Неве­де­ние

***

Неве́дение (от ст.-слав. вѣдѣти – «знать») – 1) незна­ние; 2) нечув­ствие греха; 3) незна­ние соб­ствен­ной веры (основ веро­уче­ния, нра­во­уче­ния).

«Не думайте, что неве­де­ние есть зло незна­чи­тель­ное. Святые Отцы назы­вают неве­де­ние вели­ким, началь­ным злом, от кото­рого зло рож­да­ется в пол­ноте обилия. Пре­по­доб­ный Марк Подвиж­ник гово­рит, что неве­де­ние есть первый, глав­ный испо­лин злобы. Неве­де­ние не ведает своего неве­де­ния, неве­де­ние удо­вле­тво­рено своим веде­нием, сказал другой отец. Оно спо­собно наде­лать мно­же­ство зла, нисколько не подо­зре­вая, что делает его. Говорю это из чув­ства состра­да­ния к чело­ве­кам, непо­ни­ма­ю­щим, в чем заклю­ча­ется досто­ин­ство чело­века, – к хри­сти­а­нам, незна­ю­щим, в чем состоит хри­сти­ан­ство, дей­ству­ю­щим из неве­де­ния своего против себя. Не поду­майте, чтоб у меня было наме­ре­ние при­кры­вать в уста­нов­ле­нии Боже­ствен­ном чело­ве­че­ская зло­упо­треб­ле­ния и чело­ве­че­скую немощь. Нет! обли­че­ние и устра­не­ние чело­ве­че­ских зло­упо­треб­ле­ний в уста­нов­ле­нии Божием служит при­зна­ком бла­го­го­ве­ния к этому уста­нов­ле­нию, сред­ством сохра­не­ния в долж­ной свя­то­сти уста­нов­ле­ния, даро­ван­ного Богом, предо­став­лен­ного в рас­по­ря­же­ние чело­ве­кам».
свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов

«Гно­сео­ма­хия – война против позна­ва­тель­ных усилий чело­века – в Церкви счи­та­ется ересью: «Они отвер­гают необ­хо­ди­мость для хри­сти­ан­ства вся­кого знания. Они гово­рят, что напрас­ное дело делают те, кото­рые ищут каких-либо знаний в Боже­ствен­ных Писа­ниях, ибо Бог не тре­бует от хри­сти­а­нина ничего дру­гого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любо­пыт­ство­вать ни о каком дог­мате, отно­ся­щемся к знанию», – пере­дает пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин учение ереси гно­сео­ма­хов.»
(О ста ересях, 88 // Тво­ре­ния пре­по­доб­ного Иоанна Дамас­кина. Источ­ник знания. М., 2002. СС. 148–149).

«И пред­ла­гал этот подвиж­ник совсем непро­стое лекар­ство: «Видишь, как я фило­соф­ствую в это время фило­со­фии? Ибо фило­со­фия есть сред­ство избе­жать гибели от ереси» (Посла­ние 259. Архи­епи­скопу Иосифу). Понятно, что преп. Феодор с полным своим согла­сием при­во­дит и цити­ро­вав­ши­еся выше слова преп. Иоанна Лествич­ника о ереси гно­сео­ма­хов».
(Посла­ние 48. К Афа­на­сию).

«В 12 веке обли­чал гно­сео­ма­хов св. Евста­фий Солун­ский, автор горь­кого сочи­не­ния «Об исправ­ле­нии мона­ше­ской жизни». В ней Фес­са­ло­ни­кий­ский мит­ро­по­лит гово­рит о совре­мен­ном ему мона­ше­стве – «Народ этот нена­ви­дит знание. Когда чело­век знат­ный, све­ду­щий в науках, склон­ный к муд­ро­сти и обо­га­щен­ный зна­ни­ями, при­хо­дит в мона­стырь как в при­стань, монахи, лишь только узнают об этом, тотчас еди­но­душно вос­стают против него; воору­жив­шись ору­жием гнева, они забра­сы­вают такого мужа вместо каме­ньев бран­ными сло­вами, не имея воз­мож­но­сти про­гло­тить его подобно Лестри­го­нам (см. Одис­сея 10,46), вытал­ки­вают из своей при­стани. Они при­знают такого чело­века совсем бес­по­лез­ным для них: мона­стырь, гово­рят, вовсе не нуж­да­ется в ученых.. Наши монахи пред­по­чи­тают необ­ра­зо­ван­ность и совер­шен­ную про­сто­ва­тость, и ради этого ссы­ла­ются на изре­че­ние яко не познах книж­ная, вниду в дом Гос­по­день (Пс.70), что, однако же, состав­ляет жалкое извра­ще­ние слов Дави­до­вых. Ты ничего не пони­ма­ешь в бого­сло­вии и попи­ра­ешь всякую книгу, где ни встре­тишься с ней, даже если в ней нет ничего о твоем мона­ше­стве, а заглу­ша­ешь свои чув­ства для свя­щен­ных слов. И я думаю, ты для того уда­ля­ешь и гонишь от себя свя­щен­ные книги, чтобы как-нибудь они не обли­чили твоих дел… Вы, жела­ете изгнать бого­сло­вов и всех им подоб­ных? Так для вас бес­по­лезны те, кото­рые рас­суж­дают о боже­ствен­ных вещах? О, Фавст, Далмат, Феодор Студит, Епи­фа­ний Кипр­ский, о, все тысячи св. мона­хов, подоб­ных им! Так ли вы жили? Так ли ни во что и вы ста­вили бого­сло­вов ?.. Ты посту­па­ешь по-иудей­ски: само Ипо­стас­ное Слово Божье ты, конечно, не имеешь воз­мож­но­сти про­дать, но ты отда­ешь слова Его всем жела­ю­щим купить и притом не за достой­ную цену, а за то, что тебе выки­нут за них, подобно про­дав­цам людей и ворам, кото­рые, теря­ясь от страха, дешево ценят бла­го­род­ных лиц и доро­гие вещи. Ах ты, невежда! Зачем ты хочешь сде­лать мона­стыр­скую биб­лио­теку пустой, подобно душе своей? Зачем, не имея сам ника­ких позна­ний, ты лиша­ешь биб­лио­теку дра­го­цен­ных в науч­ном отно­ше­нии сокро­вищ? Оставь биб­лио­теке скры­вать в себе дра­го­цен­но­сти! После тебя войдет кто-нибудь или изу­чив­ший науки, или только любо­зна­тель­ный; тот, иссле­до­вав книги, будет мудрее преж­него, и этот найдет что-нибудь для себя. Да и тебе не худо бы поучиться!»
(Цит. по: Соко­лов И. И. Состо­я­ние мона­ше­ства в Визан­тий­ской Церкви с сере­дины 9 до начала 13 века. Спб., 2003, сс. 383–384).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки