Месть

(1 голос: 5 из 5)

 

Месть — 1) намеренное справедливое воздаяние кому-либо, чему либо (коллективу, обществу, государству) за действия несправедливого (противозаконного) характера (Втор.32:35); 2) намеренно осуществляемое (осуществленное) воздаяние за действие, субъективно оцениваемое мстителем как несправедливое, достойное наказания; 3) способ удовлетворения уязвленной гордыни); причинение зла кому-либо, чему-либо за нанесенный ущерб, оскорбление и т. п; 4) действие, направленное на удовлетворение уязвленной гордыни (в том числе формально прикрытое благой целью восстановления попранной справедливости)

Была ли месть узаконена Богом во времена Ветхого Завета?

Во времена Ветхого Завета, как и во времена Нового, Бог не исключал возможности человека лично участвовать в восстановлении справедливости, хотя и настаивал через пророков, что право осуществления окончательного справедливого Суда принадлежит именно Ему: «У Меня отмщение и воздаяние» (Втор.32:35).

Однако, Господь никогда не предписывал людям проявлять в отношении ближних мстительность в грубом (богопротивном) значении этого слова, например, ради злорадства.

Ветхий Завет допускал адекватный ответ пострадавшего (или его близких) в адрес обидчика: «если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх.21:23-25).

В принципе, это законоположение можно интерпретировать как право пострадавшего на справедливое возмездие, но нельзя объяснять как поощрение Богом низменных, греховных человеческих стремлений (гордости, слепой лютой ненависти и пр.).

Уместно подчеркнуть, что названное правило было дано в строгом соответствии историческому контексту и тому уровню нравственного состояния, на котором стоял еврейский народ. Заповедь о любви к врагу, о прощении и даже благословении врагов, данная во Христе, едва ли бы бы встретила, в ту эпоху, широкое понимание и одобрения со стороны иудеев.

Между тем, хотя ветхозаветное положение «око за око…» формально и отличается от заповеди Христа, оно также основано на Божественном милосердии.

Вопреки мнению ряда мыслителей, правило «око за око…» не только не подстрекало к низменной мести (к мести в дурном понимании), но и напротив, оберегало как потенциального воздаятеля, так и того, на кого могло быть направлено возмездие от чрезмерного наказания, ограничивало пострадавшую сторону в праве мстить, умеряло желание «мстителя» воздать обидчику «по полной», с лихвой: глаз за глаз, но не два глаза за глаз; душу за душу, но не две души за одну (не истребление всей семьи или целого племени за убийство одного человека).

Несомненно, что существование этого правила во времена Ветхого Завета играло и важную профилактическую роль.

Из свидетельств Писания достоверно известно, что многие представители Израиля, вопреки Божьему запрету, поклонялись ложным богам, рукотворным идолам и кумирам. Знание о неизбежности наказания за грех со стороны Бога не оказывало на них решающего воздействия, ведь по сути они и не обладали искренней верой в Единого Бога, в Его Праведный Промысл. Бог представлялся им слишком далёким, а идол — близким. Чего могли стоить в их развращённом сознании Божьи слова: «У Меня отмщение и воздаяние» (Втор.32:35)?

Мысль же о неминуемом наказании со стороны человека, право на которое давал ему непререкаемый, общепризнанный закон, могла отрезвить даже и самого закоренелого идолопоклонника.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru