Антоний Дулевич, иеромонах Ефрем (Калинин)
Может ли христианин вкушать идоложертвенное, если он при этом никого не соблазняет?

Анто­ний Дуле­вич, иеро­мо­нах Ефрем (Кали­нин),
мис­си­о­нер­ский отдел Кызыль­ской епар­хии

Среди неко­то­рых совре­мен­ных хри­стиан бытует мнение, что идо­ло­жерт­вен­ную пищу можно вку­шать при усло­вии, есть тот, кто ест, не соблаз­няет брата своего. Так ли это на самом деле? Защит­ники дан­ного убеж­де­ния ссы­ла­ются на слова Апо­стола Павла из 8 главы пер­вого посла­ния Корин­фя­нам: «Итак об упо­треб­ле­нии в пищу идо­ло­жерт­вен­ного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Еди­ного» (1Кор.8:4). Да, святой Павел учил не вку­шать при усло­вии соблазна брата (1Кор.8:8-13), но, раз­ре­шал ли Апо­стол есть подоб­ную пищу, если соблазна не пред­ви­дится? Что инте­ресно, убеж­дён­ные в раз­ре­ше­нии на вку­ше­ние идо­ло­жерт­вен­ного ссы­ла­ются только на 8 главу посла­ния корин­фя­нам, игно­ри­руя то, что ска­зано в главе 10 и совсем ни при­бе­гая к Пре­да­нию Церкви. Впро­чем, сна­чала об идолах.

Идолы

Конечно, идол в мире ничто. Идол — это мате­ри­аль­ный пред­мет, или изоб­ра­же­ние вымыш­лен­ных существ. Идол — объект покло­не­ния. Несмотря на то, что идол ничто, Апо­стол Иоанн учит: «Дети! хра­ните себя от идолов» (Ин.5:21). В житиях святых, напи­сан­ных свя­ти­те­лем Димит­рием Ростов­ским, часто опи­сы­ва­ется, как за идоль­скими изва­я­ни­ями «стоят» реаль­ные бесы. «Нена­сыт­ные демоны, улов­ляя случай усла­диться кровию и туком жертв, любят быть около жерт­вен­ни­ков и постав­лен­ных им куми­ров», — учит Васи­лий Вели­кий. Толкуя 10 главу книги про­рока Исаии, свя­ти­тель пред­по­ла­гает, что демоны реально пита­ются тем, что при­но­сится им в жертву, а вку­ша­ю­щий идо­ло­жерт­вен­ное ста­но­вится их соучаст­ни­ком в этом деле. «Посему-то вку­ша­ю­щие идо­ло­жерт­вен­ное назы­ва­ются «общ­ни­ками… тра­пезе бесов­стей» (1Кор.10:20, 21), потому что из жертвы, при­во­ди­мой к идолу, уде­ля­ется нечто при­сут­ству­ю­щему в нем демону, и он берет неко­то­рую часть из испа­ря­ю­щейся крови, из обра­ща­ю­ще­гося в дым тука и из прочих все­со­жже­ний; и кто пьет из чаши, из кото­рой дела­ется воз­ли­я­ние, тот пьет «чашу бесов­скую» (1Кор.10:211.

Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник, учи­ты­вая ничтож­ность идолов, пишет о запрете апо­сто­лом вку­ше­ния идо­ло­жерт­вен­ного: «Тра­пеза от жертв идоль­ских есть насто­я­щая бесов­ская тра­пеза, несмотря на то, что идол ничто и мясо идо­ло­жерт­вен­ное оста­ётся тем, чем было»2. По мысли свя­того, идол оста­ётся ничем, «но бес не ничто, а бого­про­тив­ное суще­ство» и «ему и уго­ждают при­ни­ма­ю­щие их и них (жертв)». Свя­ти­тель прямо пишет о том, что вку­ша­ю­щие уго­ждают бесам, а не Богу.

Вывод: вку­ша­ю­щий идо­ло­жерт­вен­ное ста­но­вится соучаст­ни­ком тра­пезы демо­нов.

Два поуче­ния корин­фя­нам

Толкуя нра­во­уче­ния об идо­ло­жерт­вен­ном Павла в первом посла­нии к Корин­фя­нам, святой Феофан раз­де­ляет их две части. Сна­чала Апо­стол делает упор на грех соблазна брата (8 глава), а затем уже сурово вос­пре­щает вку­шать идоль­скую пищу, ука­зы­вая на грех осквер­не­ния ею (10 глава).

По словам тол­ко­ва­теля, вкушая идо­ло­жерт­вен­ное, корин­фяне «два греха совер­шали: соблаз­няли немощ­ных и сами осквер­ня­лись, хоть не думали делать ни того, ни дру­гого». Святой Зла­то­уст, объ­яс­няя после­до­ва­тель­ность настав­ле­ний Апо­стола, пояс­няет: «Бла­жен­ный Апо­стол, желая испра­вить их, не вдруг упо­треб­ляет слова обли­че­ния, ибо про­ис­хо­див­шее у них было след­ствием более нера­зу­мия, нежели раз­вра­ще­ния, и потому нужно было в начале упо­тре­бить более уве­ща­ние, нежели силь­ное и гнев­ное обли­че­ние»3.

При­ве­дём слова Апо­стола, кото­рые редко вспо­ми­на­ются теми, кто счи­тает нор­маль­ным вку­ше­ние идоль­ской пищи. «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идо­ло­жерт­вен­ное значит что-нибудь? Нет, но что языч­ники, при­нося жертвы, при­но­сят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в обще­нии с бесами. Не можете пить чашу Гос­подню и чашу бесов­скую; не можете быть участ­ни­ками в тра­пезе Гос­под­ней и в тра­пезе бесов­ской» (1Кор.10:19–21). Тол­ко­ва­ние Цер­ко­вью этого отрывка не имеет двух смыс­лов: «Одними име­нами дока­зы­вает, что от идо­ло­жерт­вен­ного необ­хо­димо удер­жи­ваться»4 (бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский). Свя­ти­тель Феофан, при­водя слова Иоанна Зла­то­уста, допол­няет: «Это уже власт­ное зако­но­по­ло­же­ние. «То гово­рил: рас­су­дите сами, будто совет пред­ла­гая; а когда изло­жил им весь ход рас­суж­де­ния и вывел из него, до какой опас­но­сти дохо­дят вку­ша­ю­щие от жертв идоль­ских, что даже на сто­рону врагов Божиих и своих пере­хо­дят, — уже не дает места их рас­суж­де­нию, а пишет опре­де­ле­ние: не смейте же более касаться этих бесов­ских жертв: не можете чашу ту бесов­скую пить и тра­пезе той бесов­ской при­ча­щаться. Есть у вас своя чаша, чаша Гос­подня, и своя тра­пеза, тра­пеза Гос­подня. Их при­ча­ща­ясь, других не желайте. Стро­гое это зако­но­по­ло­же­ние изрек Апо­стол, дабы кто из упор­ней­ших, видя, что он гово­рил все преж­нее будто в виде совета: как разум­ным говорю, рас­су­дите сами, — не ослу­шался и не счел себя в праве не делать так, как выхо­дило из того рас­суж­де­ния. Почему гово­рит: не можете… не можете. Одни эти выра­же­ния доста­точны для вра­зум­ле­ния» (святой Зла­то­уст)»4.

Вывод: по словам всех тол­ко­ва­те­лей, Апо­стол вос­пре­щает вку­ше­ние идо­ло­жерт­вен­ного, если это про­ис­хо­дит наме­ренно (в неза­ви­си­мо­сти от того, соблаз­ня­ется этим брат, или нет).

Что не грех

Для объ­ек­тив­но­сти, сле­дует заме­тить, что не счи­та­ется грехом, если хри­сти­а­нин вкусил идо­ло­жерт­вен­ное по неве­де­нию. «Все, что про­да­ется на торгу, ешьте без вся­кого иссле­до­ва­ния, для спо­кой­ствия сове­сти; ибо Гос­подня земля, и что’ напол­няет ее» (1Кор.10:25–26). Эти Пав­ловы строки гово­рят ни о том, кто вку­шать идоль­ское раз­ре­ша­ется, но о другом. Жрецы не успе­вали всё идо­ло­жерт­вен­ное мясо упо­треб­лять в пищу и отсы­лали её на рынок. Но, чтобы хри­сти­ане не уда­ри­лись в сплош­ные иссле­до­ва­ния о про­да­ва­е­мом, то пред­ло­жил им не углуб­ляться в раз­ве­ды­ва­ния. Бла­жен­ный Фео­фи­лакт: «Мно­гими дово­дами под­твер­дил, что они должны удер­жи­ваться от идо­ло­жерт­вен­ного. Дабы опять не сде­ла­лись они раз­бор­чи­выми сверх долж­ного, не стали бы отка­зы­ваться от пре­да­ва­е­мого на торгу из опа­се­ния, что это может быть идо­ло­жерт­вен­ное, гово­рит: все, что про­да­ется, ешьте, без иссле­до­ва­ния»5. Бла­жен­ный Фео­до­рит Кир­ский«Поелику Апо­стол совер­шенно вос­пре­тил вку­ше­ние идо­ло­жерт­вен­ного, — а в то время города полны были тако­вых мяс, и веро­ятно, одни из ува­же­ния к апо­столь­скому закону не стали бы вовсе поку­пать их, а другие по чре­во­уго­дию пре­не­брегли бы закон, — то по необ­хо­ди­мо­сти и каса­тельно сего уза­ко­няет, что сле­до­вало»6.

Гос­подня земля и что напол­няет её, поэтому вку­ше­ние по незна­нию грехом не явля­ется. «Идо­ло­жерт­вен­ное дурно не по при­роде своей, но про­из­во­дит осквер­не­ние по про­из­во­ле­нию вку­ша­ю­щего» (свя­ти­тель Феофан).

Вывод: запре­щая вку­шать идо­ло­жерт­вен­ное наме­ренно, Апо­стол настав­ляет не про­из­во­дить иссле­до­ва­ния о пище, про­да­ва­е­мой на тор­жи­щах. Поэтому, можно сде­лать вывод, что вку­ше­ние идо­ло­жерт­вен­ного по неве­де­нию — не грех.

Апо­столь­ский собор

Исходя из лож­ного мнения, о том, что Апо­стол Павел «раз­ре­шал созна­тель­ное вку­ше­ние идо­ло­жерт­вен­ного», сле­дует оши­боч­ный вывод, что святой Павел про­ти­во­ре­чил реше­ниям Апо­столь­ского собора в Иеру­са­лиме, состо­яв­шемся за 7 лет до напи­са­ния посла­ния коринф­ским хри­сти­а­нам. Но, это не так. В 15 главе книги Деяний опи­сы­ва­ется работа Апо­столь­ского собора, в кото­ром Апо­стол Павел также участ­во­вал. «Ибо угодно Свя­тому Духу и нам не воз­ла­гать на вас ника­кого бре­мени более, кроме сего необ­хо­ди­мого: воз­дер­жи­ваться от идо­ло­жерт­вен­ного и крови, и удав­ле­нины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблю­дая сие, хорошо сде­ла­ете. Будьте здравы» (Деян.15:28). Как мы видим, изво­ле­ние Свя­того Духа — воз­дер­жи­ваться от идо­ло­жерт­вен­ного. Важен ещё и ком­мен­та­рий свя­того Зла­то­уста на данные строки: «Хотя это каса­ется пред­ме­тов телес­ных, но необ­хо­димо воз­дер­жи­ваться от них, потому что они про­из­во­дили вели­кое зло»7.

Дидахе

В памят­нике хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти конца I — начала II века «Дидахе» («Учение Гос­пода наро­дам чрез 12 апо­сто­лов») есть прямой запрет на вку­ше­ние идо­ло­жерт­вен­ного. «Что же каса­ется пищи, то понеси то, что можешь; но осо­бенно осте­ре­гайся идо­ло­жерт­вен­ного: потому что вку­ше­ние его — есть слу­же­ние мёрт­вым богам» (глава 6, стих 3). Дидахе сви­де­тель­ствует о древ­но­сти рас­смат­ри­ва­е­мого учения.

Сви­де­тель­ство муче­ни­ков

Довольно уди­ви­тельно уви­деть, как многие совре­мен­ные хри­сти­ане спо­койно отно­сятся к созна­тель­ному вку­ше­нию того, что при­не­сено в жертву врагу рода чело­ве­че­ского. Отка­зы­ва­ясь от вку­ше­ния идо­ло­жерт­вен­ного, святые муче­ники выби­рали смерть за Христа. Тако­вых муче­ни­ков десятки и сотни. И, почему никто из них просто не взял и не пере­кре­стил идо­ло­жерт­вен­ное, но пред­по­чел уме­реть? Потому что Цер­ковь нико­гда не бла­го­слов­ляла наме­ренно вку­шать сии яства.

Ценно и сви­де­тель­ство совре­мен­ного муче­ника за Христа, иерея Дани­ила Сысо­ева (†2009): «До сих пор эта норма оста­ется. Напри­мер, если придет криш­наит и даст вам какое-то уго­ще­ние, его уго­ще­ние при­ни­мать нельзя, потому что эта пища посвя­щена бесам. Есть такую пищу — смерт­ный грех, если вы знаете, что это идо­ло­жерт­вен­ное. Напри­мер, если мусуль­ма­нин вам подает жерт­вен­ное мясо на празд­ник Курбан Байрам, есть это смерт­ный грех. Они во время празд­ника раз­дают это мясо. Не просто мясо, а именно жерт­вен­ное мясо. Иудей вам даст мацу на празд­ник пессах — пасху, вку­шать эту пищу — смерт­ный грех, потому что криш­на­иты, мусуль­мане, иудеи не верят в Христа Спа­си­теля, а языч­ники верят в бесов, демо­нов. Поэтому участ­во­вать в их рели­ги­оз­ных тра­пе­зах — недо­пу­стимо»8.

Осквер­нится ли хри­сти­а­нин, съев идо­ло­жерт­вен­ное?

Если он вку­шает наме­ренно, то да. А в случае неосо­знан­ного съе­де­ния есть разные мнения. Следуя раз­ре­ше­нию Апо­стола Павла вку­шать рыноч­ную пищу без раз­бора, можно сде­лать вывод, что как тако­вого осквер­не­ния не про­изой­дёт.

Но вот пример из жития вели­ко­му­че­ника Фео­дора Тирона остав­ляет неко­то­рые вопросы каса­тельно осквернения/неосквернения по незна­нию. Свя­ти­тель Инно­кен­тий Хер­сон­ский в своём слове в день памяти этого вели­ко­му­че­ника пред­ла­гает сле­ду­ю­щую мысль: ««Никто не знал замысла, поэтому многие тысячи душ в самые святые дни осквер­ни­лись бы вку­ше­нием того, что рас­тво­рено было (так пове­лел Иулиан) кровью идо­ло­жерт­вен­ною. Это соста­вило бы для них пред­мет сожа­ле­ния на всю жизнь, а для Иули­ана, или, вернее ска­зать, сатаны, им дви­гав­шего, это была бы радость и тор­же­ство вели­кое»9. То есть, по мысли свя­ти­теля, хри­сти­ане осквер­ни­лись бы вку­ше­нием этой идо­ло­жерт­вен­ной пищи, кото­рая была куп­лена бы ими без све­де­ний о том, что она осквер­нена. Кроме того, в самом житии, изло­жен­ном свя­ти­те­лем Димит­рием Ростов­ским пишется: «И вот он при­звал к себе кон­стан­ти­но­поль­ского гра­до­на­чаль­ника и пове­лел ему еже­дневно в про­дол­же­ние первой сед­мицы, осквер­нять при­пасы, про­да­ва­е­мые на тор­жи­щах, кровью идоль­ских жертв, от кото­рых хри­сти­ане всегда обя­заны воз­дер­жи­ваться (Деян.15:2910. В данном жиз­не­опи­са­нии с ссыл­кой на Апо­столь­ский собор гово­рится о том, что хри­сти­ане должны «всегда» воз­дер­жи­ваться от идо­ло­жерт­вен­ного.

В Вели­ком Часо­слове тоже ска­зано, что не вкусив идо­ло­жерт­вен­ного, народ сохра­нил себя неосквер­нён­ным (исходя из кон­тек­ста жития, речь идёт о вку­ше­нии именно по неве­де­нию):«Но Муче­ник Федор, по про­мыслу Божию явив­шийся во сне тогдаш­нему Кон­стан­ти­но­поль­скому Архи­епи­скопу Евдок­сию и рас­ска­зав­ший о слу­чив­шемся, запо­ве­дал ему немед­ленно, в поне­дель­ник утром, созвать веру­ю­щих и запре­тить им исполь­зо­вать эти про­дукты, недо­ста­ток же необ­хо­ди­мой пищи вре­менно воз­ме­стить коли­вом… Тем самым и замыслы Отступ­ника были раз­ру­шены, и бла­го­че­сти­вый народ сохра­нил себя неосквер­нен­ным…»

Другие свя­то­оте­че­ские изре­че­ния

«От идо­ло­жерт­вен­ного бегайте, чтобы не сде­латься вам общ­ни­ками бесов; ибо его при­но­сят в честь бесов, то есть на оскорб­ле­ние Еди­ного Бога». (Свя­ти­тель Кли­мент, папа Рим­ский. Поста­нов­ле­ния апо­столь­ские. Се изре­чен­ные в восьми книгах. Книга седь­мая. 21 п.)

«А тут те, кото­рые сами суть сосуды Гос­подни и храм Божий, не исхо­дят от среды и не отсту­пают, чтобы избе­жать при­кос­но­ве­ния к нечи­стоте и не быть при­нуж­ден­ными осквер­ниться идо­ло­жерт­вен­ными яст­вами!» (Свя­ти­тель Киприан Кар­фа­ген­скийКнига о падшихКнига един­ства Церкви.)

Заклю­че­ние

Можно твёрдо утвер­ждать то, что созна­тель­ное вку­ше­ние идо­ло­жерт­вен­ное вос­пре­щено хри­сти­а­нину. Об этом сви­де­тель­ствует и Свя­щен­ное Писа­ние и Свя­щен­ное Пре­да­ние Церкви и сам здра­вый смысл. Тем, кто с этим не согла­сен стоит серьёзно заду­маться, ведь даже тот, кто вку­шает мацу (иудей­ские опрес­ноки), по 70-му пра­вилу святых Апо­сто­лов должен быть отлу­чен от Церкви…


При­ме­ча­ния:

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки