Само­лю­бие

***

Самолю́бие — 1) гре­хов­ная страсть, кото­рая состав­ля­ется из пол­ноты всех прочих раз­но­об­раз­ных гре­хов­ных стра­стей; извра­щен­ная, гор­де­ли­вая любовь, замкну­тая на самого себя в ущерб любви к Богу и ближ­ним.

***

Должен ли хри­сти­а­нин любить себя?

Любовь есть одно из суще­ствен­ных Боже­ских свойств (см. подроб­нее: Сколько у Бога свойств?). Это значит, что Бог от веч­но­сти пре­бы­вает в Любви к Самому Себе. Выра­жа­ясь иначе, все Боже­ствен­ные Ипо­стаси пре­бы­вают во вза­им­ной, про­ник­но­вен­ной любви, и при этом Каждая из Них питает любовь по отно­ше­нию к Себе.

Чело­век создан по образу и подо­бию Божьему (см.: Образ и подо­бие Божии). Спо­соб­ность к любви есть одна из черт этого пре­не­бес­ного образа.

Стало быть, в любви чело­века к самому себе нет ничего предо­су­ди­тель­ного, правда, если речь идёт именно о любви в пра­виль­ном пони­ма­нии этого слова, а не о гор­де­ли­вом, эго­и­сти­че­ском чув­стве, само­лю­бии.

Любовь чело­века по отно­ше­нию к соб­ствен­ной лич­но­сти не просто допус­ка­ется Богом, но и воз­во­дится Им в обра­зец любви к ближ­нему: «воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» (Мф.22:39).

Но что озна­чает выра­же­ние «любить себя»? Любить себя — жить пол­но­той бого­по­доб­ной жизни, любить саму жизнь как Боже­ствен­ный Дар, иметь радость о Гос­поде, стре­миться осу­ще­ствить своё высшее при­зва­ние и пред­на­зна­че­ние. Ежели Бог любит чело­века, то неужели сам чело­век вправе отно­ситься к себе с нелю­бо­вью (дей­ствуя напе­ре­кор Все­дер­жи­телю)?

Между любо­вью к себе и любо­вью к ближ­нему (ближ­ним) усмат­ри­ва­ется много общего, в част­но­сти сле­ду­ю­щее.

Как любовь к ближ­нему под­ра­зу­ме­вает жела­ние ему сча­стья, так и любовь к себе под­ра­зу­ме­вает дви­же­ние к сча­стью. Чело­век ведь и создан для сча­стья, причём не крат­ко­вре­мен­ного, как это бывает в усло­виях нынеш­ней жизни, а для веч­ного и непре­стан­ного бла­жен­ства.

Путь к этому бла­жен­ству лежит через при­об­ще­ние своей жизни к жизни Все­лен­ской Церкви, к жизни Христа. Кто не стре­мится к веч­ному сча­стью о Гос­поде, тот не любит себя.

Таким обра­зом, любить себя озна­чает (помимо про­чего) делать то, что спо­соб­ствует при­об­ще­нию к вечной бла­жен­ной жизни. Спо­соб­ствует же этому испол­не­ние Божьих запо­ве­дей, любовь к Богу и Его тво­ре­нию.

Как любовь одного чело­века к дру­гому бывает сопря­жена с жела­нием убе­речь его и не поте­рять, так и любовь к себе под­ра­зу­ме­вает стрем­ле­ние не поте­рять себя для веч­ного Небес­ного Цар­ства: «кто поте­ряет душу свою ради Меня и Еван­ге­лия, тот сбе­ре­жёт её» (Мк.8:35).

Как любовь вообще под­ра­зу­ме­вает жерт­вен­ность, так и любовь к себе тре­бует взять свой крест и после­до­вать за Хри­стом (Лк.9:23).

Запо­ве­дью «воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» (Мф.22:39) ука­зы­ва­ется, что в идеале любовь к ближ­нему не должна усту­пать той любви, кото­рую чело­век питает к себе.

Этим отвер­га­ется мысль о любви к себе как о само­лю­бии, ведь само­лю­бие под­ра­зу­ме­вает обрат­ное: эго­и­сти­че­ское, а часто и пре­не­бре­жи­тель­ное отно­ше­ние к людям.

Нередко спут­ни­ками само­лю­бия (или его про­из­вод­ными) высту­пают: тще­сла­вие, зависть, пре­воз­но­ше­ние и даже гнев.

***

«Чтоб воз­лю­бить ближ­него как самого себя, пред­ва­ри­тельно нужно пра­вильно полю­бить себя. Само­лю­бие есть иска­же­ние любви по отно­ше­нию к самому себе. Само­лю­бие — стрем­ле­ние к без­раз­бор­чи­вому испол­не­нию поже­ла­ний падшей воли, руко­во­ди­мой лже­имен­ным разу­мом и лука­вою сове­стью».
свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

Святые Отцы выде­ляют три основ­ных вида само­лю­бия: среб­ро­лю­бие, сла­во­лю­бие, сла­сто­лю­бие, осно­вы­ва­ясь на словах св. ап. Иоанна о трех иску­ше­ниях мира: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гор­дость житей­ская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:15–17). Отцы сла­сто­лю­бие отож­деств­ляли с похо­тью плоти, среб­ро­лю­бие — с похо­тью очей, а сла­во­лю­бие — с гор­до­стью житей­скою.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки