Краткий молитвенник для православных воинов (1903)

Крат­кий молит­вен­ник для пра­во­слав­ных вои­нов (1903)

Молит­вен­ник состо­ит из двух отделений.

В пер­вом отде­ле­нии поме­ще­ны: Молит­ва Гос­под­ня, десять Запо­ве­дей и Сим­вол веры, что, по тре­бо­ва­нию воин­ско­го уста­ва, каж­дый пра­во­слав­ный сол­дат дол­жен изу­чить, в про­дол­же­ние пер­вых же дней по поступ­ле­нии его на служ­бу, по-сла­вян­ски и по-рус­ски. А что­бы изу­чив­ший цер­ков­но-сла­вян­ский текст вполне пони­мал его, к ним поло­же­но крат­кое тол­ко­ва­ние. Всё это пра­во­слав­ный воин дол­жен знать твёр­до и вполне пони­мать каж­дое сло­во Молит­вы, Сим­во­ла и Заповедей.

Во вто­ром отде­ле­нии заклю­ча­ют­ся молит­вы, кото­рые вся­кий пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин обя­зан при­но­сить Богу и свя­тым Его в опре­де­лён­ное вре­мя дня и при раз­лич­ных слу­ча­ях, и неко­то­рые с рус­ским пере­во­дом. Рус­ский пере­вод дол­жен слу­жить толь­ко пояс­не­ни­ем молитв, но молит­вы долж­ны быть изу­ча­е­мы и про­из­но­си­мы при моле­нии не ина­че, как по-славянски.

Отделение первое

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небе­сех[1]! Да свя­тит­ся имя Твое, да при­и­дет Цар­ствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небе­си, и на зем­ли: хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь[2]:  и оста­ви нам дóл­ги наша, яко­же и мы остав­ля­ем долж­ни­ком нашим: и не вве­ди нас во иску­ше­ние, но изба­ви нас от лука­ва­го. Яко Твое есть цар­ство и сила и сла­ва во веки. Аминь.

Тáк научил молить­ся Сво­их уче­ни­ков (а чрез них и нас) Гос­подь наш Иисус Хри­стос, поэто­му эта молит­ва и назы­ва­ет­ся Гос­под­нею. Про­стран­нее эта молит­ва зна­чит следующее:

Отец наш Небес­ный! Да будет имя Твое для нас такою свя­ты­нею, что­бы мы с бла­го­го­ве­ни­ем и любо­вию про­из­но­си­ли его и сво­и­ми доб­ры­ми дела­ми рас­по­ла­га­ли неве­ру­ю­щих и незна­ю­щих Тебя к про­слав­ле­нию Тебя; будь Ты царём наших мыс­лей, жела­ний и дел, и управ­ляй нами к насле­дию веч­но­го бла­жен­но­го Тво­е­го Цар­ства; дай нам силы жить не по нашим худым и испор­чен­ным жела­ни­ям и склон­но­стям, а тáк, что­бы мы испол­ня­ли Твою все­б­ла­гую и свя­тую волю, как испол­ня­ют её бла­жен­ные анге­лы и свя­тые на небе. Дай нам хле­ба и все­го, чтó необ­хо­ди­мо для наше­го суще­ство­ва­ния, на насто­я­щий день. Про­сти нам гре­хи, кото­ры­ми мы оскорб­ля­ем Тебя, как и мы про­ща­ем наших ближ­них, оби­жа­ю­щих нас. Не постав­ляй нас в такое опас­ное поло­же­ние, кото­рое может вовлечь нас в грех, но избавь нас от все­го зло­го, осо­бен­но же от вра­га наше­го дья­во­ла, ищу­ще­го нашей поги­бе­ли. Про­сим у Тебя, Отец наш Небес­ный, всех сих мило­стей, ибо Ты над всем цар­ству­ешь, име­ешь силу сде­лать всё, чего про­сим, и Тебе одно­му при­над­ле­жит сла­ва нескон­ча­е­мая, вечная.

Десять Заповедей Божиих

1. Аз есмь Гос­подь Бог твой, да не будут тебе бози инии, раз­ве Мене.

(То есть: Я ― Гос­подь Бог твой, да не будет у тебя дру­гих богов, кро­ме Меня).

Пер­вою запо­ве­дью Бог пове­ле­ва­ет умом нашим позна­вать Его, серд­цем нашим веро­вать в Него, наде­ять­ся на Него и любить Его; уста­ми наши­ми испо­ве­ды­вать Его; всем нашим суще­ством покло­нять­ся Ему; кро­ме же одно­го истин­но­го Бога нико­го и ничто за Бога не при­зна­вать и нико­му и ниче­му Боже­ской поче­сти не воз­да­вать. Даже свя­тых анге­лов и свя­тых людей долж­но почи­тать не тáк, кáк почи­та­ем Бога, но толь­ко кáк слу­жи­те­лей Божи­их и молит­вен­ни­ков за нас пред Богом.

2. Не сотво­ри себе куми­ра и вся­ко­го подо­бия, ели­ка[3] на небе­си горе, и ели­ка на зем­ли ни́зу, и ели­ка в водах под зем­лею, да не поклони́шися им, ни послý­жи­ши им.

Вто­рою запо­ве­дью Бог запре­ща­ет: покло­нять­ся идо­лам, то есть веще­ствен­ным изоб­ра­же­ни­ям того, что сотво­ре­но Богом, кáк на небе (солн­це, луна, звёз­ды), тáк и на зем­ле (зве­ри, пти­цы), тáк и в водах ниже зем­ли (рыбы, мор­ские чудо­ви­ща). Эта же запо­ведь ука­зы­ва­ет, как сле­ду­ет хри­сти­а­нам почи­тать ико­ны, то есть изоб­ра­же­ния истин­но­го Бога во пло­ти и свя­тых Его, а имен­но: бла­го­го­вей­но взи­рая на ико­ны и вспо­ми­ная дела Божии и свя­тых Его, изоб­ра­жён­ных на ико­нах, мы долж­ны перед ними молить­ся Богу и свя­тым Его; если же кто свя­тым ико­нам воз­да­ёт Боже­ское покло­не­ние и наде­ет­ся на их веще­ство, не воз­но­ся ума и серд­ца к тому, чтó на них изоб­ра­же­но, тот гре­шит про­тив вто­рой запо­ве­ди и впа­да­ет в грех идолопоклонства.

3. Не вóз­ме­ши имене Гос­по­да Бога тво­е­го всуе.

(То есть: не про­из­но­си име­ни Гос­по­да Бога тво­е­го напрасно).

Тре­тья запо­ведь запре­ща­ет упо­треб­лять имя Божие напрас­но, без вся­кой мыс­ли о Боге и без бла­го­го­ве­ния, сле­до­ва­тель­но запре­ща­ет и божить­ся в обык­но­вен­ных разговорах.

4. Помни день суб­бот­ный, еже свя­ти­ти его[4]: шесть дней делай, и сотво­ри­ши в их вся дела твоя, день седь­мый суб­бо­та Гос­по­ду Богу твоему.

Бог, сотво­рив­ший мир в шесть дней, а в седь­мый день почив­ший от всех дел Сво­их, пове­ле­ва­ет чет­вёр­тою запо­ве­дью: шесть дней в неде­ле тру­дить­ся и делать дела, к каким кто при­зван, а седь­мый день упо­треб­лять на молит­ву, на поуче­ние о Боге и на Бого­угод­ные дела. Таким же обра­зом, на осно­ва­нии этой запо­ве­ди, сле­ду­ет посту­пать и в дру­гие праздники.

5. Чти отца тво­е­го и мать твою, да бла­го ти будет и да дол­го­ле­тен буде­ши на земли

Пятою запо­ве­дью Бог пове­ле­ва­ет: почи­тать роди­те­лей и пови­но­вать­ся им, а так­же почи­тать всех тех, кото­рые в раз­ных отно­ше­ни­ях засту­па­ют для нас место роди­те­лей, а имен­но: Госу­да­ря, как отца все­го наро­да и госу­дар­ства, пас­ты­рей и учи­те­лей духов­ных, вос­пи­та­те­лей, бла­го­де­те­лей, началь­ни­ков и стар­ших воз­рас­том. Испол­ня­ю­щим в точ­но­сти пятую запо­ведь Бог обе­ща­ет сча­стье и дол­го­лет­нюю жизнь на земле.

6. Не убий

Шестою запо­ве­дью Бог запре­ща­ет: отни­мать у людей жизнь наси­ли­ем или хит­ро­стью и вся­ким обра­зом нару­шать без­опас­ность и спо­кой­ствие ближ­не­го; и поэто­му этой запо­ве­дью запре­ща­ют­ся так­же ссо­ры, гнев, нена­висть, зависть, жесто­кость. Но про­тив шестой запо­ве­ди не гре­шит тот, кто уби­ва­ет непри­я­те­ля на войне, пото­му что вой­ною мы защи­ща­ем веру,  Госу­да­ря и оте­че­ство наше.

7. Не пре­лю­бы сотвори

(То есть: не прелюбодействуй)

Седь­мою запо­ве­дью Бог запре­ща­ет вся­кую бес­по­ря­доч­ную и нечи­стую плот­скую любовь; запре­ща­ет этою запо­ве­дью и всё тó, чтó может воз­буж­дать без­за­кон­ную любовь, как-то: пьян­ство, сквер­но­сло­вие, чте­ние соблаз­ни­тель­ных книг, пение и слу­ша­ние срам­ных песен, смот­ре­ние на тó, на что стыд­но смотреть.

8. Не укради

Вось­мою запо­ве­дью Бог запре­ща­ет при­сва­и­вать себе чужую вещь и отни­мать у дру­го­го тó, чтó не при­над­ле­жит нам, обма­ны­вать дру­гих, что­бы полу­чить себе поль­зу. Этою же запо­ве­дью пове­ле­ва­ет­ся: при полу­че­нии пла­ты за труд выпол­нять рабо­ту по сове­сти и без лено­сти: тру­дить­ся, что­бы не даром хлеб есть; не брать за своё доб­ро и свой труд боль­ше, чем он стоит.

9. Не послу­ше­ствуй на дру­га тво­е­го сви­де­тель­ства ложна

(То есть: не про­из­но­си лож­но­го сви­де­тель­ства на ближ­не­го твоего)

Девя­тою запо­ве­дью Бог запре­ща­ет лож­но сви­де­тель­ство­вать про­тив кого-нибудь в суде или, кро­ме суда, окле­ве­ты­вать, бес­че­стить и зло­сло­вить в лицо или заоч­но и в каком бы то ни было слу­чае лгать или обманывать.

10. Не поже­лай жены искрен­не­го тво­е­го, не поже­лай дому ближ­не­го тво­е­го, ни села его, ни раба его, ни рабы­ни его, ни вола его, ни осла его, ни вся­ко­го ско­та его, ни все­го, ели­ка суть ближ­не­го твоего

Деся­тою запо­ве­дью Бог запре­ща­ет не толь­ко делать худое, но и желать худо­го, для того, чтоб от худых мыс­лей и жела­ний не дой­ти до худых дел.

Символ веры

1) Верую во еди­но­го Бога Отца, Все­дер­жи­те­ля, Твор­ца небу и зем­ли, види­мым же всем и неви­ди­мым. 2) И во еди­но­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Сына Божия, Еди­но­род­но­го, Иже от Отца рож­ден­но­го преж­де всех век, Све­та от Све­та, Бога истин­на от Бога истин­на, рож­ден­на, несо­тво­рен­на, еди­но­сущ­на Отцу , Имже вся быша[5]. 3) Нас ради чело­век и наше­го ради спа­се­ния сшед­ше­го с небес и вопло­тив­ше­го­ся от Духа Свя­та и Марии Девы, и воче­ло­веч­ша­ся. 4) Рас­пя­то­го же за ны[6] при Пон­тий­стем Пила­те, и стра­дав­ша, и погре­бен­на. 5) И вос­крес­ше­го в тре­тий день по писа­ни­ем. 6) И воз­шед­ше­го на небе­са, и седя­ща одес­ную Отца. 7) И паки гря­ду­ще­го со сла­вою, суди­ти живым и мерт­вым, Его­же цар­ствию не будет кон­ца. 8) И в Духа Свя­та­го, Гос­по­да живо­тво­ря­ще­го, Иже от Отца исхо­дя­ще­го, Иже со Отцем и Сыном спо­кло­ня­е­ма и ссла­ви­ма, гла­го­лав­ше­го про­ро­ки[7]. 9) Во еди­ну, свя­тую, собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь. 10) Испо­ве­даю еди­но кре­ще­ние, во остав­ле­ние гре­хов. 11) Чаю (ожи­даю) вос­кре­се­ния мерт­вых, 12) И жиз­ни буду­ще­го века. Аминь.

Сим­вол веры зна­чит изло­жен­ное в крат­ких, но точ­ных сло­вах уче­ние о том, во чтó долж­ны веро­вать христиане.

Более подроб­ный смысл Сим­во­ла веры такой.

1) Верую, т. е. Хотя не вижу сво­и­ми телес­ны­ми оча­ми, но серд­цем при­знаю, что Бог един в суще­стве и тро­и­чен в лицах (как один Бог в суще­стве и в то же вре­мя тро­и­чен в лицах ― никто не может понять), что пер­вое лицо Свя­той Тро­и­цы ― Бог Отец сотво­рил всё[8] и всё содер­жит в Сво­ей вла­сти, всё, чтó я вижу: зем­лю, солн­це, месяц, звёз­ды, людей и про­чее, и всё тó, чего не вижу: анге­лов, души человеческие.

2) Ещё верую в одно­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста[9], Сына Божия.  Он есть вто­рое лицо Пре­свя­той Тро­и­цы, один Сын у Бога Отца. Нет нико­го во всём мире, меж­ду анге­ла­ми и свя­ты­ми, рав­но­го Сыну Божию, ибо Он рож­дён от Отца преж­де веков, когда ещё не было и само­го вре­ме­ни (зна­чит, Сын Божий тáк же вечен, кáк и Бог Отец), рож­дён как бы Свет от Све­та, и есть истин­ный Бог от Бога истин­но­го, рож­дён, а не сотво­рён, и пото­му име­ет одно с Отцем суще­ство Боже­ское, и всё сотво­ре­но чрез Сына Божия.

3) Для нас, греш­ных людей, и для того, что­бы спа­сти нас от гре­ха, веч­но­го осуж­де­ния и смер­ти, Сын Божий сошёл с небес, при­нял тело и душу чело­ве­че­скую от Пре­чи­стой Девы Марии, при наи­тии на Неё Свя­то­го Духа, и, не пере­ста­вая быть Богом, сде­лал­ся чело­ве­ком, но чело­ве­ком безгрешным.

4) В то вре­мя Иудея нахо­ди­лась под вла­стью Рим­ско­го импе­ра­то­ра и ею управ­лял намест­ник его Пон­тий Пилат; Гос­подь Иисус Хри­стос отдал Себя за нас на рас­пя­тие, стра­дал и умер за наши гре­хи и погре­бён при Пон­тии Пилате.

5) Но в тре­тий день Гос­подь Иисус Хри­стос вос­крес из гро­ба, и в Его стра­да­ни­ях, смер­ти и вос­кре­се­нии испол­ни­лись пред­ска­за­ния древ­них про­ро­ков, напи­сан­ные в свя­щен­ных книгах.

6) В соро­ко­вой день после Сво­е­го вос­кре­се­ния Гос­подь Иисус Хри­стос оста­вил зем­лю Сво­им чело­ве­че­ством, и, пре­бы­вая на ней неви­ди­мо, как вез­де­су­щий Бог, воз­нёс­ся телом на небо, и, вос­се­дая одес­ную Отца, име­ет ту же власть, ту же силу и честь, как и Бог Отец, и управ­ля­ет вме­сте с Отцом всем види­мым и неви­ди­мым миром.

7) Будет вре­мя, когда Гос­подь Иисус Хри­стос опять при­и­дет на зем­лю види­мым обра­зом, толь­ко не в преж­нем уни­чи­же­нии, а со сла­вою небес­ною, окру­жён­ный св. анге­ла­ми, и не для того, что­бы стра­дать и уми­рать за людей, а что­бы судить всех живых и умер­ших, кото­рые для того все, начи­ная с Ада­ма, вос­крес­нут. Тогда, после само­го стро­го­го, послед­не­го и навсе­гда неиз­мен­но­го суда, наста­нет нескон­ча­е­мое Его царство.

8) Верую в истин­ную Цер­ковь Божию (то есть обще­ство веру­ю­щих хри­сти­ан, управ­ля­е­мое неви­ди­мо Иису­сом Хри­стом, чрез постав­ля­е­мых Им пас­ты­рей), бла­го­го­вей­но чту её и с пол­ным дове­ри­ем и любо­вью при­ни­маю её уче­ние и пови­ну­юсь её запо­ве­дям и уста­вам, пото­му что её учре­дил на зем­ле Сам Гос­подь и Сам Он управ­ля­ет ею неви­ди­мо чрез постав­ля­е­мых от Него пас­ты­рей. Верую, что истин­ная Цер­ковь Божия толь­ко одна, пото­му что один Гос­подь, одна истин­ная вера, одно истин­ное уче­ние. Ещё верую, что истин­ная Цер­ковь Божия свя­та, пото­му что она освя­ще­на уче­ни­ем, стра­да­ни­я­ми и крест­ною смер­тью свя­тей­ше­го Сына Божия и освя­ща­ет нас тем же уче­ни­ем Хри­сто­вым, свя­ты­ми таин­ства­ми, очи­ща­ю­щи­ми гре­хи наши, и сво­и­ми молит­ва­ми, низ­во­дя­щи­ми на нас бла­го­сло­ве­ние и поми­ло­ва­ние Божие. Ещё верую, что истин­ная Цер­ковь Божия есть собор­ная или все­лен­ская, пото­му что она устро­е­на Гос­по­дом не для одно­го како­го-нибудь наро­да, места или вре­ме­ни, а для всех наро­дов, мест и вре­мён, и с оди­на­ко­вою любо­вью при­ни­ма­ет под своё попе­че­ние и руко­вод­ство дика­ря и обра­зо­ван­но­го, знат­но­го и убо­го­го, бога­то­го и бед­но­го, стар­ца и мла­ден­ца. Ещё верую, что истин­ная Цер­ковь Божия есть Апо­столь­ская, пото­му что она хра­нит вер­но и неиз­мен­но то уче­ние, кото­рое про­по­ве­ды­ва­ли миру свя­тые Апо­сто­лы, научен­ные истин­ной вере Самим Хри­стом Спа­си­те­лем, и пото­му что в ней сохра­ня­ет­ся непре­рыв­ность даров Свя­то­го Духа чрез епи­скоп­ское руко­по­ло­же­ние, иду­щее от Апостолов.

10) При­знаю, что кре­ще­ние, для очи­ще­ния от гре­хов, над при­няв­шим его не совер­ша­ет­ся в дру­гой раз[10].

11) и 12) Ожи­даю и уве­рен, что все умер­шие вос­крес­нут с тела­ми, т. е. души умер­ших  людей соеди­нят­ся со сво­и­ми тела­ми, кото­рые будут нетлен­ны, и тогда наста­нет веч­ная, нескон­ча­е­мая жизнь.

Отделение второе

I. Утренние молитвы

Во имя Отца и Сына и Свя­та­го Духа. Аминь.

__________

Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Сыне Божий, поми­луй мя грешного.

__________

Сла­ва Тебе, Боже наш, сла­ва Тебе.

__________

Царю Небес­ный, Утé­ши­те­лю, Дýше исти­ны, Иже вез­де сый[11] и вся испол­ня­яй, сокро­ви­ще бла­гих[12] и жиз­ни Пода­те­лю, при­и­и­ди и все­ли­ся в ны и очи­сти ны от вся­кия сквер­ны, и спа­си, Бла­же, души наша.

__________

Свя­тый Боже, Свя­тый креп­кий, Свя­тый бес­смерт­ный, поми­луй нас (три­жды).

__________

Сла­ва Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

__________

Пре­свя­тая Тро­и­це, поми­луй нас: Гос­по­ди, очи­сти гре­хи наша, Вла­ды­ко, про­сти без­за­ко­ния наша, Свя­тый, посе­ти и исце­ли немо­щи наша, име­ни Тво­е­го ради.

__________

Гос­по­ди поми­луй, Гос­по­ди, поми­луй, Гос­по­ди, помилуй.

__________

Сла­ва… и ныне…

__________

Отче наш…

__________

От сна вос­став, бла­го­да­рю Тя, Свя­тая Тро­и­це, яко мно­гия ради Тво­ея бла­го­сти и дол­го­тер­пе­ния, не про­гне­вал­ся еси на мя, лени­во­го и греш­но­го, нижé погу­бил мя еси со без­за­конь­ми мои­ми, но чело­ве­ко­люб­ство­вал, если обыч­но, и в неча­я­нии лежа­ще­го воз­двигл мя еси, во еже ýтре­ни­ва­ти и сла­во­сло­ви­ти дер­жа­ву Твою. И ныне про­све­ти мои очи мыс­лен­ные, отвер­зи моя уста, поуча­ти­ся сло­ве­сем Тво­им, и разу­ме­ти запо­ве­ди Твоя, и тво­ри­ти волю Твою, и пети Тя во испо­ве­да­нии сер­деч­нем, и вос­пе­ва­ти все­свя­тое имя Твое, Отца и Сына и Свя­та­го Духа, ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

Встав от сна, бла­го­да­рю Тебя, Свя­тая Тро­и­ца, Боже, что Ты, по вели­ко­му Тво­е­му мило­сер­дию и дол­го­тер­пе­нию, не про­гне­вал­ся на меня, лени­во­го и греш­но­го, и не истре­бил меня с мои­ми без­за­ко­ни­я­ми; но пока­зал ко мне все­гдаш­нее Твое чело­ве­ко­лю­бие и про­бу­дил меня, лежа­ще­го в бес­печ­но­сти, что­бы я встре­тил утро и про­сла­вил Твою силу. И ныне про­све­ти мои мыс­лен­ные очи, открой мои уста, что­бы я научал­ся Тво­им сло­вам и пони­мал Твои запо­ве­ди и испол­нял Твою волю, и про­слав­лял Тебя, созна­вая в серд­це Твои мило­сти, и вос­пе­вал все­свя­тое имя Твое, Отца и Сына и Свя­та­го Духа, ныне и все­го и во веки веков. Аминь.

__________

К Тебе, Вла­ды­ко чело­ве­ко­люб­че, от сна востав, при­бе­гаю, и на дела Твоя под­ви­за­ю­ся мило­сер­ди­ем Тво­им, и молю­ся Тебе: помо­зи мне на вся­кое вре­мя во вся­кой вещи, и изба­ви мя от вся­кия мир­ския злыя вещи и дья­воль­ско­го поспе­ше­ния, и спа­си мя, и вве­ди в Цар­ство Твое вечое. Ты бо еси мой сотво­ри­тель и вся­ко­му бла­гу про­мыс­лен­ник и пода­тель, о Тебе же все упо­ва­ние мои, и Тебе сла­ву вос­сы­лаю ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

К Тебе, Вла­ды­ка чело­ве­ко­лю­бец, встав от сна, при­бе­гаю и при­сту­паю к делам Тво­им по мило­сер­дию Тво­е­му, и молюсь Тебе: помо­ги мне во вся­кое вре­мя и в каж­дом деле, избавь меня от вся­ко­го житей­ско­го зло­го дела и дья­воль­ско­го дей­ствия, спа­си меня и вве­ди в веч­ное Твое Цар­ство. Ибо Ты мой Тво­рец, помощ­ник в доб­ре и пода­тель вся­ко­го бла­га, и на Тебя всё упо­ва­ние моё, и Тебе я воз­даю сла­ву ныне и все­гда и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице

Пре­свя­тая Вла­ды­чи­це моя, Бого­ро­ди­це, свя­ты­ми Тво­и­ми и все­силь­ны­ми моль­ба­ми отже­ни от мене, сми­рен­но­го и ока­ян­но­го раба Тво­е­го, уны­ние, забве­ние, нера­зу­мие, нера­де­ние и вся сквер­ная, лука­вая и хуль­ная помыш­ле­ния, от ока­ян­но­го мое­го серд­ца и от помра­чен­но­го ума мое­го. И пога­си пла­мень стра­стей моих, яко нищ есмь и ока­я­нен. И изба­ви мя от мно­гих и лютых вос­по­ми­на­ний и пред­при­я­тий и от всех действ злых сво­бо­ди́ мя. Яко бла­го­сло­вен­на еси от всех родов и сла­вит­ся пре­чест­нóе имя Твое во веки веков. Аминь.

Пре­свя­тая моя Вла­ды­чи­ца Бого­ро­ди­ца, Тво­и­ми свя­ты­ми и все­силь­ны­ми молит­ва­ми про­го­ни от меня, недо­стой­но­го и несчаст­но­го раба Тво­е­го, уны­ние, забыв­чи­вость, небла­го­ра­зу­мие, нера­де­ние и все сквер­ные, злые и нече­сти­вые мыс­ли из мое­го нечи­сто­го серд­ца и от мое­го помра­чен­но­го ума; пога­си пла­мень моих стра­стей, пото­му что я бес­си­лен на доб­рые дела, и избавь меня от вся­ких сквер­ных вос­по­ми­на­ний и дур­ных пред­при­я­тий, и осво­бо­ди меня от всех дур­ных дел, ибо Тебя бла­го­слов­ля­ют все наро­ды и Твое чест­ней­шее имя про­слав­ля­ет­ся во веки веков. Аминь.

Молитва к св. Ангелу хранителю

Анге­ле Божий, хра­ни­те­лю мой свя­тый, на соблю­де­ние мне от Бога с небе­се дан­ный, при­леж­но молю тя: ты мя днесь про­све­ти  и от вся­ка­го зла сохра­ни, ко бла­го­му дея­нию наста­ви и на путь спа­се­ния напра­ви. Аминь.

Ангел Божий, хра­ни­тель мой свя­тый, дан­ный мне с неба от Бога для охра­не­ния (меня), усерд­но про­шу тебя: ты сего­дня (научи и) про­све­ти меня, сохра­ни от вся­ко­го зла, наставь на доб­рые дела и направь на путь спа­се­ния. Аминь.

Молитвенное призывание святого, которого имя носит молящийся

Свя­тый угод­ник Божий (имя его)! Моли Бога обо мне, я с усер­ди­ем при­бе­гаю к тебе, ско­ро­му помощ­ни­ку и молит­вен­ни­ку о моей душе.

Молитва за Царя и отечество

Спа­си, Гос­по­ди, люди Твоя и бла­го­сло­ви досто­я­ние Твое, побе­ды бла­го­вер­но­му ИМПЕРАТОРУ наше­му НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ на сопро­тив­ныя дáруя и Твое сохра­няя кре­стом Тво­им жительство.

__________

Спа­си, Гос­по­ди, и поми­луй роди­те­лей моих, род­ствен­ни­ков, началь­ни­ков и бла­го­де­те­лей и всех хри­сти­ан; дáруй им здра­вие и спа­се­ние души и во всем бла­гое поспе­ше­ние, как бла­гий и человеколюбец.

__________

Помя­ни, Гос­по­ди, по Цар­ствии Тво­ем Небес­ном усоп­ших раб Тво­их (роди­те­лей и про­чих сле­ду­ет назы­вать по име­ни) и про­сти им все согре­ше­ния и спо­до­би их веч­ной жизни.

II. Молитвы:

Пред началом всякого дела

Бла­го­сло­ви, Гос­по­ди, и помо­ги мне, греш­но­му, совер­шить начи­на­е­мое мною дело во сла­ву Твою.

По окончании дела

Бла­го­да­рю Тебя, Господи!

III. Молитва перед обедом и ужином

Отче наш…

IV. Молитва после обеда и ужина

Бла­го­да­рим Тя, Хри­сте Боже наш, яко насы­тил еси нас зем­ных Тво­их благ. Не лиши нас  и Небес­но­го Тво­е­го Царствия.

V. Молитвы перед сном

Нача­ло то же самое, как и в утрен­них молит­вах (читай пер­вые 10 молитв).

Молитва св. Макария Великого

Боже веч­ный и Царю вся­ко­го созда­ния, сподó­би­вый мя даже в час сей доспе­ти: про­сти ми гре­хи, яже сотво­рих в сей день делом, сло­вом и помыш­ле­ни­ем: и очи­сти, Гос­по­ди, сми­рен­ную мою душу от вся­кия сквер­ны пло­ти и духа, и даждь ми, Гос­по­ди, в нощи́ сей сон прейти в мире, да воставь от сми­рен­но­го ми ложа бла­го­уго­жду пре­свя­то­му име­ни Тво­е­му во вся дни живо­та мое­го, и попе­ру борю́щия мя вра­ги плот­ския и бес­плот­ныя. И изба­ви мя, Гос­по­ди, от помыш­ле­ний сует­ных, осквер­ня­ю­щих мя, и похо­тей лука­вых. Яко Твое есть цар­ство и сила и сла­ва, Отца и Сына и Свя­та­го Духа, ныне и прис­но и во веки веков. Амин.

Боже веч­ный и Царь вся­ко­го тво­ре­ния, удо­сто­ив­ший меня дожить до сего часа! Про­сти мне гре­хи, кото­рые я совер­шил в этот день делом, сло­вом и мыс­ля­ми: и очи­сти, Гос­по­ди, мою недо­стой­ную душу от вся­кой нечи­сто­ты телес­ной и духов­ной. Дай мне, Гос­по­ди, в нынеш­нюю ночь про­ве­сти сон мир­но, что­бы, встав с моей посте­ли, я делал угод­ное Тво­е­му пре­свя­то­му име­ни во все дни моей жиз­ни и побеж­дал напа­да­ю­щих на меня телес­ных и бес­те­лес­ных вра­гов; и избавь меня, Гос­по­ди, от пустых мыс­лей, осквер­ня­ю­щих меня, и злых стра­стей, ибо Твое есть цар­ство и сила и сла­ва, Отца и Сына и Свя­та­го Духа, ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

__________

День про­шед, бла­го­да­рю Тя, Гос­по­ди, вечер про­шу с нощию без гре­ха подаждь ми, Спа­се, и спа­си мя.

Про­шед­ши день, бла­го­да­рю Тебя, Гос­по­ди, и про­шу, Спа­си­тель мой, дáруй мне про­весть вечер с ночью без гре­ха, и спа­си меня.

Молитва ко Пресвятой Богородице

Мило­сер­дия две­ри отвер­зи нам, Бла­го­сло­вен­ная Бого­ро­ди­це, наде­ю­щи­е­ся на Тя да не погиб­нем, но да изба­вим­ся Тобою от бед: Ты бо еси спа­се­ние рода христианского.

Молитва св. Ангелу хранителю

Анге­ле Хри­стов, хра­ни­те­лю мой свя­тый и покро­ви­те­лю души и тела мое­го, вся ми про­сти, ели­ка согре­ших во днеш­ний день, и от вся­ко­го лукав­ствия про­тив­но­го ми вра­га изба­ви мя, да ни в коем­же гре­се про­гне­ваю Бога мое­го: но моли за мя греш­но­го и недо­стой­но­го раба, яко да достой­на мя пока­же­ши бла­го­сти и мило­сти Все­свя­тыя Тро­и­цы и Мате­ре Гос­по­да мое­го Иису­са Хри­ста и всех свя­тых. Аминь.

Ангел Хри­стов, свя­тый мой хра­ни­тель и покро­ви­тель моей души и тела! Про­сти мне всё, в чём я согре­шил в нынеш­ний день, и избавь меня от вся­ко­го ковар­ства зло­го мое­го вра­га, что­бы я ни одним гре­хом не про­гне­вал мое­го Бога, но молись обо мне, греш­ном и недо­стой­ном рабе, что­бы я ока­зал­ся достой­ным бла­го­сти и мило­сти Все­свя­той Тро­и­цы и Мате­ри Гос­по­да мое­го Иису­са Хри­ста и всех свя­тых. Аминь.

__________

Молит­вы: За Царя и оте­че­ство. О здра­вии и спа­се­нии живых. Об умерших. 

Так же, как и утром, ― те же молитвы.

VI. Молитва пред сражением

Спа­си­тель мой! Ты поло­жил за нас душу Свою, что­бы спа­сти нас; Ты запо­ве­дал и нам пола­гать души свои за дру­зей наших, за близ­ких нам. Радост­но иду я испол­нять свя­тую волю Твою и поло­жить жизнь свою за Царя и оте­че­ство. Воору­жи меня кре­по­стию и муже­ством на одо­ле­ние вра­гов наших, и дáруй мне уме­реть с твер­дою верою и надеж­дою веч­ной бла­жен­ной жиз­ни в Тво­ем Царстве.

Мати Божия! Сохра­ни меня под покро­вом Тво­им. Аминь.

VII. Тропари (т. е главные песнопения) великих праздников

На Рождество Богородицы

8 сен­тяб­ря

Рож­де­ство Твое, Бого­ро­ди­це Дево, радость воз­ве­сти всей все­лен­ней: из Тебе бо вос­сия Солн­це прав­ды, Хри­стос Бог наш, и, разруши́в клят­ву, даде бла­го­сло­ве­ние и, упразд­нив смерть, даро­ва нам живот вечный.

Рож­де­ние Твое, Бого­ро­ди­це Дева, воз­ве­сти­ло радость все­му миру; ибо из Тебя вос­си­я­ло Солн­це прав­ды, Хри­стос Бог наш; уни­что­жив про­кля­тие, Он воз­вра­тил нам бла­го­сло­ве­ние и, низ­ло­жив смерть, даро­вал нам веч­ную жизнь.

На Воздвижение Честного и Животворящего Креста

14 сен­тяб­ря

Спа­си, Гос­по­ди, люди Твоя и бла­го­сло­ви досто­я­ние Твое, побе­ды бла­го­вер­но­му ИМПЕРАТОРУ наше­му НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ на сопро­тив­ныя дáруя и Твое сохра­няя кре­стом Тво­им жительство.

Спа­си, Гос­по­ди, людей Тво­их и бла­го­сло­ви их ― досто­я­ние Твое. Дáруй побе­ды на вра­гов бла­го­вер­но­му ИМПЕРАТОРУ наше­му НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ, сохра­няя силою кре­ста Тво­е­го Твое житель­ство (т. е. стра­ну веру­ю­щих, сре­ды кото­рых Гос­подь неви­ди­мо обитает).

На Введение во Храм Богородицы

21 нояб­ря

Днесь бла­го­во­ле­ния Божия пре­до­бра­же­ние и чело­ве­ков спа­се­ния про­по­ве­да­ние, в хра­ме Божии ясно Дева явля­ет­ся и Хри­ста всем пред­воз­ве­ща­ет: Той и мы велег­лас­но возо­пим: радуй­ся, смот­ре­ния Зижди­те­ле­ва исполнение.

Ныне предъ­и­зоб­ра­же­ние бла­го­во­ле­ния к нам Божия и про­воз­ве­стие о спа­се­нии людей. Дева тор­же­ствен­но явля­ет­ся в хра­ме Божи­ем и пред­воз­ве­ща­ет всем о Хри­сте. Ей и мы гром­ко воз­гла­сим; радуй­ся, испол­не­ние про­мыш­ле­ния о нас Создателя.

На Рождество Христово

25 декаб­ря

Рож­де­ство, Твое, Хри­сте Боже наш, вос­сия миро­ви свет разу­ма: в нем бо звездáм слу­жá­щии звез­дою уча­ху­ся Тебе кла­ня­ти­ся, Солн­цу прав­ды, и Тебе веде­ти с высо­ты Восто­ка: Гос­по­ди, сла­ва Тебе.

Рож­де­ние Твое, Хри­сте Боже наш, оза­ри­ло мир све­том Бого­по­зна­ния; ибо тогда звёз­дам, как Богу слу­жив­шие, звез­дою науче­ны покло­нять­ся Тебе, Солн­цу прав­ды, и знать Тебя, Восток с высо­ты: Гос­по­ди, сла­ва Тебе!

На Богоявление

6 янва­ря

Во Иор­дане кре­ща­ю­щу­ся Тебе, Гос­по­ди, Тро­и­че­ское яви­ся покло­не­ние: Роди­те­лев бо глас сви­де­тель­ство­ва­ше Тебе, воз­люб­лен­но­го Тя Сына име­нуя: и Дух, в виде голуби́не, извест­во­ва­ше сло­ве­се утвер­жде­ние. Явлей­ся, Хри­сте Боже, и мир про­све­щéй, сла­ва Тебе

Когда Ты, Гос­по­ди, кре­стил­ся в Иор­дане, откры­лось покло­не­ние Пре­свя­той Тро­и­це: ибо глас Отца сви­де­тель­ство­вал о Тебе, назы­вая Тебя воз­люб­лен­ным Сыном, и Дух, в виде голу­бя, под­твер­дил истин­ность слов. Хри­сте Боже, явив­ший­ся и про­све­тив­ший мир, сла­ва Тебе!

На Сретение Господне

2 фев­ра­ля

Радуй­ся, бла­го­дат­ная Бого­ро­ди­це Дево, из Тебе бо вос­сия Солн­це прав­ды, Хри­стос Бог наш, про­све­ща­яй сущая во тьме: весе­ли­ся и ты, стар­че пра­вед­ный, при­е­мый во объ­я­тия Сво­бо­ди­те­ля душ наших, дáру­ю­ще­го нам воскресение.

Радуй­ся, бла­го­да­тая Бого­ро­ди­ца Дева, пото­му что из Тебя вос­си­я­ло Солн­це прав­ды, Хри­стос Бог наш, про­све­ща­ю­щий нахо­дя­щих­ся во тьме; весе­лись и ты, ста­рец пра­вед­ный, при­няв в объ­я­тия Осво­бо­ди­те­ля душ наших, дару­ю­ще­го нам воскресение.

На Благовещение

25 мар­та

Днесь спа­се­ния наше­го гла­виз­на, и еже от века таин­ства явле­ние: Сын Божий Сын Девы быва­ет, и Гав­ри­ил бла­го­дать бла­го­вест­ву­ет. Тем­же и мы с ним Бого­ро­ди­це возо­пи­им: радуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с Тобою.

Ныне нача­ло наше­го спа­се­ния и про­яв­ле­ние быв­шей от века тай­ны: Сын Божий ста­но­вит­ся Сыном Девы, и Гав­ри­ил бла­го­вест­ву­ет бла­го­дать. Посе­му и мы с ним вос­клик­нем Бого­ро­ди­це: радуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с тобою!

На вход Господень в Иерусалим или вербное воскресение

Общее вос­кре­се­ние преж­де Тво­ея стра­сти уве­ряя, из мерт­вых воз­двигл еси Лаза­ря, Хри­сте Боже. Тем­же и мы, яко отро­цы, побе­ды зна­ме­ния нося­ще, Тебе, Побе­ди­те­лю смер­ти, вопи­ем: осан­на в выш­них, бла­го­сло­вен гря­дый во имя Господне.

В общем вос­кре­се­нии преж­де Тво­е­го стра­да­ния удо­сто­ве­ряя, вос­кре­сил Ты из мерт­вых, Хри­сте Боже, Лаза­ря. Посе­му и мы, как дети (еврей­ские), нося зна­ме­ния побе­ды, вос­кли­ца­ем Тебе, Побе­ди­те­лю смер­ти: осан­на в выш­них, бла­го­сло­вен при­хо­дя­щий во имя Гос­по­да[13].

На Светлое Христово Воскресение

Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых, смер­тию смерть поправ и сущим во гро­бех живот даровав.

Хри­стос вос­крес из мерт­вых, смер­тию поправ смерть и нахо­дя­щим­ся в гро­бах даро­вав жизнь.

На Вознесение

Воз­не­ся­ся еси во сла­ве, Хри­сте Боже наш, радость сотво­ри­вый уче­ни­ком обе­то­ва­ни­ем Свя­та­го Духа, изве­щен­ным им быв­шим бла­го­сло­ве­ни­ем, яко Ты еси Сын Божий, Избáви­тель мира.

Хри­сте Боже наш, воз­нес­ся Ты во сла­ве, испол­нив радо­стью уче­ни­ков Тво­их чрез обе­ща­ние им Духа Свя­та­го, утвер­жден­ное Тво­им бла­го­сло­ве­ни­ем, ибо Ты Сын Божий, Иску­пи­тель мира.

На Пятидесятицу

Бла­го­сло­вен еси, Хри­сте Боже нас, Иже пре­муд­ры лов­цы явлей, нис­по­слав им Духа Свя­та­го и теми улов­лей все­лен­ную: Чело­ве­ко­люб­че, сла­ва Тебе.

Бла­го­сло­вен Ты, Хри­стос Бог наш, явив­ший (в св. Апо­сто­лах) пре­муд­рый лов­цев, нис­по­слав им Свя­та­го Духа, и ими уло­вив­ший все­лен­ную; сла­ва Тебе, Человеколюбче!

На Преображение

6 авгу­ста

Пре­об­ра­зил­ся еси на горе, Хри­сте Боже, пока­за­вый уче­ни­ком Тво­им сла­ву Твою, яко­же можа­ху. Да вос­си­я­ет и нам греш­ным свет Твой прис­но­су­щий молит­ва­ми Бого­ро­ди­цы: Све­то­да­вче, сла­ва Тебе.

В ином (Бого­слав­ном) обра­зе явил­ся Ты на горе, Хри­сте Боже, пока­зав уче­ни­кам Тво­им (Боже­ствен­ную) сла­ву Твою, сколь­ко мог­ли они видеть; да оза­рит и нас греш­ных свет Твой веч­ный молит­ва­ми Бого­ро­ди­цы: Све­то­по­да­тель, сла­ва Тебе!

На Успение Божией Матери

15 авгу­ста

В рож­де­стве дев­ство сохра­ни­ла еси, во успе­нии мира не оста­ви­ла еси, Бого­ро­ди­це, пре­ста­ви­ла­ся еси к Живо­ту, Мати суща Живо­та: и молит­ва­ми Тво­и­ми избав­ля­е­ши от смер­ти души наша.

Бого­ро­ди­ца! Ты и родив­ши дев­ство сохра­ни­ла, и по успе­нии не оста­ви­ла мира; Ты (путём смер­ти) толь­ко пере­шла к Источ­ни­ку жиз­ни, как Мать Жиз­не­дав­ца, и Тво­и­ми молит­ва­ми избав­ля­ешь и наши души от смерти.

Примечания

[1] Сло­ва: Иже еси не небе­сех — зна­чат Ты, Кото­рый на небесах.

[2] Сло­во днесь — зна­чит: на сей день.

[3] Ели­ка — зна­чит: что.

[4] Еже свя­ти­ти его — зна­чит: что­бы свя­тить его.

[5] Сло­ва: Еди­но­сущ­на Отцу, Имже вся быша ― зна­чат: Кото­рый име­ет одно суще­ство с Богом Отцем и Кото­рым всё сотворено.

[6] Рас­пя­то­го же за ны ― зна­чит: но рас­пя­то­го за нас.

[7] Сло­ва: Иже со Отцем и Сыном спо­кло­ня­е­ма и сла­ви­ма, гла­го­лав­ше­го про­ро­ки ― озна­ча­ют: Кото­ро­му при­над­ле­жит такое же покло­не­ние и сла­во­сло­вие, как Отцу и Сыну, и Кото­рый гово­рил чрез пророков.

[8] Вме­сте с Сыном и Духом Свя­тым; ибо в Сим­во­ле веры о Сыне Божи­ем гово­рит­ся: Имже вся быша (Кото­рым всё сотво­ре­но), а Дух Свя­тый назы­ва­ет­ся живо­тво­ря­щим (дару­ю­щим все­му жизнь).

[9] Иисус ― зна­чит Спа­си­тель, Хри­стос ― пома­зан­ник.

[10] Кре­ще­ние есть пер­вое таин­ство в чис­ле семи таинств Хри­сто­вой Церк­ви. Эти семь таинств суть: кре­ще­ние, миро­по­ма­за­ние, при­ча­ще­ние, пока­я­ние, свя­щен­ство, брак, елеосвящение. 

[11] Сло­ва: Душе исти­ны, Иже вез­де сый ― зна­чат: Дух исти­ны, Кото­рый везде.

[12] Сло­ва: сокро­ви­ще бла­гих — зна­чат: источ­ник добра.

[13] Сло­во: осан­на ― еврей­ское, оно соб­ствен­но зна­чит: спа­си, помоги,Бог!

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки