Кошерные продукты: взгляд православного богослова

Кошерные продукты: взгляд православного богослова

(33 голоса3.7 из 5)

Пово­дом для напи­са­ния этой ста­тьи ста­ло удив­ле­ние, вызван­ное объ­яв­ле­ни­ем-пре­ду­пре­жде­ни­ем, выве­шен­ным на две­рях одно­го из сто­лич­ных пра­во­слав­ных хра­мов. На стан­дарт­ном листе фор­ма­та А‑4 клир хра­ма стро­го гро­зил отлу­че­ни­ем от Церк­ви всех, кто будет поку­пать и упо­треб­лять в пищу кошер­ные продукты:

«Доро­гие бра­тья и сест­ры! В наших мага­зи­нах появи­лась про­дук­ция со зна­ком кошер­но­сти, а нам извест­но, что кошер­ные про­дук­ты — это про­дук­ты, освя­щен­ные рав­ви­на­ми кро­вью жерт­вен­ных живот­ных…». Далее сле­до­ва­ли ссыл­ки на пра­ви­ла свя­тых отцов «О вку­ше­нии идо­ло­жерт­вен­ной пищи», соглас­но кото­рым отве­дав­ших тако­вую отлу­ча­ют от Церк­ви на срок от 4 до 6 лет.

Навер­ное, пер­вое ощу­ще­ние, воз­ни­ка­ю­щее у обы­ва­те­ля после про­чте­ния это­го воз­зва­ния — это рас­те­рян­ность и даже страх. У более све­ду­ще­го чело­ве­ка — него­до­ва­ние и воз­му­ще­ние: вновь через обман, мож­но ска­зать «испод­тиш­ка» нас, пра­во­слав­ных, через осквер­не­ние от упо­треб­ле­ния «кошер­ных про­дук­тов» хотят раз­лу­чить со Хри­стом! И дей­стви­тель­но, если бы всё напи­сан­ное в листов­ке было исти­ной, инстинк­тив­ный гнев пра­во­слав­но­го чело­ве­ка был бы спра­вед­лив. Но беда в том, что всё, что свя­за­но с ино­сла­ви­ем, а тем более с иуда­из­мом, боль­шей части наше­го насе­ле­ния мало извест­но. А если и есть какие-то базо­вые зна­ния, то они зача­стую не соот­вет­ству­ют дей­стви­тель­но­сти из-за сомни­тель­но­сти источ­ни­ков, из кото­рых полу­че­ны (В. В. Роза­нов, Л. И. Тихо­ми­ров, В. И. Даль и.т.д), всту­пая в про­ти­во­ре­чие со мно­ги­ми фак­ти­че­ски­ми поло­же­ни­я­ми иудаизма.

Реко­мен­ду­ем так­же: “Мож­но ли пра­во­слав­ным упо­треб­лять халяль­ную пищу?”

Что­бы про­ком­мен­ти­ро­вать удив­ле­ние, сопро­вож­дав­шее авто­ра этой ста­тьи при чте­нии выше­при­ве­ден­но­го объ­яв­ле­ния, нуж­но зару­чить­ся тер­пе­ни­ем и вни­ма­ни­ем наше­го любез­но­го чита­те­ля, т.к. для рас­кры­тия затро­ну­той темы необ­хо­ди­мо неко­то­рое погру­же­ние в исто­рию еврей­ско­го наро­да и его традицию.

Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?

Нач­нем с рав­ви­нов. Преж­де все­го надо под­черк­нуть, что рав­вин в еврей­ской тра­ди­ции это не свя­щен­ник в нашем хри­сти­ан­ском пони­ма­нии, кото­рый упол­но­мо­чен свя­щен­но­дей­ство­вать, т.е. совер­шать Таин­ства. Рав­вин — это зва­ние, при­сва­е­мое иудею по полу­че­нии выс­ше­го еврей­ско­го рели­ги­оз­но­го обра­зо­ва­ния. Оно дает пра­во воз­глав­лять кон­гре­га­цию или общи­ну, пре­по­да­вать в иеши­ве (рели­ги­оз­ном учеб­ном заве­де­нии для юно­шей) и быть чле­ном рели­ги­оз­но­го суда.

Во вре­ме­на Хри­ста Спа­си­те­ля рав­вин был тол­ко­ва­те­лем Свя­щен­но­го Писа­ния, рели­ги­оз­ным настав­ни­ком, при­чем почти все­гда он зара­ба­ты­вал на жизнь какой-нибудь дру­гой работой.

Ста­нов­ле­ние инсти­ту­та рав­ви­нов про­ис­хо­ди­ло в сред­ние века и свя­зы­ва­лось с упад­ком Вави­лон­ско­го гао­на­та и экси­лар­ха­та — цен­траль­ных инсти­ту­тов еврей­ской диас­по­ры, про­из­во­див­ших назна­че­ния рав­ви­нов в мест­ные общи­ны. С кон­ца Х века общи­ны ста­ли само­сто­я­тель­нее и сами изби­ра­ли себе духов­но­го руко­во­ди­те­ля. Рав­ви­ном мог стать уче­ный, высо­ко­мо­раль­ный авто­ри­тет­ный чело­век, обла­да­ю­щий муд­ро­стью судьи, спо­соб­но­стью руко­во­дить обще­ствен­ны­ми дела­ми и духов­ной жиз­нью общины.

Под­чер­ки­ва­ем: в обя­зан­но­сти рав­ви­нов не вхо­ди­ли функ­ции свя­щен­но­слу­жи­те­ля, он не дол­жен был вести сина­го­галь­ное бого­слу­же­ние, бла­го­слов­лять чле­нов кон­гре­га­ции и т.п. Лишь позд­нее рав­ви­ны ста­ли заклю­чать бра­ки и совер­шать раз­во­ды, и толь­ко пото­му, что эти цере­мо­нии тре­бо­ва­ли дос­ко­наль­но­го зна­ния рели­ги­оз­но­го зако­на и соблю­де­ния судеб­ной процедуры.

Иеру­са­лим­ский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) един­ствен­ное место жерт­во­при­но­ше­ний Вет­хо­за­вет­ной Церкви.

Что каса­ет­ся жерт­вен­ных живот­ных, кро­вью кото­рых яко­бы окроп­ля­ют­ся кошер­ные про­дук­ты, то здесь про­смат­ри­ва­ет­ся иска­же­ние дей­стви­тель­но­сти и эле­мен­тар­ное неве­же­ство по отно­ше­нию к тако­му «точ­но­му пред­ме­ту» (тер­мин, пред­ло­жен­ный цер­ков­ным исто­ри­ком В.В. Боло­то­вым) как история.

70‑й год по Рож­де­стве Хри­сто­вом вошел в исто­рию Свя­той Зем­ли не толь­ко как год подав­ле­ния рим­ля­на­ми четы­рех­лет­не­го иудей­ско­го вос­ста­ния (годом пол­но­го усми­ре­ния Иудеи явля­ет­ся 73‑й), но и как год раз­ру­ше­ния Иеру­са­ли­ма и его глав­ной свя­ты­ни — Иеру­са­лим­ско­го Хра­ма. Подав­ле­ние вос­ста­ния было пору­че­но импе­ра­то­ром Вес­па­си­а­ном сво­е­му сыну Титу. О серьез­но­сти вой­ны Рима и Иудеи гово­рит тот факт, что Вес­па­си­ан оста­вил Титу три леги­о­на (1 леги­он насчи­ты­вал 6000 вои­нов), к кото­рым сам Тит доба­вил ещё три, из Сирии и Егип­та, а так­же при­звал вой­ска из под­чи­нен­ных Риму царств, в част­но­сти из Эме­сы. Общее чис­ло сол­дат при­бли­жа­лось к 40 000.

В фев­ра­ле 70-го года армия Тита оса­ди­ла Иеру­са­лим. Оса­да про­дол­жа­лась почти пол­го­да и 28 авгу­ста, перед послед­ним штур­мом горо­да, Тит, по сви­де­тель­ству еврей­ско­го исто­ри­ка Иоси­фа Фла­вия, отдал при­каз не раз­ру­шать Иеру­са­лим­ский Храм, так как в буду­щем он будет «слу­жить укра­ше­ни­ем Импе­рии». Но вой­на есть вой­на: отча­я­ние и ярость, с какой сра­жа­лись иудеи, нару­ши­ли все стра­те­ги­че­ские пла­ны рим­лян и ситу­а­ция вышла из под кон­тро­ля… Храм погиб.

Надо ска­зать, что для евре­ев Иеру­са­лим­ский Храм был не про­сто куль­то­вым зда­ни­ем — это было един­ствен­ное место посто­ян­но­го при­сут­ствия Само­го Твор­ца. Поми­мо Иеру­са­лим­ско­го Хра­ма прак­ти­че­ски в каж­дом насе­лен­ном пунк­те Свя­той Зем­ли были сина­го­ги (места изу­че­ния и тол­ко­ва­ния Писа­ния), но они не мог­ли заме­нить Храм и Хра­мо­вое бого­слу­же­ние, нераз­рыв­но свя­зан­ное с жертвоприношениями.

Каж­дый иудей по самым раз­ным пово­дам в жиз­ни (сбор уро­жая, рож­де­ние детей, смерть близ­ких и т.д.) дол­жен был прий­ти в Храм и при­не­сти жерт­ву. Но 70‑й год изме­нил мно­гое. Вме­сте с уни­что­же­ни­ем Хра­ма была раз­ру­ше­на и вся систе­ма жерт­во­при­но­ше­ний, кото­рая насчи­ты­ва­ла не одно сто­ле­тие. Да и сам инсти­тут свя­щен­ни­ков (кога­ним), кото­рые совер­ша­ли риту­ал, без Хра­ма поте­рял свой смысл.

До сего­дняш­не­го дня свя­щен­ни­ков в иуда­из­ме нет, как и не суще­ству­ет кров­ных жерт­во­при­но­ше­ний — их неко­му, да и негде при­но­сить (с VII века на месте Иеру­са­лим­ско­го Хра­ма нахо­дит­ся тре­тья по зна­чи­мо­сти свя­ты­ня ислам­ско­го мира Мечеть Ска­лы или Мечеть Ома­ра). Тем не менее в еврей­ских общи­нах до сих пор с бла­го­го­ве­ни­ем отно­сят­ся к носи­те­лям свя­щен­ни­че­ских фами­лий, как пред­ста­ви­те­лям духов­ной ари­сто­кра­тии. Как пра­ви­ло, боль­шин­ство евре­ев по фами­лии Коган, Рап­по­порт, Кац явля­ют­ся потом­ка­ми древ­них свя­щен­ни­ков и поэто­му не могут всту­пать вто­рой раз в брак или женить­ся (выхо­дить замуж) на вдовствующих.

Отношение к крови в еврейской традиции

Несколь­ко слов об отно­ше­нии иуде­ев к кро­ви. В еврей­ской тра­ди­ции кровь — это мате­ри­аль­ная обо­лоч­ка души живот­но­го. Кровь несет в себе «нефеш» — жиз­нен­ную энер­гию, «живот­ную душу», кото­рая содер­жит все веще­ства, необ­хо­ди­мые для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния орга­низ­ма, и достав­ля­ет их ко всем орга­нам тела. Она напол­ня­ет и про­ни­зы­ва­ет весь орга­низм, кото­рый стро­ит­ся из её эле­мен­тов и зави­сит от её соста­ва. И пока живот­ное живо «нефеш» — жиз­нен­ная энер­гия — нахо­дит­ся в его кро­ви, и наобо­рот — кровь живот­но­го — в его душе. Дру­ги­ми сло­ва­ми не душа живот­но­го рас­тво­ре­на в его кро­ви, а наобо­рот — кровь как бы «впи­та­на» душой.

Имен­но этим в еврей­ской тра­ди­ции объ­яс­ня­ет­ся запрет на упо­треб­ле­ние в пищу любых про­дук­тов, содер­жа­щих кровь живот­но­го. Так, если рели­ги­оз­ный еврей решит при­го­то­вить яич­ни­цу и при раз­би­тии кури­но­го яйца обна­ру­жит сре­ди бел­ка и желт­ка кро­вин­ку, он немед­лен­но дол­жен выбро­сить это яйцо и заме­нить его дру­гим. Что тут гово­рить о тех неле­пых домыс­лах, про­во­ци­ро­вав­ших мас­со­вые погро­мы в нача­ле ХХ века, в Рос­сии, Укра­ине, Бело­рус­сии, Мол­да­вии и т.д., по кото­рым евреи яко­бы добав­ля­ли в состав сво­ей пас­халь­ной мацы кровь хри­сти­ан­ских младенцев?!

1913‑й год был озна­ме­но­ван очень шум­ным судеб­ным про­цес­сом, кото­рый про­хо­дил в Кие­ве. Он вошел в исто­рию оте­че­ствен­ной юрис­пру­ден­ции как «Дело Бей­ли­са». 39-лет­ний Мен­дель Бей­лис обви­нял­ся в риту­аль­ном убий­стве 13-лет­не­го Андрея Ющин­ско­го, при­чем экс­пер­том обви­ня­ю­щей сто­ро­ны высту­пал като­ли­че­ский свя­щен­ник Иустин Пра­най­тис. Неле­пость и фаль­си­фи­ка­цию это­го дела уда­лось вскрыть наше­му пра­во­слав­но­му свя­щен­ни­ку Алек­сан­дру Гла­го­ле­ву, про­фес­со­ру кафед­ры Древ­не­ев­рей­ско­го язы­ка и Биб­лей­ской архео­ло­гии Киев­ской Духов­ной Ака­де­мии. Отец Алек­сандр — пре­крас­ный зна­ток Свя­щен­но­го Писа­ния и Вет­хо­за­вет­но­го зако­но­да­тель­ства — дока­зал суду при­сяж­ных о невоз­мож­но­сти совер­ше­ния иуде­я­ми риту­аль­ных жерт­во­при­но­ше­ний после раз­ру­ше­ния Иеру­са­лим­ско­го Хра­ма, а так­же о недо­пу­сти­мо­сти упо­треб­ле­ния кро­ви не толь­ко в пищу, но и вооб­ще в каких-либо дру­гих целях.

Итак, утвер­жде­ние выше­упо­мя­ну­то­го объ­яв­ле­ния о том, что рав­ви­ны освя­ща­ют кошер­ную пищу кро­вью жерт­вен­ных живот­ных явля­ет­ся пол­ным неве­же­ством и нелепостью!!!

Что же такое «кошерная пища»?

В наших мага­зи­нах дей­стви­тель­но появи­лось боль­шое коли­че­ство про­дук­тов стран, с кото­ры­ми Укра­и­на под­дер­жи­ва­ет тор­го­вые свя­зи. Сре­ди этих стран нахо­дит­ся и ближ­не­во­сточ­ное госу­дар­ство Изра­иль, про­дук­ция кото­ро­го так широ­ко пред­став­ле­на сего­дня в наших мага­зи­нах. Это и дет­ское пита­ние, цит­ру­со­вые, соки, зелень и мно­гое дру­гое. Как пра­ви­ло, про­дук­ция изра­иль­ских про­из­во­ди­те­лей мар­ки­ру­ет­ся зна­ком кошер­но­сти. Хотя не толь­ко изра­иль­ский про­из­во­ди­тель ста­вит знак кошер­но­сти на сво­их про­дук­тах, так мно­гие запад­но­ев­ро­пей­ские про­из­во­ди­те­ли так­же сооб­ща­ют на сво­их упа­ков­ках, что их про­дук­ция не про­ти­во­ре­чит пра­ви­лам кош­ру­та. Мало того, сего­дня уже мно­гие укра­ин­ские про­из­во­ди­те­ли наравне со зна­ком каче­ства сво­ей про­дук­ции поме­ща­ют и лого­тип кошерности.

Что же такое кошер­ная пища? Как нам к ней отно­сит­ся? Явля­ют­ся ли про­дук­ты со зна­ком кошер­но­сти идо­ло­жерт­вен­ны­ми? Вот ряд вопро­сов, вол­ну­ю­щих мно­гих пра­во­слав­ных. Попы­та­ем­ся на них ответить.

Эти­мо­ло­ги­че­ски сло­во «кашер» не свя­за­но с пищей, на иври­те оно бук­валь­но пере­во­дит­ся как «под­хо­дя­щий». Этот тер­мин мож­но упо­треб­лять в отно­ше­нии пра­виль­но­го пове­де­ния чело­ве­ка: «Это кошер­ный чело­век» и исполь­зо­вать, гово­ря о чем-то поло­жи­тель­ном: «Это кошер­ная кни­га» и т.д.

В насто­я­щее вре­мя сло­во «кашер» или «кошер» (пер­во­на­чаль­но вари­ант с глас­ной «о» появил­ся в англий­ском язы­ке из-за осо­бен­но­сти про­из­но­ше­ния ашке­на­зий­ских евре­ев, а затем пере­ко­че­вал в рус­ский язык) чаще упо­треб­ля­ет­ся в отно­ше­нии пищи. Един­ствен­ным кри­те­ри­ем при­год­но­сти в пищу про­дук­тов явля­ют­ся не сооб­ра­же­ния гиги­е­ны, а то, как Свя­щен­ное Писа­ние (Пяти­кни­жие Мои­се­е­во) к этой пище отно­сит­ся. То есть обыч­ное зна­че­ние сло­ва «кашер» — это «пища, раз­ре­шен­ная для еды».

Зако­ны каш­ру­та гла­сят, что иуде­ям запре­ще­но есть всё под­ряд, и даже раз­ре­шен­ная пища долж­на быть при­го­тов­ле­на долж­ным образом.

Напри­мер, един­ствен­ные раз­ре­шен­ные Свя­щен­ным Писа­ни­ем живот­ные — это пар­но­ко­пыт­ные, жвач­ные. Самые обыч­ные из них — коро­ва и овца, но даже они могут заби­вать­ся лишь спе­ци­а­ли­стом — шой­хе­том (рез­ни­ком).

Мясо живот­ных уби­тых на охо­те по зако­нам каш­ру­та запре­ще­но. Запрет на охо­ту (кото­ро­му в еврей­ской тра­ди­ции несколь­ко тысяч лет) при­вел к тому, что даже сре­ди нере­ли­ги­оз­ных евре­ев сего­дня мало охотников.

Как гово­ри­лось выше, в кор­пу­се книг Свя­щен­но­го Писа­ния Вет­хо­го Заве­та есть мно­го мест запре­ща­ю­щих упо­треб­ле­ние в пищу кро­ви живот­ных (Быт. 9:4; Лев. 17:10–14). Поэто­му при забое, по пра­ви­лам каш­ру­та, кровь спус­ка­ет­ся и при­кры­ва­ет­ся зем­лей, а мясо про­са­ли­ва­ет­ся и выма­чи­ва­ет­ся до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.

Сре­ди рыб кашер­ны­ми счи­та­ют­ся толь­ко поро­ды, име­ю­щие плав­ни­ки и чешую (Лев. 11:9; Втор. 14:9–10). Это ничем не мотивируется.

Запре­ще­ны все мол­люс­ки, вклю­чая попу­ляр­ные сего­дня кре­вет­ки и лангусты.

Сре­ди птиц раз­ре­ше­ны толь­ко куры, индей­ки, утки, гуси и неко­то­рые другие.

Как пра­ви­ло, все раз­ре­шен­ные живот­ные тра­во­яд­ны. Пти­цы, поеда­ю­щие дру­гих птиц запре­ще­ны наря­ду со все­ми хищ­ны­ми животными.

Посколь­ку у нас нет цели опи­сать всю стро­гость пред­пи­са­ний о пище в еврей­ской тра­ди­ции, огра­ни­чим­ся вышеперечисленным.

Из выше­ска­зан­но­го мож­но сде­лать вывод, что вся­кий раз когда вы возь­ме­те в руки упа­ков­ку с мар­ки­ров­кой маш­гиа­ха (экс­перт, кото­рый гаран­ти­ру­ет соот­вет­ствие про­дук­та пра­ви­лам каш­ру­та) вы долж­ны знать, что имен­но этот про­дукт пол­но­стью соот­вет­ству­ет пред­пи­са­ни­ям Биб­лии о пище. И ни какие мисти­че­ские дей­ствия над про­дук­том не проводились!

Если это пучок зеле­ни в упа­ков­ке (лук, бази­лик, пет­руш­ка и т.д.), зна­чит, маш­гиах про­ве­рил эту зелень на нали­чие насе­ко­мых — их там нет.

Если это упа­ков­ка муки, зна­чит, мука про­се­я­на под наблю­де­ни­ем маш­гиа­ха через сито, где на 1 см2 долж­но быть не менее 70 дыро­чек (экс­перт обя­зан про­ве­рить коли­че­ство дыро­чек кон­чи­ком иглы), во избе­жа­ние попа­да­ния жуч­ков и про­чих насе­ко­мых в пищу, ведь упо­треб­ле­ние насе­ко­мых в пищу запре­ще­ны Библией!

Если мар­ки­ров­ка кошер­но­сти сто­ит на молоч­ном про­дук­те, это озна­ча­ет, что дан­ный про­дукт не всту­пал в кон­такт с живот­ны­ми жира­ми и при­го­тов­лен в сте­риль­ной посуде.

Знак кошер­но­сти — это кон­ста­та­ция и гаран­тия того, что про­дукт при­го­тов­лен и упа­ко­ван в сте­риль­ной обста­нов­ке и в соот­вет­ствии с древни­ми пра­ви­ла­ми Биб­лии о «чистой» пище.

Как христианину относиться к кошерным продуктам?

Вся­кий раз когда оче­ред­ная груп­па наших пра­во­слав­ных палом­ни­ков отправ­ля­ет­ся на Свя­тую Зем­лю для покло­не­ния местам свя­зан­ных с зем­ной жиз­нью наше­го Спа­си­те­ля, мало кто из палом­ни­ков заду­мы­ва­ет­ся, чем их уго­ща­ют и кор­мят во вре­мя палом­ни­че­ства. Тра­пе­за в мона­сты­ре или же это обык­но­вен­ный зав­трак в гости­ни­це, здесь в Изра­и­ле всю­ду при­сут­ству­ют кошер­ные про­дук­ты. Да дру­гих про­дук­тов в мага­зи­нах Изра­и­ля про­сто нет, а если есть, то они про­да­ют­ся в неко­шер­ных мага­зи­нах кото­рые не так лег­ко най­ти. И пра­во­слав­ные, живу­щие на Свя­той Зем­ле даже не обра­ща­ют вни­ма­ния на то кошер­ный тот или иной про­дукт или нет, в первую оче­редь пото­му, что этот знак адре­со­ван для соблю­да­ю­щих каш­рут. А для людей, кото­рые не явля­ют­ся рели­ги­оз­ны­ми евре­я­ми, это толь­ко гаран­тия того, что про­дукт при­го­тов­лен в атмо­сфе­ре повы­шен­ной сте­пе­ни стерильности.

Нам, пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам ХХІ века, сле­ду­ет поча­ще обра­щать­ся к опы­ту пер­во­хри­сти­ан­ских общин (а их быт, осо­бен­но на Ближ­нем Восто­ке и в Малой Азии, очень тес­но пере­пле­тал­ся с сосе­дя­ми языч­ни­ка­ми и иуде­я­ми), для кото­рых сло­ва Спа­си­те­ля: «Не то, что вхо­дит в уста, осквер­ня­ет чело­ве­ка, но то, что выхо­дит из уст» (Мф. 15:11) были глав­ным кри­те­ри­ем сохра­не­ния свя­то­сти и внут­рен­ней чистоты.

А насто­ро­жен­ность и подо­зри­тель­ность к про­дук­там пита­ния наблю­да­лась ещё два тыся­че­ле­тия назад. Имен­но это побу­ди­ло свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла обра­тить своё сло­во нази­да­ния и уте­ше­ния к жите­лям антич­но­го Корин­фа — эко­но­ми­че­ско­го мега­по­ли­са древ­не­го мира, извест­но­го сво­и­ми лав­ка­ми, рын­ка­ми и база­ра­ми: «Всё что про­да­ет­ся на тор­гу, ешь­те без вся­ко­го иссле­до­ва­ния, для спо­кой­ствия сове­сти» (1 Кор. 10:25). Эти сло­ва пас­тыр­ской забо­ты мы долж­ны рас­слы­шать и в наш неспо­кой­ный век.

В завер­ше­нии необ­хо­ди­мо заме­тить, что кошер­ные про­дук­ты не явля­ют­ся идо­ло­жерт­вен­ны­ми. Дума­ю­щих и чита­ю­щих вер­ных чад нашей Церк­ви хочу ото­слать к кни­ге про­фес­со­ра МДА про­то­ди­а­ко­на Андрея Кура­е­ва «Поче­му пра­во­слав­ные такие?» (М. 2008), в этом тру­де есть заме­ча­тель­ная ста­тья «Вре­дят ли хри­сти­а­ни­ну «под­бро­шен­ные» нечи­сто­ты?», где автор дела­ет подроб­ный и аргу­мен­ти­ро­ван­ный ана­лиз соот­вет­ствия пищи наиме­но­ва­нию идо­ло­жерт­вен­ной, и отно­ше­нию к ней хри­сти­а­ни­на по уче­нию апо­сто­ла Пав­ла и свя­то­оте­че­ско­го наследия.

«Пища не при­бли­жа­ет нас к Богу: ибо, едим ли мы, ниче­го не при­об­ре­та­ем; не едим ли, ниче­го не теря­ем» (1 Кор. 8:8) — это уве­ще­ва­ние апо­сто­ла Пав­ла не все­гда быва­ет пони­ма­е­мо наши­ми пра­во­слав­ны­ми совре­мен­ни­ка­ми. И как след­ствие появ­ля­ют­ся раз­но­го рода кри­во­тол­ки и рели­ги­оз­ные пред­рас­суд­ки, кото­рые меша­ют реаль­но жить соглас­но Еван­ге­лия и свя­то­оте­че­ско­го учения.

Дай Бог, что­бы ничто в жиз­ни не мог­ло засло­нить Гол­го­фу, Крест­ную Смерть Спа­си­те­ля и Его Слав­ное Вос­кре­се­ние — к это­му мы долж­ны стре­мить­ся в первую оче­редь. А сло­ва апо­сто­ла «Для чистых все чисто» (Тит. 1:15) долж­ны нам помочь в том, что­бы вокруг нас, бла­го­да­ря нашей духов­ной и нрав­ствен­ной чисто­те, мы вовре­мя обна­ру­жи­ва­ли и раз­об­ла­ча­ли реаль­ный под­лог, кото­рый дей­стви­тель­но может повре­дить нашей хри­сти­ан­ской совести.

Автор: Про­то­и­е­рей Олег Скнарь, кан­ди­дат бого­сло­вия, «Пра­во­славіє в Україні»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

4 комментария

  • Яро­слав, 12.02.2020

    За про­из­вод­ство кошер­ной про­дук­ции пла­тит­ся пошли­на иуде­ям. Доход иуде­ям — жерт­ва сатане. Это­го кан­ди­дат бого­сло­вия не знает?

    Ответить »
  • Алек­сандр Кулик, 17.12.2019

    Дело не в том, что про­дук­ты с этим зна­ком изго­тов­ле­ны яко­бы с каки­ми-то риту­аль­ны­ми дей­стви­я­ми (свя­щен­ник здесь ука­зы­ва­ет, что это на самом деле не так). Дело в том, что про­из­во­ди­тель, кото­рый хочет зай­ти на изра­иль­ский рынок (или жела­ет полу­чить потре­би­те­лей-иуде­ев) пла­тит пошли­ну за сер­ти­фи­кат в Бадац «Депар­та­мент каш­ру­та» (глав­ный Рав­ви­нат Рос­сии). Разу­ме­ет­ся, этот пла­теж рас­тво­ря­ет­ся в конеч­ной цене про­дук­та с таким значком.

    Полу­ча­ет­ся, что люди, кото­рые поку­па­ют такие про­дук­ты, неволь­но финан­си­ру­ют дея­тель­ность ино­слав­ной рели­ги­оз­ной орга­ни­за­ции. Пони­ма­е­те ли вы, что это зна­чит для пра­во­слав­но­го человека?

    Ответить »
  • Инна, 01.12.2018

    Хоте­лось бы в первую оче­редь побла­го­да­рить свя­щен­ни­ка о рас­про­стра­не­нии Исти­ны в отно­ше­нии кошер­ной еды .

    Добав­лю ещё сле­ду­ю­щее-мы то,что мы едим.В законе кошер­ной еды и осо­бен­но мяса есть не толь­ко стро­гое огра­ни­че­ние по типу кошер­ных животных,но и очень стро­гие пра­ви­ла убоя скота,которым учат­ся дол­го специально.Шохет‑т.е. по рус­ски рез­ник  дол­жен убить живот­ное за одну мину­ту так,чтобы живот­ное и не почув­ство­ва­ло ни боли ни страдания.Это доби­ва­ют­ся тем ‚что в один момент пере­ре­за­ют три важ­ней­шие жиз­нен­ные пути орга­низ­ма -.дыхание,артерию и вену.Таким обра­зом живот­ное сра­зу уми­ра­ет и не име­ет в сво­ем орга­низ­ме отри­ца­тель­ной энер­гии боли и страдания,что очень важ­но для кошер­но­сти мяса

    Ответить »
  • Вале­рия, 18.02.2016

    Боль­шое спа­си­бо за подроб­ную ста­тью!!! Всё лако­нич­но и доступ­но. Неод­но­крат­но слы­ша­ла кар­ди­наль­но про­ти­во­по­лож­ные спо­ры на тему кошер­но­сти, и нако­нец-то разо­бра­лась что к чему.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки