Русские писатели-богословы

Источник

Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания

Содержание

Предисловие

От составителей

Историки Церкви

Историки Церкви Амвросий (Орнатский  Андрей Антонович) (1778–1827) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Болотов Василий Васильевич (1854–1900) Печатные труды Бриллиантов Александр Иванович (1867–1933) Печатные труды Голубинский Евгений Евсигнеевич (1834–1912) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Горский Александр Васильевич (1812–1875) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Евгений (Болховитинов Евфимий Алексеевич) (1767–1837) Печатные труды Составительство, редактирование, переводы Литература о жизни и деятельности Здравомыслов Константин Яковлевич (1863–1933) Печатные труды Знаменский Петр Васильевич (1836–1917) Печатные труды Составительство Литература о жизни и деятельности Иванцов-Платонов Александр Михайлович (1835–1894) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Казанский Петр Симонович (1819–1878) Печатные труды Каптерев Николай Федорович (1847–1917) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Карташев Антон Владимирович (1875–1960) Печатные труды Коялович Михаил Осипович (1828–1891) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Николаевский Павел Федорович (1841–1899) Печатные труды Лебедев Алексей Петрович (1845–1908) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Макарий (Булгаков Михаил Петрович) (1816–1882) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Николаевский Павел Федорович (1841–1899) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Никольский Николай Константинович (1863–1936) Печатные труды Редактирование Литература о жизни и деятельности Порфирий  (Успенский Константин Александрович) (1804–1885) Печатные труды Переводы, составительство Рункевич Степан Григорьевич (1867-?) Печатные труды Составительство, редактирование Смирнов Петр Семенович (1861 – после 1917) Печатные труды Сулоцкий Александр Иванович (1812–1884) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Троицкий Иван Егорович (1832–1901) Печатные труды Составительство Литература о жизни, и деятельности Филарет (Гумилевский Димитрий Григорьевич) (1805 – 1866) Печатные труды Переводы Литература о жизни и деятельности Чельцов Иван Васильевич (1828–1878) Печатные труды Составительство, редактирование, переводы Литература о жизни и деятельности Чистович Иларион Алексеевич (1828–1898) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Библеисты Амфилохий (Казанский-Сергиевский Павел Иванович) (1818–1893) Печатные труды Богородский Яков Алексеевич (1841–1919) Печатные труды Богословский Михаил Иванович (1844–1915) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Богословский Михаил Измаилович (ум. 1884). Печатные труды Бухарев Александр Матвеевич (1824–1871) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Василий (Димитрий Иванович Богдашевский) (1861 – 1933) Печатные труды Переводы Литература о жизни и деятельности Виталий (Гречулевич Василий Васильевич) (1822–1885) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Властов Георгий Константинович (1827–1899) Печатные труды Переводы Воскресенский Григорий Александрович (1849–1918) Печатные труды Глаголев Александр Александрович (1872–1929) Печатные труды Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937) Печатные труды Издание, переводы Литература о жизни и деятельности Евсеев Иван Евсеевич (1868–1921) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Елеонский Николай Александрович (1843–1910) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Елеонский Федор Герасимович (1836–1906) Печатные труды Ириней (Орда Харисим Михайлович) (1837–1904) Печатные труды Переводы Литература о жизни и деятельности Корсунский Иван Николаевич (1849–1899) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Ловягин Евграф Иванович (1822–1909) Печатные труды Переводы, издание Литература о жизни и деятельности Лопухин  Александр Павлович (1852–1904) Печатные труды Переводы, издание, редакция Литература о жизни и деятельности Михаил (Лузин Матвей Иванович) (1830–1887) Печатные труды Перевод Литература о жизни и деятельности Михайлов Александр Васильевич (1859–1927 ) Печатные труды Муретов Митрофан Дмитриевич (1850–1917) Печатные труды Переводы Литература о жизни и деятельности Мышцын Василий Ннклнорович (1866–1936) Печатные труды  Олесницкий Аким Алексеевич (1842–1907)  Печатные труды Переводы, редакция Литература о жизни и деятельности Павский Герасим Петрович (1787–1863) Печатные труды Переводы Литература о жизни, и деятельности Полотебнов Андрей Григорьевич (1843–1906) Печатные труды Савваитов Павел Иванович (1815–1895)  Печатные труды Издания, редакция Смирнов Андрей Петрович (1843–1896) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Сольский Стефан Михайлович (1835–1900) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Феофан Затворник (Говоров Георгий Васильевич) (1815–1894) Печатные труды Литература о жизни и деятельности Филарет Дроздов (Дроздов Василий Михайлович) (1782–1867) Печатные труды Переводы Литература о жизни и деятельности Юнгеров Павел Александрович (1856–1921) Печатные труды Литература о жизни и деятельности   Якимов Иван Степанович (1847–1885) Печатные труды Литература о жизни и деятельности  

 
Предисловие

В настоящее время во всех областях знания все более развиваются источниковедение и библиография, поэтому появление биобиблиографического указателя трудов русских историков Церкви сегодня весьма актуально.

Первые попытки ввести церковно-историческую науку в русских духовных школах относятся к началу XVIII века. В 1760-х и 1770-х годах митрополит Платон (Левшин) предпринимает попытку ввести церковную историю в круг наук Троицкой семинарии. Ему удалось открыть факультативные курсы по истории для семинаристов. В 1786 году вышел указ Святейшего Синода, по которому предписывалось обязательное преподавание «церковной истории с показанием главных эпох». Можно сказать, что благодаря этому указу появился первый русский церковный историк-архиепископ Мефодий (Смирнов). В 1805 году был издан его труд по истории Церкви первых трех веков. Книга, написанная на латинском языке, была введена в качестве учебника в Славяно-греко-латинской академии. Кроме того, в 1805 году выходит также «Краткая церковная российская история» митрополита Платона – первая церковная история на русском языке. Эпоху в развитии церковно-исторической науки в России составляет Устав духовных семинарий и академий 1814 года. С этого времени церковная история как наука получила более прочное положение среди других богословских наук. В 1816 году издается «Начертание церковно-библейской истории в пользу духовного юношества» архимандрита (впоследствии митрополита) Филарета (Дроздова), а в 1817 году – сочинение архимандрита Иннокентия (Смирнова) «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII века» в двух томах.

Прочное начало развитию русской церковно-исторической науки в первой половине XIX века положили митрополит Евгений (Болховитинов), епископ Амвросий (Орнатский), архиепископ Филарет (Гумилевский), профессор-протоиерей Александр Васильевич Горский, епископ Порфирий (Успенский). Ими был привлечен огромный новый фактический материал, можно сказать, что их труды имеют основополагающее значение для развития отечественной церковно-исторической науки. «Историк Церкви, – писал архиепископ Филарет, – преимущественно должен быть верен правде, а для сего должен быть истинным христианином. Пересматривая источники, он должен смотреть на их сведения не по духу своего времени, но так, как требуют обстоятельства того времени, как требует правда истории и Евангелия. Истина только во Христе». Большое влияние на повышение интереса студентов Московской Духовной Академии к церковной истории оказал протоиерей Александр Васильевич Горский. «Опытный наставник, – писал он, – может пожелать от занимающихся наукой церковно-исторической. В Академии не знания ее во всех подробностях, что невозможно, но чтобы учащийся знал сущность науки, источники, из которых должно почерпать сведения, метод правильный... Верх желаний для наставника – если он успеет возбудить в своих учениках любовь к науке и желание самому основательно изучать ее». Одними из лучших его учеников были Евгений Евсигнеевич Голубинский и Петр Симонович Казанский.

Большое значение для развития церковно-исторической науки имел новый Устав духовных школ 1869 года. По словам А.П. Лебедева, «день появления в свет этого Устава можно считать днем действительного нарождения церковно-исторической науки у нас в России, с этого времени церковно-историческая наука вышла за стены учебных заведений и сделалась явлением общественного значения». Этот Устав носит название «Макарьевский», поскольку инициатором и главным редактором его был митрополит Макарий (Булгаков), перу которого принадлежит грандиозный труд – двенадцатитомная «История Русской Церкви». В русской церковной историографии митрополит Макарий занимает одно из самых главных мест. В «Кратком историко-критическом очерке систематической обработки русской церковной истории» отмечается, что «выдающееся достоинство монументального творения митрополита Макария – это его чрезвычайная фактическая полнота, благодаря которой оно представляет для историков Русской Церкви такую же сокровищницу всякого знания, какой является «История» С.М. Соловьева для историков гражданских». Нужно отметить, что несколько ранее, в 1863 году, появился новый Устав и для университетов. По этому Уставу впервые в круг предметов преподавания на историко-филологическом факультете внесена история Церкви.

Устав 1869 года стимулировал ученую деятельность профессоров и наставников, а также признавал необходимость специализации. В духовных академиях создаются отделения, в том числе церковно-исторические. В Петербургской Духовной Академии ими заведовали И.В. Чельцов и М.О. Коялович.

Почетное имя в церковно-исторической науке создало П.В. Знаменскому его «руководство к русской церковной истории». По этому руководству училось не одно поколение семинаристов. «Церковные историки, – писал Петр Васильевич, – должны идти по новой чисто исторической научной дороге. Пора уже понять, что история Церкви состоит вовсе не в рассказе о том, кто и когда преподавал народу православный Катехизис или какие правила и законы передала Византийская Церковь в Россию, а в том, в каких формах усвоено преподанное учение народом, как привились церковные правила и законы к складу его жизни».

В 1884 году появляется новый академический Устав, по которому наряду с высшей ученой академической степенью доктора богословия была учреждена степень доктора церковной истории.

Последняя четверть XIX века и первые десятилетия XX века дали целый сонм имен выдающихся ученых – историков Церкви. Это прежде всего И.Е. Троицкий, В.В. Болотов, A.M. Иванцов-Платонов, П.Ф. Николаевский, А.П. Лебедев, Н.Ф. Каптерев, А.И. Бриллиантов, С.Г. Рункевич, Н.К. Никольский. «К церковному историку, – писал А.И. Бриллиантов, – по самому существу разрабатываемого им предмета предъявляются требования в известном смысле высшие, нежели какие могут быть предъявлены по отношению к историку гражданскому. Церковный историк не может излагать историю Церкви, не будучи в то же время богословом. Основательное знание догмы для него, безусловно, обязательно потому, что история догмы есть важнейшая часть истории Церкви».

Надеюсь, что настоящий биобиблиографический указатель будет с интересом встречен широким кругом читателей и окажет практическую помощь преподавателям и учащимся духовных семинарий и академий, библиотекарям и всем, интересующимся историей и культурой нашего Отечества. По словам профессора A.M. Иванцова-Платонова, «собственные занятия церковно-исторической наукой, без сомнения, могут сообщить молодому ученому значительный запас богословских сведений вообще и образовать в нем привычку обращаться мыслию в этом кругу».

Выражаю благодарность сотрудникам Российской государственной библиотеки и Новоспасского монастыря, потрудившимся над составлением и изданием настоящего биобиблиографического указателя, который составит существенное дополнение к двум справочникам-указателям «История Русской Православной Церкви в документах региональных и федеральных архивов России», изданным Новоспасским монастырем.

Алексий, епископ Орехово-Зуевский, наместник Новоспасского монастыря

От составителей

Впервые подготовлен биобиблиографический указатель, в котором учтены труды наиболее выдающихся русских историков Церкви с XVIII до начала XX века.

Составители ставили своей целью по возможности полно представить работы авторов-богословов: в указатель включены первые издания, различные переиздания работ, оттиски из журналов и книг, а в некоторых случаях и вырезки, если не было выявлено самостоятельного отдельного издания. Библиография трудов автора дана в алфавитном порядке. Сплошной алфавитный ряд работ каждого автора имеет подразделы: оригинальные авторские сочинения, далее работы того же автора как составителя, редактора или переводчика.

Библиографическому перечню трудов автора предшествует биографическая справка о писателе; в конце перечня приводится литература, посвященная жизни и творчеству писателя. При составлении библиографии использовались каталоги и картотеки Российской государственной библиотеки, Критико-биографический словарь русских писателей и ученых С.А. Венгерова, Полный православный богословский энциклопедический словарь. Русский биографический словарь, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, печатные каталоги книжных магазинов и другие справочно-библиографические пособия и словари.

Сокращение слов осуществлено в соответствии с ГОСТами. Однако в тех случаях, когда сокращение слов невозможно было сделать в соответствии с ГОСТами, сохранялись сокращения, указанные в произведениях.

Выражаем надежду, что издание будет с интересом встречено общественностью и широким кругом читателей и окажет практическую помощь современным ученым-богословам, историкам, преподавателям духовных академий и семинарий, библиографам и библиотекарям.

А.С. Чистякова (РГБ)

О.В. Курочкана (Новоспасский монастырь)

Замечания и предложения по биобиблиографическому указателю просим направлять по адресу: 101000, Москва, ул. Воздвиженка, 3. Российская государственная библиотека. Отдел каталогизации и алфавитных каталогов.

Историки Церкви

Предисловие

Научное изучение Библии началось в России сравнительно поздно. В 1751 году из печати вышла исправленная Библия, так называемая «Елизаветинская Библия», что вызвало появление ряда библиологических трудов. Главными тружениками на этом поприще были наставники и преподаватели Московской славяно-греко-латинской академии. Ректор Академии архимандрит Феофилакт (Горский, † 1788), впоследствии епископ Коломенский, составил «Гармонию и толкование на все Священное Писание», архимандрит Аполлос (Байбаков, † 1801), впоследствии епископ Орловский, также будучи ректором, в 1785–1787 годах издал толкования на Послания Апостола Павла. Ректор Академии архимандрит Гавриил (Петров, 11801), впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, составил толкования на все Соборные Послания (изд. 1794 г.), за исключением 1-го Послания Апостола Петра, изъясненного префектом Академии, впоследствии архиепископом Тверским Тихоном (Малининым, Н793). Архимандрит, впоследствии архиепископ Псковский Мефодий (Смирнов, † 1815), в бытность ректором Академии составил толкование на Послания Апостола Павла к римлянам, выдержавшее три издания (1794, 1799, 1815); в конце книги также прилагалась карта всех географических мест, упоминаемых в Новом Завете. «Именно влиянию этих мужей, знатоков и любителей Библии, надобно приписать первый сильный толчок к движению и довольно быстрому развитию научного изучения и толкования Библии», – писал епископ Михаил (Лузин).

В 1786 году в Академии было введено публичное толкование воскресных Евангелий, а в 1798 году герменевтика была введена в академический курс как отдельная дисциплина.

Огромную роль в развитии русской библеистики сыграл митрополит Платон (Левшин,† 1812). Будучи ректором Троице-Сергиевой семинарии, он ввел там систематические занятия по Священному Писанию и сформулировал восемь герменевтических правил, которые требовали, прежде всего, «открыть буквальный смысл», предостерегали от натяжек и поисков «таинственного смысла там, где оного нет», рекомендовали «для разумения темных мест сводить места параллельные, не забывать при толковании выводить и нравоучения, оттуда следующие, пророков толкуя, показывать, когда их пророчества исполнялись», а также определяли приемы для разрешения кажущихся противоречий. 

В Московской Академии было также положено начало составлению руководств к изучению книг Священного Писания. Архимандрит Амвросий (Подобедов, † 1818), впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, будучи ректором Академии, составил «Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета». Эта книга, впервые изданная в 1799 году, затем неоднократно переиздавалась в 1803, 1811 и 1823 годах.

С преобразованием Петербургской и Казанской семинарий по положению 1797 года определено было в этих заведениях «читать Священное Писание с объяснением труднейших мест, толковать публично по воскресным дням перед литургией Апостольские Послания по правилам герменевтики с присоединением нравоучений». Ректором Петербургской Академии архимандритом Антонием (Знаменским, † 1824) в 1806 году была издана «Герменевтика», составленная по западным руководствам, П.Б. Вигилянским, наставником Академии, была выпущена книга «Опыт священной географии с картами для употребления в духовных училищах» (изд. 1808 г.). Под влиянием новых требований архимандритом Иринеем (Фальковским, † 1823), ректором Киевской Духовной Академии, были составлены толкования на все Апостольские Послания. Более всех потрудился архиепископ Псковский Ириней (Клементьевский, † 1818), который в Ростовской семинарии, по примеру Московской Академии, открыл публичные чтения по изъяснению Слова Божия. Его толкования Пророческих книг в шести частях (изд. 1804, 1809, 1816 гг.) отличаются научным уровнем, в особенности толкование на Псалмы (изд. 1791, 1807, 1814 гг.). В Казанской Академии с греческого языка были переведены толкования воскресных Евангелий с нравоучительными беседами (изд. 1804 г.), составленные Никифором Феотоки († 1799), архиепископом Астраханским. Ректором Казанской Академии архимандритом Сильвестром (Лебединским,† 1808), впоследствии архиепископом Астраханским, был составлен «Приточник Евангельский» (изд. 1796 г.), представляющий собой свод лучших отеческих толкований на притчи Христовы.

Феоктистом (Мочульским,†1818), архиепископом Курским, написана книга «Драхма от сокровища Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета, то есть сокращение правил при чтении Священного Писания к знанию потребных» (изд. 1809 г.). Священником Иоанном Сидоровским (†1795) напечатаны «Изъяснения воскресных и праздничных Евангелий» (изд. 1784, 1804, 1805 гг.), протоиереем придворной церкви Иоанном Красовским (†1811) – «Опыт соглашения четырех Евангелистов во всех повествованиях о Господе нашем Иисусе Христе», Архимандритом Новоспасского монастыря Симоном (Лаговым,†1804), впоследствии архиепископом Костромским, были составлены толкования на Новый Завет, оставшиеся, к сожалению, в рукописи.

В первой половине XIX века в периодических изданиях, открытых при высших духовно-учебных заведениях, печатались изъяснения на отдельные места Священного Писания. В журнале «Христианское чтение», основанном в 1821 году, в первые годы было помещено множество толкований на отдельные места из Ветхозаветных книг, в «Воскресном чтении», основанном в 1837 году, изъяснены многие важнейшие места из Новозаветных книг. Нередко в журналах помещались и отдельные библиографические исследования о книгах Священного Писания.

В 1858 году возобновился перевод Священного Писания на русский язык, прерванный в связи с закрытием в 1826 году Библейского общества. Труд перевода был распределен между четырьмя духовными академиями. В 1860 году вышел новый перевод Евангелия, в 1862 году – Апостол и Апокалипсис, в 1868 году из печати вышло Пятокнижие, а в 1876 году появилась в одном томе первая полная русская Библия. Благотворное влияние на развитие Библейской науки произвел и новый академический Устав 1869 года, по которому значительно расширилась программа преподавания Священного Писания, повысились требования к преподавателям. Новым Уставом предусматривалось учреждение особой кафедры Библейской истории и введение в академический курс преподавания Библейской археологии, а по следующему академическому Уставу 1884 года Библейская история была введена в круг общеобязательных наук. Соответственно увеличилось и число лиц, трудящихся над изучением Библии, чему также способствовало учреждение поощрительных премий за ученые богословские сочинения. «Благодаря этим условиям, возникшим во второй половине минувшего столетия, отечественная Библейская наука ожила и развилась в зеленеющее многоветвистое дерево, принесшее уже много полезных плодов, знать которые не только полезно, но и необходимо для деятелей нового столетия», – писал Ф.Г. Елеонский в 1901 году.

Русскими библеистами написано множество исследований по всем отраслям Библейской науки, а также предприняты общие комментарии Библии. Было выпущено пятнадцать изданий «Симфонии» на книги Ветхого и Нового Завета, «Иллюстрированная полная Библейская энциклопедия» архимандрита Никифора, «Библейский богословский словарь» протоиерея В. Михайловского, «Библейский словарь, содержащий Библейскую пропедевтику, историю, географию, древности, хронологию и проч.» А. Верховского, «Опыт Библейского словаря собственных имен» протоиерея П. Солярского (пять томов), «Библейский биографический словарь» Ф. Яцкевича и П. Благовещенского (четыре тома), «Справочный и объяснительный словарь к Новому Завету», «Справочный и объяснительный словарь к Псалтири» П.А. Гильтебрандта.

Биобиблиографический указатель «Русские писатели-богословы. Исследователи и толкователи Священного Писания» подготовлен Отделом каталогизации и алфавитных каталогов Российской государственной библиотеки совместно с издательством Новоспасского монастыря.

Составители ставили своей целью по возможности полно представить труды тридцати трех отечественных богословов, внесших большой вклад в дело изучения Библии. Библиографическому перечню предшествует биографическая справка, в конце перечня приводится литература, посвященная жизни и творчеству писателя. Библиография дана в алфавитном порядке.

При работе над Указателем использовались картотеки и каталоги Российской государственной библиотеки, «Православная Богословская энциклопедия» и энциклопедические словари, «Русский биографический словарь» и сборники биографий, «Словарь по библиологии», составленный протоиереем Александром Менем (МДА, машинопись, до буквы «П»), труд митрополита Мануила (Лемешевского) «Русские православные иерархи 1897–1965 годов» (машинопись, пять томов), работа священника В.В. Воронцова «Русские толкователи и авторы трудов по Священному Писанию в XIX веке и в начале настоящего столетия», изданная в дополнении к русскому переводу книги Ф. Вигуру «Руководство к чтению и изучению Библии» (М., 1916), книга В.К Степанова «Материалы к указателю русской духовной литературы. 1801–1992» (М., 1994), печатные каталоги библиотек и книжных магазинов и другие справочно-библиографические пособия.

При составлении данного выпуска большое внимание уделялось публикациям авторов в журналах, поскольку многие важные труды по изучению Библии, увидев свет на страницах периодики, не выпускались отдельными изданиями. Были изучены работы: И.С. Знаменского «Систематический указатель статей, находящихся в разных духовных журналах и Епархиальных ведомостях по предмету Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В двух частях» (Казань, 1880–1882), П. Карпова «Систематический указатель статей по основному, догматическому и сравнительному богословию» (СПб., 1888), а также указатели к журналам «Богословский вестник», «Христианское чтение», «Труды Киевской Духовной Академии», «Странник» и другие.

Сокращения слов осуществлено в соответствии с ГОСТами, «Библиография, или основательное познание о книгах, составляет существенную часть народного просвещения, не только показывает состояние и постепенное распространение наук вообще, но образует вкус к хорошим сочинениям», – писал в начале XIX века автор «Опыта российской библиографии» B.C. Сопиков.

Составители посвящают настоящий труд, выходящий в свет в преддверии 2000-летия Рождества Христова, светлой памяти богослова-источниковеда архимандрита Иннокентия (Просвирнина,† 12 июля 1994 года).

О. В. Курочкина


Источник: Русские писатели-богословы : Биобиблиографический указатель / Российская гос. б-ка, Новоспасский монастырь ; [Сост. А.С. Чистякова и др.]. - Москва : Пашков дом, 2001. - 459, [1] с. : ил. (Духовные чтения).

Комментарии для сайта Cackle