Евангелие

Аудио-версия статьи

***

Слово Ева́нгелие (от греч. εὐαγγέλιον — благая весть, бла­го­ве­стие) —

1) Бла­го­ве­стие Хри­стово (апо­столь­ское, хри­сти­ан­ское (1Кор.15:1)) о наступ­ле­нии Цар­ства Божия, о спа­се­нии чело­ве­че­ского рода от греха и смерти; 2) Книга (всего таких Книг — четыре), изла­га­ю­щая эту весть в форме повест­во­ва­ния о вопло­ще­нии, земной жизни, учении, обе­то­ва­ниях, спа­си­тель­ных стра­да­ниях, крест­ной смерти и Вос­кре­се­нии Иисуса Христа.

evangelie - Евангелие

Пер­во­на­чально, в гре­че­ском языке клас­си­че­ского пери­ода, слово еван­ге­лие имело зна­че­ние «воз­да­я­ние (награда) за радост­ную весть», «бла­го­дар­ствен­ная жертва за радост­ную весть». Далее так стала назы­ваться сама радост­ная весть. Позд­нее слово еван­ге­лие при­об­рело рели­ги­оз­ный смысл. В Новом Завете оно стало упо­треб­ляться в спе­ци­фи­че­ском смысле. В несколь­ких местах еван­ге­лие обо­зна­чает про­по­ведь самого Иисуса Христа (Мф.4:23; Мк.1:14–15), но чаще всего еван­ге­лие – это хри­сти­ан­ское про­воз­ве­стие, весть о спа­се­нии во Христе и про­по­ведь об этой вести.

Еван­ге­лие – книги Нового Завета, в кото­рых при­сут­ствует опи­са­ние жизни, учения, смерти и вос­кре­се­ния Иисуса Христа. Еван­ге­лие – это четыре книги, назван­ные по именам авто­ров-соста­ви­те­лей – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В числе 27 книг Нового Завета Еван­ге­лия счи­та­ются зако­но­по­ло­жи­тель­ными

Состав кано­ни­че­ских книг Библии опре­де­ля­ется сово­куп­но­стью правил в Пра­во­слав­ной церкви: 85 Апо­столь­ское пра­вило (IV век), 60 пра­вило Лаоди­кий­ского собора (364 год), 39-ое посла­ние Афа­на­сия Вели­кого о празд­ни­ках (IV век), Стихи свя­того Гри­го­рия Бого­слова (IV век), Стихи свя­того Амфи­ло­хия Ико­ний­ского (IV век), 33 пра­вило Кар­фа­ген­ского собора. Однако струк­тура из четы­рёх Еван­ге­лий была при­знана хри­сти­а­нами уже к концу II века. В даль­ней­шем Святые Отцы и Учи­тели Церкви напи­сали тол­ко­ва­ния на Еван­ге­лия. Среди тол­ков­ни­ков Еван­ге­лия можно отме­тить, напри­мер, свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, жив­шего в IV веке, а также бла­жен­ного Фео­фи­лакта Бол­гар­ского, жив­шего в XI веке.

Вынос Еван­ге­лия и его чтение — один из самых тор­же­ствен­ных момен­тов пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния, согласно запо­веди Иисуса Христа «про­по­ве­дуйте Еван­ге­лие всей твари» (Мк.16:15), оно чита­ется во время утрени, все­нощ­ного бдения, Боже­ствен­ной Литур­гии, молеб­нов на неко­то­рых цер­ков­ных Таин­ствах и требах. Для этой цели исполь­зу­ется спе­ци­аль­ное бого­слу­жеб­ное (напре­столь­ное или треб­ное) Еван­ге­лие. Бого­слу­жеб­ное Еван­ге­лие раз­де­лено на фраг­менты (зачала). В Еван­ге­лии по Матфею цер­ков­ных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67.

***

Всё ли раз­ре­шено, что не запре­щено в Еван­ге­лии?

Ответ на вопрос, что можно делать, а чего нельзя, нередко вол­нует веру­ю­щих. Что каса­ется свя­зан­ных с ним иска­же­ний и зло­упо­треб­ле­ний, чаще обыч­ного они про­яв­ля­ются не в Пра­во­слав­ной, а в про­те­стант­ской среде. Осо­бенно ярко пре­врат­ное отно­ше­ние к этой тема­тике обна­ру­жи­ва­ется в связи с пере­смот­ром в этой среде фун­да­мен­таль­ных хри­сти­ан­ских цен­но­стей (обу­слов­лен­ных, в част­но­сти, изме­не­нием отно­ше­ния к браку, вза­и­мо­от­но­ше­ниям полов, прак­ти­кой неоправ­данно гру­бого вме­ша­тель­ства в семей­ные дела, уча­стив­ши­мися слу­ча­ями ком­про­мис­сов в сфере веро­уче­ния).

Дей­стви­тельно, Еван­ге­лие не даёт нам абсо­лютно рас­кры­того (вплоть до мель­чай­ших дета­лей, под­ска­зок на все­воз­мож­ные затруд­не­ния) учения о хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти (Ин.21:25).

Данное учение пред­став­лено там в весьма сжатом виде (ещё более сжато оно было сфор­му­ли­ро­вано Хри­стом в виде двух запо­ве­дей: о любви к Богу и о любви к ближ­нему, как к самому себе (Лк.10:27)). Но это не значит, будто Божий закон не совер­ше­нен, будто всё то, что не запре­ща­ется тек­стом Еван­ге­лия (если запрет не озна­чен в чекан­ных, раз­вёр­ну­тых фор­му­ли­ров­ках), раз­ре­шено.

Скажем, многое из того, что не рас­крыто в Еван­ге­лии, рас­крыто в других Книгах Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета.

Вместе с тем мно­же­ство нрав­ствен­ных поло­же­ний дано и рас­крыто в кано­ни­че­ских и нека­но­ни­че­ских Книгах Вет­хого Завета (несмотря на отмену обря­до­вых норм вет­хо­за­вет­ного закона Моисея, нрав­ствен­ные нормы, пре­по­дан­ные в про­по­веди про­ро­ков, не утра­тили акту­аль­но­сти для хри­стиан).

Более про­странно и обсто­я­тельно закон Божий пред­став­лен в Свя­щен­ном Свя­щен­ном Пре­да­нии Церкви (напом­ним, Пре­да­ние вклю­чает в себя и ту часть апо­столь­ской про­по­веди, что вошла в состав Книг Свя­щен­ного Канона, и ту, кото­рая была пере­дана Церкви устно; кроме того оно вклю­чает мно­же­ство памят­ни­ков свя­то­оте­че­ской пись­мен­но­сти, Собор­ные пра­вила и поста­нов­ле­ния; древ­ние Уставы и много дру­гого).

Про­те­станты, отвер­гая авто­ри­тет Свя­щен­ного Пре­да­ния, сами лишают себя столь дра­го­цен­ной сокро­вищ­ницы знаний (см. подроб­нее: Цер­ковь без Пре­да­ния — Цер­ковь?).

Наряду с Бого­от­кро­вен­ным уче­нием о нрав­ствен­но­сти, суще­ствует есте­ствен­ный нрав­ствен­ный закон. В той или иной мере этот закон изве­стен каж­дому чело­веку: он про­яв­ля­ется в голосе сове­сти. Чем выше уро­вень духов­ного совер­шен­ства чело­века, тем яснее вос­при­ни­мает он этот голос.

Как пра­вило, всего пере­чис­лен­ного бывает доста­точно для ори­ен­ти­ро­ва­ния в раз­лич­ных жиз­нен­ных ситу­а­циях. В наи­бо­лее затруд­ни­тель­ных слу­чаях хри­сти­а­нин имеет воз­мож­ность обра­титься за помо­щью к доб­ро­де­тель­ному, духовно муд­рому настав­нику (напри­мер, свя­щен­нику, старцу), и уже тот, с высоты своего духов­ного опыта (при помощи Божьей) помо­жет найти нужный ответ, при­нять верное реше­ние, сде­лать взве­шен­ный выбор.

Нако­нец, помимо цер­ков­ных зако­нов хри­сти­а­нина могут огра­ни­чи­вать граж­дан­ские и уго­лов­ные законы (не про­ти­во­ре­ча­щие воле Божьей). Это согласно со сло­вами Спа­си­теля: «отда­вайте кеса­рево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21).

Чем отли­ча­ется Библия от Еван­ге­лия?

Люди, только начав­шие изу­чать хри­сти­ан­ство, часто зада­ются вопро­сом «Чем отли­ча­ется Библия от Еван­ге­лия?». Библия (от греч. βιβλία – книги) — это собра­ние книг Вет­хого и Нового Завета. Еван­ге­лие же явля­ется частью Нового Завета и, соот­вет­ственно, частью Библии.

Кто явля­ется авто­ром Еван­ге­лия?

Нередко при­хо­дится слы­шать: «Автор Еван­ге­лия Матфей» или «автор Еван­ге­лия Марк» и т. д. Однако гово­рить так не совсем кор­ректно. Свя­щен­ное Писа­ние – резуль­тат синер­гий­ного (сов­мест­ного) дей­ствия Бога и чело­века, в случае Еван­ге­лия — Бога и апо­сто­лов Матфея, Марка, Луки, Иоанна. При состав­ле­нии Книг Свя­щен­ного Писа­ния чело­век не являлся пас­сив­ным ору­дием Бога (обез­ли­чен­ным инстру­мен­том, дей­ствуя напо­до­бии меди­ума), но был сотруд­ни­ком, соучаст­ни­ком все­бла­гого Боже­ствен­ного дей­ствия. Вдох­нов­ляя свя­щен­но­пи­са­те­лей, Бог не нару­шал их сво­боды, не бло­ки­ро­вал разум, не наси­ло­вал волю, не лишал их рас­судка. Воз­водя их в выше­есте­ствен­ное бла­го­дат­ное состо­я­ния, Он откры­вал им те истины, те тре­бо­ва­ния Своей святой воли, кото­рые считал нужным открыть, а они осо­знанно и сво­бодно обле­кали их в ту или иную лите­ра­тур­ную форму.

Еван­ге­лие пере­во­дится как «благая весть». А в чем, соб­ственно, заклю­ча­ется эта благая весть?

Бла­го­да­тью Свя­того Духа в мире откры­лась новая весть-истина: для спа­се­ния чело­ве­че­ства на Землю пришел Бог, и «Бог стал Чело­ве­ком для того, чтобы чело­век стал богом», как сказал в IV веке свя­ти­тель Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский. Гос­подь при­ми­рился с чело­ве­ком, Он вновь исце­лил его и открыл ему дорогу в Цар­ствие Небес­ное. «И сказал (Хри­стос) им: идите по всему миру и про­по­ве­дуйте Еван­ге­лие всей твари» (Мк.16:15).

Что такое синоп­ти­че­ские Еван­ге­лия?

Несмотря на целый ряд отли­чи­тель­ных черт, Еван­ге­лия по Матфею, Марку и Луке в науке полу­чили назва­ние «синоп­ти­че­ских», то есть таких, кото­рые обо­зре­вают один и тот же пред­мет под при­мерно оди­на­ко­вым углом (гре­че­ское слово σύνοψις можно пере­ве­сти как «обзор»). И дей­стви­тельно, вполне доста­точно про­чи­тать одно из первых трех Еван­ге­лий, чтобы узнать о клю­че­вых момен­тах про­по­веди Спа­си­теля. Еван­ге­ли­сты-синоп­тики допол­няют друг друга, но канва повест­во­ва­ния у них оста­ется неиз­мен­ной.

Если уже суще­ство­вали синоп­ти­че­ские Еван­ге­лия, зачем пона­до­би­лось еще одно?

Еван­ге­лие по Иоанну суще­ственно отли­ча­ется от синоп­ти­че­ских как по ком­по­зи­ции, так и по содер­жа­нию. Оно было напи­сано на несколько десят­ков лет позже книг других еван­ге­ли­стов с целью допол­нить их. Текст Иоанна Бого­слова пред­став­ляет тео­ло­ги­че­ское опи­са­ние Иисуса Христа как веч­ного Слова и уни­каль­ного Спа­си­теля чело­ве­че­ства.

К какому вре­мени отно­сятся наи­бо­лее древ­ние руко­писи тек­стов Еван­ге­лия?

Наи­бо­лее древ­ние извест­ные сохра­нив­ши­еся руко­писи тек­стов Еван­ге­лия дати­ру­ются 150−250 годами. В 2015 году опуб­ли­ко­вано сооб­ще­ние об обна­ру­же­нии в составе скле­ен­ной из папи­руса еги­пет­ской погре­баль­ной маски неболь­шого фраг­мента Еван­ге­лия от Марка с дати­ров­кой до 90 года. Наи­бо­лее древ­ний полный список кано­ни­че­ского чет­ве­ро­е­ван­ге­лия (в Синай­ском кодексе) дати­ру­ется IV веком.

Когда и кем впер­вые упо­ми­на­ется Еван­ге­лие как книга?

Наи­бо­лее ранним источ­ни­ком, упо­ми­на­ю­щим четыре кано­ни­че­ских Еван­ге­лия, явля­ется сочи­не­ние Иринея Лион­ского (II век) «Обли­че­ние и опро­вер­же­ние лже­имен­ного знания (Против ересей)». В этом сочи­не­нии по именам авто­ров назы­ва­ются четыре Еван­ге­лия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Насколько Еван­ге­лия под­линны? Ведь их писали люди, кото­рые могли что-то иска­зить — как не желая того, так и созна­тельно?

Дей­стви­тельно, в Новом Завете встре­ча­ются раз­но­чте­ния, но пара­док­саль­ным обра­зом именно они и явля­ются дока­за­тель­ством под­лин­но­сти писа­ний. Ведь если бы лич­ность Христа и Его слова явля­лись чьей-то фан­та­зией, то авторы, кото­рые зани­ма­лись бы подоб­ной мисти­фи­ка­цией, стре­ми­лись бы пере­дать все подроб­но­сти без малей­ших изме­не­ний.

Еван­ге­ли­сты эту цель не пре­сле­дуют. Наобо­рот, они ста­ра­ются ска­зать о Спа­си­теле как можно больше и пере­дать мак­си­мально воз­мож­ное коли­че­ство дета­лей. Они иногда про­ти­во­ре­чат друг другу, но при этом рас­кры­вают Его как живого и насто­я­щего. Про­стота апо­столь­ских строк – сви­де­тель­ство того, что еван­гель­ский Хри­стос дей­стви­тельно Тот, о Ком уже две тысячи лет гово­рит Цер­ковь. И не только гово­рит, но и ведет – к Нему же.

На иконах Еван­ге­ли­сты нередко сопо­став­ля­ются с живот­ными. Не явля­ется ли это язы­че­ством и при­ни­же­нием зна­че­ния самого Еван­ге­лия?

Наобо­рот. С конца II века н. э. для ука­за­ния на то, что раз­ли­чия между Еван­ге­ли­ями не нару­шают един­ства хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, свя­щен­но­му­че­ник Ириней Лион­ский гово­рит о них как о едином Еван­ге­лии, данном хри­сти­а­нам в четы­рёх видах. Еван­ге­лие от Иоанна сопо­став­ля­ется с орлом, так как он особой воз­вы­шен­но­стью своих мыслей высоко парит в небе подобно орлу, Еван­ге­лие от Луки — с тель­цом, поскольку оно озна­чает «свя­щен­но­дей­ствен­ное и свя­щен­ни­че­ское досто­ин­ство» Христа Слова, Еван­ге­лие от Матфея — с чело­ве­ком, так как оно «изоб­ра­жает Его явле­ние как чело­века», а Еван­ге­лие от Марка — со львом, сим­во­ли­зи­ру­ю­щим «дей­ствен­ность, гос­под­ство и цар­скую власть» Христа Сына Божия, то есть по ана­ло­гии с тет­ра­мор­фом Иезе­ки­иля.

Как отно­ситься к апо­кри­фи­че­ским Еван­ге­лиям?

Почему Еван­ге­лий всего четыре? Ведь известны так назы­ва­е­мые «Еван­ге­лия» Иакова, Марии, Петра и даже Иуды. Про­блема апо­кри­фов (книг, не вошед­ших в канон Нового Завета) ставит перед нами вопрос кри­те­рия, по кото­рому отби­ра­лось то или иное писа­ние.

Еван­ге­лий всего четыре, прежде всего, потому, что именно в них Цер­ковь уви­дела ту под­лин­ную сло­вес­ную икону Христа, кото­рая до мель­чай­ших подроб­но­стей пере­дает самое глав­ное – образ Живого Любя­щего Бога, став­шего чело­ве­ком и при­нес­шего Себя в жертву ради спа­се­ния мира. В апо­кри­фах этого нет. Даже те писа­ния, кото­рые при­зна­ются бес­спор­ными про­дук­тами ранней хри­сти­ан­ской мысли, не содер­жат в себе чего-либо прин­ци­пи­ально нового, чего нет в кано­ни­че­ских Еван­ге­лиях. Апо­крифы слиш­ком зацик­лены либо на «чуде­сах» и «тайнах», либо на «быто­вых сценах». Их глав­ная задача – уди­вить, шоки­ро­вать и заин­три­го­вать чита­теля.

Почему иногда при­хо­дится слы­шать «Еван­ге­лие по …», а не «Еван­ге­лие от …»?

Что каса­ется назва­ний, то пра­виль­нее эти очень древ­ние назва­ния с гре­че­ского нужно пере­ве­сти так: «Еван­ге­лие по Матфею» (κατὰ Ματθαῖον), «Еван­ге­лие по Марку» (κατὰ Μᾶρκον) и т. д. Этим Цер­ковь хотела ска­зать, что во всех Еван­ге­лиях заклю­ча­ется единое хри­сти­ан­ское бла­го­вест­во­ва­ние о Христе Спа­си­теле, но по изоб­ра­же­ниям разных писа­те­лей: одно изоб­ра­же­ние при­над­ле­жит Матфею, другое – Марку и т.д. Также сле­дует отме­тить, что благую весть принёс Сам Бог, это Его благая весть.

Как часто нужно читать Еван­ге­лие?

Гос­подь открыл нам дорогу в Цар­ствие Небес­ное. Читая Еван­ге­лие, мы встаем на эту небес­ную вер­ти­каль­ную дорогу и идем по ней к Нему. Вот что такое Еван­ге­лие. Поэтому очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам сле­дует вклю­чать чтение Свя­того Еван­ге­лия и «Апо­стола» в свое келей­ное (домаш­нее) молит­вен­ное пра­вило. Обычно реко­мен­ду­ется сле­ду­ю­щая после­до­ва­тель­ность: одна или две главы «Апо­стола» и одна глава Еван­ге­лия в день. По воз­мож­но­сти сле­дует не забы­вать и о чтении Вет­хого Завета. Конечно, если есть воз­мож­ность и жела­ние, не воз­бра­ня­ется чтение и боль­шего коли­че­ства глав Еван­ге­лия, глав­ное, чтобы это рев­ност­ное чув­ство не сме­ни­лось апа­тией.

В каком порядке сле­дует читать Еван­ге­лие?

Удобно читать Еван­ге­лие по порядку, т. е. с первых глав и до послед­них, а потом воз­вра­щаться. Тогда у чело­века сфор­ми­ру­ется целост­ная кар­тина еван­гель­ского повест­во­ва­ния, ощу­ще­ние и пони­ма­ние его непре­рыв­но­сти, при­чинно-след­ствен­ных связей.

Можно читать Еван­ге­лие и руко­вод­ству­ясь поряд­ком чтения его в храме. Для этого сле­дует открыть пра­во­слав­ный кален­дарь и найти еван­гель­ское чтение на данный день (утр. — чита­ется на утрене; лит. — чита­ется на Литур­гии).

Суще­ствуют ли молитвы на чтение Еван­ге­лия?

Святые отцы сове­туют перед нача­лом чтения Свя­щен­ного Писа­ния про­сить у Гос­пода помощи. Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин пишет: «Когда садишься читать или слу­шать чита­ю­щего, помо­лись прежде Богу, говоря: “Гос­поди, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услы­шать мне сло­веса Твои и испол­нить волю Твою” (Пс.118:18). “Уповаю, Боже мой, что Ты про­све­тишь сердце мое” – всегда так моли Бога, чтобы про­све­тился ум твой и открыл тебе силу слов Своих. Многие, пона­де­яв­шись на свое разу­ме­ние, впали в заблуж­де­ние и, “назы­вая себя муд­рыми, обе­зу­мели” (Рим.1:22)». Также и пре­по­доб­ный Исаак Сирин настав­ляет: «К сло­ве­сам таинств, заклю­чен­ных в Боже­ствен­ном Писа­нии, не при­сту­пай без молитвы и испро­ше­ния помощи у Бога, но говори: “Дай мне, Гос­поди, приять ощу­ще­ние заклю­ча­ю­щейся в них силы”. Молитву почи­тай ключом к истин­ному смыслу ска­зан­ного в Боже­ствен­ных Писа­ниях».

Име­ется молитва свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста пред слу­ша­нием или чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния: «Гос­поди Иисусе Христе, отверзи ми уши сер­деч­ныя услы­шати слово Твое, и разу­мети и тво­рити волю Твою, яко при­шлец есмь на земли: не скрый от мене запо­ве­дей Твоих, но открый очи мои, да разу­мею чудеса от закона Твоего; скажи мне без­вест­нея и тайная пре­муд­ро­сти Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми про­све­тиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести напи­сан­ная, но и тво­рити я, да не в грех себе святых жития и сло­весе про­чи­таю, но в обнов­ле­ние, и про­све­ще­ние, и в свя­тыню, и в спа­се­ние души, и в насле­дие жизни вечныя. Яко Ты еси про­све­щаяй лежа­щих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совер­шен. Аминь».

 Можно читать молитву, кото­рая поме­щена в конце 11‑й кафизмы: «Воз­сияй в серд­цах наших, Чело­ве­ко­любче Гос­поди, Твоего Бого­ве­де­ния нетлен­ный свет, и мыс­лен­ная наши отверзи очи, во еван­гель­ских Твоих про­по­ве­да­ний разу­ме­ние, вложи в нас и бла­жен­ных Твоих запо­ве­дей страх, да плот­ския похоти вся поправше, духов­ное житель­ство прой­дем, вся, яже ко бла­го­уго­жде­нию Твоему и мудр­ству­юще и деюще. Ты бо еси про­све­ще­ние душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу воз­сы­лаем, со Без­на­чаль­ным Твоим Отцем и Все­свя­тым, и Благим, и Живо­тво­ря­щим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает свя­щен­ник во время Боже­ствен­ной литур­гии перед чте­нием свя­того Еван­ге­лия.

Также известна молитва, состав­лен­ная свя­ти­те­лем Игна­тием (Брян­ча­ни­но­вым): «Спаси, Гос­поди, и поми­луй рабов Твоих (имена) сло­вами Боже­ствен­наго Еван­ге­лия, что­мыми о спа­се­нии раба Твоего. Попали, Гос­поди, терние всех их согре­ше­ний, и да все­лится в них бла­го­дать Твоя, опа­ля­ю­щая, очи­ща­ю­щая, освя­ща­ю­щая всего чело­века во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа. Аминь».

По окон­ча­нии чтения Еван­ге­лия чита­ется молитва: «Слава Тебе, Гос­поди Царю, Сыне Бога живаго, спо­до­би­вый мя недо­стой­наго Боже­ствен­ная Твоя сло­веса и глас Свя­таго Еван­ге­лия Твоего слы­шати; сим убо вла­дыч­ним Твоим гласом, укрепи мя в пока­я­нии насто­я­щия сея жизни прейти нощь, от вся­каго избав­ляя мя навета и злобы види­мых и неви­ди­мых враг: Ты бо еси един силь­ный, и цар­ствуяй во веки. Аминь».

В каких объ­е­мах будет душе­по­лезно еже­днев­ное чтение Еван­ге­лия?

Такое чтение может быть разным. Одни люди читают по главе в день, другие по зача­лам – отрыв­кам, кото­рые звучат в этот день за Боже­ствен­ной литур­гией, следуя тем самым за чте­ни­ями цер­ков­ного года. Есть и другая рас­про­стра­нен­ная прак­тика: читать в день три главы Нового Завета – по одной главе Еван­ге­лия и по две из Апо­стола (книги Деяний и посла­ний апо­столь­ских).

Когда я читаю Еван­ге­лие, как мне понять, какое отно­ше­ние про­чи­тан­ный фраг­мент имеет лично ко мне? Ведь там речь идет о людях, кото­рые жили 2000 лет назад.

Еван­ге­лие изу­ча­ется жизнью по Еван­ге­лию, то есть нужно ста­раться жить по Еван­ге­лию, свя­зы­вать его с той жизнью, кото­рой мы все живем. Когда мы про­чи­тали какой-то эпизод из Еван­ге­лия – посмот­рите в него как в зер­кало и задайте себе вопросы. А у меня в жизни так или иначе? Гос­подь гово­рит то-то и то-то, а нахо­дят ли Его слова хоть какое-то отра­же­ние в моей жизни? Меняет ли Еван­ге­лие мою жизнь? Хорошо, если мы, читая Еван­ге­лие, сможем узнать себя в первом из сыно­вей, кото­рых отец пооче­редно просил пора­бо­тать в вино­град­нике (Мф.21:28–31), если мы, совер­шая про­тив­ные Еван­ге­лию поступки, попи­рая свою хри­сти­ан­скую совесть, каждый раз, обли­ча­е­мые ей, тем не менее, рас­ка­и­ва­емся и воз­вра­ща­емся к Отцу. По сути, мы все, при­бе­га­ю­щие к пока­я­нию и ста­ра­ю­щи­еся хотя бы что-то изме­нить в себе к луч­шему, таковы. Когда мы читаем Еван­ге­лие, мы слышим голос Христа, обра­щен­ный именно к нам.

Можно ли слу­шать Еван­ге­лие, напри­мер, в науш­ни­ках или колон­ках?

Слу­ша­ние Еван­ге­лия не явля­ется грехом. Доста­точно вспом­нить, что и в храме во время бого­слу­же­ния мы именно слу­шаем Еван­ге­лие. Важно пом­нить о том, что Еван­ге­лие — это слово Божие, поэтому и вни­мать ему сле­дует с бла­го­го­ве­нием.

***

Святые отцы без­ого­во­рочно при­знают чтение Еван­ге­лия мощ­ней­шим фак­то­ром духов­ного воз­рас­та­ния лич­но­сти, причём, на началь­ных сту­пе­нях воцер­ко­в­ле­ния – именно Еван­ге­лия, а не Библии в целом.

«Еван­ге­лие (Мк.1:1 и др.) – слово гре­че­ское, зна­ча­щее: бла­го­ве­стие, т.е. добрую, радост­ную весть… Назы­ва­ются сии книги Еван­ге­лием потому, что для чело­века не может быть лучшей и более радост­ной вести, как весть о Боже­ствен­ном Спа­си­теле и о вечном спа­се­нии. Потому-то и чтение Еван­ге­лия в церкви каждый раз сопро­вож­да­ется радост­ным вос­клик­но­ве­нием: Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе!»
Биб­лей­ская энцик­ло­пе­дия архим. Ники­фора

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки