История о расколах в Церкви российской

Источник

Содержание

Предисловие

Период 1. С начала веры христианской в России до Стоглавного собора: 988–1551 гг. Отдел 1. Введение веры Отдел 2. Начало лжеучений Отдел 3. Раскол Стригольников Отдел 4. Еретики новгородские иначе называемые Иудействующими Отдел 5. Первые разногласия по обрядам в Москве Отдел 6. Продолжение о новгородских еретиках Отдел 7. Первое гласное сомнение у нас о церковных книгах Период 2. От Стоглавного собора до исправления церковных книг при патриархе Никоне: 1551–1654 гг. Отдел 1. Стоглавный собор Отдел 2. О том, имеет ли известная ныне книга Стоглав силу закона церковного? Отдел 3. Ересь Матвея Семенова Бакшина, Федора Косого и прочих Отдел 4. Исправление и издание книг после Стоглава до патриарха Иосифа Отдел 5. Уния Отдел 6. Состояние дел церкви по разномыслиям при предшественнике Никона, патриархе Иосифе Период 3. Со времени исправления книг и обрядов при патриархе Никоне до раскола, называющегося старообрядством: 1655–1667 Отдел 1. Патриарх Никон до исправления книг Отдел 2. Исправление книг Отдел 3. Меры к поддержанию новоисправленных книг Приложения А. Рассмотрение возражений против исторической достоверности соборного деяния о Мнихе Мартине Армянине, бывшего в Киеве 1157 года Б. Выписки из актов исторических, статья 6. Т. I. С. Π. Б. 1841 г. В. Книга царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, нарицаемая Стоглав Г. Продолжение ответа стоглавного собора о крестном знамении Д. Соборный приговор 1551 г. Об учреждении и обязанностях московских поповских старост, и о проч. Е. Опись А В большой шкапе В малой шкапе Б В большой шкапе В В большой шкапе В малой шкапе Г В большой шкапе В малой шкапе Д В большой шкапе В малой шкапе Е В большой шкапе В малой шкапе Ж В большой шкапе В малой шкапе З В большой шкапе В малой шкапе: И В большой шкапе В малой шкапе К В большой шкапе В малой шкапе Л В малой шкапе М В большой шкапе В малой шкапе Н В большой шкапе В большой шкапе О В большой шкапе В малой шкапе П В большой шкапе В малой шкапе Р В большой шкапе В малой шкапе С В большой шкапе В малой шкапе Т В большой шкапе В малой шкапе У В малой шкапе Ф В малой шкапе X Ц Ч Ш Ψ Ф В большой шкапе В малой шкапе Ж. Опись книгам, в степенных монастырях находившимся, составленная в ХVII веке  

 

Сии суть отделяющие себе от единости веры, и суть телесни, духа не имуще. Вы же, возлюбленнии, святою вашею верою назидающе себе, Духом Святым молящеея, сами себе в любви Божией соблюдайте, ждуще милости Господа нашего Исуса Христа, в жизнь вечную. И овех убо милуйте рассуждающе; овех же страхом спасайте, от огня восхищающе; обличайте же с боязнию, ненавидяще и яже от плоти оскверненую ризу.

Иуд. 19–23. Зач. 78.

Предисловие

Святая Вера с того самого дня, как грех вошел в рай, всегда и везде имела врагов. Когда она в раю состояла еще в одной только заповеди о не вкушении от древа познания добра и зла; дух злобы поспешил непорочному человеку представить ее в искаженном изъяснении (Быт.3:1,4). С приятием сего первого лжеучения открылся в самых нас источник склонностей к заблуждениям; он потек с веками в крови человеческой.

Когда было на земле еще два только брата: истинное служение Богу одного из них подверглось преследованию даже до смерти от другого. Известно, как все было далее, далее до всемирного очищения земли потопом, после опять – до рассеяния людей; потом при переселениях Патриархов, в странствованиях народа Божия, при Судьях, под управлением Царей, во времена Пророков, в особенности пред самым явлением на земле Света истинного, единородного Сына Божия.

Когда явился Он, казалось бы, надлежало начаться на земле торжеству истины, царству Божию. Началось: но – еще верою, верою, а не видением. Подвиг добродетелей не кончился, а снова начался. Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем, в них же правда живет, сказал Апостол (2Пет.3:13 Зач. 68). По сему-то, пред лицом Самого Господа Иисуса Христа, еще дерзостнее явились враги – книжники, Фарисеи, Саддукеи. Они усиливались даже истребить с лица земли воплотившуюся в Нем истину. При святых Апостолах Христовых ратовали против них Симоны, Менандры, Валаамиты. Раскройте Евангелие Иисуса Христа, книгу Деяний Апостолов, Послания их, Апокалипсис: сколько везде было врагов, врагов Евангелия! Припамятуйте, что́ делалось еще после, как настало внешнее благоденствие Христиан, когда начали являться из среды его Apии, Македонии, Нестории, с ними целые уже полчища наветников против истины! Присовокупите к тому, сколько возмущали раздорами св. Церковь люди в самые близкие к нашим времена, – в Италии, Германии, Галлии, во всех государствах просвещенного мира! Говорим не о гонителях, не о неверных, но о тех только людях, которые были одной, по-видимому, Христианской Веры. Блаженный Епифаний еще в 4 веке насчитывал ересей в Христианские времена до 60-ти, всех бывших и в Ветхозаветной Церкви до 80-ти1. Св. Ириней во 2 столетии составил целые книги о ересях. А сколько вышло книг о распрях в Вере в ближайшие к нам времена! Не колеблюсь сказать, что наибольшая часть сочинений духовного содержания и вообще, по истории ли Церковной, по системам ли Богословским, в рассуждениях ли так называемых, и в общественном проповедании Слова Божия, направлялись всегда более или менее против современных заблуждений в Вере. Многого в тех сочинениях не нужно б и упоминать; если б не было в виду надобности в охранении священных истин от различных предубеждений человеческих. На правду не много б нужно слов!

Дивно ли после всего того, что и в любезном отечестве нашем св. православная Церковь имела и имеет своих наветников, даже открыто отторгшихся от священного единства ее, под разными своими наименованиями! Почему мы и называем свою «Историю о Расколах» не иначе, как только отделом их «по отечественной нашей Церкви». История о расколах сама по себе есть история всемирная.

При созерцании таких явлений в Церкви православной, ни одному сыну ее нельзя, конечно, не чувствовать самой горькой скорби об них. Но не надобно также выпускать из вида и некоторого утешения в том, что сия-то именно вражда некоторых против истинной Веры есть одно из очевидных доказательств святости Веры. Значит, есть в ней предметы небесного свойства, или, как сказала бы наука природы вещей, – небесного содержания. Мир свое любил бы, говорит Господь; но Аз избрах вы от мира, продолжает Иисус Христос, сего ради ненавидит вас мир (Ин.15:19. Зач. 52). Нужно только видеть, от Бога ли изшла, из своего ли источника течет и в наше время струя первой в мире истины – благочестия. А это очевидно.

«На что ж бы впрочем, – сперва думалось мне, – выводить на свет заблуждения по Вере, уже мертвые, погрязшие, исчезнувшие в потоке времени? Нельзя молчать о настоящих, правда: на что о минувших?» – Конечно, это самая прискорбная обязанность памяти человеческой, но необходима для настоящего также времени. Существующий у нас ныне раскол, именуя себя «Старообрядством» прямо в старине, в истории имеет свое основание. Так он думает и уверен. Но так ли то подлинно, вот в чем сила! Посему мы неизбежно не ограничиваемся в исследовании своем только им одним; но пройдем все минувшие века нашей истории со стороны заблуждений. Всех заблуждений исчислить, конечно, невозможно. Их множества. Никтоже весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем (1Кор.2:11. Зач. 127). Но того, что́ являлось между людьми открыто, что́ хотело иметь свое общественное значение, что́ могло иметь и имело действие на других, на самую Церковь Божию, нельзя оставить нам без исследования, хотя б и не было притом видимых отделений от общества верующих, расколов действительных. И такие заблуждения могут почитаться семенами, из которых рождались, или которыми питались заблуждения, уже составлявшие в последствии времени такой или иной раскол. В таком обозрении само собою представится взорам каждого, когда и каким образом, и по каким причинам, и с какими последствиями являлись у нас в недрах Церкви все разделения, по виду различные, по свойствам своим однородные, и как между тем был тверд всегда прямой путь истины Веры, православие, ὸρθοδοξια. Называющееся Старообрядство наше должно увидеть себя в ряду иных подобных ему явлений, не менее, а еще и более его древних, и с ним так или иначе схожих, союзных, сродных, даже как бы одних и тех же. Обо всем со стороны сей будем говорить с подробностью, в связи обстоятельств и на самых твердых основаниях прямой древности. Будем приводить в особенности подлинные свидетельства старых книг, может быть, инде и несколько более, нежели как следовало бы в истории для иных читателей, кроме Старообрядцев, по нашему времени. Коснемся рассмотрением и мер, кои принимаемы были против расколов при таком или ином случае, дабы все было виднее и для настоящих отделенцев со всех сторон. Много у них своих особенных неправильных понятий и с той стороны, что будто бы поступают с ними очень строго. Обременительных, впрочем, изъяснений во всех случаях непременно избегать постараемся.

Оттого, что древности нашей Церкви вполне еще не довольно известны, не довольно описаны, на мнимое Старообрядство наше смотрят иногда неверными глазами и совершенно чужие для него люди. Равнодушие в Вере (индифферентизм) располагает некоторых, вместе с самими Старообрядцами, смотреть на него, как на одно из вероисповеданий, в ряду с прочими терпимыми в отечестве нашем. Человеколюбие (филантропия) нашего века внушает другим неограниченную жалость к нему. Даже некоторые из просвещенных изъясняются иногда, что Вера и обряды православной Церкви, без сомнения, гораздо лучше называющегося ныне Старообрядства, но это, может быть, уже плод просвещения, исправления, нашему времени свойственного, а в древности было все так, как содержат Старообрядцы. Так обыкновенно люди нового времени говорят обо всем новом и старом. Вот сие-то самое есть и особенно нетерпимое! Мы увидим в истории, что напротив все истинно древнее находится в св. нашей Церкви; а Старообрядство есть уже уклонение в сторону с прямого пути истины Веры, – не православие.

Обозрение расколов представилось мне особенно приличным нашему времени, любопытному на древности и, можно сказать, чувствительному во всем. Древностей ищут в наше время везде, не только в книгохранилищах, но и в земле, и под водами. Что ж касается чувствительности нашего века; то самое общежитие наше не может не предаваться различным, часто прискорбным рассуждениям, когда видит среди себя сограждан, которые чуждаются общения с ближними своими не только по первому, во всяком народе святому союзу, союзу Веры, но, из-за нее, – даже и по употреблению пищи и пития вместе. Инде таким образом разделяются между собою люди в одном и том же городе, селении, даже в одном и том же доме, – родители с детьми, супруги друг с другом. Разделений Старообрядства, по большим отделам, множество; по частным в каждом еще из них мнениям, как сами Старообрядцы говорили даже в начале своем, – без числа. Между тем общительность у нас по всему иному развилась во всю свою благодетельную меру; а веротерпимость, которой столько чуждаются Старообрядцы, была всегда отличительным свойством народа Русского пред иными просвещенными народами. Не могут, подлинно, не дивиться и иностранцы, как дивятся они столь мрачному явлению, каков раскол в отечестве нашем. Они считают его народным нравственным недугом как бы в самом православии нашем; что́ уже есть самая крайняя несправедливость.

Присовокупите ко всему сказанному доселе, что называющиеся Старообрядцы наши, хотя в сравнении с целым народонаселением отечества и не весьма многочисленны, не без замечательности однако ж и в этом отношении, с той особенно стороны, что они рассеялись почти по всем местам у нас, – и по пустынным отшельничествам, и по главным торговым сообщениям, и по селениям, и по городам, даже в столицах, – во всех почти званиях и состояниях, особенно же между производителями нашей торговли, весьма важной ветви гражданских общественных сношений. А сколько же от них везде недоумений, сомнений, искушений, даже иногда соблазнов для простого народа нашего, того и изобразить невозможно. Одно продолжение времени дает расколу некоторое значение старины, и невольно располагает некоторых к неправильному уважению оного. Можно ли же, кому бы то ни было, молчать при всех таких и подобных усмотрениях, особенно, – когда видим, что святая Церковь во всякое время, а наиболее в наше, всячески печется о возвращении заблуждающих в свои матерние недра; а заботы по предмету расколов у гражданского правительства составляли всегда, в наше время еще более, особый род дел?

Имея в предмете, главным образом, существующее до ныне, так называемое, Старообрядство наше, мы разделим свое обозрение Расколов на четыре периода. – В 1-ом осмотрим время с начала св. Веры в России до известного Стоглавного Собора. Во 2-м увидим: что́ делалось с Церковными обрядами на Стоглавном Соборе, и после, до того исправления книг, которое считается у мнимых Старообрядцев будто бы переменою Веры. В 3-м пересмотрим: каким образом произведено последнее исправление, в восстановление истинных древностей Веры? В 4-м исследуем: каким образом возникло, развилось, образовалось новое Старообрядство в расколы от Церкви? – Дальнейшие обстоятельства еще не принадлежат истории, а относятся в круг дел правительственных, и там только могут быть видимы.

Надобно между тем признаться, что не легко иметь обстоятельные сведения о расколах наших. Уклоняющиеся от общества верующих, с пренебрежением и глубокою душевною враждою против него, естественно делали и делают свое дело в глубокой тайне, объясняются о нем разными изворотами, часто двусмысленно, иногда совершенно вопреки тому, как думают2. Их собственные книги писаны, можно сказать, особым языком, вполне понятным только для единомысленников. Нужен навык к разумению их. Иногда и Правительство, имея дело с такими людьми, из осторожности, чтобы они не обнажались пред православными к общему соблазну, действовало или изъяснялось в свое время в бумагах своих под тайною.

Нельзя, однако ж сказать и того, чтобы не можно было правильно узнавать расколы. Археографическая Экспедиция, ученые общества, занимающиеся разысканием древностей, и частные любители-исследователи старины открыли множество неизвестных прежде письменных памятников и в этом роде. У самых отделенцев наших есть старинные рукописи, кои берегутся, как особенное сокровище, как душа их, но и с охотою иногда объявляются ими самими, как скоро любопытствуют об них сторонние в духе участия, а не суда или осуждения, как и мы хотели всегда поступать с ними. При соображении их со сведениями правительственными, истина открывается с ясностью.

Между тем весьма нужно и поспешить сбережением таких сведений из книг их и рукописей. Всепоедающее время скоро истребить их может. А от позднейших Старообрядцев нимало нельзя ждать, чтобы они хранили старые свои памятники с верностью. В переписке книг они обыкновенно даже нарочито портят их по-своему, сверх того, что самою перепиской рукописи более или менее непременно повреждаются.

Не для тщеславия, – а для того, чтобы и настоящее исследование представить сколько-нибудь достойным внимания читателей, не могу смолчать, что я имел в руках множество таких пособий для настоящего дела. Живши долгое время в местах, кои почитаются гнездом мнимого Старообрядства, я мог наконец видеть почти все книги такого рода. Они даваемы мне были наконец самими Старообрядцами, иногда для оправдания самих себя, иногда для любопытного чтения, иногда для списывания, а иногда для приобретения покупкой. Любовь преодолевает все. Что можно было достать, все пересматривал я и в памятниках древности, находящихся в Церкви православной. Во все время пребывания между Старообрядцами имел я почти непрерывные личные собеседования с ними. Не хвалюсь: судьба Божия привела меня быть там независимо от меня, должность надлежало исполнять. Сам собою кто что может сделать? Еда имать (господин) хвалу рабу, иже сотвори повеленная? не мню, сказал Господь наш. (Лк.17:9. Зач. 14). В сем-то самом расположении духа решился я приступить к описанию Расколов, как такому делу, которое мог я считать назначенным для себя самою должностью моею, по судьбе Божьей, на месте служения. Дай Господи, чтобы и сей слабый, но усердный труд принес какую-нибудь пользу св. Твоей Церкви и уклоняющимся от ней!

* * *

1

Sancti Epiphan. opera Grace et Lat. Col. 1682.

2

Рукоп. Ответы Выговск. Пустынножител. Иером. Неофит.


Источник: История о расколах в Церкви российской / [соч.] Игнатия, архиеп. Воронежского и Задонского. - Санкт-Петербург : тип. Е. Фишера, 1849-. / Ч. 1. - 1849. - 352, II с.

Комментарии для сайта Cackle