Религиозное воспитание детей — епископ Александр  (Милеант)

Религиозное воспитание детей — епископ Александр (Милеант)

(3 голоса4.3 из 5)

Вся жизнь чело­века: его харак­тер, чув­ство ответ­ствен­но­сти, доб­рые или дур­ные при­вычки, уме­ние справ­ляться с труд­но­стями и сте­пень его рели­ги­оз­но­сти — во мно­гом обу­слов­лены его вос­пи­та­нием в дет­стве. Свет­лые вос­по­ми­на­ния дет­ства питают и согре­вают чело­века в труд­ные минуты жизни, и, напро­тив, люди, не имев­шие счаст­ли­вого дет­ства, ничем не могут вос­пол­нить его.

Введение

Вся жизнь чело­века: его харак­тер, чув­ство ответ­ствен­но­сти, доб­рые или дур­ные при­вычки, уме­ние справ­ляться с труд­но­стями и сте­пень его рели­ги­оз­но­сти — во мно­гом обу­слов­лены его вос­пи­та­нием в дет­стве. Свет­лые вос­по­ми­на­ния дет­ства питают и согре­вают чело­века в труд­ные минуты жизни, и, напро­тив, люди, не имев­шие счаст­ли­вого дет­ства, ничем не могут вос­пол­нить его. Когда мы встре­чаем таких людей — сирот, не знав­ших роди­тель­ской ласки; пасын­ков и пад­че­риц с изло­ман­ной душой вслед­ствие тяже­лой домаш­ней обста­новки; неза­кон­но­рож­ден­ных, бро­шен­ных на попе­че­ние чужим людям — мы чув­ствуем лежа­щий на их душе отпе­ча­ток тяже­лых и болез­нен­ных ран­них впечатлений.

Отсут­ствие рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния в дет­стве непре­менно ска­зы­ва­ется на харак­тере чело­века: в душев­ном складе таких людей ощу­ща­ется извест­ная над­лом­лен­ность. Ребе­нок необы­чайно вос­при­им­чив к рели­ги­оз­ным впе­чат­ле­ниям: он инстинк­тивно тянется ко всему, что рас­кры­вает кра­соту и смысл окру­жа­ю­щего мира. Отни­мите это у ребенка — и его душа потуск­неет; ребе­нок оста­нется в опу­стев­шем мире с его мел­кими буд­нич­ными инте­ре­сами. Нечто подоб­ное про­ис­хо­дит и с телом: если ребе­нок живет в мрач­ном и сыром поме­ще­нии, то он вырас­тает блед­ным и хилым, без сил и радо­сти в своем недо­раз­ви­том теле. В обоих слу­чаях вина в недо­раз­ви­то­сти и болез­нен­но­сти (душев­ной или телес­ной) ложится на родителей.

С дру­гой сто­роны, взгля­ните на био­гра­фии про­слав­ля­е­мых совре­мен­ни­ками и потом­ками луч­ших обще­ствен­ных дея­те­лей: боль­шин­ство их вышло из боль­ших тру­до­вых семей, вос­пи­тан­ных в рели­ги­оз­ных традициях.

Слу­ча­ется, что бур­ная моло­дость, как будто бы раз­ру­шает веру в Бога, зало­жен­ную в дет­стве. Чело­век ухо­дит от рели­гии и от Церкви, пови­ди­мому, без вся­кой надежды на воз­вра­ще­ние. Но Бог не остав­ляет чело­века, нося­щего в себе семена добра, и вре­ме­нами Гос­подь сту­чится в его сердце. И когда чело­века пости­гает какое-нибудь жиз­нен­ное потря­се­ние, он начи­нает созна­вать свою огра­ни­чен­ность, бес­по­мощ­ность и начи­нает заду­мы­ваться над смыс­лом чело­ве­че­ской жизни. Тогда забы­тые впе­чат­ле­ния дет­ства и духов­ные настав­ле­ния ожи­вают с новой силой, и чело­век воз­вра­ща­ется к Богу. Так, свя­тые вос­по­ми­на­ния дет­ских лет помо­гают чело­веку обре­сти в жизни цель и смысл. Вот почему очень важно роди­те­лям посто­янно при­ла­гать уси­лия, чтобы зало­жить в своих детях духов­ный фун­да­мент. Воз­му­жав, дети оце­нят роди­тель­ские ста­ра­ния и всю жизнь будут бла­го­дарны им.

В этой бро­шюре мы пого­во­рим о цели хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния и объ­яс­ним в чем оно состоит; объ­яс­ним зна­че­ние семьи, храма и при­ход­ской школы в раз­ви­тии детей; пого­во­рим о неко­то­рых труд­но­стях и ошиб­ках семей­ного воспитания.

Воспитание и образование

Вос­пи­та­ние — это про­цесс созда­ния нрав­ствен­ной и духов­ной основы, а обра­зо­ва­ние — это про­цесс раз­ви­тия мыс­ли­тель­ных спо­соб­но­стей ребенка. Дело каса­ется двух раз­лич­ных сто­рон душев­ной дея­тель­но­сти чело­века. Думать, что обра­зо­ва­ние (раз­ви­тие умствен­ных спо­соб­но­стей) дает ребенку и нрав­ствен­ное раз­ви­тие, нет ника­ких осно­ва­ний. Можно встре­тить очень обра­зо­ван­ных людей, но совер­шенно невос­пи­тан­ных и без­ду­хов­ных, и, с дру­гой сто­роны, — совсем необ­ра­зо­ван­ного кре­стья­нина или про­стого рабо­чего, но весьма вос­пи­тан­ного в духов­ном и нрав­ствен­ном отношении.

Необ­хо­димо еще раз­гра­ни­чить поня­тия свет­ского вос­пи­та­ния и вос­пи­та­ния рели­ги­оз­ного. Вся­кое ото­рван­ное от рели­гии вос­пи­та­ние — будь то семей­ное или школь­ное — пре­сле­дует вре­мен­ные житей­ские цели, свя­зан­ные с нуж­дами семьи, обще­ства или госу­дар­ства. Так, напри­мер, совре­мен­ная аме­ри­кан­ская школа постро­ена на прин­ципе «сво­бод­ного вос­пи­та­ния», а система вос­пи­та­ния в тота­ли­тар­ных стра­нах стре­мится сде­лать чело­века послуш­ным ору­дием госу­дар­ства. И в том и в дру­гом слу­чае истин­ное вос­пи­та­ние отсут­ствует, так как здесь целью вос­пи­та­ния явля­ется не сам чело­век и его выс­шее благо, а инте­ресы госу­дар­ства или обще­ства. Поли­ти­че­ская обста­новка меня­ется, меня­ются педа­го­ги­че­ские прин­ципы, а дети ока­зы­ва­ются жерт­вами школь­ных экспериментов.

Дру­гое дело рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние, кото­рое пре­сле­дует духов­ное раз­ви­тие души, осно­ван­ное на веч­ных Боже­ствен­ных прин­ци­пах. Здесь цель хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния не меня­ется в зави­си­мо­сти от поли­ти­че­ских или фило­соф­ских вея­ний, а осно­вы­ва­ется на Боже­ствен­ном откро­ве­нии. Поэтому в деле вос­пи­та­ния детей надо руко­вод­ство­ваться не модой, не тре­бо­ва­ни­ями госу­дар­ства, а сло­вом Божиим. Века про­хо­дят, обще­ствен­ные усло­вия меня­ются, а при­рода чело­ве­че­ской души оста­ется той же.

Цель христианского воспитания

Хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние стре­мится дать ребенку духов­ное направ­ле­ние, чтобы он мог усто­ять перед раз­ными соблаз­нами и идти в жизни пра­виль­ным путем. А для этого нужно, чтобы он с дет­ства не только знал пра­вила пове­де­ния, но обла­дал внут­рен­ней целост­но­стью, кото­рая делала бы ясными для него раз­лич­ные про­яв­ле­ния добра и зла.

Эта цель вос­пи­та­ния рас­кры­ва­ется в молит­вах таин­ства кре­ще­ния. Свя­щен­ник, среди дру­гих, читает сле­ду­ю­щую молитву (при­во­дим в рус­ском пере­воде): «Вла­дыка Гос­поди Боже наш, при­зови раба Тво­его (имя ребенка) ко свя­тому Тво­ему Про­све­ще­нию… Отстрани от него вет­хость его гре­хов­ной при­роды и обнови его для жизни веч­ной … Чтобы он впредь не оста­вался рабом своей плоти, но стал сыном (или доче­рью) Тво­его Царства».

В таин­стве кре­ще­ния чело­век внут­ренне пре­об­ра­жа­ется: он уми­рает для гре­хов­ной жизни и рож­да­ется для духов­ной, бла­го­дат­ной. Ново­кре­щен­ному откры­ва­ется воз­мож­ность стать новым, оду­хо­тво­рен­ным чело­ве­ком, любя­щим Бога, любя­щим добро. Эти свой­ства упо­доб­ляют его самому вопло­тив­ше­муся Сыну Божию, как поется во время обхода кре­стиль­ной купели: «Елицы (те, кото­рые) во Хри­ста кре­сти­лись, во Хри­ста облек­лись (при­няли Его образ)» (из посла­ния ап. Павла к Гала­там). Ответ­ствен­ность за при­ви­тие и укреп­ле­ние в ребенке хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей лежит на роди­те­лях, род­ствен­ни­ках и кумовьях.

Так как чело­век состоит из тела и души, то ребе­нок нуж­да­ется не только в телес­ном пита­нии, но и в духов­ном. Если роди­тели огра­ни­чи­ва­ются только физи­че­ским пита­нием ребенка и пре­не­бре­гают духов­ным, он вырас­тает «чадом тела», без­ду­хов­ным рабом своих плот­ских желаний.

Свя­той Иоанн Зла­то­уст так гово­рит об ответ­ствен­но­сти хри­сти­ан­ских роди­те­лей: «Вос­пи­тать сердце детей в доб­ро­де­тели и бла­го­че­стии — свя­щен­ный долг, кото­рый нельзя пре­сту­пить, не сде­лав­шись винов­ным в духов­ном дето­убий­стве. Это обя­зан­ность общая, как отцов, так и мате­рей… Суще­ствуют отцы, кото­рые не щадят ничего, чтобы доста­вить детям удо­воль­ствия, как бога­тым наслед­ни­кам; а чтобы дети их были хри­сти­а­нами — до этого роди­те­лям мало нужды. Пре­ступ­ное ослеп­ле­ние! От него все бес­по­рядки, от кото­рых сто­нет обще­ство… Если бы отцы ста­ра­лись дать своим детям доб­рое вос­пи­та­ние, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни нака­за­ния. Палачи нужны потому, что отсут­ствует нравственность».

Еван­ге­лие учит, что глав­ное в жизни чело­века — пра­виль­ное состо­я­ние его сердца. Под «серд­цем» пони­ма­ется тот центр внут­рен­ней жизни чело­века, в кото­ром сосре­до­то­чи­ва­ются его жела­ния и чув­ства, и кото­рый опре­де­ляет его нрав­ствен­ную жизнь. Если Сам Спа­си­тель ска­зал, что «от сердца исхо­дят помыш­ле­ния злая» (Мт. 15:19), то, оче­видно, что без вос­пи­та­ния сердца чело­век обой­тись не может. Поэтому дать доб­рое направ­ле­ние сердцу ребенка явля­ется глав­ной зада­чей воспитания.

Так как чело­век вынуж­ден жить среди мно­гих и раз­лич­ных соблаз­нов, то очень важно для него уметь само­сто­я­тельно раз­би­раться в том, что пра­вильно, а что нет. Для этого роди­тели должны при­вить ребенку любовь к добру и внут­рен­нее чутье, кото­рое помо­жет ему рас­по­зна­вать и пре­одо­ле­вать соблазны. При­чем очень важно при­вить любовь к Богу в самом ран­нем воз­расте, раньше, чем ребе­нок утра­тит свою духов­ную восприимчивость.

Когда начинать воспитание?

Мне­ния часто рас­хо­дятся в вопросе о воз­расте, когда сле­дует при­сту­пать к вос­пи­та­нию детей. Неко­то­рые роди­тели счи­тают, что после появ­ле­ния на свет ребе­нок дол­гое время нуж­да­ется только во внеш­нем уходе. Они смот­рят на него, словно на забав­ного котенка, не вос­при­им­чи­вого к духов­ным воз­дей­ствиям, пола­гая, что до 2–3 лет разум ребенка еще не раз­вился к усво­е­нию духов­ных предметов.

Такой взгляд оши­бо­чен и про­ти­во­ре­чит как науке, так и хри­сти­ан­скому уче­нию. Пси­хо­ло­гия уста­но­вила, что ребе­нок вос­при­им­чив ко мно­гому с самого рож­де­ния. По срав­не­нию одного уче­ного, душа ребенка подобна чув­стви­тель­ной кине­ма­то­гра­фи­че­ской ленте, кото­рая непре­рывно фик­си­рует все ощу­ще­ния. Ребе­нок еще лежит в колы­бели, а душа его уже накап­ли­вает впе­чат­ле­ния, улав­ли­вает звуки, взгляды, инто­на­ции голо­сов и даже душев­ное настро­е­ние роди­те­лей. Из всех этих впе­чат­ле­ний, помимо его разума, непре­рывно фор­ми­ру­ется под­со­зна­ние ребенка. И все, что он вос­при­ни­мает день за днем, ста­но­вится частью его лич­но­сти, и тогда уже ника­кими спо­со­бами эти впе­чат­ле­ния не изгладишь.

Кроме того, совре­мен­ная пси­хо­ло­гия при­шла к выводу, что такое под­со­зна­тель­ное впе­чат­ле­ние в ран­нем дет­стве, имеет боль­шое зна­че­ние для после­ду­ю­щего раз­ви­тия чело­века. Напри­мер, неко­то­рые душев­ные забо­ле­ва­ния взрос­лых людей объ­яс­ня­ются болез­нен­ными впе­чат­ле­ни­ями ран­него дет­ства. Вот почему роди­тели должны пом­нить, что к пер­вым впе­чат­ле­ниям мла­денца надо под­хо­дить с вели­чай­шей береж­но­стью, потому что с момента рож­де­ния в нем начи­нает фор­ми­ро­ваться не только тело, но и душа.

Об этом же учит и наша вера. В Еван­ге­лии мы читаем: «При­но­сили к Иисусу детей, уче­ники же не допус­кали при­но­ся­щих. Уви­дев то, Иисус воз­не­го­до­вал и ска­зал им: Пустите детей при­хо­дить ко Мне и не пре­пят­ствуйте им, ибо тако­вых есть Цар­ствие Божие… И обняв их, воз­ло­жил руки на них и бла­го­сло­вил их» (Марк 10:13–16). Обра­тим вни­ма­ние на то, что детей ко Хри­сту не при­во­дили, а при­но­сили. Зна­чить, они были совсем малыми, не могу­щими само­сто­я­тельно ходить. Уче­ники не допус­кали ко Хри­сту таких малю­ток, оче­видно, думая подобно мно­гим совре­мен­ным роди­те­лям, что мла­денцы не спо­собны что­либо воспринимать.

Как же отнесся к этому Спа­си­тель? Он воз­не­го­до­вал на апо­сто­лов. А мы знаем, что крот­кий Хри­стос него­до­вал только в тех слу­чаях, когда истина подав­ля­лась заблуж­де­нием; напри­мер: при лице­ме­рии фари­сеев, при осквер­не­нии храма тор­гов­цами и т.п. И Он ска­зал уче­ни­кам: «Пустите детей и не пре­пят­ствуйте им, ибо тако­вых есть Цар­ство Небес­ное». Дру­гими сло­вами: дети более, чем взрос­лые, вос­при­им­чивы к добру, к любви и бла­го­дати, они инстинк­тивно стре­мятся к Богу. Затем Хри­стос обнял и бла­го­сло­вил детей.

Отсюда ясно, что Хри­стос учил, что рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние надо начи­нать с самых ран­них лет. Духов­ный опыт Церкви выра­жен в ряде обря­дов и обы­чаев, свя­зан­ных с детьми. С самого рож­де­ния ребенка Пра­во­слав­ная Цер­ковь встре­чает его осо­быми молит­вами: в пер­вый день рож­де­ния, в вось­мой — наре­че­нием имени и на соро­ко­вой — воцер­ко­в­ле­нием. В этих молит­вах содер­жится про­ше­ние о телес­ном и духов­ном здра­вии ребенка и о его освя­ще­нии свыше. После кре­ще­ния Цер­ковь пред­пи­сы­вает как можно чаще при­ча­щать ребенка, при­но­сить его в храм, при­кла­ды­вать к свя­тым ико­нам. Все это было бы излиш­ним, если бы ребе­нок был невос­при­им­чи­вым к духов­ным впечатлениям.

Итак, самое важ­ное время для вос­пи­та­ния души — ран­нее дет­ство. Соб­ственно, в дет­ские годы фор­ми­ру­ется нрав­ствен­ный мир чело­века. Душа ребенка в воз­расте до 6–7 лет подобна мяг­кой глине, из кото­рой можно лепить его буду­щую лич­ность. После этого воз­раста глав­ные черты чело­века уже сфор­ми­ро­ва­лись, и пере­де­лать их почти невозможно.

Поэтому хорошо посту­пают те роди­тели, кото­рые с самого ран­него воз­раста при­ви­вают своим детям издревле уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью рели­ги­оз­ные обы­чаи. Напри­мер: когда мать под­но­сит сво­его ребенка к ико­нам, когда перед сном осе­няет его крест­ным зна­ме­нием, или когда, пере­си­ли­вая уста­лость, дер­жит на руках в тече­ние бого­слу­же­ния, или молится над его кро­ват­кой. В этом про­яв­ля­ется ее хри­сти­ан­ская забота о нем, как это худо­же­ственно опи­сал поэт Хомя­ков в сле­ду­ю­щем стихотворении:

Бывало, в глу­бо­кий полу­ноч­ный час,
Малютки, приду любо­ваться на вас;
Бывало, люблю вас кре­стом знаменать,
Молиться, да будет на вас благодать,
Любовь Все­дер­жи­теля Бога.

Борьба с дурными наклонностями

Оши­ба­ются роди­тели, когда они смот­рят на сво­его ребенка, как на невин­ное суще­ство, в кото­ром еще нет ника­кого зла. Опыт пока­зы­вает, что ребе­нок появ­ля­ется на свет не только с доб­рыми задат­ками, но и с дур­ными. Наука назы­вает эти каче­ства наслед­ствен­но­стью, а Цер­ковь — след­ствием пер­во­род­ного греха, повре­див­шего при­роду чело­века. Все люди рож­да­ются с уна­сле­до­ван­ной пред­рас­по­ло­жен­но­стью к дур­ному. Поэтому вос­пи­та­ние ребенка непре­менно должно вклю­чать и борьбу с его дур­ными наклон­но­стями. Не научив его бороться с ними, мы оста­вим его без­оруж­ным в борьбе с соблаз­нами. Когда ребе­нок предо­став­лен самому себе, то как бы он ни был талант­лив, все его доб­рые каче­ства могут ока­заться заглу­шен­ными низ­шими наклонностями.

Известно, что каж­дый ребе­нок имеет внеш­нее сход­ство со сво­ими пред­ками: один похож на отца, дру­гой — на мать, тре­тий — на бабушку или пра­ба­бушку. Но наряду с телес­ной наслед­ствен­но­стью, ребе­нок вос­при­ни­мает и нрав­ствен­ные черты пред­ков, как хоро­шие, так и дур­ные. При­чем дур­ные каче­ства раз­ви­ва­ются и закреп­ля­ются быстро и могут заглу­шить семена добра. В рас­ти­тель­ном мире, напри­мер, сор­ные травы все­гда гораздо вынос­ли­вее и агрес­сив­нее садо­вых и ого­род­ных рас­те­ний. Чтобы вырас­тить что-нибудь полез­ное в саду, нужно посто­янно бороться с сорняками.

Наблю­дая любого ребенка, можно убе­диться, как почти с колы­бели в нем начи­нают про­яв­ляться отри­ца­тель­ные черты: то он каприз­ни­чает, то сер­дится, то нарочно делает не то, что нужно. Очень рано дети начи­нают лениться, хит­рить, обма­ны­вать, про­яв­ляют жад­ность и жесто­кость по отно­ше­нию к дру­гим детям. В пять лет у ребенка уже можно заме­тить задатки его буду­щего харак­тера. Если роди­тели не учат его бороться со сво­ими дур­ными наклон­но­стями, то эти наклон­но­сти укре­пятся и пре­вра­тятся в стра­сти и пороки, с кото­рыми будет очень трудно бороться. Порой роди­тели сетуют на своих детей, говоря: «Откуда у него такое упрям­ство, капризы, вле­че­ние ко всему запре­щен­ному? Ведь ника­кого дур­ного при­мера он не видит, кто же его учит?» Здесь надо учесть, что учить ребенка злу не надо: оно уже коре­нится в нем. Одна мать, наблю­дая сво­его пер­венца, гово­рила: «У него явным обра­зом про­яв­ля­ются отри­ца­тель­ные черты его отца». К сожа­ле­нию, доб­рые каче­ства при­об­ре­та­ются уси­лием и посто­ян­ством, а дур­ные, как пле­велы, сами развиваются.

Моло­дые роди­тели склонны смот­реть на эти «сор­няки» лег­ко­мыс­ленно, объ­яс­няя их нераз­ви­то­стью ребенка. «Вот немного под­рас­тет, — думают они, — тогда сам пой­мет, что это плохо и сам испра­вится». Думая так, они остав­ляют без вни­ма­ния эти дур­ные наклон­но­сти и не учат его бороться с ними. Они ско­рее склонны удо­вле­тво­рить вся­кий каприз ребенка, дей­ствуя по извест­ной посло­вице: «Чем бы дитя ни теши­лось, лишь бы не плакало».

А пси­хо­ло­гия и рели­гия учат нас, что вся­кое про­яв­ле­ние зла в душе надо пре­одо­ле­вать в самом начале, пока оно не окрепло. Если же мы оста­вим его без вни­ма­ния, то от повто­ре­ния оно пре­вра­тится в при­вычку. Горько потом рас­ка­и­ва­ются роди­тели, кото­рые по излиш­ней мяг­ко­сти или нера­зум­ной любви к ребенку жалеют и не нака­зы­вают его. Потом уже трудно пере­вос­пи­ты­вать, и ребе­нок вырас­тает свое­воль­ным и распущенным.

Вот что писал в свое время прис­но­па­мят­ный про­то­и­е­рей о. Иоанн Крон­штад­ский: «Роди­тели и вос­пи­та­тели, со всею забот­ли­во­стью осте­ре­гайте своих детей от капри­зов. Иначе дети зара­зят сердце свое зло­бой, рано утра­тив свя­тую любовь, а по дости­же­нии совер­шен­ного воз­раста горько будут жало­ваться на то, что в юно­сти слиш­ком потвор­ство­вали их капри­зам. Каприз — заро­дыш сер­деч­ной порчи».

Роди­тели должны с самых малых лет вос­пи­ты­вать детей так, чтобы они чув­ство­вали, что есть доз­во­лен­ное и недоз­во­лен­ное. Разум­ные запре­ще­ния и лег­кие нака­за­ния совер­шенно необ­хо­димы. Будьте уве­рены, что даже самый малень­кий ребе­нок пой­мет, что есть вещи доз­во­лен­ные и недоз­во­лен­ные. Поняв, что недоз­во­лен­ные вещи вле­кут за собой непри­ят­ные послед­ствия, ребе­нок будет избе­гать всего запре­щен­ного. Этим путем вы зало­жите в нем здо­ро­вый фун­да­мент для даль­ней­шего вос­пи­та­ния. Его дет­ская воля, еще только начи­на­ю­щая фор­ми­ро­ваться, будет уже под­го­тов­лена к тому, что в жизни надо под­чи­няться уста­нов­лен­ным правилам.

Духовные основы воспитания

Дети по при­роде нежны, жалост­ливы, незло­бивы, искренни. Эти доб­рые каче­ства еще в них слабы и нуж­да­ются в раз­ви­тии и укреп­ле­нии. По мере того, как ребе­нок рас­тет, роди­тели должны укреп­лять в ребенке такое настро­е­ние или чув­ство, кото­рое само бы боро­лось с его дур­ными наклон­но­стями и под­дер­жи­вало доб­рые. К сча­стью, в чело­веке есть заме­ча­тель­ная спо­соб­ность, име­ну­е­мая сове­стью. Задача роди­те­лей — раз­вить в ребенке чут­кую совесть и при­учить его при­слу­ши­ваться к ее голосу.

Надо делать это не тео­ре­ти­че­ски и отвле­ченно, а опи­ра­ясь на рели­ги­оз­ную основу: на веру в Бога и на наше отно­ше­ние к Нему — на любви, бла­го­дар­но­сти, ответ­ствен­но­сти за свои поступки. Без рели­ги­оз­ной основы вос­пи­та­ние будет шат­ким и непрочным.

Неко­то­рые думают, что поня­тия о Боге, о добре и зле и т.д. слиш­ком отвле­ченны и сложны для ребенка. Опыт, однако, пока­зы­вает, что в 3–4 года ребенку вполне доступны эти пред­став­ле­ния, когда они пре­под­но­сятся ему в нагляд­ной форме, в виде, напри­мер, иконки над кро­ват­кой, крест­ного зна­ме­ния, самой про­стой молитвы и т.п. Чистая душа ребенка свя­зы­вает пер­вые рели­ги­оз­ные поня­тия с голо­сом своей сове­сти, и так созда­ется в нем про­стая, но цель­ная религиозность.

Для тех, кто сомне­ва­ется в силе дет­ской рели­ги­оз­но­сти, отме­тим лишь сле­ду­ю­щее: вера в Бога не выду­мана людьми, а рож­да­ется вме­сте с чело­ве­ком. Поэтому она доступна и понятна всем людям, неза­ви­симо от их воз­раста и умствен­ного раз­ви­тия. Верить в Бога может и самый про­стой, необ­ра­зо­ван­ный чело­век и самый вели­кий уче­ный. Каж­дый веру­ю­щий пости­гает и пере­жи­вает свою веру в меру своих спо­соб­но­стей, и по мере того, как чело­век раз­ви­ва­ется — рас­тет и углуб­ля­ется его пред­став­ле­ние о Боге.

Род­ство хри­сти­ан­ской веры с чело­ве­че­ской душой поз­во­ляет раз­вить ее в еще малых детях и стро­ить на ней их вос­пи­та­ние. И можно только удив­ляться, как легко и глу­боко при­ни­мают дети веру в Бога и насколько бла­го­творно она вли­яет на них. Вера в Бога не только помо­гает ребенку бороться со сво­ими дур­ными наклон­но­стями, но она помо­гает ему решить ряд прин­ци­пи­аль­ных вопро­сов, кото­рые иным путем ему не объ­яс­нишь: о добре и зле, о воз­ник­но­ве­нии мира, о цели жизни и т.д. Самое же глав­ное то, что вера в Бога есть ключ к раз­ви­тию всех поло­жи­тель­ных качеств в ребенке — бла­го­го­ве­ния, любви, жало­сти, стыда, рас­ка­я­ния и жела­ния стать лучше.

Каж­дый роди­тель может на опыте убе­диться, что поня­тие о Боге дает ему в руки могу­чее сред­ство для вос­пи­та­ния. Когда мы гово­рим о Боге, как источ­нике всех благ и Судье людей, то мы вно­сим в его внут­рен­ний мир пра­виль­ное пред­став­ле­ние о добре и зле. И делаем это не в виде сухих пра­вил, а в виде Живой Лич­но­сти, сто­я­щей над миром, перед Кото­рой все люди ответ­ственны. Это Выс­шее Суще­ство вле­чет нас к добру и отво­дит от всего гибель­ного. Так ребе­нок усва­и­вает поня­тие о грехе, как о чем то постыд­ном, недолж­ном и под­ле­жа­щем нака­за­нию. При этом надо учесть, что поня­тие о грехе не явля­ется совер­шенно чуж­дым для ребенка, потому что в его при­роде уже зало­жено чув­ство вины, стыда, смут­ное раз­ли­чие добра и зла. Хри­сти­ан­ское пред­став­ле­ние о Боге при­дает ясность и силу этим глу­бо­ким чело­ве­че­ским чувствам.

Поня­тие о грехе откры­вает перед ребен­ком путь нрав­ствен­ного выбора и созна­ние ответ­ствен­но­сти перед Богом. Теперь ребе­нок сознает, что его недоб­рые поступки нару­шают не только тре­бо­ва­ния папы или мамы, но и поря­док, уста­нов­лен­ный Богом. И за грехи его может нака­зать не только отец или мать, но и Отец Небес­ный. Рав­ным обра­зом, вся­кое духов­ное и мате­ри­аль­ное благо он отныне полу­чает не из чело­ве­че­ских рук, а от Самого Гос­пода Бога. Свя­щен­ное Писа­ние такое духов­ное состо­я­ние име­нует «стра­хом Божиим» и учит, что оно явля­ется нача­лом пре­муд­ро­сти (Притчи Соло­мона 9:10).

В наше время выра­же­ние «страх Божий» для мно­гих непо­нятно и соблаз­ни­тельно, поэтому нужно на нем оста­но­виться. Хри­сти­ан­ский «страх Божий» — это не тот живот­ный страх, кото­рый испы­ты­вают дикари перед раз­бу­ше­вав­ши­мися силами при­роды. Согласно Еван­ге­лию, наши отно­ше­ния с Богом должны выра­жаться в сынов­ней любви, а истин­ная любовь не хочет огор­чить люби­мого. Напри­мер, доб­рый сын, слу­шает сво­его отца не из страха нака­за­ния, а по любви к нему, не желая огор­чить его. Подоб­ным обра­зом в хри­сти­ан­стве так назы­ва­е­мая «бого­бо­яз­нен­ность» свя­зана со мыс­лью о БогеОтце, Кото­рого мы не хотим оскор­бить нару­ше­нием Его заповедей.

Итак, «страх Божий» или чув­ство бла­го­го­ве­ния перед Богом — это здо­ро­вое настро­е­ние, кото­рое сле­дует иметь каж­дому хри­сти­а­нину. Это настро­е­ние ничего общего не имеет с чув­ством гне­ту­щего живот­ного страха неве­ру­ю­щих людей, боя­щихся вся­ких несча­стий, болез­ней или смерти, от кото­рых их никто не может спа­сти. У веру­ю­щих же, наобо­рот, это — созна­ние своей лич­ной ответ­ствен­но­сти перед Богом. Пра­виль­ное рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние тре­бует при­ви­тия ребенку этого чув­ства с самого ран­него возраста.

Факторы домашнего воспитания

Как мы уже гово­рили, пока ребе­нок мал он вос­при­ни­мает все пре­иму­ще­ственно через свои чув­ства. По мере же того, как он под­рас­тает, надо раз­ви­вать в нем волю. Так как в ран­нем воз­расте чело­век живет пре­иму­ще­ственно вле­че­ни­ями своих чувств и жела­ний, когда разум его еще не созрел, то надо меньше всего обре­ме­нять ребенка раз­ными нра­во­уче­ни­ями и логи­че­скими доказательствами.

Вос­пи­та­ние в семье начи­на­ется с при­уче­ния ребенка к послу­ша­нию. Чем раньше ребе­нок при­вык­нет сразу выпол­нять ука­за­ния роди­те­лей, тем легче будет в даль­ней­шем его вос­пи­ты­вать. Вна­чале вос­пи­та­ние сво­дится к запре­ще­ниям: не делай этого, так делать нельзя, это нехо­рошо… Но ребе­нок рас­тет, и нужно ему давать что-то поло­жи­тель­ное, настав­лять и учить. Здесь уже начи­на­ются труд­но­сти, так как для вну­ше­ния ребенку пра­вил пове­де­ния не все­гда бывает доста­точно одних слов. Обычно здесь мы стал­ки­ва­емся с неже­ла­нием ребенка под­чи­няться, с извест­ным упрям­ством с его сто­роны. Чтобы пре­одо­леть это, роди­тели должны при­бе­гать ино­гда и к более силь­ным средствам.

Тут бывают два спо­соба воз­дей­ствия: одни роди­тели при­ме­няют нака­за­ния, дру­гие же ста­но­вятся на путь рели­ги­оз­ного воз­дей­ствия. Физи­че­ское нака­за­ние, конечно, ино­гда необ­хо­димо; но если оно будет при­ме­няться часто и ста­нет пре­об­ла­да­ю­щим сред­ством вос­пи­та­ния, то это при­ве­дет к небла­го­при­ят­ным послед­ствиям. Вопер­вых, ребе­нок при­вык­нет выпол­нять нуж­ное только «изпод палки» и не научится делать нуж­ное из внут­рен­них побуж­де­ний. Вовто­рых, если нака­за­ния ста­нут частыми, они сде­лают ребенка озлоб­лен­ным, скрыт­ным, недо­вер­чи­вым и могут оста­вить болез­нен­ный след в его характере.

Более успешно дей­ствует рели­ги­оз­ный спо­соб вос­пи­та­ния. Роди­те­лям почти нет надоб­но­сти при­бе­гать к физи­че­ским нака­за­ниям, когда они вну­шают ребенку не свои соб­ствен­ные пра­вила, а то, что тре­бует Гос­подь Бог. Веру­ю­щая мать учит ребенка так: «Не делай этого — Боженька этого не любит … Этого нельзя — Боженька этого не поз­во­ляет». Или: «Если будешь так делать, то Бог тебя нака­жет!» А если ребе­нок постра­дал за свое непо­слу­ша­ние (ушибся или обжегся), то мать гово­рит: «Вот видишь, Бог тебя нака­зал за то, что ты Его не послушался».

Посте­пенно, шаг за шагом, роди­тели могут при­учить ребенка к чув­ству зави­си­мо­сти от Бога. Если ребе­нок начи­нает делать что-нибудь запре­щен­ное тайно, то ему гово­рят: «Ты не думай, что Боженька не видит, что ты здесь без меня дела­ешь! Бог все видит», — и при этом ребенку ука­зы­вают на икону в углу. Когда один малыш, желая украсть кон­феты из буфета, повер­нул перед этим иконку лицом к стене, «чтобы Боженька не видел», мать стала объ­яс­нять ему, что Бог нахо­дится всюду, все видит и спря­таться от Него невозможно.

Но не только запре­ще­ния должны вну­шаться име­нем Божиим. Еще важ­нее когда поло­жи­тель­ные тре­бо­ва­ния к ребенку будут осно­вы­ваться на Боже­ствен­ном авто­ри­тете. Надо объ­яс­нить ребенку, что Бог помо­гает ему во всем доб­ром, и глав­ный путь к полу­че­нию помощи от Бога — это молитва. Ребе­нок дол­жен понять, что без помощи Божией он не смо­жет ничего достичь. При этом необ­хо­димо еще учить ребенка бла­го­да­рить Бога за все, что он имеет — за здо­ро­вье, за еду, за радо­сти, за вещи, кото­рыми он поль­зу­ется. Также надо при­учить ребенка молиться за своих родителей.

Огром­ное вос­пи­та­тель­ное зна­че­ние для дет­ского созна­ния имеет пред­став­ле­ние о Боге, как о небес­ном Отце, любя­щем нас и забо­тя­щемся о нас. Когда, напри­мер, ребе­нок оста­ется дома один или среди чужих людей, то мать его успо­ка­и­вает: «Ты же не один, с тобой Боженька, Кото­рый тебя все­гда защи­тит». Надо рас­ска­зать ребенку об Анге­ле­хра­ни­теле, кото­рый его сопро­вож­дает, охра­няет и этим отучать ребенка бояться тем­ноты и оди­но­че­ства. Не менее важ­ное зна­че­ние имеет для ребенка вну­ша­е­мая ему любовь к Богу, источ­нику вся­кого блага.

Чтобы эти настав­ле­ния не были отвле­чен­ными, надо их соче­тать с нагляд­ными свя­щен­ными пред­ме­тами и опре­де­лен­ными дей­стви­ями: с крест­ным зна­ме­нием, посе­ще­нием бого­слу­же­ний в храме, цело­ва­нием икон, зажи­га­нием све­чей перед ико­нами, про­смот­ром биб­лей­ских кар­тин и иллю­стра­ций, сов­мест­ной домаш­ней молит­вой, питьем свя­той воды нато­щак, частым при­ча­ще­нием, покло­нами и т.д. Этим ребе­нок дис­ци­пли­ни­ру­ется, при­уча­ется сле­до­вать опре­де­лен­ным пра­ви­лам, и воля его при­вы­кает пови­но­ваться воле Божией.

Само собой разу­ме­ется, что по мере раз­ви­тия ребенка, роди­тели должны его внеш­нее бла­го­че­стие направ­лять к укреп­ле­нию в нем внут­рен­него пови­но­ве­ния Богу. Это должно выра­зиться в прав­ди­во­сти, скром­но­сти, незло­би­во­сти, тру­до­лю­бии, посто­ян­стве, в уме­нии про­щать обиды и т.д. Если к этому доба­вить обыч­ное в пра­во­слав­ной семье соблю­де­ние важ­ней­ших пост­ных дней и празд­ни­ков — то для ребенка будет создана та бла­го­при­ят­ная обста­новка, кото­рая может сде­лать излиш­ними вся­кие телес­ные наказания.

Если срав­нить этот спо­соб вос­пи­та­ния с дру­гими, исклю­ча­ю­щими хри­сти­ан­скую веру, то мы уви­дим, как часто там исполь­зу­ются окрики, побои, длин­ные и скуч­ные нра­во­уче­ния, не затра­ги­ва­ю­щие ни чув­ства, ни воли детей; или дру­гая край­ность, — необуз­дан­ное свое­во­лие и рас­пу­щен­ность. Все это только кале­чит ребенка. Не в этом ли раз­лич­ном вос­пи­та­нии при­чина того, что дети из раз­ных семей так резко отли­ча­ются друг от друга: одни — лас­ко­вые, довер­чи­вые, чут­кие ко всему доб­рому и жалост­ли­вые к дру­гим; дру­гие — угрю­мые, недо­вер­чи­вые, бес­сер­деч­ные к дру­гим и без­удерж­ные в своих жела­ниях. Чисто внеш­нее свет­ское вос­пи­та­ние лишает ребенка самых цен­ных и высо­ких чело­ве­че­ских качеств.

Во вся­ком вос­пи­та­нии, а осо­бенно в рели­ги­оз­ном, наи­боль­шее вли­я­ние имеют не сами слова или нака­за­ния, а лич­ный при­мер. Пове­де­ние близ­ких к ребенку людей — вот что каж­дый день и час воз­дей­ствует на его душу. Дети стал­ки­ва­ются с двумя груп­пами людей: со сво­ими домаш­ними и с дру­гими — школь­ными това­ри­щами, сосе­дями и про­сто с «ули­цей». Семья ста­ра­ется дать ребенку доб­рый при­мер, тогда как со сто­роны това­ри­щей, сосе­дей и улицы дети часто под­вер­жены дур­ному вли­я­нию. Но это не зна­чит, что нужно запре­тить детям вся­кое обще­ние с окру­жа­ю­щей сре­дой: такое поло­же­ние создало бы искус­ствен­ное раз­об­ще­ние ребенка с окру­жа­ю­щими и лишило бы его необ­хо­ди­мой под­го­товки к жизни. Надо только сле­дить, чтобы ребе­нок дру­жил с това­ри­щами, наи­бо­лее поло­жи­тель­ными и хри­сти­ан­ски настро­ен­ными и чтобы вли­я­ние семьи пре­об­ла­дало над посто­рон­ними влияниями.

Для того, чтобы семья имела такое реша­ю­щее вли­я­ние на ребенка, необ­хо­димо непре­рыв­ное наблю­де­ние со сто­роны роди­те­лей за детьми и лич­ный доб­рый при­мер. Вот каче­ства, кото­рые тре­бу­ются от роди­те­лей для успеш­ного воспитания:

  • любовь к детям,
  • спра­вед­ли­вое отно­ше­ние к ним и
  • после­до­ва­тель­ность в поступках

— «как учат, так и сами посту­пают». Уяс­няя эти нелег­кие обя­зан­но­сти, роди­тели все больше сознают свою ответ­ствен­ность за своих детей. При­ятно наблю­дать, как моло­дые супруги, стре­мясь дать своим детям доб­рый при­мер, начи­нают сами под­тя­ги­ваться, сле­дить за собой и зани­маться само­вос­пи­та­нием. Полу­ча­ется, что не только роди­тели вос­пи­ты­вают своих детей, но и дети ока­зы­вают бла­го­твор­ное вли­я­ние на своих родителей.

Жела­тельно, чтобы оба роди­теля были веру­ю­щими и вме­сте при­над­ле­жали к еди­ной Пра­во­слав­ной церкви. В слу­чае же сме­шан­ного брака (пра­во­слав­ного с ино­слав­ной или наобо­рот) очень важно, чтобы было достиг­нуто согла­сие (жела­тельно еще до заклю­че­ния брака), что дети будут кре­щены в Пра­во­слав­ной Церкви и будут вос­пи­ты­ваться в Пра­во­слав­ном духе. Рас­хож­де­ние роди­те­лей в вопро­сах веры и, в осо­бен­но­сти, споры по прин­ци­пи­аль­ным вопро­сам в при­сут­ствии детей, создают раз­дво­ен­ность в дет­ских душах и могут очень повре­дить им.

Кроме того, роди­тели должны вся­че­ски избе­гать спо­ров при детях — будь то вопросы прин­ци­пи­аль­ные или же каж­до­днев­ные мел­кие прак­ти­че­ские вопросы. Когда дети видят раз­ницу во взгля­дах роди­те­лей, они непре­менно исполь­зуют это в свою пользу и обра­ща­ются к тому из роди­те­лей, кто менее тре­бо­ва­те­лен. В при­сут­ствии детей ни в коем слу­чае нельзя кри­ти­ко­вать друг друга или уни­жать: в конеч­ном итоге это под­ры­вает авто­ри­тет обоих родителей.

Вообще роди­тели должны быть очень осто­рожны в раз­го­во­рах при детях. Неко­то­рые думают: малень­кие, все равно не пой­мут. Но ребе­нок, даже не пони­мая умом, внут­рен­ним чутьем схва­ты­вает суть раз­го­вора, и это дает неже­ла­тель­ный тол­чок его мыс­лям. Таким обра­зом можно повре­дить душе ребенка или вызвать с его сто­роны вопросы, на кото­рые трудно будет отве­тить. Лучше не обсуж­дать неко­то­рых тем при детях, избе­гать при них насме­шек над людьми, не про­яв­лять неува­же­ния к тому, что для ребенка свято; напри­мер: кри­тика учи­те­лей, духо­вен­ства и т.п. «Горе тому, кто соблаз­нит одного из малых сих, — ска­зал Хри­стос, — лучше было бы ему, если ему пове­сили мель­нич­ный жер­нов на шею и уто­пили в пучине мор­ской» (Мт. 18:6).

Принуждение

В неко­то­рых стра­нах полу­чила рас­про­стра­не­ние тео­рия «сво­бод­ного вос­пи­та­ния» детей, что тре­бует отказа от при­нуж­де­ния и нака­за­ний. Согласно этой тео­рии детей надо предо­ста­вить самим себе и не мешать им про­яв­лять и раз­ви­вать свою лич­ность. Этот спо­соб реко­мен­дуют при­ме­нять и к самым малень­ким детям, у кото­рых еще нет ни поня­тий о добре и зле, ни при­вычки сле­дить за сво­ими поступ­ками. Легко можно себе пред­ста­вить, сколько отсюда воз­ни­кает оши­бок и опас­но­стей, име­ю­щих самые тяже­лые послед­ствия — и физи­че­ские, и моральные!

Может ли веру­ю­щий чело­век согла­ситься с таким вос­пи­та­нием? Конечно нет! Так вырас­тает поко­ле­ние людей, кото­рые руко­вод­ству­ются только эго­и­сти­че­скими инте­ре­сами, без осо­зна­ния нрав­ствен­ной ответ­ствен­но­сти. Думая только о себе, эти люди не обуз­ды­вают свои при­хоти, совесть их посте­пенно засы­пает, и они ста­но­вятся нераз­бор­чивы в сред­ствах для дости­же­ния своих целей.

Цер­ковь же учит, что ребе­нок с ран­них лет дол­жен раз­ли­чать долж­ное и недолж­ное. На роди­те­лях лежит обя­зан­ность направ­лять его поступки, под­го­тов­ляя ребенка к само­сто­я­тель­ной жизни, и эта под­го­товка должна начи­наться как можно раньше. В 10–12 лет уже поздно будет исправ­лять недо­статки, кото­рые раз­ви­лись от небреж­ного вос­пи­та­ния в ран­ние годы.

Чтобы оце­нить важ­ность при­нуж­де­ния в вос­пи­та­нии, мы должны учесть сле­ду­ю­щее обстоятельства:
1. Воля детей слиш­ком слаба, чтобы они могли пол­но­стью направ­лять свои поступки.
2. Дети при­уча­ются к ответ­ствен­но­сти, когда от них тре­буют выпол­не­ния посиль­ных для них предписаний.
3. Разум­ное и уме­рен­ное при­ме­не­ние при­нуж­де­ния и нака­за­ния при­ви­вает детям нрав­ствен­ные поня­тия и доб­рые навыки.

При этом, нака­за­ния должны быть не столько пря­мыми, т.е. физи­че­скими (к ним надо при­бе­гать только в край­них слу­чаях), сколько более кос­вен­ными, но не менее эффек­тив­ными: остав­ле­ние без слад­кого, лише­ние на время обыч­ных игр, отказ от посе­ще­ния гостей и от полу­че­ния дру­гих удо­воль­ствий, выпол­не­ние допол­ни­тель­ных зада­ний и т.п. Так или иначе, когда слова ока­зы­ва­ются недо­ста­точ­ными, надо воз­дей­ство­вать на ребенка более чув­стви­тель­ными спо­со­бами: «И слов не тра­тить по пустому, где нужно власть упо­тре­бить!» (Из басни «Кот и Повар»). Ребе­нок, мы знаем, рож­да­ется не только с доб­рыми, но и с дур­ными пред­рас­по­ло­же­ни­ями, и с послед­ними надо бороться с самого начала. Какая же борьба может идти без запре­ще­ний и нака­за­ний? Вспом­ните о своем дет­стве, и вы легко убе­ди­тесь, что вся­кая доб­рая при­вычка дава­лась вам не сразу, а с тру­дом, при­нуж­де­нием и даже ино­гда со сле­зами. Апо­стол Павел гово­рит: «Вся­кое нака­за­ние в насто­я­щее время кажется не радо­стью, а печа­лью; но после научен­ным через него достав­ляет мир­ный плод пра­вед­но­сти» (Евр. 12:11).

Итак, пусть сер­до­боль­ные роди­тели не боятся огор­чить детей , когда этого тре­буют обсто­я­тель­ства. В неко­то­рых слу­чаях это необ­хо­димо для вос­пи­та­ния их в здо­ро­вом хри­сти­ан­ском духе.

Значение храма

Вести людей к вере и пра­вед­но­сти — основ­ная задача Церкви. Среди мало веру­ю­щего и раз­вра­щен­ного окру­же­ния Пра­во­слав­ный храм — это духов­ный маяк, ост­ро­вок свя­то­сти для взрос­лых и детей. Без него невоз­можно вос­пи­тать детей благочестивыми.

Цер­ков­ная обста­новка и бла­го­леп­ное бого­слу­же­ние бла­го­творно дей­ствуют на ребенка. Огоньки све­чей и лам­пад, блеск обла­че­ний, запах ладана, пение хора, звон коло­ко­лов — все остав­ляет в его душе свет­лые впе­чат­ле­ния. Когда роди­тели часто при­во­дят в храм сво­его ребенка, он при­вы­кает к этому и начи­нает любить богослужения.

Пра­во­слав­ная вера богата празд­ни­ками, бла­го­леп­ными бого­слу­же­ни­ями и доб­рыми обы­ча­ями, поло­жи­тельно вли­я­ю­щими на чело­века. Вспом­ните Верб­ное вос­кре­се­ние, Страст­ную сед­мицу и вынос пла­ща­ницы, Пасху (кото­рую никто не празд­нует так радостно, как пра­во­слав­ные); наше кре­щен­ское водо­свя­тие, Тро­и­цын день с мас­сой цве­тов и зелени, вынос свя­того Кре­ста, освя­ще­ние пло­дов на Пре­об­ра­же­ние и дру­гие празд­ники. А сколько древ­них пра­во­слав­ных обы­чаев укра­шают нашу домаш­нюю жизнь: «крас­ный угол» с кра­си­выми ико­нами и горя­щей лам­па­дой, роз­го­вены, поми­наль­ные дни, освя­ще­ние домов и дру­гие. Какая тут бога­тая пища для дет­ской души! Обо всем этом должны поза­бо­титься роди­тели — ради своих детей, не пыта­ясь оправ­ды­ваться недо­стат­ком вре­мени, отда­лен­но­стью храма или дру­гими обстоятельствами.

Рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние пона­чалу осу­ществ­ля­ется не столько разу­мом, сколько чув­ствами. Поэтому дети, кото­рые часто посе­щают храм — это вспа­хан­ное поле, вос­при­им­чи­вое к семе­нам добра, кото­рое в свое время при­не­сет плоды.

Пер­вая испо­ведь в семи­лет­нем воз­расте явля­ется важ­ным собы­тием в жизни отрока. После испо­веди чело­век так же свят и непо­ро­чен, как после кре­ще­ния. И важно, чтобы роди­тели научили своих детей к этому вре­мени заме­чать свои недо­статки, пло­хие поступки и искренне каяться в них. Пер­вая испо­ведь слу­жит ука­за­нием для отрока, что теперь настает время само­сто­я­тель­ного веро­ва­ния с лич­ной ответ­ствен­но­стью перед Богом. До этого таин­ство При­ча­ще­ния питало мла­денца по вере роди­те­лей. Ныне же отрок впер­вые под­хо­дит к свя­той Чаше созна­тельно, после лич­ного пока­я­ния. Поэтому под­го­товка отрока к достой­ному при­ня­тию пер­вого созна­тель­ного при­ча­стия — это важ­ный этап хри­сти­ан­ского воспитания.

В этом же воз­расте или немного позже маль­чики могут начать при­слу­жи­вать в алтаре, а девочки петь в цер­ков­ном хоре или помо­гать с соби­ра­нием дого­ра­ю­щих све­чей во время бого­слу­же­ния. Это будет при­учать их участ­во­вать в бого­слу­же­нии. Регу­ляр­ное уча­стие в Литур­гии и бли­зость со свя­щен­ни­ком при­во­дит духовно чут­кого ребенка к тому, что он начи­нает тянуться к церкви, и даже раз­мыш­ляет о посвя­ще­нии своей жизни Богу. Это еще не озна­чает, что моло­дой чело­век избе­рет именно этот путь, но само нали­чие таких мыс­лей гово­рит о том, что цер­ковь затро­нула в нем или в ней луч­шие струны их души.

Приходская школа

Свет­ская школа не все­гда спо­собна про­ти­во­сто­ять раз­ла­га­ю­щим вли­я­ниям. Наобо­рот, желая быть на «уровне века», она нередко сама выра­ба­ты­вает легаль­ные формы лег­ко­мыс­лен­ного отно­ше­ния к вопро­сам жизни. Перед нами налицо обще­ствен­ные струк­туры, кото­рые открыто тол­кают семью и обще­ство к нрав­ствен­ному раз­ло­же­нию, для при­мера обра­тим вни­ма­ние на печать и теле­ви­де­ние. Детей засы­пают пош­лыми кар­тин­ками и мульт­филь­мами низ­ко­проб­ного содер­жа­ния с вкрап­ле­нием в них сви­ре­пых и сек­су­аль­ных сцен.

В про­ти­во­вес этому анти­хри­сти­ан­скому духу — задача цер­ков­ной школы состоит в том, чтобы дать детям рели­ги­оз­ные зна­ния, кото­рые бы укре­пили в них веру, научили их пра­вильно жить, не под­да­ваться соблаз­нам окру­жа­ю­щего обще­ства и быть чест­ными и убеж­ден­ными хри­сти­а­нами. При­ход­ская школа углуб­ляет и рас­ши­ряет рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние, нача­тое в семье. На уро­ках Закона Божьего дети полу­чают в систе­ма­ти­че­ской форме много важ­ных све­де­ний: учат наизусть молитвы, зна­ко­мятся со свя­щен­ной исто­рией Вет­хого и Нового завета, изу­чают основы Пра­во­слав­ной веры, запо­веди Божии и содер­жа­ние цер­ков­ных бого­слу­же­ний. Попутно дети зна­ко­мятся с цер­ков­но­сла­вян­ским язы­ком, упо­треб­ля­е­мым в храме. В стар­ших клас­сах, если поз­во­ляет время, сле­дует позна­ко­мить уче­ни­ков с осо­бен­но­стями дру­гих хри­сти­ан­ских веро­ис­по­ве­да­ний и с пра­виль­ным под­хо­дом к совре­мен­ным про­бле­мам духов­ного и нрав­ствен­ного порядка.

При­ход­ская школа — нуж­ный помощ­ник семьи в деле рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния. Однако роди­тель­ская забота о детях идет гораздо дальше школы. Школа дает тео­ре­ти­че­ские рели­ги­оз­ные зна­ния, при­ме­не­ние же этих све­де­ний усва­и­ва­ется в семье. Без хри­сти­ан­ской атмо­сферы в семье все зна­ния, полу­чен­ные в при­ход­ской школе, оста­нутся тео­рией, кото­рую дети с годами забудут.

В заклю­че­ние надо отме­тить, что ни семья, ни школа, ни даже Цер­ковь не могут каж­дая в отдель­но­сти вос­пи­тать ребенка. Это дости­жимо только сов­мест­ными уси­ли­ями этих трех учре­жде­ний. Вот почему, чем больше между ними связи и сотруд­ни­че­ства, тем успеш­нее будет про­хо­дить вос­пи­та­ние детей.

Семейный уклад

Пра­во­слав­ная Цер­ковь все­гда рас­смат­ри­вала семью, как очаг цер­ков­ного про­све­ще­ния. Апо­столы назы­вали семью «домаш­ней цер­ко­вью» и учили супру­гов и всех чле­нов семьи жить сов­мест­ной духов­ной жизнью.

Для этого надо ста­раться еже­дневно молиться сов­местно всей семьей, жела­тельно — утром и вече­ром, перед едой и после еды. Сов­мест­ная молитва духовно объ­еди­няет семью. В вос­крес­ные дни надо всем идти в цер­ковь, помня чет­вер­тую запо­ведь о посвя­ще­нии Богу седь­мого дня недели: «Помни день покоя, чтобы про­во­дить его свято: шесть дней рабо­тай и делай в про­дол­же­нии их все дела твои, а день седь­мой — день покоя посвя­щай Гос­поду Богу тво­ему». Таким обра­зом, Бог шесть дней отдал нам, а один оста­вил Себе. Люди, кото­рые и седь­мой день посвя­щают себе и своим житей­ским забо­там, «обкра­ды­вают» Бога и нару­шают свой завет с Ним.

Очень бла­го­творно дей­ствуют на всю семью духов­ные беседы с чте­нием Еван­ге­лия, апо­столь­ских посла­ний, жития свя­тых, сбор­ника Закона Божия или дру­гих под­хо­дя­щих духов­ных книг. Такое сов­мест­ное уча­стие в молитве и духов­ных бесе­дах создаст в доме осо­бую бла­го­дат­ную, уми­ро­тво­ря­ю­щую атмосферу.

Нельзя пре­не­бре­гать постами, уста­нов­лен­ными Цер­ко­вью для раз­ви­тия само­дис­ци­плины и твер­до­сти в хри­сти­а­нах. Гос­подь Иисус Хри­стос постился нам в при­мер, пости­лись и его уче­ники — апо­столы и пер­вые хри­сти­ане. С пер­вого сто­ле­тия хри­сти­ан­ства вошло в норму поститься два­жды в неделю: по сре­дам и пят­ни­цам. Тогда же было уста­нов­лено поститься перед Пас­хой, что теперь име­ну­ется Вели­ким постом.

При отсут­ствии при­ход­ской школы на роди­те­лей и крест­ных ложится забота систе­ма­ти­че­ски про­хо­дить с детьми изу­че­ние Закона Божия. При этом надо при­учать детей само­сто­я­тельно читать Закон Божий или дет­скую Биб­лию и пере­ска­зы­вать про­чи­тан­ное. Без регу­ляр­ных заня­тий, без посто­ян­ных уси­лий и насто­я­щей борьбы за душу детей, нельзя под­го­то­вить их к борьбе с мно­гими соблаз­нами окру­жа­ю­щей среды.

Трудности в воспитании

На повестке дня стоит вопрос сохра­не­ния семьи и спа­се­ния детей. Ста­ти­сти­че­ские дан­ные отно­си­тельно коли­че­ства раз­во­дов и повы­ше­ния дет­ской пре­ступ­но­сти наво­дят на самые мрач­ные мысли. На гла­зах рас­па­да­ется семья и с нею колеб­лются самые основы обще­ства. В чем при­чина семей­ного кри­зиса? Глав­ная при­чина — это ослаб­ле­ние веры в Бога и отход от хри­сти­ан­ских принципов.

Чтобы сохра­нить семью и пра­вильно вос­пи­тать детей, супру­гам необ­хо­димо стро­ить свою семей­ную жизнь на хри­сти­ан­ской основе. Бог и спа­се­ние души должны сто­ять на пер­вом месте, а мате­ри­аль­ные блага на вто­ром. Конечно, это нелегко в усло­виях все уско­ря­ю­щихся жиз­нен­ных тем­пов и эко­но­ми­че­ских затруд­не­ний. Если раньше семья могла суще­ство­вать на зара­бо­ток отца, то теперь очень часто при­хо­дится рабо­тать обоим супру­гам. Чрез­мер­ная заня­тость обоих роди­те­лей отри­ца­тельно ска­зы­ва­ется на семей­ной обста­новке и на детях, кото­рые рано попа­дают под вли­я­ние посто­рон­них и не все­гда под­хо­дя­щих людей.

Нередко устав­шие и нерв­ные роди­тели начи­нают между собой спо­рить по вся­ким пустя­кам, повы­шают голос и даже оскорб­ляют друг друга. Это создает в доме нездо­ро­вую атмо­сферу, кото­рая ска­зы­ва­ется на детях.

Чтобы избе­жать этого, роди­те­лям надо вся­че­ски ста­раться при­тор­ма­жи­вать темпы жизни. Лучше жить скром­нее, но с миром, чем богато, но с огор­че­ни­ями и ссо­рами. Увле­че­ние карье­рой и погоня за мате­ри­аль­ными бла­гами, согласно ста­ти­сти­че­ским дан­ным, часто явля­ется при­чи­ной раз­вода. Сов­мест­ная с детьми молитва (жела­тельно регу­лярно утром и вече­ром) помо­гает и роди­те­лям нахо­дить баланс в своих житей­ских забо­тах, и при­вле­кает к ним Божию помощь.

Конечно, ошибки и недо­ра­зу­ме­ния неиз­бежны даже в самой здо­ро­вой и рели­ги­оз­ной семье. Супру­гам нужно решать свои про­блемы спо­кой­ным и откро­вен­ным обсуж­де­нием. Хорошо такие беседы сде­лать регу­ляр­ными и пред­ва­рять их чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния, чтобы мысли и планы были вдох­нов­ля­емы сло­вом Божиим. Во время спо­ров надо тер­пе­ливо выслу­ши­вать мне­ние дру­гого и счи­таться с ним. Ни в коем слу­чае нельзя повы­шать голос, оскорб­лять или уни­жать дру­гого — осо­бенно в при­сут­ствии детей. Нужно про­сить про­ще­ние, даже когда счи­та­ешь себя пра­вым, и делать это до того, как оба отой­дете ко сну, как учит апо­стол Павел (Еф. 4:26). Если этого не делать, то вза­им­ные огор­че­ния оста­ются, мрач­ным осад­ком осе­дают в под­со­зна­нии, и супруги посте­пенно теряют вза­им­ное ува­же­ние и любовь.

Роди­те­лям нужно обра­тить вни­ма­ние на сред­ства домаш­него раз­вле­че­ния — теле­ви­зор и музыку, кото­рые так сильно вли­яют на семей­ную обста­новку. Теле­ви­зор был бы пре­крас­ным изоб­ре­те­нием, если бы им поль­зо­ва­лись уме­ренно и выби­рали полез­ные программы.

На прак­тике же теле­ви­зор боль­шей частью имеет отри­ца­тель­ное вли­я­ние на детей. Заняв в доме самое почет­ное место напо­до­бие неко­его идола, он не только отни­мает у детей много вре­мени, но и при­учает их к пас­сив­ному и лег­кому раз­вле­че­нию, не име­ю­щему ника­кого вос­пи­та­тель­ного зна­че­ния, а чаще прямо при­но­ся­щему вред. Боль­шин­ство про­грамм, как мы знаем, насы­щены вся­кой гру­бо­стью и пош­ло­стью, кото­рая засо­ряет дет­ские души. На эту тему напи­сано много книг и ста­тей. Дети, кото­рые много смот­рят теле­ви­зор, как пра­вило плохо учатся, ста­но­вятся свое­воль­ными, дерз­кими, в них рано начи­нают про­яв­ляться отри­ца­тель­ные качества.

Заме­чено, что теле­ви­зор имеет гип­но­ти­зи­ру­ю­щее вли­я­ние не только на детей, но и на взрос­лых. Люди посте­пенно при­стра­ща­ются к теле­ви­зору, как к куре­нию или пьян­ству, так что без него уже не могут и жить. Теле­ви­зор посте­пенно отни­мает жела­ние читать, отучает думать, молиться или делать что­либо полез­ное. Поэтому совер­шенно правы те роди­тели, кото­рые ради соб­ствен­ного блага и блага своих детей отка­зы­ва­ются от при­об­ре­те­ния теле­ви­зора или строго кон­тро­ли­руют время, кото­рое дети про­во­дят у телевизора.

Музыка, как и вся­кое искус­ство, должна вызы­вать в чело­веке воз­вы­шен­ные и бла­го­род­ные чув­ства. Суще­ствует пре­крас­ная клас­си­че­ская и народ­ная музыка. К сожа­ле­нию, этого нельзя ска­зать о совре­мен­ной музыке, вроде рок­эн­рол, или «хэвим­эталл», кото­рая вызы­вает у слу­ша­те­лей бур­ные эро­ти­че­ские и злоб­ные чув­ства. Неко­то­рые совре­мен­ные песни содер­жат даже кощун­ствен­ные и руга­тель­ные фразы. Поэтому роди­тели, желая блага своим детям, должны обе­ре­гать их от этой грязи.

Быть может, для неко­то­рых такое само­огра­ни­че­ние пока­жется несо­вре­мен­ным или излиш­ним. Но надо пом­нить слова Еван­ге­лия об опас­но­сти широ­кого пути, кото­рым идет боль­шин­ство, и о спа­си­тель­но­сти узкого пути хри­сти­ан­ства. Сей­час больше, чем в апо­столь­ское время при­хо­дится кон­ста­ти­ро­вать, что мир во зле лежит и что князь мира сего — дья­вол (1 Иоан. 5:19; Иоан. 12:31 и 14:30).

Ино­гда роди­тели, при всей своей пре­дан­но­сти вере, слиш­ком фор­мально и сухо пре­под­но­сят своим детям рели­ги­оз­ные зна­ния. Полу­ча­ется чисто внеш­нее внед­ре­ние неко­то­рых фак­тов, пра­вил и при­вы­чек, не согре­тых ни искрен­ней верой в Бога, ни любо­вью к Богу и ближ­ним. Дру­гие семьи стра­дают поло­вин­ча­тым и поверх­ност­ным отно­ше­нием к Пра­во­сла­вию. Напри­мер, в доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии мно­гие люди, в осо­бен­но­сти из интел­ли­ген­ции, вспо­ми­нали о храме только по боль­шим празд­ни­кам или при осо­бых семей­ных собы­тиях: кре­сти­нах, сва­дьбах и похо­ро­нах. Вся же их осталь­ная жизнь про­хо­дила без вся­кой связи с Цер­ко­вью и без вни­ма­ния к ее тре­бо­ва­ниям. Есте­ственно, что такое пре­не­бре­жи­тель­ное отно­ше­ние к вере эти люди пере­да­вали своим детям. Потому, дума­ется, рево­лю­ция в Рос­сии и при­няла такие чудо­вищ­ные раз­меры, и народ так пас­сивно отно­сился к раз­ру­ше­нию хра­мов, попра­нию свя­тынь и уни­что­же­нию духовенства.

Надо ста­раться, чтобы вера в Бога про­ни­кала во всю нашу жизнь, а не только каки­ето «празд­нич­ные уголки». Вся­кая поло­вин­ча­тость в рели­гии лишает чело­века цель­но­сти, твер­до­сти и вооду­шев­ле­ния. Еще в древ­но­сти Тер­тул­лиан ска­зал, что «душа чело­века по своей при­роде хри­сти­анка и не может доволь­ство­ваться непол­ной верой». Это в осо­бен­но­сти спра­вед­ливо по отно­ше­нию к детям, кото­рые ищут пол­ного согла­сия между верой и жизнью.

При всех труд­но­стях, с кото­рыми стал­ки­ва­ются роди­тели в деле вос­пи­та­ния своих детей, есть одна, без­условно, поло­жи­тель­ная сто­рона: ста­ра­ясь напра­вить детей на пра­виль­ный путь, роди­тели одно­вре­менно с этим сами учатся и духовно рас­тут. В этом, соб­ственно, и заклю­ча­ется по мысли Творца, насто­я­щая цель семьи — научить людей забо­титься друг о друге и духовно расти.

Когда роди­тели, созна­вая свою неопыт­ность и сла­бость в деле вос­пи­та­ния детей, обра­ща­ются к Богу за руко­вод­ством и помо­щью, то Бог дей­стви­тельно помо­гает им, и семей­ная жизнь течет бла­го­по­лучно под кро­вом Всевышнего.

Заключение

Итак, в семье чело­век полу­чает основы духов­но­сти, направ­ле­ние в жизни и созна­ние сво­его долга. С пер­вых дней созна­тель­ной жизни новый член семьи учится ценить ту повсе­днев­ную работу, от кото­рой зави­сит его пита­ние, его здо­ро­вье и удоб­ства жизни. Труд, а также неко­то­рая доля суро­во­сти жизни — дру­зья семьи: они укреп­ляют харак­теры, при­ви­вают дело­ви­тость и трез­вый взгляд на жизнь. Семья — хра­ни­тель­ница тра­ди­ций. Здесь, в род­ном доме, ребе­нок полу­чает и пер­вые чистые эсте­ти­че­ские впе­чат­ле­ния. А при хри­сти­ан­ском рели­ги­оз­ном семей­ном укладе здесьто и закла­ды­ва­ются начала хри­сти­ан­ской веры, молитвы и доб­рых дел.

Педа­го­ги­че­ская пси­хо­ло­гия нас учит, что в пер­вые несколько лет ребе­нок полу­чает почти одну треть поня­тий о жизни взрос­лого чело­века, в пер­вые семь лет дет­ства чело­век уста­нав­ли­вает канву своей после­ду­ю­щей жизни. Иными сло­вами, взрос­лый чело­век в тече­ние всей своей жизни лишь рас­ши­ряет и углуб­ляет то, что сло­жи­лось у него в душе за период пер­вых семи лет. К 3ем годам появ­ля­ется у ребенка созна­ние своей лич­но­сти, и он начи­нает гово­рить «я». В это время надо начи­нать при­учать к послу­ша­нию. Послу­ша­ние — это начало воспитания.

С малых лет дети должны пони­мать, что есть доз­во­лен­ное и недоз­во­лен­ное. Это надо вну­шать им не отвле­ченно, а опи­ра­ясь на рели­ги­оз­ную основу: на веру в Бога и на наше отно­ше­ние к Нему — любовь, бла­го­дар­ность, надежду на Его помощь. Поня­тие о грехе откры­вает перед ребен­ком путь нрав­ствен­ного выбора и созна­ние ответ­ствен­но­сти перед Богом. Теперь ребе­нок сознает, что его недоб­рые поступки нару­шают не только тре­бо­ва­ния папы или мамы, но и поря­док, уста­нов­лен­ный Богом. А Он может нака­зать непослушного.

Одно­вре­менно с настав­ле­ни­ями, роди­тели должны пока­зы­вать лич­ный при­мер, кото­рый бла­го­творно дей­ствует как на волю, так и на раз­ви­тие нрав­ствен­ного созна­ния. Если же наби­вать голову ребенка одними пра­ви­лами, не ожив­ляя их семей­ной хри­сти­ан­ской жиз­нью, то он будет вос­при­ни­мать эти настав­ле­ния как сухую и отвле­чен­ную тео­рию. Доб­рый при­мер роди­те­лей имеет реша­ю­щее зна­че­ние в деле раз­ви­тия ребенка. Для этого супруги должны любить друг друга, сов­местно молиться, сов­местно бесе­до­вать о Боге, ходить в храм, часто при­ча­щаться, соблю­дать посты и цер­ков­ные обы­чаи, помо­гать нуж­да­ю­щимся, одним сло­вом — гореть духом.

Несо­мненно, что неудачи роди­те­лей в деле вос­пи­та­ния про­ис­хо­дят от их непод­го­тов­лен­но­сти, мало­ве­рия, от увле­че­ния мате­ри­аль­ной сто­ро­ной жизни. Поме­хой в деле вос­пи­та­ния явля­ется раз­дра­же­ние и гнев, в основе кото­рых лежат само­лю­бие, при­вя­зан­ность к житей­ским бла­гам и отсут­ствие внут­рен­ней дисциплины.

Раз­дра­же­ние роди­те­лей вредно дей­ствует на пси­хику детей и вызы­вает ответ­ное раз­дра­же­ние. Роди­тели нико­гда не должны ссо­риться в при­сут­ствии детей или жало­ваться им друг на друга. Дети должны видеть роди­те­лей все­гда еди­ными. Надо обе­ре­гать детей от улич­ной грязи, кото­рая при­ни­кает в их души через теле­ви­де­ние и через буй­ную, сла­до­страст­ную музыку. Если роди­тели непре­менно хотят иметь теле­ви­зор в доме, то надо, с одной сто­роны, строго огра­ни­чить время, когда дети смот­рят его, а, с дру­гой сто­роны, про­ве­рять содер­жа­ние фильмов.

Самое глав­ное, что необ­хо­димо понять каж­дому роди­телю, — это то, что истин­ная нрав­ствен­ность невоз­можна без рели­ги­оз­ной основы, без помощи Церкви, молитвы и свя­тых Таинств. Назна­че­ние чело­века не огра­ни­чи­ва­ется одной зем­ной жиз­нью, но про­сти­ра­ется в веч­ность. Поэтому и вос­пи­та­ние ребенка должно помочь ему иметь эту глав­ную цель перед гла­зами и знать, как достичь ее.

Епи­скоп Алек­сандр (Миле­ант)

Молитва о детях

Боже, наш мило­сти­вый небес­ный Отец! Поми­луй наших детей (имена), за кото­рых мы сми­ренно молим Тебя и кото­рых пре­даем на Твое попе­че­ние и защиту. Вложи в них креп­кую веру, научи их бла­го­го­веть перед Тобой и удо­стой их крепко любить Тебя, нашего Созда­теля и Спа­си­теля. Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали во славу Тво­его имени. Научи их бла­го­че­стиво и доб­ро­де­тельно жить, быть доб­рыми хри­сти­а­нами и полез­ными людьми. Дай им здра­вие душев­ное и телес­ное и успех в тру­дах. Избавь их от хит­рых коз­ней дья­вола, от мно­го­чис­лен­ных соблаз­нов, от сквер­ных стра­стей и от вся­ких нече­сти­вых и бес­по­ря­доч­ных людей. Ради Тво­его Сына, Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста, по молит­вам Его Пре­чи­стой Матери и всех свя­тых при­веди их к тихой при­стани Тво­его веч­ного Цар­ства, чтобы они, вме­сте со всеми пра­вед­ными все­гда бла­го­да­рили Тебя с еди­но­род­ным Твоим Сыном и живо­тво­ря­щим Твоим Духом. Аминь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки