протоиерей Иоанн Бухарев

Толкование на Евангелие от Луки

Глава 5

Зач. 17-е. Иисус Христос при Геннисаретском озере, чудесная ловля рыбы и призвание рыбарей к Апостольскому служению.

Читается во субботу 18-й недели по Пятидесятнице.

События эти описываются и евангелистами Матфеем (4:18–22) и Марком (1:16–20); но Лука повествует о ннх с небольшою разницею.

Лк.5:1. Бы́сть же належáщу емý нарóду, да бы́ша слы́шали слóво Бóжие, и тóй бе стоя́ при éзере геннисарéтсте:

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,

Належащу Ему народу (когда народ тесннлся к Нему, И. Христу). Когда, с начатием дела Своего служения И. Христом, распространилась повсюду в Галилее и окрестностях ее молва (37 ст. 4 гл.) о Нем, как о великом Учителе и Чудотворце; то народ во множестве начал собираться к Нему и постоянно следовал за Ним. (О Геннисаретском озере чит. в. объясн. 31 ст. 4 главы).

Лк.5:2. и ви́де двá корабля́ стоя́ща при éзере: ры́барие же отшéдше от нею́, измывáху мрéжи.

Лк.5:3. Влез же в еди́н от кораблю́, и́же бе Си́монов, моли́ егó от земли́ отступи́ти мáло: и сед учáше из корабля́ нарóды.

увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

Рыбарями или рыболовами этими, по сказанию евангелистов Матфея и Луки, были свв. Апостолы Петр или Симон с братом Андреем и Иаков с братом Иоанном. По сказанию сих же евангелистов, Петр и Андрей закидывали, Иаков и Иоанн починивали сети, а еванг. Лука говорит, что все рыболовы только вымывали (измываху) сети. Св. Марк говорит еще, что во второй лодке вместе с Иаковом и Иоанном был отец их и работники (1:20). Эта некоторая разность повествования разрешается тем, что рыболовов было довольно много, и из них кто чинил, кто вымывал и кто закидывал сети; но упоминаются Евангелистами только четверо, потому что речь идет собственно о призвании их четверых к апостольскому служению, и из обстоятельств, среди которых они призваны, евангелисты избирают один одно, другой другое, а третий третье (Мих.). Нужно еще сказать, что призвание Петра и Андрея, описываемое тремя евангелистами, уже было во второй раз. О первом повествуется у еванг. Иоанна (1 гл. 37–42). Там говорится, что сначала был призван Андрей из учеников Иоанна Крестителя, почему он и называется первозванным. После Андрей привел к И. Христу брата своего Симона, и Господь, увидев Симона, переименовал его Петром по-гречески, Кифою по-еврейски, что значит камень. (Переименовал так в знак твердости Петровой веры в Него Мат. 16:18. Иоан. 1:42). Моли от земли отступити мало (просил отплыть несколько от берега) – для того, чтобы удобнее было учить, так как народ теснился около Господа и не давал Ему простора и удобства.

Лк.5:4. Я́коже престá глагóля, речé к Си́мону: поступи́ во глубинý, и ввéрзите мрéжи вáшя в лови́тву.

Лк.5:5. И отвещáв Си́мон речé емý: настáвниче, об нóщь всю́ трýждшеся, ничесóже я́хом: по глагóлу же твоемý ввéргу мрéжу.

Лк.5:6. И сé сотвóрше, я́ша мнóжество ры́б мнóго: протерзáшеся же мрéжа и́х.

Лк.5:7. И поманýша причáстником, и́же беху во друзем корабли́, да пришéдше помóгут и́м: и приидóша, и испóлниша óба корабля́, я́ко погружáтися и́ма.

Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

Господь вошел в лодку Симона Петра, потому что он вместе с братом его Андреем уже был известен Ему, они ранее были призваны Им (Иоан. 1:37–42), и лодка их, по всей вероятности, была ближе других к берегу. Моли (просил) его (Петра) от земли отступити мало (отплыть несколько от берега), – это для того, чтобы Господу удобнее было учить, так как народ очень теснился около Него (1. ст.). Поступи (отплыви) во глубину и пр. Обыкновенно рыболовные сети устраиваются так, что на глубоких местах неудобно ловить ими: для ловли там употребляется другой способ; сетями ловят лишь невдалеке от берегов, где не глубоко. Поэтому повеление Господне закинуть сети в глубине не могло не показаться для Петра удивительным. Но он не противоречил, потому что и сам видел несколько необычайных действий Господа, и слышал от других о многих таковых действиях Его, а только сказал, что он с товарищами целую ночь ловил напрасно. А это все и делало последовавшее затем чудо необыкновенного лова рыбы (яша – поймали – множество рыб много) более поразительным (Мих.). Помануша причастником (дали знать товарищам). Товарищи эти были (как видно из 10 ст.) Иаков и Иоанн с отцем Зеведеем и работниками (Мар. 1:20).

Лк.5:8. Ви́дев же Си́мон пéтр, припадé к коленома Иисýсовома, глагóля: изы́ди от менé, я́ко мýж грешен éсмь, Гóсподи.

Лк.5:9. У́жас бо одержáше егó и вся́ сýщыя с ни́м, о лови́тве ры́б, я́же я́ша.

Лк.5:10. Тáкожде же Иáкова и Иоáнна сы́на зеведéова, я́же беста обéщника Си́монови. И речé к Си́мону Иисýс: не бóйся: отсéле бýдеши человеки ловя́.

Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

Припаде (припал) к коленома Иисусовома. Это – выражение усиленной просьбы, соединенной с сильным душевным волнением (/ужасом, ст. 9). Изыди (выйди) от Мене и пр. Эти слова говорил Апостол в глубоком сознании своей греховности пред святостию Господа, Который творит такие чудныя дела. Чудо такого необыкновенного лова рыбы особенно поразило Петра, потому что близко касалось его – оно совершилось в деле его собственного ремесла, в его лодке, его сетями, при его личном участии и после испытанной им самим неудачной ловли в продолжении целой ночи. Страх напал и на всех других, бывших свидетелей чуда, в частности на Иакова и Иоанна, которые были товарищами Петра и Андрея по ловле, Не бойся, отселе будеши человеки ловя (отныне будешь ловить людей). Слова эти представляются обращенными к одному Петру; но, как видно из повествования еванг. Матфея (ст. 18 и 19), они обращены были ко всем четверым Апостолам. Будете ловить людей т. е. как неводом вы уловляете рыбу и привлекаете к себе; так учением будете уловлять людей и привлекать ко Мне, Христу – в Церковь и царство небесное. У еванг. Матфея и Марка тут еще сказано И. Христом: идите за Мною, т. е. будьте Моими последователями, учениками. Следовать за ним – значит быть учеником того, принять учение его (4Цар. 6:19).

Лк.5:11. И извлéкше [óба] корабля́ на зéмлю, остáвльше вся́, вслед егó идóша.

И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

Извлекше оба корабля на землю (вытащив обе лодки на берег). Обыкновенно рыбачьи лодки бывают легки и, когда прекращается ловля, их тогда вытаскивают на берег, чтобы они не вредились от ударов о прибрежные камни во время волн. Оставльше вся (оставили все), т. е. то, что, можетъ быть, было у них существенным средством к жизни с семействами. У еванг. Матфея и Марка сказано, что Иаков и Иоанн оставили даже отца своего, который, вероятно, тогда не уверовал в И. Христа. В след Его идоша (последовали за Ним), т. е. сделались Его учениками и неразлучными спутниками, так как нужно было им, как проповедникам о Нем, быть свидетелями Его жизни, учения и чудес до самого Его вознесения на небо. Так изумительны послушание и самоотвержение первых учеников Христовых! Читая об этом, невольно обращаешься к себе и – чувствуешь, как слабо наше самоотвержение и послушание Евангелию Христову, тогда как и мы тоже зовемся Его учениками, и наш поэтому долг оставлять все, что препятствует добродетели и Богоугождению!

Зач. 18. Исцеление прокаженного И. Христом и слава Его.

Читается во вторник 19-й недели по Пятидесятнице.

Об исцелении прокаженного еванг. Лука повествует в одних и тех же словах, что Матфей (8:2–4) и Марк (1:40 и дал.).

Лк.5:12. И бы́сть егдá бе Иисýс во еди́ном от градóв, и сé, мýж испóлнь прокажéния: и ви́дев Иисýса, пáд ни́ц, моля́ся емý, глагóля: Гóсподи, áще хóщеши, мóжеши мя́ очи́стити.

Лк.5:13. И простéр рýку, коснýся егó, рéк: хощý, очи́стися: и áбие прокáза отъи́де от негó.

Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

В едином от градов, – в каком именно, евангелисты не указывают этого. Муж, исполн прокажения (человек весь в проказе). Проказа, это была страшная болезнь на востоке. Она встречается и доселе, и не на одном востоке. Проказа сначала обозначается пятнами на теле, в роде лишаев; затем все тело покрывается струпьями и язвами, лицо распухает, глаза делаются слезоточивыми, голос сипнет, волосы выпадают, десны напухают и изо рта течет зловонная слюна. Иногда у прокаженного постепенно отпадают ногти, пальцы и суставы рук и ног. С болезнию проказы несчастные живут 10–20 лет и более. Болезнь эта заразительна, и потому больных ею законом Моисеевым предписано было удалять от сообщества других, и они обыкновенно жили в убогих хижинах за чертою селений и. не подходили близко к здоровым. У евангелистов Матфея и Марка говорится, что прокаженный пришел и подошел к Господу. Это значит, что он, слыша о чудесах И. Христа, уверовал в Него и потому, вопреки закону, подошел к Нему, прося об исцелении: Господи, аще хощеши (если хочешь), можеши мя очистити. В этих словах прокаженный выражает, с одной стороны, свою великую веру в И. Христа, а с другой – то, что исцеление совершенно в Его воле. «Просьба прокаженного, замечает один из толкователей Евангелия, это – язык простой и смиренной веры, которая готова ожидать исхода, каков бы он ни был, и, изъявивши свое желание, предоставить исполнение или отказ высшей мудрости и любви». «Аще хощеши, исцели меня, Аще не восхощеши, да будет воля Твоя», как бы так говорил прокаженный И. Христу. Очистить, т. е. от струпьев проказы или исцелить. Коснуся ему (прикоснулся к нему). Иисус Христос исцелял больных иногда одним только словом Своим, а иногда чрез прикосновение Своей руки. Прикасаться к прокаженным, по закону Моисееву, считалось осквернением. По учению Тертуллиана, тут была мысль, – что мы не должны оскверняться участием в грехах других людей (2Кор. 6:17). И. Христос, замечает Златоуст, прикасается к нечистому для того, чтобы показать, что Он, как Господь, выше закона, и что надлежит страшиться не телесной проказы, а душевной, которая есть грех.

Лк.5:14. И тóй заповеда емý никомýже поведати: но шéд покажи́ся иерéови, и принеси́ о очищéнии твоéм, я́коже повеле Моисéй, во свидетелство и́м.

Лк.5:15. Прохождáше же пáче слóво о нéм: и схождáхуся нарóди мнóзи слы́шати и цели́тися от негó от недýг свои́х. И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, кáк повелел Моисей, во свидетельство им.

Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

Заповеда ему никомуже поведати (повелел ему ннкому не сказывать). И. Христос, часто, совершив чудо, напр., исцелив больного или воскресив умершего, повелевал не разглашать о чуде. Это делал Он по разным причинам: и для того, чтобы отвратить от самомнения и тщеславия тех, для кого совершено чудо (Злат, и Феоф.), и по смирению Своему (чит. Матф. 12:16; 16:20), и чтобы и другим показать пример смирения и скромности, и, наконец, для того, чтобы разглашением чуда преждевременно не возбудить в народе представления о Мессии, как о земном властителе, но сначала дать утвердиться в нем более здравым понятиям о Его духовном царстве (Мих.). Но шед, покажися иереови (священнику). Священники умели распознавать болезнь проказы, им предоставлено было право свидетельствовать больного после выздоровления и позволять жить в обществе (Лев. 13:14 и дал). И принеси (жертву) о очищении твоем, якоже (как) повеле Моисей. Исцеленный от проказы обязан был законом Моисеевым принести жертву Богу за свое исцеление – двух агнцев или двух горлиц и т. п. Во свидетелъство им. Священники, осмотрев исцеленного, давали ему свидетельство, чтобы он мог быть принят в общество и пользоваться всеми правами общественными и религиозными. С другой стороны, по толкованию одного из духовных писателей, во свидетельство против неверия священников в И. Христа, как Мессию и во свидетельство того, что Он не есть нарушитель закона и что новый закон не противоречит ветхому (Тр. Лист.). Евангелист Марк прибавляет при сем, что исцеленный начал провозглашать и рассказыватъ о происшедшем т. е. в чувстве благодарности, он не мог скрыть молчанием благодеяние, и конечно поэтому такое непослушание не было ослушанием и грехом со стороны исцеленного.

Лк.5:16. Тóй же бе отходя́ в пусты́ню и моля́ся.

Но Он уходил в пустынные места и молился.

Отходя в пустыню (уходил в пустынные места). Еванг. Марк при сем прибавляет: Иисус не мог явно войти в город. Народ, возбужденный чудесами Господа, мог увлечься и в увлечении сделать что-нибудь такое, что могло возбудить подозрительность римских властей, (как, напр., впоследствии хотели взять Его насильно и провозгласить царем. (Иоан. 6:14–15), или подать повод уже начавшим смотреть на Него недружелюбно, фарисеям и книжникам, обвинить Его в чем-либо, чтобы погубить прежде времени; потому Иисус Христос некоторое время и не входил в город, а пребывал в пустынных местах. И моляся (молился). Еванг. Лука часто делает замечание о том, что Иисус Христос молился. Молиться же в пустыне удобнее, чем где-либо.

Зач. 19-е. Исцеление расслабленного в Капернауме.

Читается в субботу 19-й недели по Пятидесятнице.

Об исцелении расслабленного, по Евангелиям Матфея и Марка, в Капернауме, св. Лука повествует совершенно согласно с сими евангелистами (Матф. 9:2–8. Мар. 2:3–12), но пространнее их.

Лк.5:17. И бы́сть во еди́н от дний, и тóй бе учя́: и беху седя́ще фарисéе и законоучи́телие, и́же беху пришли́ от вся́кия вéси Галилéйския и Иудéйския и Иерусали́мския: и си́ла Госпóдня бе исцеля́ющи и́х:

В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, –

Во един от дний (в один день), т. е. однажды. Это – переходная форма речи от одного повествования к другому. Исцеление расслабленного было в Капернауме. О Капернауме чит. в объясн. 31 ст. 4 гл. Бе уча (учил), т. е. проповедовал Свое евангельское учение. И беху седяще, фарисее и законоучителие и пр. Из дальнейшего повествования видно, что собирались они сюда, по крайней мере, в большинстве, не за тем, чтобы поучаться у Господа, но имея нечистое желание – следить за Ним, спорить с Ним, искушать Его и отвращать народ от Него. Фарисеи и книжники были злыми врагами И. Христа: они ненавидели Его за то, что Он обличал их пороки и завидовали Ему, потому что народ начал уважать Его более, нежели их (О фарисеях и законоучителях чит. в объясн. 7 ст. 3 гл.).

Лк.5:18. и сé мýжие нося́ще на одре человека, и́же бе разслáблен, и искáху внести́ егó и положи́ти пред ни́м:

вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом;

Носяще на одре (на постеле) человека, иже бе (который был) расслаблен и пр. Под болезнию расслабления в Новом завете разумеется апоплексический удар, поражающий все тело, или паралич какой-либо части тела, напр, руки, ноги, и т. п. Расслабленного принесли положенным на одре, или постеле. По сказанию еванг. Матфея, его несли четверо. Одр, это – в роде матраца или одеяла, на котором четверым удобно и легко было нести больного.

Лк.5:19. и не обретше куде внести́ егó нарóда рáди, взлезше на хрáм, сквозе скудéлы (крóв скудéльный) низвесиша егó со одрóм на средý пред Иисýса.

и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.

На востоке дома строятся так, что крыша на них делается плоскою: она же служит и потолком. Для входа на верх дома устраиваются лестницы изнутри и снаружи. Кровля огораживается перилами, и по вечерам, пользуясь прохладою, хозяева дома проводят там время. Поэтому нетрудно было разломать крышу и спустить больного во внутрь дома – к И. Христу. К одру же, вероятно, были привязаны веревки для спуска сверху вниз. Может быть, Господь, для большего простора, учил в это время не в жилых комнатах, а на дворе, который от солнечного жара обыкновенно сверху закрывался легкими щитами из кожи или полотна; щиты эти легко можно было разобрать.

Лк.5:20. И ви́дев веру и́х, речé емý: человече, оставля́юттися греси́ твои́.

И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.

Видев веру их, т. е. веру людей, принесших больного, и самого больного. Вера принесших видна из того, что они приняли на себя труд принести больного к И. Христу, а вера самого больного – из того, что он пожелал, чтобы его принесли. Человече, оставляюттися (прощаются тебе) греси твои. Так сказал Иисус Христос прежде нежели исцелил расслабленного. Грех есть причина наших болезней. Первые люди согрешили, потому и были осуждены на болезнь и смерть. Мы часто видим, как от некоторых грехов прямым образом происходят болезни, напр, от пьянства, распутства и т. п. И Бог часто посылает болезни в наказание за грехи. (2Цар. 24:10–14). Так как Иисус Христос видел, что расслабленный наказан болезнию за грехи, быть может, за грех распутства; то сначала и уничтожает причину болезни – грех. У еванг. Матфея тут прибавлено И. Христом слово: дерзай: это показывает, что и сам расслабленный хорошо сознавал свой грех, так что считал себя недостойным милосердия Божия, а потому нуждался в ободрении со стороны И. Христа.

Лк.5:21. И начáша помышля́ти кни́жницы и фарисéе, глагóлюще: ктó éсть сéй, и́же глагóлет хулы́, ктó мóжет оставля́ти грехи, тóкмо еди́н Бóг?

Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

Кто сей есть, иже глаголет хулы (кто это, который богохульствует?) и пр. Богохульствовать или хулить Бога значит унижать имя Божие, говорить о Боге нечестиво, или – присваивать себе то, что принадлежит Богу, как наприм. прощать другому грехи, что может делать только один Бог. Таким образом, не веря в Божество И. Христа, книжники, т. е. ученые из евреев (1:22) обвиняли Его в том, что Он присваивал Себе право прощения грехов, которое принадлежит только Богу. Но Господь, далее, при исцелении расслабленного, еще более показал, что Он есть Бог и обещанный Мессия: во-первых, как всеведущий, Он узнал сокровенные мысли книжников; во-вторых, как всемогущий, Он исцелил расслабленного.

Лк.5:22. Разумев же Иисýс помышлéния и́х, отвещáв речé к ни́м: чтó помышля́ете в сердцáх вáших?

Лк.5:23. чтó éсть удóбее, рещи́: оставля́юттися греси́ твои́? или́ рещи́: востáни и ходи́?

Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: чтó вы помышляете в сердцах ваших?

Чтó легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?

Несомненно, что исцелить больного, как равно и простить грехи другого, одинаково трудно для человека, это может делать только один Бог, или посланник Божий. Книжники, конечно, ничего не могли ответить Христу на Его вопрос, потому что понимали, что, как прощение грехов, так и исцеление больного, невозможно для человека, самого по себе. «Посему исцеление души нельзя видеть, а исцеление тела очевидно; то Я присоединяю – как бы так сказал Господь – к первому последнее» (т. е вместе с исцелением души от грехов, исцеляю и тело от болезни. (Злат.).

Лк.5:24. но да увесте, я́ко влáсть и́мать Сы́н человеческий на земли́ отпущáти грехи́; речé разслáбленному: тебе глагóлю: востáни и возми́ óдр твóй, и иди́ в дóм твóй.

Лк.5:25. И áбие востáв пред ни́ми, взéм, на нéмже лежáше, и́де в дóм свóй, слáвя Бóга.

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.

Господь совершенно исцелил больного, так что он мог нести свою постель и идти, как совершенно здоровый, в свой дом. Господь нарочито повелел исцеленному взять свою постель (одр), для того, чтобы все видели, что это чудо – не обман какой. Сын Человеческий. Иисус Христос любил так называться и потому весьма часто называл Себя этим именем. Название это означает близость И. Христа к людям, единство Его с ними по воплощению, подобно тому, как название Сын Божий означает близость Его к Богу Отцу, единство Его с Ним. Сын человеческий значит то же, что человек. И. Христос, воплотившись, был истинно человеком, только не имевшим греха, как имеют все люди. Название И. Христа Сыном Человеческим встречается в книге прор. Даниила, где описывается, как пророк видел в видении Мессию, шествовавшего на облаках и бывшего подобным Сыну человеческому (7:13). – По поводу чуда исцеления расслабленного, один из русских святителей (Филар. М.) поучает так: «Вот как вера благотворно действует на человека грешника, для получения прощения грехов, на человека бедствующего, к его избавлению от бедствий, и, наконец, как вера одного человека может благотворно действовать в пользу другого»!

Лк.5:26. И ýжас прия́т всех, и слáвляху Бóга: и испóлнишася стрáха, глагóлюще, я́ко ви́дехом преслáвная днéс.

И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чýдные дела видели мы ныне.

Ужас прият (объял) всех, по евангелисту Матфею, чудишася (удивлялись) всех: потому что видели такие необыкновенные действия И. Христа над расслабленным: и прощение грехов, и исцеление. Яко видехом преславная Днесь (чудные дела мы видели ныне). По еванг. Марку: николиже тако видехом (никогда ничего такого мы не видали). Так как пророков – чудотворцев давно уже не было у евреев; Иоанн предтеча Христов был хотя и великий пророк, но чудес не творил: потому все, по еванг. Матфею, народ, и были особенно поражены при виде необыкновенного чуда – и прощение грехов, и исцеление расслабленного И. Христом. Но что же фарисеи и законоучители? уверовали ли они после того во Христа? оставили ли свою злобу против Него? Нет, как увидим далее. Зависть, злоба и гордость совершенно их омрачили!

Зач. 20. Призвание Левия или Матфея и беседа с книжниками об общении с мытарями.

Читается в субботу 20-й педели по Пятидесятнице.

О призвании Матфея и о беседе с книжниками повествуют и евангелисты Матфей (9:9–17) и Марк (2:14–22); еванг. Лука повествует о сем совершенно согласно с ними.

Лк.5:27. И посéм изы́де, и узре мытаря́ и́менем Левию, седя́ща на мы́тнице, и речé емý: иди́ по мне.

Лк.5:28. И остáвль вся́, востáв вослед егó и́де.

После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.

И он, оставив всё, встал и последовал за Ним.

Изыде (вышел), по еванг. Марку (2:13), к Галилейскому морю (о море чит. в объясн. 31 ст. 4 гл.), где, по всей вероятности, и была так называемая мытница, т. е. жилище Матвея, сборщика податей с проходивших по приморской дороге караванов и по морю лодок с товаром (о мытарях чит. в объясн. 12 ст. 3 гл.). Левию, у Марка прибавлено Алфеева, у Матфея сказано просто Матфея мытаря. Это был брат апостола Иакова Алфеева. Что Левий и Матфей есть одно и то же лицо, это показывает одинаковость сказаний евангелистов о призвании его, и в евангельских перечислениях апостольских имен, имени Левия нет между ними: у евреев было в обычае носить не одно имя, или в особенных случаях своей жизни переменять одно на другое, напр. Иуда (не Искариотский) иначе называется Фаддеем и Леввием, Симон переименован от Господа Петром. Очень может быть, что мытарь Левий, после призвания его Господом в апостольское служение, стал называться Матфеем, что значит дар Божий. В самом деле не дар ли особенной милости Божией открылся ему в призвании его от мытницы в великое апостольское служение? Могло быть и так, что имя Левий было простонародное, а Матфей – почетное. Седяща на мытнице (у сбора пошлин), т. е. в том месте, где собирались пошлины или подати. «Ремесло мытарей, пишет св. Златоуст, было хнщением под видом закона. Но Тот, Кто не возгнушался блудницы и не возбранил ей облобызать и омочить слезами ноги Его, не устыдился и мытаря, ибо Он пришел уврачевать не только тело его, но и душу от зла.» Впрочем, не должно думать, что все мытари были такими бессовестными, корыстолюбивыми и отчаянными грешниками, какими считали их Иудеи; напротив, многие из них заботились о спасении души, ожидали явления Христа, ходили в пустыню слушать проповедь Иоанна Крестителя и принимали от него крещение во славу Божию. Может быть, и Матфей был одним из таких мытарей; может быть, он уже имел случай видеть чудеса Христовы, слышать Его учение, и был готов бросить для Него свое грешное ремесло. Сердцеведец знал, что сей мытарь будет Его избранным сосудом, и потому обратился к нему со Своим милостивым воззванием: следуй за Мною. Гряди по Мне (следуй за Мною), т. е. будь Моим учеником. Следовать за кем, значит быть учеником того, принять учение его (4Цар. 6:19. См. здесь ст. 10). И Матфей, оставив все, встал и последовал за И. Христом (/оставль вся, востав, во след Его иде). Такова сила слова Господня и такова была вера Матфея в И. Христа, что, по одному слову Господа, он – сборщик податей, человек зажиточный, тотчас оставил все и последовал за И. Христом, Который не имел, где подклонить голову (Матф. 8:20), как то же самое было с Апостолами Петром, Андреем, Иаковом и Иоанном (5:1–11. Мат. 4:18 и дал.).

Лк.5:29. И сотвори́ учреждéние вéлие Левий емý в домý своéм: и бе нарóд мытарéй мнóг, и инех, и́же бя́ху с ни́м возлежáще.

И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.

Сотвори учреждение велие Ему (сделал для Него большое угощение) вместе с Его учениками, за оказанные ему Господом внимание и милость, что Он удостоил Его чести принять в число Своих учеников, и в знак своего уважения к Нему, от которого (угощения) не отказался Господь, пришедший взыскать и призвать грешников. Бе народ мытарей мног (там было множество мытарей). Вероятно, это были товарищи Левия по занятию, которых он пригласил. И инех, по Матфею и Марку, грешников, т. е. людей, подобно мытарям, по мнению иудеев и особенно считавших себя праведниками, фарисеев, – недоброй нравственности. «Убежденный собственным опытом, что Иисус Христос не гнушается мытарей и грешников, Матфей пригласил к себе на вечерю многих из мытарей – своих друзей и товарищей, чтобы и они имели случай слышать слово спасения от Христа Спасителя». (Архим. Никод.) Бяху с Ним возлежаще (которые возлежали с Ним). У иудеев, подобно как и у других восточных народов, не сидели, а на коврах лежали вокруг низкого стола с кушаньями, облокотясь левою рукой на подушку.

Лк.5:30. И роптáху кни́жницы на негó и фарисéе, ко ученикóм егó глагóлюще: почтó с мытари́ и грешники я́сте и пиéте?

Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?

О книжниках чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. Почто (зачем) с мытари и грешники ясте и пиете? У еванг. Матфея и Марка сказано: как это Учитель ваш (вопрос обращен к ученикам Христовым) яст и пиет с мытарями и грешниками? Разность эта – незначительная; то, в чем обвиняли учеников, относилось еще более к Самому Господу. Могло быть и так, что одни говорили об Учителе, другие об учениках (Мих.). Зачем Учитель ваш яст и пиет с мытарями и грешниками? Это фарисеи говорили ученикам И. Христа для того, чтобы обвинить их Учителя в том, что, если Он ищет близости и сообщества с людьми худой нравственности, то, значит, и Сам Он такой же: потому что сидеть за одним столом означает близость сидящих, и тем смутить их и отвлечь от Господа. Что же отвечал Иисус Христос книжникам и фарисеям, услышав их суждения относительно Своего сближения с мытарями и грешниками?

Лк.5:31. И отвещáв Иисýс речé к ни́м: не трéбуют здрáвии врачá, но боля́щии:

Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;

Здоровыми здесь Господь называет праведных, а больными грешных. Под здоровыми или праведными Он разумеет фарисеев, которые, исполняя внешние обряды закона, в самомнении считали себя праведными, а потому не чувствовали нужды в Нем, как Спасителе; а под больными или грешными – всех, сознающих свою греховность, готовых к раскаянию и исправлению и потому ищущих сближения с Ним, каковы те, с которыми, напр., Он возлежал на вечере у Левия. У евангелиста Матфея (9 гл. 13 ст.) прибавлены еще слова: шедше научитеся, что есть (что значит): милости хощу, а не жертвы. Эти слова – из книги пророка Осии (6:6). Ими И. Христос, конечно, не осуждает жертв, приносимых при известных случаях, так как Сам Господь учредил их чрез законоучителя Моисея, но слова эти значат то, что милосердие для Господа приятнее, чем жертвоприношение, так как милосердие служит выражением любви. «Эта-то любовь заставляет и Меня искать общения с мытарями и грешниками», как бы так замечает И. Христос. «Я желаю не жертвы вместо милости, а милости вместо жертвы», как бы так еще говорит Господь указанными словами пророка. С другой стороны сими словами Господь особенно осуждает жертвы фарисеев, которые по большей части состояли только в форме и не сопровождались добродетельною жизнию и благочестивым чувством: ибо и из жертв Господу угодны только те, которые соединяются с чувствами любви, покаяния и смирения.

Лк.5:32. не приидóх призвáти прáведных, но грешныя в покая́ние.

Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.

Эти слова тоже имеют отношение к фарисеям, которые в самомечтании считали себя праведниками. Правда, Господь пришел призвать и таких людей, какими были фарисеи, – Он пришел призвать всех ко спасению; но призвание сих людей бесполезно, пока они не перестанут мечтать о своей праведности: бесполезно потому, что они не способны послушаться призвания. Слова Господа мнимым праведникам – фарисеям можно выразить так: «Только больной имеет нужду во враче, точно также только грешники чувствуют нужду в Спасителе, а вы, фарисеи, почитающие себя чистыми и праведными, вы не чувствуете во Мне нужды и не обращаетесь ко Мне за помощью. Я пришел спасти грешников, и вот почему имею с ними такое близкое общение, – вместе с ними ем и пью. Впрочем, и вы напрасно считаете себя чистыми и праведными, потому только, что исполняете внешние обряды. Обратите ваше внимание на слово Божие, знанием которого вы хвалитесь. Пророк Осия говорит от лица Божия: милости хощу, а не жертвы, т. е. Я ценю гораздо более, ставлю гораздо выше дела любви и милосердия, чем внешние законные жертвы, в исполнении которых вы поставляете свою праведность» (Душ. Чт. 1861 г.).

Зач. 21-е. Ответ И. Христа на вопрос: почему ученики Его не постятся?

Читается в среду 19-й недели по Пятидесятнице.

Ответ И. Христа на вопрос: почему ученики Его не постятся, а Иоанновы и фарисейские постятся? передается в Евангелии Луки почти одними и теми же словами, как у еванг. Матфея (9:14–17), и Марка (2:18–22), лишь с некоторыми особенностями.

Лк.5:33. Они́ же реша к немý: почтó ученицы́ Иоáнновы постя́тся чáсто и моли́твы творя́т, тáкожде и фарисéйстии, а твои́ ядя́т и пию́т?

Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?

0ни, т.е. книжники и фарисеи (ст. 30. О них чит. в объясн. 7 ст. 3 гл.). Тут вместе с фарисеями, по еванг. Матфею и Марку, разумеются и ученики Иоанна Крестителя. Вопрос о посте и молитве возник потому, что фарисеи соблюдали строгие посты, – сверх всенародных иудейских постов они держали еще свои, – двакраты в неделю, как говорит о себе фарисей в притче о мытаре и фарисее (Лук. 18:12). И Иоанн Креститель, как сам был строгим постником – живя в пустыне, он питался акридами и диким медом (гл. 1, ст. 4–6), так учил поститься и своих учеников. Иисус Христос, имевший со временем учредить пост и в своей христианской Церкви, по известным причинам (увидим ниже из ответа) пока не требовал поста от Своих учеников. Соединение учеников Иоанновых с фарисеями было случайное, потому что на самом деле не могло быть между ними внутреннего единения; Иоанн строго обличал фарисеев: конечно, и ученики его не могли относиться к ним менее строго. Случайное же единение произошло от того, что те и другие строго держались постов, хотя характер постов у тех и у других был совершенно различен: у одних посты основаны были на лицемерии, а у других на искренней религиозности, на этот раз усиливаемой еще тем, что учитель их Иоанн был заключен в темницу (Мих.). И молитвы творят. Посты в соединении с молитвою часто представляются, как признак строгой религиозной жизни (Мат. 17:21). Ядят и пиют, по еванг. Матфею и Марку, не постятся. Не постятся, это значит: менее постятся, а не то, что совсем не постятся. В Евангелии иногда встречаются такие отрицания, которые нужно понимать не в смысле совершенного отрицания, а только ограничения. Так, напр., в Евангелии Матфея Господь говорит: Не заботьтесь для души вашей, что вам ясть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (6:25). Это учение Христово разве может означать то, чтобы совсем не заботиться о телесных нуждах? Нет. В известных пределах необходимо заботиться и об этом. Трудиться для удовлетворения сих нужд повелевает и Сам Господь и Его Апостолы. «Не беззаботности научает Господь сими словами, а запрещает излишнюю заботливость» (Мих.). Как же Господь ответил на предложенный Ему вопрос о посте? Он ответил тремя сравнениями или притчами, которые имеют один общий смысл, что во всем надобно соблюдать осторожность и сообразоваться со временем.

Лк.5:34. О́н же речé к ни́м: едá мóжете сыны́ брáчныя, дóндеже жени́х с ни́ми éсть, сотвори́ти пости́тися?

Лк.5:35. Прии́дут же дние, егдá отъя́т бýдет от ни́х жени́х, и тогдá постя́тся в ты́я дни́.

Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?

Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

Это – первое сравнение. Сыны брачныя (чертога брачного), т. е. друзья жениха, которым доверена от него забота об устройстве брачного пира. В этом первом сравнении Христовом выражается следующая мысль: уместна ли печаль для друзей, устроивающих брачный пир, и разве уместен тогда для них пост, как выражение печали? В отношении к И. Христу, которого Иоанн сравнивал с женихом, а себя с другом жениха (Иоан. 3:29), и к Его Апостолам, как служителям Его в устроении церкви, это значит, что, пока Он находится со Своими учениками, им не время печалиться и выражать свою печаль постом. Можно думать, что в это время Предтеча Иоанн был заключен Иродом в темницу (Матф. гл. 4 ст. 12), а потому ученики его имели в этом повод усилить обыкновенный свой пост. «Вот Иоанн, ваш друг и учитель, в темнице, это для вас время скорби и поста (Злат, и Феоф.),» как бы так говорит Иисус Христос ученикам Иоанна. Будет такое время и у Моих учеников: отнимется Жених, это – указание Господа на время после Своей смерти. Тогда будут поститься, т. е. после смерти Христовой будут учреждены и у христиан посты; тогда и они будут выражать свою скорбь постами.

Лк.5:36. Глагóлаше же и при́тчу к ни́м, я́ко никтóже приставлéния ри́зы нóвы приставля́ет на ри́зу вéтху: áще ли же ни́, и нóвую раздерéт, и вéтсей не согласýет éже от нóваго.

Лк.5:37. И никтóже вливáет винá нóва в мехи вéтхи: áще ли же ни́, растóргнет нóвое винó мехи, и самó излиéтся, и меси поги́бнут:

Лк.5:38. но винó нóвое в мехи нóвы вливáти: и обоя́ соблюдýтся.

При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.

И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;

но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и тó и другое.

Это – второе сравнение. Новая заплата здесь означает пост, а старая одежда – еще слабость или несовершенство учеников Христовых. Таким образом, в указанных словах выражается та мысль, что так как ученики Христовы еще слабы, не утвердились и не обновились Духом Святым, то и требуют еще большего снисхождения, и потому нельзя обременять их строгостию жизни и тягостию заповедей (Злат.). Та же мысль выражается и в дальнейших ответных словах Христовых – в третьем уподоблении. На востоке, особенно во время путешествия, для сохранения вина, употребляют мехи из кожи животных, так называемые бурдюки, и, конечно, для молодого, как более крепкого, вина употребляются мехи новые, крепкие. Новое вино означает пост, а ветхие мехи – еще слабость учеников Христовых, которую не следует обременять постом (Феоф. и Злат.). Под словами: новая одежда, новые мехи и новое вино можно разуметь и весь новый завет Господа нашего И. Христа (2Кор. 5:17). Новый Завет имеет и новые свящ. книги, и обновляющие нас, благодатные таинства, и новое богослужение, и новые посты (Тр. Л.).

Лк.5:39. И никтóже пи́в вéтхое, áбие хóщет нóваго: глагóлет бо: вéтхое лýчше éсть.

И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.

Это – продолжение приточной речи о вине, встречающееся только у еванг. Луки. Вино виноградное чем более стоит и делается старее, тем становится лучше, более приобретает аромата и вкуса, вино же новое обыкновенно бывает более остро и резко, а потому только что испивший старого вина не с охотою и не с приятностию будет пить молодое вино.


Комментарии для сайта Cackle

Требуются волонтёры