Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу


«Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» явля­ет­ся, веро­ят­но, одной из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных в наши дни апо­кри­фи­че­ских молитв1. Она часто назы­ва­ет­ся про­сто «Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу» (ее не сле­ду­ет сме­ши­вать с молит­ва­ми Архан­ге­лу Миха­и­лу, не содер­жа­щи­ми апо­кри­фи­че­ских элементов).

При­ве­дем тот из совре­мен­ных вари­ан­тов этой молит­вы, кото­рый, по нашим наблю­де­ни­ям, явля­ет­ся одним из самых попу­ляр­ных (орфо­гра­фия и пунк­ту­а­ция тек­ста остав­ле­ны нами без изменений):

Гос­по­ди, Боже Вели­кий, Царю без­на­чаль­ный, пошли Архан­ге­ла Тво­е­го Миха­и­ла на помощь рабам Тво­им (имя­рек). Защи­ти, Архан­ге­ле, нас от вся­ких вра­гов, види­мых и неви­ди­мых. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Демо­нов сокру­ши­тель, запре­ти всем вра­гам, борю­щим­ся со мною, и сотво­ри их яко овцы, и сми­ри их злоб­ные серд­ца, и сокру­ши их, яко прах перед лицем вет­ра. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Шести­кры­лый пер­вый Князь и Вое­во­да Небес­ных Сил – Херу­ви­мов и Сера­фи­мов, буди нам помощ­ник во всех бедах, скор­бях, в печа­лях, в пусты­ни и на морях тихое при­ста­ни­ще. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Изба­ви нас от вся­кия пре­ле­сти диа­воль­ския, егда услы­шишь нас, греш­ных, моля­щих­ся Тебе, и при­зы­ва­ю­щих имя Твое Свя­тое. Уско­ри нам на помощь и побо­ри всех, про­ти­вя­щих­ся нам, силою Чест­на­го и Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, молит­ва­ми Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, молит­ва­ми свя­тых Апо­сто­лов, Свя­ти­те­ля Чудо­твор­ца Нико­лая, Андрея, Хри­ста ради, юро­ди­во­го, св. про­ро­ка Илии и всех свя­тых вели­ко­му­че­ни­ков: св. муче­ни­ков Ники­ты и Евста­фия, и всех пре­по­доб­ных отцов наших, от века Богу уго­див­ших и всех свя­тых Небес­ных Сил. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Помо­ги нам греш­ным (имя­рек) и избавь нас от тру­са, пото­па, огня, меча и напрас­ной смер­ти, от вели­ко­го зла, от вра­га льсти­ва­го, от бури поно­си­мой, от лука­во­го избавь нас все­гда, ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь. Свя­той Архи­стра­тиг Божий Миха­ил, мол­ние­нос­ным мечом Тво­им отже­ни от мене духа лука­во­го, иску­ша­ю­ще­го и томя­ще­го мя. Аминь.

Этот текст пред­став­ля­ет собой несколь­ко изме­нен­ную вер­сию широ­ко рас­про­стра­нен­ной в народ­ной сре­де в XVI – нач. XX вв. «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил»2. В 1913 г. А. И. Яци­мир­ский опуб­ли­ко­вал несколь­ко спис­ков этой апо­кри­фи­че­ской («лож­ной») молит­вы и ука­зал на рус­ское про­ис­хож­де­ние это­го тек­ста3. Один из вари­ан­тов молит­вы («Молит­ва к Гос­по­ду наше­му Ису­су Хри­сту, ко свя­то­му архан­ге­лу Михай­лу») был опуб­ли­ко­ван Д. С. Лиха­че­вым по спис­ку XVII века из Биб­лио­те­ки Рос­сий­ской Ака­де­мии наук. Д. С. Лиха­чев счи­тал, что дан­ная молит­ва была напи­са­на в 1572 или 1573 г. Ива­ном Гроз­ным под псев­до­ни­мом Пар­фе­ний Уро­ди­вый вме­сте с Кано­ном Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де4.

Одна­ко А. А. Тури­лов и А. В. Чер­не­цов ука­за­ли на сомни­тель­ность подоб­ной атри­бу­ции. Они обна­ру­жи­ли спи­сок молит­вы, состав­лен­ный не позд­нее сере­ди­ны XVI в. Кро­ме того, иссле­до­ва­те­ли отме­ти­ли, что дан­ная молит­ва была очень попу­ляр­на в пись­мен­но­сти XVI–XIX вв. и сохра­ни­лась в сот­нях спис­ков, неред­ко она вклю­ча­лась в сбор­ни­ки заго­во­ров5. Одним из вари­ан­тов «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» явля­ет­ся «Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам»6.

Рас­про­стра­нен­ные в наши дни вари­ан­ты «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» не осо­бен­но отли­ча­ют­ся друг от дру­га. Раз­ли­чия могут быть вызва­ны ошиб­ка­ми и иска­же­ни­я­ми при копи­ро­ва­нии. Так, вме­сто сотво­ри их яко овцы мы можем най­ти сотво­ри их яко выцы. Раз­нит­ся так­же сте­пень «осо­вре­ме­ни­ва­ния» язы­ка молит­вы. Цер­ков­но­сла­вян­ские язы­ко­вые фор­мы (посли, сокру­ши­те­лю, кня­же, вое­во­до, Пре­свя­тыя, льсти­ва­го, мечем7) могут заме­нять­ся рус­ски­ми (пошли, сокру­ши­тель, князь, вое­во­да, Пре­свя­той, льсти­во­го, мечом).

В послед­ние годы «Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» рас­про­стра­ня­ет­ся так­же под назва­ни­ем «Молит­ва за пре­зи­ден­та Рос­сии». В этом вари­ан­те «имя­рек» заме­ня­ет­ся на име­на и В. В. Пути­на, и Д. А. Мед­ве­де­ва: Гос­по­ди Боже, Вели­кий Царю, Без­на­чаль­ный, пошли Гос­по­ди Архан­ге­ла Тво­е­го Миха­и­ла на помощь рабам Сво­им Димит­рию и Вла­ди­ми­ру; или: Гос­по­ди Боже, Вели­кий Царю, Без­на­чаль­ный, пошли, Гос­по­ди, Архан­ге­ла Тво­е­го Миха­и­ла на помощь рабу Сво­е­му Вла­ди­ми­ру (Димит­рию).

* * *

Субъ­ект «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» про­сит защи­тить его от лука­во­го (изба­ви нас от вся­кия пре­ле­сти диа­воль­ския; отже­ни от мене духа лука­во­го, иску­ша­ю­ще­го и томя­ще­го мя). Моля­щий­ся хочет полу­чить защи­ту от вся­ких вра­гов, види­мых и неви­ди­мых (запре­ти всем вра­гам, борю­щим­ся со мною, и сотво­ри их яко овцы, и сми­ри их злоб­ные серд­ца, и сокру­ши их, яко прах перед лицем вет­ра; избавь нас… от вра­га льсти­ва­го). Он стре­мит­ся обес­пе­чить соб­ствен­ную без­опас­ность в раз­ных жиз­нен­ных ситу­а­ци­ях, кото­рые подроб­но пере­чис­ля­ют­ся (буди нам помощ­ник во всех бедах, скор­бях, в печа­лях, в пусты­ни и на морях тихое при­ста­ни­ще; избавь нас от тру­са, пото­па, огня, меча и напрас­ной смер­ти, от вели­ко­го зла).

Отме­тим, что в тек­сте «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» отсут­ству­ют такие обыч­ные для кано­ни­че­ской молит­вы про­ше­ния, как, напри­мер, сле­ду­ю­щие: «Цар­ствия Божия при­част­ни­ка мя сотво­ри»8, «наста­ви мя на путь спа­се­ния,… моли­ся за мя ко Гос­по­ду, да утвер­дит мя в стра­се Сво­ем»9, «испро­си… пад­шим воз­став­ле­ние»10, «умо­ли Гос­по­да Бога даро­ва­ти ми остав­ле­ние всех моих гре­хов»11, «воз­ста­ви мя пад­ша­го­ся мно­ги­ми гре­хи; обно­ви душу мою пока­я­ни­ем»12. Про­ше­ний о даро­ва­нии пока­я­ния, об остав­ле­нии гре­хов нет и в дру­гой рас­про­стра­нен­ной апо­кри­фи­че­ской молит­ве – совре­мен­ной «Молит­ве задер­жа­ния»13.

Но там, где нет истин­но­го пока­я­ния и само­уни­чи­же­ния, там не может быть и пра­виль­но­го молит­вен­но­го настро­е­ния. Иска­ние «Цар­ства Божия и прав­ды Его» (Мф. 6:33) вытес­ня­ет­ся из созна­ния субъ­ек­та молит­вы забо­той о зем­ном и стра­хом перед види­мы­ми и неви­ди­мы­ми врагами.

* * *

Одно из про­ше­ний «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» зву­чит так: Уско­ри нам на помощь и побо­ри всех, про­ти­вя­щих­ся нам, силою Чест­на­го и Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, молит­ва­ми Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, молит­ва­ми свя­тых Апо­сто­лов, Свя­ти­те­ля Чудо­твор­ца Нико­лая, Андрея, Хри­ста ради, юро­ди­во­го, св. про­ро­ка Илии и всех свя­тых вели­ко­му­че­ни­ков: св. муче­ни­ков Ники­ты и Евста­фия, и всех пре­по­доб­ных отцов наших, от века Богу уго­див­ших и всех свя­тых Небес­ных Сил.

Одна­ко в цер­ков­ной тра­ди­ции обра­щать­ся с подоб­ным про­ше­ни­ем мож­но толь­ко к Гос­по­ду! Скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что в созна­нии субъ­ек­та молит­вы Архан­гел Миха­ил зани­ма­ет место Бога. Епи­скоп Сум­ской Евло­гий (Гут­чен­ко) заме­ча­ет: «В этой молит­ве неиз­вест­ны­ми сочи­ни­те­ля­ми при­пи­сы­ва­ет­ся Архан­ге­лу Миха­и­лу чуть ли не Боже­ское досто­ин­ство, к нему молит­ся Матерь Божия и свя­тые угод­ни­ки. Пра­во­слав­ное веро­уче­ние ста­вит Бого­ро­ди­цу выше Херу­ви­мов и Сера­фи­мов и всех Небес­ных Сил. Матерь Божия, свя­тые архан­ге­лы и анге­лы и угод­ни­ки Божии совер­ша­ют свою молит­ву о нас не перед Архан­ге­лом Миха­и­лом, а перед Гос­по­дом Богом». Таким обра­зом, в «Молит­ве Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» име­ет место откро­вен­ное иска­же­ние уче­ния Церк­ви14.

В неко­то­рых спис­ках XVI-нач. XX вв. Архан­ге­лу Миха­и­лу усво­я­ет­ся Свя­той Дух: «О чюд­ный архи­стра­ти­же страш­ный Михай­ле архан­ге­ле, хра­ни­те­лю неиз­ре­чен­ных таин, егда услы­ши­ши глас раба Божия имрек, при­зы­ва­ю­ща­го тя на помощь, Михай­ле архан­ге­ле, услы­ши и уско­ри на помощь мою и про­же­ни от мене вся про­тив­ныя нечи­стыя духи, силою Свя­то­го тво­е­го Духа, молит­ва­ми свя­тых апо­стол и свя­тых про­рок, свя­тых свя­ти­тель и свя­тых муче­ник и свя­тых пустын­ник, свя­тых без­мезд­ник и свя­тых столп­ник, свя­тых муче­ниц и всех свя­тых пра­вед­ник, уго­див­ших от века Хри­сту молит­ва­ми их»15. Суще­ство­ва­ли спис­ки «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил», в кото­рых субъ­ект молит­вы обра­ща­ет­ся к Гос­по­ду и Архан­ге­лу Миха­и­лу как к одно­му лицу: «Гос­по­ди, Гос­по­ди вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле, услы­ши глас греш­на­го раба сво­е­го (имя­рек), моля­ща­го­ся к тебе и при­зы­ва­ю­ща­го на помощь мою имя твое пре­свя­тое, уско­ри щед­рый на помощь мою и услы­ши молит­ву мою»16. В том вари­ан­те, кото­рый изве­стен под назва­ни­ем «Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам», в созна­нии субъ­ек­та молит­вы сме­ши­ва­ют­ся обра­зы Гос­по­да и обо­их этих Архан­ге­лов: «Гос­по­ди, Гос­по­ди, вели­кий архи­стра­ти­зе, демо­нов сокруш­ни­цы, запре­ти­те всем вра­гам, борю­щим­ся со мною… Гос­по­ди, Гос­по­ди вели­ки, Миха­и­ле и Гав­ри­и­ле архи­стра­ти­зи, когда услы­ши­те гла­гол раба сво­е­го (имя река), при­зы­ва­ю­ща­го вас на помощь себе, ско­ри­те на помощь мою… огра­ди­те мя силою Свя­та­го Духа и молит­ва­ми Пре­чи­стыя Вла­ды­чи­цы нашея Бого­ро­ди­цы и При­сна­де­вы Марии, свя­тых небес­ных сил, ангел и архан­гел, и свя­тых апо­сто­лов, про­ро­ков и свя­тых свя­ти­те­лей, пре­по­доб­ных отец, пра­вед­ни­ков и без­среб­ре­ни­ков, и свя­тых муче­ни­ков, и муче­ниц, пре­по­доб­ных жен и всех свя­тых отец молит­ва­ми вели­ким вое­во­дам небес­ных сил»17.

В отли­чие от апо­кри­фи­че­ских тек­стов, цер­ков­ное веро­уче­ние не допус­ка­ет како­го-либо сме­ше­ния анге­лов с Гос­по­дом – Твор­цом ангелов.

* * *

В неко­то­рых вари­ан­тах «Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» сопро­вож­да­ет­ся при­пис­ка­ми, сви­де­тель­ству­ю­щи­ми о том, что она мог­ла играть роль обе­ре­га: «Аще кото­рый чело­век кото­ра­го дни про­чи­та­ет молит­ву сию, того дня не при­кос­нет­ся к нему диа­вол, ни злой дух, и той чело­век будет иметь на души и серд­ци сво­ем весе­лие. И аще кото­рый чело­век пре­ста­вит­ся от жития сего, то ад душу его не при­мет»18; «Аще кото­рый чело­век кото­ра­го дни про­чи­та­ет молит­ву сию и того дни не при­кос­нет­ся к нему дья­вол незлой чело­век ниле­но­стию блаз­нит­ся серд­це его аще или чело­век пре­ста­вит­ся от жития сего, то над душой его не при­мет силы»19.

Из подоб­ных «инструк­ций» сле­ду­ет, что вла­дель­цу молит­вы нет необ­хо­ди­мо­сти стре­мить­ся к жиз­ни во Хри­сте, соблю­дая запо­ве­ди. Дей­стви­тель­но, зачем нуж­но жить «достой­но бла­го­вест­во­ва­ния Хри­сто­ва» (Флп. 1:27), если доста­точ­но лишь еже­днев­но читать «молит­ву сию», и избав­ле­ние от ада и «на души весе­лие» гарантированы?..

В народ­ной сре­де функ­ци­я­ми обе­ре­га наде­ля­лась не толь­ко «Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил», но и дру­гие апо­кри­фи­че­ские тек­сты, напри­мер, «Сон Бого­ро­ди­цы»: «Кто этот сон ста­нет по три­жды в день чита­ти, на гла­ве дер­жа­ти и в чисто­те носи­ти, тот чело­век от Бога спа­се­ние полу­чит»20; «И аще кто его в пути сво­ем с собою носит, тому чело­ве­ку во вся­ком пути не при­кос­нет­ся дия­вол, ни злой чело­век, ниже нечи­стой дух. И еще кото­рый чело­век сон твой, Бого­ро­ди­це, в дому у себя дер­жит, и тому чело­ве­ку ни тать­бы, ни раз­бой­ни­кам; в том дом – рабом здра­вие и ско­том житие, гос­по­ди­ну при­бы­ток; по водам – тихое при­ста­ни­ще и во бесе­де – честь»21; «Аще кото­рой чело­век при смер­ти сво­ей помя­нет или про­чи­та­ет, или кому даст про­чи­тать, и кто с верой послу­ша­ет сего Боже­ствен­на­го писа­ния, тот чело­век муки веч­ной и огня паля­ща­го, и тар­та­ра­ра пре­ис­под­ня­го избав­лен будет… Аще кото­рый сему листу будет верить и при себе иметь будет, или кто напи­шот, или кто с верою послу­ша­ет сего Боже­ствен­на­го писа­ния,… и тот чело­век иметь себе будет отпу­ще­ние гре­хов, и вос­при­и­мут душу его анге­лы гос­под­ни из тела его, и доне­сут до цар­ствия небес­на­го Авра­аму в рай»22.

Во всех тако­го рода слу­ча­ях мы встре­ча­ем­ся с суе­вер­ной убеж­ден­но­стью в том, что мож­но достичь зем­но­го бла­го­по­лу­чия и веч­но­го спа­се­ния путем чте­ния либо про­сто хра­не­ния тек­ста, кото­ро­му при­пи­сы­ва­ет­ся маги­че­ская сила.

* * *

Порой к тек­сту «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» дела­ют­ся сле­ду­ю­щие при­ме­ча­ния: «Сия молит­ва напи­са­на на папер­ти Архан­ге­ла Миха­и­ла в Москве, яже име­ну­ет­ся Чудов мона­стырь»; «Молит­ва эта была напи­са­на на папер­ти хра­ма Архи­стра­ти­га Миха­и­ла в Москве, в Крем­ле, в Чудо­вом мона­сты­ре, взо­рван­ном вско­ре после октябрь­ско­го переворота».

Нет ника­ких досто­вер­ных источ­ни­ков, кото­рые мог­ли бы под­твер­дить истин­ность этой вер­сии про­ис­хож­де­ния молит­вы. Здесь мы име­ем дело со стрем­ле­ни­ем созда­те­лей и рас­про­стра­ни­те­лей апо­кри­фи­че­ских про­из­ве­де­ний вызвать дове­рие к сомни­тель­ным тек­стам. Ска­жем, ссыл­ка на имя свя­то­го подвиж­ни­ка долж­на при­дать апо­кри­фам боль­ше веса в гла­зах чита­те­лей. «Молит­ва Кипри­а­на», напри­мер, свя­зы­ва­ет­ся с име­нем сщмч. Кипри­а­на, епи­ско­па Антио­хии Писи­дий­ской (память 2/15 окт.), одна из редак­ций апо­кри­фи­че­ско­го «Ска­за­ния о две­на­дца­ти пят­ни­цах» – с име­нем сщмч. Кли­мен­та, папы Рим­ско­го, «Молит­ве задер­жа­ния» при­пи­сы­ва­ет­ся про­ис­хож­де­ние из сбор­ни­ка молитв афон­ско­го стар­ца Пан­со­фия. Попыт­ка свя­зать про­ис­хож­де­ние «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» имен­но с Чудо­вым мона­сты­рем объ­яс­ня­ет­ся, веро­ят­но, тем, что этот мона­стырь был осно­ван свт. Алек­си­ем Мос­ков­ским при хра­ме, освя­щен­ном во имя Чуда Архан­ге­ла Миха­и­ла в Хонех23.

Рас­ска­зы о чудес­ном появ­ле­нии тек­ста и о его маги­че­ской силе встре­ча­ют­ся и в так назы­ва­е­мых «маги­че­ских пись­мах». К это­му типу сакраль­но­го тек­ста отно­сят­ся «свя­тые», «небес­ные» пись­ма и «пись­ма сча­стья». Чудес­ное появ­ле­ние «небес­но­го пись­ма» явля­ет­ся обос­но­ва­ни­ем его маги­че­ской силы: «Эта молит­ва берет свое нача­ло в Иеру­са­ли­ме, и кто полу­чит ее, дол­жен в тече­ние 9 дней посы­лать ее дру­гим лицам. Кто испол­нит это – будет иметь осво­бож­де­ние от несча­стий»24; «В Иеру­са­ли­ме, во вре­мя литур­гии, был слы­шен голос гово­ря­щий: „вся­ко­му, кто будет читать эту молит­ву, того Бог изба­вит от бед­ствий!“ Эта молит­ва была при­сла­на Епи­ско­пу, что­бы он разо­слал ее девя­ти лицам, и ска­за­но: кто не хочет это­го сде­лать, того постиг­нет боль­шое несча­стье»25. Чудес­ное появ­ле­ние маги­че­ско­го пись­ма, как и про­ис­хож­де­ние «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил», может свя­зы­вать­ся с папер­тью мона­сты­ря. В одном из «небес­ных писем», кото­рые рас­про­стра­ня­лись в СССР во вто­рой поло­вине 1920‑х – нача­ле 1930‑х гг., ска­за­но: «Посла­ние это най­де­но на папер­ти закры­то­го мона­сты­ря во имя 42х муче­ни­ков на Новом Афоне. Кто про­чтет это посла­ние и пере­пи­шет на 7 листах и разо­шлет 7 веру­ю­щим, тому про­ща­ет­ся 49 гре­хов»26. Свер­хе­сте­ствен­ное «обре­те­ние» неко­то­рых вари­ан­тов «свя­тых писем» свя­зы­ва­ет­ся с ико­ной или алта­рем Архан­ге­ла Миха­и­ла: «Это пись­мо было най­де­но в горо­де Риме, в алта­ре Свя­то­го Архан­ге­ла Миха­и­ла, никто не знал отку­да оно, напи­сан­ное золо­ты­ми бук­ва­ми…»; «пись­мо… висе­ло на иконе свя­то­го архан­ге­ла Миха­и­ла на Мас­ли­но­вой горе, пись­мо висе­ло на мас­ли­но­вом дере­ве»; «сие пись­мо най­де­но в зем­ле Бри­тан­ской, на горе Табо­ре, под обра­зом св. Миха­и­ла»27.

* * *

В тех спис­ках «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил», кото­рые были рас­про­стра­не­ны в XVI – нач. XX вв., встре­ча­лись заго­вор­ные фор­му­лы: «соблю­ди раба Божия в бедах и в скор­бех и в печа­лех, на рас­пу­ти­ях, на реках, и в пусты­нях, в ратех, в царех, и в кня­зех, в вель­мо­жах, и в людех, и во вся­кой вла­сти»28, «сотво­ри­те мя чест­на у царя и у вла­стей, и у кня­зей, и у вель­мож и у людей»29. В вари­ан­тах молит­вы, име­ю­щих хож­де­ние в наши дни, фольк­лор­ные эле­мен­ты ста­ли менее замет­ны. И все же «оцер­ко­вить» текст, изна­чаль­но быв­ший нецер­ков­ным, не уда­ет­ся. Отсут­ствие под­лин­но хри­сти­ан­ско­го молит­вен­но­го настро­е­ния вку­пе с лож­ным пред­став­ле­ни­ем об Архан­ге­ле Миха­и­ле про­дол­жа­ют сви­де­тель­ство­вать об апо­кри­фи­че­ском про­ис­хож­де­нии «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил».


1 Об апо­кри­фи­че­ских, или нека­но­ни­че­ских, молит­вах см.: «Молит­ва задер­жа­ния»

2 См., напр.: Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, гроз­но­му вое­во­де небес­ных сил // П. С. Ефи­мен­ко. Закли­на­ния, наго­во­ры, обе­ре­ги. М.: 1878. Ч. 2. Народ­ная сло­вес­ность. С. 164—165. ; Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу // Там же. С. 165. ; Молит­ва Архи­стра­ти­гу Миха­и­лу Гроз­но­му вое­во­де небес­ной силы // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. ; Молит­ва Миха­и­лу Архан­ге­лу Гроз­но­му Вое­во­де Небес­ных сил // Там же. С. 11—12.

3 См.: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

4 Там же. См. так­же: Д. С. Лиха­чев. Канон и молит­ва Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де Пар­фе­ния Уро­ди­во­го (Ива­на Грозного).

5 См.: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

6 Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

7 Здесь и далее цита­ты из «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» выде­ле­ны кур­си­вом.

8 Молит­ва Анге­лу Хра­ни­те­лю. Из кано­на Анге­лу Хра­ни­те­лю // Пра­во­слав­ный молит­во­слов и Псал­тирь. Изда­ние Свя­то-Дани­ло­ва мона­сты­ря, 1995. С. 70.

9 Молит­ва 9‑я, ко Анге­лу Хра­ни­те­лю. Из молитв утрен­них // Там же. С. 16.

10 Молит­ва Пре­по­доб­но­му Сер­гию, Радо­неж­ско­му чудо­твор­цу // Там же. С. 211.

11 Молит­ва Свя­ти­те­лю Нико­лаю // Там же. С. 215.

12 Молит­ва ко свя­то­му Иоан­ну Пред­те­че. Из кано­на свя­то­му Иоан­ну Пред­те­че // Там же. С. 81.

13 «Молит­ва задержания».

14 Архи­манд­рит Евло­гий (Гут­чен­ко), рек­тор Одес­ской Духов­ной Семи­на­рии. Основ­ные усло­вия пра­виль­ной молитвы.

15 Д. С. Лиха­чев. Канон и молит­ва Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де Пар­фе­ния Уро­ди­во­го (Ива­на Грозного).

16 См.: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

17 Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

18 Цит. по: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

19 Молит­ва Миха­и­лу Архан­ге­лу Гроз­но­му Вое­во­де Небес­ных сил // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 11—12.

20 Сон Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы («Мати моя воз­люб­лен­ная, где ты была-побы­ва­ла?..») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81.

21 Сон Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы («Пре­свя­тыя Вла­ды­чи­цы, Мати Хри­ста Бога наше­го спа­ла еси…») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19.

22 [Сон Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы] («Опо­чи­ва­ла еси Вла­ды­чи­ца наша…») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88.

23 См., напр.: Алек­сий, свт., митр. всея Руси.

24 А. А. Пан­чен­ко. Усколь­за­ю­щий текст: про­ро­че­ство и маги­че­ское письмо.

25 Молит­ва («…поми­луй нас и всех людей тво­их!..») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 85.

26 Цит. по: А. А. Пан­чен­ко. Усколь­за­ю­щий текст: про­ро­че­ство и маги­че­ское письмо.

27 Е. Н. Кви­лин­ко­ва. Вари­ан­ты «эпи­сто­лий» о вос­крес­ном дне, зафик­си­ро­ван­ные в гагауз­ских селах юга Молдовы.

28 Д. С. Лиха­чев. Канон и молит­ва Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де Пар­фе­ния Уро­ди­во­го (Ива­на Грозного).

29 Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки