Акафист за единоумершего


17 декаб­ря 2019 года в акто­вом зале Изда­тель­ско­го Сове­та Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви состо­я­лась тра­ди­ци­он­ная встре­ча с пред­ста­ви­те­ля­ми издательств.

В выступ­ле­нии помощ­ни­ка пред­се­да­те­ля Изда­тель­ско­го Сове­та иеро­мо­на­ха Мака­рия (Комо­го­ро­ва) были при­ве­де­ны при­ме­ры изда­ний, кото­рые наме­рен­но выпус­ка­ют­ся для рас­про­стра­не­ния в цер­ков­ной сети без обра­ще­ния за полу­че­ни­ем гри­фа. Это, в част­но­сти, каса­ет­ся ака­фи­стов, в том чис­ле таких как «ака­фист о еди­но­умер­шем» и «ака­фист жен, чад сво­их во утро­бе загу­бив­ших». Этим изда­ни­ям было отка­за­но в предо­став­ле­нии гри­фа, поэто­му их рас­про­стра­не­ние в цер­ков­ной сети недопустимо.

Источ­ник: Патриархия.ру

* * *

Что не так в акафисте за единоумершего

Не пер­вый год сре­ди пра­во­слав­ных име­ет хож­де­ние «Ака­фист за еди­но­умер­ше­го». Его мож­но най­ти в цер­ков­ных лав­ках — как отдель­ным изда­ни­ем, так и в сбор­ни­ках заупо­кой­ных молит­во­сло­вий. При этом важ­но заме­тить, что дан­ный ака­фист рас­про­стра­ня­ет­ся без Гри­фа Изда­тель­ско­го Сове­та Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, с 2011 года обя­за­тель­но­го для всех печат­ных изда­ний, пред­на­зна­чен­ных для сети цер­ков­ной кни­го­тор­гов­ли. Более того, в Изда­тель­ском сове­те кон­крет­но это­му ака­фи­сту было отка­за­но в при­сво­е­нии Гри­фа, там же заяви­ли о недо­пу­сти­мо­сти его рас­про­стра­не­ния сре­ди верующих.

И это не уди­ви­тель­но, так как в тек­сте «Ака­фи­ста за еди­но­умер­ше­го» содер­жат­ся про­ти­во­ре­ча­щие пра­во­слав­но­му веро­уче­нию выска­зы­ва­ния, а так­же про­сле­жи­ва­ют­ся явные заим­ство­ва­ния из древ­не­еги­пет­ской рели­ги­оз­ной мифологии.

Но преж­де чем начать раз­бор содер­жа­ния «Ака­фи­ста за еди­но­умер­ше­го», сто­ит заме­тить, что вооб­ще ака­фист как жанр пра­во­слав­ной цер­ков­ной гим­но­гра­фии – это хва­леб­но-бла­го­дар­ствен­ное пение, посвя­щён­ное Богу, Бого­ро­ди­це, анге­лу или свя­тым, и дан­ный фор­мат никак не может соче­тать­ся с молит­вой об усоп­шем. Уже само назва­ние «Ака­фист за еди­но­умер­ше­го» вызы­ва­ет неко­то­рое удив­ле­ние и настороженность.

Кто автор дан­но­го ака­фи­ста неиз­вест­но, но мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что он име­ет не толь­ко невер­ное пред­став­ле­ние о неко­то­рых сто­ро­нах пра­во­слав­но­го веро­уче­ния, но и в той или иной сте­пе­ни зна­ком с древ­не­еги­пет­ской рели­ги­оз­ной мифо­ло­ги­ей, зна­ния о кото­рой не пре­ми­нул исполь­зо­вать. Так что в ито­ге в ака­фи­сте мы нахо­дим, поми­мо про­ти­во­ре­ча­щих уче­нию Церк­ви тек­стов, обра­зы и рече­вые обо­ро­ты из древ­не­еги­пет­ских мифов, и даже неоязы­че­ских сла­вян­ских заговоров.

Теперь обо всем по порядку.

И нач­нем с заим­ство­ва­ний из древ­не­еги­пет­ской мифологии.

Ака­фист содер­жит очень стран­ные стро­ки, боль­ше похо­жие на закли­на­ния: «Да не будет на зем­ли горь­ких вос­по­ми­на­ний о нем» (Икос 1), «Да сги­нет наве­ки память гре­хов» (Икос 3), «Да погиб­нут в моги­ле пле­ве­лы гре­хов тво­их» (Кондак 7). Схо­жие обо­ро­ты речи мож­но най­ти в древ­не­еги­пет­ских язы­че­ских заго­во­рах из «Кни­ги мерт­вых», состав­лен­ных язы­че­ски­ми жре­ца­ми с целью помочь умер­ше­му обре­сти покой и бла­го­по­лу­чие в ином мире. Вот неко­то­рые цита­ты из нее: «Да не про­го­нит меня никто от вождей-татау», «Да не сде­ла­ет никто так, что­бы ты (серд­це) выпа­ло из меня в при­сут­ствии Хра­ни­те­ля весов», «Да не будут мне нане­се­ны смер­тель­ные раны, и да не буду я вспо­рот рогами».

Сти­ли­сти­ка закля­тий типа «да сги­нет», недо­пу­сти­ма в пра­во­слав­ной гим­но­гра­фии и в молит­вах. Сло­во «сгинь» харак­тер­но для оккульт­ных заго­во­ров, а не для пра­во­слав­ных молитв. Подоб­ный под­ход исполь­зу­ют так­же совре­мен­ные неоязыч­ни­ки, состав­ляя заго­во­ры типа: «Огнём очи­щая, мощь душ отво­ряя, спа­си чадо Бога, да сги­нет хво­ро­ба». Надо чет­ко пони­мать, что пра­во­слав­ные про­сят у Бога и Свя­тых, а не заклинают.

Автор ака­фи­ста, фор­ми­руя в тек­сте образ спя­ще­го в моги­ле покой­ни­ка, поме­ща­ет такие при­зы­вы обра­щен­ные к Гос­по­ду Иису­су Хри­сту: «Освя­ти его могиль­ный покой» (Икос 5), «Спит он веч­ным сном моги­лы» (Кондак 6). И далее в ико­се 11-ом: «Про­бу­ди его, когда тер­ния зем­ли обле­кут­ся цве­том веч­но­сти». Воз­ни­ка­ет впе­чат­ле­ние, что в этих стро­ках гово­рит­ся не про­сто о брен­ном теле умер­ше­го как об остав­лен­ной душой телес­ной обо­лоч­ке, но в целом о нем самом, а зна­чит и о его душе. В ито­ге соглас­но ака­фи­сту полу­ча­ет­ся, что как тело умер­ше­го, так и его душа засы­па­ют «веч­ным сном моги­лы» до вре­ме­ни про­буж­де­ния в день все­об­ще­го вос­кре­се­ния. Но в пра­во­слав­ном уче­нии нет тако­го. Цер­ковь учит, что душа про­дол­жа­ет жить, чув­ство­вать и мыс­лить, и она соеди­нит­ся с телом в назна­чен­ное вре­мя. И хотя автор ака­фи­ста в конда­ке 3‑ем пишет об остав­ля­ю­щей тело душе, все же выше­при­ве­ден­ные цита­ты спо­соб­ны создать у чита­ю­ще­го ака­фист невер­ное пред­став­ле­ние о посмерт­ном бытии чело­ве­ка. При­зыв ака­фи­ста про­бу­дить покой­но­го так­же некор­рек­тен и вновь напо­ми­на­ет еги­пет­ские рели­ги­оз­ные мифы, в кото­рых допус­ка­лось про­буж­де­ние мертвых.

В ака­фи­сте есть еще одна очень стран­ная строч­ка, свя­зан­ная с загроб­ным сном: «Да не омра­чит ничто зем­ное его послед­не­го сна» (Икос 11). Нигде в пра­во­слав­ном уче­нии не гово­рит­ся о том, что про­ис­хо­дя­щее на зем­ле может омра­чить суще­ство­ва­ние тех, кто нахо­дит­ся в мире ином. А древ­ние егип­тяне вери­ли в то, что неко­то­рые зем­ные собы­тия могут омра­чить суще­ство­ва­ние умер­ших. Поэто­му, види­мо, автор ака­фи­ста исполь­зо­вал дан­ное «закли­на­ние» в сво­ем произведении.

Затем в ака­фи­сте мы встре­ча­ем обра­ще­ние моля­ще­го­ся к умер­ше­му, кото­рое нель­зя най­ти ни в одном дру­гом пра­во­слав­ном заупо­кой­ном молит­во­сло­вии. И вновь в свя­зи с этим воз­ни­ка­ют пря­мые ассо­ци­а­ции с древ­не­еги­пет­ски­ми рели­ги­оз­ны­ми тра­ди­ци­я­ми, а имен­но с «риту­аль­ным погре­баль­ным пла­чем», где подоб­ные обра­ще­ния присутствуют.

Вполне веро­ят­но, что неко­то­рые, про­чи­тав выше­при­ве­ден­ные дово­ды, усо­мнят­ся в пря­мой свя­зи ука­зан­ных цитат из ака­фи­ста с древ­не­еги­пет­ски­ми рели­ги­оз­ны­ми закли­на­ни­я­ми. Но автор ака­фи­ста, воз­мож­но не желая того спе­ци­аль­но, сам дает нам понять, что связь его рас­суж­де­ний с древ­не­еги­пет­ской мифо­ло­ги­ей самая что ни на есть пря­мая. В ико­се 11-ом об умер­шем напи­са­но так: «Он уснул с надеж­дою, подоб­но Нилу-реке пред холод­ной зимой». С какой ста­ти пра­во­слав­но­му соста­ви­те­лю нуж­но было исполь­зо­вать образ реки Нил, боль­ше свой­ствен­ный древ­не­еги­пет­ской рели­гии? Поче­му имен­но Нил? Не есть ли это резуль­тат сме­ши­ва­ния обра­зов и поня­тий древ­не­еги­пет­ской рели­гии с пра­во­сла­ви­ем, допу­щен­ный авто­ром акафиста?

Но конеч­но, самое важ­ное, на что сле­ду­ет нам обра­тить вни­ма­ние — это то, что в ака­фи­сте встре­ча­ют­ся про­ти­во­ре­ча­щие пра­во­слав­но­му веро­уче­нию выражения.

Вот, к при­ме­ру, цита­та из «ака­фи­ста»: «…Иису­се, пред­ста­тель­ством всех свя­тых даруй ему бла­го­дать молит­вы о живых. Иису­се, во дни испы­та­ний наших при­ми его хода­тай­ство о нас» (Икос 7). Соглас­но цер­ков­но­му пре­да­нию после сво­ей зем­ной кон­чи­ны толь­ко свя­тые люди могут молить­ся о живу­щих, пред­ста­тель­ство­вать за них пред Богом. Чело­век после смер­ти не может изме­нить свое внут­рен­нее состо­я­ние. Если он свят, то он помо­лит­ся о нас живу­щих. Если же его душа повре­жде­на и исто­ще­на гре­ха­ми, то как раз наобо­рот, он сам нуж­да­ет­ся в наших о нем молитвах.

Так­же в ака­фи­сте при­сут­ству­ет такой при­зыв: «Иису­се, в наших сле­зах при­и­ми его пока­я­ние» (Икос 4). Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин пишет: «Паде­ние для анге­лов есть то же самое, что для людей – смерть. Ибо после паде­ния для них невоз­мож­но пока­я­ние, как и для людей после смер­ти». Сам чело­век в ином мире уже не может при­не­сти долж­но­го пока­я­ния, об изме­не­нии его уча­сти толь­ко могут молит­ся о нем живу­щие здесь на земле.

Обра­ща­ют на себя вни­ма­ние отзы­вы людей, читав­ших «Ака­фист за еди­но­умер­ше­го». Они жалу­ют­ся на то, что он про­во­ци­ру­ет меч­та­тель­ность во вре­мя молит­вы — чув­ства опас­ные и чуж­дые пра­во­слав­ным и более свой­ствен­ные като­ли­кам и оккуль­ти­стам. При­ме­ром про­во­ци­ро­ва­ния таких чувств вполне может слу­жить сле­ду­ю­щий при­зыв из ака­фи­ста: «Иису­се, дай нам почув­ство­вать бла­го­дат­ную силу заупо­кой­ной молит­вы» (Икос 9).

Под­во­дя итог, сле­ду­ет ска­зать, что дан­ный ака­фист в силу содер­жа­щих­ся в нем отступ­ле­ний от уче­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви спо­со­бен сфор­ми­ро­вать у чита­ю­щих невер­ное пред­став­ле­ние о пра­во­слав­ной вере, от чего всю исто­рию Цер­ковь Хри­сто­ва стре­ми­лась огра­дить сво­их вер­ных чад. Пра­во­слав­ные при­об­ре­та­ют этот ака­фист и начи­на­ют читать по сво­им умер­шим кре­ще­ным род­ствен­ни­кам про­ти­во­ре­ча­щие пра­во­слав­но­му уче­нию молит­во­сло­вия с явны­ми заим­ство­ва­ния из язы­че­ства. Что ни в коем слу­чае недопустимо!

Поэто­му, всем жела­ю­щим помя­нуть усоп­ших близ­ких или зна­ко­мых сле­ду­ет обра­тить­ся к непре­ре­ка­е­мо­му молит­вен­но­му пра­ви­лу — Кано­ну за еди­но­умер­ше­го.

Яра­сов А.В., заме­сти­тель руко­во­ди­те­ля Мис­си­о­нер­ско­го отде­ла Туль­ской епар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

27 комментариев

  • Ната­лья, 17.06.2021

    А у меня ака­фист заго­рел­ся от све­чи, тоже ста­ли тер­зать сомне­ния по пово­ду его тек­ста, спа­си­бо, что нашла Вашу статью.

    Ответить »
  • Мари­на, 26.05.2021

    Очень стран­но. Я купи­ла его еще в 2003 году, в хра­ме купи­ла, чита­ла за бабуш­ку, потом за отца. Изда­но в Сара­то­ве в 2001 г.

    Ответить »
  • Ната­лья, 06.04.2021

    Спа­си Гос­по­ди за полез­ную инфор­ма­цию. Я тоже чита­ла в про­шлом году этот ака­фист по дво­ю­род­но­му бра­ту и меня сму­ти­ли стро­ки где идёт обра­ще­ние к умер­ше­му о молит­ве о нас. Но посколь­ку сама ещё ново­на­чаль­ная и знаю очень мало, пона­де­я­лась что в церк­ви ниче­го без бла­го­сло­ве­ния не про­да­ют, тем более что купи­ла в извест­ней­шем мона­сты­ре в Москве. Полу­ча­ет­ся вез­де нуж­но дер­жать ухо вост­ро. Спа­си­бо за такой полез­ный сайт. Очень мно­го нуж­ной и полез­ной инфор­ма­ции, кото­рую не все­гда воз­мож­но най­ти тем более если нуж­но сроч­но. Всех благ.

    Ответить »
  • Сер­гей, 25.03.2021

    Напи­са­но здра­во и логич­но. Дей­стви­тель­но, ака­фист, да еще за еди­но­умер­ше­го — вещь сомни­тель­ная, не гово­ря уже об отсыл­ках к древ­не­еги­пет­ским заблуждениям.

    Ответить »
  • Оль­га, 16.02.2021

    Что же тогда читать за единоумершего???

    Ответить »
  • ната­лья, 14.02.2021

    Чита­ла оба ака­фи­ста уже не один год. Поку­па­ла в цер­ков­ной лав­ке и ‚конеч­но, даже не дума­ла, что они не по кано­нам пра­во­слав­ной церк­ви. Про Ака­фист жен, чад сво­их во утро­бе загу­бив­ших, узна­ла, что он не кано­ни­че­ский где-то год назад и ста­ла читать Молит­вен­ное после­до­ва­ние с пока­ян­ным кано­ном, утвер­жден­ным в 2016 году

    Ответить »
  • Татья­на, 10.02.2021

    Спа­си Гос­по­ди за разъ­яс­не­ние, а как узнать име­ет­ся ли Гриф Изда­тель­ско­го Сове­та Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви у того или ино­го изда­ния? Как он выгля­дит на самом изда­нии, ведь теперь надо пере­смот­реть име­ю­щу­ю­ся лите­ра­ту­ру и не оши­бить­ся в дальнейшем.

    Ответить »
    • Кирилл, 10.02.2021

      С 2011 года все изда­ния, пред­на­зна­чен­ные для рас­про­стра­не­ния через систе­му цер­ков­ной кни­го­тор­гов­ли, долж­ны иметь гриф «Реко­мен­до­ва­но к пуб­ли­ка­ции Изда­тель­ским Сове­том РПЦ». На обо­ро­те титуль­ной стра­ни­цы, в верх­ней части кни­ги дол­жен быть номер, кото­рый начи­на­ет­ся с ИС (номер).

      На сай­те луч­ше искать через поиск по сай­ту: http://izdatsovet.ru/

      Ответить »
  • Ната­лья, 30.01.2021

    Мно­го лет чита­ла Ака­фист об еди­но­умер­шем. .вот и сей­час два дня уже чита­ла и соби­ра­лась 40 дней об упо­ко­е­нии моей мамоч­ки н/по.Ольги.Меня и прав­да сму­ща­ли неко­то­рые стро­ки, но я дове­ря­ла кни­гам, куп­лен­ным в церк­ви. Сего­дня с собой нет книж­ки и рнши­ла читать из интер­не­та и часто поль­у­ясь вашим сай­том, зашла… Спа­си­бо боль­шое, что про­све­ти­ли.! Буду читать толь­ко Псал­тырь тогда.

    Ответить »
    • Нина, 11.02.2021

      Про­сто у изда­тель­ства свои мер­кан­тиль­ные инте­ре­сы .Если с гри­фом будет про­да­вать­ся их про­дук­ция — лег­че кон­тро­ли­ро­вать при­быль . Что­бы дру­гие не печатали.…

      Ответить »
  • Ната­лья, 29.01.2021

    Спа­си Гос­по­ди. Я чита­ла оба эти Ака­фи­ста, и при том дол­гое вре­мя. Нуж­но ли в этом исповедоваться?

    Ответить »
    • Алек­сей, 17.02.2021

      Ната­лия, нет, испо­ве­до­вать­ся не нуж­но. Про­сто боль­ше не читай­те этот акафист

      Ответить »
      • Алек­сандра, 05.04.2021

        Доб­рый день, про­сти­те, а мож­но спро­сить, поче­му не нуж­но испо­ве­до­вать­ся? Если, судя по ста­тье, впа­ла в пре­лесть, то что же здесь хорошего?(грех ведь

        Ответить »
        • Кирилл, 05.04.2021

          Это грех того, кто изда­вал и благословил.

          Ответить »
  • Илья, 10.12.2020

    Я и соро­ко­уст зака­зал. Как же это в церк­ви поподает?

    Ответить »
    • Кирилл, 10.12.2020

      Соро­ко­уст — это поми­но­ве­ние на про­ско­ми­дии, к ака­фи­сту не дол­жен иметь отношения.

      Ответить »
  • Ири­на, 28.11.2020

    Заме­ча­тель­но! Сего­дня так, а зав­тра этак напи­шем. Спа­си­бо, толь­ко теперь вы вве­ли меня сво­ей ста­тьей в чув­ство глу­бо­ко­го уны­ния, мало того что поте­ря­ла близ­ко­го чело­ве­ка, так еще и моли­лась зря. Кста­ти я чита­ла этот ака­фист по молит­во­сло­ву 2008 года, изда­тель­ства Свя­то-Поча­ев­ской Лав­ры. И поку­па­ла его в цер­ков­ной лав­ке. Зна­чит мож­но сде­лать вывод, что и утрен­ние и вечер­ние и все осталь­ные тоже ерун­да напи­сан­ная невесть кем.

    Ответить »
    • Кирилл, 28.11.2020

      Ири­на, с нача­лом Рож­де­ствен­ско­го поста!
      Искрен­няя молит­ва в Ваших обсто­я­тель­ствах не была напрас­на, отве­чать перед Богом будут те, кто дал бла­го­сло­ве­ние или про­ве­рил невнимательно.
      Что каса­ет­ся утрен­не­го и вечер­не­го пра­вил, то они име­ют гриф Изда­тель­ско­го Сове­та, зна­чит про­шли серьёз­ную рецензию.

      Ответить »
      • Marina, 12.02.2021

        Дома у меня кни­га, “Пра­во­слав­ный обряд погре­бе­ния” с добав­ле­ние ака­фи­ста о еди­но­умер­шем. — на пер­вой же стра­ни­це- Реко­мен­до­ва­но Изда­тель­ским сове­том РПЦ.
        Это я не к тому что­бы читать его непре­мен­но, а в том что сам же Издат. совет и бла­го­слов­лял на его изда­ние. и моли­лись люди.

        Ответить »
        • Кирилл, 16.02.2021

          Если это насто­я­щий гриф, то дол­жен быть и номер. После букв ИС.

          Ответить »
    • Вера, 26.02.2021

      Хоте­ла начать читать, про­чи­та­ла вашу ста­тью.. Спа­си­бо. Всё ясно.

      Ответить »
  • Иоан­на, 20.11.2020

    Спа­си, Гос­по­ди, за инфор­ма­цию. Сего­дня годов­щи­на со дня убий­ства о.Даниила Сысо­е­ва. Иска­ла ака­фист помо­лить­ся и о его душе. Сла­ва Богу, не поле­ни­лись про­чи­тать выше­при­ве­дён­ную ста­тью. Этот ака­фист есть на несколь­ких сай­тах, к при­ме­ру Молитвослов.ру. Поста­ра­юсь дать им знать эту инфор­ма­цию. Ещё раз, огром­ная бла­го­дар­ность за то, что дер­жи­те руку на пульсе.

    Ответить »
  • galina, 07.11.2020

    Дей­стви­тель­но, мы настоль­ко при­вык­ли дове­рять все­му, что “более или менее” пра­во­слав­ное, что чита­ем, что не попадя.
    У меня есть оба этих ака­фи­ста и один из них за еди­но­умер­ше­го, я чита­ла, cла­ва Богу, толь­ко пару раз.
    Обя­за­тель­но, при воз­мож­но­сти, оба сожгу.
    Бла­го­да­рю за информацию.

    Ответить »
    • Гали­на, 29.05.2021

      А меня на днях бла­го­сло­вил батюш­ка в нашем хра­ме читать акафист!

      Ответить »
      • Кирилл, 01.06.2021

        Гали­на, батюш­ка тоже чело­век, пока­жи­те ему ста­тью, он про­сто не раз­би­рал­ся в этом вопро­се. Ака­фи­стов сот­ни дале­ко не все они добротные.

        Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки