митрополит Иоанн Зизиулас

(10.01.1931–02.02.2023)
митрополит Иоанн Зизиулас
митрополит Иоанн Зизиулас

Митрополит Пергамский (Константинопольский патриархат), почетный доктор и профессор ряда университетов, член нескольких комиссий по богословскому диалогу, советник Константинопольской патриархии, председатель Межправославной комиссии по защите окружающей среды.

Биография

Образование

Родился в 1931 году в селе Катафигио, недалеко от города Козани. По окончании гимназии в Козани поступил в университет в Салониках, но через два года перевелся в Афинский университет, куда переехала его семья.

Параллельно прошел полный курс обучения в Экуменическом институте Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Боссэ (Швейцария). Там он впервые серьезно соприкоснулся с западным богословием.

После окончания обучения в Экуменическом институте Иоанн Зизиулас поступает в аспирантуру Гарвардского университета. Там он имел возможность учиться у таких известных ученых и богословов, как Пауль Тиллих, Георгий Флоровский и другие.

В течение 3-х лет сотрудничал с Обществом Византийских исследований Гарвардского университета, известной организацией «Dumbarton Oaks», членом которой он был избран.

Преподавал курс церковной истории первых 3-х веков в семинарии Святого Креста в Бостоне, читал курс церковного права ранней Церкви в Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк). Во время пребывания в США Зизиулас подготовил к защите 2 докторские диссертации. По окончании докторантуры защитил докторскую диссертацию «Христология преподобного Максима Исповедника».

Преподавание. Экуменическая деятельность

После этого Зизиулас вернулся в Грецию и в 1966 году защитил в Афинском университете 2-ю докторскую диссертацию на тему: «Единство Церкви в Божественной Евхаристии и в епископе в первые 3 века», что позволило ему преподавать на родине.

В 1966–1967 годах работал научным сотрудником богословского факультета Афинского университета. В 1970 году избран преподавателем догматического богословия Эдинбургского университета Великобритании, пробыл там 3 года.

В 1973 году его избирают преподавателем систематического богословия в университете в Глазго. Характерной особенностью его преподавания в Великобритании было сопоставление западного и православного преданий.

В 1984 году митрополит Иоанн принял приглашение преподавать догматическое и символическое богословие в Фессалоникийском университете имени Аристотеля, где он работал до 1998 года. Одновременно преподавал до 1987 года и в Глазго.

В 1986 году Константинопольским патриархатом избран из мирян в митрополита Пергамского и в течение нескольких дней по степеням возведен в епископы.

В 2000 году на него было возложено руководство представительством Константинопольской патриархии в Афинах.

С 2001 году нес обязанности заместителя председателя Афинской академии наук, а в следующем году избран ее председателем.

С 2006 по 2007 год митрополит Иоанн являлся членом Священного Синода Константинопольской патриархии.

Иоанн Зизиулас преподавал в качестве постоянного почетного профессора в Григорианском университете в Риме и в Женевском университете, выступал с лекциями во многих университетах Европы.

Являлся советником Константинопольской патриархии и председателем межправославной комиссии по защите окружающей среды.

Иоанн Зизиулас был плотно вовлечен в экуменическую деятельность. Еще летом 1967 года его назначили секретарем отделения «Вера и церковное устройство» ВСЦ, неизменным главой которого долгие годы оставался протоиерей Георгий Флоровский. И. Зизиулас пробыл в этой должности до 1970 года. В Женеве он оказался в эпицентре богословских дискуссий на межконфессиональном уровне, активно участвовал в создании богословских программ, отвечал за организацию международных конференций по межхристианским вопросам. Неоднократно был представителем Константинопольского патриархата на Генеральных ассамблеях ВСЦ; членом Центрального комитета ВСЦ (1975–1983); членом, а потом и сопредседателем смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и римо-католиками (2006–2016). Неоднократно посещал Ватикан с традиционным экуменическим визитом в день католического празднования дня святых апостолов Петра и Павла (29 июня). Участвовал в международной экуменической конференции «Человек — домоправитель творения Божьего» в общине Бозе (2012).

Митрополит Иоанн активно участвовал в подготовке антиканонических решений Константинополя по украинскому вопросу — как посланник Константинопольского патриарха, он посещал разные Поместные Церкви, разъясняя позицию Фанара и призывая ее поддержать. В 2019 году указом президента Украины «за выдающуюся деятельность, направленную на укрепление авторитета православия в мире, утверждение идеалов духовности и милосердия, весомый личный вклад в развитие автокефальной поместной Православной церкви Украины» награжден орденом «За заслуги» 3-й степени.

Скончался митрополит Пергамский Иоанн 2 февраля 2023 года в Афинах.

Ошибочные богословские утверждения

Митрополит Иоанн Зизиулас учил, что Бог не имеет самостоятельной сущности (=субстанции), потому что сущность Божия (и всякая иная тоже) есть общение. Он ошибочно говорил о монархии Отца в Троице как в некоем синоде с председателем, делая отсюда вывод о необходимости полной власти Константинопольского патриарха в Церкви («первый без равных»).

Игумен Дионисий (Шлёнов) в работе «Митрополит Иоанн (Зизиулас) как сторонник “теории первенства” Константинопольского патриарха» (Вестник Екатеринбургской духовной семинарии, 2025) пишет: «В области троичного богословия митр. Иоанн высказывает тезис об “абсолютной онтологической разнице между Божественными Лицами”. В контексте этого утверждения “основным триадологическим параметром — важным с точки зрения экклезиологического значения — является идея монархии Отца и Его свободы. Ввиду того, что личность Отца свободна и является причиной существования ипостасей Триединого Бога, среди ипостасей существует порядок — причинности, а не подчинения, — в котором Отец обладает «монархией»”.

Утверждение, что Бог Отец, как причина бытия двух других Ипостасей Святой Троицы, обладает особой, только Ему принадлежащей свободой, — это богословская инновация, не соответствующая традиционным представлениям о свободе и прочих Божественных свойствах и энергиях как свойственных не каждому Лицу индивидуально, а природе или сущности Троичного Бога. Хотя между Лицами Святой Троицы нет подчинения и иерархических взаимоотношений, “онтологическая разница” с особым акцентом на преимущественном положении первой Ипостаси, Бога Отца позволяет сформулировать аналогичную экклезиологию, поддерживающую “теорию первенства”

Подобно Богу Отцу Константинопольский патриарх оказывается особым лицом в Церкви, наделенным исключительными привилегиями и полномочиями... Устойчивая параллель между монархией Бога Отца и первенством главы Церкви во вселенной — нововведение, пытающееся закрепить за единственным человеком — главой земной Церкви — роль Бога Отца».

В антропологии митрополит Иоанн неправомерно различает лицо (=ипостась) и индивида. Зизиулас даже опровергает общепринятое у отцов определение ипостаси как природы с особенностями (так как у него, строго говоря, нет никакой природы, а только общение). Причина этих и других многочисленных ошибочных утверждений митрополита Зизиуласа в том, что он вслед за В.Н. Лосским вводит учение о личности (персонализм), утверждая, что ранее отцы не учили и не могли об этом учить, а затем переносит вновь построенную антропологическую модель на Саму Троицу, считая такой перенос совершенно корректным. И вот эта совершенно чуждая Православию идеология, подрывающая церковную триадологию, христологию, экклезиологию и антропологию, — является предметом изучения и почитания у множества современных православных интеллектуалов и богословов.

Владимир Димитриевич в своей работе «Собрание ересей Иоанна Зизиуласа» (перевод с сербского) разбирает экклезиологию митрополита Иоанна.

Димитриевич пишет, что так называемая «евхаристическая экклезиология» митрополита Иоанна была сформирована под влиянием трудов известного кардинала, «отца II Ватиканского собора» Анри де Любака. Зизиулас говорит, что Церковь Божия якобы сохраняла правильную экклезиологию только в течение 3-х первых веков, а после царя Константина утратила истинное учение о себе самой. Такое мнение противоречит обетованию Господа Иисуса Христа о том, что даже врата ада не одолеют Святую Церковь (см. Мф. 16:18).

«Евхаристическая экклезиология» проповедует некое «общение» и причащение на каждой литургии в качестве «членского билета» для чад Церкви. Так расшатывается церковное учение о важности подвижничества — очищения, просвещения и обожения, без которых невозможно соединение со Христом.

Проповедь своей неправославной экллезиологии Зизиулас начал еще будучи мирянином, в статье о Православии, написанной им для «Католической энциклопедии» (Иоанн Зизиулас. Православие. Богословский факультет СПЦ. Белград, 2003). Из этого текста видно, что автор понимает Православную Церковь не как Una Sancta (Единую Святую). Он пишет: «Церковь присутствует везде, где отдельное историческое сообщество проявляет, по своей структуре и вере, эсхатологическое назначение мира, содержащееся в событии Христа». Понять, что такое «эсхатологическое назначение мира» непросто, но автор хочет сказать, что и римо-католики, и «традиционные» протестанты, и монофизиты как «исторические церкви» некоторым образом якобы принадлежат к Единой Святой Церкви. А Православная Церковь, по Зизиуласу, представляет собой Una Sancta лишь при соблюдении трех условий: когда «свою структуру и веру она приспосабливает к эсхатологическим критериям события Христа»; когда не считает, что все элементы ее Предания «существенно связаны с Una Sancta» и когда стремится к единству с прочими «церквами».

То есть, чтобы стать Единой и Святой, Церковь Божия якобы должна изменяться в соответствии с неким «эсхатологическим видением», вводить модернистские новшества, не считаясь с Преданием, и участвовать в экуменическом движении, — а иначе она «умрет».

Митрополит Зизиулас порицает у православных и «пуританское отношение к гомосексуализму», тогда как изначально Церковь, по его мнению, подходила к данной проблеме «более гибко и без осуждения». Необходимость «неосуждения» содомии он пытался навязать и участникам так называемого Всеправославного собора на Крите в 2016 году, но эти попытки не увенчались успехом.