Адвентизм и ионниатство перед судом миссионерской критики
(С Епархиального съезда миссионеров Херсонской епархии с 12 по 19 октября 1909 года).
Первоначально предполагалось устроить в Одессе обычный годичный съезд миссионеров Херсонской епархии в конце сентября 1909 г., исключительно для более близкого ознакомления местных миссионеров с учением двух новых сект – адвентизма и иоаннитства – и выработки мер борьбы с ними путем миссионерских бесед. Но когда определено уже было время для съезда, получилось официальное известие о том, что с 14 по 18 октября имеет быть в Одессе съезд адвентистов седьмого дня. В виду этого было решено приурочить епархиальный миссионерский съезд ко времени съезда сектантов, назначив время для первого с 12 по 19 число октября, причем резолюцией архиепископа Димитрия поручено было мне пригласить на съезд деятелей миссии и других епархий, особенно тех, где уже успели свить себе гнезда адвентизм и иоаннитство.
На этот съезд были приглашены миссионеры многих епархий, но, к сожалению, немногие явились: одних удержало наступившее время поездок по миссии (октябрь месяц), других – почти одновременный съезд в Ростове на Дону, третьи не были отпущены своими архиереями по некоторым, чисто формальным, причинам. О последнем обстоятельстве приходится крепко сожалеть: до сих пор у нас в святом деле миссии буква угашает дух.
На братский призыв приехать на съезд охотно откликнулись миссионеры соседних южных епархий, как более всех, конечно, связанные общностью интересов миссии и условий борьбы с сектантством. Кроме епархиальных, уездных и окружных миссионеров Херсон. епархии, на съезд прибыли: из Таврической епархии епархиальный миссионер, протоиерей о. И. Бортовский, севастопольский миссионер, о. А. Юрьев; из Кишиневской епархии – епархиальный миссионер о. архим. Γурий; из Полтавской епархии – епархиальный миссионер, прот. о. Иустин Ольшевский, уездный миссионер о. Вит. Димара, о. М. Зленко и о. М. Коропов. Всех явилось на съезд до 20 человек.
Съезд носил чисто деловой характер; участники съезда не занимались теоретическими изысканиями по вопросам о желательности тех или иных мероприятий в деле миссии, что обычно бывает почти на всех съездах и что, по большей части, остается, однако, только лишь добрыми пожеланиями, по различным причинам мало осуществляемыми в жизни. Члены съезда занялись практическим изучением вероучений двух новых и потому очень мало исследованных, но крайне вредных сект – адвентизма и ионнитства – и способов опровержения их лжеучений.
Не имея нравственного права, по понятным причинам, судить о результатах работ съезда, я все-таки считаю полезным и своевременным, в интересах миссии, ознакомить с ними деятелей её, обратив их снисходительное внимание на то обстоятельство, что это был, собственно говоря, первый в России миссионерский съезд, посвятивший свои труды специально изучению двух вышеуказанных новых сект – адвентизма иоаннитства.
Участники съезда будут нравственно удовлетворены, если посильные их труды хотя немного облегчать пастырей и миссионеров в борьба с указанными сектами.
Протокол № 1
1909 года, октября 12 дня. В 6 часов вечера члены Херсонского Епархиального Миссионерского Съезда, в составе местных епархиальных миссионеров – противосектантского М. А. Кальнева и противораскольнического Г. В. Чиннова, – уездных и окружных миссионеров, местных и миссионеров иноепархиальных: кишиневского – архимандрита о. Гурия, таврического – прот. о. Н. Бортовского, полтавских окружных миссионеров, священников о. В. Димары и М. Зленко, собрались в крестовую архиерейскую церковь для служения молебна пред началом своих занятий. К этому же времени в крестовой церкви собралось духовенство г. Одессы почти в полном своем составе. Положенный молебен совершил его преосвященство, преосвященный епископ Анатолий в сослужении о. ректора семинарии, прот. о. Константина Бречкевича, городского духовенства и некоторых миссионеров-священников.
Пред молебным пением преосвященный владыка в краткой речи призывал присутствующих к единодушной защите церковной истины, попираемой её врагами, так как св. Церкви грозит великая опасность со стороны сектантов, организовавшихся во всероссийский религиозный союз, который начал свои действия против Церкви повсеместно и у нас, в Херсонской епархии.
После молебна члены съезда и городское духовенство перешли в покои архиепископа Димитрия. По предложению преосвященного председателя Съезда, еп. Анатолия, принятому всеми присутствующими, была послана в Петербург телеграмма высокопреосвященейшему Димитрию, в которой Съезд испросил архипастырское благословение на предстоящий свой труд.
Потом, по предложению преосвященного председателя, Съезд, совместно с городским духовенством, занялся выработкою программы своих занятий, а равно и пастырско-проповеднической деятельности городского приходского духовенства в течение времени адвентистского съезда в Одессе.
Постановлено: в виду того, что 14 сего октября имеет собраться в г. Одессе съезд адвентистов, которые, без сомнения, примут все меры к соблазну и совращению православных,– усилить проповедническую деятельность в городе на все время в нем сектантского съезда. С этою целью во всех приходских церквах, особенно центральных (собор, Успенская и Покровская церкви), священники произносят проповеди и собирают народ на внебогослужебные беседы, в которых должны указать и обличить учение адвентистов.
Кроме этого Съездом рекомендована усиленная раздача по церквам и аудиториям составленных миссионером М. А. Кальневым противоадвентистских брошюр и признано желательным использовать силы местного кружка ревнителей православия в противовес пропаганде адвентистов.
Члены Съезда – миссионеры, по предложению епархиального миссионера М. А. Кальнева, предложили духовенству свои услуги и решили провести ряд миссионерских бесед в особенно важных и нуждающихся в миссионерской проповеди пунктах города. Решено провести от 14-го по 18-е число включительно ежедневно по три беседы в следующих местах: в городской Маразлиевской аудитории и в аудиториях Крестовоздвиженской церкви на Пересыпи и в городской аудитории на Слободке – Романовке, причем предметами бесед избрать следующие пункты учения христианской веры: отмена празднования субботы, сознательное состояние и бессмертие души человеческой за гробом и признаки второго пришествия Христова, как пункты более всего искажаемые и чаще пропагандируемые адвентистами.
Далее епархиальный миссионер М. А. Кальнев, распределив ведение бесед между миссионерами, приступил к чтению доклада, в котором он изложил историю возникновения и распространения адвентизма за границею и у нас, в России; познакомил также членов Съезда с вероучением адвентистов и их литературою, подробно указывая разные доводы от Писания и разума, на которых сектанты основывают свое вероучение. Докладчик, особенно подробно изложил лжемудрствования адвентистов о времени второго пришествия Христа, тысячелетнем царствовании с Христом праведников и о Пресвятой Троице.
Выяснилось, что адвентисты повторяют древние ереси антитринитариев: Ария, Македония и Павла Самосатскаго, не признавая троичности лиц в Боге и Божества Сына Божия и Св. Духа.
Протокол № 2
Утреннее заседание 13-го октября.
Съезд миссионеров в г. Одессе, заслушав предложение Херсонского епархиального миссионера М. А. Кальнева об избрании товарища председателя Съезда, единогласно постановил просить М. А. Кальнева принять на себя эту обязанность и, получив на это его согласие, открыл свое заседание.
На очередь был поставлен вопрос о мерах борьбы с сектантством вообще и в частности – с пропагандой сектантов-адвентистов в г. Одессе. Товарищ председателя Съезда, М.А. Кальнев, сделал обширный доклад, в котором ознакомил Съезд с теми дефектами православной миссии, какие встречаются почти в каждом приходе, зараженном сектантством, и в этом же докладе рельефно показал те меры и способы, какими пользуются сектанты для развития пропаганды и успеха своей миссии среди православных; кроме того, в докладе этом было указано, что главное и действительное средство к предотвращению сектантской пропаганды, кроме постоянной проповеди приходского священника, есть организация, так называемых, кружков и братств ревнителей православия. К этому мнению присоединился весь Съезд, причем были высказаны следующие суждения:
Таврический миссионер, о. Н. Бортовский выяснил, как показал его опыт, что для ревнителей православия трудно подобрать пособия, так, напр., книги диакона отца Смолина с трудом разбираются простецами-ревнителями, и что в Таврической епархии организованы двухнедельные курсы для разъяснения вопросов, пререкаемых сектантами.
Кишиневский миссионер, архимандрит о. Гурий сообщили, что в Кишиневской епархии почти в каждом селе есть 2–3 ревнителя православия, но собираются они нерегулярно, что препятствует правильной организации дела.
Полтавский уездный миссионер, о. В. Димара высказался, что к занятию с кружками ревнителей православия нужно было бы привлечь самое духовенство, но что он затрудняется, не нужно ли испрашивать разрешения на открытие этих кружков и братств.
Херсонский окружной миссионер, о. В. Кульчицкий, указав на добрый пример миссионерской деятельности одесского кружка ревнителей православия, предложил для руководства кружками пользоваться брошюрами М. А. Кальнева, изданными в сем году на десять тем.
Уездный миссионер Таврической епархии, о. Юрьев рекомендовал собирать на миссионерские курсы псаломщиков и учителей церковных школ.
Херсонский уездный миссионер о. Ф. Кирика утверждал, что ревнители православия особенно нужны по городам, где духовенство не отрицает пользы этих ревнителей, почему он полагает, что городское духовенство должно выделить особого священника из своей среды, которому и поручить кружки ревнителей православия под руководством миссионера.
Херсонский уездный миссионер, о. Н. Зеленев указывает на многосложные обязанности приходского священника и рекомендует дело ревнителей поручить псаломщикам и учителям церковных школ, под руководством священника.
После обмена мнений по сему вопросу, Съезд постановил: признать организацию кружков ревнителей православия настоятельно необходимой в каждом сельском приходе, зараженном сектантством, с тем, чтобы приходские священники были обязательными руководителями этих кружков, обучая их по тем брошюрам, какие изданы М.А. Кальневым, а диаконы, псаломщики и учители – обязательными членами их. Об организации же кружков ревнителей православия в городах Съезд высказал пожелание, чтобы городское духовенство из своей среды избрало одного священника, коему и поручило бы ведение бесед с ревнителями, изыскав для трудящегося собрата хотя небольшое вознаграждение из местных средств.
Относительно второго выработанного для Съезда пункта программы – по вопросу о пастырско-миссионерских мерах охранения православных от сектантской пропаганды во время всероссийских, областных и иных съездов сектантов – Съезд постановил: 1) распространять в местах, зараженных сектантством, возможно большее количество брошюр и листков в обличение сектантов; 2) рекомендовать духовенству во время съездов сектантов говорить в приходских храмах поучения, применительные к обличению учения сектантов; 3) выразить желание, чтобы в городах епархии, где сектантство демонстративно устраивает свои, так называемые, всероссийские и областные съезды, обязательно устраивались епархиальные миссионерские съезды, на которые приглашались бы для совместной работы и миссионеры хотя бы соседних епархий.
В конце заседания Съезд миссионеров имел суждение о распределении ведения противосектантских бесед в г. Одессе по случаю наезда в город сектантов-адвентистов, причем постановил: в трех городских аудиториях 14, 15, 16, 17 и 18-го октября составом всех епархиальных, уездных и окружных миссионеров открыть ряд публичных собеседований в обличение сектантов-адвентистов на следующие темы и следующими лицами: о. Н.Зеленев проведет беседу об отмене субботы и почитании воскресного дня; о. И.Захарьев – о состоянии душ умерших и их бессмертии; о. Ф. Кирика – о втором пришествии Христа; о. В. Кульчицкий – о бессмертии души; прот. о. И. Недзельницкий – о втором пришествии Христа: о. В. Димара – о состоянии душ по смерти; о. архим. Гурий – об отмене субботы и почитания воскресного дня, о. Н. Бортовский – о втором пришествии Христа; М. А. Кальнев – о несостоятельности всего адвентистского учения с точки зрения слова Божия; И. В. Чиннов – об антихристе и признаках его пришествия.
Протокол № 3
Вечернее заседание того же 13-го числа
В вечернем заседании собрания миссионеров только Херсонской епархии состоялось следующее распределение уездов и миссионерских округов между составом уездных и окружных миссионеров.
1. Александровский уезд, Новомиргородский и Елисаветградский благочиннические округа ведает о. Ф. Кирика;
2. Бобринецкий, Братолюбовский и Вознесенский округа – о. Александр Сербин;
3. Ровенский и Новоархангельский округа – о. В. Кульчицкий,
4. Весь Херсонский уезд – о. И. Захарьев;
5. Одесский и Ананьевский уезды – уездный миссионер (вакансия);
6. Тираспольский уезд – о. Н. Зеленев.
По распределении округов, Съезд миссионеров Херсонской епархии обратил особое свое внимание на те приходы епархии, какие представляют из себя особенно зараженные пункты, опасные в миссионерском отношении, причем таковыми оказались следующие приходы: в Тираспольском уезде – Адриановский, Горьевский и Бузиновский; в Ананьевском – Гвоздавский, Новоселовский, Мостовской, Лидиевский, Голтянский и Завадовский; в Одесском – Коммисаровский, Златоустова Поля, Новопокровский (Сахарова), Раснопольский, Севериновский, Еремеевский и Троицкий; в Херсонском – Богоявленский, Балабановский, Ингульский, Гурьевский, Полтавский, Ново-одесский. Ново-Воронцовский, Ивановский (Воронцовка), Висунский, Музыкиных хуторов, Широковский, Новониколаевсκий и Николаевки 1-ой; в Елисаветградском – Кардашевский, Аннинский, Песчано-Бродский, Любомирский, Плетено-Ташлыкский, Софиевский, Глодосский, Скалевской, Пе- троостровский, Новоархангельский (Варваринской церкви), Арбузинский, Арнаутовский, Болгарский, Солоновский, Сербуловский, Устиновский, Коротякский, Кетрисановский, Обозновский, Федоровский, приходы Большой и Малой Виски и Буличевский; в Александрийском уезде: Оситняжский, Знаменский и Гуровский; города: Одесса, Николаев, Елисаветград, Новомиргород, Очаков, Березовка, Бобринец и Вознесенск.
Протокол № 4
1909 г. 14 октября. Херсонский епархиальный миссионерский Съезд, под председательством товарища председателя М. А. Кальнева, при участии вновь прибывших – полтавского епарх. миссионера о. И. Ольшевского и члена полтавского миссионерского совета о. М. Коропова, в утреннем своем заседании имели суждение о мерах борьбы с адвентистами 7-гο дня, как отвергающими празднование воскресного дня.
Заслушали доклад священника о. Виталия Димары об основаниях для отмены в Новом Завете субботы и в пользу празднования воскресного дня, с разбором защиты адвентистами субботы седьмого дня.
По докладу, учение адвентистов об интересующем вопросе может быть изучено по брошюрам «Трактатного Общества» и листкам его: 1) «Какой день ты празднуешь и почему», 2) «Суббота Нового Завета», 3) «Первый день недели», 4) «Отменение и восстановление субботнего дня»; в качестве же православно-миссионерских изданий о субботе и воскресном дне заслуживают справедливого внимания следующие: 1) «Об отмене субботы и почитании воскресного дня». М. А. Кальнева; 2) «Какой день празднуешь ты и почему». Его же; 3) «Субботство сектантов-адвентистов». Н. А. Белогорского; 4) «Христианская суббота». Свящ. В. Димары; 5) «О субботнем дне». И. Г. Айвазова; наконец, не лишены полезного материала и баптистские брошюры: 1) «Беседа о седьмом дне». Изд. русских баптистов в Ростове-на-Дону и 2) «Суббота и субботство». Савельева и Мазаева.
На основании указанных источников и личного знакомства с адвентизмом, о. Димара сделал 1) свод и разбор оснований у адвентистов для их учения о праздновании седьмого дня в неделе и 2) свод оснований в св. Писании для православно-миссионерских бесед об отмене субботы и праздновании воскресного дня.
Основания у адвентистов для учения о празднования седьмого дня в неделе, по словам докладчика, представляются такие: 1) суббота установлена в раю, соблюдали ее и до Синайского законодательства (Быт. 2; 3. Исх. 16; 23–30);
2) суббота находится в средине неизменного закона десятословия и есть закон вечный (Исх. 20; 8–10. 31; 15–16);
3) Христос, апостолы и мироносицы соблюдали субботу (Мар. 1; 21. Иоан. 15; 10. Лук. 23; 56. Деян. 17; 2. 16; 13. 18; 4);
4) Христос учил о будущем почитании субботы среди христиан (Мф. 24; 20) и, по ап. Павлу, для народа Божия еще остается субботство (Евр. 4; 9);
5) суббота будет праздноваться и на новом небе, на новой земле (Иса. 66; 22–23);
6) Пророки нигде не предсказывают об установлении воскресного дня;
7) В Новом Завете прямой заповеди об отмене субботы и установлении воскресного дня нет.
Все эти, приводимые сектантами, соображения могут быть опровергаемы таким образом:
Против пункта первого необходимо установить, что повеление праздновать субботу дано не в раю – первому человеку, а народу еврейскому в пустыне Син и повторено на горе Синае (Быт. 2; 15. Втор. 5; 2–3. Неем. 9; 13–14. Иез. 20; 10–12, 20).
По второму пункту – что суббота относится к числу установлений обрядовых (Исх. 31; 12–18) и вечна в таком же смысле, как и кровавые жертвы, Аароново священство, плотское обрезание и другие обрядовые установления Ветхого Завета (Евр. 10; 1–9. Кол. 16–17; Лев. 23; 17–22, 31–41. Быт. 17; 10–13. Филип. 3; 2 и др.)
По третьему – нужно ответить, что Христос, апостолы и мироносицы блюли субботу лишь до воскресения Христова, святой же ап. Павел ходил по субботам в синагоги с проповедью не веровавшим, а не из-за почитания субботних дней (Деян. 18; 4–7; срав. Лев. 23; 1–4).
По четвертому – нужно заметить, что в словах: «молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу», Господь указывал не на святость субботы для христиан, а на невозможность в годину бедствий бегства их из Иерусалима в субботний день, когда ворота города у Иудеев затворялись (Неем. 13; 19).
По пятому – обратить внимание, что на новом небе и на новой земле, где вся вечность будет нескончаемым днем, будет субботство не в смысле почитания седьмого дня, а в смысле вечного покоя (Откр. 21; 1–2 и 22; 5).
По шестому – указать на следующая пророчества: Зах. 3; 8–10. 9; 16. 13; 1. 14; 9. Пс. 117; 21–24. Иезек. 39; 13.
По седьмому – напомнить, что Новый Завет вообще написан не в форме заповедей, а в форме учения и примеров (Еф. 2; 15. 1Кор. 4; 16. 11; 1. Фил. 3; 17).
Учение об отмене для христиан празднования субботы седьмого дня может быть обосновано на следующих положениях.
1) Суббота дана была не всему человечеству, а лишь народу еврейскому, как знамение завета этого народа с Богом, и наравне с другими субботами (Исх. 31; 12–18. Втор. 5; 2–3, 12–15 и Рим. 2; 14–15).
2) Весь закон, значит, и суббота, был дан до пришествия Христа и имел временное значение (Иер. 31; 31–33. Гал. 3; 19. 2Кор. 3; 6–8. Еф. 2; 15).
3) Господь Иисус Христос и апостолы нарушали закон о субботе (Иоан. 5; 9–10. Срав. Иезек. 17; 22–25. Мар. 2; 23–28).
4) На апостольском соборе суббота не указана в числе необходимых учреждений для Христиан (Деян. 15; 24–29).
5) Св. ап. Павел называет се такою же тенью, как и закон о праздниках, новомесячиях, пище и питии (Кол. 2; 16–17).
6) После воскресения Христова ни в один субботний день не было христианских собраний; апостолы ходили иногда целые годы в синагоги к не веровавшим иудеям и еллинам, но ходили для проповеди (Лев. 23; 3 и Евр. 10; 25. Деян. 13; 42. 16; 13. 17; 1–2. 18; 4–11).
7) Контекст позднейшего по времени Евангелия св. Иоанна Богослова говорит о субботе, как празднике, принадлежащем Иудеям (Иоан. 2; 13. 5; 1, ср. 9–10 ст. 19; 31).
Празднование воскресного дня в миссионерской беседе может быть достаточно обосновано следующими положениями:
1) Христианин есть новое творение, созданное Господом Иисусом Христом и законченное славным Его воскресением (Рим. 4; 25. 2Кор. 5; 17. 1Петр. 1; 3 и 3; 21), почему и воскресение Христово – основа всей христианской веры (1Кор. 15; 17).
2) По слову Спасителя, день воскресения – день радости и молитв (Иоан. 16; 20–26. Мф. 28; 9. Иоан. 20; 20, срав. Пс. 117; 21–24).
3) В этот день совершены Господом величайшие благодеяния искупленному человечеству: а) утверждение учеников в истинности события воскресения Иисуса Христа (Иоан. 20; 19. Лук. 24; 13–15. Мф. 28; 1, 8–10. Мар. 16; 9. Лук. 24; 1–4, 35–43. Иоан. 20; 26–29), б) дарование власти вязать и решить грехи (Матф. 16; 18–19 и Иоан. 20; 21–23), и в) ниспослание св. Церкви Животворящего Духа (Деян. 2; 1–4. см. Лев. 23; 10–16).
4) В «первый день недели» были у христиан священные собрания, совершалось таинство причащения и установлено творить милостыню (Деян. 20; 7–8. 1Кор. 16; 1–3).
5) Выражение «день воскресный» во время писаний апостольских было у христиан хорошо известным (Откр. 1; 10) и, по Откровенио св. Иоанна, торжественное богослужение на небе связано именно с этим днем (гл. 4; 1–11).
Празднование воскресного дня от апостольских дней засвидетельствовано писателями: свв. Варнавой, Игнатием Богоносцем, Иустином философом, Петром александрийским и мученическим актом 305 г.
По заслушании доклада, по поводу его содержания г. председателем поставлено для обсуждения несколько вопросов.
1. Сектанты говорят: Господь установил празднование субботы в напоминание того, что Он в 6 дней сотворил мир, а в седьмой почил; такое повеление имеет отношение ко всем людям и к христианам – стало быть, субботу должны праздновать и они. Спрашивается, чем миссионеру отразить это возражение?
По поставленному вопросу высказали следующее.
То обстоятельство, что суббота установлена в память о творении мира, не делает ее вечной, ибо в противном случае заповедь о ней дана была бы не народу только еврейскому (Втор. 5; 2–3 и ст. 15. Неем. 9; 13–14. Иезек. 20; 10–12), а в начале мира, всему человечеству (о. Димара). Далее, хотя и православная Церковь по субботам воспоминает в богослужении своем о творении мира, но она празднует день нового, важнейшего, творения (2Кор. 5; 17). Наконец важнейшим основанием установления ветхозаветной субботы было освобождение евреев из рабства египетского, почему она, по словам Второзакония (5; 2–3), и дана народу еврейскому, а не его отцам (прот. Бортовский).
О. Кирика находит, что, в полемических целях, было бы полезнее совсем не останавливаться на местах Ветхого Завета, соглашаться с противником и прямо переходить к Новому, но собрание в своем большинстве, считая такую тактику миссионера неблагоприятной, полагает необходимым, с целью ослабить все возражения противника, подвергать разбору все приводимые им места Ветхого Завета.
В этом же заседании Съезд выслушал ответную телеграмму его высокопреосвященства, высокопреосвещеннейшего Димитрия, призывающего Божие благословение на труды Съезда, и пропел трижды владыке многолетие.
Протокол № 5
1909 года 14-го октября. Херсонский епархиальный миссионерский Съезд под председательством товарища председателя М. А. Кальнева, в вечернем своем заседании продолжал обсуждать вопросы по поводу доклада о. Димары об отмене субботы седьмого дня и почитания дня воскресения Господа Иисуса Христа и постановил:
1. В виду того, что сектанты свидетельства об отмене ветхозаветного закона не распространяют на 4-ю заповедь десятословия, называя весь ветхозаветный закон законом Моисеевым, а только 10 заповедей – Божиими, Съезд признал необходимым на беседах установить, что весь закон, как и заповеди десятословия, в отношении происхождения, должно приписывать Богу, именуя его Божиим, и что на языке священных писателей заповеди называются законом и закон заповедями (Мф. 22; 36–40. Исх. 34; 28–29. Иезек. 20; 10–12, 16, 21. Чис. 36; 13. Неем. 9; 14 и 10; 29).
2. Так как адвентисты в выражении ап. Павла – «посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4; 9) – усиливаются видеть указание на то, что здесь суббота седьмого дня подтверждена и для Нового Завета, а миссионеры неодинаково толкуют эти места, то председатель М. А. Кальнев ставит вопрос как следует миссионеру объяснять приведенный текст?
По обмене мнениями, члены Съезда согласились с доводами М. А. Кальнева, – что в послании к Евреям (4; 9), на основании контекста 3 и 4-й глав, под «субботством» надо разуметь не субботний день, как говорят адвентисты, ибо седьмой день нигде в Писании не называется «субботством», а «субботою», – и не принятие христианства, как это объясняется в некоторых миссионерских изданиях, а нужно понимать вечный покой, или вечное, небесное царство, получаемое верующими во Христа, что видно из следующая же 10-го стиха 4-й главы к Евреям.
3. Постановление апостольского собора адвентисты стараются обратить в свою пользу истолкованием Деян. 15; 21-го стиха – «ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах в каждую субботу» – в смысле указания апостолов на необходимость проповеди закона Моисеева повсеместно для христиан. В виду этого, а равно и трудности понять связь приведенного стиха с предыдущими поставлен вопрос: как понимать в связи 19, 20 и 21-й стихи 15 главы Деяний св. апостолов? Собрание, рекомендуя руководствоваться существующими церковными толкованиями рассматриваемого места, полагает возможным, по предложению прот. Бортовского, рассматриваемый 21 стих в его связи с предшествующим объяснять следующим образом:
Так как закон Моисея проповедуется повсюду по синагогам, то этим способом распространения иудейства и без того ослабляется проповедь христианства (ст. 21), «посему я полагаю, говорит ап. Петр, не затруднять обращающихся к Богу из язычников» исполнением ненужных законов Моисеевых о субботах и прочих ветхозаветных обрядах.
4. Сильное место для критики адвентистского учения представляет из себя послание ап. Павла к Колоссянам (2; 16), где апостол говорит: «никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу». Отсюда ясно видно, что христиане субботу не праздновали; но против этого адвентисты приводят возражение из книги Левит (23; 27–32), где субботою они называют день очищения, праздник, установленный не Богом, а Моисеем, о каковом празднике субботнем и говорит будто апостол в послании к Колоссянам.
Для выяснения этих мест Писания сначала решали вопрос о том, как понимать слова Писания: «субботы Господни» и «субботы Мои»? Председатель собрания М. А. Кальнев, основываясь на 20 главе книги пророка Иезекииля (ст. 11, 12, 16, 20, 21), указал, что все субботы в Писании называются «Мои» (Божии), а потому должны все почитаться адвентистами. Как дополнение к сказанному, Съезд принял мнение таврического епархиального миссионера, прот. о. Бортовского, который разъяснил, что все субботы, так называемые, «Мои» на русском, на славянском и на греческом языках поставлены во множественном числе, тогда как суббота, о которой говорится в вышеупомянутом послании к Колоссянам (2; 16), поставлена в числе единственном. Это указывает на то, что суббота была праздником только иудейским, а у христиан суббота, о которой говорится в послании к Колоссянам (2; 16), была именно суббота недельная, т. е. 7-й день недели, отвергаемый св. ап. Павлом.
Обращено также внимание членов Съезда и на то, что субботний день не признавался праздником новозаветным, а считался «иудейским» праздником, что видно и из слов евангелиста Иоанна (2; 1. 5; 1. 7; 2. 19; 31), где субботу он называет праздником «иудейским», а не своим, христианским.
Протокол № 6
1909 года 15-го октября. В утреннем заседании Съезда, начавшемся в 9 часов после обычной молитвы, был заслушан доклад кишиневского епархиального миссионера, архимандрита Гурия с подробным разбором учения адвентистов о посмертном существовании души человеческой. Доклад вызвал оживленные прения и именно в той части, где докладчик излагал учение адвентистов о личном бессмертии души.
Выяснилось, что в вопросе о происхождении природе и о последней участи души адвентисты сами еще не столковались между собою и учат различно. По обмене мнений, Съезд принял следующие положения, резюмированные херсонским епархиальным миссионером М. А. Кальневым.
В учении о природе, свойствах и последней судьбе души человеческой адвентисты разделяются на 4 фракции.
1. Одни из адвентистов совсем не признают души в человеке, как отдельной от тела субстанции и тем отрицают её бессмертие. «Душа это – кровь в человеке, его жизненная сила, – говорят сектанты, со смертью тела всему конец!» Доказательства своего мнения сектанты видят в следующих местах Библии: Быт. 3; 19. Лев. 17; 14. Втор. 12; 23.
2. Другая фракция адвентистов сверх души, как животной жизненной силы, усматривает в человеке еще иное высшее начало, называемое в Библии «духом», и признает за ним особую, отдельную от тела, субстанциональность. В основание своего мнения сектанты ставят 1Фес. 5; 23. Этот «дух» бессмертен и по смерти тела идет к Богу, Создавшему его (Екл. 12; 7).
3. Третья фракция адвентистов учит, что души умерших людей не умирают, но находятся в бессознательном состоянии: они спят до времени второго пришествия Христова. Таким образом, не отрицая бессмертие души, эти адвентисты лишают ее по смерти тела самосознания себя, как личности. Сектанты приводят библейские тексты: Екл. 9; 5–6, 10. Пс. 145; 3–4. 113; 25. 6; 6. Иса. 38; 18. Из доказательств от разума они считают самым убедительным то соображение, что душа сознает себя и проявляет свою жизнь посредством органов тела (мозг, сердце); со смертью тела душа лишается орудия самосознания и деятельности, почему сознательная жизнь её прекращается до тех пор, пока человек не воскреснет телом.
4. Иные из адвентистов учение о бессмертии души связывают со своими хилиастическими представлениями о втором Христовом пришествии и утверждают, что после суда над миром будут жить только праведники; души же грешников уничтожатся навсегда вместе с телами. В своем мнении они ссылаются на Откровение Иоанна Богослова (гл. 20; 4–5 и 9 ст.).
Рассмотрев учение адвентистов о душе человеческой, Съезд занялся разбором библейских текстов, приводимых сектантами, а равно и группировкою текстов же св. Писания, явно обличающих сектантские мечтания.
По мнению Съезда, православное учение о присутствии души в человеке, о её божественном происхождении, о нематериальной простоте её природы и бессмертии подтверждается ясными указаниями Слова Божия: Быт. 1; 27. 2; 7. 37; 35. Екл. 12; 7. Иса. 38; 12. Мф. 10; 28. Мар. 14; 38. Лук. 12; 20. 16; 22–23. 23; 43. Иак. 2; 26. 2Кор. 5; 10. Фили. 1; 21–23. Гал. 5; 17. Рим. 7 гл. Деян. 7; 59 и др.
Мнение второй фракции адвентистов опровергается следующими указаниями Библии: Быт. 35; 18, 29. 37; 35. Лук. 12; 20 и Деян. 5; 10 и другими подобными местами, из которых ясно видно, что в Писании слова «дух» и «душа» часто употребляются одно вместо другого, как слова синонимические. Что же касается ссылки сектантов на 1Фес. 5; 23, то здесь св. апостол говорит о «духе» не как особенной субстанции в составе человека, отличной от души, но как о той же душе, только в высшем её состоянии озарения благодатью Св. Духа (1Кор. 2; 14).
Мнение третьей фракции адвентистов противоречит следующим указаниям библейского текста: Лук. 16; 19–3. 9; 28–31. 1Петр. 3; 18–28 (см Рим. 10; 14). Иса. 14; 9–16. Откр. 6; 9–11 и др. подобным, откуда видно, что души умерших людей не спят беспробудно, а бодрствуют, живя сознательною жизнью.
Заблуждение хилиастов обличаются следующими местами Писания: Лук. 18; 30. Иоан. 6; 47, 54, 58. Рим. 6; 22–23. Тит. 3; 7. 2Тим. 2; 10. Еф. 6; 8. Μф. 18; 8. 25; 41. 2Петр. 2; 17. Иоан. 5; 29. Иуд. 13 ст. и многими другими, из которых видно, что и грешников ожидает жизнь вечная наравне с праведниками и что праведники будут жить и блаженствовать со Христом не тысячу лет, как утверждают сектанты, а бесконечную вечность.
Попутно были разобраны Съездом некоторый частные возражения сектантов против церковного учения о бессмертии души, например: каким образом тело без души «услышит глас Сына Божия»? Силою всемогущего Бога, когда Он снова соединит душу с телом (Иоан. 11; 43. Девян. 9; 40 и др.).
Возможна ли жизнь души вне тела, которое служить орудием душевной жизни? Возможна: Лук. 16: 19–31. 9; 28–31. 1Петр. 3; 18–28. Откр. 5; 8–9. 6; 9–11. 8; 4 и др.
Для чего быть суду Божию над людьми, когда их участь определяется тотчас же после смерти (частный суд)? Для окончательного определения участи не только души, но и тела: 1Кор. 15; 44, 51–54.
Потом Съезд рассуждал о плане и методе ведения бесед с сектантами о бессмертии души и об отмене празднования субботы. Беседу о бессмертии души признано более целесообразным вести так. Сначала следует выяснить глубокое различие в творении животных и человека (Быт. 1; 20–25, срав. 1; 27 и 2; 7), а равно и отличие тела от души по их происхождению и природе (Быт. 2; 7). Далее, на основании библейского текста, выяснить самостоятельность души (Екл. 12; 7. Иса. 38; 12. Тов. 3; 6. Мф. 10; 28. Мар. 14; 38. Лук. 23; 43. Иак. 2; 26. 2Кор. 5; 1–9. Фил. 1; 21–23. Гал. 5; 17. Рим. 7 гл. Деян. 5; 59) и самосознательность её по смерти тела (Лук. 16; 19–31. 9; 28–31. 1Петр. 3; 18–29. Иса. 14; 9–16. Откр. 6; 9–11), – её бессмертие (Лук. 18; 30. Иоан. 6; 47, 54, 58. Рим. 6; 22–23. Тит. 3; 7. 2Тим. 2; 10. Еф. 6; 8. Мф. 10; 28), а также бессмертие грешников (Мф. 18; 8–25; 41. 2Петр. 2; 17. Иуд. ст. 9. Иоан. 5; 29. Лук. 16; 9 и др.), разбирая попутно возражения сектантов по каждому из упомянутых пунктов церковного учения о душе.
В беседе об отмене празднования субботы лучше держаться такого плана, предложенного епархиальным миссионером М. А. Кальневым. Начав беседу изложением православного учения о религиозно-нравственном значении седьмого дня в неделе, следует непосредственно приступить к разбору сектантских оснований и доводов для празднования субботы; после чего перейти к доказательствам церковного учения об отмене празднования субботы и почитании воскресного дня.
Протокол № 7
В утреннем заседании 16-го октября, под председательством М. А. Кальнева, слушали доклад таврического епархиального миссионера, прот. о. П. Бортовского: о втором пришествии Иисуса Христа и о тысячелетнем Его царствовании.
Главной отличительной чертой секты адвентистов, говорит докладчик, служит их учение о скором втором пришествии Иисуса Христа. По взгляду адвентистов, второе пришествие есть самое важное средоточие божественной истины, почему сектанты пытались не раз вычислять год и день этого пришествия. Так основатель адвентизма, американец Вильям Миллер в 1843 году определил днем явления Господа 22-е октября 1844 года, указав и место этого явления. Другой современный нам руководитель адвентизма в Петербурге Ван-Бенинген по своим вычислениям определяет временем второго пришествия Иисуса Христа- 1932 год. Местный, одесский проповедник адвентизма К. Шамков полагает, что Христос придет в 1914 году. Другие руководители адвентизма, опасаясь потерпеть в определении года второго пришествия Христа такую же неудачу, какую испытал Миллер, считают более практичным не определять точно года второго пришествия, а говорить лишь о том, что оно будет очень скоро и что Христос уже «при дверях».
Этому своему учению они пытаются придать силу и авторитет, прибегая к своеобразному толкованию ветхозаветных пророчеств Даниила (2, 7, 8, 9 и 11 главы), пророчеств Христа Спасителя (Мф. 24, Мар. 13, Лук. 21 гл.) и пророчеств Апокалипсиса (гл. 13-я и др.). Господь Бог, учат адвентисты, дал в образе истукана (Дан. 2: 31–44) пророческое изложение истории мира. Начиная с Вавилона, должны были следовать большие 4 царства: Вавилонское, Мидо-Персидское, Греческое и Римское, которые в 7 главе Данила представлены под образом четырех зверей. Четвертый зверь означает четвертое всемирное Римское царство. Рим соответствует пророчеству тем, что он был отличен от других царств благодаря жестокости своей железной власти и те, что он был царством всемирным. Десять рогов (Дан. 7; 7) у четвертого зверя означают десять царей, или царств, возникших между 356 и 483 годами по Р. Хр. из Римского царства (Гуны, Ость-Готы, Вест-Готы, Франки, Вандалы, Свены, Бургунды, Герулы, Англосаксы и Лонгобарды), из которых в позднейшее время образовались западно-европейские государства. Возникший между рогами, маленький рог с величайшей точностью соответствует, по своим приметам, папской власти: он говорил высокомерные слова против Всевышнего и превозмогал святых. Тот же характер его описан и в Откровении (13; 6–7): «и отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми». Ап. Павел так говорит об этой власти: «сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего называемого Богом или святынею» (2Фес. 2; 1–4). Титул, принятый римскими папами и право, присвоенное ими себе, прощать грехи прежде чем они совершены, достаточно ясно изображают истинный характер сей власти. Папа Иннокентий III писал: «Он (Христос) поставил одного человека над миром, назвав его Своим наместником на земле, и как колена всех живущих на небе и на земле и под землею преклоняются пред Ним, точно также должен каждый быть послушным и служить Его наместнику, дабы было одно стадо и один пастырь».
Маленький рог отличался от других ещё тем, что он имел глаза и даже глаза как бы человеческие (Дан. 7; 8). Это указывает на то, что он обладает политическим умом и хитростью, благодаря которым он испытывает сердца человеческие, властвует над князьями, сеет крепкие заблуждения и подвергает сомнению божественную истину. Именно всепроницающий глаз и сказывается в Римской церкви, которая, благодаря своим ксендзам, религиозным орденам, а главное – исповедью, выпытывает в свою пользу тайны своих прихожан.
О переходе Рима из язычества в католичество упоминается в 31 ст. 11 гл. книги Даниила, где пророк говорит нам, что Рим прекратит ежедневную жертву и «поставит дерзость запустения». Уже Миланский эдикт, говорят адвентисты, в 313 году, в котором Константин Великий из-за политических целей разрешил христианам свободно исповедовать их религию, занимать общественные должности с разными привилегиями, много способствовал переходу язычников в христианство из чисто материальных выгод; а в 321 году, когда Константин Великий издал закон о всеобщем праздновании первого дня недели, который соблюдался язычниками в честь солнца и бога Аполлона, названный переход из язычества в католичество еще более облегчился, так, как теперь язычникам представилась возможность называться христианами и все же по-прежнему продолжать участвовать в празднествах в честь Аполлона соблюдением дня солнца, который в честь его и раньше соблюдался.
В 392 году Феодосий Великий указом окончательно запретил язычникам приносить жертвы идолам и повелел закрыть языческие храмы. Жрецы подвергались нападению, отступали пред новой религией с легкостью, которая показывала полный недостаток в них веры и ревности, а следовательно – и то, что они впредь оставались язычниками с той только разницею, что теперь носили имя «христианин».
Вот на эти два факта и указывается пророком в 31 стихе: с одной стороны, прекращалось явное язычество, а с другой, – поставлялась мерзость запустения. Чистое христианское учение затемнялось постановлениями и обычаями язычников.
Вела ли Римская церковь брань со святыми Всевышнего и превозмогла ли она их? Миллионы мучеников могли бы подтвердить это. Вальденцы, альбигойцы, гугеноты, Гус, Иоероним подтверждают это и орудия инквизиции дают нам и поныне очевидные этому доказательства. Римские указы проклинали и осуждали к смерти на кострах каждого человека, застигнутого при чтении Библии на его родном языке. Рим, действительно, вел брань со святыми! Ещё и поныне он считает своею обязанностью предавать смерти отступников, следуя жестоким и неопровержимым декретам римских пап. Из всего сказанного ясно, говорят адвентисты, что папа римский – антихрист, предсказанный пророком Даниилом.
Спрашивается, как долго продолжится время владычества пап, – реченного антихриста?
Сопоставляя 25-й ст. 7-ой главы пророка Даниила с 6 и 14 стихами 12 главы и 5 ст. 14 гл. Откровения, нужно полагать, что время папской власти должно продолжаться 3 1/2 пророческих года, или 42 месяца, т. е. 1260 пророческих дней. Пророческие же дни, согласно 34 ст. 14 гл. Числ и 2–6 ст. 4 гл. Иезекиля, должно считать за годы; следовательно, владычество пап должно продолжаться 1260 лет.
Указ римского императора Юстиниана, который вполне установил католическую церковь и дал неограниченную власть римскому епископу над Римом и христианством существует с 533 года по Р. Хр.; однако это предписание не могло войти в силу до изгнания из Рима ост-готов, приверженцев арианского учения; они-то и были последние из трех рогов, которые были исторгнуты, чтобы дать место папству. Изгнание ост-готов из Рима совершилось в 538 г. по Р. Хр. В то время папство получило «престол свой» (Откр. 13; 2), которыми раньше обладали цари: следовательно, с этого года мы должны начать считать эти 1260 лет. В конце этого длинного периода, в продолжение которого Римская церковь притесняла и преследовала святых Всевышнего, совершается суд, и папство лишается своей власти (Откр. 13; 10). Если начнем считать, говорят адвентисты, те 1260 лет с 538 года по Р. Хр., то дойдем до 1798 года, в котором папство получило смертельную рану и римский папа был взят в плен (Откр. 13; 3, 10). Именно в этом году французский генерал Бертье взял Рим, ввел там республиканское управление, взял папу римского в плен, и некоторое время казалось, будто папство упразднено. Смертельная рана, однако, к величайшему удивлению каждого, опять зажила, но прежнее неограниченное владычество папство уже не вернуло себе назад.
До сих пор, все то, что Бог предрек о судьбе мира, говорят, адвентисты, исполнилось буквально с пунктуальной точностью. Мировые царства: Вавилонское, Мидо-Персидское, Греческое и Римское, согласно пророчеству, одно за другим возникали и пали. Пятое и вечное царство скоро должно утвердиться: «Камень должен оторваться от горы, без содействия рук ударить в истукана, в железные и глиняные ноги его и разбить их» (Дан. 2; 34). «Зверь должен быть убит... и тело его должно быть сокрушено и предано на сожжение огню» (Откр. 20; 10); и небольшой рог, который чрезвычайно разросся, должен быть сокрушен не рукою, а проповедью адвентистов, – это пророчество исполнится вскоре (Дан. 2; 34, 44, 45. 7; 11, 26. 8; 9, 22).
В этом, т. е. скором исполнении последних пророчеств, говорят адвентисты, легко убедится всякому на основании исполнения признаков скорого второго пришествия, указанных Самим Господом Иисусом Христом:
1) «Проповедано будет сие Евангелие царствия по всей вселенной» (Мф. 24; 14). Существует уже 350 переводов Библии, говорят, адвентисты, – 75 миссионерских обществ, имеющих 2500 проповедников и 25.000 помощников. И действительно, ныне проповедуется Евангелие всему миру.
2) «Солнце померкнет» (Мф. 24; 29. Мар. 21; 24. Лук. 21; 25. Откр. 6; 12). Это пророчество исполнилось 19 мая 1780 года, когда в Новой-Англии был такой темный день, что все лица побледнели и народ, был в ужасе. Люди изнемогали от страха и думали, что настал страшный суд... Очевидцы этого замечательного явления называли его сверхъестественным, ничем необъяснимым.
3) «Луна не даст света своего» (ibid.). Следующая за этим днем ночь была так темна, как, вероятно, никогда еще не замечали этого с тех пор, как мир сотворен Всевышним. Нельзя было отделаться от мысли, что мрак не был бы более густым, если бы все светила вселенной были погружены в такую тьму, или прекратили бы свое существование. Лист белой бумаги на недалеком расстоянии казался таким же невидимыми, как черный бархат.
4.) «И звезды спадут с неба» (ibid.). 13-го ноября 1855 г. ночью был замечательный метеорологический звездный дождь. Вследствие этого явления, продолжавшегося три часа, сотни и тысячи людей разных сословий были чрезвычайно встревожены и смущены, потому что думали, что настал конец мира. Яркие огненные шары, в таком же количестве, как и звезды, падали с неба. Казалось, будто бы все звезды небесные разом сошли со своего пути и падали на землю. Все, видевшие это зрелище, нашли, что оно было ужасным. Не верно ли доказывают эти знамения, что пришествие Христово близко?
«Когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие» (Луки 21; 31). Посему верные должны бодрствовать (Лук. 21; 36), а нечестивые, как во дни Ноя, будут, продолжать грешную и порочную жизнь (Мф. 24; 37–39); кроме того, появилось уже много ругателей, глумящихся над учением о скором втором пришествии (2Петр. 3; 3–4. Иуд. 17, 18), и ныне даже пастыри и миссионеры на публичных беседах говорят народу: «мир и безопасность!» (Мф. 24; 48–51. 1Фес. 5; 3). Но пришествие Христово совершится внезапно, как тать является ночью (1Фес. 5; 2).
Явление Христа Спасителя будет личным (Деян. 1; 9–11). «Сам Господь при возвращении, при гласе архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1Фес. 4; 16). Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках на воздух, в сретение Господу, и таким образом всегда с Господом будем» (ст. 17).
Во время второго пришествия Христова земля будет опустошена (Иса. 13; 9. 34; 1–15. Иер. 4; 20, 27. 25; 32–38. Соф. 1; 2, 3, 7, 18. 3; 6–8), а нечестивые заключены будут в ров и после многих дней будут истреблены (2Фес. 1; 7–10. 2; 7–8. Мф. 13; 24–30, 37–49. Лук. 17; 28–30. Откр. 19; 11–18, 21).
После этого сатана будет связан и низвержен в бездну и над ним положена будет печать на 1000 лет (Откр. 20; 1–3), а святым (адвентистам) будут даны престолы и они будут со Христом царствовать на небе тысячу лет. По прошествии тысячи лет, сатана будет освобожден (Откр. 20; 7), а нечестивые воскреснут (Откр. 20; 5), и он станет обольщать народы, совершая великие знамения и побуждая людей на брань со святым городом, который сойдёт с неба одновременно с воскресением нечестивых (Откр. 21; 2–3). И вот, когда они окружат святой город, Христос убьет антихриста духом уст Своих. (2Фес. 3; 8) и ввергнет его в горящее озеро (Откр. 20; 10): земля и все, что на ней, сгорит (2Петр. 3; 13); нечестивых Господь истребит небесным огнем навсегда, уничтожив их тела и души (Откр. 20; 9), и воцарится навеки со святыми (адвентистами), и царству Его не будет конца (Дан. 7; 27. Иса. 6о; 21. Мф. 5; 5. Откр. 21; 3–4).
После обмена мнений и предложенных докладчиком некоторых пояснений учения адвентистов о втором пришествии Христа, Съезд постановил в беседах с адвентистами по данному вопросу держаться такого плана:
1) Прежде всего необходимо указать, что адвентисты сами не могут, столковаться, когда именно будет пришествие Господне, назначая то 1844, то 1914, то 1924 или же 1932–33 годы, и указать, что по Св. Писанию время второго пришествия Христа сокрыто: Мф. 24; 36, 42, 44. Деян. 1; 7. 2Петр. 3; 10. 1. Фес. 5; 1–2.
2) Показать, что нельзя всякое пророческое число дней считать, по-адвентистски, – день за год (Мф. 12; 39–40) и что, следовательно, все их расчеты и вычисления – не верны.
3) Объяснить, на основании исторических фактов, что под «мерзостью запустения» разумеется разрушение Иерусалима Титом, осквернение храма и прекращение еврейских жертвоприношений (язычники еще и теперь приносят жертвы).
4) Можно ли римского папу считать антихристом?
По Св. Писанию, антихрист – определенное лицо (2Фес. 3; 3–4), а папа не один, а целые десятки их были с 538 года. Владычество антихриста продолжится 3 1/2 года, а папы властвуют уже более 14 столетий.
Если согласиться с адвентистами и считать, что время владычества антихриста (папства) должно было прекратиться в 1798 году, т.е. через 1260 лет после 538 года, то и в этом случае получится великая несообразность: второе пришествие должно было совершиться в 1798–99 году, а между тем папы и после этого времени управляют Римскою церковью уже более 100 лет.
Во время царствования антихриста (папства) в период, когда смертельная рана его заживет, должен появиться другой зверь, который будет творить великие чудеса: низведет огонь с неба (Откр. 13; 13), одухотворит образ антихриста и заставит покланяться ему, и кто не исполнить этого, будет убиваем этим образом (ст. 14–15), и положит на чело и правую руку особый знак, без которого нельзя будет ничего ни купить, ни продать (ст. 16–17). Спросить поэтому адвентистов: когда и где все это было и что это за второй зверь? Полезно будет для характеристики эпохи антихриста прочесть 16 главу Откровения.
Объяснения адвентистами знамений солнечного и лунного затмений, а также звездного дождя, считать за исполнение указанных Христом признаков второго Его явления нельзя: это были явленья местные, а в Евангелии указаны явления всемирные, сопровождающие ужасную катастрофу всей земной планеты (Мф. 24; 29. Откр. 6; 12–14).
Затем полезно указать, на основании слова Божия, действительные признаки второго пришествия Христа:
1) великая мировая скорбь (Мф. 24; 6–8. 21–22);
2) проповедь Евангелия всему миру (ст. 14);
3) спасение всего Израиля (Римл. 11; 25–26);
4) уменьшение на земле веры и благочестия (Мф. 24; 10–12, 23–24. 1Тим. 4; 1–2. 2Тим. 3; 1–5);
5) явление антихриста (2Фес. 2; 1–12);
Отличие его от лжеучителей (1Иоан. 2; 18–19): а) он – зверь (Откр. 13; 2, 6), которому дана сила великая; б) он – человек греха (2Фес. 2; 3), который будет находиться под воздействием сатаны; в) он будет, «обольщать народы и распространять богохульное учение» (Откр. 13; 5–6); г) будет творить чудеса (2Фес. 2; 9); д) ему будет помогать другой зверь (Откр. 13; 11–18); е) он сядет в храме, выдавая себя за Бога (2Фес. 2; 4); ж) многие поклонятся ему, прельстившись его учением (Откр. 13; 8); з) владычество его продолжится 3 1/2 года (Откр. 11; 3. 12; 6); и) он будет убить духом уст Божиих (2Фес. 2; 8);
6) изменение природы (Мф. 24; 29. Откр. 6; 12–14);
7) явление на небесах знамения Сына Человеческого (Мф. 24; 30);
8) пришествие Сына Божия будет только одно (Евр. 9; 28), поэтому нужно спросить адвентистов, где сказано, что будет еще два пришествия Христа?
Под тысячелетним царством нужно разуметь неопределенный период времени от Рождества Христова до страшного суда, ибо Царство Христово уже есть на земле, (Мф. 3; 2–4; 17. Лук. 9; 2); в то же время сказано, что Царство Христово не от мира сего (Иоан. 19; 36. Рим. 14; 17). Царство Христово это – Его Церковь, где Он обещал пребывать (Мф. 28; 28. 18; 20). Оно вечное (Мф. 16; 18), а не тысячелетнее.
Связать сатану – значить, уничтожить его власть (1Иоан. 3; 8. Иоан. 12; 31. Мф. 10; 1. Лук. 10; 17. Кол. 2; 13–15. 1; 12–13), что уже исполнилось.
Святые царствуют и теперь уже на земле (Лук. 9; 1. 16, 17 и 10; 19. Мф. 10; 6–8. Мар. 16; 17–18. Иоан. 14; 2. Мф. 18; 18. 19; 28).
Относительно учения адвентистов о двух смертях и двух воскресениях нужно объяснить, что существуют два рода смерти: временная, естественная и вечная – за грех, как и две жизни: земная, плотская и небесная, вечная. Равным образом есть и два воскресения: обращение ко Христу, или возрождение в таинстве св. Крещения (Кол. 2; 11–12), а после естественной смерти переход от смерти прямо в жизнь (Иоан. 5; 24. Евр. 12; 22–23).
Второе воскресение это – воскресение с телом для получения вечного воздаяния (Иоан. 5; 25–29. 1Кор. 15; 22–25. 1 Фесс. 4; 13–17).
В заключение беседы следует подробно описать картину страшного суда (Мф. 25; 31–46) и заключить беседу увещанием бодрствовать, чтобы быть готовым дать ответ Господу: Мф. 25; 13.
Протокол № 8
1909 года, 17 октября. Очередное собрание, под председательством херсонского епархиального противосектантского миссионера М. А. Кальнева, было посвящено обсуждению вопроса об иоаннитах. Председательствующий предложил следующий вопрос: иоанниты – сектанты-ли?
Докладчиком выступил священник о. Ф. Кириика, который цитатами из литературных произведений иоаннитов дал утвердительный ответ. Свой ответ докладчик подтвердил нижеследующими выдержками из иоаннитских изданий:
а) «люди простые сердцем называют о. Иоанна богом. Я, по разумению своему, убежден, что люди эти не ошибаются» (см. «К свободе призвал, нас Господь и быть богатыми всем». Часть I. Издан ред. журн. «Кронштадтский Маяк» 1907 г., стр. 5-я).
б) «Св. Ангел, возвещавший о близкой кончине мира и Страшном Суде, грядущем и приближающемся, есть Божественный Святым муж о. Иоанн Кронштадтский. В нем пребывает Господь на престоле славы Своей, а посему он и есть Сам Господь, раскрывший книгу ведения о скорой кончине мира» (см. «Ключ разумения». Часть II. кн. 5-я. Изд. ред. журн. Кронштадтский Маяк», 1908 г., стр. 3–4).
в) «Божественный муж св. Ангела Совета Отча, о. Иоанн Кронштадтский, через св. Таинства принят в единение в одно лицо Господа нашего Иисуса Христа купно со Отцем и Духом Святым он теперь есть Богочеловек» (там же, стр. 27-я).
г) «Отверзение храма» есть открытие сокровенного. «Явление кивота завета его» есть явление Богочеловека. Так как во Святых Таинствах пребывает весь нераздельно Христос, то и Христос, пришед на землю, воплотился в человека – «и явихся кивота завета Его», т. е. завета Господа нашего Иисуса Христа в «храме его». Храм есть Церковь, то и сей человек, «кивот завета», есть священнослужитель алтаря, почему и назван он «кивот завета» Божия. В храме Божием св. алтаря он явился самым приготовленным «кивотом» для Господа, Царя Славы, – и человека сей есть уже Бог, или в нем во плоти Сам Бог – Господь Иисус Христос со Отцем и Духом Святым, т. е. вся Святая Троица. Святой Светлоносный Небесный Ангел совета Отча Отец Иоанн Кронштадтский соединён с Господом нераздельно в одно лицо» («Ключ Разумения» часть VI, кн. 5-я, изд. ред. журн. «Кронштадтский Маяк» 1908 г., стр. 10).
д) «Как мы объяснили в первой книге «XX век и кончина мира», на восьмую тысячу пройдет 430 лет. Рассчитаем: до Рождества Христова было 5508 лет. От Рождества Христова прошло 1907 лет. Сложим 5508 и 1907 и получим 7415. На восьмую тысячу остаток получился 415 лет. Следовательно, до Страшного Суда осталось только 15 лет. Лазарь был воскрешен на 5-й день, рано утром. Сие знаменует, что Общее Воскресение и Страшный Суд будет в начале 5-й сотни на 8-ю тысячу» («Ключ Разумения», ч. VI-я, кн. 5-я, изд. ред. журн. «Кронштадтский Маяк» 1908 г., стр. 51-я)
е) «Конь» – св. человек, Сидящий на нем – Господь; воинство Его – все истинные православные христиане. С Господом и воинством Его восстанет на брань Антихрист и слуги его. Господь победил Антихриста и злое воинство его, людей нечестивых. Господь ввергнул Антихриста и лжепророка, дьявола графа Л. Толстого и всех нечестивых людей в ад – муку вечную» (там же, стр. 46).
ж) «Храм Божий есть святой человек, а посему селение Божие есть Божественный муж, св. небесный Ангел совета Отча, отец Иоанн Кронштадтский... Он будет хулиться от Антихриста и слуг его» (там же, стр. 19-я).
Из вышеприведенных цитат видно, как иоанниты еретически учат о лице о. Иоанна Кронштадтского и о времени второго пришествия Христова.
После обмена мнений, Съезд большинством голосов согласился с доводами докладчика, – что иоаннитское учение о личности о. И Сергиева – еретическое.
Из дальнейших слов докладчика видно было, что кой-какая неясность в литературе иоаннитов о лице о. Иоанна Сергиева в беседах с иоаннитами и их книгоношами, получает точную формулировку: о. Иоанн – Бог, воплотившийся Иисус Христос, Судия мира.
з) В некоторых литературных произведениях иоаннитов, («Ключ Разумения», «Дела недавно минувших дней» и др.) есть намеки на то, что известная Порфирия Киселева – не простая женщина, а Богородица, и что пророки Энох и Илия, а также апостол Иоанн Богослов есть теперь среди людей во плоти определенных личностей. При этом докладчик также добавил, что в разговорах с иоаннитами и их книгоношами ему приходится выслушивать, что Киселева действительно – Богородица, что Илия и Энох это – Пустошкин и Большаков, а старец Назарий это – Иоанн Богослов.
Это сообщение докладчика Съезд принял к сведению.
На второй вопрос, председательствующего: можно ли на основании культа иоаннитов судить, что они – сектанты, докладчик предложил, вниманию Съезда свои наблюдения над культом иоаннитов, предупредив, что в литературе иоаннитской о нём ясных и определенных указаний до настоящего времени еще нет.
Данные же личного наблюдения докладчика нижеследующие:
а) в кантатах, посвященных о. Иоанну, приписываются ему божеские свойства: всеведение, безгрешность и т.д.;
б) употребление в честь о. Иоанна Кронштадтского акафиста, составленного известным Пономарёвым;
в) портреты о. Иоанна, помещаемые рядом с иконами, с воженными пред портретами лампадками; иногда рядом ставится и портрет Порфирии Киселевой;
г) пропагандист иоаннитов А. Чернов предлагал в их собраниях запричастится из чашки с портретом о. Иоанна, убеждая при этом, что в день всеобщего суда это причастие будет служить печатью, по которой о. Иоанн (Бог) узнает своих последователей.
После обмена мыслей, Съезд пришел к тому заключению, что культ иоаннитов с одной стороны, свидетельствует о них, как о сектантах, с другой, – что он еще находится в стадии развития своего.
К мерам борьбы с иоаннитами, рекомендованным Св. Синодом, (определение Св. Синода от 4–11 декабря 1908 г.) Съезд принял предложение прот. о. Иустина Ольшевского о том, чтобы все слова о. Иоанна Кронштадтского, направленные к осуждению и обличению иоаннитов, собрать и издать для распространения в местах иоаннитского движения.
В заключение Съезд признал необходимым выразить сожаление о том, что бывший синодальный миссионер игумен о. Арсений явно выражает симпатию иоаннитству и стал, на защиту того, что осуждено Св. Синодом (см. «Открытое письмо» о. Арсения редактору журнала «Кронштадтский Маяк»), впал в дух гордыни и измыслил пагубную теорию защиты самозваного учительства (смотри там же).
Протокол № 9
1909 г., 18 октября, в 3 часа дня, члены Съезда, собравшись под председательством М. А. Кальнева, приступили чтению протоколов предыдущих заседаний, после чего М. Кальневым был сделан доклад Съезду об отличии адвентизма от сродного ему баптизма в их вероучении и устройстве общин.
Сходясь с баптизмом во всем отрицательном учении, по отношению к православной Церкви, адвентисты седьмого дня, кроме празднования субботы, отличаются от баптистов в следующем:
1) ими признается необходимость преемственности священства, какое, по их словам, они имеют от самих Апостолов через католиков, потом лютеран и наконец – через меноннитов;
2) иерархические и духовные лица у адвентистов следующие: апостолы, избираемые всемирной конференцией, бывающей раз в 4 года, евангелисты, избираемые годовой «полевой» конференцией, пророки, избираемые самим Богом, пресвитеры, учители, диаконы и диаконессы, избираемые общинами;
3) кроме крещения, преломления и брака, о которых адвентисты учат одинаково с баптистами, они признают и елеосвящение;
4) пред преломлением адвентисты седьмого дня непременно совершают обряд омовения ног;
5) само преломление совершается у адвентистов каждую четверть года и на хлебе пресном, на каковом, по их мнению, совершил первое преломление Сам Христос.
Все эти особенности, резко отличая адвентистов от баптистов, служат причиной большой между ними вражды и полемики, чем и должна воспользоваться для своего дела православная наша миссия.
19-го октября утром, после совершаемого в крестовой церкви благодарственного Господа Богу молебна, Съезд объявлен был преосв. Анатолием, епископом елисаветградским, закрытым.
VI
Ещё в конце августа месяца адвентисты седьмого дня подали на имя одесского Градоначальника следующее прошение:
«Его Превосходительству,
Господину Одесскому Градоначальнику
духовного наставника Одесских христиан «Адвентистов седьмого дня» Константина Семеновича Шамкова, жив. в гор. Одессе по Спиридоновской улице, дом № 25
ПРОШЕНИЕ
Честь имею просить Ваше Превосходительство, разрешите в г. Одессе с 14 по 18 октябри сего 1909 года устроить годовое собрание Южно-российских христиан «Адвентистов седьмою дня», для отправления нашего религиозного годового общественного бοгослуженя. Порядок: В течение дней будут проверяться отчеты и обсуждаться нужды общин христиан «Адвентистов седьмого дня», а вечером общественные богослужения, во время которых духовными наставниками христиан «Адвентистов седьмого дня» для духовно-нравственного воспитания членов общества, будут разъяснены следующие важные основы вероучения:
Библия, Ветхий и Новый Завет есть слово Божие, цель первого и второго пришествия Христа и важное значение Библейских пророчеств, в особенности Даниила и Откровения.
Блюстители вышеозначенного порядка: Председатель Южно-Российских христиан «Адвентистов седьмого дня» Даниил Исаак Екатеринославской губернии, Нижнеднепровск, поселок Амур, Александровская улица дом № 25, и проситель вышеизложенного К. С. Шамков. Одесса. Августа 28 дня 1909 года».
14-го Октября был открыт съезд адвентистов, на который прибыли адвентисты из разных сел Херсонской губ., а также «братья» из иных губерний. На съезде обсуждались разные догматические и дисциплинарные вопросы секты, но особенное внимание уделено было вопросам пропаганды и обязанности для всех последователей адвентистов «южного поля» взноса «десятины». Приняв единодушное решение по первым вопросам, члены адвентистского съезда очень серьезно разошлись в последнем вопросе: некоторые из русских стали в оппозицию немцам и вожакам, справедливо видя в десятине не что иное, как новый способ обогащения вожаков на счет простоватых их последователей. Недовольные новым нежелательным налогом, некоторые члены адвентистскаго съезда уехали из него непримиренными противниками «десятины».
Разошлись русские адвентисты с немцами и по вопросу об общих совместных богослужебных собраниях; поводом к чему послужило первое же богослужебное собрание членов съезда: когда немцы и русские запели вместе штундовые «псалмы», получилось не пение, а дикий рев различных пород зверей, смущенные и сконфуженные «братья» постановили поэтому назначить для немцев отдельные дни собраний, что уже и исполняется.
Не забыта была, конечно, съездом адвентистов и пропаганда их учения среди жителей г. Одессы. Они стали усиленно зазывать православных в свое собрание, приглашая их лично на улицах и площадях, начали распространять среди народа отпечатанные призывные афишки, даром раздавать народу своего издания листки и брошюры и т. п. Но все пропагаторские затеи адвентистов оказались совершенно бесплодны, благодаря принятым энергичным пастырско-миссионерским мерам.
Еще за неделю до адвентистскаго съезда духовенством г. Одессы и миссионерами, можно сказать, вся Одесса была ознакомлена с лжеучением адвентистов путем церковных проповедей и публичных миссионерских бесед, чем заранее была сделана, так сказать, предохранительная прививка народу против сектантской заразы.
В достаточной мере были мною ознакомлены с учением адвентистов члены местного кружка ревнителей православия путем специальных с ними бесед. В лице братчиков адвентисты встретили серьезную и непредвиденную ими помеху своей пропаганде: она везде парализовалась братчиками, где только замечалась ими. Мало того, – ревнители проникали в самое собрание съезда адвентистов и вступали с ними в успешные прения, что вызвало, наконец, со стороны сектантов недопущение братчиков, а с ними и других православных, к себе на собрания, а ведь это главными образом и нужно было нам...
В противовес сектантским листкам Свято-Андреевским Братством были распространены в народе в десятках тысяч экземпляров составленные мною ко времени съезда адвентистов направленные против их лжеучения брошюры: а) «Об отмене субботы и почитании воскресного дня», б) «Какой день и почему ты празднуешь»? «Состояние мертвых» и «Когда будет второе пришествие Христа и конец мира»? С помощью братчиков этими брошюрами удалось наделить даже самих членов съезда адвентистов в самом их собрании.
Сильным отвлекающим средством для народа от посещения им адвентистских собраний явились, без сомнения, веденные приезжими и местными миссионерами, начиная с 14-го и по 18-е число включительно, публичные беседы в трех отдаленных один от другого пунктах города: в аудитории Крестовоздвиженской церкви на Пересыпи, в Рождество Богородичной церкви на Слободке-Романовке и в городской аудитории. Народа с каждой беседой прибавлялось все больше и больше, так что последние беседы были очень многолюдны.
Все с понятным нетерпением ждали бесед миссионеров с адвентистами. Но когда ревнители православия, явившись в собрание съезда сектантов, сделали им предложение вступить со мною в публичное собеседование в городской аудитории, вожаки адвентистов после совещания передали мне через братчиков записку с следующим лаконическим ответом: «Смотри Неемии 6; 3». В этом стихе читаем следующее: «Но я послал к ним послов сказать: я занят большим Делом, не могу пойти: дело остановилось-бы, если бы я оставил, его и пошел к вам»... Чтение в аудитории этого лицемерно-малодушного ответа вызвало в народе целую бурю восторга: ведь для всех было очень понятно бессилие защитить свое лжеучение тех, кто по-за углами проповедует его темным и «неутвержденным в вере» людям.
Последняя беседа, веденная мною в городской аудитории 8-го числа, против адвентистов, до 10 душ из которых молча, присутствовали на ней, закончилась могучим пением многочисленного народа молитвы за Царя и троекратного многолетия тому, кто уже не раз, особенно в годину тяжелого испытания для миссии (1905 г.), высказал ей свою любовь и просвещенное благопопечение не только словом, ни и делом – высокопреосвященному Димитрию, архиепископу Херсонскому и Одесскому, приславшему еще в начале съезда из Петербурга следующую ободряющую миссионеров телеграмму: «Призываю благословение Божие на собравшихся миссионеров сразиться с наступающими врагами Церкви».
Желание Архипастыря исполнилось: враги Церкви, не приняв даже сражения, постыдно бежали, ничего не успев в замыслах своих против чад её, ибо встретили в Одессе прочно сорганизованную боевую миссионерскую дружину, проникнутую бодрым желанием всегда и везде стать, когда нужно, на защиту Христовой истины от врагов её.
20-го октября участники съезда выехали к местам нелегкого и беспокойного их служения не только с сознанием исполненного, по мере сил, дела, для которого они съехались, но и с живым чувством христианского настроения и бодрым подъемом духа, явившегося результатом братского свидания, труда и единения, что в данное время особенно необходимо разрозненным работникам тяжелого труда на обширной ниве миссионерского дела.