В миру Климент Иванович Муретов. Родился 11-го февраля 1811 года, в с. Лучинске, Пронского уезда, Рязанской губернии; умер 14-го ноября 1883 года, в Одессе.
Дед архиепископа Димитрия, Алексей Феодулович, был священником в том же Пронском уезде и считался выдающимся среди остальных священников; он был «духовным заказчиком» или судьей «на всю пронскую округу». Сам Алексей Феодулович не носил никакой фамилии, но из пятерых его сыновей — трое прозывались Столпянскими, а двое — Муретовыми. Один из Столпянских, Иван Алексеевич, окончивший в 1804 г. курс Рязанской семинарии «студентом» и долгое время бывший диаконом, и был отцом будущего архиепископа Димитрия.
До девяти лет Климент Столпянский обучался дома; в 1820 г. он был отдан в Сапожковское духовное училище и записан по фамилии дядей Муретовым. Затем обучался в Рязанской семинарии и с 1831–1835 г. в Киевской дух. акад., которую окончил первым, с редчайшею отметкой: «способностей и успехов отличных пред всеми».
В том же 1835 г. он принял монашество и оставлен при академии в звании бакалавра по кафедре чтения Священного Писания, а потом и герменевтики; в 1837 г. утвержден в звании профессора богословских паук, на место отказавшегося от этой кафедры ректора, знаменитого ученого и проповедника, впоследствии архиепископа Иннокентия (Борисова). Главным предметом Димитрия Муретова было догматическое богословие, которое он подверг тщательной систематической обработке; уступая своему предшественнику в смелости и оригинальноети воззрений, он был выше его по глубине и основательности своих богословских познаний. Будучи сторонником исторического метода исследования и изложения и идя по пути, проложенному Иннокентием, которого, впрочем, обвиняли в либерализме, он окончательного освободил богословскую науку от устарелых схоластических форм, а своею строгостью и осмотрительностию выводов заставил умолкнуть всех обвинителей против новой системы богословия. Лекций своих Димитрий не выдавал студентам и, вероятно, не писал их вполне, но подготовлялся к ним так основательно, что обыкновенно в течение двух часов подряд, без всякого конспекта, говорил беспрерывно, приводя буквально тексты и выдержки из авторов, с точным указанием томов и страниц цитируемых сочинений. Студентом Н. Оглоблиным составлена была полная запись лекций Димитрия, которую просмотрел он и сам. Эта запись не пропала совершенно для русской науки: она легла в основу «Введения в курс богословских наук», Макария Булгакова, митрополита Московского.
С 1838 г. он был инспектором академии в течение трех лет и затем ректором ее и настоятелем Киевского братского монастыря. Многочисленные отзывы его современников: сослуживцев и учеников рисуют его в высшей степени гуманным и заботливым начальником, вникавшим во все подробности и уже тогда прославившимся своею благотворительностью.
В 1851 г. Димитрий был назначен епископом Тульским, через семь лет — Херсонским, и затем последовательно занимал архиепископские кафедры: Ярославскую (1874–1876), Волынскую (1876–1882) и Одесскую (1882–1883). Везде преосвященный был известен своим громадным влиянием на паству и редким расположением к нему последней. То и другое он достигал своими «общественными богослужениями» и замечательными поучениями, своею широкою благотворительностью и нищелюбием, заботами о духовенстве и в особенности о духовно-учебных заведениях. Время управления его Херсоноаврической епархией совпало с освобождением крестьян, и здесь он оказал неоценимую услугу отечеству своими удачными действиями и заботами, направленными к предупреждению крестьянских волнений. Отсюда же, как лучший администратор и устроитель духовно-учебных заведений, Димитрий был вызван в Петербург для присутствования в Св. Синоде, где и председательствовал в комиссиях: 1) по сокращению переписки по духовному ведомству, 2) по улучшению быта сельского духовенства и 3) по преобразованию духовных семинарий и училищ. Представленный им проект преобразования последних особенно отличался ясностью и определенностью выставляемой им цели духовно-учебных заведений, равно как и проект архимандрита Филарета, но, к сожалению, ни тот, ни другой не были приняты. По возвращении в свою паству, преосвященный среди мер об улучшении материального быта духовенства много сделал еще к улажению отношений с местными иноземцами и иноверцами. Во время архиепископства он долее сравнительно пробыл в Житомире, но болезнь его заставила отказаться от прежней кипучей деятельности и вести уединенный образ жизни. В виду той же болезни, он отказался и от предлагаемой ему Московской митрополии после преосвященного Макария († 1882).
С принятием епископского сана, Димитрий оставил науку совсем и посвятил свою жизнь богослужению, управлению, самой широкой благотворительности и особенно проповедничеству. Многочисленные его проповеди печатались в местных епархиальных ведомостях и особенно много в «Православном Обозрении» (1877–1883). Они обыкновенно отличались простотою и задушевностью и в то же время были «исполнены высокого и сильного красноречия».
Первым печатным трудом Димитрия была его магистерская диссертация: «О путях промысла Божия в обращении грешников и о путях покаяния для обращенных» (в «Собрании сочинений студентов Киевской духовной академ.», Киев, 1839 г., т. I). Первое «Собрание слов, бесед и речей» преосвященного вышло в Одессе, в 1859 г. Два года спустя вышло новое собрание «Слов, бесед и речей» (Спб., 1885 г.), и, наконец, в самое последнее время преподаватель Московской духовной семинарии, С. П. Никитский, издал в шести томах «Полное собрание творений» Димитрия. С 1837 по 1841 г. Димитрий редактировал журнал «Воскресное Чтение».
В. Р-в
Источник: Русский биографический словарь. А. А. Половцов