Учеба, семья
Родился в 1872 году в Мариуполе в семье шкипера (командира торгового судна) дальнего плавания.
Окончил Екатеринославскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию (1898) со званием кандидата богословия (тема кандидатского сочинения: «Законодательство по церковным делам в царствование императора Александра II»).
Женат, единственный ребенок скончался в младенчестве, супруга — в 1948 году.
Церковная и общественная деятельность
Служил епархиальным противосектантским миссионером в Тамбовской (1899) и Екатеринославской епархиях (1902). С конца 1903 года — в Харьковской епархии.
Причислен к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода с откомандированием к архиепископу Харьковскому (1906).
Московский епархиальный миссионер проповедник (1908). Открыл в Москве «Народно-миссионерское братство поборников святой веры» (1910). В либеральных кругах стяжал славу «реакционера». Возглавлял кампанию за отмену магистерского звания и. о. доцента Московской духовной академии Д.Г. Коновалова (1876-1947) за работу «Религиозный экстаз в русском мистическом сетантстве» (1907), бросавшую тень на Церковь. В результате в 1909 году указом Синода Коновалов был уволен из академии за «неправославный образ мыслей»; степень магистра отменена. С 1912 года Айвазов исполнял должность доцента Московской Духовной академии по кафедре истории и обличения русского сектантства, с оставлением в должности епархиального миссионера.
Состоял в партии «Русское собрание». Эта монархическая православно-консервативная партия существовала с 1900 по 1917 год, объединяла представителей русской интеллигенции, духовенства, чиновничества. Членами ее были, например, владыка Серафим (Чичагов), князья Н.Д. Жевахов и А.А. Ширинский-Шихматов, известный переводчик молитв Н.Ч. Зайончковский (Н. Нахимов), историк Н.Д. Тальберг, писатель С.А. Нилус. Айвазов часто выступал с докладами. Наиболее важные из них: «Освободительное движение наших дней» (1908); «Вероисповедная система русского государства последнего времени» (1911).
Принимал активное участие в монархическом движении в Москве, один из ближайших сподвижников прот. И. И. Восторгова. Участник 4-го Всероссийского съезда объединенного русского народа в Москве в 1907 году. Был членом организационного комитета по подготовке Съезда русских людей в Москве осенью 1909 года («Восторговский» съезд), готовил материалы к съезду и был его активным участником.
Сотрудник и соредактор ежемесячного церковно-общественного и миссионерского журнала «Голос Церкви», издававшегося Чудовым монастырем в Москве (1912–1916).
В 1913 году указом Синода переведен на аналогичную кафедру истории и обличения сектантства в С.-Петербургскую Духовную академию и назначен Петербургским епархиальным миссионером.
Редактор журнала «Душеполезное чтение» (1915–1917).
Член Миссионерского совета при Святейшем Синоде (1915).
Жизнь после революции
Участник Поместного Собора 1917–1918 годов.
Работал при 1-м Петроградском университете, был сотрудником Наркомата просвещения (1919).
В октябре 1919 года арестован в Петрограде без предъявления обвинения, отправлен во внутреннюю тюрьму на Лубянке. Находился в Новопесковском и Ивановском концентрационных лагерях в качестве заложника, то есть без всякой, даже формальной, вины (декабрь 1919). По ходатайству Политического Красного Креста освобожден, вернулся в Петроград.
Был начальником секретариата Московского комитета путей сообщения и Московской железной дороги (1920–1921), потом трудился в качестве ученого архивиста в архивах РСФСР (1921–1923).
Арестован в Ленинграде в марте 1927 года. По обвинению в антисоветской агитации и пропаганде (статья 58-10 УК РСФСР) приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Отправлен в Краснококшайск (ныне Йошкар-Ола).
В 1933 году поселился в Павлограде (Днепропетровская область), организовал Павлоградский архив и трудился в нем (1933–1937). На пенсии с 1937 года.
Письменные труды, кончина
Перу Айвазова принадлежит более 250 трудов, в основном по сектоведению и противосектантской полемике. Среди статей многие посвящены также церковно-общественной жизни, защите Православной Церкви в России. Писал под псевдонимами Правдолюбов И., Азовский И., Мариупольский И.
В 1940-е и 1950-е годы печатался в «Журнале Московской Патриархии». Одна из последних статей посвящена критике заблуждений митрополита Антония (Храповицкого), в эмиграции возглавлявшего Русскую Православную Церковь заграницей, по поводу догмата искупления.
17 декабря 1964 года скончался в Павлограде Днепропетровской области.