Иван Георгиевич Айвазов

(13.02.1872–17.12.1964)

Апологетика

Гимнография

Догматико-полемические труды

История Русской Православной Церкви

История русской философии

Миссия

Нравственное богословие

Проповеди

Сектоведение

Сравнительное богословие

Иван Георгиевич Айвазов
Иван Георгиевич Айвазов

Миссионер, проповедник, автор многочисленных трудов по сектоведению.

Биография

Учеба, семья

Родился в 1872 году в Мариуполе в семье шкипера (командира торгового судна) дальнего плавания.

Окончил Екатеринославскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию (1898) со званием кандидата богословия (тема кандидатского сочинения: «Законодательство по церковным делам в царствование императора Александра II»).

Женат, единственный ребенок скончался в младенчестве, супруга — в 1948 году.

Церковная и общественная деятельность

Служил епархиальным противосектантским миссионером в Тамбовской (1899) и Екатеринославской епархиях (1902). С конца 1903 года — в Харьковской епархии.

Причислен к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода с откомандированием к архиепископу Харьковскому (1906).

Московский епархиальный миссионер проповедник (1908). Открыл в Москве «Народно-миссионерское братство поборников святой веры» (1910). В либеральных кругах стяжал славу «реакционера». Возглавлял кампанию за отмену магистерского звания и. о. доцента Московской духовной академии Д.Г. Коновалова (1876-1947) за работу «Религиозный экстаз в русском мистическом сетантстве» (1907), бросавшую тень на Церковь. В результате в 1909 году указом Синода Коновалов был уволен из академии за «неправославный образ мыслей»; степень магистра отменена. С 1912 года Айвазов исполнял должность доцента Московской Духовной академии по кафедре истории и обличения русского сектантства, с оставлением в должности епархиального миссионера.

Состоял в партии «Русское собрание». Эта монархическая православно-консервативная партия существовала с 1900 по 1917 год, объединяла представителей русской интеллигенции, духовенства, чиновничества. Членами ее были, например, владыка Серафим (Чичагов), князья Н.Д. Жевахов и А.А. Ширинский-Шихматов, известный переводчик молитв Н.Ч. Зайончковский (Н. Нахимов), историк Н.Д. Тальберг, писатель С.А. Нилус. Айвазов часто выступал с докладами. Наиболее важные из них: «Освободительное движение наших дней» (1908); «Вероисповедная система русского государства последнего времени» (1911).

Принимал активное участие в монархическом движении в Москве, один из ближайших сподвижников прот. И. И. Восторгова. Участник 4-го Всероссийского съезда объединенного русского народа в Москве в 1907 году. Был членом организационного комитета по подготовке Съезда русских людей в Москве осенью 1909 года («Восторговский» съезд), готовил материалы к съезду и был его активным участником.

Сотрудник и соредактор ежемесячного церковно-общественного и миссионерского журнала «Голос Церкви», издававшегося Чудовым монастырем в Москве (1912–1916).

В 1913 году указом Синода переведен на аналогичную кафедру истории и обличения сектантства в С.-Петербургскую Духовную академию и назначен Петербургским епархиальным миссионером.

Редактор журнала «Душеполезное чтение» (1915–1917).

Член Миссионерского совета при Святейшем Синоде (1915).

Жизнь после революции

Участник Поместного Собора 1917–1918 годов.

Работал при 1-м Петроградском университете, был сотрудником Наркомата просвещения (1919).

В октябре 1919 года арестован в Петрограде без предъявления обвинения, отправлен во внутреннюю тюрьму на Лубянке. Находился в Новопесковском и Ивановском концентрационных лагерях в качестве заложника, то есть без всякой, даже формальной, вины (декабрь 1919). По ходатайству Политического Красного Креста освобожден, вернулся в Петроград.

Был начальником секретариата Московского комитета путей сообщения и Московской железной дороги (1920–1921), потом трудился в качестве ученого архивиста в архивах РСФСР (1921–1923).

Арестован в Ленинграде в марте 1927 года. По обвинению в антисоветской агитации и пропаганде (статья 58-10 УК РСФСР) приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Отправлен в Краснококшайск (ныне Йошкар-Ола).

В 1933 году поселился в Павлограде (Днепропетровская область), организовал Павлоградский архив и трудился в нем (1933–1937). На пенсии с 1937 года.

Письменные труды, кончина

Перу Айвазова принадлежит более 250 трудов, в основном по сектоведению и противосектантской полемике. Среди статей многие посвящены также церковно-общественной жизни, защите Православной Церкви в России. Писал под псевдонимами Правдолюбов И., Азовский И., Мариупольский И.

В 1940-е и 1950-е годы печатался в «Журнале Московской Патриархии». Одна из последних статей посвящена критике заблуждений митрополита Антония (Храповицкого), в эмиграции возглавлявшего Русскую Православную Церковь заграницей, по поводу догмата искупления.

17 декабря 1964 года скончался в Павлограде Днепропетровской области.