Боговедение

***

Богове́дение — 1) веде­ние Бога, осно­ван­ное на есте­ствен­ном откро­ве­нии, Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии; 2) веде­ние Бога на осно­ва­нии лич­ного опыта бого­об­ще­ния.

***

Обя­за­тельно ли для хри­сти­а­нина знание истин о Боге?

Согласно Откро­ве­нию, бого­по­зна­ние стоит в тесной связи со спа­се­нием: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, еди­ного истин­ного Бога и послан­ного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).

А по стро­гому счёту можно ска­зать, что упор­ное неже­ла­ние ведать Вла­дыку про­ти­во­ре­чит даже и самому званию «хри­сти­а­нин».

Чело­век — образ Божий. Спо­соб­ность позна­вать Гос­пода зало­жена в самое наше есте­ство. Сле­до­ва­тельно, отвра­щаться от бого­по­зна­ния — не только грешно, но и про­ти­во­есте­ственно. Чело­век, наро­чито отвра­ща­ю­щийся от бого­ве­де­ния, упо­доб­ля­ется вет­хо­за­вет­ным нече­стив­цам, гово­рив­шим Созда­телю: «отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих!» (Иов.21:14).

Символ веры начи­на­ется со слова «верую». А под­лин­ная вера под­ра­зу­ме­вает не абстракт­ное отно­ше­ние к Истине, но твер­дое и строй­ное миро­воз­зре­ние и миро­со­зер­ца­ние. Только такая вера и может слу­жить жиз­нен­ной опорой, сред­ством еди­не­ния хри­сти­а­нина с Богом и с ближ­ним (см.: Можно ли быть хри­сти­а­ни­ном без знания дог­ма­тов?).

Незна­ние Гос­пода нередко при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию в вооб­ра­же­нии лож­ного пред­став­ле­ния о Творце, фак­ти­че­ски — мыс­лен­ного идола, в то время как бого­ве­де­ние (а не неве­де­ние) укреп­ляет дове­рие к Все­дер­жи­телю, служит осно­вой бого­об­ще­ния и пра­виль­ного бого­по­чи­та­ния: «научи­тесь от Меня, ибо Я кроток и смерен серд­цем» (Мф.11:29).

В чем состоит прин­ци­пи­аль­ное отли­чие бого­по­зна­ния, осу­ществ­ля­е­мого силами фор­маль­ного мыш­ле­ния, от бого­ве­де­ния про­ис­те­ка­ю­щего из опыта личных встреч с Все­дер­жи­те­лем?

Тео­ре­ти­че­ское бого­по­зна­ние спо­соб­ствует бого­об­ще­нию, тогда как опыт­ное про­ис­те­кает из него (см.: Бого­ви­де­ние).

Соб­ственно, бого­об­ще­ние и явля­ется целью хри­сти­ан­ского дела­ния: «От одной крови Он про­из­вел весь род чело­ве­че­ский для оби­та­ния по всему лицу земли, назна­чив пред­опре­де­лен­ные вре­мена и пре­делы их оби­та­нию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и неда­леко от каж­дого из нас» (Деян.17:26–27).

Тео­ре­ти­че­ское бого­по­зна­ние ука­зы­вает чело­веку путь к вечной жизни и веч­ному бла­жен­ству, а в бого­об­ще­нии он уже ста­но­вится при­част­ным Источ­нику жизни и радо­сти: «Вку­сите, и уви­дите, как благ Гос­подь!» (Пс.33:9)

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки