Мало­ве­рие

***

Малове́рие — 1) недо­ста­точно твёр­дая убеж­ден­ность в истин­но­сти учения Церкви о Боге как о Творце, Про­мыс­ли­теле, Спа­си­теле и Судье мира; 2) недо­ста­точно твёр­дое упо­ва­ние на Боже­ствен­ный Про­мысл; 3) ненад­ле­жа­щее сле­до­ва­ние Божьему закону, про­яв­ля­ю­ще­еся в послаб­ле­ниях в отно­ше­нии соблю­де­ния рели­ги­озно-нрав­ствен­ных тре­бо­ва­ний, укло­не­нии от испол­не­ния хри­сти­ан­ского долга; 3) коле­ба­ние в вере, сомне­ние отно­си­тельно Боже­ствен­ных совер­шенств и воз­мож­но­стей (Мф.14:31).

При­знак мало­ве­рия – лень, теп­лохлад­ностьропот. Фак­ти­че­ски любой грех явля­ется след­ствием мало­ве­рия.

***

Сомне­ние и мало­ве­рие – как соот­но­сятся эти поня­тия? Это одно и то же или нет?

– Это поня­тия очень близ­кие. Помните, Гос­подь гово­рит Петру, про­тя­ги­вая ему Свою руку: мало­вер­ный! зачем ты усо­мнился? (Мф.14:31). Мало­ве­рие – это малая вера, вера, кото­рая живет в чело­веке, но не застав­ляет чело­века жить в соот­вет­ствии с нею. Помните эпизод с исце­ле­нием бес­но­ва­того отрока? Отец этого отрока гово­рит Гос­поду: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк.9:22). У него есть вера, ее хва­тает на то, чтобы обра­титься к Учи­телю, но не хва­тает на то, чтобы верить в Его все­мо­гу­ще­ство.
игумен Нек­та­рий (Моро­зов)

Если вера име­ну­ется даром Божьим, то не явля­ется ли Бог Винов­ни­ком мало­ве­рия или отсут­ствия веры?

Вера, как и всё доброе, суще­ству­ю­щее в мире, и дей­стви­тельно арти­ку­ли­ру­ется как Боже­ствен­ный дар. Однако это не озна­чает, что отсут­ствие веры у неве­ру­ю­щих или мало­ве­ров должно интер­пре­ти­ро­вать в том грубом смысле, что они обде­лены этим даром по Боже­ствен­ной ску­по­сти или Боже­ствен­ному недо­смотру.

Вера, в широ­ком зна­че­нии слова, есть союз между Богом и чело­ве­ком. Сам Гос­подь, будучи абсо­лютно Само­до­ста­точ­ным, не нуж­да­ется в этом союзе. В нём нуж­да­ется чело­век: ради спа­се­ния и насле­до­ва­ния вечной бла­жен­ной жизни.

Воз­мож­ность при­об­щиться к этому союзу предо­став­лена всем без исклю­че­ния людям, как дар, ибо Бог желает спа­се­ния всем и на всех изли­вает Свою бла­го­дать. При­нять или не при­нять этот Боже­ствен­ный дар — зави­сит от чело­века. Ведь Гос­подь никого не спа­сает насильно, по при­нуж­де­нию (Мф.16:24).

Для того, чтобы чело­век созна­вал, для чего ему, соб­ственно, необ­хо­дим союз с Богом, Бог даро­вал спа­си­тель­ное учение. Основ­ные поло­же­ния этого учения могут вос­при­ни­маться не иначе как на основе дове­рия Богу, уве­рен­но­сти в истин­но­сти Его путей. Это внут­рен­нее состо­я­ние тоже обо­зна­ча­ется как вера (Евр.11:11). Дове­рять или не дове­рять Богу, и в какой именно сте­пени, опять же, зави­сит от чело­века, от его доб­ро­воль­ного выбора.

Как известно, со Своей сто­роны Бог сделал всё необ­хо­ди­мое, мыс­ли­мое и немыс­ли­мое, для того, чтобы рас­по­ло­жить чело­века к дове­рию, послу­ша­нию. На про­тя­же­нии многих веков Он являл Свою милость наро­дам, настав­лял, исце­лял, совер­шал чудеса и зна­ме­ния. Нако­нец, Сын Божий, приняв образ раба, став Чело­ве­ком, принёс Себя в Иску­пи­тель­ную Жертву, умерев за нас на Кресте, после чего вос­крес, воз­несся на Небо, обра­зо­вал Цер­ковь, наде­лил её спа­си­тель­ными сред­ствами, утвер­дил иерар­хию.

И если кто, по каким-то личным сооб­ра­же­ниям, не желая дове­риться Гос­поду, оста­ётся неве­ру­ю­щим или мало­ве­ром, то винов­ни­ком такого состо­я­ния явля­ется не Гос­подь, но сам чело­век.

Поскольку веру­ю­щим, в стро­гом осмыс­ле­нии, име­ну­ется тот чело­век, кто не только при­знал и дове­рился Богу, но и рев­ностно испол­няет обя­зан­но­сти хри­сти­а­нина (в том числе каж­до­днев­ные), постольку тот, кто этого не делает, тоже может быть назван мало­ве­ром.

Доста­точно часто при­чи­ной подоб­ного отно­ше­ния к рели­ги­оз­ному долгу служит леность, сует­ли­вость, несо­бран­ность, без­от­вет­ствен­ность. Ясно, что и при таком поло­же­нии вещей винов­ни­ком мало­ве­рия явля­ется не Бог, при­зы­ва­ю­щий к трез­ве­нию и духов­ной борьбе, но сам хри­сти­а­нин.

***

См. также: НЕВЕ­РИЕ, СОМНЕ­НИЯ, ПЕЧАЛЬ, УНЫНИЕ, ТРЕЗ­ВЕ­НИЕ, ВОЛЯ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки