних, оно бывает гораздо эффективнее и, значит, опаснее, чем воздействие, оказываемое посторонними людьми.

 

Самый главный враг сидит у меня внутри — это мои страсти

Протоиерей Евгений Шестун: «Если я человек православный, я должен понимать, что нет случайных людей в моей жизни и каждый человек, которого Бог ко мне посылает, — это человек, нужный мне, пусть даже он раздражительный, гневливый, злой, но моя реакция на него показывает, что я мало чем от него отличаюсь. Как говорят святые отцы, самое главное — я должен смотреть, что внутри меня происходит. И тогда становится ясно, что самый главный враг сидит у меня внутри — это мои страсти, моя раздражительность, моя гневливость, дух злобы, который я часто не замечаю. А тот человек, которого Бог посылает, будит эти скрытые во мне качества, то есть он показывает мне мои грехи. Но это же великое счастье, потому что видеть свои грехи — значит видеть начало своего спасения, начало своего исправления, начало своего очищения. Поэтому святые отцы и заповедали молиться за своих врагов, которые помогают нам видеть нашу собственную внутреннюю нечистоту. У святителя Тихона Задонского был такой обычай: кто его обижал, он тому в знак благодарности 15 копеек давал за то, что внутри себя замечал греховные движения, греховные реакции, и очень благодарил, что Господь при помощи этого человека помогал ему каяться. Таким образом мы, возможно, друг друга и переделываем».

 

Как научиться любить врагов?

Священник Святослав Шевченко:  «Способность любить врагов – «высший пилотаж» в христианстве. И одна из самых верхних ступеней на лестнице добродетелей. Поэтому святой апостол Любви Иоанн Богослов в своем послании восклицает: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4: 20).
Для того чтобы научиться любить своих врагов, нужно научиться любить своих ближних. Всегда искренняя любовь достигается через смирение своей гордыни, когда христианин ставит свои интересы ниже интересов ближнего. Это долгий путь длиною в жизнь. Для того, чтобы этому научиться, нужно практиковаться в мелочах: кому-то уступить место, промолчать на оскорбление, попытаться простить обиду… И разумеется, надо просить Бога дать силы и способность любить врагов».

Св. праведный Иоанн Кронштадтский: «Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко. Горька, как смерть, вражда. Да бегаем вражды, как яда змиина. Да держимся любви, ибо сладостна любовь. Господи, всади и утверди во мне чувство искреннего доброжелательства ко всем людям. Даже ко врагам моим. Даже ко врагам веры и Отечества моего. Отверзи их сердечные очи. Да увидят правоту нашу, да приимут Православие веры и единым сердцем и душею да прославят Тебя, единого в Троице Бога нашего».

***

См. БЛАГОДАТЬ, ОБОЖЕНИЕ, СТРАСТЬ, ПАДШИЕ ДУХИ