О кратком молитвенном правиле (Серафима Саровского)

АУДИО. Молитвы утрен­ние и вечер­ние

иеро­мо­нах Сергий

Сера­фи­мо­вым пра­ви­лом (3 раза «Отче наш»; 3 раза «Бого­ро­дице Дево…»; 1 раз «Символ веры») пред­по­ла­га­лось молиться в отдель­ных слу­чаях, когда почему-либо нет воз­мож­но­сти про­чи­тать полное пра­вило. То есть в каче­стве исклю­че­ния.

Кроме того, прп. Сера­фим дал его диве­ев­ским сест­рам, кото­рые, будучи насель­ни­цами мона­стыря, имели воз­мож­ность часто посе­щать бого­слу­же­ния – чаще, чем миряне.

Духов­ная жизнь – а осо­бенно это каса­ется молитвы – такова, что, если себя посто­янно не понуж­дать, успеха не будет. Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) гово­рит, что молитва тре­бует посто­ян­ного само­по­нуж­де­ния, в каком бы духов­ном устро­е­нии чело­век ни нахо­дился, т.е. даже святые себя на молитву понуж­дали. Именно труд ценен перед Богом. В труде важно посто­ян­ство.

Но есть другая сто­рона молитвы. Когда чело­век посто­янно понуж­дает себя на нее, он вдруг откры­вает в молит­вен­ном заня­тии осо­бен­ную внут­рен­нюю радость, так что вре­ме­нами хочется все бро­сить ради молитвы. Именно поэтому нахо­дятся люди, кото­рые уходят в мона­стыри. Туда уходят не для чего иного, как для молитвы. И если бы молитва не достав­ляла радость, вряд ли бы кто-нибудь смог там остаться.

Что каса­ется вни­ма­ния, кото­рое дей­стви­тельно явля­ется душой молитвы, оно напря­мую зави­сит от того, какую жизнь про­во­дит чело­век. Тот, кто про­во­дит вни­ма­тель­ную жизнь, обла­дает вни­ма­тель­ной молит­вой. «Неволь­ному при­чина про­из­воль­ное», — ска­зали Отцы. Вни­ма­тель­ная жизнь – это когда чело­век вни­ма­тельно отно­сится ко всему тому, что с ним про­ис­хо­дит. Прежде всего – внутри него, а затем и вокруг: ко всем мыслям, пере­жи­ва­ниям, жела­ниям, наме­ре­ниям. Каждое жела­ние и каждую мысль срав­ни­вает с Еван­ге­лием: угодны ли они Богу? – и остав­ляет в сердце и в уме только бого­угод­ное, изго­няя оттуда всякое про­яв­ле­ние греха. Много помо­гает вни­ма­тель­ной жизни, когда чело­век имеет духов­ного отца и может спра­ши­вать у него, как посту­пать в той или иной ситу­а­ции, может раз­ре­шать раз­лич­ные недо­уме­ния, каса­ю­щи­еся духов­ной жизни и внеш­них обсто­я­тельств.

Угод­ники Божии были людьми муд­рыми. Они пони­мали, что при­учать чело­века к бла­го­че­сти­вой жизни нужно посте­пенно: не нали­вают вина нового в мехи ветхие. Поэтому вна­чале уче­ни­кам своим давали пра­вила неболь­шие, а затем тре­бо­вали боль­шей стро­го­сти. Это непре­мен­ный закон духов­ной жизни: забы­вая заднее, про­сти­раться вперед,- как сказал апо­стол.

Коро­тень­кие же молитвы запо­ве­до­вали они в каче­стве непре­стан­ных для того, чтобы ум не рас­се­и­вался от многих слов, сохра­нял вни­ма­ние. Непре­стан­ная молитва совер­ша­ется во время каких-либо дел, назы­ва­е­мых в мона­стыре послу­ша­ни­ями, а в миру рабо­той. Эти коро­тень­кие молитвы, испол­ня­е­мые по запо­веди «непре­станно моли­тесь», не должны мешать, поэтому, если работа умствен­ная, молитва в это время остав­ля­ется. Пра­вило же домаш­нее запо­ве­до­ва­лось инди­ви­ду­ально, в соот­вет­ствии с духов­ными силами уче­ника. Да и бого­слу­же­ние, порой даже у мирян зани­мало зна­чи­тель­ное время. Неда­ром назы­ва­лось оно все­нощ­ным бде­нием. Сокра­ще­ния нача­лись в XIX веке. На Святой Афон­ской горе бого­слу­же­ния до сих пор длятся по 13–14 часов.

Я же считаю, что необ­хо­ди­мый мини­мум для любого миря­нина утрен­ние и вечер­ние молитвы в полном объеме.

См. Молит­вен­ное пра­вило пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки