Самолюбие

Литература по теме

Самолю́бие (синонимы: себялюбие, эгоизм; по составу идентично греч. φιλαυτία филафти́а < из φιλέω любить + αὐτός сам):

1) греховная страсть, служащая основой всех прочих греховных страстей;
2) извращенная, горделивая любовь, замкнутая на самого себя в ущерб любви к Богу и ближним.

Должен ли христианин любить себя?

Любовь есть одно из существенных Божеских свойств. Это значит, что все Божественные Ипостаси пребывают во взаимной, проникновенной любви, и при этом Каждая из Них питает любовь по отношению к Себе.

Человек создан по образу и подобию Божьему. Способность к любви есть одна из черт этого пренебесного образа.

Стало быть, в любви человека к самому себе нет ничего предосудительного, правда, если речь идёт именно о любви в правильном понимании этого слова, а не о горделивом, эгоистическом чувстве, самолюбии.

Любовь человека по отношению к себе не просто допускается Богом, но и возводится Им в образец любви к ближнему: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39).

Но что означает выражение «любить себя»? Любить себя — жить полнотой богоподобной жизни, любить саму жизнь как Божественный Дар, иметь радость о Господе, стремиться осуществить своё высшее призвание и предназначение. Если Бог любит человека, то неужели сам человек вправе относиться к себе с нелюбовью (действуя наперекор Вседержителю)?

Между любовью к себе и любовью к ближнему (ближним) усматривается много общего, в частности, следующее.

Как любовь к ближнему подразумевает желание ему счастья, так и любовь к себе подразумевает движение к счастью. Человек ведь и создан для счастья, причём не кратковременного, как это бывает в условиях нынешней жизни, а для вечного и непрестанного блаженства.

Путь к этому блаженству лежит через приобщение своей жизни к жизни Вселенской Церкви, к жизни Христа. Кто не стремится к вечному счастью о Господе, тот не любит себя.

Таким образом, любить себя означает (помимо прочего) делать то, что способствует приобщению к вечной блаженной жизни. Способствует же этому исполнение Божьих заповедей, любовь к Богу и Его творению.

Как любовь одного человека к другому бывает сопряжена с желанием уберечь его и не потерять, так и любовь к себе подразумевает стремление не потерять себя для вечного Небесного Царства: «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её» (Мк.8:35).

Как любовь вообще подразумевает жертвенность, так и любовь к себе требует взять свой крест и последовать за Христом (Лк.9:23).

Заповедью «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39) указывается, что любовь к ближнему не должна уступать той любви, которую человек питает к себе.

Этим отвергается мысль о любви к себе как о самолюбии, ведь самолюбие подразумевает обратное: эгоистическое, а часто и пренебрежительное отношение к людям.

Нередко спутниками самолюбия (или его производными) выступают: тщеславие, зависть, превозношение и даже гнев.

Цитаты о самолюбии

«Чтоб возлюбить ближнего как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя. Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе. Самолюбие — стремление к безразборчивому исполнению пожеланий падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью».
свт. Игнатий (Брянчанинов)

Святые Отцы выделяют три основных вида самолюбия: сребролюбие, славолюбие, сластолюбие, основываясь на словах св. ап. Иоанна о трех искушениях мира: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:15-17). Отцы сластолюбие отождествляли с похотью плоти, сребролюбие — с похотью очей, а славолюбие — с гордостью житейскою.

«На самом деле любить себя можно двумя способами. Можно видеть в себе создание Божие, а к созданиям этим, какими бы они ни стали, надо быть милостивым. Можно видеть в себе пуп земли и предпочитать свои выгоды чужим. Вот эту, вторую любовь к себе нужно не только возненавидеть, но и убить. Христианин ведет с ней непрерывную борьбу, но он любит и милует все “я” на свете, кроме их греха. Сама борьба со своекорыстием показывает ему, как он должен относиться ко всем людям».
К.С. Льюис, христианский писатель

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки