Знание

***

Зна́ние – 1) пости­же­ние дей­стви­тель­но­сти: Бога, себя, ближ­него, окру­жа­ю­щего мира (пер­во­сте­пен­ным для спа­се­ния явля­ются Бого­по­зна­ние и само­по­зна­ние); 2) осве­дом­лен­ность, обла­да­ние опре­де­лен­ной инфор­ма­цией, све­де­ни­ями; 3) сово­куп­ность опре­де­лен­ных све­де­ний (пример: науч­ное знание, рели­ги­оз­ное знание).

Знание при­су­щее лишь Богу – все­со­вер­шен­ная осве­дом­лен­ность как в обла­сти дей­стви­тель­ного, суще­ству­ю­щего, так и в обла­сти условно воз­мож­ного.

В рели­гии знание не явля­ется абсо­лют­ной исти­ной, оно иска­жено и ума­лено повре­жден­ной при­ро­дой чело­века. В при­ше­ствие Хри­стово подоб­ный вид знаний упразд­нится. Ибо мы отча­сти знаем, и отча­сти про­ро­че­ствуем; когда же наста­нет совер­шен­ное, тогда то, что отча­сти, пре­кра­тится. (1Кор.13:8–10). Об этом вре­мени апо­стол гово­рит: Теперь мы видим как бы сквозь туск­лое стекло, гада­тельно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отча­сти, а тогда познаю, подобно как я познан. (1Кор.13:13).

Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский так тол­кует данный отры­вок Писа­ния: Если знание будет упразд­нено: неужели мы будем жить в незна­нии? Отнюдь нет! Но гово­рит, что упразд­нится знание отча­сти, когда придет знание совер­шен­ное, то есть свой­ствен­ное буду­щей жизни. Ибо тогда мы будем знать уже не столько, сколько знаем ныне, но гораздо более. Напри­мер, мы знаем и ныне, что Бог суще­ствует везде, но как это, не знаем; что Дева родила, мы знаем, но как это, не знаем. Тогда же узнаем об этих тайнах нечто боль­шее и полез­ней­шее. (Тол­ко­ва­ние на первое посла­ние к корин­фя­нам Свя­того Апо­стола Павла).

Источ­ни­ком знания преп. Исаак Сири­а­нин назы­вает про­ро­че­ство: никто пусть не вооб­ра­жает, что посред­ством рев­но­сти и помыш­ле­ния чело­ве­че­ского он обрел знание: это слу­ча­ется по дей­ствию духов­ному, когда тот, кому дается откро­ве­ние, в это время не ощу­щает ни какого-либо помысла в душе своей, ни чего-либо под­ле­жа­щего чув­ствам: он просто не поль­зу­ется ими и не сознает их. И это мы не от своего разу­ме­ния гово­рим, но дока­зы­ва­ется это осо­бенно из писа­ний про­ро­ков, кото­рые, когда бывали им откро­ве­ния, поскольку нахо­ди­лись в изум­ле­нии, не ощу­щали ничего из обыч­ных пред­ме­тов и не поль­зо­ва­лись помыс­лами по воле своей. (О совер­шен­стве духов­ном, Слово 19).

Преп. Иоанн Дамас­кин источ­ни­ком вся­кого истин­ного знания назы­вает Бога: И прежде всего я пред­ложу то, что есть самого луч­шего у эллин­ских муд­ре­цов, зная, что если есть что-либо благое у них, то оно даро­вано людям свыше от Бога. Ибо всякое даяние доброе и всякий дар совер­шен­ный нис­хо­дит от Отца светов (Иак. 1:17). Если же что про­тивно истине, то это – темное изоб­ре­те­ние сата­нин­ского заблуж­де­ния и измыш­ле­ние зло­по­луч­ного разума, как сказал вели­кий в бого­сло­вии Гри­го­рий. Посему, под­ра­жая образу пчелы, я вос­поль­зу­юсь тем, что близко к истине, и от самих врагов получу плод – спа­се­ние; напро­тив, отвергну все, что негодно и заклю­чает в себе лже­имен­ное знание. (Источ­ник знания, пре­ди­сло­вие).

Хотя знание при­об­ре­та­ется посред­ством Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, но может пере­да­ваться от учи­теля к уче­нику посред­ством обра­зо­ва­ния при опре­де­лен­ной сте­пени дове­рия к учи­телю как к обла­да­телю знания. Духов­ные знания при­об­ре­та­ются пре­иму­ще­ственно посред­ством чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния с тол­ко­ва­ни­ями Святых Отцов, свя­то­оте­че­ских тво­ре­ний.

Для при­об­ре­те­ния систе­ма­ти­че­ских знаний в Церкви суще­ствуют духов­ные учеб­ные заве­де­ния: цер­ковно-при­ход­ские (вос­крес­ные) школы, духов­ные учи­лища, семи­на­рии, ака­де­мии и др.

***

Лже­имен­ное знание – пись­менно зафик­си­ро­ван­ное апо­кри­фи­че­ское пре­да­ние, име­ю­щее в своей основе учение гно­сти­че­ских сект. Ложное учение с точки зрения Пра­во­сла­вия. Впер­вые встре­ча­ется в виде ложно под­пи­сан­ных име­нами апо­сто­лов и Бого­ро­дицы т. н. Еван­ге­лий. Наи­бо­лее известны т. н. «Еван­ге­лие дет­ства», «Еван­ге­лие от Иакова», «Еван­ге­лие от Марии», «Еван­ге­лие от Ессеев». Также суще­ство­вало мно­же­ство апо­кри­фи­че­ских «деяний апо­сто­лов», «апо­столь­ских посла­ний» и «апо­ка­лип­си­сов». Часть апо­кри­фи­че­ских пре­да­ний имеют под собой исто­ри­че­скую основу, однако не при­ни­ма­ются Цер­ко­вью как источ­ник веро­уче­ния.

Впо­след­ствии лже­имен­ное знание исполь­зо­ва­лось для рас­про­стра­не­ния в пра­во­слав­ной среде учений, при­знан­ных как ере­ти­че­ские, в част­но­сти, труды Апол­ли­на­рия под­пи­сы­ва­лись именем Афа­на­сия Вели­кого Спас­ский А. А. Исто­ри­че­ская судьба сочи­не­ний Апол­ли­на­рия Лаоди­кий­ского, с крат­ким пред­ва­ри­тель­ным очер­ком его жизни.

В насто­я­щее время лже­имен­ным зна­нием часто назы­вают ложные учения, пара­зи­ти­ру­ю­щие на Пра­во­сла­вии, как то: Агни Йога, Мор­мо­низм, Диа­не­тика, Мунизм. Внутри Пра­во­сла­вия также имеют хож­де­ния совре­мен­ные апо­крифы, свя­зан­ные с име­нами святых, напри­мер «Житие бла­жен­ной Мат­роны Мос­ков­ской» Е. М. Жда­но­вой.

***

Как пра­вильно понять слова апо­стола «Знание над­ме­вает, а любовь нази­дает» (1Кор. 8:1)?

В той же главе через строчку мы читаем: “Но кто любит Бога, тому дано знание от Него” (1Кор.8:3). Значит речь идёт не о гну­ше­нии зна­ни­ями вообще, а (в кон­тек­сте всей главы) ста­но­вится понятно, что под “зна­нием” пони­ма­ется глав­ным обра­зом знание о Христе и знание Христа.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: “Что вы, гово­рит [апо­стол], гор­ди­тесь зна­нием? Если не будете иметь любви, то оно при­не­сет вам вред, – ведь что хуже гор­до­сти? Если же будете иметь любовь, то и знание будет надежно; когда знаешь более ближ­него и любишь его, то не ста­нешь пре­воз­но­ситься, но и ему сооб­щишь то же”. Гомилия 20 на 1‑е посла­ние к Корин­фя­нам.

Бла­жен­ный Авгу­стин: “Слова эти нужно пони­мать не иначе как в том смысле, что знание полезно лишь тогда, когда есть любовь. Без любви же оно над­ме­вает, то есть при­во­дит к без­мерно напы­щен­ной гор­до­сти”.  О граде Божием.

Как отно­ситься к пого­ворке «Где просто – там анге­лов со сто, а где муд­рено, там ни одного»?

В свете другой пого­ворки: «Пусть сложно, лишь бы не ложно».

“Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский неко­гда сказал золо­тые слова: «Где просто, там Анге­лов со сто»… Но эти слова не про нас. Тогда, пол­тора века назад, вокруг был пра­во­слав­ный мир, пра­во­слав­ная школа, госу­дар­ство, семья. У каж­дого под рукой был доб­рот­ный хлеб – жизнь своего при­хода. Захо­тел боль­шего – поез­жай в бли­жай­ший мона­стырь. А бого­сло­вие было этаким интел­лек­ту­аль­ным пирож­ным, излиш­ним и не свя­зан­ным с реаль­ной жизнью и ее про­бле­мами.

Сего­дняш­ний мир еже­дневно обра­щает к хри­сти­а­нам тысячи вызо­вов. И чело­век, кото­рый не вос­пи­тан в тра­ди­ции рели­ги­оз­ной мысли, ока­зы­ва­ется без­за­щи­тен. Он не сможет отли­чить под­лин­ное от под­делки и, даже имея под­лин­ное, не сможет пере­дать его своим детям. Так что сего­дня где просто – там ересей со сто. Так и в самой цер­ков­ной среде, а уж тем более в свет­ской.

Пра­во­сла­вие ста­но­вится инте­рес­ным, при­вле­ка­тель­ным для тех людей, у кото­рых есть вкус к слож­но­сти, вкус к мысли, вкус к само­сто­я­тель­но­сти, умение плыть против тече­ния”. Про­дол­же­ние

Необ­хо­димо ли знание для спа­се­ния?

В наше время нередко при­хо­дится стал­ки­ваться с предубеж­де­нием, что для осво­бож­де­ния чело­века от греха, для спа­се­ния тре­бу­ется испол­не­ние нрав­ствен­ных правил, соблю­де­ние цер­ков­ной дис­ци­плины, послу­ша­ние, тогда как глу­бо­кое знание поло­же­ний хри­сти­ан­ской веры хотя и полезно, но в прин­ципе не обя­за­тельно.

Насколько это соот­вет­ствует дей­стви­тель­но­сти? Разу­ме­ется, если чело­век был крещен в мла­ден­че­ском воз­расте, после чего умер, не успев стя­жать над­ле­жа­щих позна­ний, это не станет пре­пят­ствием для насле­до­ва­ния им Цар­ства Небес­ного.

Другое дело, когда от позна­ния истин отма­хи­ва­ются люди созна­тель­ного воз­раста, делая это нарочно, либо по неже­ла­нию тра­тить силы и время, либо по убеж­дён­но­сти в тщет­но­сти этого заня­тия.

В отли­чие от язы­че­ских куль­тов, Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зы­вает спа­са­е­мых к осо­знан­ному и желан­ному испол­не­нию рели­ги­оз­ных тре­бо­ва­ний (Мф.16:24). Трудно даже пред­ста­вить, как воз­можно такое испол­не­ние хри­сти­ан­ских обя­зан­но­стей без знания, в чём именно состоит необ­хо­ди­мость, пред­мет и высшие цели хри­сти­ан­ского дела­ния.

Хри­сти­ан­ская вера, помимо сер­деч­ных наме­ре­ний уго­дить Богу, под­ра­зу­ме­вает и особое миро­со­зер­ца­ние. Истин­ное миро­воз­зре­ние и миро­со­зер­ца­ние — это то, что (далеко не в послед­нюю оче­редь) отли­чает Пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина от пред­ста­ви­те­лей ересей, пред­ста­ви­те­лей прочих рели­гий. Миро­воз­зре­ния же не бывает без соот­вет­ству­ю­щих знаний.

Сами апо­столы име­но­ва­лись в Еван­ге­лии не только послан­ни­ками, но и уче­ни­ками (Мф.8:23). Сами же они почи­тали веро­учи­тель­ные поло­же­ния гла­го­лами вечной жизни (Ин.6:68).

Знание помо­гает хри­сти­а­нину избе­гать мно­же­ства ошибок, как дог­ма­ти­че­ского, так и нра­во­учи­тель­ного харак­тера.

Не слу­чайно, давая апо­сто­лам напут­ствие перед Своим Воз­не­се­нием, Гос­подь Иисус Хри­стос указал им на необ­хо­ди­мость не только кре­стить, но и учить все народы (Мф.28:19–20).

Не слу­чайно в ранние вре­мена бытия Церкви период пред­ва­ри­тель­ной под­го­товки чело­века ко Кре­ще­нию (см.: Огла­ше­ние) мог зани­мать от несколь­ких меся­цев до несколь­ких лет.

***

Вера Хри­стова не во вражде со зна­нием, потому что не в союзе с неве­же­ством.
свт. Фила­рет (Дроз­дов)

***

См. также: ОБРА­ЗО­ВА­НИЕ, БОГО­ПО­ЗНА­НИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки