Источник

Беседа восьмая

Сегодня мы будем говорить, может быть, о самом драматичном событии, которое описано в Книге Бытия. Это событие связано с десятым испытанием, которое претерпел праотец Авраам.

Учитель Церкви Ориген предваряет изучение данной главы словами:

«Откройте уши ваши, вы, которые приблизились к Богу, которые верными Богу себя полагаете, и над словами, что нам зачитаны, поразмыслите всерьез, и о том, каким образом вера верных проверяется… Обращай внимание на детали, что записаны, ибо умеющий глубоко копать найдет в деталях сокровище, и, быть может, там же скрываются неизвестные драгоценные камни таинства»197.

Начинается 22-я глава словами:

«И было, после сих происшествий…» (Быт. 22:1).

Нечто подобное мы находим раньше, в самом начале 15-й главы: «После сих происшествий было…» (Быт. 15:1). Обычно такое выражение встречается, когда речь заходит о чем-то очень значимом. В первом случае, в 15-й главе – это завет благословения Бога Авраама, а во втором – речь идет о самом тяжелом испытании, которое претерпел праотец наш Авраам. То есть не бывает благословения без испытания и испытания без благословения (см.: 1Кор. 10:13)!

«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я» (Быт. 22:1).

Здесь немного непонятно: что значит «Бог искушал Авраама» (Быт. 22:1)? В Соборном послании Иакова сказано: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13). Мы должны придерживаться этой позиции, что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого (Иак. 1:13).

В действительности, те испытания, которые Бог нам посылает, Он посылает не для того, чтобы нас испытать, проэкзаменовать, перепроверить: в глазах Бога мы абсолютно прозрачны. Сказано: «Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его!» (Дан. 13:42).

Цель одна: усовершенствовать человека, которому Бог посылает то или иное испытание. В этом же Соборном послании мы читаем: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12).

Итак, цель вот этих искушений, испытаний – это усовершенствовать человека, именно усовершенствовать. Другой цели со стороны Бога быть не может, ибо Он всегда ищет для нас благо, потому что Сам Он благ. Как и сказано: «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17).

«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я» (Быт. 22:1). Мы видим, с какой поспешностью пророк Божий Авраам отвечает на Божий призыв. Но первая часть этого стиха намного сложнее, чем нам может показаться!

«И было, после сих происшествий…» (Быт. 22:1) – иногда вот эта часть 1-го стиха 22-й главы переводится как: «И было после сих слов, рассказов…» Что имеется в виду?

Дело в том, что 22-я глава тематически не связана с окончанием 21-й. Поэтому вот это выражение: «И было, после сих происшествий…» – абсолютно самостоятельно, и скорее всего, имеются в виду слова: «И было, после сих слов…» Чьи же слова могут иметься в виду? – Диавола!

Если мы с вами откроем Книгу Иова, то прочитаем: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле» (Иов 1:6–10).

Диавол: по-еврейски сатан, то есть «противник», тот, который предлагает что-то совершенно противоположное. И «сатана» – это слово, употребляемое в Библии, означает и политического «противника» (3Цар. 5:4) или даже предателя на войне (1Цар. 29:4), и обвинителя на суде (прокурора) (Пс. 109:6) и оппонента в споре (2Цар. 19:23). Оно означает и Ангела Божия, противостоящего заблудшему пророку (Чис. 22:32).

Но реально: лукавый всегда наговаривает против праведных, против благочестивых, и мы можем предположить, что в случае с Авраамом не было исключения, потому что сатана – именно тот противостоящий, который стремится оклеветать праведных в глазах Бога.

И то или иное испытание, которое посылается от Бога, посылается и для того, чтобы преодолеть наговоры лукавого, те нашептывания диавола, которые могут переживать праведные, благочестивые люди, даже такие, как Авраам.

«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:1–2).

Мы с вами помним, как долго молился Авраам, чтобы у него появился сын. И когда Господь говорит об этом необходимом жертвоприношении, Господь не называет сразу имя Исаака, Он сначала говорит как бы поэтапно: «Возьми сына твоего» (Быт. 22:2), – здесь не говорится, какого, «единственного твоего» (Быт. 22:2), – у Авраама было два сына: Измаил и Исаак, «которого ты любишь» (Быт. 22:2), – Авраам любил и Измаила, и Исаака…

«Что на это скажешь, Авраам? Какие мысли рождаются в твоем сердце? Донесся голос Бога, взвешивающего и испытывающего твою веру. Что об этом говоришь? что думаешь? что переоцениваешь? Не о том ли думаешь, не переживаешь ли в сердце твоем, что раз в Исааке дано мне обетование, и его же я должен представить ко всесожжению, остается или нет в силе обетование?. Или, скорее, ты думаешь и произносишь, что невозможно солгать Тому, Кто принес обетование, и что, что бы ни случилось, обетование будет исполнено? Воистину я, как наименьший, не могу ни мыслей великого патриарха постичь, ни познать гласа Божия…»198.

И только потом Господь говорит: «которого ты любишь, Исаака» (Быт. 22:2). То есть того самого Исаака, в котором были все надежды Авраама на Божественное обетование, которое через Исаака должно было исполниться! И теперь все надежды рушатся! Измаил же – он покинул Авраама. Правда, на этот момент мы можем предположить, что он вернулся. Но эти слова! В них столько напряжения! «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:2).

Вот эта множественная неопределенность: «на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:2), есть указание на то, что речь пойдет не только о горе Мориа (храмовой горе), но и о горе Голгофа.

Что такое земля Мориа? Что такое гора Мориа, на которой должно быть совершено это жертвоприношение? Во Второй книге Паралипоменон мы находим такие слова: «Начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина» (2Пар. 3:1).

Итак, гора Мориа – это та самая гора, на которой Соломон построит первый Иерусалимский храм. Это та самая гора, на которой будет построен второй Иерусалимский храм, в котором двенадцатилетний Господь наш Иисус Христос будет наставлять старцев. И на вопрос Девы Марии и Иосифа: «Чадо! что Ты сделал с нами?» ответит: «… Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему…» (Лк. 2:48–49). Это очень знаковое место! И Аврааму предлагается именно на горе Мориа совершить жертвоприношение.

«Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди…» (Быт. 22:2).

Вот в этом выражении: «и пойди» (Быт. 22:2) мы опять сталкиваемся с тем словосочетанием, которые мы находим в начале 12-й главы: «Лех-леха» – «иди себе». Куда идти? В землю Мориа! Земля Мориа – это достаточно абстрактное понятие, здесь про гору Мориа Господь еще не ведет речь. То есть Авраам этим Божиим призывом как бы отбрасывается к той ситуации, в которой мы впервые встречаем его в Библии, когда Бог говорит ему: «пойди… и иди (Лех-леха)» (Быт. 12:1). Куда идти-то? Зачем идти? Почему?

Таким образом, в этих словах: «и пойди» (Быт. 22:2) Писание показывает нам, что Авраам как бы потерял все, что приобрел. Вот это смущение, которое завладело им, как будто вытеснило весь тот опыт, который имел этот человек к тому времени. В том числе – и опыт богообщения. все как бы начинается сначала. Ведь вся предшествующая его жизнь, начиная с 75-ти лет, когда впервые он услышал эти слова: «Лех-леха», перечеркнута, все начинается заново.

Ведь он жил ради того, чтобы родился Исаак, сын обетования! Великие чудеса совершал Бог, Бог хранил его ради того, чтобы был наследник, от которого должен произойти Мессия – Христос Спаситель. И вдруг – все сначала! «пойди… и иди» в землю Мориа…

Что означает это слово – מֹּרִיָּה «мориа»? Есть однокоренное еврейское слово «мора», которое означает «страх», «трепет», имеется в виду страх человеческий, паника, ужас, который в случае с Авраамом должен смениться י-ר-א-ת ирет – страхом Божием, богобоязненностью.

Но, с другой стороны, это слово «мориа» однокоренное и со словом «миро» – то самое миро благовонное, которое входило в состав ладана, изготовляемого в Иерусалимском храме (Исх. 37:29), без которого не совершалось каждение священниками в первом Иерусалимском храме и во втором Иерусалимском храме. И этим предполагаемым жертвоприношением Авраам должен начать традицию совершения священных ритуалов на этом месте. И не просто начать, но продолжить эту традицию – об этом мы будем говорить чуть ниже.

С другой стороны, есть еще одно однокоренное слово – «море», которое означает «учение». Собственного говоря, תּוֹרָה Тора – это тоже «море», «учение», Пятикнижие Моисея. Причем «море» (учение), равно как и слово «Тора», правильнее перевести как «просвещение», ибо главный корень этих слов אוֹר «ор», то есть «свет».

То есть тот храм, который будет на этой горе, и первый, и второй – это будет не просто место, где будут воскурять фимиам перед Господом, где будут испытывать страх Божий от осознания присутствия Бога. Когда во дни Соломона освящали первый Иерусалимский храм, то Господь наполнил его Своим присутствием так, что какое-то время люди не могли туда войти. Но это будет и Дом, где будут изучать слово Божие. Сказано: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он им путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» (Ис. 2:3).

Это – особое место, а Авраам должен не только намаливать подобные места – как мы с вами убедились…

Даже последняя стоянка, о которой мы говорили (Быт. 20:1): «между Кадесом и между Суром», связана не только с тем, что в земле Герарской будет Исаак, будет Давид, когда он притворно перейдет на сторону филистимлян, но прежде всего место между Кадесом и Суром – это то самое место, куда пришли еврейские разведчики и потом сказали своим, что в земле, куда идут израильтяне, – очень высокие люди, как великаны (Чис. 13:34). И народ так испугался, что отказался туда идти. Из-за этого было Божие наказание – они сорок лет потом ходили по пустыне. Вот это – главная причина, стоянки Авраама между Кадесом и Суром.

Итак, земля Мориа – это будущий Иерусалим. Потому что те из вас, кто был в Иерусалиме, видели Храмовую гору – она находится в центре Иерусалима, гора Мориа.

И вот Авраам должен туда идти. И не просто намаливать это место. Он должен, как Господь сказал, на одной из гор, «о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:2), принести во всесожжение своего сына.

И мы видим готовность Авраама исполнить волю Божию. Когда он услышал призыв, он сказал: «Вот я» (Быт. 22:1). И далее мы читаем:

«Авраам встал рано утром, – вы видите, как этот праведный поступает! – оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог» (Быт. 22:3).

«Авраам встал рано утром (поскольку в тексте прибавлено рано, вероятно стремление показать, что начало света сияло в его сердце), оседлал осла своего, наколол дров, взял с собой сына (Быт. 22:3). Не мешкает, не раздумывает, не имеет с кем-либо из людей совета, но сразу выступает в дорогу. И пришел на то место, о котором сказал ему Бог, на третий день. Выпущу сейчас из рассмотрения, какое таинство содержат слова третий день, и попытаюсь постичь мудрость и замысел Искушавшего. Итак, поблизости не было ни горы, хотя всему предстояло свершиться в горах, и в течение всех трех дней непрестанными тревогами раздирается сердце отца, и на протяжении всего пути отец смотрит на сына, разделяет с ним пищу, укачивает его в объятьях каждую ночь, прижимает к груди, лелеет в своем сердце. Посмотри, насколько усиливается искушение»199.

Авраам встает раньше всех. Сказано, что он «оседлал осла своего» (Быт. 22:3), и только потом говорится, что «взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения» (Быт. 22:3), – опять же сам – «и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог» (Быт. 22:3).

Сколько лет тогда было Исааку? Дело в том, что 22-я глава не связана с 21-й главой. Она, скорее, связана с 23-й, в которой говорится о смерти Сарры: «Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной; и умерла Сарра…» (Быт. 23:1–2). Иными словами, Писание подсказывает нам, почему умерла Сарра: она узнала о том, какому риску был подвергнут Исаак, и она не перенесла такого переживания, впрочем, не все святые отцы разделяют эту точку зрения. Она умирает в 127 лет – кстати, это единственная женщина, чья дата смерти указывается в Священном Писании, ибо указанное число имеет символический смысл. Итак, это значит, что Исааку на тот момент, когда Авраам решил принести его в жертву, было 37 лет. Очень часто на картинках изображают Авраама, как он маленького мальчика пытается принести в жертву. Но Исаак был не маленький мальчик, ему было 37 лет!

Авраам взял с собой двух отроков. Не надо думать, что отрок – это отрок в теперешнем понимании, такой мальчик-тинэйджер, ребенок. Отрок – это, прежде всего, слуга, и это тот, который не создал еще свою семью. И мы можем предположить, что двое отроков – это самые близкие к Аврааму люди. Это Измаил, которому на тот момент было 50 лет, и Елиезер, который был значительно старше Измаила. То есть самые близкие люди. Возможно, что Измаил присоединился к этому походу между первой и второй женитьбой. В прошлый раз мы с вами вспоминали, что по древнему преданию первую жену Измаил прогнал, потому что Авраам не нашел в ней добродетелей.

«Авраам встал рано утром… и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог» (Быт. 22:3).

Надо заметить, что это место находилось не так далеко от Авраама, однако мы увидим, что Авраам три дня добирается до этого места. Почему три дня?

Прежде чем мы ответим на этот вопрос, давайте попытаемся понять, зачем Авраам наколол дрова? Авраам воспринимает это испытание как величайшее искушение, и он хочет быть усовершенствованным человеком. И он берет эти дрова, наколол их, потому что если он придет на место и там не найдет дров, то, казалось бы, это будет оправдание:

«А там дров нет, Господи!..» И Авраам не оставляет себе надежды, что там не будет дров! Он наколол дрова сам, он берет их с собой с этими отроками вместе, чтобы не искать для себя извинения, «почему я не выполнил это послушание Бога».

Очень часто, когда нам дают какое-то послушание, мы ищем для себя извинения: «А вот там кого-то не оказалось! А вот там не было свечей! Там не было лампадного масла!..» Или что-то еще. Авраам не оставляет для себя даже намека на отступление: он наколол дрова! Потому что, действительно, он может оказаться в такой пустыне, в таком пустынном месте, где не будет никаких дров! И он заранее готовится к тому, чтобы выполнить поручение Божие.

«На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека» (Быт. 22:4).

Дойти до этого места Авраам мог и за один день. Но он идет три дня, потому что борение происходит в его душе. Эти три дня означают, что было время обдумать все. И это жертвоприношение совершается не спонтанно: услышал голос Божий, побежал… Нет! Он три дня проводит с Исааком, с двумя отроками – они идут, они не спешат. В действительности, чтобы так медленно идти, им, возможно, пришлось нарезать даже какие-то круги. То есть они шли не совсем по прямой.

Но есть и аллегорическое прочтение данного стиха.

«Тем, что Авраам прибыл к месту жертвоприношения на третий день, явлено таинство Троицы. В книгах Священного Писания можно часто обнаружить, что третий день следует воспринимать в смысле обетования или таинства Троицы. В Исходе говорится: «мы пойдем в пустыню, на три дня пути» (Исх. 8:27). И по прибытии на гору Синай народу говорится: «будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам» (Исх. 19:15). И когда Иисус готовился перейти Иордан, он повелел народу быть готовым на третий день (Нав. 1:11). Наконец, Господь наш воскрес на третий день. Мы вспомнили это все потому, что благословенный Авраам на третий день пришел к тому месту, которое ему указал Господь»200.

«На третий день Авраам возвел очи свои» (Быт. 22:4). Вот это выражение: «возвел очи свои» (Быт. 22:4) – означает в Библии, что начал молиться. Он хочет выйти из этого искушения, из этого лабиринта, из искушения не исполнить волю Бога так, как того требует Бог. И когда Авраам начал молиться, он «увидел то место издалека» (Быт. 22:4). Как он мог увидеть именно это место? Скорее всего, было знамение: может быть, облако сияющее появилось над этим местом, оно как-то было обозначено. Это был ответ на его молитвы.

«И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (Быт. 22:5).

Как пророк Божий Авраам говорит правду. Он говорит: «Я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (Быт. 22:5). Хотя как человек он не понимает, как это может произойти, ведь он идет, чтобы заколоть сына, принести его во всесожжение. Как человек – он не понимает, как они могут вернуться вдвоем, но как пророк он говорит именно так: «Я и сын… возвратимся к вам» (Быт. 22:5).

Есть что-то знаменательное в этом 5-м стихе, когда Авраам говорит предполагаемому Измаилу и предполагаемому Елиезеру: «Останьтесь вы здесь с ослом» (Быт. 22:5). Что могут означать эти слова? Они означают, что их духовный уровень не был таким, как у него и как у Исаака. «Останьтесь вы здесь с ослом» (Быт. 22:5) – то есть, у подножия будущего Иерусалима, будущей святой горы, где будет Храм – первый Иерусалимский храм, второй Иерусалимский Храм. Что значит: «останьтесь вы здесь с ослом» (Быт. 22:5)? – «Со своими животными инстинктами вы не можете взойти на эту святую гору! Со своим, если хотите, ослиным упрямством во грехах вы не сможете взойти, возвыситься до такой формы богообщения, какая открывается». Ведь Измаил пророчески уже и был назван диким ослом (Быт. 16:12).

В истории о жертвоприношении Исаака возникает вопрос: кто стоял на более высоком духовном уровне: Исаак или Авраам? Авраам или Исаак? Конечно, Исаак уже понимает, что происходит. Он сейчас как бы перепроверит эти свои мысли, но он уже догадывается. И если Авраам идет принести в жертву Исаака – задумайтесь! – Исаак идет, чтобы стать этой жертвой! Поэтому трудно говорить, кто из них находится на более высоком духовном уровне.

«И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе» (Быт. 22:6).

Вот это выражение: «и пошли оба вместе» (Быт. 22:6) встречается и в конце 8-го стиха: «и шли далее оба вместе» (Быт. 22:8). И здесь очень часто чередуются слова: «отец – сын», «сын – отец». Кого символизирует Исаак, который несет дрова на своих плечах, древо, чтобы стать жертвой? Он символизирует Иисуса Христа нашего Господа. В этот момент Исаак является иконой Иисуса Христа, Который проходит скорбный, крестный путь.

«И в том, что Исаак сам нес дрова для своего жертвоприношения, видится также прообраз нашего Господа Христа – Он Сам нес крест к месту Своего распятия. Относительно этого таинства многое было возвещено пророками: «владычество на раменах Его» (Ис. 9:6). Тогда владычество Христа было на раменах Его, когда Он непостигаемо смиренно нес Свой крест. Крест Христа подобающим образом означает владычество: им и диавол повержен, им и весь мир призван к познанию и милости Христа. Наконец, и апостол, говоря о страстях Господних, замечает: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени. Мы сказали об этом, братья, чтобы любовь ваша знала, что владычество Христа, о котором написано: «владычество на раменах Его» (Ис. 9:6), есть не что иное, как Его крест. По этой причине это чтение произносится на Пасху, когда истинного Исаака, прообразом Которого явился сын Авраама, распинают на кресте за род человеческий»201.

«И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» (Быт. 22:6–7).

Здесь Исаак явно перепроверяет свои подозрения.

«Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе» (Быт. 22:8).

Вот эти слова: «Бог усмотрит Себе агнца» (Быт. 22:8) – это Евангелие или пророчество об Иисусе Христе! Бог Отец усмотрел Себе Агнца, когда «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (в жертву, – О. С.)), дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

«Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения» (Быт. 22:7–8) – вот эти пророческие диалоги свидетельствуют об уровне этих людей! Исаак проявляет величайшее предвидение! И опять этот повтор: «И шли далее оба вместе» (Быт. 22:8) – это свидетельство того, что уровень отца и сына был одинаков. И может быть, уровень Исаака был даже выше уровня Авраама, потому что Авраам идет принести жертву, а Исаак идет, чтобы стать этой жертвой.

«Меня трогает ответ Авраама, достаточно точный и осторожный. Не знаю, что видел он в духе, поскольку не о настоящем, а о будущем говорит. Бог Сам усмотрит Себе агнца для всесожжения (Быт. 22:8): о будущем ответил он сыну, вопрошавшему о настоящем. Сам, поскольку «Бог усмотрит Себе агнца» (Быт. 22:8) для всесожжения во Христе, и оттого «Премудрость сама построила себе дом» (Прит. 9:1) и «смирил Сам Себя, даже до смерти» (Флп. 2:8). И во всем, что бы ты ни читал о Христе, найдешь, что это совершается не по необходимости, но по Его воле»202.

«И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров» (Быт. 22:9).

«Многие из вас, слушающих эти слова, являются отцами в Церкви Божией. Найдется ли среди вас кто-либо, кто из простого пересказа этой истории такое постоянство, такую крепость духа себе приобретает, что, потеряв сына для смерти, которая едина для всех и предназначается всякому, даже сына единственного, любимого, он был бы в состоянии в Аврааме найти для себя пример и величие духа его имел бы перед глазами? В самом деле, от тебя не требуется такого величия духа, чтобы ты сам связал своего сына, сам приготовил меч, сам заклал – все эти поступки от тебя не требуются. Будь же сознательно верен цели, тверд в вере и с легким сердцем…»203.

Вот эти слова: «устроил там Авраам жертвенник» (Быт. 22:9) правильнее понимать, как «восстановил там жертвенник». Слово «там» правильнее читать: «там же». То есть на этом месте до него, до Авраама, уже совершались жертвоприношения. Конечно, и Ной совершал здесь жертвоприношения, и Сим, и Евер – те, которые принадлежали к праведной линии, были благочестивыми и праведными людьми. Авраам как бы восстанавливает жертвенник, и служение там теперь не прекратится. Здесь мы увидим через несколько десятков лет Иакова, который будет на этом же месте и почтит его как святое (см.: Быт. 28:18).

Иосиф Флавий пишет:

«Исаак спокойно выслушал эти слова (потому что при таком отце он сам по необходимости должен был отличаться благородством характера) и, сказав, что его рождение было бы незаконным, если бы он вздумал уклоняться от исполнения решения Господа Бога и отца своего и не предоставил бы себя охотно в распоряжение их обоих, тем более что было бы уже беззаконием не послушаться отца, хотя бы он один только решил совершить это жертвоприношение, взошел на алтарь, готовясь быть принесенным в жертву»204.

В действительности мы в тексте не находим, где Бог говорит об этом месте: вот конкретно гора Мориа. Это свидетельствует о том, что Бог ведет непрерывный внутренний диалог с Авраамом посредством слов, образов и видений. Авраам – истинный пророк Бога, и он пребывает в богообщении.

Он связывает Исаака, и что мы видим? В конце Книги Бытия люди клянутся страхом отца своего Исаака (Быт. 31:53). Сказано: «Иаков поклялся страхом отца своего Исаака» (Быт. 31:53). Почему они не клянутся послушанием Авраама? Почему они клянутся страхом Исаака?

Потому что Исаак, которого связали и положили на жертвенные дрова, в этот момент не думал о смерти, он не думал о жертвенном каменном ноже, он не думал об огне, который был в руках Авраама. Он боялся в этот момент ослушаться отца своего! Вот что такое «страх Исаака». Этот страх приводит нас в священный трепет, когда мы говорим о нем. Он боялся в этот момент не смерти, он боялся ослушаться своего отца и нарушить Божию заповедь: «Почитай отца твоего…» (Исх. 20:12)!

Вот почему страх его священный. И потом люди клялись страхом Исаака. Это не паника в человеческом понимании этого слова, это именно богобоязненность (страх Божий)!

Ведь в действительности здесь в лице Исаака приносится в жертву весь еврейский народ. Если Исаак сейчас будет убит – ни один еврей не появится на земле! Весь народ, включая пророков Божиих, псалмопевца Давида, предка по плоти Господа нашего Иисуса Христа, Деву Марию и двенадцать апостолов, положено в этом Исааке на жертвенные дрова, и нож поднят уже! И страх, священный страх Исаака, который он испытывал в этот момент – это очень трагическое событие, о котором мы читаем!

«И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт. 22:10).

И всех его возможных потомков.

«Отеческой рукой он обнажил нож над сыном и, сокрушенный отеческой любовью, трепетал, как бы не пропала казнь, удар не пришелся бы мимо и десница не утратила бы силы. Он испытывал чувство любви, но не отступил от обетования и спешил явить покорность, даже когда услышал прорицание»205.

«Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам!» (Быт. 22:11)

Я как-то вам уже объяснял, что повторение имени свидетельствует об особом Божием отношении: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4; 22:7; 26:14). Или: «Самуил, Самуил!» (1Цар. 3:10), когда Бог призывал пророка, отрока, служившего Ему при Илии. Или, например, из середины горящего куста: «Моисей! Моисей!» (Исх. 3:4).

«Но Ангел Господень воззвал к нему с неба» (Быт. 22:11) – почему Ангел? Почему не просто сказано: «Господь воззвал»? Подчеркивается стремительность, потому что Ангел – это именно стремительное исполнение Божьего поручения. Любой Ангел – это и есть Божие поручение! Здесь и намек, что Авраам совершает служение выше ангельского, и Ангелы как бы прислуживают ему.

«Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я» (Быт. 22:11).

Уже рука должна была идти вниз! И опять мы видим ту же готовность. Когда Авраам услышал Божий призыв, он сказал: «вот я» (Быт. 22:11)! – мы читали в начале этой главы. И здесь, когда уже наступает трагическая развязка, и Ангел его останавливает, Авраам опять произносит эти слова: «вот я», этот удивительный Божий человек!

Вы помните, как на третий день после обрезания он бегал вокруг своего шатра, как он побежал к стадам, как он вернулся, как он побежал к слугам, давая им поручения? Это удивительный, стремительный, как ангел, человек!

Почему здесь сказано, что Ангел воззвал с неба? – зададим снова этот вопрос. Этим самым показывается святость Авраама, его духовное качество – они удалились от этих «ослов», оставленных внизу, от этого примитивного образа жизни, они (Авраам и Исаак) поднялись и уже как бы достигли Неба. Потому что, если с самого неба приходит какой-то голос, он должен быть очень громким, чтобы его услышать. Этим просто показывается их уровень, уровень этих удивительных людей, отца и сына. Авраам говорит: «вот я», он это говорит и за себя, и за сына, и эти слова правильнее понять: вот мы, Господи.

«Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои…» (Быт. 22:12–13)

Авраам начинает молиться. О чем же молится Авраам? Он хочет исполнить волю Бога, он не знает, как ее исполнить так, чтобы исполнилось и пророчество, что они вернутся вдвоем назад.

«И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится» (Быт. 22:13–14).

«И возвел Авраам очи свои» (Быт. 22:13) – то есть начал молиться, «и увидел» (Быт. 22:13) – получил ответ на свою молитву.

Словосочетание «Иегова-ире» (Быт. 22:14) означает: «Господь усмотрит». Имеется в виду: «Господь выберет себе это место». И здесь будет проповедовать Сын Божий, Агнец Божий будет свидетельствовать об истинах Божьего закона! Это особое место, оно будет наполнено небожителями – не один Ангел, много Ангелов! Сказано: «Лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт. 28:12).

«На всех стенах храма кругом были сделаны» потом «резные изображения Херувимов», чтобы люди понимали, что это за место, «на всех стенах храма кругом» (3Цар. 6:29). У нас даже, у православных христиан, в храме нет столько изображений, сколько было в Иерусалимском Храме!

В то же время, эти слова: «Иегова-ире» (Быт. 22:14) (а правильнее будет: «Ягве-ире») означают, что Господь усмотрит того Агнца, жертва Которого будет принесена за весь род человеческий. Этот Агнец – Господь наш Иисус Христос. И вы знаете, что когда Иоанн Креститель увидел Сына Божьего, он воскликнул: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

Жалел ли Авраам своего сына? Конечно, да! Бог Отец – любит ли Он Своего Сына? Да! Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца, и сама Любовь, объединяющая Отца и Сына, имеет Жизнь сама в себе – это Дух Святой, как учит Августин Блаженный и Григорий Двоеслов.

Но сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). То есть все эти события, связанные с Авраамом и Исааком и даже с этими двумя отроками, возможным Измаилом и возможным Елиезером – это символические действия, раскрывающие суть событий, которые произойдут значительно позже и будут связаны с Богом Отцом и Богом Сыном. И с той жертвой, которая была принесена у подножия горы, там, где с ослом остались эти два отрока, ибо Голгофа – за холмом Иерусалимским, за стенами города, там, где остались с ослом (это очень символическое выражение). Ибо Христос пришел умереть не за праведных, а за грешных.

Он пришел в этот мир, чтобы умереть за стенами Иерусалима, «вне стана» и «дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» (Евр. 13:11–12). То есть умер за людей, которые находятся на таком низком животном уровне, там, где с ослиным упрямством совершается грех. Осел в Писании – это символ сверхпохотливости, особенно в пророческих текстах. Но и это животное, это «начало дикости» Сын Божий укротит, оседлает, то есть внесет в план Своего домостроительства Благодати. Сказано: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

«Ягве-ире» – Господь усмотрит. То есть будет тот Агнец! С другой стороны, «Ягве-ире» означает, что всякого, кто будет молиться в первом храме, во втором храме – Господь усмотрит, Он услышит его молитву. Увидит, узрит Он с горы Мориа и гору Голгофу…

«И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится» (Быт. 22:14). То есть – «на Божией горе». Как важно взойти на эту гору! Это очень важно, это важнее всего, что мы делаем в нашей жизни. Конечно, самостоятельно мы не можем возвыситься до богообщения. И Бог становится человеком и спускается к нам, потому что видит нашу неспособность возвыситься самостоятельно до богообщения. Он спускается даже во ад, Он готов войти в ад твоей и моей души, погрязшей в грехах, и облистать сиянием Божества ад наших грешных душ.

«И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба…» (Быт. 22:15).

Опять это выражение: «с неба» (Быт. 22:15) – это не пространственная какая-то подсказка, а раскрытие духовного совершенства Авраама возвысившегося до вершин богообщения.

«Чуткого и сосредоточенного слушателя требуют эти слова, ведь есть новое в сказанном: «И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба» (Быт. 22:15). Однако то, что добавляется, само по себе не ново. «Я благословляя благословлю тебя» уже было сказано ранее; и «умножая умножу семя твое» уже было сказано в обетовании; и «как звезды небесные и как песок на берегу моря» уже произносилось прежде (См. Быт. 12:2; 13:16). В чем же состоит дополнение в словах, во второй раз раздающихся с неба? Какое новое слово прибавлено к прежним обетованиям? Какая еще награда дана в сказанном: «так как ты сделал сие дело» (Быт. 22:16), то есть потому что ты не пожалел сына твоего единственного. Ничего дополнительного не вижу, то же самое повторено, что и прежде содержалось в обетованиях. Не покажется ли излишним то же самое несколько раз повторять? Только необходимым. Ведь в таинствах происходит все, чему быть. Если бы Авраам только «по плоти» жил, и одному только народу, который он породил «по плоти», приходился отцом (Гал. 4:29), то достаточно было бы одного обетования. То есть, чтобы показать в тот момент, что он отец тех, которые обрезываются по плоти, обетование, распространяющееся на людей обрезания, и дано ему в момент обрезания. Но затем, уже как отцу тех, которые «по вере» (Гал. 3:9) и через страсти Христовы вступают в наследство, обетование народу, спасенному страданием и воскресением Христа, обновлено во время не меньшего страдания Исаака. Повторяется то же самое по наружности, но в глубине различное. Ведь то, что раньше сказано и на первый народ распространяется… Но когда вновь повторяется обетование, обозначено, что воззвал «с неба»… Это обетование, распространяющееся на верный народ, от неба (то есть на христиан, – О. С.), а то – от земли (то есть на иудеев, – О. С.206.

«…и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих» (Быт. 22:15–17).

«Итак, присоединимся к его благословению и посмотрим, каковы пути благословения. Подумаем о том, что было от начала. Из-за чего благословлен был наш отец Авраам – разве не из-за того, что он верой исполнил праведность и истину? И Исаак, с упованием смотря в будущее, радостно шел на заклание»207.

Здесь даются два разных образа: «как звезды небесные и как песок на берегу моря» (Быт. 22:17). Почему эти два образа? Я уже объяснял, Бог как бы говорит: «Я буду благословлять твоих потомков. Будут ли жить они праведно и благочестиво, и сиять, как звезды на небе, или же они будут грешниками, как прах земной, попираемый ногами, как песок, который попирается ногами на берегу моря – Я все равно буду заботиться о них!»

Вот почему здесь два таких образа: звезды небесные и песок на берегу моря. Сказано: «Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами – неправду их; милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих» (Пс. 88:31–35).

«И овладеет семя твое городами врагов своих» (Быт. 22:17). Здесь правильно прочитать этот текст так: «И овладеет семя твое вратами врагов твоих», ибо овладеть городом можно через его (города) ворота. Что значит «вратами»? Врата каждого города – это то место, где совершался суд. И не только у древних израильтян, но и у язычников. «Овладеть вратами» – это значит поменять всю судебную систему.

Помните, про Лота сказано, что он сидел у врат? – он был судья в Содоме, поэтому он сидел у городских врат. Жители Содома боялись Авраама, они слышали о нем очень много. Поэтому его племянника уважили такой должностью. «И овладеет семя твое городами врагов своих» (Быт. 22:17), – то есть они изменят судебную систему и будут судить людей по Божьему закону. Не по человеческим кодексам, гражданским, уголовным, не по каким-то там конституциям, а именно руководствуясь законом Божиим.

Но есть и аллегорическое прочтение этого текста:

«Но что пользы мне в том, что семя Авраамово, «которое есть Христос» (Гал. 3:16), будет «владеть городами врагов своих» как наследством, а моим городом владеть не будет; если в моем городе, то есть в моей душе, которая есть «город великого Царя» (Ср. Пс. 47:3; Мф. 5:35), ни законы Его, ни обычаи соблюдаться не будут? Что хорошего мне в том, что Он покорил весь мир и владеет городами врагов Своих, если Он не победит врагов Своих во мне, если не разрушит «в членах моих иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного?» (Рим. 7:23). Давайте, следовательно, каждый из нас делать достаточно, чтобы и в твоей душе и в твоем теле побеждал Христос врагов Своих и, подчиняя их и празднуя победу над ними, также и градом души твоей владел»208.

Мы, христиане – хорошие граждане своей страны, и мы стремимся исполнять светские законы усердно. Но только в той части, где они не противоречат законам Божиим! А там, где светские законы входят в противоречие с законами Бога, мы говорим подобно апостолам: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19).

И в Социальной концепции Русской Православной Церкви Московского Патриархата эта позиция отражена: «Церковь оставляет за собой право не соглашаться с теми законами, которые считаются антихристианскими или противоречащими христианским нормам морали и нравственности». Овладеть вратами русских городов – это значит воцерковить свой народ, чтобы люди руководствовались заповедями Создателя, подчинялись воле Его.

Следовательно, известные слова: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18) должны быть истолкованы следующим образом: «врата ада» (Мф. 16:18) – те обвинения, которые на нас возводит диавол перед Богом, клеветы и наветы. Но они не смогут изменить отношение Господа к нам. Сказано: «И вас, которые были мертвы во грехах… оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору…» (Кол. 2:13–15).

То есть то судебное разбирательство, которое по поводу наших преступлений и грехов учинил сатана, весь этот диавольский компромат, собранный на нас, Христос разорил и «пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей» (Кол. 2:14–15). Это и означает, что «врата ада не одолеют» (Мф. 16:18) Церковь.

И еще сказано: «Ты имеешь власть жизни и смерти и низводишь до врат ада и возводишь» (Прем. 16:13). То есть Господь Бог попускает диаволу начать судебный процесс против нас – с тем, чтобы его разорить, а нас возвысить над обвинениями лукавого! Сказано: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их» (Рим. 8:33).

Далее сказано:

«И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:18).

Здесь Господь как бы говорит: «Да, от твоего семени произойдет Мессия, Который принесет благословение всем народам, всем племенам, ибо через Него люди познают Заповедь Божию».

«И семени его что пообещал? – И благословятся в семени твоем все народы… Христос – семя его, поскольку от Авраама произошел Исаак, от Исаака Иаков, от Иакова двенадцать сыновей, от этих двенадцати народ иудейский, от народа иудейского Дева Мария, от Девы Марии Господь наш Иисус Христос. И то, что обещано было Аврааму, мы находим исполнившимся среди нас. И благословятся в семени твоем, – говорит, – все народы (Быт. 22:18). Поверил в это прежде, чем что-либо увидел…»209;

«Со всем смирением, мы тоже относимся к потомкам, о которых сказано, что для него и потомков это будет вечным законом из поколения в поколение. Мы не рождены от Аарона, но поверили в Того, в Кого поверил и Аарон так же, как святые века того, и о Ком было обетовано Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные»210;

«Бог требует веры, а не смерти. Он жаждет обета, а не крови. Он умилостивляется доброй волей, а не убийством. Бог доказал это, когда потребовал у Авраама в жертву сына. Ведь что иное мог Авраам принести в жертву в сыне, кроме своего тела? И что иное было нужно Богу от отца, кроме веры, тогда как Он повелел, чтобы сын был принесен в жертву, но не допустил ему быть убитым?»211

«И возвратился Авраам к отрокам своим» (Быт. 22:19).

Они нисходят с этой горы, где, казалось бы, небо преклонилось, и голос Бога был слышен.

«И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии» (Быт. 22:19).

«И жил Авраам в Вирсавии» (Быт. 22:19) означает, что до этого момента он жил в Вирсавии, и потом опять вернулся в Вирсавию, откуда он ушел. А от Вирсавии до горы Мориа день пути, очень близко, даже меньше, чем день. Но тогда он три дня шел, он боролся с теми помыслами, которые одолевали его. И только когда он возвел очи, то есть молитвенно обратился к Богу, помощь пришла, Господь его укрепил, чтобы он выполнил волю Бога.

«И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии» (Быт. 22:18). Тут правильно, наверное, было бы перевести: «И жил тогда Авраам в Вирсавии».

«После сих происшествий Аврааму возвестили, сказав: вот, и Милка родила Нахору, брату твоему, сынов: Уца, первенца его, Вуза, брата сему, Кемуила, отца Арамова, Кеседа, Хазо, Пилдаша, Идлафа и Вафуила; от Вафуила родилась Ревекка. Восьмерых сих [сынов] родила Милка Нахору, брату Авраамову; и наложница его, именем Реума, также родила Теваха, Гахама, Тахаша и Мааху» (Быт. 22:20–24).

Почему здесь, сразу после такого трагического описания, идет вот эта информация? Исааку – 37 лет, Исааку пора жениться. Авраам это понимает. Конечно, это переживание на горе Мориа останется с Авраамом до конца его земных дней, и он спешит увидеть потомство Исаака, которого он чуть было не потерял.

Следовательно, все это перечисление имен дается ради одного стиха: «…от Вафуила родилась Ревекка…» (Быт. 22:23)

Сарра не перенесла этого переживания – она умирает. И тематически 22-я глава связана с 23-й, где сразу говорится о смерти Сарры, которая, скорее всего, просто не перенесла весть о том, что происходило.

Авраам понимает, что сына надо женить. Он очень серьезно отнесется к выбору невесты, и вот эти перечисленные имена – свидетельства о том, что Авраам как бы просмотрит все линии и выберет именно ту невесту, которая должна стать женой для Исаака. Конечно, Авраам будет понимать, что это необходимо сделать: он хочет до своей смерти увидеть продолжение своего рода, исполнение тех обетований, которые были получены от Бога.

Итак, сегодня мы с вами беседовали о жертвоприношении Исаака. И как я сказал, в лице Исаака на горе Мориа в жертву должен был быть принесен как бы весь еврейский народ, ведь если бы Исаак был умерщвлен, то умерщвлен был бы и весь еврейский народ. И нет сомнений, что Авраам принес бы в жертву Исаака, если бы не Ангел, который остановил его – в сердце своем Авраам все это уже совершил. И вот здесь раскрывается тайна Израиля, тайна еврейского народа.

Еврейский вопрос нас, славян, почему-то очень волнует, хотя, казалось бы, мы, славяне, должны заниматься русским вопросом – это как-то логичнее. Славянское дело должно нас занимать. Но этот вопрос нас интересует, поэтому в качестве продолжения нашей сегодняшней беседы мы открываем Послание к Римлянам первоверховного апостола Павла и смотрим 11-ю главу. Здесь, в самом начале, апостол Павел, который называл себя «апостолом языков», то есть апостолом язычников, пишет: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой?» (Рим. 11:1)

Мы с вами уже определились, что Бог сказал: потомки Авраама будут как звезды на небе. Звезды на небе – это праведники, достигшие совершенства, потому что в Писании говорится: если кто-то уклонится от истины, а кто-то его вернет на этот путь, то он, такой праведник, будет сиять на небе – «как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:3). И тогда Авраам видел своих потомков в виде звезд – имеются в виду его духовные потомки, не только произошедшие от Исаака, а, прежде всего, рожденные в Духе Святом через проповедь Святого Евангелия. Но апостол Павел тут рассуждает о плотском Израиле.

«Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова» (Рим. 11:1).

«Поскольку Павел изобразил народ Израиля неверующим, то, чтобы не думалось, что он сказал, будто они все неверующие, он теперь показывает, что Бог не отверг наследие, которое Он обещал сынам Авраама, предвидя о них, что они поверят. Ведь Бог не стал бы и обещать им Царство, если бы знал, что никто из них не поверит»212.

Настоящее имя апостола Павла до его обращения в христианство – Шауль. У нас обычно транслитерация этого имени: «Савл», но это неправильная транслитерация, такого имени – «Савл» нет в еврейском языке. Есть имя Шауль – и это самое популярное имя в колене Вениаминовом. Почему? Потому что из колена Вениаминова произошел первый царь над еврейским народом, которого звали Шауль (Саул). И все те, кто принадлежал к этому колену, очень дорожили этим именем, именем «царя Саула», как пишется в синодальной транслитерации.

И апостол Павел говорит о себе: «Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут» (Рим. 11:1–3).

Действительно, был такой момент в жизни пророка Илии, когда ему казалось, что он один остался верным Богу. Но на самом деле это было далеко не так. Бог оставил семь тысяч человек, которые не преклонились перед Ваалом, перед языческим истуканом.

И далее апостол Павел пишет: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (Рим. 11:5).

«Этими словами Павел образно именует тех, которые называются израильтянами «по избранничеству», чтобы показать, что пришествие Христа ныне на благо не только язычникам, но и многим из рода израильского, призванным к спасению»213.

Далее: «Что же? Израиль, чего искал, того не получил» (Рим. 11:7). Что Израиль искал? Евреи ждали Мессию как политического лидера, который свергнет иго римлян и поставит евреев во главе всех народов.

Но когда Господь наш Иисус Христос пришел в этот мир, было очевидно, что Он пришел бороться не с римскими оккупантами, а сокрушить рабство диаволу, победить смерть и грех. Господь Иисус Христос уничтожил диавольское порабощение над родом человеческим и принес освобождение всем людям, живущим на земле. И воспользоваться этим освобождением могут те, которые верой согласятся с этим актом.

Что же Израиль? Чего искал, того не получил. Они искали преимуществ в этой жизни. Даже среди апостолов были такие, помните? Сыновья Зеведеевы. Мамочку подослали свою к Иисусу Христу, Господу нашему, чтобы она похлопотала, чтобы они стали министрами в Его Царстве, чтобы один справа стоял, другой – слева (Мф. 20:20–21).

Апостол Павел говорит: «Избранные же получили, а прочие ожесточились» (Рим. 11:7).

«Павел называет избранными уверовавших среди иудеев… Остальные же ожесточились, то есть неверие сделало сердца их более жестокими»214.

«Избранные» – это те, кто уверовал в Иисуса Христа. К моменту вознесения Сына Божьего на небо таких было около ста пятидесяти человек. Потом началась проповедь в Иерусалиме после дня Пятидесятницы – по три тысячи, по пять тысяч обращалось. Некоторые церковные историки говорят, что, возможно, треть евреев Палестины, Святой земли приняли Иисуса Христа верою и крестились»215.

«Избранные же получили, а прочие ожесточились, – пишет апостол Павел, – как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня. И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда» (Рим. 11:7–10). Это о тех, которые не приняли Христа.

«Они – израильтяне по плоти, ибо полагали оправдаться делами закона и не обрели того, чтобы быть оправданными перед Богом верою… А иначе нет возможности узреть путь истины (ибо зло поразило их, и они сбились с пути) и прийти к спасительной благодати. А тот, кто понял и не захотел поверить, должен следовать туда, куда желает: он ни из чего другого не сможет обрести веру и спастись. Приведенные примеры из пророков содержат двойной смысл: двумя способами они выражены и записаны. Речь идет о двух видах людей. Один – тот вид людей, которые по причине собственного зла ослеплены навечно и утверждают, будто не знают того, что слышат… Другой вид состоит из тех, кто старается жить сообразно с законом, но не принимает праведность Христа. Они делают это не из зависти злой воли, но из-за ошибочного понимания традиции праотцев. Они ослеплены на время, ибо, хотя они должны признать великие деяния Христа, которые не могут быть незамечаемы, они оставили Бога и, вместо Него, следуют за мнением людей»216.И смотрите, что дальше пишет апостол Павел: «Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам» (Рим. 11:11).

А как это так понять: «от их падения – спасение язычникам» (Рим. 11:11)? Если бы евреи приняли Иисуса Христа как Мессию – все евреи, мы об этом уже как-то говорили, – то был бы конец света, Страшный Суд и конец света. Ибо воля Божия установила, что когда они принимают Христа Мессией – наступает конец света. И он будет тогда, когда они обратятся к Нему, так и произойдет.

«Итак, Павел не говорит, что иудеи не преткнулись, но что падение их не было бессмысленным, ибо привело к спасению язычников. Они, следовательно, не так согрешили, чтобы падение стало их наказанием, но так, чтобы оно послужило ко спасению язычников. Далее он даже начинает восхвалять народ иудейский за это падение в безверие, дабы не возгордились язычники, видя, что падение иудеев было столь ценным для их спасения. Напротив, язычникам следует еще больше остерегаться того, чтобы, возгордившись, не пасть похожим образом»217.

Через их отпадение, через то, что они не приняли Христа, – спасение многим. В начале своей миссии, проповеди, Господь Иисус Христос говорит апостолам: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева… Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:5–6; 15:24). А когда иудеи Его не приняли, уже по воскресении из мертвых, перед Своим вознесением, Он говорит: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).

Поэтому апостол Павел и пишет: «Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их – богатство миру…» (Рим. 11:11–12). Ничего себе! Вы представляете? Чье-то падение в грех богохульства оборачивается богатством для мира, духовным богатством!

«Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их (то есть рано или поздно обратятся, – О. С.). Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо если отвержение их – примирение мира (то, что Бог их отверг, через это примирение мира, – О. С.), то что будет принятие (когда они через проповедь пророка Илии обратятся к Богу, когда Илия спустится с небес, – О. С.), как не жизнь из мертвых? Если начаток свят (начаток еврейского народа – это Авраам, Исаак и Иаков, они святы, – О. С.), то и целое; и если корень свят (опять этот корень, это патриархи, – О. С.), то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями (перед какими? которые отвалились, не приняли Христа! – О. С.). Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя (корень – это патриархи Авраам, Исаак, Иаков, – О. С.). Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием (они не поверили, что Иисус из Назарета, – Мессия – О. С.), а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их» (Рим. 11:12–23).

И далее апостол Павел говорит о некой тайне: «Ибо не хочу оставить вас (это он говорит язычникам, уверовавшим язычникам, то есть для нас это подходит, – О. С.), братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле (то есть среди евреев, – О. С.), отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25).

«Апостол подтверждает надежду на то, что со временем спасется и отверженный Израиль, приведя священное речение. Ибо Израиль спасется в свое время, призванный последним после призвания язычников»218;

«Завет будет исполнен, не когда иудеи обрежутся, не когда принесут жертвы, не когда исполнят прочие предписания закона, но когда получат отпущение грехов. Посему если это обещано, но еще не сбылось для них и они не вкусили отпущения через крещение, то это обязательно произойдет»219.

Вот когда войдет полное число язычников, Бог закрывает двери спасения для язычников и через проповедь пророка Илии (Мал. 4:5–6), сошедшего с небес, открывает для еврейского народа (Зах. 12:10).

И апостол Павел делает вывод: «И так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:26).

«Когда для иудеев произойдет снятие и отпущение грехов, спасение их будет явственно и неоспоримо»220.

И очень знаменателен дальнейший стих: «В отношении к благовестию (это о евреях, – О. С.), они враги ради вас (то есть в отношении к Евангелию, – они враги, они не приняли Евангелие, и до сих пор препятствуют его распространению, – О. С.), а в отношении к избранию (а избрание происходило через Авраама, Исаака и Иакова, – О. С.)), возлюбленные Божии ради отцов (отцы – это Авраам, Исаак, Иаков, – О. С.)» (Рим. 11:28).

О каком народе еще так сказано? «Враги» и одновременно «возлюбленные»? Это – тайна! И смысл этой тайны следующий.

«Хотя тяжко согрешили иудеи, отвергнув дар Божий, и достойны погибели, но, будучи сынами добрых отцов, чьи многочисленные заслуги они получили от Бога, они с радостью будут приняты вновь, когда вернутся к вере, ибо Божия любовь к ним пробуждается памятью их отцов»221;

«Поскольку вы, язычники, были призваны, то иудеи стали упрямее. Однако Бог даже тогда не пресек ваше призвание, но ждет, пока не войдут все те из вас, кому предстоит уверовать, и тогда придут и иудеи»222.

Когда Сын Божий сошел на эту землю нас ради человек и нашего ради спасения, Господь промыслительно принес в жертву Свой собственный народ, послав им «дух усыпления», как мы прочитали, «глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат даже до сего дня» (Рим. 11:8).

Святитель Феофан Затворник, истолковывая 11-ю главу Послания к Римлянам, пишет:

«Вы думаете, что это все случилось так себе, без особого чего. Нет. Отпадение Израиля в неверие имеет последствием своим то, что в ограду спасения вводятся язычники, а это введение благоволено с тем, чтоб привлечь туда же после и Израиля, возбудив в нем ревность или соревнование, и таким образом спасся весь род человеческий. Вот промыслительное значение того, что совершается ныне пред глазами нашими среди язычников и иудеев».

И еще отцы:

«По принятии же проповеди язычниками, уверуют и они, когда придет великий Илия и возвестит им учение веры. Сие и Господь изрек в Святом Евангелии: Илия «приидет и устроит вся» (ср.: Мф. 17:11223.

«Ослеплением поражены иудеи только на время, и из них только те, которые, ревнуя о законе, не увидели, что обетованные Богом блага пришли во Иисусе Христе Господе и возвещаются. Так они ослепились неразумною ревностью… Таким преткновением они ослеплены отчасти, чтоб помучились за неверие свое, видя, как язычники с радостью пользуются их неверием и вступают в наследие обетования Авраамова. Когда же войдет полное число язычников, тогда спадет ослепление с очей ума их, и они возмогут уверовать, и уверуют. Дух отступления, наводящий на них слепоту, отступит от сердца их и возвратит свободу доброму произволению их. Неверие их не от зловолия, а от заблуждения: исправятся и спасутся»224.

Таким образом, Господь, как бы принес в жертву свой собственный народ, чтобы открыть двери спасения для всех племен, народов и языков, новых детей Авраама. Вот это – тайна Израиля.

В текстах Ветхого Завета пророчества о Сыне Божием (о Мессии) таинственно переплетены с повествованием об Израиле (еврейском народе). Например: «На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11:1); и еще: «… так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх. 4:22). И еще: «Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?» (Ис. 45:11).

Никто да не дерзнет «указывать в деле рук» (Ис. 45:11) Его, Господа, в Его взаимоотношениях с потомками Авраама, Исаака и Иакова.

Сегодня мы беседовали о жертвоприношении Исаака, который является иконой Иисуса Христа, особенно когда он, неся древо на своих плечах, восходит на Храмовую гору. И мы знаем, что Сын Божий будет очень почитать это место – святой храм, и в то же время Он предскажет, что камня на камне не останется на этой горе, что все будет разрушено (Мф. 24:2). А служение храма распространится по всему миру.

Сегодня мы отчасти говорили о богослужении в Иерусалимском Храме, гора Мориа обозначает «воскурение ладана». Составная часть ладана – это миро. И у пророка Малахии говорится, что богослужение Иерусалимского храма, в том числе и с каждениями, воскурениями, распространится по всему миру. Сказано: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал. 1:11).

Авраам совершает это ответственное служение на горе Мориа первым, до него, возможно, это видно из текста, это служение совершали Ной, Евер, Сим. Но вот то жертвоприношение, на которое дал согласие Авраам – это величайшее духовное переживание, величайшее духовное символическое действо, которое заставляет нас задуматься, и поразмышлять, о том, как Бог Отец возлюбил нас, что отдал Сына Своего единородного в жертву, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел бы жизнь вечную.

Авраам как пророк Бога, созерцал на горе Мориа Голгофский подвиг Сына Божия. Созерцал Его земную жизнь и радовался. И Сам Сын Божий подтверждает это словами: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56).

На этом наша беседа закончена, и, если мы будем живы, и Господь позволит, в следующий раз мы будем говорить об очень радостном моменте в семье Авраама: о сватовстве невесты для Исаака, о том, как важно правильно выбрать невесту для жениха, о том, как все это происходило удивительным и чудесным образом. Но коснемся и печальной темы, о смерти праведной Сарры, жены Авраама.

Спаси Христос!

* * *

197

Ориген, Гомилии на Бытие.

198

Ориген, Гомилии на Бытие.

199

Ориген, Гомилии на Бытие.

200

Цезарий Арльский, Проповеди.

201

Цезарий Арльский, Проповеди.

202

Ориген, Гомилии на Бытие.

203

Ориген, Гомилии на Бытие.

204

Иосиф Флавий, Иудейские древности.

205

Амвросий Медиоланский, О кончине брата Сатира.

206

Ориген, Гомилии на Бытие.

207

Климент Римский, Первое послание к Коринфянам.

208

Ориген, Гомилии на Бытие.

209

Августин Иппонский, Проповеди.

211

Петр Хризолог, Собрание проповедей.

212

Амвросиаст, Толкование на Послание к Римлянам.

213

Ориген, О началах.

214

Феодорит Кирский, Толкования на послания святого Павла.

215

Дворкин А. Л.

216

Амвросиаст, Толкование на Послание к Римлянам.

217

Августин Иппонский, Толкование на Послание к Римлянам.

219

Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Римлянам.

221

Амвросиаст, Толкование на Послание к Римлянам.

222

Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Римлянам.

224

Амвросиаст, Толкование на Послание к Римлянам.


Источник: Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. (Авраам, Иисаак, Иаков) / Прот. Олег Стеняев. - Изд.: Сергиев Посад. - 2009. 431 с.

Комментарии для сайта Cackle