Мето­ди­че­ские основы изу­че­ния Св. Писа­ния

По бла­го­сло­ве­нию архи­епи­скопа Костром­ского и Галич­ского Алек­сандра пред­се­да­теля Отдела по делам моло­дежи Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата

Оглав­ле­ние



Само­сви­де­тель­ство Свя­щен­ного Писа­ния^

Для вве­де­ния в тему реко­мен­дуем про­честь тексты Свя­щен­ного Писа­ния, кото­рые могли бы помочь в уяс­не­нии неко­то­рых важных момен­тов; для этого можно исполь­зо­вать биб­лей­ские бого­слов­ские сло­вари или хотя бы обра­тить вни­ма­ние на Пс.118, 2Тим. 3:16, Мф. 5:17–18.

Исто­рич­ность Библии^

Библия созда­ва­лась в тече­ние 1600 лет, со времен Моисея до конца 1 века н. э. Текст Нового Завета дошел до нас в исклю­чи­тельно бла­го­при­ят­ном состо­я­нии, раз­но­чте­ния состав­ляют около 0,5 про­цента, что очень мало для древ­них тек­стов. Самые древ­ние кодексы Нового Завета отстоят от ори­ги­нала на пол­века – век. Что же каса­ется Вет­хого Завета, особые меры по работе со свя­щен­ными кни­гами в иудей­ской тра­ди­ции также поз­во­ляют утвер­ждать, что текст очень хорошо сохра­нился. Кроме того, Сеп­ту­а­гинта (гре­че­ский пере­вод Вет­хого Завета) ста­но­вится авто­ри­тет­ным тек­стом уже в апо­столь­ский век. Не может быть и речи о том, что отдель­ные цер­ков­ные дея­тели вно­сили поправки. За сохран­ность текста можно ручаться; это тот текст, кото­рый напи­сан самими свя­щен­ными авто­рами.

Свя­щен­ное Писа­ние отли­ча­ется от других книг тем, что в нем можно выде­лить одну цен­траль­ную тему — спа­се­ние в Гос­поде нашем Иисусе Христе. Про­ро­че­ства, кото­рыми испол­нен Ветхий Завет, дей­стви­тельно сбы­ва­ются. Бла­го­даря Библии были уточ­нены многие архео­ло­ги­че­ские и исто­ри­че­ские данные. Авторы пишут о себе правду, какой бы горь­кой порой она ни каза­лась. Итак, Библия заслу­жи­вает дове­рия как исто­ри­че­ский доку­мент, как прав­ди­вый рас­сказ о жизни Церкви и как Слово Божие [1].

Дли­тель­ный период созда­ния тек­стов, тот факт, что сна­чала они быто­вали в устной тра­ди­ции, под­вер­га­лись редак­ти­ро­ва­нию, не должны нас сму­щать: в том, какой мы имеем сейчас Библию, можно поис­тине усмат­ри­вать Про­мысл Божий.

Канон (офи­ци­аль­ный реестр) книг Свя­щен­ного Писа­ния в прин­ципе чужд Пра­во­сла­вию, ибо мы при­знаем, что и в писа­ниях святых Отцов дей­ство­вал Тот же Дух, кото­рый настав­лял на всякую истину и свя­щен­ных авто­ров Библии [2]. Однако для того, чтобы прак­ти­че­ски отли­чать книги под­лин­ные и духо­нос­ные от все­воз­мож­ных апо­кри­фов, состав­ля­лись списки книг Свя­щен­ного Писа­ния. Пра­во­слав­ная тра­ди­ция, как и римско-като­ли­че­ская, при­знает 47 книг Вет­хого Завета и 27 книг Нового Завета, причем в сла­вян­ской и рус­ской Библии есть неко­то­рые добав­ле­ния по срав­не­нию с тек­стом Сеп­ту­а­гинты (авто­ри­тет­ного пере­вода Вет­хого Завета на древ­не­гре­че­ский язык, сде­лан­ного 70 тол­ков­ни­ками); еврей­ский и про­те­стант­ский канон в Ветхом Завете при­знает только 39 книг, остав­ляя вне канона книги Товита, Иудифи, Пре­муд­ро­сти Соло­мона, Пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, про­рока Варуха, 2‑ю книгу Ездры и две книги Мак­ка­вей­ские (в като­ли­че­стве они полу­чили назва­ние вто­ро­ка­но­ни­че­ских).

Свя­щен­ное Писа­ние в ряду прочих цер­ков­ных книг^

Именно в Свя­щен­ном Писа­нии мы нахо­дим самое ясное и точное изло­же­ние спа­си­тель­ных истин. Жела­ю­щий войти в Цар­ство Небес­ное прежде всего должен обра­титься к Свя­щен­ному Писа­нию и из прочих книг именно Слово Божие избрать себе в каче­стве глав­ного спут­ника и руко­во­ди­теля. Еван­гель­ское учение обра­щено ко всем людям без исклю­че­ния и для всех удобно испол­нимо.

Далее по сте­пени учи­тель­ного досто­ин­ства стоят свя­то­оте­че­ские тво­ре­ния. Их сле­дует читать только в соот­вет­ствии с избран­ным обра­зом жизни (иноки — настав­ле­ния инокам, миряне — святых Отцов, про­из­нес­ших свои поуче­ния для всего хри­сти­ан­ства) — так, чтобы про­чи­тан­ное можно было при­ме­нить в жизни; иначе в душе рож­да­ется бес­плод­ная меч­та­тель­ность, в сердце — сму­ще­ние, а в пове­де­нии — неопре­де­лен­ность, тягост­ная и вред­ная для чита­ю­щего и ближ­них его [3].

Весьма полезны книги нрав­ствен­ного порядка — о борьбе со стра­стями и путях стя­жа­ния доб­ро­де­тели — т. е. о прак­ти­че­ской жизни во Христе [4].

Совре­мен­ную цер­ков­ную лите­ра­туру нельзя при­рав­ни­вать по зна­чи­мо­сти к поуче­ниям святых Отцов и тем более к Свя­щен­ному Писа­нию, поскольку она еще не прошла рецеп­цию (при­ня­тие) собор­ным разу­мом Церкви. Среди тако­вой можно читать лишь книги, име­ю­щие цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние и слу­жа­щие к уго­жде­нию Божию [5].

Без нужды и спе­ци­аль­ного бла­го­сло­ве­ния духов­ника не сле­дует читать книг поле­ми­че­ских, т. к. они про­из­во­дят ненуж­ные споры (2Тим. 2:14–18), напи­саны часто в порыве стра­сти и несут в себе осуж­де­ние, не при­ли­че­ству­ю­щее хри­сти­а­нину (Мф. 7:1). Пра­во­слав­ные хри­сти­ане в отно­ше­нии спор­ных вопро­сов должны ори­ен­ти­ро­ваться не на книги поле­ми­че­ские, часто сомни­тель­ного содер­жа­ния, а на мнение свя­щен­но­на­ча­лия, выра­жен­ное в офи­ци­аль­ных цер­ков­ных доку­мен­тах.

Еще строже и с боль­шей осто­рож­но­стью сле­дует под­хо­дить к лите­ра­туре свет­ского харак­тера.

Бого­дух­но­вен­ность Свя­щен­ного Писа­ния^

Исклю­чи­тель­ное поло­же­ние, кото­рое зани­мает Свя­щен­ное Писа­ние, объ­яс­ня­ется тем, что оно явля­ется бого­дух­но­вен­ной книгой.

По-раз­ному пони­ма­лось, в каком смысле Свя­щен­ное Писа­ние бого­вдох­но­венно. Неко­то­рые думали, что в нем все, от первой до послед­ней строчки, про­дик­то­вано Богом, и потому оно не может содер­жать ошибки. Это не совсем так, хотя бы в свете Гал. 3:15. Пони­ма­лась бого­дух­но­вен­ность и как побуж­де­ние к письму неза­ви­симо от содер­жа­ния. Пра­во­слав­ный подход под­ра­зу­ме­вает, что Откро­ве­нием при­зна­ется в Библии то, что Бог хотел открыть о Себе и о Своем отно­ше­нии к миру людям: Слово Божие учит нас не тому, как устро­ено небо, а как взойти на небо. Эти спа­си­тель­ные истины стали нам доступны бла­го­даря сво­бод­ному сотруд­ни­че­ству Бога и свя­щен­ных авто­ров в деле напи­са­ния Библии.

Такое пони­ма­ние бого­дух­но­вен­но­сти поз­во­ляет выде­лять в Свя­щен­ном Писа­нии то, что уста­нов­лено на все вре­мена (учение веры и пра­вила нрав­ствен­но­сти), и то, что явля­ется уста­нов­ле­нием для кон­крет­ной ситу­а­ции (моменты, обу­слов­лен­ные наци­о­наль­ными осо­бен­но­стями, гео­гра­фией и уров­нем исто­ри­че­ского раз­ви­тия).

Истина в Свя­щен­ном Писа­нии^

Исти­ной в Свя­щен­ном Писа­нии при­зна­ются пра­вила веры и нормы нрав­ствен­ной жизни. Собы­тия цер­ковно-поли­ти­че­ской жизни народа, вообще исто­ри­че­ские факты имеют зна­че­ние постольку, поскольку они зна­чимы для исто­рии нашего спа­се­ния.

Часто неве­ру­ю­щие люди выис­ки­вают исто­ри­че­ские про­ти­во­ре­чия в Свя­щен­ном Писа­нии. Уместно спро­сить себя: стоит ли всту­пать с ними в прения, ведь еще апо­стол Павел пре­ду­пре­ждал, что «злые люди будут пре­успе­вать во зле, вводя в заблуж­де­ние и заблуж­да­ясь» (2Тим. 3:13). Для себя же хорошо про­честь одно из попу­ляр­ных вве­де­ний в Свя­щен­ном Писа­ние, чтобы уви­деть: исто­рия биб­лей­ских иссле­до­ва­ний ХХ века наглядно про­де­мон­стри­ро­вала: то, что кри­ти­че­ская наука ХIХ века счи­тала вымыс­лом и исто­ри­че­ской фаль­шив­кой, нашло свое под­твер­жде­ние.

Ученые пола­гают, что совре­мен­ная кар­тина мира вполне соот­но­сима с биб­лей­ской; основ­ные собы­тия свя­щен­ной исто­рии нахо­дят все больше под­твер­жде­ний. Только недоб­ро­со­вест­ная наука сего­дня может наста­и­вать на том, что Свя­щен­ное Писа­ние — выдумка и миф.

Библия и жизнь в Церкви^

До сих пор мы рас­смат­ри­вали Свя­щен­ное Писа­ние изо­ли­ро­ванно, но нужно четко пони­мать, что Свя­щен­ное Писа­ние — одна из состав­ля­ю­щих Свя­щен­ного Пре­да­ния Церкви: «Я не веро­вал бы Писа­нию, — гово­рит бла­жен­ный Авгу­стин, — если бы не побуж­дал меня к тому авто­ри­тет кафо­ли­че­ской Церкви». Для пра­во­слав­ных веру­ю­щих источ­ни­ком веры служит и бого­слу­же­ние, и свя­то­оте­че­ское насле­дие, и, конечно, живые носи­тели пра­во­слав­ной хри­сти­ан­ской веры, их опыт хож­де­ния в Боге. Мона­ше­ская тра­ди­ция посто­янно под­чер­ки­вает, что именно живой пример явля­ется лучшим сред­ством для воз­рас­та­ния в совер­шен­стве [6]. Это вполне соот­вет­ствует Свя­щен­ному Писа­нию, кото­рое гово­рит: «Итак вера от слы­ша­ния, а слы­ша­ние от слова Божия» (Рим. 10:17, под «слы­ша­нием» можно пони­мать вообще опыт­ное науче­ние). Впро­чем, именно Свя­щен­ным Писа­нием про­ве­ря­ется соот­вет­ствие того или иного мате­ри­ала Пре­да­нию Церкви.

Уделяя долж­ное вни­ма­ние Свя­щен­ному Писа­нию, не стоит забы­вать, что учение веры явля­ется лишь одной из четы­рех состав­ля­ю­щих жизни Церкви, наравне с обще­нием веру­ю­щих между собой, При­ча­стием и молит­вой (Деян. 2:42).

Молитва и чтение^

Вообще Свя­щен­ное Писа­ние — это не просто лите­ра­тура. Святые Отцы, пас­тыри цер­ков­ные и про­стые веру­ю­щие — все еди­но­гласно сви­де­тель­ствуют, что, читая Свя­щен­ное Писа­ние, мы можем встре­тить Гос­пода и познать Его благую волю о нас; неко­то­рые же свя­щен­ные писа­тели (напри­мер, бла­жен­ный Иеро­ним) рас­смат­ри­вают чтение Свя­щен­ного Писа­ния как таин­ство, наравне с Евха­ри­стией.

Словом Божиим, кото­рое может про­све­тить, исце­лить и ука­зать дорогу в жизнь вечную, Библия ста­но­вится только тогда, когда про­ис­хо­дит личная встреча с Богом. Это часто про­ис­хо­дит на молитве — обще­ствен­ной и личной.

Еще в вет­хо­за­вет­ные вре­мена перед чте­нием Торы (Пяти­кни­жия Мои­се­ева) чита­лись особые бла­го­сло­ве­ния: 1) соб­ственно на выпол­не­ние запо­веди изу­че­ния Закона Божия; 2) с прось­бой о том, чтобы изу­че­ние Писа­ний было при­ят­ным и вожде­лен­ным; 3) с бла­го­дар­но­стью за избра­ние в удел Божий и даро­ва­ние Торы.

Сего­дня пра­во­слав­ные хри­сти­ане имеют спе­ци­аль­ные кано­ни­че­ские молитвы, кото­рые чита­ются перед изу­че­нием Свя­щен­ного Писа­ния и в кото­рых содер­жится поис­тине целост­ное учение о чтении Слова Божия, напри­мер:

«Гос­поди, Иисусе Христе, открой мои очи сер­деч­ныя, чтобы я, услы­шав Слово Твое, ура­зу­мел Оное и испол­нил волю Твою. Не скрой от меня запо­ве­дей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я ура­зу­мел чудеса от закона Твоего. Скажи мне без­вест­ное и тайное пре­муд­ро­сти Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты про­све­тишь ум мой и смысл светом разума Твоего, и что тогда я не только прочту напи­сан­ное, но и исполню оное. Соде­лай, чтобы я не в грех себе жития святых и Слово Твое про­чи­тал, но во обнов­ле­ние и про­све­ще­ние, и в свя­тыню, и в спа­се­ние души, и в насле­дие жизни вечной. Ибо Ты, Гос­поди, — про­све­ще­ние лежа­щих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совер­шен­ный».

Молиться необ­хо­димо не только перед нача­лом, но и в про­цессе чтения Свя­щен­ного Писа­ния. По образ­ному выра­же­нию одного опыт­ного веду­щего, Слово Божие зву­чало до сотво­ре­ния мира и про­дол­жает зву­чать. Цель нашей молитвы перед чте­нием — войти в состо­я­ние слу­ша­ния, настро­иться на это зву­ча­ние, на эту волну: «Говори, Гос­поди, ибо слышит раб Твой» (1Цар. 3:10). И резуль­тат чтения тоже должен выра­жаться прежде всего в молитве. При этом недо­ста­точно лишь сбор­ника молит­вен­ных тек­стов, ибо чтение Свя­щен­ного Писа­ния должно найти личный отклик в душе каж­дого веру­ю­щего.

Цель чтения^

Из общего язы­ко­зна­ния известно, что в про­цессе ком­му­ни­ка­ции чело­век не только пере­дает инфор­ма­цию, но и выра­жает свое эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, побуж­дает к дей­ствию. Это спра­вед­ливо и по отно­ше­нию к Слову Божию. Оно не только пере­дает нам какие-то знания, но и гово­рит об эмо­ци­о­наль­ном состо­я­нии свя­щен­ных авто­ров, при­зы­вает нас к чему-то. Очень важно именно услы­шать призыв.

Цель чтения Библии — явля­ется встреча с Богом и под­лин­ным чело­ве­ком. Читая Свя­щен­ное Писа­ние, мы должны ста­раться уви­деть в нем тот идеал, к кото­рому надо стре­миться, и идеал этот — Сам Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Не слу­чайно святые Отцы, читая Ветхий Завет, усмат­ри­вали в нем скры­тые повест­во­ва­ния о Христе (что полу­чило назва­ние «чтения в хри­сто­ло­ги­че­ском ключе»).

При сов­мест­ном чтении Свя­щен­ного Писа­ния наши братья и сестры также рас­кры­ва­ются несколько иначе, чем это бывает в обыч­ной жизни, ведь Слово Божие тре­бует откры­то­сти сердца. И если мы вни­ма­тельны, то увидим бла­го­дать, кото­рая при­суща каж­дому веру­ю­щему, и сможем радо­ваться и бла­го­да­рить. Мы также можем уви­деть внут­рен­нюю повре­жден­ность и уяз­ви­мость, и это научит нас береж­нее отно­ситься к ближ­нему. Сов­мест­ное чтение Свя­щен­ного Писа­ния — один из лучших спо­со­бов всту­пить в брат­ские отно­ше­ния в Боге.

Усло­вия чтения^

Первое усло­вие — любовь к Богу и ближ­нему. Без веры и любви к Богу Библия оста­нется «закры­той книгой», но к Богу нельзя при­сту­пать, имея что-то в сердце против ближ­него.

Отсюда чистота души — второе тре­бо­ва­ние к тем, кто берет в руки Слово Божие: чело­век, жела­ю­щий пони­мать Свя­щен­ное Писа­ние, должен зани­маться не столько чте­нием тол­ко­ва­ний, сколько очи­ще­нием сердца от плот­ских поро­ков. Те, у кого душев­ные очи здо­ровы, не нуж­да­ются в посо­бии тол­ко­ва­те­лей [7], поскольку в чистом чело­веке оби­тает Святой дух (1Кор. 6:19), про­све­ща­ю­щий чело­века в Слове Божием (2Тим. 3:16).

Необ­хо­димо пони­мать, что глав­ным истол­ко­ва­те­лем Свя­щен­ного Писа­ния должен быть Дух Святой (Ин. 16:13). Именно Дух Святой посред­ством Свя­щен­ного Писа­ния может пока­зать нас себе самим в истин­ном свете и побу­дить к пока­я­нию, очи­стить душу от гре­хов­ных помыс­лов и сооб­щить нам мир, покой и радость о Гос­поде [8].

Нако­нец, сми­ре­ние, сокру­ше­ние духа и готов­ность без ропота слы­шать и испол­нять волю Гос­подню, какой бы труд­но­ис­пол­ни­мой она ни каза­лась, — вот чет­вер­тое усло­вие при­сту­па­ю­щему к чтению Еван­ге­лия (Ис. 66:2). Не все будет полу­чаться сразу, но тот, кто хранит слово Божие в добром и чистом сердце и в тер­пе­нии сле­дует ему, обя­за­тельно при­не­сет плод (Лк. 8:15).

Помощь ком­мен­та­риев^

Удо­вле­тво­ряем ли мы выше­пе­ре­чис­лен­ным тре­бо­ва­ниям? Оче­видно, нет, далеко не пол­но­стью. И потому мы нуж­да­емся в помощи, кото­рую можем полу­чить у более опыт­ных в духов­ной жизни людей, у тех, кого Цер­ковь назы­вает свя­тыми. Оста­ва­ясь откры­тыми для непо­сред­ствен­ного дей­ство­ва­ния Духа Божия в нас, нужно ори­ен­ти­ро­ваться именно на их пони­ма­ние Свя­щен­ного Писа­ния, ведь через них, по сви­де­тель­ству Церкви, гово­рит Святой Дух.

Чело­век, только при­шед­ший к вере, должен сна­чала изу­чить пра­во­слав­ную цер­ков­ную тра­ди­цию, поэтому ком­мен­та­рии иных кон­фес­сий не для всех полезны, лишь духовно опыт­ные люди могут поль­зо­ваться ими, отде­ляя истину от заблуж­де­ний; вообще, хорошо при выборе лите­ра­туры на первых порах руко­вод­ство­ваться сове­том духов­ника.

Отно­си­тель­ность науч­ного знания при­нуж­дает к тому, чтобы с осто­рож­но­стью отно­ситься и к совре­мен­ным биб­лей­ским науч­ным иссле­до­ва­ниям и пере­во­дам. К сожа­ле­нию, далеко не все ученые явля­ются веру­ю­щими людьми.

Неко­то­рые тех­ни­че­ские моменты чтения Слова Божия^

Читать Свя­щен­ное Писа­ние сле­дует неболь­шими отрыв­ками, с молит­вой и раз­мыш­ле­нием. Впро­чем, для пре­успев­ших в этом свя­тыми Отцами одоб­ря­ется и прак­тика чтения целыми кни­гами. Чтение должно быть регу­ляр­ным и систе­ма­ти­че­ским (после­до­ва­тель­ным), про­хо­дить в спе­ци­ально отве­ден­ное для этого время. Изу­чать Слово Божие сле­дует посто­янно, и ника­кое место не может слу­жить тому пре­пят­ствием (Втор. 6:6–9) [9]. Впро­чем, очень важно соблю­дать тишину — прежде всего, внут­рен­нюю, — ведь голос Бога подо­бен дуно­ве­нию тихого ветра (3Цар. 19:12). Полезно заучи­вать Слово Божие наизусть, осо­бенно отрывки из Еван­ге­лия и Псал­тири [10].

Часто, читая некий текст, мы пони­маем его не так, как его пони­мал автор. Это обу­слов­лено инди­ви­ду­аль­ными момен­тами нашего вос­при­я­тия, исто­ри­че­скими и куль­тур­ными тра­ди­ци­ями. Читая любой текст, мы как бы даем ему соб­ствен­ное тол­ко­ва­ние (даже не входя в детали). То же про­ис­хо­дит и в про­цессе пере­вода. Поэтому важно поль­зо­ваться раз­лич­ными исто­рико-фило­ло­ги­че­скими ком­мен­та­ри­ями и сло­ва­рями, раз­ными пере­во­дами, осо­бенно освя­щен­ными цер­ков­ной тра­ди­цией. Впро­чем, не стоит при­да­вать этим момен­там пер­во­сте­пен­ного зна­че­ния — можно «зако­паться» в подроб­но­стях ана­лиза и так и не дойти до смысла.

Важно заме­чать все детали повест­во­ва­ния, будь то слово поуче­ния или неко­то­рое дей­ствие. Каждая буква Свя­щен­ного Писа­ния может учить того, кто отно­сится к Слову Божию с бла­го­го­вей­ным вни­ма­нием [11].

И в другом смысле сле­дует бережно отно­ситься к Слову Божию: нельзя вычи­ты­вать из него то, что нам хоте­лось бы услы­шать, замал­чи­вая осталь­ное (часто — для само­оправ­да­ния). Это неверно с точки зрения хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти, и с точки зрения мето­до­ло­гии: Библия — это не сбор­ник раз­но­род­ных стихов, каждый из кото­рых само­до­ста­то­чен, но целост­ное про­из­ве­де­ние, и потому пра­вильно понять какое-то место можно только в кон­тек­сте всего Писа­ния (так назы­ва­е­мом «широ­ком кон­тек­сте»).

Почти всегда для про­яс­не­ния смысла текста тре­бу­ется также обра­ще­ние к бли­жай­шему кон­тек­сту, поэтому полезно по край­ней мере про­смат­ри­вать преды­ду­щее и после­ду­ю­щее повест­во­ва­ния чита­е­мой книги.

Один из самых верных спо­со­бов чтения Свя­щен­ного Писа­ния — в связке с жити­ями святых. Под­ра­жая подви­гам святых в меру наших сил, мы будем поне­многу расти и в пони­ма­нии Слова Божия.

Путь изу­че­ния Слова Божия^

Свя­то­оте­че­ская тра­ди­ция чтения Свя­щен­ного Писа­ния пред­по­ла­гает, что мы читаем Слово Божие для того, чтобы встре­титься с самим Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом. Но это невоз­можно в том случае, если мы поверх­ностно отно­симся к Слову Божию, читаем только для того, чтобы про­честь опре­де­лен­ный объем текста, не раз­мыш­ляя над ним. Впро­чем, и излиш­нее раз­мыш­ле­ние, рас­су­доч­ность грозят иногда стать само­до­ста­точ­ными, а интел­лек­ту­аль­ная работа может под­ме­нить живое обще­ние с Богом. Вместо само­ко­па­ния с целью само­ис­прав­ле­ния Отцы пред­ла­гают нам обра­титься с горя­чей моль­бой к Тому, Кто един­ствен­ный может испра­вить наше сердце: «Сту­чите, и отво­рят вам» (Мф. 7:7). Когда же про­ис­хо­дит встреча, уже не нужен рас­су­док, уже не нужны даже слова молитвы, ибо мы полу­чили то, к чему стре­ми­лись — вошли в При­сут­ствие Гос­подне, где гово­рить может только Он. Эта тра­ди­ция полу­чила назва­ние lectio divina.

В эпоху схо­ла­стики в упо­треб­ле­ние вошел метод lectio cursiva, при кото­ром чтение ста­но­вится более интел­лек­ту­аль­ным: ста­вятся вопросы, пред­ла­га­ются реше­ния, кото­рые должны быть обос­но­ваны авто­ри­тет­ными тек­стами. Такое чтение хорошо для науче­ния, но мало что может дать для духов­ной жизни.

Инди­ви­ду­аль­ное, груп­по­вое и литур­ги­че­ское чтение Свя­щен­ного Писа­ния.

Разные формы чтения Свя­щен­ного Писа­ния имеют свои осо­бен­но­сти, кото­рые необ­хо­димо учи­ты­вать.

Домаш­нее уеди­нен­ное чтение рас­по­ла­гает к раз­мыш­ле­нию и молитве (при­ме­ня­ется в основ­ном метод lectio divina).

Изу­че­ние Свя­щен­ного Писа­ния в биб­лей­ских груп­пах при­зван научить пра­виль­ному чтению Свя­щен­ного Писа­ния и выявить всю гамму зало­жен­ных в тексте смыс­лов для того, чтобы каждый участ­ник мог выне­сти для себя какое-либо нази­да­ние (частично исполь­зу­ется метод lectio cursiva).

При напи­са­нии ком­мен­та­риев при­ме­ня­ются особые формы работы с ори­ги­наль­ным тек­стом, по пре­иму­ще­ству исполь­зу­ется метод lectio cursiva.

Чтение Свя­щен­ного Писа­ния за бого­слу­же­нием и сле­ду­ю­щая за ним про­по­ведь должны слу­жить к сози­да­нию общины: здесь пас­тырь должен верно пре­по­дать учение Церкви и при­звать к изме­не­ниям в жизни каж­дого при­хо­жа­нина и общины в целом (при­ме­не­ние того или иного метода, их соче­та­ние зави­сит непо­сред­ственно от про­по­вед­ника).

Исто­рия цер­ков­ного тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния^

Оста­но­вимся несколько подроб­нее на мето­дах тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния.

Раз­ница в тол­ко­ва­нии Свя­щен­ного Писа­ния может быть настолько широ­кой, что в еврей­ской тра­ди­ции гово­рится, что у Торы — семь­де­сят лиц [12], т.е. семь­де­сят уров­ней смысла, по числу наро­дов земли. Мы не сможем дать един­ственно верный смысл, и поиски тако­вого неиз­бежно при­ве­дут к ереси (впро­чем, сле­дует отсе­кать то, что про­ти­во­ре­чит дог­ма­там Церкви).

Именно неис­чер­па­е­мая глу­бина смыс­лов Свя­щен­ного Писа­ния обу­сло­вила то, что в исто­рии Церкви суще­ство­вали разные методы и даже школы тол­ко­ва­ния Слова Божия.

Конечно, проще всего видеть в биб­лей­ском тексте только бук­валь­ный смысл. Так можно читать исто­ри­че­ские книги Вет­хого Завета, именно так нужно читать исто­ри­че­ские повест­во­ва­ния в Еван­ге­лиях и книгу Деяний.

Однако если так подойти, напри­мер, к Песни Песней, можно сму­титься. На помощь при­хо­дит алле­го­рия. В данной книге под Жени­хом будут пони­мать Бога, под неве­стой — Цер­ковь или душу чело­ве­че­скую. Этот иудей­ский по про­ис­хож­де­нию метод исполь­зуют свя­ти­тели Кирилл Алек­сан­дрий­ский, Гри­го­рий Нис­ский и другие.

Новое пони­ма­ние Писа­ний пришло во вре­мена Спа­си­теля. Осо­бен­ность тол­ко­ва­ний нашего Гос­пода заклю­ча­лась в том, что Он умел выде­лять суще­ствен­ное и учил руко­вод­ство­ваться не пра­ви­лами в при­ме­не­нии биб­лей­ских норм морали, но духом любви. Свя­щен­ное Писа­ние Гос­подь наш изъ­яс­нил (истол­ко­вал) своей жизнью (Ин. 1:18). Именно опыт пра­вед­ной жизни во Христе лучше всего помо­гает понять нам смысл Писа­ния.

Для первых хри­стиан было важно найти про­ро­че­ства, кото­рые под­креп­ляли бы нашу надежду и веру, про­ро­че­ства не только словом, но и ситу­а­цией. Так, иудей­ская Пасха пред­вос­хи­щает хри­сти­ан­скую, манна — Евха­ри­стию, в повест­во­ва­нии об Адаме, Иосифе, Исааке или Моисее мы видим про­об­разы Христа, и т. д. Этот метод назы­вался тео­рией и был очень попу­ля­рен среди тол­ко­ва­те­лей.

Без­условно, стрем­ле­ние к пра­вед­но­сти, очи­ще­нию и воз­вы­ше­нию души также нашло свое про­яв­ле­ние. Появ­ля­ются мораль­ные тол­ко­ва­ния, образ­цом для кото­рых всегда оста­нутся тво­ре­ния отцов-аске­тов.

Нако­нец, с рас­цве­том мона­ше­ской мистики появ­ля­ются тол­ко­ва­ния, кото­рые про­зре­вают в текстах глу­бо­кие вещи о Боге, Цар­стве Божием (святой Максим Испо­вед­ник). Этот метод полу­чил назва­ние ана­го­гии.

Впро­чем, как заме­чает свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский, не стоит спо­рить о назва­ниях мето­дов, можно даже не знать их, важнее «дер­жаться полез­ных разу­ме­ний», т. е. пони­мать Свя­щен­ное Писа­ние так, чтобы это при­но­сило пользу душе. Важно также отме­тить, что свя­то­оте­че­ские тол­ко­ва­ния нико­гда не были про­из­воль­ными фан­та­зи­ями на тему биб­лей­ского отрывка, но гар­мо­нично соче­тали бук­валь­ный и духов­ный смысл; и иначе быть не могло, потому что насто­я­щие тол­ко­ва­ния — это не рас­су­доч­ные раз­мыш­ле­ния, а то, что откры­ва­ется в чтении с молит­вой, в меру сле­до­ва­ния запо­ве­дям Хри­сто­вым.

Уровни вос­при­я­тия биб­лей­ского текста^

Итак, мы уви­дели, что текст Свя­щен­ного Писа­ния можно по-раз­ному про­честь и истол­ко­вать.

Поверх­ност­ного чтения, кото­рое поз­во­ляет лишь про­сле­дить сюжет­ную линию, отнюдь не доста­точно. В каждом отрывке сле­дует попы­таться уви­деть про­блему, рас­смот­реть, какое реше­ние она полу­чает здесь, а также и в широ­ком кон­тек­сте Библии, — сле­дует раз­мыш­лять над про­бле­мой. Важно также, чтобы то, что мы вос­при­няли, не оста­лось сухой суммой знаний, чтобы наше чтение под­ня­лось над интел­лек­том, а истины веры кос­ну­лись нашего сердца.

Нако­нец, самое глав­ное: посе­ян­ное в нашем сердце должно при­не­сти свои плоды — оста­ется пре­тво­рить в жизнь то, что нам откры­лось.

Огра­ни­че­ния тол­ко­ва­ния^

Даже когда все пра­вила тол­ко­ва­ния соблю­дены, неко­то­рые вопросы оста­ются не вполне понят­ными. Это не должно сму­щать нас. Сми­ре­ние перед тай­нами Божи­ими лучше бес­плод­ных попы­ток прийти своим умом к тому, до чего мы еще не доросли. Такова пози­ция и свя­то­оте­че­ского бого­сло­вия, и серьез­ных иссле­до­ва­те­лей нашего вре­мени [13].

Сле­дует пом­нить, что основ­ные истины, нужные для спа­се­ния, просты, и тре­буют не интел­лек­ту­аль­ного пости­же­ния, а пре­тво­ре­ния в жизнь.

Впро­чем, не сле­дует сму­щаться тем, что что-то удер­жано от нашего разу­ме­ния до вре­мени, — в нужный момент Дух Святой обя­за­тельно напом­нит нам о про­чи­тан­ном. Это «вклад», кото­рый при­не­сет пользу в свое время.

Плоды слу­ша­ния и испол­не­ния Слова Божия^

Спа­си­тель наш гово­рит:

«При­дите ко Мне, все труж­да­ю­щи­еся и обре­ме­нен­ные, и Я успо­кою вас. Возь­мите иго Мое на себя, и научи­тесь от Меня: ибо Я кроток и смирен серд­цем; и най­дете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28–30).

Вся­кого, кто слу­шает слова Его и испол­няет их, Гос­подь наш Иисус Хри­стос упо­доб­ляет мужу бла­го­ра­зум­ному, чей дом построен на камне и не поко­леб­лется вовек (Мф. 7:24–27). Такой чело­век осво­бо­дится от стра­стей (Ин. 8:31–32), будет иметь радость (Ин. 15:10–11) и мир Хри­стов (Ин. 16:33); Гос­подь вос­кре­сит его в послед­ний день (Ин. 6:40) и дарует в веч­но­сти насле­дие со свя­тыми (Деян. 20:32).


При­ме­ча­ния:

1. Подроб­нее см.: Дж. Мак­дау­элл. Неоспо­ри­мые сви­де­тель­ства (любое изд.)
Или при­ло­же­ния к книге прот. Алек­сандра Меня. Сын Чело­ве­че­ский (любое изд.)
2. См.: Преп. Вар­со­ну­фий и Иоанн, пре­по­доб­ный. Руко­вод­ство к духов­ной жизни. Ответ 1.
3. См.: Игна­тий Брян­ча­ни­нов, свт. О чтении святых Отцов / Аске­ти­че­ские опыты. Т. 1.
4. См.: Иоанн, игумен Синай­ской горы, пре­по­доб­ный. Лествица. 27:10; ср. Досто­па­мят­ные ска­за­ния о подвиж­ни­че­стве святых и бла­жен­ных Отцов, об авве Пимене, 8.
5. См.: Петр Дамас­кин, сщмч. Кн. 1. О рас­суж­денни / Доб­ро­то­лю­бие. Ч. З.
6. См: Авва Доро­фей. Ска­за­ние о бла­жен­ном отце Доси­фее / Душе­по­лез­ные поуче­ния.
7. См: Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин, пре­по­доб­ный. Писа­ния. Кн. 5, гл. 34.
8. См: Досто­па­мят­ные ска­за­ния о подвиж­ни­че­стве святых бла­жен­ных отцов. Об авве Епи­фа­нии, 9.
9. См. также: Нил Синай­ский, пре­по­доб­ный. О чтении и молитве. Гл. 3
10. См: Пра­вило 140 Устава преп. Пахо­мия Вели­кого.
11. См., напри­мер: Гри­го­рий Нис­ский, свт. О над­пи­са­нии псал­мов.
12. Бамид­бар рабба [ком­мен­та­рий на книгу Чисел] – 13:15.
13. Досто­па­мят­ные ска­за­ния о подвиж­ни­че­стве святых и бла­жен­ных Отцов. Об авве Анто­нии, 15; Кас­сиан (Без­об­ра­зов), архи­манд­рит. Цер­ков­ное Пре­да­ние и ново­за­вет­ная наука / Живое Пре­да­ние. М. 1997. С. 192–193.

Сбор­ник мате­ри­а­лов к 15-ти летию воз­рож­де­ния моло­деж­ного слу­же­ния в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и 5‑ти летию созда­ния Отдела по делам моло­дежи Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата. Отдел по делам моло­дежи Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата. Изда­тель­ство Кру­тиц­кого подво­рья. Москва. 2006.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки