протоиерей Валентин Амфитеатров

Я плакал о всяком печальном

Глава 7. «ГОРЕ МНЕ, ЕСЛИ НЕ БЛАГОВЕСТВУЮ»

Проповедь слова Божия действует с большей силой, чем молитва, ибо большее чудо – обратить грешного на путь покаяния словом учения, чем воскресить мертвого. При воскрешении мертвеца восстает плоть, которая снова умирает, а в воскресении грешника восстает душа и живет вечно.

Святитель Григорий Двоеслов

В Архангельском соборе наиболее раскрылась проповедническая деятельность прот. Валентина. Батюшка, как пишут его дочери, «не оставлял без проповеди почти ни одного воскресного и праздничного дня»80, а Великим постом по субботам говорил поучения причастникам. С 1896 по 1902 год прот. Валентин являлся участником великопостных воскресных бесед, устроенных благочинным соборных и придворных церквей Н. В. Благоразумовым и произносившихся каждым из соборных и придворных священников поочередно.

Из этих воскресных бесед дочерьми о. Валентина был составлен сборник, вышедший под названием «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896–1902 гг.» (М., 1909) (в сборник также вошло десять слов о Кресте Господнем). В общей сложности дочери батюшки Любовь Валентиновна и Вера Валентиновна издали четыре сборника его проповедей. К первой и второй годовщинам блаженной кончины пастыря вышли в свет поучения на Воскресные евангельские чтения – «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей» (М., 1910) и великопостные поучения – «Великий пост. Духовные поучения» (М., 1910)81. Четвертый сборник назывался «Духовные поучения» и был издан в Москве в 1911 году.82

Новомученица Анна в 1916 году издала пятый сборник проповедей батюшки, с тем же названием «Духовные поучения. Проповеди прот. В. Н. Амфитеатрова, произнесенные в Архангельском соборе, записанные с его слов одной из его духовных дочерей». В него вошли слова на разные дни записанные ею в храме со слов проповедника83. Кроме того, ряд великопостных поучений, записанных новомученицей Анной, не был ею издан и остался в ее рукописях с названием «Новый Великий пост». В настоящее время эти поучения опубликованы в составе сборника «О Кресте Твоем веселящеся» (М., 2002).

Если великопостные воскресные духовные беседы отец Валентин сам предполагал впоследствии издать, хотя и не успел полностью подготовить их к публикации, то остальные проповеди, как пишут в предисловиях к ним дочери пастыря, он не готовил к изданию, и они сохранились в виде предварительных записей. По этой причине в них часто не указаны имена Святых Отцов и духовных писателей, которых в изобилии цитирует пастырь, прекрасно начитанный в духовной литературе.

Вот как пишет о проповеднических трудах батюшки новомученица Анна: «Проповеди говорил батюшка очень часто: в воскресенье после Литургии; по субботам Великим постом – причастникам, и на всенощной под большие праздники. Чудные проповеди говорил батюшка. Это была такая живая речь поучения и наставления, такая мольба о покаянии и исправлении, такая красота выражений и сравнений, что великое умиление и потрясение охватывало души слышавших. В проповедях обличался весь ужас пороков, восхвалялось терпение, смирение и послушание. Гордость, как самый ужасный бич духовной жизни, возбуждала особенное внимание батюшки: это зло он всячески старался уничтожить в своих чадах. Многие получали в проповедях ответы на свои мысли, недоумения и замешательства, а многим ясно раскрывалось, как им поступить в их затруднительных случаях и обстоятельствах»84.

Слушать отца Валентина стекалось множество людей. Все, о чем говорил пастырь, было понятно и близко каждому. По прошествии многих десятилетий со времени составления этих поучений очевидно, что все они актуальны и поныне. Круг затронутых им вопросов был очень широк.

Прежде всего, отец Валентин проповедовал истинную и незыблемую Христову веру. Именно в XIX веке в России начался расцвет экуменизма – учения о возможности спасения пребывающих в ереси – и религиозного индифферентизма, хотя то время все же нельзя сравнить с нашим секулярным временем, когда настоит нужда в разъяснениях элементарных отличий Православия от ереси. Тогда все же были немыслимы открытая проповедь лжеучений и экспансия западных ересей, подобные современным, и священник-еретик был из ряда вон выходящим явлением. Однако защищать Православие нужно было и тогда. Вот что отец Валентин говорит о значении истинной веры, призывая пасомых быть православными, правоверующими, правомыслящими:

«Вера для человека составляет величайшее, ни с чем не сравнимое сокровище. Она – дар живой и небесный. Тысячекратно счастлив тот, кто сохранил веру; жалок и беден тот, кто ее расточил, потерял или легкомысленно уничтожил. Чтобы не потерять веру, требуется от человека зоркая осторожность. Затворами и оградой веры служат разнообразные христианские установления, правила и обычаи.

В не очень далекие времена, на нашей памяти, не быть за обедней в воскресный и праздничный день считалось не только грехом, но стыдом и позором. В праздник все шли в церковь; не только взрослые, но и немощные старцы; младенцев несли туда на руках. Присутствие в храме Божием для наших предков составляло обязательнейшее из дел. Но теперь совсем иное. Немногие семьи могут заявить, что они неопустительно присутствуют на воскресных и праздничных богослужениях. То же можно сказать и о соблюдении постов...85

«В Кремле ныне совершался торжественный чин христианского богослужения. Люди всей Церковью – иноки, священники, миряне, мужи и женщины – ублажали святое Православие.

Едва ли в других местах обитаемого мира слово «Православие» находит в себе столько сочувствия, пользуется таким всенародным значением, как в нашем Отечестве. «Церковь Православная», «мир православный», «Русь Православная» – это именословные понятия, сердцу понятные и отрадные. За охранение их русский христианин ратовал и готов ратовать во всю глубину и широту русской силы, русской мысли, русской жизни. История обручила их ему навсегда кольцом самых величественных событий. Она сочетала глубочайшую древность с отдаленнейшим потомством во единое тело государственное и во единое тело Христово».

«...Грешат против правила о клятве лжеумствователи, которые для утверждения своих заблуждений искажают некоторые тексты Св. Писания, толкуя и разъясняя их с явным ущербом и подрывом учения Православной Церкви, утвержденного всеми Вселенскими Соборами. В этом отношении они следуют гибельному примеру сатаны, когда, искушая Господа нашего Иисуса Христа, он имел дерзость привести Ему известные слова из 90-го псалма, чтобы побудить Его броситься с церковной кровли (Лк.4:1186.

Особенно о. Валентин убеждает и заповедует хранить истинную веру в своей последней беседе 31 марта 1902 года, посвященной евангельскому чтению о проклятой смоковнице:

«Без веры разумная душа жить не может, потому что, как учит св. апостол Павел, «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6); без истинной веры человек не в состоянии выполнить своего назначения на земле, подобно тому, как земледелец не может собрать плодов на песчаной, каменистой почве, как учил св. Кирилл Иерусалимский.

Святые Отцы и учители Церкви на семи Вселенских Соборах истинную нашу веру обнесли крепкой, несокрушимой оградой боговдохновенного библейского слова. По милости Божией, в настоящее время каждый член Православной Церкви с самого раннего возраста жизни укреплен в сознании необходимости веры. Все мы, здесь присутствующие, в состоянии открыто исповедовать перед всем обществом верующих Символ веры с такою же точностью, как он был произнесен нашими воспреемниками у св. купели нашего Крещения.

Нет ни одного богослужения в Православной Церкви, при котором бы она с материнской заботливостью не внушала каждому из нас убедительного совета «иметь веру Божию» (Мк. 11:23). Все проповеднические собеседования, произносимые с церковных амвонов, дают вам один совет: «благочестивые христиане, «имейте веру Божию»«. И я сегодня, вспоминая чудные слова Господа нашего Спасителя, скажу вам и повторю: братие и сестры, «имейте веру Божию».

Печально звучат слова Евангелия: «Горе миру от соблазна и тем, от кого он приходит» (Мф. 18:7). Соблазн искажает, увечит веру Божию. Безотрадно, но необходимо признаться, что и среди членов христианской Церкви часто вера Божия колеблется в умах, убеждениях и взглядах на судьбу мира и человека. Кому из нас не известно, что многие охвачены суеверием... Очевидно, у таких верующих нет признаков Божией веры. Не буду говорить о прискорбных явлениях, какие производят в наше время так называемые ученые сектанты, не стану упоминать даже о так называемом индифферентизме духовном, то есть равнодушии к Божественному слову, к истории Церкви, к богослужениям ее, общественным и домашним, равнодушии к семейным обязанностям отцов, матерей, супругов, сыновей, дочерей, господ и слуг. Всею этой религиозно-нравственной беспорядочностью завладел соблазн, стремящийся обеднить истинную веру в Единого Бога Отца, Сына и Св. Духа, во единое Крещение и прочие Таинства, в бессмертие души и вечную жизнь.

Уклонитесь же, православные и правоверующие читатели, от увлекающих вас если не словом, то примером отступления от учения святой нашей веры. Имейте веру Божию. Тот, кто ее имет, может, по словам Спасителя, творить великие дела, может даже гору передвинуть с занимаемого ею места; может совершить великие чудеса (см. Ин.14:12; Мф.17:20). Если потребуете от меня доказательств и примеров, то я сошлюсь на св. Библию, даже ближе – на историю нашего русского народа, даже еще ближе – на святой наш Кремль, созданный крепкою рукою людей, имевших веру Божию. Дерзаю указать еще на более поразительный пример, находящийся у нас всех перед глазами. Вот они безмолвные могилы, памятники и гробницы почивающих здесь Царей, князей; из них, как видите, здесь три свв. мученика, своею кровью, имуществом и жизнью доказавших, что они имели веру Божию, за что при них и оставлена дивная сила быть незабвенными в памяти русского народа и всего православного человечества. Имейте же веру, веру Божию!»87

Как и все подвижники и высоко-духовные люди, отец Валентин особенно любил и почитал Всемощную Заступницу христиан – Пресвятую Владычицу Богородицу. Ее пречудным добродетелям и силе Ее молитвенного предстательства батюшка посвятил многие проповеди. Вот как говорит он о величии и силе заступления Матери Божией:

«За всех Владычица молится: и за старых, и за малых, и за слепых, и за больных, и за немощных. За всех молится и всем желает спастись. И многие чувствуют эту благодать. У многих нет родной матери, но у них есть Заступница – Матерь Божия, подающая отраду и утешение страдающим. Если у тебя скорбь и печаль, обратись к Божией Матери. Давайте же обратимся к Ней с молитвой, чтобы Она даровала нам спасение в будущей жизни, а в земной жизни даровала бы нам благочестие!»88

Отец Валентин неустанно говорил о любви к ближнему, беспощадно бичевал лень, жадность, зависть, недоброжелательство и равнодушие.

«Нам необходимо исцеление; мы можем теперь сознаться, что мы больны, больны неверием, больны сомнениями, а главное, больны своими страстями, которые губят нас»89. Сердцем христианства называл батюшка человеколюбие во всех его проявлениях. «Но как многие лишены этого чувства!» – сетовал он. Отец Валентин неоднократно подчеркивал, что надо заботиться не только о физических нуждах человека, но главным образом, думать о его духовных потребностях. Если человек идет к тебе за помощью, то, значит, что-то влечет его к тебе, и ты сам должен привлечь его своей любовью. С горечью говорил отец Валентин о том, что хотя благотворительность и «сильно распространена сегодня, но любовь к ближнему от этого ничуть не продвинулась вперед, так как наша благотворительность мертва»; призывал не отворачиваться «от пришибленных голодом, холодом, нуждой – это все подобные тебе существа, иначе вера твоя будет ничтожна»90.

Отец Валентин учил хранить чистоту души. Он восклицал с горечью: «Мы знаем, как охранять наш дом, но не знаем, как сохранить душу!» Пастырь указывал, что оградой души является чистая совесть и, если ее у человека нет, то он не может называться христианином. Убеждая паству в том, что крепость веры и духовное очищение невозможно без реальных дел благочестия и помощи ближним, о. Валентин сам деятельно обучал ее милосердию.

Проповеди прот. Валентина, как и его частные наставления, показывают редкое знание аскетической жизни, которое возможно лишь тогда, когда проповедник сам деятельно исполняет заповеди Христовы и следует учению Святых Отцов. Отец Валентин не просто поучает делам внешнего благочестия, а дает глубокие аскетические наставления о хранении ума и сердца, трезвении, отсечении воли, учит тщательному исполнению заповедей Божиих, настоящему, не поверхностному послушанию, которое, как это ни странно, является редким подвигом в среде современных христиан:

«Со святого Животворящего Креста Спаситель наш поучает нас прежде всего исполнению Его заповедей: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14:21). Итак, вот в чем христианское назначение: быть послушным и покорным в исполнении заповедей Спасителя. Ставший на путь послушания человек вполне отвергает себя; он перестает любить себя, чтобы крепче и сильнее любить Господа; он не делает того, что внушает своя воля, что подсказывает прихоть, но все свои мысли, все свои чувствования и намерения, даже весь свой физический труд сообразует с волей Божией. Взирая на Крест Спасителя, христианин прежде всего должен истребить в себе порочные наклонности. Порок сам собой не уничтожится: нужно усилие, нужна работа над собой; безустанная нужна работа, чтобы вырвать с корнем сорное, ядовитое растение из сердца»91.

«Послушание – славная, но весьма нелегкая добродетель; она же и необходимая – как исключительное средство самоисправления. У каждого из нас гордый дух и своенравный характер – это страшная закваска зла для всей жизни человека. Ее нельзя уничтожить ничем иным, как послушанием. Отчего в нас самообольщение, отчего мы рассеянны и ленивы? Оттого, что не поднялись и не позаботились стать на степень послушания в лествице духовного усовершенствования»92.

По сложившейся практике, проповеди на богослужениях чаще носят характер истолкования Священного Писания, по крайней мере, проповеди пастырей не из монашествующих. Между тем, отцу Валентину удавалось в своих поучениях преподать именно аскетические духовные знания, и преподать их прекрасным образным языком, понятным и для простеца, приятным и для слуха аристократа.

Примеры такого изложения отцом Валентином аскетических понятий приводит один из исследователей его пастырской деятельности:

«Проповедь на 40-е зачало Евангелия от Марка (Мк.9:17–31) раскрывает перед слушателями схему развития греха и средства его искоренения:

«Бесноватый – это тот человек, которым вдруг овладевает порочный помысел, помысел отвратительный, преступный, а он дает остаться этому помыслу день, другой, и, конечно, помысел этот окончательно обосновывается в нем и переходит в желание, желание переходит в намерение, а намерение – в действие. ...Во-первых, нужно углубляться внутрь себя и стараться искоренить все злое в себе и исправить себя; во-вторых, нужна горячая молитва к Спасителю, исполненная твердой, крепкой, истинной веры в Спасителя, и, наконец, принятие Его Святых Таин, которые Он даровал нам для спасения».

Так проповедь батюшки представляет пути духовного исправления. Мы видим, как отец Валентин простым, наглядным языком изложил классическую схему развития греха в человеке, взятую из аскетических творений Святых Отцов: прилог – сочетание – сосложение – пленение – борьба – решение – дело (см. «Лествица» прп. Иоанна Лествичника. Сл. 15. гл. 73; прп. Филофей Синайский. 40 глав о трезвении. Гл. 34. Добротолюбие, т. III).

...В одной из проповедей батюшка говорит:

«Господь, обращаясь ко всем, сказал: «Бдите, вам говорю, бдите» (Мк.13:37)... Итак, бдите, если хотите быть православными: бдите над умом своим, чтобы он не обременялся никакими ненужными знаниями, но чтобы он просвещался светом истинной веры и Православия; бдите над волей вашей, чтобы она не осквернялась никакими греховными помыслами и поступками; бодрствуйте над сердцем своим, так как оно может быть и небом, и адом; бодрствуйте также над воображением своим, так как оно может представлять пылающий костер, который испепеляет наш дух, наше спасение. Бодрствуйте также над памятью своей, чтобы вам не вспоминались ваши порочные, недостойные поступки, которые представляли бы для вас особую прелесть. Бодрствуйте также над телами вашими, чтобы они не пользовались излишним сном или излишней пищей. Будьте правомыслящие, правоверные и православные, и Господь мало чем умалит вас от Ангелов (Пс.8:6)".

В указанном отрывке, вообще говоря, речь идет о двух непростых вопросах аскетики: 1) учении о трех силах души (ум, воля и чувство); 2) учении о внутренней брани (борьба с помыслами). Однако сложные, аскетические по сути вопросы излагаются языком, доступным для простых прихожан, многие из которых не читали «Добротолюбия». Глубина мыслей Святых Отцов преподносится в ясной и понятной форме»93.

Одной из важных частей аскетического учения Святых Отцов Церкви, одним из основных христианских нравственных преданий является учение о тесном пути, или крестоношении: «Желающий быть подражателем Христу, чтобы при посредстве этого получить звание сына Божия, рожденного Духом, прежде всего должен переносить благодушно и терпеливо все случающиеся с ним скорби, как то: телесные болезни, обиды и поругания от человеков и наветы от невидимых врагов» (прп. Макарий Великий). Ныне это учение особенно важно, поскольку, по предсказанию Отцов, в последние времена иноки и все христиане спасаются преимущественно терпением скорбей. Другие делания: особый пост, произвольные труды и великие телесные подвиги, бдения и так далее, по причине оскудения душевных и телесных сил, у нас отняты94.

«Некогда Святые Отцы египетского Скита пророчески беседовали о последнем роде. «Что сделали мы?» – говорили они. Один из них, великий авва Исхирион, отвечал: «Мы исполнили заповеди Божии». Спросили его: «Что сделают те, которые будут после нас?» «Они, – сказал авва, – будут исполнять делание вполовину против нас». Еще спросили его: «А что сделают те, которые будут после них?» Авва Исхирион отвечал: «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания, но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших»95. То же относится и ко всему христианству в целом.

Святитель Игнатий Ставропольский обращает внимание христиан на то, что дьявол намеренно наводит на них по внешности небольшие, но утонченные, изматывающие скорби: «Современные, по наружности слабые скорби и напасти стремятся, подобно древним сильным скорбям и напастям, отвлечь человека от Христа, уничтожить на земле истинное христианство, оставив одну оболочку для удобнейшего обмана»96.

Для правильного перенесения скорбей необходимо иметь духовное назидание. Все святые и подвижники благочестия, близкие нам по времени, в своих наставлениях уделяют большое внимание терпению скорбей: запрещают вдаваться в скорби самочинно, не зависящее же от нас наставляют переносить с благодарением, учат терпению и смирению, утешают.

Важнейшей стороной пастырской деятельности о. Валентина всегда было утешение страждущих и всевозможная помощь им. В проповедях и частных наставлениях он также уделяет много внимания святоотеческому учению о крестоношении и постоянно учит правильному перенесению скорбей, учит безропотному терпению, преданию себя воле Божией:

«Мы, христиане, подражая Божией Матери, свою волю погрузим в волю Всевышнего и будем от Него ждать указаний и помощи на все доброе...»97

«Отчего в Спасителе такое чудное спокойствие среди самых тяжких страданий? От всецелой преданности Его воле Бога Отца. Он страдал, Он молил как Человек, чтобы чаша страданий была пронесена мимо Него. Но наступила минута, которую Он завершил молитвой: «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42). После этого Спаситель уже не молился о мимонесении предопределенной Ему чаши страданий...

Господь показал этот образец, чтобы и мы искали спокойствия в совершенной преданности воле Божией. А потому Он требует от нас самоотвержения, говоря: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мф.16:24). Он как бы говорит: “Кто хочет достигать предписанного в Евангелии совершенства, тот отрекись от своей воли и живи так, как Бог велит, потому что без воли Божией «и волос с головы вашей не пропадет» (Лк.21:18). Не обращай внимания на приятное и неприятное для твоего самолюбия. Не надейся на сильных покровителей и не сердись на своих видимых врагов. Приятное даруется тебе, чтобы ты не унывал, а неприятное – чтобы ты не забывался. Сильные мира могут оказать тебе поддержку, если дозволит это Бог, а притеснители могут душить тебя, позорить, вредить, пока попустит им Бог. Возведи ум и сердце горе, к Богу, – сам поверишь, что решительно всем управляет Бог. Без воли Божией можно делать зло, но и самое зло ведет к тому, чтобы яснее и милее стало добро».

«Крест истинных крестоносцев – благодушное перенесение незаслуженных страданий. Когда пред нами находится больной человек, призывающий имя Божие без ропота; когда пред нами вдовы и сироты, утратившие близких сердцу и покорные воле Божией, – это Христовы крестоносцы. Когда вы видите пред собой людей обворованных, обманутых явными и тайными врагами, когда мы видим людей, чью честь и невинность попирают озлобление и клевета, – эти мученики горя суть Христовы крестоносцы. И сами мы Христовы крестоносцы в то время и в том случае, когда наше сердце любит добро»98.

В своих поучениях отец Валентин не упоминает имени святителя Игнатия Ставропольского, который был его старшим современником и чьи творения во второй половине XIX века были уже изданы. Однако проповеди батюшки о крестоношении глубоко созвучны таким произведениям свт. Игнатия, как «Чаша Христова», «Крест свой и Крест Христов», помещенным в первом томе его творений, главам пятого тома, посвященным терпению скорбей и другим. Скорее всего, о. Валентин был знаком с книгами святителя, имеющими особое значение для нашего времени, и просто не называет его имени, как и многих других Святых Отцов и духовных писателей, чьи творения использует. Во всяком случае, очевидно, что оба подвижника опираются на одно и то же святоотеческое учение, сердечно исповедуют его и научают ему ближних. Примечательно, что святой родственник о. Валентина, свт. Филарет (Амфитеатров), был одним из немногих архипастырей, состоявших в духовной дружбе со свт. Игнатием, редко находившим понимание в среде высоких духовных лиц.

Об оскудении благочестия, предсказанном святыми, нередко говорит и сам о. Валентин, видя, как оно слабеет даже сравнительно со временем его детства.

Отца Валентина хочется назвать златословесным проповедником. Насколько красноречив, например, следующий отрывок:

«Возвысив голос до повелительной властности, у гроба, как Владыка смерти, воскликнул наш Спаситель: «Лазарь! Гряди вон!» – Чудо: мертвец из недр пещеры услышал голос своего Господа! Лазарь встал... идет... Идет в своем погребальном одеянии. И ясно видят все, что Лазарь воскрес. Лазарь безмолвен. На голове его саван, полотенце... Из-под убруса блестит оживший взор. Он глядит на Иисуса; в его глазах, в выражении лица – благодарные слезы, умиление и молитва. И многие из Иудеев, пришедших к Марии, увидев, что сотворил Иисус, уверовали в Него. «Некоторые же из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус» (Ин.11:45–46).

Нужно ли уяснять пред вами низость, нравственную растленность доносчиков, подслушивателей, усердствующих и вменяющих себе в честь почтительнейше, хотя и лживо или анонимно, донести о случившемся иудейскому синедриону? Я со своей стороны желал бы, искренно признаюсь, чтобы каждый доносчик, опорочивающий устно или письменно честь своего ближнего, испытывал на себе презрение от Бога и людей впредь до раскаяния...»99

«Иное достоинство слова из духовной опытности, и иное достоинство слова красноречивого. Слово от духовной опытности – сокровищница надежды, а ученость без опытного знания – залог стыда. Говорящий о добродетели из своих опытов преподает слово слушателям, как бы кто раздавал подаяние из имения, приобретенного на свои деньги: он сеет слово в сердца внимающих ему как бы из собственного стяжания»,– пишет прп. Исаак Сирин100. Красноречие о. Валентина никогда не являлось просто упражнениями в риторском искусстве: во внешнюю красоту слов облекались живые мысли и переживания – плоды собственного духовного опыта, способные назидать слушателей, а не развлекать их слух замысловатой ученой речью. В ярких и выразительных поучениях всегда был глубокий смысл. Часто чувствуется, что эти слова были сказаны «со властию», были осолены солью (Лк.4:32; Кол.4:6) собственного духовного труда и деятельного понимания святоотеческого учения.

Протоиерей Валентин на одном из церковных торжеств в Архангельском Соборе

Отец Валентин, будучи духовно и светски образованным человеком, несомненно, обладая даром слова, составил ряд трудов по истории богословия, множество толкований и поучений. К сожалению, была опубликована лишь небольшая часть его сочинений: при жизни – два выпуска «Очерков библейской истории» (М., 1893 и 1895), и уже после кончины – третий выпуск (Юрьев, 1910 г.). Издать остальные труды помешала грянувшая революция и последующие годы гонений на Церковь.

К великому сожалению, остальные рукописи работ прот. Валентина, хранившиеся в доме его дочерей, погибли во время пожара в 1970 году.

* * *

80

Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные беседы. М., 1909. Предисловие.

81

В наши дни переизданы с теми же названиями (М., 1998). В 2002 году вышел в свет сборник «О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди», включающий в себя «Великий пост», «Духовные беседы», десять слов о Кресте Господнем, а также никогда не издававшиеся великопостные поучения из рукописей мц. Анны (Зерцаловой).

82

После революции не переиздавался; в настоящее время готовится к выпуску в издательстве им. свт. Игнатия Ставропольского.

83

Переизданы с названием: «Проповеди», М., 1995.

84

Подвижник веры и благочестия. М., 1914. С. 25

85

О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди. М., 2002. С. 23–24.

86

О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди. М., 2002. С. 79.

87

О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди. М., 2002. С. 293–294

88

Духовные поучения. М., 1916. С. 235.

89

Там же.

90

Духовные поучения. М., 1916. С. 179–180.

91

О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди. М., 2002. С. 54–55.

92

Там же. С. 79.

93

Иерей Андрей Овчинников. Пастырская деятельность прот. Валентина Амфитеатрова. Диссертация. МДА, Сергиев Посад, 2000. С. 78–81.

94

См. Творения свт. Игнатия Ставропольского. Т. V. М., 1998. С. 124, 136, 151 и далее.

95

Алфавитный Патерик. Житие прп. Иоанна Колова; Достопамятные сказания о жизни пустынных отцов, буква «И».

96

Приношение современному монашеству. М., 2001. С. 193.

97

Духовные поучения. М., 1911.

98

О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди. М., 2002. С. 47, 65.

99

О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди. М., 2002. С. 203.

100

Слово 1.


Комментарии для сайта Cackle