епископ Можайский Василий (Преображенский)

Оглавление2. Притча о званных на вечерю (Лук. 14:16-24; зач. 76)

Глава первая. Церковь по изображению в притчах

1. Притча о винограднике и виноградарях. (Мф. 21:33–44; Марк. 12:1–11; Лук. 20:9–18)

Человек некий бе домовит, иже насади виноград. «Был некоторый хозяин, который насадил виноградник» (Мф. 21:33), так начал Господь Иисус Христос Свою притчу о винограднике. Среди слушателей Его было много книжников фарисеев. Эти люди считали себя сведущими в законе и пророках, т. е. в священном Писании. Они были даже учителями и вождями народа. Посему Спаситель избрал для притчи образ им знакомый. Пророк Божий Исаия воспевал некогда о винограднике: «Воспою возлюбленному Моему песнь Возлюбленного Моего о винограднике на вершине утучненной горы. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды» (Ис. 5:1–2). Кто сей Возлюбленный, Который влагает в уста пророка песнь возлюбленному народу? – Бог. Он благоволил избрать во времена ветхого Завета еврейский народ, облагодательствовал его и назвал Своим возлюбленным народом. Чрез пророка Своего Моисея Бог говорил о народе еврейском: Сын Мой первенец Израиль (Исх. 4:22)... что аще сотворю винограду Моему, и не сотворих (Ис. 5:4)? т. е. делал все для блага его. И книжники еврейские даже до крайности довели мнение о том, что, будучи народом избранным евреи навсегда останутся таковыми для Господа Бога. Вещали Божии пророки угрозы народу за неверность Богу, испытали евреи рабство и не раз один; но сладостное чувство усыновления Иегове живо было в них всегда. Но это чувство теряло под собою уже почву. Народ творил беззакония. Голос обличителей заглушался. Сами они подвергались огорчениям, ранам и побиению. А народ продолжал оставаться при мысли о своем превосходстве пред всеми другими языками, не взирая на свои беззакония. Он терпит бедствия, но ожидает с нетерпением лучших дней. Явится Мессия, Христос. Закон и пророки ведь об этом свидетельствуют. Ожидаемый и всеми желаемый Христос должен основать царство. Какое? Народ еврейский составляет свои понятия об этом царстве. Мессия будет вождем евреев, завоевателем и устроителем земного еврейского царства. Все книжники иудейские из партии фарисеев, да и саддукеи сами были уверены в этом и других учили тому.

Но вот явился на землю Господь Иисус Христос, Истинный Мессия, утеха Израиля и Надежда всего мира. Голос Предтечи Его уже раздавался в Иудее. К покаянию он призывал всех. Покайтеся, говорил Божий Пророк, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3:2). Таковым же призывом к покаянию начал Свое служение и Господь наш Иисус Христос. Внимали благовестию Предтечи люди разных сословий. Многие приходили к Иоанну на берег реки Иордана и исповедовали грехи свои. Он крестил их крещением покаяния. Но фарисеи же и законницы совет Божий отвергоша о себе, не крещшеся от него (Лук. 7:30). Не хотели слышать призыва к покаянию те, которые говорили, что у них отец есть Авраам, и этого достаточно, чтобы войти им в царствие Божие (Мф. 3:9). Они закрыли уши, чтобы не слышать речи о покаянии. Не стали они слушать и тогда призыва к покаянию, когда явился Господь, как предсказанный и давно ожидавшийся Пророк, Просветитель и Спаситель. Не только сами книжники не хотели слушать, но и других отвращали от Спасителя. Самому же Ему завидовали, потом стали питать злобу и ненависть и, наконец, предали Его крестной смерти. Это была уже последняя степень беззаконий народа, Богом некогда избранного. Тогда и Бог предал его всем бедствиям рассеяния и рабства. Но дело, для совершения которого пришел на землю во плоти Единородный Сын Божий, было совершено, плоды его пребудут во веки веков. Все это и изобразил Спаситель в притче о винограднике и виноградарях.

Человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаде и делателем, и отъиде (Мф. 21:33) на многа лета (Лук. 20:9). Кто в притче разумеется под некиим человеком домовитым? Бог. Что же выражается приписываемым Ему качеством домовитый? Промысл о всем, что Бог сотворил и особенно о людях и частнее об избранном Им народе. Полагаем, нет нужды подробно уяснять вам, что такое есть Божий промысел. Бог есть Творец всего, что существует. Это все признаем и открыто исповедуем. Он создал из ничего одним словом Своим мир ангельский, духовный, невидимый и мир видимый, со всеми живущими в нем разумными и неразумными, одушевленными и неодушевленными тварями. Посему Псалмопевец и поет о Боге: «Твое небо и земля Твоя; Ты создал вселенную, и что наполняет ее» (Пс. 88:12), и св. Апостолы учили, что «Бог есть Живый, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них» (Деян. 14:15). Весь видимый мир Бог создал в шесть дней (Быт. 1я гл.). «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый» (2:2). Когда слышишь, как о Боге говорится, что Он почил от дел творения в день седьмой, то не подумай, что Он перестал делать. Почивание Бога понимай, как окончание творения вновь. Господь наш Иисус Христос, будучи истинным Богом, о Боге и сказал: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Иоан. 5:14). Что же делает? Сохраняет мир и управляет им. По Своей благости Бог создал мир. По благости же и бережет дело рук Своих и направляет к той цели, для которой создал его, чтобы он возвещал славу Божию. Как дивно изобразил Божие промышление о мире св. Псалмопевец в 103 псалме: «Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием, Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Свои, делаешь облака Своею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелами Своими духов, служителями Своими огонь пылающий. Ты поставил землю на твердых основаниях: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят. Восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое ты назначил для них. Ты положил предел, которого не прейдут, и не возвратятся покрыть землю. Ты послал источники в долины; между горами текут воды. Поят всех полевых зверей; дивие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Ты напояешь горы с высот Своих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу... Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Все они от тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им, принимают; отверзаешь руку Твою, насыщаются благом. Сокроешь лице Твое, мятутся; отнимаешь дух их, умирают, и в персть свою возвращаются. Пошлешь дух Твой, созидаются, и Ты обновляешь лице земли». Но если Бог имеет промышление о всем мире вообще, то особенное еще о человеке. «Взгляните на птиц небесных, говорит Господь наш Иисус Христос, они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их. Вы, не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут... если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры»! (Мф. 6:26–30). Да, человек есть лучшее создание Божие среди тварей видимого мира. Он наделен образом и подобием Божиим. Это значит, что он имеет душу, существо духовное. Душа же его наделена духовными способностями, которые могут совершенствоваться и укрепляться до богоподобия. И создал-то Господь Бог человека для блаженства. Место же для жилища даровал ему в раю. И поставил его, как царя, над всем, что есть на земле. По благости Своей Господь Бог пребывал с невинным человеком, беседовал с ним и открывал Себя. Но по зависти диавола первые люди введены были в грех неповиновения Богу. А когда они совершили грех, то изгнаны были из рая и лишены блаженства. Но не в конец погубил Бог падшего человека. В нем осталась еще искра Божественного образа. Человек не утратил понятия о добре и зле. И по падении он любил и любит добро, хотя часто соделывает злое. И вот Бог по великому Своему милосердию не отменяет Своего определения о блаженстве человека. Он указует ему только путь иной к достижению блаженства, а именно чрез веру в Искупителя. Бог дарует человеку обетования об Избавителе от греха, проклятия и смерти. Нужно было, чтобы человек свободно принял веру и укрепил ее в себе. Требовалось также, чтобы он и жил свято. Однако в падшем человеке гнездится наклонность ко злу. При свободной воле он часто избирает себе греховный путь жизни. Только Промыслитель Бог мог добрым намерениям человека помогать, зло пресекать, а иногда направлять его к добрым следствиям и таким образом воспитывать человечество до пришествия на землю Обетованного Искупителя. Самое Божественное откровение, записанное в священных книгах ветхого Завета, представляет много примеров Промышления Божественного о человеке. Пред потопом, например, люди совершенно развратились. «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле и воскорбел в сердце своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил... И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот Я истреблю их с земли» (Быт. 6:5–7 и 13). И совершил Господь Бог то, что определил, а от Ноя произвел новый род людей. Но эти люди носили в душах своих семя греха. Такова природа падшего человека. Греховное семя принесло плод по роду своему. Явилось идолопоклонство, измена Богу, с нравственным развращением. Тогда Бог избирает себе мужа по сердцу, патриарха Авраама, и говорит ему: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:1–3). Бог заключает с Авраамом завет. Насаждается виноградник духовный на земле. Кругом сорные травы идолослужения, заблуждения и пороки. Но Промыслитель Бог, как домовитый человек, охраняет только что насажденные лозы истинного богопочтения и богослужения. Проходят столетия. Промысл Божий бдит над избранным родом Авраама. Особенно ясно проявилась десница Промыслителя Бога в жизни Иосифа, сына Иакова. Проданный в рабство, Иосиф был Самим Богом возвеличен, прославлен и стал спасителем от голодной смерти своего отца и братьев. Вот родные замыслили и сделали зло брату своему. Бог же обратил это зло во благо и самому Иосифу и тем, которые совершили зло. За сим следует долголетнее пребывание потомков Иакова в Египте, избавление их от рабства и выход из Египта в землю обетованную. Теперь-то Господь Бог почитает необходимым сохраннее благоустроить духовный виноградник Свой. Он оплотом огради его, т. е. обнес оградою. Изгородь вокруг садов защищает их от воров и животных. И любители чужой собственности, и незваные гости из мира животных могут произвести опустошения в садах. Домовитый хозяин принимает меры предосторожности, защищая сад. Так и Господь Бог поступает со Своим духовным виноградником, т. е. избранным еврейским народом. Вокруг него в земле обетованной живут идолопоклонники. Палестина служит дорогою из Египта в Сирию. По ней проходят люди, провозятся и товары. По ней проносятся и заблуждения людей, языческие разновидные служения бесам. Как было оставить избранный народ без ограды от сих добровольных и непроизвольных носителей тьмы языческого заблуждения? И вот Господь Бог дает ему закон, как ограду от них. «И изрек Бог к Моисею все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им». Из огня и пламени, при громе и трубных звуках говорил Бог Господь слова сии. И пророк Божий Моисей пред смертью заповедал народу еврейскому точно исполнять закон. «Если не будешь стараться исполнять, говорил пророк Моисей, все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа, Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами» (Втор. 28:58–59). Под страхом бедствий, таким образом, запрещалось ломать ограду виноградника, т. е. нарушать закон.

Домовитый человек, устроив ограду вокруг виноградника, ископа в нем точило. Точилом называлась яма, выдолбленная в скале, или выложенная камнем. В ней выжимались ягоды для получения из них сока. В смысле переносном под точилом Спаситель разумел жертвенник, на котором закалались приносимые в жертву животные. Жертвоприношения в ветхозаветном богослужении составляли сущность его. Кровавые жертвы прообразовали ту великую жертву за грехи мира, которую принес Господь наш Иисус Христос на Голгофском точиле, т. е. на крестном жертвеннике. В законе Моисея точно определялись и жертвы и порядок их принесения.

Ископав точило, человек домовитый в винограднике своем созда столп, т. е. устроил башню. Эта последняя нужна была для жительства приставленных стражей. В духовном смысле это означало первоначально скинию, а потом храм Иерусалимский. Он был единственным храмом, посвященным Богу истинному во всем мире. Как башня превысокая, высился он над миром, зараженным идолослужением и пороками. Только пребывавшие под покровом сей башни, т. е. избранный Богом народ, поклонявшийся в Иерусалимском храме Богу истинному, ведал, Кому поклоняется и Кому служит (Иоан. 4:22). Устроив башню, домохозяин вдаде и делателем, т. е. отдал виноградник на условиях работникам, виноградарям. Это были левиты, священники, первосвященники, книжники и учители народа. Им поручено было совершать богослужение, приносить жертвы и учить людей вере и жизни по заповедям Божиим. «Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Малах. 2:7). Вестники воли Божией это суть учители и наставники народа. Им поручен Божий виноградник, чтобы они возделывали его и отдавали плоды в свое время. Сам домохозяин отъиде. Это значит, что Промыслитель Бог, даровав избранному Им народу закон, устроив им церковь, и поставив совершителей богослужения и учителей, предоставил дело богоугождения и богопочтения их свободной воле. Господь Бог ценит свободное произволение человека к жизни святой, по заповедям Божиим. Так было это и во времена ветхого Завета. Весь закон и все пророки всегда внушали добровольное послушание Богу. Аще послушаете, говорили они, т. е. если свободно станете исполнять Божии заповеди. Правда, за неисполнение их угрожали они наказаниями. Но эти последние только должны были внушать страх и тем укреплять волю в деле исполнения заповедей Божиих. Страх в Писании называется началом премудрости, истинного ведения и послушания. Он бывает рабским, когда только боязнь наказания удерживает человека от зла, но есть и лучший вид его, когда человек, любя Бога, боится оскорбить Его каким либо согрешением. Тот и другой вид страха благодетельны. Угрозы суть узда воздержания. Они острия той ограды, которою обнесен виноградник. Однако ведь люди преступные могут сокрушить острия ограды, т. е. не взирая на угрозы, предаваться нечестию. Но Господь Бог долготерпит. Он не приводит в исполнение угроз вслед за нарушением закона, ибо отъиде, а потому как бы не знает. Конечно, знает и знает не только дела, но и сердечные помышления, а по Своему великому милосердию только долготерпит. А беззаконники в этом Божием долготерпении усматривали повод к продолжению жизни греховной. Божьи угрозы не исполнялись немедленно, а они уже готовы были утверждать, что и никогда не исполнятся. Но не таковы судьбы Божии.

Егда же приближися время плодов, посла рабы своя к делателям, прияти плоды его (Мф. 21:34). После продолжительного отсутствия (Лук. 20:9) домохозяин в удобное время посылал рабов своих. Кто сии рабы? Особенные Божии посланники, пророки. В разное время посылал их Господь Бог к народу избранному, в виноградник Свой, чтобы видели они плоды послушания закону и жизни по заповедям Божиим. Что же, как встречали Божиих посланников в винограднике? Делатели в нем оказались ленивыми и нерадивыми. Виноградник зарастал сорными травами идолослужения, пороков и беззакония. Плодов не было. А вот приходили уже посланные за ними. Часто случается так, что человек не исполнивший воли господина своего, сердится, когда требуют у него отчета. Вместо того, чтобы принести покаяние во грехах лености и небрежения, он готов нанести оскорбление тому, кто нарушил покой его требованием отчета. Так и деятели ленивые совсем не желали, чтобы кто указывал на их нерадение и бездеятельность в винограднике. Однако Божии посланники указывали, обличали и угрожали именем Бога. Чем же отвечали обличаемые?

И емше делателе рабов его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша (Мф. 21:35). Разгневанные нерадивые делатели в винограднике Божием прибегли к насилиям, чтобы заглушить голос посланников Божиих. Иным из них они наносили оскорбления побоями, других убивали и камнями побивали. Но Господь Бог долготерпит. Не обнаруживает Он намерения уничтожить создание рук Своих. Виноградник запущенный и не плодоносный остается целым. Даже деятели в нем те же. Значит, Господь ожидает еще раскаяния и исправления сих злых виноградарей. Он паки посла иные рабы множайша первых (Мф. 21:36). Св. Евангелисты Марк и Лука отмечают троекратное посольство слуг (Марк. 12:2–5; Лук. 20:12). Сущность смысла притчи от сего не изменяется. Не два, не три, а многочастне и многообразне Бог говорил евреям чрез пророков (Евр. 1:1). Сам Бог чрез пророка Иеремию говорил им: «С того дня как отцы вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих пророков, посылал всякий день с раннего утра» (Иер. 7:25). Как же принимали евреи сих посланников Божиих? Они не желали слушать их. Господь Бог говорит чрез пророка Иеремию: «Они не слушали Меня и не преклоняли уха своего, а ожесточили волю свою, поступили хуже отцов своих» (Иер. 7:25 ср. 44:4–5). И сотвориша им такоже. С новыми послами домохозяина, поступили так же, как и с первыми: иных оскорбили поруганиями и побоями, других умертвили, а иных каменьями побили. Св. Ап. Павел, воспоминая о провозвестниках воли Божией в ветхом Завете, говорит о кончине их так: «иные замучены были... другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:35–38). „Кого из пророков не гнали отцы ваши?» вопрошал св. архиадиакон Стефан в своей речи членов синедриона (Деян. 7:52). Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Господа Иисуса Христа. И Спаситель в Своей обличительной речи указывает на то, что говорили сами руководители народа, книжники фарисеи: „если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков (Мф. 23:30). Да, отцы их много пролили крови слуг Божиих. Они знают это и сами свидетельствуют о сем. О, преславное Божие милосердие! Люди забыли Бога, жили греховно, озлобляли праведников, а Промыслитель Господь бережет еще Свой виноградник, несмотря на злобное настроение делателей в нем, на их леность и нерадение к делу Божиему.

После всех пророков Бог посла к ним сына своего (Мф. 21:37), единого сына возлюбленного своего (Марк. 7:6). Был у домовитого человека единородный сын, возлюбленный. И подумал долготерпеливый домохозяин: усрамятся сына моего, т. е. не устыдятся ли сына? Нужно ли пояснять, как милосердый и человеколюбивый Бог Отец, по исполнении от века определенного времени, посылает в мир Единородного Сына Своего. Он по всеведению Своему знает, как поступят злые делатели виноградника с Сыном Его. Но не щадит Сына, ибо тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, выдал как жертву за грехи мира, да всяк веруяй в он, не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3:16). Не усрамятся деятели и руководители избранного народа. И с Сыном Божиим поступят так, как поступали с пророками. Точно, они должны бы были устыдиться злодеяний отцов своих. Но сыновья тех, которые избивали пророков, дополнили меру их.

Делателе же, видевше сына, реша в себе: сей есть наследник: приидите, убием его, и удержим достояние его (Мф. 21:38). Злые деятели в винограднике совещаются убить и сына домохозяинова. Он наследник виноградника и, следовательно, распорядитель полный в нем. Что же ожидать от него ленивым и злым виноградарям? Они сами догадываются, а потому и приходят к соглашению убить наследника-сына и завладеть его наследством. Тогда и опасность минует. У домохозяина только есть один сын. А сам домохозяин разве оставит такое злодеяние без наказания? Тогда усмотрят, что делать. Воистину бесовская мысль померяться с Богом!

Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и по человечеству наследник всего Божьего достояния. Он Сам говорит: вся мне предана суть Отцом Моим (Мф. 11:27), а посему Ап. Павел и прямо именует Его Наследником, имже Бог Отец и веки сотвори (Евр. 1:2). Но будучи сиянием славы Отчей и образом Ипостаси Его и держа все словом силы Своей (1:3), Единородный Сын Божий явился на землю в образе человека. Слово, Второе Лицо Пресвятой Троицы, стало плотью (Иоан. 1:14). Оно благоволило принять в единство Божественного лица человеческое естество. Явился на земле Богочеловек. Он во своя прииде, пришел к своим (1:11), в свой собственный виноградник. Тридцать лет прожил Он от Своего рождения в безвестности. Только немногие избранные знали о Нем. Но после крещения от Иоанна Богочеловек выступил на общественное служение. Божественное учение Его и чудеса обратили на Него внимание. Но делатели злые виноградника, т. е. народные руководители из партии фарисеев книжников и саддукеев совет сотворили погубить Иисуса. За что? Они сами не находят вины. После воскрешения Лазаря «многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: «что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставить Его так, то все уверуют в Него» (Иоан. 11:45–48). Что же будет, если все уверуют? На совете члены его умолчали о том, что действительно будет, и указали на мнимую опасность от римлян. Но ведь ясно им было, что Иисус, Наследник достояния Божия, неисправных делателей в винограднике подвергнет взысканию и заслуженному ими наказанию. Все в Него уверуют, и Он будет Главою нового виноградника, а нерадивые виноградари изгнаны будут вон. Понимают это первосвященники и фарисеи. И вот „один из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им (членам совета): вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб“ (11:49–50). Как этот голос напоминает совещание виноградарей: приидите, убием его! Нам лучше будет, мечтают они. Мы удержим достояние его. Мы останемся деятелями в Божием винограднике, церкви ветхозаветной. И все у нас пойдет по-прежнему. Ни откуда опасности не будет. Господство останется в наших руках.

И емше его изведоша вон из винограда и убиша (Мф. 21:39). Виноградари привели в исполнение свое решение. Они обагрили руки свои кровью сына домохозяина и наследника. Но это злодеяние они совершили вне виноградника. Злые виноградари как будто думали, что злодеяние сие не достоит совершить в Божием винограднике. Так и Господь наш Иисус Христос был схвачен книжниками фарисеями, судим у первосвященников Анны и Каиафы и предан Пилату, римскому начальнику над Иудеей. Но вот и у Пилата окончился беззаконный суд. Осудили Спасителя нашего на смерть. Да какую? – На кресте. Такая казнь у евреев для евреев не была положена. Господь наш Иисус Христос по плоти от евреев. Однако фарисеи книжники вывели его вон из виноградника, т. е. предали Пилату и испросили для Него род казни, употреблявшейся у римлян язычников. Конечно, этим недруги нашего Спасителя хотели доставить Ему большее посмеяние, презрение и ненависть всего еврейского народа. Писано в законе: проклят есть от Бога всяк висяй на древе (Втор. 21:23). Но вот Иисус из Назарета повешен и пригвожден к древу. Он, значит, проклят от Бога. Не ведают злобные книжники фарисеи, что Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва (Гал. 3:13). За нас принял на Себя Спаситель наш Божие проклятие. За нас и осмеяние, и бичевание, и оплевание, и смерть – да освятит люди своя кровью (Евр. 13:12). Ради сего Он вне врат пострадати изволил, показуя тем, что страдал и умер за весь род человеческий.

Но те, которые довели Его до позорной крестной казни только по злобе и ненависти к Нему, останутся ли безнаказанными? Сам Спаситель, рассказав притчу, обратился к слушателям с вопросом: Егда убо приидет господин винограда, что сотворит делателем тем? По закону самих евреев, который они приняли от Бога, за преступление полагалось возмездие. «Когда дерутся люди..., и если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21:22–25). Среди слушателей притчи о виноградарях было много книжников, сведущих в законе. Они знали предписания о возмездии. Не думая долго, они и дают ответ на вопрос Спасителя: злых зле погубит их: и виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя (Мф. 21:41). Так, правильно рассудили книжники, по закону, что домохозяин злодеев виноградарей предаст лютой смерти. Они избивали посланцев домохозяина, убили сына его и хотели завладеть виноградником. Таким образом, они совершили целый ряд беззаконий, злодейств, за которые и должны понести должное наказание. Но виноградник будет сохранен. Его домовладыка предаст иным деятелям. Эти последние заведут иные порядки, приложат усердие и будут отдавать ему плоды в свое время.

Да, подтвердил Спаситель ответ книжников, приидет и погубит делатели сия и вдаст виноград инем (Лук. 20:16). Это исполнится и так скоро, как того не ожидают вожди народа иудейского. Некоторые догадывались, что притча к ним относится. Значит, и приговор, произнесенный книжниками и подтвержденный Спасителем, исполнится над ними самими. Слышавше же этот приговор, рекоша: да не будет, избави Бог! Страшно и подумать о бедствии. А им угрожает Учитель. Да и правильно. Так рассудили и книжники, хотя приговор более всего их касается. Они хотели завладеть виноградником, а вместо того сами будут изгнаны из него, и он будет передан другим. Спаситель, взглянув на них, сказал: несте ли чли николиже в писаниях: камень, егоже не в ряду сотвориша зиждущии, сей бысть во главу угла. От Господа бысть сие, и есть дивно во очию вашею (Мф. 21:42). Да, в псалме Боговдохновенный Песнопевец взывал: «вот врата Господа; праведные войдут в них. Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших» (Псал. 117:20–23). Псалмопевец вещал о новозаветных временах. Какая это будет счастливая пора! Вот явятся Врата или Дверь с неба. Аз есмь дверь овцам (Иоан. 10:9), сказал о Себе Господь наш Иисус Христос. В Нем наше спасение, надежда и отрада, буду петь и славить Его. Он есть Камень, соделавшийся главою угла. Его отвергли строители ветхозаветной церкви: законоучители, книжники и фарисеи. Но что сделают люди против Божьего дела? Камень сей Христос от Господа. Посему-то Он и мог стать Главою угла. Отверженный иудеями, Он оказался столь многоценным и твердым, что не только вошел наряду с другими камнями в состав здания, но стал угольным, соединившим собою две стены, т. е. уверовавших из иудеев и язычников. Пророк говорит, что от Господа это было. Ни человек, ни ангел не мог составить такого угла. В глазах наших, по нашему мнению, дивно это. Дивен союз двух народов в деле веры и благочестия. Ясно, что Божий пророк вещал о Мессии, Господе Иисусе Христе. Его отвергли вожди иудейского народа. Но Он Себя Самого положил в основание Церкви. Он стал Главою ее. И основания инаго никто же может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1Кор. 3:11). На сем единственном основании и стоит Церковь Христова. Как Краеугольный Камень, Господь Иисус Христос соединил в Себе некогда разрозненных язычников и иудеев. «Вы, говорит Апостол Павел уверовавшим во Христа язычникам, вы были в то время (до обращения к вере) без Христа, отчуждены от общества Израильского, заветов обетования, не имели надежды и были безбожниками в мире; а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовою. Ибо он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотью Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством Креста, убив вражду на нем, и пришед благовествовать мир вам, дальним и близким, потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном духе» (Ефес. 2:12–18). Но зиждущии т. е. книжники фарисеи, ленивые и нерадивые, порочные деятели в Божием винограднике, читавшие пророков и закон, не приняли во внимание голоса Псалмопевца. Намеренно смежили они глаза, чтобы не видеть, и заслонили уши, чтобы не слышать, – отолсте бо сердце людей сих. Камень Христос был ими отвергнут. Но на Нем основывается новое Царствие Божие. Виноградник передается новым виноградарям. Старые деятели изгоняются, ибо они сами не хотят войти в этот обновленный виноградник. По этой то причине, сего ради глаголю вам, продолжал Спаситель Свое слово к слушателям притчи, яко отъимется от вас Царствие Божие, и дастся языку, творящему плоды его (Мф. 21:43). Царствие Божие или

Церковь Христова, основанная на Камне Христе, дастся, по словам Спасителя, иному языку, другому народу. Какому же это? В Церкви Христовой несть еллин, ни иудей, обрезание и не обрезание, варвар и скиф, раб и свобод, но всяческая и во всех Христос (Колос. 3:11). Все верующие и сподобившиеся благодати крещения суть полноправные члены Церкви, к какому бы народу ни принадлежали они. Все члены Церкви суть новый Израиль в противоположность ветхому Израилю, избранному некогда Богом народу еврейскому. Они и стали виноградником Божиим с новыми виноградарями. «Не чужие вы и не пришельцы, говорит Ап. Павел о верующих бывших язычниках, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным Камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святую церковь о Господе» (Еф. 2:19–21). И сей новый Израиль, новый народ будет приносить обильные плоды в винограднике, плоды веры и благочестия. Однако же при свободной деятельности членов Церкви всегда возможны будут падения. Но горе тому, кто падет на Камень. Падый на камени сем сокрушится (Мф. 22:44), разобьется душевно, значит, погибнет. Но что означает, падение на Камень? Неверие в Господа Иисуса Христа, не признание Его за Сына Божия и Спасителя мира. В среде же членов Церкви могут явиться и грешники нераскаянные. На таковых Камень сам падет. А на нем же падет, сотрыет и (22:44), раздавит, значит, осудит на вечную погибель.

Мы, братие, окончили изъяснение притчи Спасителя о винограднике и виноградарях. Вся она поучительна. Но нет возможности коснуться всего. Остановимся вниманием на самом главном. Господь наш Иисус Христос под виноградником разумел святую Церковь. От нерадивых виноградарей ветхого завета виноградник отобран. Это значит, ветхий завет окончил дни своего существования. Он был тенью будущих благ, прообразом их. Когда же явился на землю Бог во плоти, Первообраз и Истина, тогда тень и прообразы утратили свое значение. Но только нерадивые деятели получили возмездие за свои беззакония, а виноградник перешел к иным виноградарям. Из ветхого завета многое удержано и для Церкви Христовой. Так Господь Иисус Христос соединил ветхий завет с новым. Он Себя Самого положил в основание Церкви. Он есть единый Верховный Пастырь Глава Церкви. Другого главы быть не может. Далее Господь Бог даровал Церкви Своей Духа Святого. Сей Дух, истинный Бог по естеству, Третье лицо Пресвятой Троицы, пребывает в Церкви и будет пребывать до конца веков. Он поставляет пастырей церкви (Деян. 20:28), Он, по обетованию Господа, научает их и напоминает им все, чему учил Господь Иисус Христос (Иоан. 14:16 и 26). Он же предохраняет их от заблуждения и погрешностей против спасительной истины. Хранимая и руководимая Духом Святым, Христова Церковь не может погрешить. Никогда она и не отпадет от истинной веры.

Цель, которую имеет в виду Церковь Христова на земле, есть спасение членов ее. Для сего ей дарованы средства благодатные. Первее всего в Церкви учреждено священство к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова (Ефес. 4:11–12). Священству дарована власть учить, вязать и разрешать грехи членов Церкви, крестить и совершать все другие богоустановленные таинства для освящения их. Воистину Церковь Христова есть благоустроенный Виноградник. В нем Сам Бог Господь Иисус стал краеугольным Камнем в основании. Дух Святой, по естеству Бог животворящий, управляет и действует животворно в нем. Пастыри Церкви, начиная с Апостолов, суть только служители Христовы, делатели в Его Винограднике. По дару Духа Святого они учат, совершают таинства и управляют Церковью во спасение членов ее. Так созидается и растет Виноградник, Святая Церковь, еже есть тело Христово. Вот теперь, братия мои и чада о Господе, знайте, что такое Виноградник Христов. Это наша Православная Церковь, единая истинная на земле. В ней дарованы нам все средства ко спасению. Как вне виноградника не растут виноградные плоды, так и вне Церкви нет спасения. «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Помните это сами и детей своих тому учите. Припоминайте чаще историю всемирного потопа. Кто спасся от него? Только бывшие с патриархом Ноем в ковчеге. Так спасутся только те, которые пребудут в Христовом Винограднике, т. е. Церкви Православной. Если придет к вам сектант какой и будет предлагать веру свою принять, так не слушайте его, хотя бы он начал говорить от Писания. Издавна было так, что все сектанты желали подкреплять свое ложное учение словами священного Писания. Для сего они брали и берут из него отдельные речения и стихи, без связи с другими. Известное дело, если злоупотреблять словами свящ. Писания, то можно, пожалуй, всякую ересь оправдать. Вот богомерзкое дело скопцов, и то они сами обосновывают его на словах Писания. А пашковцы, молоканы и штундисты всюду выставляют напоказ, что они твердо стоят на почве священных книг. Они отрицают Церковь, священство, таинства и обряды и одно твердят, веруй только и спасешься. Так будто учит и слово Божие. При этом они показывают, обыкновенно Новый Завет, в котором по местам строки подчеркнуты Красными чернилами. Но вы, православные, говорите сектантам: кто вам сказал, что Библия есть священная книга, содержащая в себе Божественное откровение? Откуда вы узнали, что напр., первое Евангелие написал св. Ап. Матфей, второе – Марк и т. д.? Ведь это нам поведала св. Церковь, которая, по Апостолу, есть столп и утверждение истины (1Тимоф. 3:15). А сектанты наши вышли из церкви. Они не признают ее прав на учение и не верят ей ни в чем. Так пусть же не доверяют свидетельству ее и о достоинствах Библии. А это кто им поведал, что будто только стоит уверовать во Христа, и уже спасен человек. Не слово ли Божие говорит: Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать; еда может вера спасти его; вера, аще дел не имать, мертва есть о себе... Ты веруеши, яко Бог един есть: добре твориши: и беси веруют, и трепещут. Хощеши ли рузумети, о человече суетне, яко вера без дел мертва есть. На русском языке прочитайте им это же: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?.. Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе... Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:14–20). Так пусть не говорят сектанты, что уверуй, и ты уже спасен. Бесы все веруют, и ни один теперь не может спастись. Чего же не достает при вере для спасения? Подвигов любви и послушания Церкви. Только в ней одной находятся все средства к духовной жизни во Христе и освящения верующих. Вне ее, как в море вне корабля, человек погибнет навеки вечные.

Но у нас на Руси много и другого рода суеверных людей. Вы, конечно, слышали о наших раскольниках. Они любят себя именовать староверами. И какая это есть старая вера в отличие от новой. Един Господь, едина вера, едино крещение... Един Бог и Отец всех (Ефес. 4:5 и 6), учит Ап. Павел. Вера одна. Нет и не может быть деления ее на старую и новую. Чтобы как-нибудь прикрыть свое отщепенство от Церкви, они вот и присвоили себе название староверов. А правильно нужно именовать их раскольниками. И сии отступники от Церкви любят уловлять в свои сети православных чад ее. Обыкновенно они хулят святую Церковь и обвиняют ее в том, что она будто погрешила, исправив богослужебные книги, некоторые чины и обряды. Вот образец греховного мудрствования. Исправили на лучшее книги богослужебные, а суемудрые люди закричали: пусть, они оставались бы с погрешностями. Патриарха Никона, при котором исправлялись книги, раскольники причислили к еретикам. Он будто одолел церковь и уничтожил ее. Не хула ли это на Святого Духа? Господь сказал: созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18). А раскольник говорит, что патриарх Никон одолел. Очевидно, он уже не верит словам Господа, как будто Господь не истину изрек. Если Церкви не могут одолеть все силы ада, диавол со всеми его клевретами, то как же мог ее одолеть Никон, патриарх поместной церкви? Как он мог влияние оказать на другие поместные церкви? Да разве он в силах был изничтожить Церковь единую, святую, соборную и апостольскую, когда он управлял только частью церкви, которая на Руси? Ясно, что патриарх Никон сего не мог учинить. Всякому это понятно. Но наши раскольники намеренно, по гордости, не хотят понимать, и знать этого. Вышли они из Христова Виноградника по великому самомнению и душевной слепоте вождей своих, да так и доныне не желают возвратиться в него. Они не дорожат истиною, не дорого им и спасение душ. Со скорбью это говорим, а не упрекаем их. От сердца любящего молимся, чтобы Сам Господь, Господин и Наследник Виноградника, призрел на них Своим милостивым оком и вложил бы в сердце их дух смирения. Молимся еще о том, чтобы Просветитель душ, Господь Иисус, просветил бы их очи разумные, да уразумеют, что вне Виноградника нет спасения, и присоединятся к единой святой соборной и апостольской Церкви. Молитесь о сем и вы, братие, по любви к заблуждающимся. Это великое дело милосердия, а к милостивым и Бог бывает милосерд.

Но, пребывая неизменно в Христовом Винограднике т. е. святой церкви, приносите и плоды, достойные звания христианского! Господь даровал этот Виноградник языку творящему плоды многи. Так и оправдаем премилосердое к нам доверие Домовладыки. Первый плод есть правая вера. Берегите ее, как зеницу ока. Никакому самочинному и от себя приходящему учителю не верьте. Эти учители не дверьми входят во двор овчий, но пролазят инуде. По слову Спасителя они тати и разбойники, являющиеся ограбить души православных, лишить их благодати Святого Духа и тем довести до погибели. Да сохранит нас Господь Бог от такого бедствия. За правою верою следуют плоды любви к Богу и ближним. Много раз нам придется беседовать о сем предмете, а потому теперь кратко заметим только, что сей плод равноценен с правою верою и соединен с нею неразрывными узами. Истинно верующий должен быть сильным и крепким в любви и украшенным христианскими добродетелями. Идите и творите так. Бог повелел нам всем так жить и трудиться в Его Винограднике. Трудящимся Он Сам на помощь. А с помощью Божией мы можем совершить все доброе. Станем же, станем добре работать Господу, да получим от Него и мзду верных и усердных виноградарей.

Святая Церковь по плану Божия домостроительства основана не для одного какого либо народа, но для всех людей. Это Господь наш Иисус Христос возвестил нам в следующей притче о званных на вечерю.


Источник: Притчи Господа нашего Иисуса Христа. Выпуск 1 / Священник Василий Преображенский. Москва, типо-литография И.Е. Ермакова, 1897 г. 319 с.

Комментарии для сайта Cackle