Источник

Константин, Мартина и Ираклий младший

События в столице и дела в Египте

Старания Ираклия обеспечить по своей смерти властное положение Мартине, верной спутнице его жизни, разделявшей с ним его далекие походы и сносившей вместе с ним тяжкие удары судьбы, не привели к желанному для него результату. Враждебное Мартине настроение столичного населения резко сказалось в весьма обидной для нее форме в первом после смерти Ираклия царском выходе на ипподром. В сопутствии двора Мартина и с нею оба августа появились перед народом. Мартина объявила волю почившего супруга о ее непосредственном участии в представительстве верховной власти. Из толпы раздались громкие клики в честь обоих августов, причем предпочтение отдавалось Константину, как старшему и облаченному саном императора с первого года жизни. Тут же раздались обидные для Мартины возгласы: «Ты только мать царей! Они наши цари и владыки! Когда в наше царство являются варвары и иноплеменники, ты не можешь принимать их и вести с ними переговоры. Не дай Бог, чтобы в такое состояние пришла держава римлян!» Под эти возгласы Мартина удалилась, а народ продолжал славословить обоих императоров. 494 – Так соправительство Мартины было отвергнуто и выяснилось враждебное к ней отношение народа. 495

Положение государства было тяжко. Судьба Сирии была давно решена, хотя держался еще последний оплот имперской власти в Палестине и сильный гарнизон Кесарии продолжал отбиваться от арабов, осаждавших город под начальством Муавии. В Египте после отъезда Кира арабы упорно вели осаду крепости Вавилон. Бессилие и беспомощность египетских войск в борьбе с арабами побудили Константина иначе отнестись к планам патриарха Кира, чем это сделал его отец. Он вызвал Кира из ссылки, имея в виду восстановить его в сане и снабдить полномочиями для заключения мира с арабами из условий уплаты дани. Из Александрии был вызван Феодор для осведомления о положении дел и в его отсутствие его пост замещал Анастасий. 496 Одновременно с тем были сделаны распоряжения о снаряжении флота и войска в подкрепление слабых сил Египта. Пока шли эти приготовления, гарнизон Вавилона был доведен до крайности и сдался победителю на условии беспрепятственного выхода из крепости. 9 апреля 641 года, накануне Пасхи, гарнизон, с разрешения Амра, сел на суда и отплыл в Александрию, отдавая тем в руки арабов все области южного Египта.

После взятия Вавилона Амр двинулся на север в направлении Никиуса. Охрана этого ключа к Александрии была поручена Доменциану, который раньше позорно бежал из Файюма и отдал его врагу. Точно также поступил он во второй раз. Когда дошла весть, что арабы взяли один город поблизости от Никиуса, Доменциан, не ожидая прибытия неприятеля, покинул свой пост и, оставив на произвол судьбы свое войско, бежал в Александрию. Оставшиеся без командира солдаты последовали его примеру; но арабы настигли их на середине реки и перебили. Вступив без сопротивления в Никиус (13 мая), арабы произвели жестокое избиение мирного населения, не давая никому пощады. Из Никиуса они стали занимать соседние поселения. 497 Попытка Амра захватить Дамиетту не удалась, и этот важный пункт остался за империей. Верхний Египет сдался без сопротивления. Когда арабы подошли к Антинуполю, население готово было защищаться, но правитель области Иоанн, считая дело безнадежным, отказался от сопротивления и поспешил очистить город, уведя из него гарнизон и увезя подати, какие успел взыскать. 498 Так шли дела в Египте.

Одновременно с успехами арабов в Египте было довершено завоевание Сирии. Муавия самолично вступил в командование армией, осаждавшей Кесарию Палестинскую, и с 1 декабря по май месяцы арабы громили стены осадными орудиями. Гарнизон, состоявший из семи тысяч воинов, упорно защищался. Когда стены дали бреши, арабы ворвались в город, и в течение трех дней шло кровопролитие на улицах. Из гарнизона спаслись лишь немногие, успевшие уйти на судах. Арабские источники единогласны в свидетельстве о том, что своим успехом арабы были обязаны предательству одного иудея. После этого успеха арабы вторглись в Киликию, прошли в Каппадокию и взяли город Евхаиты. 499

Между тем, в столице империи собирались новые тучи. Между Константином и Мартиной не было взаимного доверия. Опасаясь за судьбу Мартины, Ираклий вручил, как было о том упомянуто, втайне от Константина значительную сумму денег патриарху Пирру в обеспечение своей супруги на случай, если ей придется покинуть дворец. Комит царских щедрот Филагрий, через которого шло это дело, выдал тайну Константину, и тот, вызвав к себе патриарха, потребовал передачи ему этого фонда. Патриарх был вынужден подчиниться и исполнил волю царя. После этого отношения между Константином, с одной стороны, и Мартиной и ее детьми с другой, приняли явно враждебный характер, и двор разделился на две партии. Слабый от природы Константин, сын матери, страдавшей эпилепсией, впал в тяжкую болезнь – вероятно, то была чахотка. В целях облегчения от снедавшего его недуга он покинул столицу и переехал в Халкидон, где у него был собственный дворец.

В связи с отстранением Пирра от двора церковная политика в кратковременное царствование Константина приняла иной характер. Папа Иоанн, получив известие о смерти Ираклия, обратился с приветствием к Константину и жалобой на те тревоги в церковной жизни западных областей, которые были вызваны посланиями Пирра в оправдание монофелитства. Упомянув о том, что Пирр указывал на солидарность с Сергием папы Гонория, папа представил краткий обзор истории вопроса, защищал православный образ мыслей Гонория и настоятельно просил императора сделать распоряжение, чтобы текст эктесиса (charta) был снят со стены храма св. Софии. 500 По- видимому, папа получил от императора обещание, что хартия с текстом эктесиса будет снята, так как преемник Иоанна, папа Феодор, в письме к патриарху Павлу строго упрекал его за неисполнение этого обещания. 501

Тяжкая болезнь Константина принимала между тем роковое течение. Вражда к Мартине в кругах знати, стоявшей на стороне Константина, вызвала злостные толки об отравлении его Мартиной и единомышленным с нею патриархом Пирром. Старшему сыну Константина шел 11-й год. Недоверие к Мартине вызывало у отца опасение за его судьбу, и те лица из придворной знати, которые связали свою судьбу с Константином, имели основания опасаться за себя. По инициативе Филагрия было принято решение обратиться к армии и вручить ей заботу о наследнике Константина. Посредником в этом деле был знатный армянин Валентин Аршакуни (Никифор называет его оруженосцем Филагрия). Ему было вручено послание к армии с просьбой императора постоять за законного наследника против Мартины, а также и значительная сумма денег в количестве 216 тысяч золотых. 502 Старый в империи институт донатива, о применении которого есть свидетельство из времени правления Тиверия, позволяет определить численность той армии, которая имелась при этом в виду. Так как нормальный размер донатива был 5 золотых на человека, то эта сумма соответствует 44 тысячам человек. 503

Валентин отправился на восток исполнять возложенное на него поручение. Между тем, болезнь Константина усиливалась, и 25 мая он скончался от тяжкого приступа кровоизлияния.

За смертью Константина Ираклон, которому шел тогда 16-й год, оказался единственным августом и верховная власть перешла в руки властной Мартины. Враждебные отношения, успевшие утвердиться между обоими дворами, дали этому событию характер переворота. Пирр был восстановлен в своих правах, а Филагрий был пострижен в духовный сан и сослан в крепость Септем на Гибралтарском проливе; много знатных людей, так или иначе близких к Филагрию или связавших свою судьбу с Константином, подверглось опале и разным карам. 504 Драгоценный царский венец, снятый Константином с головы мертвого Ираклия, был принесен в дар храму св. Софии.

Важнейшей заботой нового правительства было выяснение отношений в Египте. Вернувшийся из ссылки Кир, вызванный еще Константином, был восстановлен в своих правах патриарха, снаряжение флота было закончено, и, вероятно, в конце августа Кир с большой свитой отплыл в Александрию. Ему сопутствовали вновь назначенный начальник военных сил Египта Константин и возвращавшийся на свой пост августала Феодор. Эскадра имела остановку на Родосе и прибыла в Александрию в ночь под праздник Воздвижения Креста Господня. Пользовавшийся полным доверием Мартины, державшей в своих властных руках бразды правления, Кир возвращался с торжеством на свою кафедру и, очевидно, по заранее сделанному распоряжению ему была подготовлена торжественная встреча. Немедленно после высадки на берег, Кир заехал вместе с Феодором в церковь монастыря Табеннисиотов, где хранился драгоценный крест с частицей Честного Древа, присланный ему патриархом Сергием в 638 году, и из этой церкви начался крестный ход в главный храм Александрии, носивший имя « Кесарион». Улицы были покрыты коврами, повсюду толпился народ, выражавший радостными криками и пением гимнов свой привет возвратившемуся владыке. Напор ликующей паствы едва давал возможность продвигаться вперед патриарху. Во время торжественного богослужения диакон вместо положенного по чину псалма запел в прославление возвращения патриарха другой: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в оне», который поется в дни Пасхи. Это отступление от обычного чина было всеми замечено, понято, как предзнаменование и истолковано в том смысле, что Кир не доживет до следующей Пасхи. 505 Предсказание это сбылось.

За время отсутствия Феодора из Александрии жизнь столицы Египта шла тревожно. Вследствие соперничества и вражды военных командиров Доменциана и Мины, разыгрались крупные беспорядки, получившие вид хронического междоусобия димов. Эта вражда имела свои поводы в церковных вопросах. Брат Доменциана, Евдокиан, раньше чем покинуть Вавилон, позволил себе жестокости в отношении туземцев-монофизитов. К такому поведению отнесся с полным осуждением Мина. В эти раздоры был вовлечен правитель Аркадии, Филаид, находившийся в ту пору в Александрии. На улицах города произошло кровавое побоище, окончившееся разграблением дома Филаида. В этом междоусобии голубые стояли за Доменциана, а зеленые за Мину. Феодор по возвращении в Александрию отставил Доменциана и назначил на его место Мину, и население города выразило полное сочувствие удалению Доменциана. 506 Пока в Александрии водворялось спокойствие, дела в столице империи принимали весьма тревожный характер.

Валентин исполнил возложенное на него поручение относительно воздействия на армию. Когда же он получил известие о смерти Константина и ссылке Филагрия, то двинулся с войсками к столице и занял Халкидон. Предлогом этого похода было опасение за судьбу детей Константина, малолетних Ираклия и Феодосия. Ввиду угрозы, которую представляла собою армия Валентина, в Константинополь были стянуты войска из ближайших городов. Когда двор был, таким образом, обеспечен поддержкой военной силы, решено было воздействовать на настроение столицы. В сопутствии патриарха Пирра с Древом Креста Господня Ираклон сделал выход к народу, выведя с собой детей Константина. Касаясь рукой Честного Древа, он принес всенародно клятву, что ни он сам и никто другой не причинит никакой обиды детям Константина. Народ ответил восторженными кликами в честь Ираклона, и настроение столицы стало спокойнее. Ираклон намеревался повторить свою клятву перед армией, которую привел Валентин, и переправился в Халкидон со старшим сыном Константина. Но Валентин имел свои виды, не желал примирения и не допустил Ираклона повторить свою присягу. Вернувшись в столицу, Ираклон изложил перед народом, как было дело, и в ответ на речь императора раздались клики в его честь и поношение Валентина. 507

Положение дел в столице оставалось, однако, по-прежнему весьма тревожным, так как Валентин держал свое войско в Халкидоне. Настало время сбора винограда, и жители Халкидона боялись за судьбу урожая. Клятва Ираклона, принесенная всенародно, в свидетельство его добрых чувств к наследнику Константина, не успокоила волнения, и народ стал требовать, чтобы патриарх венчал на царство сына Константина. Пирр видел в этом народном движении происки Валентина, которого подозревал в желании сделать переворот в свою пользу. Но Ираклон поступил иначе: он явился в храм св. Софии вместе с сыном Константина, и немедленно было совершено венчание на царство малолетнего Ираклия, причем был употреблен в дело тот царский венец, который побывал в гробе с его дедом и находился теперь в храме св. Софии. Хотя сын Константина получил при крещении имя деда и являлся соименником сыну Мартины, но в народе он слыл под уменьшительным именем своего отца, Κώνστας (по нашему – Костя). Это имя осталось за ним на востоке и сохранилось в греческих текстах. На западе его называли именем отца, Constantinus. Венчание на царство сына Константина сопровождалось буйной демонстрацией против патриарха Пирра. Вооруженная толпа ворвалась в алтарь, произвела там всякие бесчинства и, овладев ключами храма, дерзко разгуливала по улицам города. Пирр ночью вошел в храм, возложил на жертвенник свой омофор и, отказавшись тем самым от своего сана, покинул патриарший дворец и проживал в течение некоторого времени в доме одной благочестивой женщины. 508 Резкое и озлобленное раздражение против Пирра стояло, по-видимому, в связи с теми слухами, которые тогда пускали в народ враги Мартины. Болезнь Константина и его смерть объясняли действием отравы, и само отравление приписывали совместно Мартине и Пирру. 509 Ираклий, стараясь обеспечить положение Мартины, рассчитывал прежде всего на Пирра, и весьма возможно, что, по тогдашним обычаям, взял с него в том клятву, поставив его тем в трудное положение в отношении своего сына – соправителя и наследника Константина. Будучи вынужден венчать на царство сына Константина, Пирр, по-видимому, разошелся с Мартиной в отношении к совершавшимся событиям и, не имея возможности отстоять свой авторитет, предпочел покинуть свой пост. Помимо политических осложнений, созданных Валентином, к тому времени назрели и другие, вызванные изданием эктесиса. Пирр подвергся опале и был сослан в Триполис (на африканском побережье). 510

Движение, поднятое Валентином, имело с самого начала совершенно определенную цель, а именно: низложение Мартины и устранение ее потомства от императорского престола. Еще будучи на пути к Халкидону, Валентин рассылал воззвания к правителям провинций, приглашая их присоединиться к своему предприятию. Когда Феодор, на пути в Александрию, находился на Родосе, он получил такое воззвание от Валентина. По сообщению Иоанна Никиуского, он отнесся к нему с полным сочувствием, скрыл от других это известие и хотел, отделившись от флота, с которым доселе плыл вместе, направиться в Пентаполь. Но капитан корабля завез его в Александрию, ссылаясь на неблагоприятный ветер. 511

Венчание на царство сына Константина входило в виды Валентина, но его планы шли дальше, и он по-прежнему стоял со своим войском в Халкидоне. Мартина и Ираклий хотели добиться соглашения с ним и готовы были на денежные жертвы. В переговорах, которые начал двор с Валентином, ему были сделаны такие предложения: пост комита экскувитов, освобождение от обязательства дать отчет по расходованию денег, которые он получил от Константина, и щедрое вознаграждение солдатам его армии. Вместе с тем ему было предъявлено требование согласиться на венчание на царство Давида, имевшего уже звание кесаря, которого при этом имелось в виду переименовать в Тиверия. Эти переговоры велись уже при участии в делах нового патриарха Павла, бывшего эконома храма св. Софии. 512 Переговоры не привели к желательному для Мартины результату, и враги ее довели свою борьбу против нее до кровавой развязки. Предание не сохранило нам описания переворота, а только сам факт. Некоторые указания на характер интриг, приведших к роковому результату, занес в свою хронику Иоанн Никиуский. – Враги Мартины огласили письмо Мартины и Пирра к логофету Давиду, в котором ему давалось поручение взять на себя командование в борьбе с Валентином, расправиться с неблагонадежными людьми, жениться на Мартине и устранить детей Константина. Хотя это письмо было подложное, но ему дали веру, и население столицы признало в этом плане дело болгарского хана Кубрата, лично преданного Ираклию и обещавшего ему свое содействие в устроении судьбы его детей от незаконного брака. Находился ли в ту пору Кубрат в столице и мог ли он оказать вооруженное содействие, об этом Иоанн не упоминает и самое письмо склоняется признать подложным. 513 Как бы то ни было, оглашение этого письма вызвало такое возбуждение против Мартины, что Валентин выступил открыто против нее. Давид искал спасения «в армянской крепости», как значится в искаженном тексте хроники Иоанна, но был убит. Затем последовала расправа с Мартиной и ее детьми.

Мартине был отрезан язык, Ираклию нос, как, вероятно, и младшим его братьям в признание незаконности их посягательства на верховную власть ввиду происхождения от кровосмесительного брака. Верная сподвижница жизни Ираклия и его дети были сосланы на остров Родос и безвестно окончили свою жизнь. 514 Императорская власть была предоставлена единолично сыну Константина, которому тогда шел 11-й год. Когда переворот совершился, малолетний император произнес перед синклитом речь, текст которой сохранил Феофан. «Родитель мой Константин, который при жизни родного отца, а моего деда Ираклия царствовал с ним достаточно долгое время, а после него очень краткое, был лишен жизни из зависти Мартиной, его мачехой, и это случилось из-за Ираклона, незаконно рожденного от нее и Ираклия. Ее с ее сыном извергло из царства ваше Богом вспомоществуемое решение, ваше хорошо засвидетельствованное чрезвычайное благочестие. Поэтому я прошу вас быть советниками и пестунами всеобщего благополучия подданных». 515 Так началось царствование малолетнего императора в ноябре 641 года. Филагрий был возвращен из ссылки, и его заменил на месте изгнания бывший патриарх Пирр.

Около того времени, когда совершился этот переворот, Кир, в исполнение данного ему от Мартины и Ираклона полномочия заключить мир с арабами, отправился в Вавилон к Амру. Переговоры длились довольно долго, и 8 ноября был заключен мир на следующих условиях: 1) уплата дани, 2) перемирие и прекращение военных действий до 28 сентября следующего года; 3) во время перемирия арабы занимают все те позиции, какие они успели занять, и обе стороны не предпринимают никаких военных действий; 4) византийские войска в Александрии обязуются покинуть город в течение 11 месяцев и могут увезти с собой свое имущество и сокровища; 5) никакая новая византийская армия не может вступить в Александрию; 6) все те военные люди, которые захотят ехать сушей, обязаны уплатить помесячную плату; 7) арабам будут выданы заложниками 150 воинов и 50 туземцев; 8) византийские войска прекратят всякие наступательные действия против арабов, и арабы обязуются не захватывать церквей и не вмешиваться в дела христиан; 9) иудеи в Александрии сохраняют право жительства. Выработка условий мирного договора, по которому весь Египет оказался во власти арабов, была личным делом Кира, который действовал по уполномочию, полученному им от Мартины и Ираклона. Августал Египта Феодор и начальник военных сил Константин не принимали никакого участия в переговорах и оставались в Александрии во время пребывания Кира в Вавилоне. По возвращении в Александрию Кир сообщил об условиях договора Феодору и Константину для утверждения их императором. Представители александрийского гражданства с Феодором и Константином во главе явились к Киру с выражением благодарности за заключение мира. Население огромного города еще не было осведомлено о решении своей участи, когда под стенами Александрии появились арабы для получения условленной дани. Это вызвало страшное возбуждение, и население поспешило на защиту своего города. Но войска заявили, что бороться с арабами невозможно и что следует подчиниться решению патриарха. Кир был в опасности побиения камнями, но сумел успокоить народные страсти, и население доставило ему деньги для уплаты дани арабам. 516 – Таков рассказ об этом событии Иоанна Никиуского. Он оставляет много недоумений, для разъяснения которых нет материала в нашем скудном предании. О том, как было принято в Константинополе известие об этом договоре и кем был утвержден этот договор, нет известия в нашем предании. Дело относится к ноябрю 641 года, а в это время успела уже осуществиться в столице революция, положившая конец правлению Мартины и ее сына и отдавшая верховную власть в руки малолетнего Константа, вокруг которого сплотилась клика знати, враждебной Мартине.

В Египте настал мир. Многочисленные беглецы из разных местностей страны, скопившиеся в Александрии, пожелали вернуться на родину. Кир вступил по этому поводу в сношение с Амром, и беглецы получили возможность покинуть Александрию. Хотя многие города побережья не были еще подчинены, но арабы являлись уже властителями всей долины Нила и, не учреждая новых форм управления, разделили страну на три области в целях взимания податей с населения. Мина, получивший еще от Ираклия пост начальника Нижнего Египта, остался на нем и под властью арабов и выказывал большое рвение в смысле умножения доходов победителей. Правителем Аркадии был назначен Филоксен, 517 а области, носившей имя Риф, – Синода. 518 Амр основал новый город близ Вавилона, получивший имя Фустат (искажение слова ϕοσσᾶτον, в значении лагерь, укрепление, от латинского слова fossa, ров, окоп). Вместе с тем была предпринята расчистка старого, запущенного в течение долгого времени канала Траяна, соединявшего Нил с Чермным морем, и эта работа легла тяжким бременем на туземное население. Хотя военные действия в Египте были прекращены, но Амр сделал набег в область Пентаполя. Правитель страны, войска и местная знать бежали в крепость Тенхиру, а арабы с большой добычей и огромным числом пленных вернулись на свои стоянки. Патриарх Кир, которого удручала гибель Мартины, вражда к нему властного в ту пору Валентина и вернувшегося из ссылки Филагрия, смерть кипрского епископа Аркадия, с которым он был связан тесной дружбой, оставался, однако, непреклонным в своей политике преследования монофизитской церкви. Тяжкая дизентерия, постигшая его перед Пасхой 642 года, свела его в могилу 21 марта. 519 14 июля представители власти императора поставили патриархом на вакантный трон диакона Петра. Срок, предоставленный по договору для эвакуации Александрии, близился к концу, и 17 сентября 642 года Феодор и Константин со всеми войсками сели на суда и направились на остров Родос. 29 сентября в условленный по договору срок Амр вступил в Александрию и водворил свою власть в центре управления Египта. 520

Легкость завоевания богатой и густонаселенной страны обитателями пустыни объясняется прежде всего тем глубоким раздражением местного населения против императорской власти, которая в течение последнего десятилетия слилась воедино с политикой насильственной унии с халкидонской церковью. Со слепым непониманием местных отношений Кир в течение десяти лет насаждал унию, пользуясь всей полнотой верховной власти в стране. Военная сила в Египте, обращенная еще при Юстиниане в орудие для извлечения доходов с населения в пользу императорской казны, получила при Кире еще и другую обязанность – содействовать соединению местной церкви с халкидонитами. Под руководством назначаемых из столицы вождей, относившихся с полным презрением к туземцам, она действовала с беспощадной жестокостью. Евдокиан, покидая в день Пасхи Вавилон, сданный арабам, выпустил из заключения содержавшихся в тюрьмах упорствующих, но подверг их бичеванию и разным членовредительным казням. Иоанн Никиуский с ужасом упоминает об этих злодействах и видит в религиозных преследованиях причину утраты империей Египта. 521 Туземцы видели в новых владыках избавителей от гнета прежних и становились на их сторону. Измена туземцев отчетливо обнаружилась уже после разгрома при Илиополе. Изменяли и командиры. Об одном таком случае сохранил свидетельство Иоанн Никиуский. 522 А после утверждения власти арабов среди туземцев началось отпадение от христианства в ислам, и среди принявших ислам тот же автор упоминает об одном монахе синайского монастыря, по имени Иоанн, который, сняв свой постриг, стал воином и сам преследовал христиан. 523

* * *

1

В нашем издании все дополнительные примечания внесены в текст как подстрочные. (Прим. Издателя).

494

Niceph.27, 23–28, 10.

495

Хотя Мартина была венчана на царство и носила по праву титул августы, но интересно отметить титул, какой ей давал современник, Максим Исповедник, в письме из Африки в середине ноября 641 года: ᾐμῶν δέσποινα ϑεοϕύλακτος πατρικία. Письмо адресовано придворному евнуху Иоанну.

496

В тексте Иоанна Никиуского допущено искажение: вызывается Анастасий, а Феодор остается; но далее рассказано, как плохо справлялся Анастасий в отсутствие Феодора.

497

Jean de Nik. 568.

498

Ib. 562–563.

499

Mich. Syr.XI, 8, 430–431; Theoph. 341, 21–23. Арабские свидетельства см. Медников, о. с. 631–634.

500

Mansi. X, 682–686.

501

Mansi, p. 703. Quamobrem fraternitas tua a publicis locis chartam, quae suspensa pridemque cassata fuerat, non abstulit?.. Si deiciendum ergo eiusdem Pyrrhi conamen fraternitas vestra ducit, qua pro causa praedictam chartam de pariete non deposuit? Патриарх Евтихий . Annales. P. G. III, p. 1111 приводит ответ имп. Константина папе Иоанну, в котором он дает полное удовлетворение папе и заявляет, что эктесис уже сожжен. Письмо это не застало в живых Иоанна и было передано Феодору. Подлинность этого документа сомнительна.

502

Себеос.гл. 32, стр. 128; Niceph. 28, 19–29, 5.

503

В изложении Кедрина о смерти Константина есть одна подробность, не отмеченная у Феофана  и  Никифора, а именно: Ираклон раздал от имени Константина по три золотых всем солдатам ἑκάτῳ στρατευομενϕ (l, 753, 16–20). Эта дача названа старым словом λεγάτον. Донатив в этих тревожных обстоятельствах являлся способом обеспечить верность войска новому правлению, чего, однако, не удалось достигнуть несчастному сыну Ираклия.

504

Niceph.29, 8–19.

505

Jean de Nik.574–575. Позволяем себе исправить несомненное искажение в тексте, как он дошел и переведен Цотенбергом.

506

Jean de Nik. 570–571.

507

Niceph.29, 20–30, 11.

508

Niceph.30, 12–31, 15.

509

Theoph.341, 14–16. С полной уверенностью, как о действительном событии, записал кратко в свою хронику то же сведение и  Михаил Сириец XI, 8, 430.

510

Сведение об этом сохранил Иоанн Никиуский. Chronique, 564, 572. Автор был недостаточно осведомлен относительно событий, происходивших в столице, и видел в ссылке Пирра наказание за его измену Мартине, сказавшуюся в том, что по смерти Ираклия он провозгласил императором Константина. Но Константин не нуждался в помощи Пирра и провозглашении императором, так как являлся соправителем отца с первого года своей жизни. Арест Пирра и его ссылку в Африку Иоанн Никиуский приписывает Давиду и Марину. Быть может, то были сановники, принадлежавшие к партии, стоявшей за Константина и враждебной Мартине. Если положиться на сообщения патр. Никифора (Χρονιογραϕικόν σύντομον, p. 119 De Boor) о продолжительности срока первого патриаршества Пирра, а именно: 2 года 9 месяцев и 9 дней, а мы знаем дату его посвящения: 20 декабря 638 года, то удаление его с кафедры приходится на самый конец сентября 641 года, а венчание на царство Ираклия-Константа на непосредственно предшествовавшие дни сентября. Павел занял патриарший престол 1 октября 641 года.

511

Jean de Nik. 573–574.

512

Niceph.31, 17–27.

513

Действовавший столь неудачно в Египте, Доменциан, пользовавшийся раньше расположением Мартины, оказался в числе ее врагов и вместе с Валентином участвовал в венчании на царство Константина. Jean de Nik. 573, 579. По всему вероятию, следует видеть его в участнике церемонии 1 января 639 года. Const. Porphyr. De cerím. II, с. 28, где он назван Δομέτιος. Ср. Болотов. Виз. Врем. XIV, 123.

514

Jean de Nik.579–580. Из двух младших сыновей Мартины один был оскоплен и умер от раны, другой был глухонемой.

515

Theoph.342, 10–20.

516

Jean de Nik. 575–576.

517

В документе 642 года Rainer. Mittheil. a. d. S. d. P. E., 1, 9 он назван δούξ τῆς Άρκαδίων επαρχίας приведено Болотовым. I с., стр. 112.

518

Риф Верхний Египет. См. Amélinau. о. с. 404.

519

Jean de Nik.578–582 (два сообщения о том же событии, вероятно, из двух источников). Пасха в 642 году приходилась на 24 марта.

520

Ib. 583. Цотенберг принимал 643 год; но это результат неправильной датировки смерти Кира. Eutychii Annales , p. 1108 Capta autem est (Alexandria) die Veneris mensis Maharram novilunio, anno Heirae vicésimo (с 21 декабря 640 г. по 9 декабря 641).

521

Ib. 567.

522

Jean de Nik. 561.

523

Ib. 585.


Источник: История Византии / Ю. А. Кулаковский. - Санкт-Петербург : Алетейя, 1995.- (Акад. тип. Наука РАН). - (Серия "Византийская библиотека. Исследования"). / Т. 3. : 602–717 годы. – 1995. - 454 с.

Комментарии для сайта Cackle