О забвении

архи­манд­рит Клеопа (Илие)

Бывает иногда, что ты знаешь, что ты греш­ник, и хочешь молиться, но у тебя нет состо­я­ния уми­ле­ния, то есть ты ощу­ща­ешь оже­сто­че­ние сердца. Что тогда нужно делать?

Это оже­сто­че­ние сердца во время молитвы назы­ва­ется холод­но­стью, сухо­стью или черст­во­стью. И оно обычно, согласно святым отцам. Холод­ность почти всегда при­хо­дит от забве­ния. При­чина холод­но­сти души — я ведь, греш­ный, каждое мгно­ве­ние стра­даю ею — это забве­ние. А забве­ние что такое, по святым отцам? Это первый грех раци­о­наль­ной части души.

Душа делится на три части: раци­о­наль­ную, раз­дра­жи­тель­ную и вожде­ле­ва­тель­ную, по свя­тому Гри­го­рию Нис­скому1. Так их рас­по­ла­гает и «Пида­лион». Святой в точ­но­сти пред­пи­сы­вает епи­ти­мии за грехи по трем частям души. Посмотри в его пра­ви­лах в «Пида­ли­оне»2.

С раци­о­наль­ной сто­роны первым грехом явля­ется забве­ние. Затем сле­дуют неве­де­ние, нерас­су­ди­тель­ность, нера­де­ние, небла­го­дар­ность за бла­го­де­я­ния Божии и ближ­него, нераз­бор­чи­вость, непра­во­ве­рие, хула, безу­мие, ересь и другие. Но первым шагом в сто­рону холод­но­сти, запомни, явля­ется забве­ние.

Когда мы забы­ваем о бла­го­де­я­ниях Божиих, когда забы­ваем, что Бог здесь, когда забы­ваем о при­сут­ствии Бога, мы впа­даем в так назы­ва­е­мую акедию3Акедия есть рас­слаб­лен­ность души и ума. Вели­кий Васи­лий и другие святые отцы назы­вают акедию «кара­ка­ти­цей души». Когда чело­век ста­но­вится апа­тич­ным и лежит в унынии, рас­слаб­ле­нии, тогда все стра­сти и все зло входят в его душу.

Так он назы­вает и вооб­ра­же­ние. Ари­сто­тель в своей фило­со­фии назы­вал его общим чув­ством. Потому что вооб­ра­же­ние улав­ли­вает не только один грех и борет душу не только одним грехом. Ты читал книгу «О хра­не­нии пяти чувств», напи­сан­ную святым Нико­ди­мом Свя­то­гор­цем?4

Эх, сколько еще надо ска­зать! Видишь, как одно с другим свя­зы­ва­ется, когда гово­ришь? Пять раз я прочел ее за свою жизнь, в отшель­ни­че­стве. Исклю­чи­тель­ная книга, очень нази­да­тель­ная. И когда закан­чи­ва­ешь ее, автор гово­рит: «Эту непо­треб­ную книгу, кото­рую я напи­сал». Видишь, сколько тут сми­ре­ния? «Ты сде­лался подоб­ным огниву, а я как кре­мень. Ты ударил раз и другой в сердце мое, будто крем­не­вое, и брыз­нули эти малые искры». Эта книга вся содер­жит вели­кую муд­рость!

Ты видел, что ска­зано там? Там пока­зано нам, как идти этим путем. По при­чине того, что ум впал в холод­ность из-за забве­ния, после того как мы забыли страх Божий, чело­век начи­нает поз­во­лять себе все что угодно. А пона­чалу, когда чело­век забыл о страхе Божием, диавол начи­нает при­но­сить ему вся­кого рода помыслы через вооб­ра­же­ние.

Вооб­ра­же­ние, по свя­тому Васи­лию Вели­кому, — это мост для бесов, через кото­рый они про­би­ра­ются в душу чело­века. Поэтому нам нужна вели­кая вни­ма­тель­ность на молитве, чтобы мы не пред­став­ляли себе ничего, ибо первое мытар­ство, кото­рое под­жи­дает ум на пути к сердцу, — это вооб­ра­же­ние. Ни одно злое дело, ни один бес, ни одна страсть не пере­хо­дит из ума в чув­ство иначе, как через вооб­ра­же­ние. Потому что ты не можешь совер­шить грех, пока не пред­ста­вишь его себе. Ты не заме­чал этого, когда борешься с умом? Или появ­ля­ется образ того, кто тебя огор­чил и на кого ты был сердит. Будто напо­ми­нает тебе о нем, и как бы ты ото­мстил ему. «Эх, если бы он был сейчас тут! Я бы ему такое устроил, я бы ему такое сделал!» И это бесы. Но они борют тебя через вооб­ра­же­ние. «Да, но он сказал мне то-то, скажу ему и я!»

Бесы при­ни­мают образ огор­чив­шего тебя и вводят его в твою душу через вооб­ра­же­ние и пока­зы­вают его тебе: «Вот посмотри, он сказал тебе то-то, он нена­ви­дит тебя!». Затем ум начи­нает обма­ны­ваться, пред­по­ла­гая, что тот тебя нена­ви­дит, что тот гово­рит так-то, что тот еще что-то делает.

Один вели­кий духов­ник гово­рил: «Не верь им, отче, ибо это обман ума, и потом уви­дишь, что ничего из того, что гово­рил тебе ум, не было прав­дой». Это обманы ума, кото­рые бесы во время иску­ше­ния вводят в душу через вооб­ра­же­ние, чтобы раз­ру­шить ее. Это пред­по­ло­же­ния, обман­чи­вые мнения. Пред­по­ло­же­ния, будто такой-то гово­рит тебе то-то, такой-то питает злобу, такой-то еще что-нибудь делает. А ничего из всего этого не верно.

Бесы, видя, что чело­века воз­му­щают такие подо­зре­ния, ведут брань и с помо­щью их. В Псал­тири ска­зано: мнози борю­щии мя с высоты (Пс. 55:3). И святой апо­стол Павел гово­рит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ных (Еф. 6:12). Вот так, с воз­душ­ными кня­зьями борется бедный ум!

Что тут про­ис­хо­дит? О грехе ты прежде всего поду­мал. Если ум согла­сился с мыслью, он пере­хо­дит к раз­мыш­ле­нию. Пере­хо­дит к выбору. Бес сразу погру­жает его в вооб­ра­же­ние. Он начи­нает при­по­ми­нать… (Мы не гово­рили с вами об иску­ше­нии с восьми сторон? Уви­дели бы вы и там, сколько любо­муд­рия у святых отцов!) Когда он погру­зил тебя в вооб­ра­же­ние, он под­бро­сил тебе идола и нанес тебе удар прямо в ум. Всё! Ты слы­шишь, что ска­зано: когда уви­дишь мер­зость запу­сте­ния, сто­я­щую на святом месте, чита­ю­щий да разу­меет! (ср.: Мф. 24:15).

Святой Максим гово­рит: «Мер­зость запу­сте­ния на месте святом — это грех, пред­став­лен­ный в вооб­ра­же­нии»5. Ибо место святое — это сердце, потому что мы — храм Бога Живаго и Дух Божий живет в сердце нашем (ср.: 1Кор. 3:16). Бес, когда ему уда­лось через вооб­ра­же­ние водво­рить в уме идола, отсюда вводит его в сердце! Тогда в сердце и уме твоем есть только то лицо, кото­рое огор­чило тебя или кото­рое ты страстно любишь! Когда он водво­рил в тебе идола, ты отда­ешь себе отчет: «Да! Я не был трез­вен­ным до первой при­манки [при­лога], — ибо здесь нам нужно ска­зать о две­на­дцати сту­пе­нях греха. — Если бы я был трез­вен при первой уловке, то сразу же про­из­нес бы: “Гос­поди Иисусе Христе…”», — и при трез­ве­нии вни­ма­ния идол не входит.

А поскольку я не был вни­ма­те­лен, то идол вошел: такое-то лицо, такая-то жен­щина, с кото­рой мы встре­ча­лись, или деньги, или слава, — всё, какого бы оттенка он ни ока­зался. Он его ввел в сердце через вооб­ра­же­ние. Это идол, это «мер­зость запу­сте­ния на месте святом». А если бы было трез­ве­ние вни­ма­ния, то он не вошел бы. Оно сра­зило бы его с самого начала. Пришел? «Гос­поди Иисусе Христе!..» Ты уда­ря­ешь его о камень, Христа. И знаешь, как ум при­вы­кает к этой неви­ди­мой брани! Как напи­сано в книге «Неви­ди­мая брань».

Блажен кто имеет трез­ве­ние ума! Потому сказал боже­ствен­ный Пимен Вели­кий в «Пате­рике»: «Нам ничего не нужно, чтобы спа­стись, кроме трез­вен­ного ума»6. Ясно! Столько-то всего. С трез­вен­ным умом и с этим дела­нием трез­ве­ния вни­ма­ния мы можем спа­стись легче всего.

Его назы­вает святой Исихий Синаит «все­объ­ем­лю­щим дела­нием вся­кого доб­рого дела и всякой доб­ро­де­тели»7, — почи­тайте в «Доб­ро­то­лю­бии», ибо оттуда мы гово­рим, и в «Пате­рике».

Первый грех, рож­да­ю­щийся в раци­о­наль­ной части души, — это забве­ние. Из забве­ния рож­да­ется холод­ность души. Марк Подвиж­ник гово­рит, что суще­ствуют три вели­кана, уби­ва­ю­щие душу: забве­ние, неве­де­ние и раз­ле­не­ние8.

Видишь? Может, кто-то и трез­вен умом, да ослеп­лен неве­де­нием. И опять же, трез­ве­ния вни­ма­ния нет и у него. Ты слышал, что неве­де­ние — это сле­пота души. Святой Максим гово­рит: «Жизнь для ума — свет веде­ния, а неве­де­ние — сле­пота души»9. А значит, кто-то может ослеп­нуть не только от забве­ния, но и от неве­де­ния. А если он сказал и о раз­ле­не­нии, то ты слышал, что он поста­вил сна­чала? То же забве­ние. Ибо и неве­де­ние, и раз­ле­не­ние при­хо­дят вслед за забве­нием.

Святой Гри­го­рий Нис­ский клас­си­фи­ци­рует в «Пида­ли­оне» все грехи по трем частям души, и первым грехом, воз­ни­ка­ю­щим из раци­о­наль­ной части, явля­ется забве­ние10. И при­чина нашего охла­жде­ния к духов­ному, даже во время молитвы, также про­ис­те­кает из забве­ния.

А у кого есть трез­ве­ние вни­ма­ния, тот, прежде чем придет забве­ние, чув­ствует его. Почему? Трез­ве­ние рож­да­ется из страха Божия. А страх Божий — из веры в Бога. Святой Максим Ипо­вед­ник гово­рит: «Кто верует, тот боится, и кто боится, тот трез­вится»!11 Посмотри, пришел помысл! Теперь я должен раз­ли­чить его: плох он или хорош! Что делать? И кто трез­вится, тот сразу должен при­звать Гос­пода Иисуса, ибо трез­ве­ние вни­ма­ния состоит в трех дела­ниях: трез­виться умом, про­ти­виться греху, как только он вошел в ум, и взы­вать: «Гос­поди Иисусе Христе…». Трез­ве­ние наше не имеет ника­кой силы без Иисуса Христа.

А забве­ние — это первый шаг к холод­но­сти, как пока­зы­вают боже­ствен­ные отцы. Если же мы боремся против забве­ния, то ум всегда трезв и потому избав­лен от осталь­ных боре­ний на сле­ду­ю­щих сту­пе­нях греха.

пере­вела с румын­ского Зина­ида Пей­кова
Пере­вод выпол­нен по: Ne vorbeşte Părintele Cleopa.
Vol. 1. Ed. a 2‑a. Vânători-Neamţ: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004
14 ноября 2011 г.


При­ме­ча­ния:

1. См.: Свт. Гри­го­рий Нис­ский. Кано­ни­че­ское посла­ние к свя­тому Литоию, епи­скопу Меле­тин­скому // Свт. Гри­го­рий Нис­ский. Дог­ма­ти­че­ские посла­ния: В 2 т. Крас­но­дар, 2006. Т. 1. С. 314.
2. См.: Кано­ни­че­ское посла­ние свя­того Гри­го­рия, епи­скопа Нис­ского, к свя­тому Литоию, епи­скопу Мели­тин­скому // Пра­вила Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями Нико­дима, еп. Дал­ма­тин­ско-Истрий­ского: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 495–506.
3. Уныние.
4. В рус. пер.: О хра­не­нии чувств. М., 2000. Глава «О хра­не­нии вооб­ра­же­ния». См. также: Прп. Нико­дим Свя­то­го­рец. Неви­ди­мая брань. Ч. 1. Гл. 26. Как исправ­лять вооб­ра­же­ние и память. М., 2007. С. 23–26.
5. Ср.: Прп. Максим Испо­вед­ник. Четыре сотни глав о любви. Вторая сот­ница. § 31 // Доб­ро­то­лю­бие: В 5 т. М., 2003. Т. 3. С. 199.
6. Ср.: Древ­ний пате­рик. Гл. 1. § 20. М., 1991. С. 17; Досто­па­мят­ные ска­за­ния о подвиж­ни­че­стве святых и бла­жен­ных отцов. Об авве Пимене. § 135. М., 1999. С. 407.
7. Ср.: Прп. Исихий, пре­сви­тер Иеру­са­лим­ский. К Фео­дулу душе­по­лез­ное и спа­си­тель­ное слово о трез­ве­нии и молитве. § 3 // Доб­ро­то­лю­бие: В 5 т. М., 2003. Т. 2. С. 166.
8. См.: Св. Марк Подвиж­ник. Посла­ние к иноку Нико­лаю. § 23 // Доб­ро­то­лю­бие: В 5 т. М., 2003. Т. 1. С. 423.
9. Ср.: Прп. Максим Испо­вед­ник. Четыре сотни глав о любви. Первая сот­ница. § 9. С. 180.
10. См.: Кано­ни­че­ское посла­ние свя­того Гри­го­рия, епи­скопа Нис­ского, к свя­тому Литоию, епи­скопу Мели­тин­скому. Пра­вило 1 // Пра­вила Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями Нико­дима, еп. Дал­ма­тин­ско-Истрий­ского: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 496–497.
11. Ср.: Прп. Максим Испо­вед­ник. Умо­зри­тель­ные и дея­тель­ные главы. § 10 // Доб­ро­то­лю­бие: В 5 т. М., 2003. Т. 3. С. 248.

Православие.ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки