Неведение

Литература по теме

Неве́дение (от ст.-слав. вѣдѣти – «знать») – незнание.

Неведение как следствие ограниченности природы

Бог безграничен, но любое творение Божие является ограниченным как по природе (сущности, естеству), так и по своим ипостасным (индивидуальным) особенностям. Одним из аспектов ограниченности ангелов и людей является ограниченность в способности познания действительности вообще и богопознания в частности. Творец, будучи всеведущим, знает все тайны и глубины людей и Ангелов Сам Собой, знает от вечности. Сказать иначе, всё это было известно Ему ещё прежде создания мира. Как свидетельствует Священное Писание: «Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» (Сир.23:27–28). И еще: «Господь знает всякое ведение и прозирает в знамения века, возвещая прошедшее и будущее и открывая следы сокровенного» (Сир.42:18–19). Но Ангелы и люди не обладают всеведением. Безграничный Бог может быть ими познан только отчасти, в той мере, в какой Он Сам открывается им и в какой они способны это откровение воспринять.

Неведение Бога

Незнание Бога достаточно часто бывает связано с нежеланием человека верить в Его бытие или же с нежеланием Его познавать. Одним из признаков знания человеком Бога Священное Писание называет исполнение Его воли: «А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1Ин.2:3-4).

Православные христиане призваны к изучению основ православной веры, к знанию и исполнению заповедей Божьих. Свт. Феофан Затворник пишет: «Всякий, помнящий себя и свое назначение, должен по мере сил и возможности собирать познание о своих обязанностях и уяснять себе что и как ему совершить. На то дана всякому совесть, сей неписаный закон, по которому, и не учась, узнают свой долг; в христианстве же к сему присоединяются открытое всем Слово Божие, непрерывная проповедь в Церкви и устное слово пастырей». Нерадение об этом может быть расценено как грех.

Прп. Иоанн Дамаскин относил к еретикам гносимахов – лиц, отрицавших значимость для христиан познания истин христианского вероучения: «Они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в Божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию».

Особые случаи неведения Бога людьми могут быть связаны с их детским возрастом или, к примеру, с психическими заболеваниями, помешательством.

Вменяется ли человеку грех, совершенный по незнанию?

Здесь следует различать греховное и невольное (неодолимое) неведение.

Если человек имеет возможность знать закон Божий, но по своему нерадению не знает и нарушает, то он все равно согрешает, хотя его вина и может быть расценена как меньшая в сравнении с виной человека, хорошо знающего нравственный закон, но нарушающего его. Об этом Спаситель говорил: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк.12:47–48). При этом никто не имеет права оставаться в неведении принципов морального закона, вписанных в совесть каждого человека.

Намеренное уклонение от обязанности знать моральную норму из-за желания свободно грешить, напротив, увеличивает виновность человека. Свт. Феофан Затворник поясняет: «Так как у него нет любви к добру, то он хотя бы и узнал его, вероятно, не сделал бы; он и не узнает его по сей нелюбви или постоянному нехотению добродетели. Такой в два раза грешит: и в том, что не знает и не узнает, и в тех делах, кои творит по сему незнанию. В нехотении узнать долг лежит тайное хотение противного».

Другое дело, когда человек стремится изучать Божий закон и жить в соответствии с ним, но не знает чего-то не в силу нежелания знать, а по иным причинам и нарушает какую-то норму. Об этом свт. Феофан пишет: «Кто живет в простоте сердца, стараясь по возможности и узнавать, и исполнять узнанное, а между тем сделает что незаконное, не подозревая греха, с чистой совестью, без всякого сомнения и колебания, того, собственно, один грех и есть грех неведения, то есть такое худое дело, которое человеком творится, но ему в полную вину не вменяется».

Цитаты о неведении

«Не думайте, что неведение есть зло незначительное. Святые Отцы называют неведение великим, начальным злом, от которого зло рождается в полноте обилия. Преподобный Марк Подвижник говорит, что неведение есть первый, главный исполин злобы. Неведение не ведает своего неведения, неведение удовлетворено своим ведением, сказал другой отец. Оно способно наделать множество зла, нисколько не подозревая, что делает его. Говорю это из чувства сострадания к человекам, непонимающим, в чем заключается достоинство человека, – к христианам, незнающим, в чем состоит христианство, действующим из неведения своего против себя. Не подумайте, чтоб у меня было намерение прикрывать в установлении Божественном человеческая злоупотребления и человеческую немощь. Нет! обличение и устранение человеческих злоупотреблений в установлении Божием служит признаком благоговения к этому установлению, средством сохранения в должной святости установления, дарованного Богом, предоставленного в распоряжение человекам».
свт. Игнатий Брянчанинов

«Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца, ибо неведение Бога – смерть для души».
свт. Василий Великий

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka