Жизнь и учение Преосвященного Феофана Вышенского затворника
Содержание
Жизнь и учение Преосв. Феофана, Вышенского Затворника Глава I. Время домашнего воспитания и школьного образования Глава II. Учебно-воспитательная служба Практическая учебно-воспитательная деятельность Педагогические воззрения. Взгляд на задачи христианского воспитания и личность воспитателя Первоначальное воспитание ребенка в христианской семье Воспитание юноши Взгляд на школьное образование Учение о прогрессе Глава III. Служба в заграничных миссиях Глава IV. Служба в сане епископа Главная задача пастырской деятельности Образец исповедания православной веры Учение о домашней и церковной молитве Взгляд на раскол Деятельность во время пожаров в Тамбовской епархии Частная жизнь и отношение к подчиненным Решение оставить кафедру и прощание с Владимирской паствой Глава V. Жизнь в затворе Причины удаления в затвор Внешняя обстановка затвора Подробное изложение содержания сочинения «Путь ко спасению», служащего ключом к пониманию жизни автора в затворе Труды и подвиги затворника. Его молитва Духовное писательство и занятия рукоделием Нестяжательность Дела милосердия затворника и учение его о христианской милостыне Отношение затворника к оставленному миру и отклики на современность Смирение его Глава VI. Литературные труды. Сочинения нравоучительные Общее обозрение нравоучительных сочинений Учение об устройстве человеческой природы Учение о совести Философское мировоззрение святителя, как основание его нравоучения Понятие об истинно-христианской жизни Побуждения стремиться к ней. Наличное содержание внутреннего мира человека в его настоящем, поврежденном состоянии Присутствие и явление благодати Божией в его жизни Учение о средствах и путях к истинно-христианской жизни Ступени восхождения по ней Частное наставление о том, как христианину располагать свой день Учение о том, как сподобиться человеку мирной, христианской кончины Глава VII. Проповеди Общая характеристика их Проповеди в недели говения. Понятие о говении и как следует проходить его Как нужно готовиться к исповеди и покаянию и в чем существо их Как следует проводить канун дня причащения и с какими мыслями и чувствами приступать к таинству Плоды достойного причащения Что потребно покаявшемуся и причастившемуся Глава VIII. Письма Общая характеристика переписки Письмо о том, что православное иконопочитание не есть идолопоклонство Письма: о вечности мучений грешников О необходимости для человека принадлежать и иметь живой союз с Церковью для спасения О церковной обрядности Православный взгляд на праздники Учение о свободе воли и об отношении предопределения Божия к свободе Утешение богача, потерявшего состояние Глава IX. Истолковательные сочинения Общая характеристика их Толкования догматического содержания. Учение о Священном Предании, как источнике Божественного Откровения и о значении его в жизни Церкви Образцы нравоучительных толкований Образец толкования по предметам христианской психологии Глава X. Переводные сочинения Содержание и значение «Добротолюбия» Учение святых отцов по «Добротолюбию» о различных ступенях истинно-христианской жизни О страхе Божием О смерти Глава XI. Последнее время жизни, смерть и погребение Преосв. Феофана. Необычайные знамения памяти о нем в православном мире Глава XII. Общественно-историческое значение жизненного подвига Преосв. Феофана
Предисловие
Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр.13:7).
Покойный святитель – Преосв. Феофан-Затворник принадлежит именно к тем немногим нашим духовным наставникам, хранить благодарную память о которых заповедует апостол; ибо он всю жизнь проповедывал нам слово Божие и сама жизнь его представляет собой величайший образец для подражания. В настоящее время является и внешний повод к этому поминовению, так как 6 января будущего 1904 г. исполнятся десять лет со дня блаженной кончины Святителя1. Исторические поминки и юбилеи выдающихся общественных деятелей у нас принято праздновать особыми, часто торжественными собраниями в память их. Последние имеют очень важное нравственно-общественное значение. Конечно, не самим юбилярам нужны подобные праздники, ибо они уже стоят пред лицом Божиим во всей совокупности своих дел, своей жизни и нуждаются только в молитвах Церкви. Но эти праздники крайне необходимы самому обществу и народу, из которого вышли чествуемые деятели. Тогда оно торжественно свидетельствует, что помнит и умеет ценить значение духовных благ, завещанных ему великими людьми. Тут особенно дорого то, что вся масса обыкновенных – средних и малых людей, оторвавшись от узких интересов будничной жизни и сбросив с себя иго житейских забот, хоть на несколько часов становится лучшей, входя в соприкосновение с идеями великого человека и переживая возвышеннейшие, облагораживающие моменты жизни. На памяти дорогого лица общество припоминает свою историю, рост своей внутренней жизни, невольно сравнивает и проверяет, настоящее опытами прошлого, может находить и указание для лучшего будущего. И для почившего Святителя Феофана наступает время первых исторических поминок, когда на собраниях в память его будут воспроизведены и представлены общественному вниманию важнейшие сведения о его личности и деятельности. Десять лет, слишком незначительный период для полного изображения жизни и общественного служения такого крупного исторического деятеля, как Преосв. Феофан, но вполне достаточный для того, чтобы отметить общий характер и направление, разъяснить главнейшие и более существенные моменты развития и проявления ее. В настоящее время уже немало сделано для бессмертия имени Святителя. Изданы его сочинения и напечатано десять книг писем, особенно важных для характеристики его личности. Специалисты и теперь уже широко пользуются обильными плодами жизненного подвига Святителя. Так современный экзегет, слова Божия не может обойтись без его, поистине классических, истолковательных сочинений; для учителя богословия стала настольной книгой – «Начертание христианского нравоучения»; аскет имеет незаменимое руководство в его многочисленных аскетических творениях и т. д. Но общественной христианской массе, так называемой широкой публике Преосв. Феофан слишком мало известен. Для нее же он должен быть особенно дорог, как великий и авторитетнейший учитель духовной жизни и нравственности, в чем состоит, важнейшая историческая заслуга его пред русским православным обществом. Последнему существенно необходимо ознакомиться с личностью и деятельностью Преосв. Феофана, как учителя христианской жизни. Но какой удобнейший способ к тому? Конечно, лучшее средство знакомства с писателем – его сочинения. Никто и ничто не может дать более полного и правильного понятия о нем, как он сам. В особенности нужно сказать это по отношению к такому глубоко искреннему и убежденному писателю, как Преосв. Феофан. Каждая строка его творений есть свидетельство о его личности. Но тут является некоторое важное затруднение. Вся масса литературных трудов святителя, даже одни нравоучительные сочинения, недоступна большинству публики, как по материальным соображениям, так и по трудности составить полное собрание их. Издаваемые же в последнее время небольшие книжки и брошюры из его сочинений – о молитве, о храмах, о покаянии и причащении и др., дают только отрывочные сведения по некоторым отдельным вопросам и далеко недостаточны для выяснения общего представления о деятельности его, как учителя христианской жизни. Нам кажется, что существенные извлечения из творений Преосв. Феофана по важнейшим вопросам христианской нравственности, изложенные в связи с главными событиями его жизни и собранные в одну книгу, явились бы при настоящих условиях более других подходящим и на первых порах достаточным средством к удовлетворению сказанной потребности нашего общества по ознакомлении с их автором. Так возникла мысль о предлагаемом издании и в этом его существенная задача. Оно есть слабая, посильная дань нашего глубочайшего благоговения к памяти великого христианского учителя и подвижника. Если у просмотревшего настоящую книжку явится стремление ближе и обстоятельнее познакомиться с замечательной личностью и богатой духовной сокровищницей творений святителя, то мы почтем себя вполне нравственно удовлетворенными и цель достигнутой.
В заключение считаем необходимым сделать следующие две оговорки. Во-первых, учение Преосв. Феофана о важнейших предметах христианской жизни изложено в книге в большинстве буквально, дабы сохранить и дать читателю истинное понятие о глубине содержания и художественной простоте внешнего выражения его. Святитель был настолько самобытный и оригинальный мыслитель, и сама речь его так характерна и своеобразна, что его учение крайне затруднительно передать чужими словами; никакое воспроизведение не может дать действительного представления о воспроизводимом. Во-вторых, все фактические сведения о жизни подвижника тщательно проверены нами под непосредственным наблюдением и по указаниям лица, ближе всех стоявшего и лучше других знавшего его. Мы говорим о тогдашнем (и нынешнем) настоятеле Вышенской обители почтенном о. архимандрите Аркадии, этом в настоящее время единственном свидетеле пустынных подвигов почившего владыки, которому последний в течение своего 28-летнего пребывания на Выше не раз пересказывал важнейшие события своей жизни. Маститый старец был настолько внимателен к нашей работе, что не отказал сообщить немало сведений о жизни святителя, еще не бывших в печати, а также просмотреть и сделать некоторые исправления в напечатанном уже материале, за что мы считаем своим долгом принести ему глубокую признательность.
Декабрь 1903 г.
* * *
Писано в конце 1903 г.