епископ Вениамин (Платонов)

Слово в день всемирного воздвижения честного и животворящего креста Христова

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим»

В память того великого события, когда впервые открыт был крест Христов, находившийся три века в земле, в которой сокрыли его враги Господа Спасителя, церковь установила ежегодно праздновать день обретения этой величайшей святыни миpa христианского, и с торжеством воздвигает его для поклонения всем, истинно верующим в Господа Спасителя.

Воздвигается крест Христов: и пред нашим мысленным взором как бы вновь воскресает вся страшная картина великих мучений Божественного Страдальца, которые благоволил Он поднять ради нашего спасения и оправдания пред Богом. Воздвигается крест Христов: и мы с чувством глубочайшего благоговения преклоняемся пред ним, знамением нашего искупления, источником освящения, залогом вечной жизни, дарованной всему роду человеческому Тем, Кто пострадал и умер на нём. «Кресту Твоему покланаемся, Владыко!»

Если и всегда верующий христианин носит в уме своём и живом воспоминании Господа Спасителя, нас ради пострадавшего и умершего: то ныне по преимуществу останавливается он своей мыслью и чувством сердца на этом великом предмете. При размышлении о божественных страданиях и смерти Господа Спасителя, мы должны знать и обходить две крайности, порожденные буйным неверием и своевольным мудрованием человеческим, из которых одна отрицает божество Господа Спасителя на том именно основании, что Он пострадал и умер, на кресте, другая, хотя и признаёт Его божественное достоинство, но по этому самому не допускает действительности Его страданий, какие претерпел Он в крестной смерти за род человеческий, почитая сии страдания за один только призрачный и обманчивый вид. Первая крайность принадлежит Иудеям, вторая – тем лжеименным христианам, которые явились в великом множестве ещё со времён апостольских и известны под именем гностиков, т. е. еретиков, хвалившихся знаниями своего ума.

Иудеи доселе не признают во Христе распятом своего Мессии и Сына Божия потому именно, что Он был распят на кресте и умер. Сами они устроили крест Христу, сами распяли Его и умертвили, а потом свое собственное злодеяние обращают в доказательство против божества Того, Кого распяли. Нанесши Сыну Божию смертельный удар по человечеству, они хотят обратить этот удар и на Его божество, которое отвергают и не признают. Ложные мудрецы, не дерзая и не имея сил отвергнуть божество Господа Иисуса, вздумали колебать веру христиан в действительность Его крестных страданий и смерти, так как, по их мнению, божеству вовсе не приличны и не свойственны какие-либо болезни и мучения, забывая то, что Сей самый Бог был вместе и истинным человеком со всеми свойствами и ощущениями человеческой природы! Потому-то св. церковь, заграждая ложные уста тех и других и ограждая спасительную истину нашей веры от их пагубного заблуждения, постановила всем истинным христианам веровать так: верую в Господа Ииcyca Христа Сына Божия единородного, распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и срадавша и погребенна!

Чтобы тверже стать в ceй истине и лучше убедиться в ней, рассмотрим противные нам образы мыслей и разберём их силу и доказательность, или лучше, бессилие их и неосновательность.

Итак Иудеи не веруют в Господа Иисуса Христа, Сына Божия потому, что Он пострадал и умер на кресте. Но, безрассудный Иудей! То, что ты видишь совершившимся на кресте, не должно удивлять тебя и приводить в соблазн относительно лица Сына Божия; крестные страдания и смерть Господа Иисуса не должны казаться тебе какой-то неожиданной и невероятной новостью, этому надлежало быть по вечному определению правды Божией, и об этом ты должен знать из всех древнейших преданий, пророчеств и прообразований церкви ветхозаветной! Так, мы знаем, что еще прародитель наш Адам тотчас по изгнании своём из рая, приносит умилостивительную Богу жертву от животных. Потом мы видим жертвенную кровь, льющуюся во все времена, начиная от Адама и патриархов до времен Господа Иисуса. Что означала эта жертвенная кровь и как она могла умилостивлять Бога за грехи людей? Она имела свою священную силу и значение потому, что прообразовала ту святейшую и всеосвящающую Жертву, которая, по исполнении назначенных Богом времён, должна была принестись на Голгофе Единородным Сыном Божиим. От этой-то единой, великой и всемирной жертвы заимствовали свою силу и действие все жертвы ветхозаветные. Верой в будущего Mecсию, Сына Божия, имевшего некогда прийти и пострадать, жили все патриархи и эту веру ясно высказал Моисей в своём законе. Он говорит, что чаемый народом израильским Мессия будет повешен на древе. И будет живот твой висящ пред очима твоима1. Здесь прикровенно Моисей называет Господа Спасителя животом народа Иудейского, висящим пред его очами. Каким же образом это случится? Пророки, жившие после Моисея, самым точным и ясным образом предсказали все подробности этого великого дела. Так, св. царь и пророк Давид созерцает духом как мятутся и шумят народы, как восстают цари и владыки земные против Господа и Христа Его2. Тот же пророк прикровенно указывает и на то, кто будет орудием предательства Господа, в руки врагов Его; этим погибельным оpyдием послужит один из ближайших учеников Господа, который называется человеком единодушным и единомысленным, искренним и знаемым, – человеком, разделявшим с Господом один хлеб и одну трапезу3. Сей-то единомысленный человек, причисляющийся к людям мира, явится в последствии изменником Господу и воздвигнет на Него пяту свою4. Пророк Зaxapия определяет и цену, за которую предан будет Господь на смерть. Так он представляет Господа, требующим от своего народа, чтобы сей воздал Ему должные плоды, или отрекся. Народ воздал Господу мзду Его, когда оценил Его тридцатью сребрениками! И реку к ним, глаголет Господь, аще добро пред вами есть, дадите мзду мою или отрецытеся. И поставиша мзду мою тридесять сребренник5. Затем у Давида раскрывается страшная картина, как восстают клеветники и лжесвидетели на Господа, и как, при сих лжесвидетельствах, Господь молчит и не отверзает уст своих! Восставше на мя лжесвидетелие неправеднии, яже неведях, вопрошают мя6. Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих: и бех яко человек не слышай, и не имый во yстех своих обличения7. Какой будет конец такого несправедливого и беззаконного суда нечестивых над Господом, описывается у пророка Исаии. Аз не противлюся, ни противоглаголю. Плещи моя вдах на раны, и ланиты мои на заушения, лица же моего не отвратих от студа заплеваний8. Отдав себя в беззащитную жертву злобы врагов своих, и претерпевая все их поругания и раны, Господь является перед взором пророка без вида и доброты, умаленным, обесчещенным, ведомым на заколение подобно агнцу и вменяемым со беззаконными на месте Его казни. И видехом Его, и не имеяше вида и доброты: но вид Его бесчестен, умален паче всех сынов человеческих!.. Яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред закалающим Его безгласен, тако не отверзает уст своих. И со беззаконными вменися!9 Пророк Давид представляет события, имевшие последовать тотчас по вознесении Господа на крест, именно: насмешки и ругательства над Ним со стороны собравшейся у креста Его толпы врагов, – раздел Его одежды между распинателями, – напоение Его желчью и оцтом. Вси видящии Мя, поругашамися, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, яко хощет Его! Hесть помогаяй Ми! Обыдоша Мя пси мнози, сонм лукавых одержаша Мя. Разделиша ризы моя ceбе, и о одежди моей меташа жребий10. Искусиша Мя, подражниша Мя подражнением, поскрежеташа на Мя зубы своими; расшириша на Мя уста своя, реша: благо же, благо же видеша очи наша!11 И ждах соскорбящего, и не бе, и утешающих, и не обретох! И даша в снедь Мою – желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта12. Пророк Захария обозначает самое время года, когда имело последовать все это, и описывает события, которые должны были совершиться в ту ужасную пору, именно: он указывает на расстройство и превращение порядка природы. И будет в день он, не будет свет, но зима и мраз: и будет день един, и день той знаем будет Господеви, и не день, и не нощь и при вечере будет свет13. Какую загадку говорить пророк? В один день представляет отсутствие света, наступление тьмы и мраза, и не день, и не нощь, и при вечере свет! Эта загадка разъясняется событиями страданий и смерти Господа. В ту пору действительно была зима, почему и грелся апостол Петр у огня на дворе apxиepeя14. В день тот померкло солнце и не светило от шестого часа до девятого: и вышло, что это было и не день, и не ночь и при вечере опять явился свет. И день той знаем будет Господеви! Почему же именно этот день знаем будет Господеви? Почему же именно этот день терпения Господня – день, все мучение которого знает только пострадавший за нас Господь! Эти же самые события описываются у пророка Амоса. И будет, говорит он, в той день зайдет солнце в полудне, и померкнет на земле в день свет15. О смерти и погребении Господа говорится у пророков Исаии и Иеремии. Пророк Исаия говорит: воззрите на твердый камень, его же иссекосте16. И Иеремия: умориша в poвe жизнь мою, и возложиша камень на мя!17 Из сих приведенных нами мест видно, что вся ветхозаветная церковь знала о страданиях Господа Спасителя и веровала в них. И так, зачем же соблазняешься, Иудей, крестом, и страданиями Сына Божия, когда всему этому надлежало быть по писаниям пророков? То, что ты приводишь в доказательство против божества Иисуса Христа, пострадавшего и умершего, это самое и доказывает нам, что Он есть истинный Meccия, обетованный Искупитель рода человеческого и Бог наш, так как Он исполнил все, чему быть надлежало по пророчествам! Ты соблазняешься крестом Господа и Его страданиями, так как бы Он не имел столько силы и могущества, чтобы защитить Себя и избавиться от рук твоих отцов – распинателей; но зачем забываешь, что Господь не по немощи и бессилию умер, а потому, что на это была Его всеблагая воля, дабы своими святейшими страданиями искупить грехи рода человеческого и примирить нас, с Богом? Послушай, что говорить пророк Исаия! Сей грехи наша носит, и о нас болезнует, и мы вменихом Его в труде быти, и в язве от Бога, и во озлоблении. Той же язвен быстъ за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем; язвою Его мы исцелехом. Вси, яко овцы заблудихом: человек от пути своего заблуди, и Господь предаде Его грех ради наших18. Притом, когда представляешь себе крест и страдания Господа: то зачем выпускаешь из виду Его славу, т. е. Его воскресение из мертвых, Его торжество над смертью и адом? Если бы Господь только умер и не воскрес, то ты имел бы право сомневаться в божестве Господа Иисуса и соблазняться уничтожением Его креста! Но когда Он, претерпев крест, когда временно покорившись действию закона смерти, вышел потом с знамением победы из самого царства смерти, то очевидно, что такое действие уничтожает все прошедшее бесславие креста, и являет в подъемшем его Всемогущего Бога! Но, может быть, ты не веришь и самому воскресению Господа, и думаешь, что Он доселе есть пленник смерти и ада: в таком случае, пусть научать тебя самые демоны, которые трепещут креста и убегают силы Распятого на нем! Отчего это? Откуда крест Христов, имеет такую силу? Много было мертвецов, скончавших свою жизнь на кресте, и однако мир бесовский боится только Единого распятого и умершего Сына Божия! Это значить, что Он есть Владыка жизни, победивший ад и упразднивший царство смерти! Итак, неразумный Иудей! Ты должен или вместе с нами веровать в божество Иисуса Христа, пострадавшего и умершего на кресте, или совсем отказаться от веры пророков и патриархов, – должен сам себя исключить из чад Авраамовых и не хвалиться этой честью, ибо Авраам веровал в страждущего Мессию, и эта вера заставила его поднять нож на единственного, возлюбленного сына своего – Исаака!

Перейдем теперь к мнениям своевольных мудрецов века сего. Они признают Сыном Божиим Господа Иисуса; не смеют, или не могут, отрицать Его божественного достоинства; но по этому самому не признают его страданий за истинные и действительные, а дают им только один вид их. Но если страдания Господа были только кажущиеся и призрачные, то надо доказать, что и тело Господа было призрачное и кажущееся, а не действительное тело человеческое. Но это ужасная ложь на Бога истины, Который благоволил истинно воплотиться и принять на себя естество наше. В этом убеждаемся прямыми и ясными указаниями Слова Божия. Так, евангельская история ясно говорит, что Господь Иисус был истинным человеком, а не мнимым. Он зачался во чреве Марии по благовестию архангела, рождение Его воспели ангелы; Он бежал от злобы Ирода в Египет; был обрезан как человек восьмидневный. Потом, до самого Своего вознесения на крест, Он нес все труды и тяжести нашей жизни, утомлялся, скорбел и плакал, алкал и жаждал, не имел где подклонить главу Свою. Нужно только прочитать со вниманием последние минуты земной жизни Господа Спасителя, описанные св. евангелистами, чтобы вполне убедиться, что Господь Иисус, при всем Своем божественном величии, был вместе и истинным человеком, как все люди вообще. Он тогда скорбел, тужил и ужасался, молил Отца Своего, чтобы мимо Его прошла та чаша, которую надлежало испить Ему. Когда веден был на лобное место казни, то изнемог под бременем несомого Им креста Своего. Вися на кресте, Он с воплем взывал об утолении Своей жажды, которая мучила Его в предсмертные минуты. Когда ему было подано горькое питье, то Он не мог принять его. Каково было внутреннее состояние Господа в эту ужасную пору, и что Он чувствовал тогда, раскрывают нам псалмы Давидовы. Одержаша Мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша Мя. Болезни адовы обыдоша Мя, предвариша Мя сети смертныя19. Яко вода излияхся и разсыпавшася вся кости Моя, бысть сердце Мое, яко воск таяй посреди чрева Моего. Изсше, яко скудель, крепость Моя, и язык Мой прильпе к гортани Моему20. Скорби сердца Моего умножашася!21 Несть исцеления в плоти Моей; остави Мя сила Моя, и свет очию Моею, и той несть со Мною!22 Внидоша воды до души Моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох в глубины морския, и буря потопи Мя! Нищ и боляй есмь Аз!23 Исходища водная изведоста очи Мои; скорби и нужды обретоша Мя!24 Когда под тяжестью сих скорбей и болезней, дух Его отрешился от пречистой плоти: то во удостоверение действительности Его смерти пронзили копьем ребро Его, из которого вышла кровь и вода. После сего сами мучители признали Его умершим несомненно! Каких же после всего этого надо доказательств на то, что страдания Господа и смерть были не мнимые и кажущиеся, а истинные и действительные? Сама природа не осталась бесчувственной к тому, что происходило на Голгофе. Ибо в минуты страданий Господа солнце померкло и луна не дала света; наступило время тьмы и мрака; камни распались и завеса церковная раздралась с нижнего края до верхнего. Поколебалась земля и гробы мертвецов отверзлись! Неужели все это было один призрак – одна мечта воображения? Ответ на все сие мы должны выслушать из уст Того, Кто претерпел крест, а не тех, которые были в стороне от сего креста и, может быть, совсем не существовали в ту пору, когда мучения его испытывались Распятым на нем Господом? Что же говорит нам Распятый на кресте Господь? То, что Он был объят болезнями ада, и мучения смерти потопили Его, подобно устремлению волн морских! Несмотря на этот разлив адовых болезней в чувстве распятого Господа, нашлись люди, которые отрицают их силу и действие! На чем же основывают они свои мнения? Ни на чем! Их устами движет один произвол ума и сердца! Сколько же в этом произволе и своеволии ума человеческого содержится оскорбления Божию снисхождению, по которому Сам Владыка земли и неба благоволил смирить Себя даже до смерти – смерти же крестной, и сила крестных страданий которого не приемлется – отрицается! И так верь, суемудренный человек, что Господь страдал и умер не призрачно, а истинно и действительно! Верь, ибо иначе обличить тебя Голгофа, на которой водружен был крест, обличить тебя крест, на котором висел Господь, обличит тебя померкшее солнце и луна, обличит тебя трость и губа, на которых подано было Господу горькое питье, обличат воины, которые распинали Господа и делили ризы, обличат рассевшиеся камни и раздравшаяся церковная завеса; обличит та ночь, в которую скорбел Господь и тужил пред крестными страданиями, обличит вертоград, в котором молился Господь, чтобы мимо прошла уготованная Ему чаша, обличит сам Иуда-предатель, который, видя страдания преданного им Господа, раскаялся и, шед, удавися! Обличит тебя огонь, у которого стоял и грелся Петр, обличит тебя дом Каиафы, доказывающий настоящим запустением своим силу Того, кто был осужден в нем, обличит Пилат, умывший тогда руки свои в знак невинности Того, Кого присуждал он к смертной казни, обличить Симон Киринейский, который нес крест за Иисусом, обличит гроб, в котором был положен Господь, обличат ангелы, бывшие тогда у гроба, и жены, поклонившиеся Господу по воскресении, и Петр, и Иоанн, притекшие ко гробу, и Фома, вложивший руку в ребро Его и персты в язвы гвоздиные! Все обличит такую ужасную ложь, против которой встает земля и небо!

Таким образом, вот различные убеждения людей относительно лица Господа Иисуса, Его крестных страданий и смерти! Убеждения эти имеют свое направление и особенность: но каждое из них клонится к одному концу – ниспровержению нашего спасения во Христе Иисусе! Ибо допустим с иудеями, что Господь Иисус не есть Бог, так как Он пострадал и умер: что из сего выйдет? То, что род человеческий находится в грехах и остается по под проклятием Божиим. Ибо кто может искупить грехи всего мира, и примирить преступного человека с бесконечным Богом? Кто может стать в силе своего ходатайства пред лицом Его? Тут недостаточно никакое ограниченное и сотворенное существо, здесь потребна сила ходатайства существа такого, которое равнялось бы величии беспредельного Бога. Такого Ходатая имеем мы в Единородном Сыне Божием! С другой стороны, если согласиться с ложными мудрецами века сего, что крестные страдания Господа имеют один только кажущийся вид без силы и действительности: то к чему поведёт эта мысль? Опять к тому же следствию, т. е. что род человеческий находится во грехе и остается под проклятием гнева Божия! Ибо если крест Христов – мечта, то и сила Его заслуг для нас – мечта! Если страдания Господа – призрак, то и надежда наша на оправдание пред Богом – призрак! Если смерть Искупителя нашего есть один обман чувств, то и спасение наше – обман и ложь! Ибо Бог свят и праведен, потому и для примирения с Ним грешнику потребно удовлетворение не кажущееся и мнимое, а истинное и существенное! След. отвергать ли божество Господа Спасителя по причине подъятых Им за нас смертных болезней, или отвергать силу и действительность самых сих болезней по причине Его божества, в том и другом случае одинаково выходит гибель душевная!

Почему заблуждающие не приходят в здравый смысл и не соглашаются с нами в образе мыслей относительно крестных страданий и смерти Господа Спасителя? Что отвлекает их разум от истинных понятий о Христе? Они как будто не хотят или опасаются коснуться чувством души своей, чтобы испытать то богатство благодати и милосердия Божия, по которому тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный25. Они никак не могут приложить к своему сознанию того, каким образом Великий Бог мог бы дойти до такого умаления и истощания, чтобы умереть на кресте? Потому, защищая славу божества, они не признают за Бога – распятого Господа Спасителя, или отвергают действительность Его крестных страданий. По-видимому в них выражается ревность о славе величия Божия, но между тем они не хотят примечать, как могильная холодность скрывается в сердцах их к Богу под этой кажущейся ревностью о славе Его! В них таится совершенное отсутствие любви Божией! Ибо если мы любим Бога, то эта любовь заимствуется нами от того богатства благости и милосердия Божия, по которому тaкo возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный! Когда представляем себе величие природы божественной, и потом останавливаемся мыслью своей на том крайнем истощании Господа Спасителя, по которому Он, вечно живый, вменился в мертвецах и после всех понесенных Им мучений, положился во гробе, то в этом случае самое холодное сердце не может оставаться безчувственным и равнодушным; невольно потрясается оно священным трепетом, и начинает любить Бога, хвалить Его и благодарить! Отселе наша жизнь и воскресение! Отселе наша праведность пред Богом и спасение!

Итак, пусть враги креста Христова смотрят на него, как хотят! Мы видим в нем Божию премудрость и Божию силу во спасение наше и освящение! Крест Христов имеет для нас двойную силу: он действует на нас любовно и страхом. Любовно к Тому, Кто поднял за нас тяжесть его, страхом к тому, что будет с нами, если вознерадим о своем спасении, совершенном Крестом Христовым! Ежели правда Божия с такой строгостью взыскала преступление закона в лице Единородного Сына Божия, то чего могут ожидать те, которые отвергают и самое это средство, предложенное любовью Божией во спасение наше и оправдание? Страшно об этом и подумать!

Итак: верую в Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна!

А веруя в Господа Спасителя, как Сына Божия Единородного и Самого Бога, не можем уже не благоговеть перед самыми Его крестными страданиями и не поклоняться Животворящему Кресту Его, которым Он искупил нас от вечной смерти, и как ключем отверз нам райские двери. «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!»

* * *

17

Иер. Плч. 3:53.



Источник: Платонов Вениамин, еп. Собрание слов и размышлений. Кострома: Губернская типография, 1908 г. – 572 с.

Вам может быть интересно:

1. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

2. Мои дневники. Выпуск 5 архиепископ Никон (Рождественский)

3. Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

4. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

5. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

6. Слова и речи. Том II – Слово в день Успения Божией Матери митрополит Никанор (Клементьевский)

7. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

8. Современное русское сектантство: (очерки, статьи и исследования) Дмитрий Иванович Скворцов

9. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

10. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс