Знание

( Знание 3 голоса: 5 из 5 )

Зна́ние – познание Бога, себя, ближнего и окружающего мира. Первостепенным для спасения являются Богопознание и самопознание.

В религии знание не является абсолютной истиной, оно искажено и умалено поврежденной природой человека. В пришествие Христово подобный вид знаний упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. (1 Кор. 13:8-10). Об этом времени апостол говорит: Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. (1 Кор. 13:13).

Блаженный Феофилакт Болгарский так толкует данный отрывок Писания: Если знание будет упразднено: неужели мы будем жить в незнании? Отнюдь нет! Но говорит, что упразднится знание отчасти, когда придет знание совершенное, то есть свойственное будущей жизни. Ибо тогда мы будем знать уже не столько, сколько знаем ныне, но гораздо более. Например, мы знаем и ныне, что Бог существует везде, но как это, не знаем; что Дева родила, мы знаем, но как это, не знаем. Тогда же узнаем об этих тайнах нечто большее и полезнейшее. (Толкование на первое послание к коринфянам Святого Апостола Павла).

Источником знания преп. Исаак Сирианин называет пророчество: никто пусть не воображает, что посредством ревности и помышления человеческого он обрел знание: это случается по действию духовному, когда тот, кому дается откровение, в это время не ощущает ни какого-либо помысла в душе своей, ни чего-либо подлежащего чувствам: он просто не пользуется ими и не сознает их. И это мы не от своего разумения говорим, но доказывается это особенно из писаний пророков, которые, когда бывали им откровения, поскольку находились в изумлении, не ощущали ничего из обычных предметов и не пользовались помыслами по воле своей. (О совершенстве духовном, Слово 19).

Преп. Иоанн Дамаскин источником всякого истинного знания называет Бога: И прежде всего я предложу то, что есть самого лучшего у эллинских мудрецов, зная, что если есть что-либо благое у них, то оно даровано людям свыше от Бога. Ибо всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит от Отца светов (Иак. 1:17). Если же что противно истине, то это – темное изобретение сатанинского заблуждения и измышление злополучного разума, как сказал великий в богословии Григорий. Посему, подражая образу пчелы, я воспользуюсь тем, что близко к истине, и от самих врагов получу плод – спасение; напротив, отвергну все, что негодно и заключает в себе лжеименное знание. (Источник знания, предисловие).

Хотя знание приобретается посредством Божественного Откровения, но может передаваться от учителя к ученику посредством образования при определенной степени доверия к учителю как к обладателю знания. Духовные знания приобретаются преимущественно посредством чтением Священного Писания с толкованиями Святых Отцов, святоотеческих творений.

Для приобретения систематических знаний в Церкви существуют духовные учебные заведения: церковно-приходские (воскресные) школы, духовные училища, семинарии, академии и др.

 

Лжеименное знание – письменно зафиксированное апокрифическое предание, имеющее в своей основе учение гностических сект. Ложное учение с точки зрения Православия. Впервые встречается в виде ложно подписанных именами апостолов и Богородицы т. н. Евангелий. Наиболее известны т. н. «Евангелие детства», «Евангелие от Иакова», «Евангелие от Марии», «Евангелие от Ессеев». Также существовало множество апокрифических «деяний апостолов», «апостольских посланий» и «апокалипсисов». Часть апокрифических преданий имеют под собой историческую основу, однако не принимаются Церковью как источник вероучения.

Впоследствии лжеименное знание использовалось для распространения в православной среде учений, признанных как еретические, в частности, труды Аполлинария подписывались именем Афанасия Великого Спасский А. А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского, с кратким предварительным очерком его жизни.

В настоящее время лжеименным знанием часто называют ложные учения, паразитирующие на Православии, как то: Агни Йога, Мормонизм, Дианетика, Мунизм. Внутри Православия также имеют хождения современные апокрифы, связанные с именами святых: «Житие блаженной Матроны Московской» Е. М. Ждановой.

Знание — 1) осведомленность, информированность в какой-либо сфере; обладание информацией, сведениями; 2) совокупность сведений, относящихся к какой-либо области, представленных в форме системы (например, естествознание, тайное знание, лжеименное знание); 3) (религиозное) знание — совокупность учительных положений, норм, правил и требований религиозного характера; 4) знакомство; 5) (в исключительном смысле — присуще лишь Богу) всесовершенная осведомленность как в области действительного, существующего, так и в области условно возможного.

Необходимо ли знание для спасения?

В наше время нередко приходится сталкиваться с предубеждением, что для освобождения человека от греха, для спасения требуется исполнение нравственных правил, соблюдение церковной дисциплины, послушание церковному начальству, тогда как глубокое знание положений христианской веры хотя и полезно, но в принципе не обязательно.

Насколько это соответствует действительности? Разумеется, если человек был крещен в младенческом возрасте, после чего умер, не успев стяжать надлежащих познаний, это не станет препятствием для наследования им Царства Небесного.

Другое дело, когда от познания истин отмахиваются люди сознательного возраста, делая это нарочно, либо по нежеланию тратить силы и время, либо по убеждённости в тщетности этого занятия.

В отличие от языческих культов, Православная Церковь призывает спасаемых к осознанному и желанному исполнению религиозных требований (Мф.16:24). Трудно даже представить, как возможно такое исполнение христианских обязанностей без знания, в чём именно состоит необходимость, предмет и высшие цели христианского делания.

Христианская вера, помимо сердечных намерений угодить Богу, подразумевает и особое миросозерцание. Истинное мировоззрение и миросозерцание — это то, что (далеко не в последнюю очередь) отличает Православного христианина от представителей ересей, представителей прочих религий. Мировоззрения же не бывает без соответствующих знаний.

Сами апостолы именовались в Евангелии не только посланниками, но и учениками (Мф.8:23). Сами же они почитали вероучительные положения глаголами вечной жизни (Ин.6:68).

Знание помогает христианину избегать множества ошибок, как догматического, так и нравоучительного характера.

Не случайно, давая апостолам напутствие перед Своим Вознесением, Господь Иисус Христос указал им на необходимость не только крестить, но и учить все народы (Мф.28:19-20).

Не случайно в ранние времена бытия Церкви период предварительной подготовки человека ко Крещению (см.: Оглашение) мог занимать до нескольких месяцев, и даже до трёх лет.

См. также: ОБРАЗОВАНИЕ, БОГОПОЗНАНИЕ

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru