Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании

Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании

(1 голос5.0 из 5)

Оригинал

Паломник не турист. Он едет на Святую Землю не посмотреть, а помолиться, поклониться, покаяться, духовно укрепиться, обновиться. Он помнит, что Св. Земля — земная родина Христа Спасителя, что здесь было Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, что здесь Господь Иисус Христос жил, учил, творил чудеса, совершил Тайную вечерю, здесь был предан Иудой, претерпел страдания, распятие, Крестную смерть. Здесь на Св. Земле было Его Воскресение, Вознесение на небеса, Сошествие Св. Духа.

На Святой Земле протекала и жизнь Матери Божией и было Её славное Успение. Отсюда вышли на проповедь святые апостолы. Здесь пролилась кровь и первых мучеников за Христа.

Святая Земля — духовная родина всех христиан, Иерусалим — Святой Град, а Церковь Иерусалимская — мать всех церквей.

Со времени земной жизни Христа Спасителя прошло более 19 веков. Много событий пронеслось за эти годы над Св. Землей. Многое разрушено, многое построено. Многое свидетельствует о любви людей ко всему, что связано со Спасителем. Каждое место, связанное с воспоминаниями о земной жизни Сына Божия, отмечалось, украшалось. Пусть эти украшения бывают грубые, безвкусные, наивные, но все они говорят: здесь был Господь, и мы, люди грешные, это отметили, сделали что смогли и как сумели.

Конечно, за 19 веков многое на Св. Земле изменилось, но остались воспоминания, осталась та же земля, по которой Христос Спаситель ходил, те же небо, горы и долины, на которые Он смотрел.

Благоговейный паломник прикоснется на Св. Земле к совсем особому миру, память о котором останется с ним до конца его дней, и да поможет она ближе подойти ему к пониманию Священного Писания, освящая им свою повседневную жизнь.

image001 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании

Предисловие

С 1952 года из Франции регулярно организуются, под руководством Епископа Мефодия, русские православные паломничества в Св. Землю. Обыкновенно они совершаются летом (июль-август).

Период пребывания паломников на Св. Земле (14 дней) видоизменяется в зависимости от пароходного транспорта, но основная программа посещения Св. Мест остается неизменной.

Является необходимостью дать в общих чертах сведения о местах, посещаемых паломниками, чему и служит этот краткий «Спутник Паломника».

Собирается обыкновенно, как видно из опыта прежних лет, группа в 30-50 человек из разных стран. Были паломники из Франции, Америки, Канады, Венесуэлы, Финляндии, Швеции, Бельгии, Швейцарии, Голландии, Германии, Марокко, Англии.

Из Парижа (центральный пункт отправления) паломники, по железной дороге через Швейцарию и Италию, едут до Венеции, где садятся на один из пароходов итальянского общества «Adriatica» и совершают переезд по Средиземному морю до Бейрута (Ливан).

Путешествие на пароходе обыкновенно продолжается около 10 дней (туда и обратно), с остановками и посещением Бриндизи, Бари, где паломники поклоняются мощам Св. Николая Чудотворца, Александрии (Каира и пирамид, коптских монастырей в пустыне). Иногда, в зависимости от пароходного рейса, на обратном пути посещают остров Кипр, остров Родос, Афины, Константинополь.

На пароходе ежедневно совершаются вечерние и утренние Богослужения, а также читаются доклады о Св. Земле.

Путь из Бейрута в Амман (столица Иордании) последние годы совершается на аэроплане.

От Аммана до Иерусалима, с остановкой на Иордане, паломники едут в автокаре.

На Святой Земле паломники живут и питаются в Вифании в русской монастырской школе и оттуда посещают Св. Места.

Более подробные описания Святых Мест помещены в специально изданной Епархиальным Палестинским Комитетом книге «СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ», которую можно выписать через журнал «ВЕЧНОЕ» по адресу: 7-bis, rue du Bois, Asnières, France.

Во время посещения Святой Земли паломники присутствуют на ночных Богослужениях на Голгофе и у Живоносного Гроба Господня, посещают русское владение около Храма Св. Гроба («Раскопки»), где находится Порог Судных Врат, через который Спаситель прошел на Голгофу; посещают Гефсиманию, Гефсиманский сад, Гробницу Божией Матери, русский монастырь в Гефсимании. Посещают Елеон, Место Вознесения, русский монастырь на Елеоне. Осматривают мечеть Омара и мечеть Эль-Акса (место храма Соломона). Спускаются к Кедронскому потоку по Иосафатовой долине к Силоамскому источнику. Кроме того, совершают поездки в Вифлеем и, через Хеврон, к Дубу Мамврийскому, по дороге заезжают в монастыри: преп. Феодосия Великого, св. Илии Пророка и Великомученика Георгия. Поездки в Эммаус и в Самарию, к колодцу Иакова. Поездки на Иордан, в монастыри св. Предтечи Иоанна и преп. Герасима, на Мертвое море, Сорокадневную гору и в монастырь преп. Георгия Хозевита. Особая поездка (только для мужчин) бывает в Лавру преп. Саввы Освященного.

Все паломничество обыкновенно продолжается около четырех недель, из них 14 дней пребывания на Св. Земле.

image002 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании
Путь паломников из Европы в Палестину

image003 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании

Краткие сведения об Иордании

Арабское королевство Иордания, заключающее в себе часть библейской Палестины — Святой Земли — находится в Азии, в прибрежной полосе Средиземного моря, между государствами Израиль на западе, Сирией на севере и Сауд-Аравией на востоке и юге. Политической столицей страны является Амман (древняя Филадельфия), также и королевской резиденцией династии Хашемит.

Иордания не имеет своего европейского порта, почему доступ в неё осуществляется по воздуху через Египет (Каир, Александрия, Порт-Саид) или через Ливанский порт Бейрут до Аммана или непосредственно в Иерусалим. Из Бейрута можно также приехать на такси через Дамаск, до Иерусалима — 10 часов езды.

Иерусалим и окрестности обслуживаются автобусами и такси.

Размен денег обеспечивается меняльными конторами — change. Иорданский фунт-динар соответствует одному фунту стерлингов или приблизительно 3 долларам. Динар делится на 100 пиастров или 1000 фильсов.

Из европейских языков здесь употребителен английский и реже французский.

В Иордании господствующей религией является Ислам. Только 12 % местного населения — христиане, хранящие свою веру со времён Спасителя. Христианство в стране представлено православными греками и русскими, римокатоликами, армянами, коптами, сирийцами, абиссинцами.

Во главе Православных стоит греческий патриарх. В настоящее время Иерусалимский патриархат возглавляет Блаженнейший Венедикт, патриарх Иерусалимский и всея Палестины. Греки владеют христианскими святынями на Св. Земле с 4-го века, в 451 г. уже учреждён Православный Иерусалимский патриархат. При нём приблизительно с того же времени существует монашеская община, называемая Святогробским Братством, потому что главная задача этих монашествующих хранить и обслуживать величайшую Святыню Христианства — Святой Гроб Господень, место Его славного Воскресения, над которым сооружён величественный храм.

Кроме этого Святогробцы содержат и обслуживают все остальные христианские Святыни в Палестине, многочисленные храмы и монастыри, содержат православные школы для местного населения, имеют семинарию на 70 бесплатных учеников, свою типографию, обширную библиотеку.

Святогробское Братство в течение веков боролось на Св. Земле за Православие против ересей, против насилия мусульман и посягательств инославных. Достойным увенчанием этой славной борьбы можно считать то, что первые места у Святынь принадлежат Православным.

При патриархе состоит синод из архиереев и архимандрита, все они, как и сам патриарх, входят в состав Братства.

image004 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании
План арабской части Иерусалима

image005 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании

I. Иерусалим

Сердцем страны, привлекающим иностранцев со всего земного шара, является город Иерусалим. Колыбель трёх наиболее распространённых в мире религий — иудейства, христианства и ислама — Иерусалим посещается непрерывным потоком верующих из всех стран света.

Город лежит на скалистых вершинах пяти холмов разной высоты. Он обнесён высокими каменными стенами и внутри сохранил облик древних восточных городов. Он расположен на восток от Средиземного моря приблизительно в 60 км и выше уровня его в среднем на 700 м.

Иерусалим имеет древнейшую историю, о нём мы узнаём с первых страниц Библии. За 2000 лет до пришествия Спасителя он уже именовался Салим и имел своего царя, Мелхиседека. Тысячу лет спустя он был завоёван Давидом у диких племён Иевусеев и сделался столицей его царства. Овладев неприступной дотоле крепостью Сион, Давид перенёс туда народную святыню — ковчег Завета, и с тех пор гора Сион стала называться святой горой.

При Соломоне Св. Город достиг расцвета. На горе Мория он воздвиг храм и царский дворец.

В 586 г. до Рождества Христова город был взят Навуходоносором, царём Вавилонским и евреи были уведены в плен. Кир, царь Персии, позволил евреям вернуться на родину в 538 г. до Р. X. Храм и город были приведены в порядок. Позднее Ирод Великий восстановил их во всей роскоши. На 38-м году царствования Ирода в Вифлееме родился Господь Иисус Христос.

В 70 году по Р. X. после восстания евреев город был сожжён Титом, сыном римского императора Веспасиана. Вследствие второго восстания евреев в 132 г. они были высланы из Иерусалима и город перестроен императором Адрианом в римском стиле и посвящен Венере и Купидону, ему было присвоено имя Элия Капитолина. В IV веке и до 638 г., когда Палестиной овладели арабы, в Св. Городе процвело христианство.

В 1099 г. крестоносцы воцарились в Палестине, но через 90 лет были изгнаны Саладином. Все сооружения крестоносцев были арабами разрушены, за исключением здания Храма Св. Гроба. 400 лет городом и страной владели оттоманские турки. Во время 1-ой мировой войны англичане в 1917 г. взяли Иерусалим без боя и установили в нём свой мандат. По окончании английского мандата в 1948 году разгорелась война между арабами и евреями за Св. Город. По условиям перемирия город разделён между враждующими сторонами: древний исторический Иерусалим остался на арабской стороне со своими главными христианскими святынями (см. план).

image006 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании

1. Храм Воскресения Христова

Первое и святейшее место, которое посещает паломник — это Храм Воскресения Христова или Живоносного Гроба Господня. Воздвигнут он на месте Распятия Господа нашего Иисуса Христа (Голгофа), Его погребения и Его Воскресения (св. Гроб Господень).

Во времена Спасителя это место было вне городских стен. Здесь был холм Голгофа, на которой Господь был распят, и сад Иосифа Аримафейского, где Он был погребён. Первые христиане тайно почитали эти места. Когда император Адриан в 135 году перестраивал город, он, чтобы лишить христиан их святых мест, поставил на Голгофе храм Венеры и таким образом точно обозначил место Распятия Спасителя.

В IV веке император Константин Великий приказал воздвигнуть здесь великолепный храм, достойный покрыть святейшее Место в мире. После двух последующих разрушений, в настоящем виде храм был восстановлен крестоносцами в XII веке. С тех пор он только поддерживается и укрепляется помощью христиан всего мира, а также и арабского правительства Иордании (см. план храма и схематическое изображение ниже).

При входе в храм через единственные врата с небольшой мощёной паперти паломник видит в полутёмном притворе первую святыню: камень Помазания, продолговатую низкую плиту, на этот камень, покрытый теперь мрамором, было положено Тело Спасителя, снятое с креста, для умащения его ароматами перед погребением. Здесь и оплакала Пречистая Дева Божественного Сына Своего, в память чего невдалеке влево стоит решетчатая сень над мраморным кругом: святые Жёны отсюда взирали на распятие Господа.

Живоносный гроб Господень

Следуя далее влево под арку колонн, оказываемся в большой круглой ротонде, посреди которой высится пещера Гроба Господня обращенная в мраморную часовню (Кувуклия). Здесь хранится величайшая Святыня мира, отсюда воссияло Христово Воскресение.

Кувуклия имеет два придела: придел Ангела, сидевшего на гробовом камне, часть этого камня вделана в вазу из мрамора, стоящую посреди придела, и сама гробница Христова, куда ведёт низкий вход. Она освещена только лампадами, имеет 2 м в длину и полтора в ширину, половина Её занята погребальный ложем, на котором три дня почивало мёртвое Тело Спасителя мира. Ложе и стены покрыты белым мрамором, над Ложем три иконы Воскресения.

Здесь совершаются ежесуточно три Литургии — православная, армянская и католическая, причём св. Ложе служит и жертвенником, и престолом.

Снаружи Кувуклия представляет собой прямоугольную часовню из розового мрамора, с 16-ю пилястрами. С запада к ней вплотную прилегает малый придел, принадлежащий коптам.

Пояснения к плану храма Воскресения Христова

Цифры см. на плане

1 Вход в Храм Воскресения 25 Престол церкви Воскресения
2 Место магометанской стражи 26 Горнее место церкви Воскресения
3 Камень Помазания 27 Место явления Христа Марии Магдалине
4 Гробница Иерусалимского Короля Готфрида 28 Место, где стояла Мария Магдалина
5 Гробница Иерусалимского Короля Балдуина II 29 Католический престол
6 Гробница Мельхиседека (по преданию) 30 Ниша с колонной бичевания
7 Придел Св. Иоанна Крестителя иначе — праотца Адама под Голгофой 31 Католический придел бичевания
8 Место откуда можно видеть расщелину скалы Голгофской 32 Место явления Христа Своей Матери по Воскресении, (кат. предание)
9 Помещение настоятеля Святогробского братства 33 Место, где был узнан Крест Господень (кат. предание)
10 Престол армян 34 Католическая ризница
11 Место стояния Св. жен 35 Придел Темницы Господней
12 Вход в келии армян 36 Придел Пресв. Богородицы
13 Придел Ангела 37 Придел Св. Лонгина сотника
14 Гроб Господень 38 Придел разделения риз Христа
15 Престол коптов 39 Придел возложения тернового венца
16 Престол сириян 40 Лестница в подземный храм Св. Царицы Елены
17 Гробница Иосифа Аримафейского и Никодима 41 Придел Св. Царицы Елены
18 Проход в храм Воскресения 42 Придел благоразумного разбойника
19 Каменная ваза — «центр земли» 43 Лестница в пещеру Обретения Креста Господня
20 Стасидии иноков 44 Место Обретения Креста Господня
21 Трон Иерусалимского Патриарха 45 Католический престол
22 Трон заместителя Патриарха 46 Лестница на Голгофу
23 Иконостас церкви Воскресения 47 Храм-ротонда (Анастазис)
24 Жертвенник церкви Воскресения

image007 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании

 

image008 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании

— Природное расположение Гроба и Голгофы.

  1. Гроб Господень.
  2. Лощина.
  3. Голгофа
  4. Стар. цистерна.

— Контур постройки царицы Елены.

image012 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании
Схематическое изображение Голгофы и погребальной пещеры Спасителя

Сплошная жирная линия обозначает (предполагаемую) действительность во времена его страдания: справа — Голгофа, с тремя крестами, позади неё неглубокая яма — разбитая цистерна, куда эти кресты после снятия распятых были сброшены и где впоследствии найдены св. царицей Еленой. За Голгофой показана наружная стена Иерусалима и ворота в ней, ведущие в Город. В левой части рисунка — сад Иосифа Аримафейского и в скале отверстие гробницы, у которого лежит отваленный гробный камень.

Пунктиром отмечены очертания современной Часовни Св. Гроба — Кувуклии, а над ней — ротонды Анастазиса и других существующих построек над Св. Местами.

На первом плане плоский камень, послуживший Спасителю при помазании Его мертвого Тела Никодимом. Над камнем пунктиром показаны неугасимые лампады и покрывающая его мраморная плита.

Этот рисунок дан с целью лучше пояснить географическую зависимость друг от друга великих Святынь, послуживших Искуплению рода человеческого и объединенных теперь под одной кровлей великого Храма Воскресения Христова.

image013 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании
Священное ложе Спасителя
image014 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании
Голгофа
Голгофа

Лобное место евангельское возвышалось на 3 метра над уровнем земли и на нынешнюю Голгофу ведёт 17 ступеней, из притвора при входе, направо от Камня Помазания.

Это как бы верхний храм, разделенный массивными пилястрами на две части. В глубине северной части высится Распятие с предстоящими, над открытым престолом на колоннах: под престолом обложено серебром отверстие в природной скале, в которое был водружён Крест Христов. Вся скала теперь выложена мрамором: трещину в ней можно видеть вправо от престола в полу. Два чёрных круга на этом полу отмечают место крестов двух разбойников.

Южная часть Голгофского придела принадлежит католикам с алтарём Пригвождения ко кресту. Из неё окно в католическую часовню Скорбящей Богоматери, вход в которую со двора: здесь ранее был вход на Голгофу непосредственно со двора, куда стремилась войти св. Мария Египетская, и куда впоследствии, в VII веке царём Ираклием было внесено Животворящее Древо Креста, отбитое у персов.

Место обретения Креста Господня

Животворящее Древо Креста Христова было обнаружено св. царицей Еленой с большим трудом в заброшенной цистерне, куда оно было сброшено с другими крестами после распятия. Эта цистерна находится глубоко в земле, вход в неё из полутёмной галереи, идущей вдоль стен Храма Воскресения, вправо от лестницы на Голгофу (см. план).

30 ступеней ведёт вниз в армянскую церковь св. Елены, в правом углу этой церкви тёмная лестница в 13 железных ступеней приводит в пещеру (бывшую цистерну) Обретения Креста. В глубине лежит мраморная плита на самом месте обретения, здесь первое время долго хранилось Животворящее Древо и здесь воздавалось ему поклонение.

Окно вверху из церкви св. Елены обозначает место, откуда св. царица следила за раскопками в поисках Креста и бросала для поощрения работавших деньги.

В этой же галерее имеется ещё несколько малых приделов, посвящённых воспоминаниям Страстей Христовых. Галерею обходит соборный храм, принадлежащий грекам и расположенный против входа в Кувуклию, и приводит с другой стороны снова в ротонду Кувуклии (см. план Храма).

Под Голгофским приделом вправо от камня Помазания расположена Часовня Адама, названная так потому, что по преданию праотец Адам был погребён на Голгофском холме и кровь Спасителя сквозь расщелину, образовавшуюся во время землетрясения при Распятии, омыла прах прародителя. Эту расщелину, идущую от самого верха, можно наблюдать в скале через стеклянное окно в глубине часовни, где стоит престол во имя правителя Мелхиседека, первого Иерусалимского царя.

Дверь направо из часовни Адама ведёт в Канцелярию Хранителя Св. Гроба, греческого архимандрита, у которого можно записать имена для поминовения за литургией на Живоносном Гробе Господнем.

Участок земли, занятый Храмом Воскресения, со времён Саладина принадлежит двум турецким семействам, у которых хранятся ключи от Храма. Они открывают ежедневно священное здание по просьбе одного из трёх служащих в нём христианских исповеданий, за некоторую плату. Храм закрывается с сумерками и отворяется в 4 ч. утра.

2. Крестный путь

Если войти в Св. город этими воротами, то дом свв. Богоотцов Иоакима и Анны стоит по правой руке. Над ним сейчас здание греческого консульства. В нижнем этаже создана скромная церковь Рождества Богородицы, а из вестибюля при входе крутая лестница ведёт в помещение самого дома Пресвятой Богоматери, который ушёл глубоко в землю. Там и родилась Преблагословенная Дева Мария, это место отмечено малым престолом.

Древний город Иерусалим, заключённый в стенах, имеет в настоящее время четверо открытых ворот. Единственный выход из города на восток соответствует Овчьим воротам Евангелия. Теперь эти ворота носят название Стефановых, т.к. вблизи от них произошло побиение камнями первомученика Стефана, или же ворот Пресвятой Девы (Баб-Ситти-Мариам), потому что дом, где родилась Дева Мария, расположен почти у самых ворот.

Купальня Вифезда

При Овчих воротах, как говорит евангелист Иоанн (гл. 5), находилась купальня Вифезда, служившая первоначально для омовения жертвенных животных. С тех пор, как воды её стали подавать исцеления страждущим людям, при ней был устроен Дом милосердия — пять крытых притворов, где «лежало множество больных, чающих движения воды».

Через двор современного монастыря католических Белых Отцов можно пройти на грандиозные раскопки этого места. Св. царицей Еленой над остатками купальни был воздвигнут обширный храм, фундамент которого и мозаики пола отчётливо видны на участке. Над развалинами его крестоносцы поставили меньшую по размерам церковь, можно наблюдать границы её и обломки стен. Остатки бассейна с водой были обнаружены гораздо раньше глубоко под землёй, туда ведёт несколько грубых ступеней.

Вокруг следов этого грандиозного сооружения открыты на большей глубине древние стены и арки зданий разных эпох. Раскопки продолжаются.

По выходе от Белых Отцов, углубляясь в Город все той же узкой улицей, идущей от Овчих ворот, паломник проходит арку, за которой налево начинается толстая стена из крупных камней: эти камни — остатки знаменитой башни Антония, использованные теперь для современного мусульманского учреждения.

Ветхозаветная крепость, еще от времён Маккавеев носившая название Бира (или Барис по греч.) была перестроена Иродом Великим для его собственной резиденции и впоследствии оккупирована римскими прокураторами под Преторию. Сюда был приведён Спаситель Иудеями на суд Пилата, здесь начинается Его крестный путь.

Здания Претории располагались по обе стороны улицы, соединяясь арками, перекинутыми через улицу. До сих пор мы можем наблюдать на этом пути такую арку, носящую название «Се, Человек». В южной части (налево) находился дворец Пилата, где он допрашивал Божественного Узника, по другую сторону были казармы римского гарнизона, их конюшни, дворы внешний и внутренний для маневров и пр. Внешний двор расположен был на каменном помосте, носившем название лифостротон, перед которым в день суда над Господом толпились евреи, не желая входить в здание Претории. На этом дворе было бичевание Спасителя, на этом дворе вынесен Ему приговор и дан крест.

image015 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании

Лифостротон сохранился в целости ниже уровня современного города под рядом монастырей и храмов. Наибольшую его часть можно наблюдать в подвале монастыря Сионских сестёр, мы там видим неровные старые плиты помоста, желоба для стока дождевой воды, с насечками, чтобы не скользили ноги коней, с грубо начертанными кругами для игры в кости в часы досуга солдат преторианцев.

Край этого помоста выходит за пределы католического монастыря Сионских сестёр и принадлежит православным в смежном здании. В этом же здании находится римская тюрьма Претории, в которой содержался Варавва и его единомышленники, а недолгое время перед римским судом был в заключении и Господь наш Иисус Христос, как говорит предание.

Эта Темница Спасителя представляет собой углубление в скале с каменной скамьёй, в которую через два отверстия продевались ноги заключённого и сковывались внизу цепью. Теперь она обращена в часовню и в ней теплится лампада перед образом Спасителя в узах. Напротив, через коридор устроена церковь во имя Страждущего Спасителя.

Тюрьма Вараввы и других расположена ниже, представляет собой пещеру с каменными лавками по стенам и кольцами для приковывания заключённых. Всё это подвальное помещение принадлежит грекам и носит название Претории, там постоянно проживает греческий игумен.

Путь Господа под крестом в конце улицы поворачивает вправо, где отмечена встреча Его с Матерью. Через несколько шагов этот скорбный путь продолжается по первой улице влево, здесь на углу был задержан Симон Киринеянин и крест с изнемогшего Спасителя возложен на него. Узкая улица, постепенно поднимаясь, подходит к дому св. Вероники, по преданию вышедшей отереть пот и кровь с Лица Божественного Крестоносца. На месте дома её теперь небольшой храм и обитель униатских сестёр.

Далее крестный путь поворачивает на базарную улицу и приходит к бывшим здесь в то время городским воротам, носившим название Судных врат. Здесь оканчивалась черта города, проходила городская стена, до этих ворот (во времена римской оккупации) доходил служитель претора, сопровождавший осуждённого на казнь, и здесь вешал ему на шею приговор, уже не подлежавший отсюда обжалованию. Далее с осуждённым шли одни солдаты и палачи до Краниева, т.е. Лобного места, находившегося в то время за городом, в предместье Гареб, где Иудеи хоронили своих усопших.

Русские раскопки

Стена эта и Судные ворота были разрушены в 70 г. при взятии Иерусалима Титом и никогда не были восстановлены. Обнаружены были их следы неожиданно после покупки образовавшегося здесь пустыря с развалинами русским правительством для постройки здания консульства. При расчистке места под фундаменты была найдена старая стена на высоту до 3 м, римская мостовая и следы ворот с порогом. Были произведены основательные изыскания и учёными археологами установлено, что это — порог Судных врат, за который был выведен Спаситель на Голгофу. Последняя находится от порога вправо шагах в 70-и.

Над этим памятным местом воздвигнут русский храм во имя св. Александра Невского, священный порог покрыт стеклянной крышкой, над ним возвышается Распятие. По стенам прекрасные картины, изображающие Страсти Христовы, кисти академика Кошелева.

При храме устроен приют для православных паломников, всё это обширное здание известно под названием «Русских Раскопок».

image016 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании
Порог судных врат

Крестный путь Спасителя сохранился по улицам Св. Города лишь в своём направлении. Неоднократные разрушения Иерусалима засыпали обломками подлинные следы стоп Богочеловека. Лишь на Лифостротоне и у порога Судных врат можем мы облобызать их. Но священное значение и воспоминание этого Пути не умалилось для души христианской, и православный паломник призывается проследовать этот путь в сосредоточенном молчании и сокрушении сердца.

3. Мечеть Омара

От Овчих ворот влево позади массивного блока зданий из камней бывшей башни Антония всё колоссальное пространство до южной стены Иерусалима занято эспланадой мечети, расположенной на месте древнего Соломонова храма. Здесь было Введение в храм Пресвятой Девы, Сретение Господне, здесь Господь Иисус Христос учил, молился, исцелял немощных.

В седой древности к этому месту Авраам пришёл с сыном своим Исааком для жертвоприношения. Во времена царя Давида оно принадлежало одному Иевусеянину, у которого Давид купил его и соорудил жертвенник Единому Богу. Соломон, сын его, построил на этом месте храм.

Разрушенный Навуходоносором, храм был восстановлен по возвращении Иудеев из плена и закончен во времена Христа Иродом Великим. После гибели храма во время Иудейской войны, это место долго оставалось пустым до прихода в VII веке мусульман, и завоеватель Иерусалима халиф Омар поставил тут мечеть.

Это восьмиугольное здание, выложенное снаружи голубыми изразцами, с золотым куполом над ним. Внутри мечеть делится как бы на три круга двумя рядами колонн, расположенных концентрически. Металлическая решетка между ними позволяет видеть огромный бесформенный камень, заключённый в среднем круге и являющийся главной святыней: это место Мориа Авраама, затем гумно Орны Иевусеянина, потом жертвенник Давида и святилище Соломонова храма. Камень в среднем на 2 м выше уровня пола, размерами 17 м на 13 м.

Под камнем расположена пещера, куда можно спуститься по 11 ступеням. В потолке пещеры можно видеть отверстие, через которое видимо, когда наверху было гумно, ссыпалось зерно, а потом стекала жертвенная кровь животных. По стенам пещеры указываются места молитвы Давида, Соломона и даже пророков.

На юге эспланады позади бассейна высится красивый фасад мечети Эль-Акса, переделанной из христианской базилики, устроенной императором Юстинианом в V веке в честь Пресвятой Девы. Вся архитектура внутри с типичной византийской колоннадой свидетельствует об этом Её прошлом.

II. Окрестности Иерусалима

1. Гефсимания

Гробница Божией Матери

При выходе из Св. Града Овчими воротами паломник попадает на Иерихонскую дорогу. Если пойти по ней направо от ворот, то она за поворотом приводит в Гефсиманию.

В Гефсимании по преданию завещала похоронить Её Пречистая Богородица. В глубине Кедронской долины, опоясывающей город с севера и востока, была высечена в скале Её гробница. Кругом тогда располагалось селение Гефсимания.

В V веке над гробницей Пресвятой Девы был поставлен храм. Сама гробная пещера обращена, как и Кувуклия Гроба Господня, в часовню, каменное ложе, на котором три дня покоилось Непорочное Тело, служит и поныне престолом для совершения Божественной Литургии. Первоначальный храм был уничтожен при нашествии персов в 614 г., но гробная пещера уцелела. Теперь к ней ведёт крытая лестница, построенная крестоносцами, образовался подземный храм, совершенно тёмный, освещаемый лампадами и свечами. На половине лестницы справа и слева устроены приделы: направо в память свв. Богоотцов Иоакима и Анны, налево — праведного Иосифа Обручника, видимо, они были также здесь погребены.

Подземный храм имеет крестообразную форму: в центре стоит гробная пещера, имеющая два входа, с запада и с севера, позади неё жертвенник православных в левом углу, рядом в каменном киоте большая икона Божией Матери в ризе, почитаемая чудотворной.

На Гробе Пречистой совершается ежедневная литургия, сначала греками, рано утром, затем армянами, престол которых примыкает к фасаду Гробницы. Совершенно особое торжество совершается здесь на Праздник Успения. Весь Успенский пост ежедневно поётся за утреней параклисис, с поминовением имён всех желающих (ведётся особая запись). Каждый день утреню и литургию совершает один из святогробских архимандритов с диаконом, почитая это за большую честь. Произносятся проповеди. Эти службы собирают в храм множество Иерусалимских православных, которые приходят целыми семьями в праздничных одеждах, принося цветы и свечи. Зажжёнными свечами уставляют всю лестницу по сторонам Её сверху донизу и так горят они в продолжение службы.

image017 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании
Лестница из подземного храма Успения Божией Матери

За три дня до праздника Успения духовенство храма отправляется в Гефсиманское подворье в Иерусалиме и торжественным крестным ходом приносят оттуда икону Успения — Плащаницу Божией Матери. Гефсиманский игумен несёт её на руках по улицам города, окруженный духовенством, впереди идут певцы, а перед ними кавасы, стуча в пол металлическими жезлами в такт шествию. Множество народа сопровождает крестный ход поминутно останавливающийся, чтобы дать возможность приложиться к иконе встречным. Придя в подземный храм, Плащаницу кладут сначала на Гроб и кадят её, а потом полагают на особый катафалк, установленный позади Гробницы, где уже пылает множество свечей и всё убрано васильками — душистой зеленью. Здесь икона стоит до отдания Праздника.

Накануне Успения, которое у греков почитается воскрешением Богоматери, празднуется погребение Её. Приходит Патриарх и высшее духовенство, плащаницу на катафалке выносят перед Гробницей и совершается утреня с чином погребения. Всё духовенство, с цветами в руках, поёт надгробные стихи, а после Великого славословия поднимают катафалк и несут вверх по лестнице, где служба завершается ектенией, и все возвращаются вниз. Храм и вся лестница переполнены молящимися с горящими свечами и васильками в руках.

В эти праздничные дни, пока плащаница пребывает в храме, её считают долгом почтить не только местные христиане, но приезжают из дальних мест и городов, всей семьёй на поклонение. Приходят и мусульмане, очень почитающие Пресвятую Деву. По отдании Праздника плащаница уносится таким же торжественным шествием, как и принос, на подворье.

Церковь Св. Стефана Первомученика

Напротив Гробницы Божией Матери, через дорогу виден небольшой храм, он воздвигнут на остатках древнего, поставленного над местом убиения св. первомученика и архидиакона Стефана. Святой был выведен из Соломонова храма, где проповедовал Христа, по каменной лестнице, ведшей от городских ворот (ныне заложенных) в Кедронскую долину и в Гефсиманию. Несколько широких ступеней сохранилось на этом месте, здесь совершилось побиение камнями первомученика. Ступени оставлены под открытым небом, греки совершают здесь молебствие в дни памяти Святого. Храм левее, довольно обширный, служит главным образом для отпевания православных покойников, т.к. греческое кладбище находится неподалёку.

Гефсиманский сад. Базилика на месте предания Спасителя

На восток от церкви св. Стефана у самой дороги высится монументальный фронтон базилики францисканцев, поставленной в 1925 г. на месте предания Спасителя Иудой и посвящённой Его Страданиям.

Отсюда начинается Гефсиманский сад и продолжается вверх по склону горы Елеонской.

Нижняя часть сада окружает базилику. Здесь можно видеть восемь очень старых олив, заботливо сохраняемых в красивом цветнике. Позади базилики виднеются остатки первоначального храма, стоявшего здесь в IV и VI веках.

Базилика поражает грандиозностью и богатством отделки. Двенадцать католических наций участвовали в её постройке. В ней нет дневного света, отсутствуют скамьи и статуи. Три мозаичные картины на стене изображают Гефсиманское моление Спасителя, Его предание и взятие под стражу. Большой природный камень лежит перед главным престолом, здесь вспоминается лобзание Иудино.

Римокатолики совершают здесь страстные службы, для обслуживания храма при нём создай небольшой монастырь францисканцев.

Русская обитель

За оградой францисканцев через дорожку Гефсиманский сад продолжается в русских владениях, где с 1888 г. стоит прекрасная церковь во имя св. Марии Магдалины. Она построена императором Александром III в память его покойной матери императрицы Марии Александровны. Церковь изящной московской архитектуры, в ней дорогой иконостас белого мрамора с бронзой, иконы в нём принадлежат кисти академика Верещагина.

В 1920 г. под нижними сводами этого храма нашла упокоение Вел. Княгиня Елизавета Фёдоровна, родная сестра последней русской императрицы, со своей преданной келейницей инокиней Варварой. В особой крипте за запечатанной дверью стоят два гроба, над которыми в урочные дни совершается поминовение.

image018 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании

Вокруг церкви в Гефсиманском саду приютилась небольшая женская обитель. Основала её в 1934 г. с благословения митрополита Анастасия принявшая Православие шотландка, Варвара Робинсон, в монашестве игумения Мария. Обитель общежительная, в ней до 40 сестёр. При обители содержится школа с пансионом для арабских девочек (в Вифании), имеются мастерские: иконописная и художественной вышивки.

2. Гора Елеонская

Елеонская гора, на западном склоне которой лежит Гефсиманский сад, является самой высокой из холмистых вершин, окружающих Иерусалим. На этой горе Господь молился ночами, «ночи проводил на горе Елеонской» — говорит св. Евангелист (Лк.21:37), на этой горе поучал учеников молитве, беседовал с ними о конце мира, с этой горы Он вознёсся на небо, чтобы воссесть одесную Отца.

image019 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании
Место Вознесения

Стопочка

На месте Вознесения царица Елена поставила величественный храм, «Имвомон», круглый, без купола, молящиеся могли созерцать из храма то самое небо, куда вознёсся Спаситель. Камень, на котором отпечаталась стопа Его, был окружён золотой решеткой.

Персы, при нашествии своём не пощадили и это здание. Из развалин его была возведена стена, высотой в 2 м, а в центре над самим камнем Вознесения поставлена небольшая восьмиугольная часовня, которую мы находим здесь сейчас. Теперь она принадлежит мусульманам и в ней нет никаких изображений, след стопы Христовой окружён мраморной рамкой. Арабы допускают за малую плату христиан внутрь для поклонения, а также разрешают богослужение в ограде часовни в праздники Вознесения и Преображения Господня, как и в субботу Лазареву.

Место это у русских известно под именем «Стопочки».

Русский монастырь

Вблизи места Вознесения Господня на вершине горы Елеонской расположен женский монастырь во славу этого Священного события. Участок для него был приобретён в 1870 г. архимандритом Антонином (Капустиным), великим тружеником русской Миссии на Св. Земле, в числе многих других участков. Сразу был построен храм греческого стиля, высокая колокольня — «русская свеча» на Св. Земле и приют для паломников. Монастырь организовался в1903 г., через три года был утверждён, как Община, свят. Синодом, были построены кельи, гостиница, богадельня, открылись золотошвейная и иконописная мастерские.

Храм расписан трудами самих сестёр, в нём хранится немало ценных икон, большой образ Скоропослушницы почитается чудотворным. Уставное пение в храме исполняется на два лика.

Позади храма в саду стоит небольшая часовня во имя св. Иоанна Крестителя на месте 1-ого и 2-ого обретения его Главы, сохранился мозаичный пол от древнего храма на этом месте. Далее в глубину у западной стены монастыря — трапезная в храме во имя св. Филарета Милостивого, над ним неоконченное строение верхнего храма во славу Страшного Суда Христова.

image020 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании
Русский Храм Вознесения на Елеоне

Маленький музей найденных на участке древностей помещается в одном из зданий монастыря.

Игуменией монастыря состоит матушка Тамара. В монастыре проживает и Начальник Русской Духовной Миссии в Иордании Архимандрит Димитрий.

Малая Галилея

Так названо это место на Елеонской горе потому, что в евангельские времена здесь существовала гостиница для приходивших на праздники в Иерусалим галилеян. Здесь нередко бывали апостолы Христовы, в связи с этим предание говорит, что именно тут явился им Господь по Воскресении Своём, когда «они подали Ему часть печёной рыбы и мёд» (Лк.24:42). В память этого в обширном саду, обнесённом стеной стоит открытая часовня, ниже уровня земли, с двухсторонней иконой, изображающей учеников, окруживших Воскресшего. На стене надпись, повествующая означенное евангельское событие.

Два отрезка древних колонн, стоящих тут же, хранятся здесь с тех времён, когда неверные не допускали христиан молиться на месте Вознесения, они перенесены из «Имвомона», где стояли в память явления апостолам двух Ангелов при Вознесении Господнем.

В то время службы совершались в построенном тут же большом храме, восстановленном в недавнее время. При храме большое здание является в настоящее время резиденцией Иерусалимского патриарха.

С другой стороны сада у стены маленькая церковь стоит на месте молитвы Пречистой Богоматери, где Она по Вознесении Господнем возносилась к Нему душой, где и получила извещение о Своём к Нему отшествии — о Своём преставлении. Малый храм без иконостаса, на полу местами следы древней мозаики.

«Отче наш»

Господь Иисус Христос преподал Своим ученикам эту молитву на вершине горы, где не раз уединялся с ними, где вёл с ними и беседу о кончине мира и вторичном Своём пришествии. Это место было отмечено св. царицей Еленой постройкой большого храма «Елеона», где совершались торжественные службы и процессии. Как и другие, этот храм потерпел разрушение, сохранилась только нижняя подземная церковь в той пещере, где и происходили беседы Спасителя с апостолами. Только потолок в ней искусственный, служивший и полом верхнего храма, в остальном она носит свой первоначальный вид.

В этой пещере (или пустой цистерне) был найден в древности плоский камень, на котором была высечена, молитва «Отче наш» на арамейском, т.е. употреблявшимся при Спасителе, языке. Такой камень лежит теперь под местным католическим престолом в этом подземном храме.

Это памятное место охраняется монастырём кармелиток, расположенном тут же. В храме монастыря и в прилегающей к нему галерее в стены вделаны мраморные доски, на которых молитва «Отче наш» написана на 42-х языках.

Келья преподобной Пелагии

К ограде «Стопочки» и пристроенной рядом мечети примыкает низкое здание, покрытое сейчас также арабским куполом. Здесь в IV веке в опустевшей еврейской гробнице спасалась преподобная Пелагия, антиохийская красавица-актриса, обращённая к Богу проповедью епископа Нонна и совершенно изменившая образ жизни. В мужской одежде иноческой прожила она в малой пещере, где и была погребена. Мусульмане почитают её (это место, принадлежит им сейчас) и пристроили к пещерке её свою молельню, допуская, однако, христиан для поклонения, а в день её памяти разрешают совершить молебен, для чего сюда приходит духовенство и сёстры русских монастырей.

image021 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании
Гробницы пророков

Минуя монастырь кармелиток с церковью «Отче наш», на спуске к Гефсиманскому саду, видим по левую руку железные ворота в каменной ограде, это русский участок с любопытным подземным кладбищем-лабиринтом, содержащим более 30 «коким» — погребальных ниш в стенах расположенного кругом подземелья. Трудно сказать, почему эта усыпальница называется «гробницами пророков», это более походит на христианские могилы IV-VI вв., подобные римским катакомбам.

3. Вифания

Русская школа

Вифания лежит в 3-х км от Иерусалима на восток, на противоположном Гефсимании склоне горы Елеонской. Русской Духовной Миссии там принадлежал дом, предназначенный для паломников, после основания в Гефсимании женской обители этот дом и участок при нём был предоставлен игумении Марии для устройства детской школы. Участок занимает площадь в 2000 м2.

Имевшийся на участке дом занят теперь интернатом, классы расположены в новом здании, постройки 1938 г. В школе занимается до 90 православных девочек-арабок, программа в ней общая для страны плюс Священная История, катихизис, История Церкви, русский язык. Это единственная в Палестине школа, где занимаются не только образованием детей, но и воспитанием их в православии.

Руководство школой поручено нескольким гефсиманским монахиням, которые и живут тут же. В старом здании устроена небольшая церковь, где по пятницам для детей бывает литургия, за которой они сами поют.

При школе создана небольшая амбулатория, обслуживающая окрестное мусульманское население. Там ежедневно дежурит сестра милосердия и два раза в неделю приходит врач.

При строительных работах на участке найден камень известковой породы с древнегреческой выбитой на нём надписью: «Здесь впервые Марфа и Мария услышали от Господа о воскресении мёртвых». Это наводит на мысль, что в этих местах была беседа Спасителя с Марфой, сестрой Лазаря, когда Он, идя из Иерихона, встретил её «вне селения», Иерихонская дорога проходит как раз возле. Над камнем поставлена часовенка. В Лазареву субботу в русской Вифании совершаются торжественные службы и к камню выходит крестный ход.

Обнаружены здесь и два грота, из которых в большом школьницы по утрам и вечерам собираются на молитву.

Русская Вифания, как сказано выше, принимает у себя небольшие группы паломников православных — русских в летнее время и греков на Пасху.

Гробница Лазаря

Главной достопримечательностью и святыней Вифании является гробница св. праведного Лазаря, «друга Божия», откуда он, четверодневный мертвец, вышел живым по повелению Господню. Она находится в самом селении, недалеко от Иерусалимской дороги.

image022 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании

Гробница Лазаря представляет собой глубокую квадратную пещеру в скале. 24 крутые ступени ведут в первую пещеру с каменным престолом у стены, еще пять ступеней приводят в совершенно тёмную пещеру, собственно гробницу. Над ней св. Елена поставила храм, частично переделанный теперь в мечеть. В настоящее время это место принадлежит мусульманам, которые за небольшую мзду разрешают его посетить.

Выше этого места два мощных обломка здания обозначают место дома Симона Прокаженного, в котором вкушал пищу Господь вместе с воскрешённым Лазарем и его сёстрами.

Греческий Монастырь

Встрече Господа с Марфой специально посвящён греческий женский монастырь напротив русской школы. В центре ограды стоит небольшой красивый храм с русским иконостасом, весь расписанный русскими монахинями. Справа от иконостаса, как святыню, показывают старый камень местной породы, на нём отдыхал Спаситель, когда встретила Его Марфа. Большой церковный дом и домики келий окружают двор, в котором насажены деревья и цветы.

Настоятель этого монастыря «Встречи» — архимандрит Феодосий, член патриаршего Синода, еще помнит Россию и её обильную помощь Св. Земле, и хорошо относится к русским, в частности, к паломникам. Все эти годы он неизменно сопровождал группу паломников по Св. Местам, становясь буквально другом их и являясь ценным проводником при его знании арабского языка. Он же состоит духовником детей Русской школы, неговорящих по-русски, девочки бывают у него в церкви в праздники, где и поют по-гречески литургию.

4. Юсафатова долина

Кедронская долина, о которой упоминает Евангелие, с IV-го века стала называться Иосафатовой по имени погребённого здесь Иудейского царя. Это имя связало её с пророчеством Иоиля (гл. 3), как долины Суда, и теперь и христиане, и евреи, и магометане видят в ней место последнего Страшного Суда Божия над миром.

Долина опоясывает Иерусалим с севера и востока, на востоке отделяет от Города Елеонскую гору и на юге переходит в долину Гинномову.

Позади церкви св. Стефана с Иерихонской дороги идёт спуск в долину. Налево по склону горы расположено заброшенное еврейское кладбище; в нём встречаются древнейшие памятники.

Столп Авессалома

Первым мы видим каменный куб, пустой внутри, вырубленный из скалы и увенчанный воронкообразной крышей. Это — библейский столп Авессалома, мятежного сына Давида (2Цар.18), поставленный им, чтобы оставить о себе память.

Позади него целый лабиринт еврейских гробниц в скале, среди которых называют и гробницу Иосафата. В этой же скале шагах в 50 по долине ещё одна большая еврейская усыпальница, на дорогу выходит портик на двух дорических колоннах и двух полупилястрах. Предание говорит, что в этой пещере укрылись апостолы во время суда и распятия Спасителя. Здесь же был погребён впоследствии первый епископ Иерусалима, св. Иаков Брат Господень, сброшенный евреями в долину с Иерусалимской стены.

Немного далее одиноко стоящий четырехугольный памятник, на подобие столпа Авессалома, но с крышей в форме пирамиды, считается местом погребения Захарии, отца Иоанна Предтечи, убитого «между жертвенником и алтарём» храма.

Напротив этих памятников в глубине долины видна пещера, куда ведут 15 ступеней, а потом еще 17 вглубь земли, к источнику, библейскому ключу Эн-Рогель. От него в древнейшие времена сделан подземный канал, выводящий воду его в евангельскую Силоамскую купель, на 500 м далее по долине.

Силоамская купель

Купель, т.е. бассейн лежит глубоко внизу, как бы в ущелье. Теперь над ним высится минарет мечети, устроенной на развалинах христианского храма во Имя Христа Просветителя. Долгое время здесь были две купальни, разделённые стеной: одна для мужчин, другая для женщин. Сюда приходили очищаться прокажённые после выздоровления.

Село Крови — монастырь Св. Онуфрия

Высоко над долиной, в том месте где она сворачивает в долину Гинномову, прилепился к скалам греческий монастырь преп. Онуфрия.

На этом месте и кругом по склону горы Злого Совещания (так прозвали гору потому, что на ней, в загородном дворце Каиафы было первое обсуждение синедрионом планов казни Спасителя) располагалось Село Крови, та «земля горшечника», которую купили на предательские 30 серебряников. Вся гора в этом месте изрыта гробными пещерами (их показывают и в современном монастыре), потому что в христианские времена считалось почётным быть погребённым на этой земле, купленной для погребения бездомных странников. Ещё во дни крестоносцев там был большой некрополь, от сооружений которого видны (выше монастыря) грандиозные руины.

Вся дорога по долине Иосафатовой теперь асфальтирована и по ней курсирует автобус, довозя до монастыря преп. Онуфрия и далее по горе Злого Совещания.

III. Вифлеем

Вифлеем

Вифлеем лежит в 18 км к югу от Иерусалима, в низине между холмов. Малое селение в прошлом, теперь это значительный для Иордании городок, сообщение с ним автобусное, через каждые 20 минут, по прекрасному шоссе.

Центром современного Вифлеема является базилика над местом Рождества Христова. Пещера Рождества, продолговатая, неглубокая — 12 м длины на 4 м ширины — является подземным храмом базилики, построенной еще царицей Еленой и завершённой в VI веке императором Юстинианом. Этот храм в Палестине единственный, не потерпевший разрушений на протяжении всех 14 столетий, и лишь внешность его изменилась, приобретя вид крепости или замка.

Через низкую малую дверцу паломник входит с обширного двора в базилику с её характерной для византийцев колоннадой. Напротив входа богатый иконостас центрального греческого храма, на стенах его лишь местами уцелела мозаика, также и в полу (ограждённая особыми крышками). Солея значительно поднята, под ней находится пещера Рождества — св. Вертеп, входы в который имеются справа и слева от алтаря. Правое крыло храма с правым спуском в Вертеп принадлежит православным; налево расположены алтари армян и сирийцев.

image023 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании
Храм Рождества Христова

Св. Вертеп освещен лишь лампадами. Место Рождества под православным Престолом обозначено серебряной звездой с надписью: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос».

Направо от Звезды три ступени ведут к покрытой мрамором нише: Яслям Христовым. Здесь католический престол Поклонения волхвов.

Поле Пастухов

Позади базилики дорога на восток приводит на поле, некогда оглашённое ангельским пением: «Слава в вышних Богу». Здесь также был храм, построенный св. царицей Еленой, фундамент его и обломки колонн еще можно видеть над малым подземным храмом, только и уцелевшим с тех пор.

Эта подземная церковь стоит на уровне почвы евангельского поля, теперь в ней установлен иконостас и в ней совершаются богослужения арабским духовенством для православного населения соседней деревни Бет-Сахур, откуда происходили и евангельские пастыри.

Монастырь преподобного Феодосия

В Иудейских горах была пещера, где остановились на ночь «волхвы с востока» после поклонения Божественному Младенцу в Вифлееме. Она восточнее Вифлеема на 11 км. В V веке в ней уединился преп. Феодосий, пришедший на поклонение из Каппадокии, а впоследствии основал вокруг неё монастырь, особенно процветавший в VI столетии, когда там было несколько храмов для братии разной национальности. Преп. Феодосий был поставлен начальником всех общежительных монастырей в Палестине, а их было в то время много, он также заботился о странниках, больных и убогих, при обители его существовала больница.

Преп. Феодосий Великий скончался в 520 г. и был погребён в пещере, где подвизался. Там же покоятся его мощи по сей день. В этой же пещере нашли упокоение некоторые свв. жёны: София — мать пр. Саввы Освященного, св. пр. Мария — супруга преп. Ксенофонта, мать свв. бессребреников Косьмы и Дамиана и другие.

В 1173 г. при обители была погребена русская княжна, преп. Евфросиния Полоцкая, приехав в Палестину на поклонение, она и скончалась на Св. Земле. Мощи её потом были увезены в Россию.

Погребальная пещера сейчас обращена в часовню, в неё ведёт 15 ступеней. Купол её с окнами выходит на поверхность двора. В глубине двора позади пещеры остались развалины одного из храмов древнего монастыря. Трудами архиепископа Варфоломея, являющегося сейчас игуменом обители, церковь эта восстановлена, в ней можно видеть остатки старых стен и мозаики. Рядом с храмом сооружена высокая колокольня.

Бет-Джала

В 2-х км на юго-запад от Вифлеема на зелёном холме лежит селение Бет-Джала, население которой, главным образом, христианское. Три православных храма имеются в ней. В одном из них, в честь св. Николая, показывают пещеру, где великий Святитель проживал в бытность свою на Св. Земле, до своего архиерейства. Из обширного храма лестница ведёт под землю, где устроена нижняя церковь, тут же пещера в скале, очень тесная, тёмная, низкая. Церковь обслуживает арабское духовенство.

IV. Хеврон

Хеврон считается одним из древнейших городов мира. Авраам приобрел там погребальную пещеру, где схоронил Сарру, а потом и сам был погребён, и его потомки. Давид жил в Хевроне 7 лет до своего воцарения в Иерусалиме.

Хеврон отстоит от Иерусалима на 43 км на юг. Дорога к нему проходит вблизи Вифлеема, не доезжая последнего, справа видим монастырь св. пророка Илии.

Монастырь св. пророка Илии

Монастырь этот основан в V веке в память того, что на этом месте отдыхал св. пророк Илия «под можжевеловым кустом», после Кармильского жертвоприношения. Ангел пробудил его, принёс ему пищу и велел подкрепиться перед долгим путём на гору Хорив.

Монастырь этот представляет собой, как и другие пустынные монастыри, обнесённую высокими стенами крепость. В недавнее время соборный храм его подвергся осквернению от неверных, целые лики на св. иконах были выцарапаны острым оружием, следы этого кощунства заметны еще на некоторых иконах.

Монастырь св. великомученика Георгия

Далее по дороге в Хеврон, среди поля высится арка ворот с изображением св. Победоносца над ними. Отсюда вьётся дорога в селение, посвящённое святому, среди которого находится храм его имени и небольшой монастырь.

Окрестное, даже и мусульманское население, как и по всей Палестине, особо почитает св. великомученика. В храме помимо двух его чудотворных икон, имеются цепи — узы святого во время его страдания, они почитаются целебными от душевных болезней. Монастырь поставлен на земле, принадлежавшей матери св. Георгия, где она и окончила свои дни, после его страдания и преставления.

image024 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании

Дуб Мамврийский

Дубрава Мамре отстоит от Хеврона приблизительно на 2 км. Теперь это место со старинным дубом принадлежит Русской Духовной Миссии, заслугами того же архимандрита Антонина, который так много потрудился на Св. Земле в пользу Русского дела.

Дуб был приобретён в 1868 г. Была сделана ограда и построен двухэтажный дом для приема паломников, очень почитавших это место явления Аврааму Трёх Странников. Возник вопрос о создании здесь храма, чему очень противились фанатики-мусульмане Хеврона, в конце концов, храм был построен на горе над Дубом и освящён во имя свв. Праотцев. Постепенно прикупались прилегавшие к месту участки земли, и в настоящее время вся площадь русского места равна 72 400 м2.

Несколько русских монахов живут на участке, охраняя св. место и совершая службы в храме, а также поддерживают огород и виноградник, хевронский виноград считается лучшего сорта.

На третий день Св. Пятидесятницы в ограде Дуба совершается торжественное троицкое богослужение духовенством Русской Миссии.

image025 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании
Иудейская пустыня по дороге на Иордан

 

V. Иерихон

Дорога, проходящая из Иерусалима мимо Вифании, ведёт в Иерихон и на Иордан. Иерихон расположен в 37 км от Иерусалима, сообщение с ним автобусное. На пути небольшая пещера с перекрытием на нескольких столбах обозначает место — гостиницы Доброго Самарянина, по другую сторону дороги развалины древней церкви, возле которой теперь полицейский пост.

Современный Иерихон — Эр-Риха по-арабски — это большая деревня, лежащая зелёным оазисом в окружающей пустыне. Источник Елисея, воду в котором пророк сделал чудесно годной для питья, богато орошает цитрусовые сады Иерихона. Благодаря тому, что Иерихон лежит ниже уровня моря на 250 м, климат в нём чрезвычайно тёплый круглый год, а летом в большую жару даже опасный для жизни.

Иерихон имеет свою славную историю. В Ветхом завете это был первый город, взятый Израильтянами при вступлении в землю Обетованную. Во времена пророков Илия и Елисей посещали его. При римлянах Ирод Великий отстроил и роскошно украсил его новейшими постройками.

Господь наш Иисус Христос неоднократно посещал Иерихон, исцелил в нём двух слепцов, посетил дом Закхея, сборщика податей. К сожалению, исторические места этих событий затерялись с течением времени, хотя при торжестве христианства в Иерихоне несомненно было несколько храмов, т.к. он имел своего епископа. Теперь там имеется маленькая греческая церковь, католический и коптский храмы.

После изгнания из Св. Земли крестоносцев Иерихон запустел и постепенно превратился в дикую бедуинскую деревню. С середины прошлого столетия он начал отстраиваться, а разумное использование воды богатого источника (системой арыков) дало возможность развить фруктовые насаждения. Теперь Иерихон продолжает быстро развиваться, превращаясь в современный городок.

Русская Духовная Миссия приобрела здесь также два участка земли с фруктовыми садами. На одном из них интересна старинная часовня, с древними мозаиками и гробницей II века некоего игумена Кириака, построившего эту часовню, как гласит надпись, во имя св. великого Георгия. Второй фруктовый сад охраняется елеонскими монахинями, в нём в самое недавнее время посреди сада открыта мозаика пола древнего здания.

Сорокадневная Гора

Так называется пустынная гора, где Господь Иисус Христос провёл сорокадневный пост, отойдя от Иордана после своего Крещения. Эта скалистая вершина, высотой над Иерихонской равниной 380 м, высится в цепи гор к западу от Иерихона. Приблизительно на половине горы к скалам прилепился греческий монастырь, к которому по горе вьётся спиралью дорога. Его возникновение относят к IV веку, он неоднократно отстраивался. Церковь его в память Искушения Господня устроена в пещере горы, где, по преданию, укрывался Господь в дни поста Своего.

image026 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании
Сорокадневная Гора

 

На самой вершине горы, где сатана показал Спасителю «все царства вселенной во мгновение времени», также стояла церковь в древности. Сейчас там можно наблюдать только развалины посреди каменной ограды.

Обычно русские паломники, поднимаясь по горе в пустынный монастырь даже группой, идут в молчании, чтобы почтить сорокадневный пост Подвигоположника нашего Спасителя и Господа.

image027 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании

Монастырь преподобного Георгия Хозевита

Влево от большой дороги из Иерусалима в Иерихон лежит среди гор пустыня Хузив. Горный поток Хорафа когда-то прорыл в ней глубокое ущелье, называемое Кутиллийским. Это тот самый поток «Хорафа, что против Иордана», куда повелел Бог удалиться пророку Илии при наступлении голода в стране и где питал его ворон.

Здесь же оплакивал своё бесчадие св. праведный Иоаким, после того как жертва его не была принята в Иерусалимском храме, и здесь получил от Ангела извещение о последующем рождении от него Преблагословенной Дочери — Марии Богородицы. В глубокой пещере справа от потока создана была церковь во имя св. Богоотца и выцветшие фрески ещё хранят повествование об этом предании.

В V веке на этом месте поселился искавший уединения преп. Иоанн, египтянин, прозванный Хозевитом. При нём и в последующие века здесь процветала Лавра, в ней прославился преп. Георгий Хозевит, гробница которого уцелела до наших дней и под именем которого известен теперь монастырь.

На месте древней церкви восстановлен современный храм. По выходе из него небольшой притвор приводит к приделу с усыпальницей преп. Георгия. В полу видны остатки древней мозаики.

Храм во имя св. пророка Илии находится выше, над колокольней, в пещере, где жил пророк. Это скорее часовня, но имеется престол и жертвенник.

В лавре преп. Хозевита усопших хоронят, как и везде в восточных монастырях, без гроба, неглубоко в земле или под полом, и потом вынимают кости через определённый срок. Кости и черепа складываются в особой усыпальнице. Такую усыпальницу можно видеть и здесь.

Ни автобус, ни автомобиль не доходят до горной обители, пешеходная дорога к ней вьётся по живописным склонам гор, против монастыря через ложе потока, теперь сухое, перекинут мост. По отвесным скалам ущелья малые дверки и кресты над ними указывают на кельи отшельников, и теперь еще обитаемые.

VI. Иордан

От Иерихона на восток дорога ведёт к реке Иордану, находящемуся в 4 км от него. Иордан называется по-еврейски «Иарден», т.е. река, т.к. другой реки в стране нет. Исток Иордана находится в Ливанских горах, река проходит малое озеро Гуле, затем пресноводное Тивериадское озеро и устремляется через долину Эль-Гор к Мёртвому морю, длина его равняется приблизительно 300 км.

Иордан освящён крещением в нём Спасителя мира. В ветхозаветные времена на нём проявлялись чудеса Божией силы, евреи перешли его посуху при возвращении в Землю Обетованную, по сухому дну перешли его пророки Елисей и Илия, Нееман-сириец исцелился в его водах от проказы.

Место Крещения Спасителя с давних пор указывается на западном берегу, приблизительно в 5 км от Мёртвого моря. Берег здесь более отлогий, имеется спуск в лодку, с которой в Крещенский сочельник греческое духовенство торжественно освящает всю реку. На берегу поставлен навес, под которым начинается служба, завершающаяся водосвятием.

image028 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании
Епископ Мефодий с паломниками на Иордане

 

На этом берегу расположены участки разных христианских исповеданий, имеет и Русская Духовная Миссия свой участок, правее греческого, занятый под огород. К св. реке сделаны сходни, высокий деревянный крест вделан против них в землю. Ближе к дороге в ограде стоит малая часовня.

Монастырь Св. Иоанна Предтечи

На расстоянии полукилометра от Места Крещения вглубь пустыни стоит греческий монастырь во имя св. Предтечи Господня, занимающий это место со времён св. царицы Елены. Преп. Мария Египетская, жившая в IV веке, приобщилась Св. Тайн перед уходом за Иордан в монастыре Предтечи.

Многократно разрушавшийся, главным образом землетрясениями, монастырь этот восстановлен последний раз незадолго до недавней мировой войны. Снаружи он представляет собой каменную крепость, как и все пустынные монастыри.

Монастырь преп. Герасима

Подобно Предтечеву монастырю выглядит и обитель преп. Герасима Иорданского, лежащая ближе к Мёртвому морю среди совершенно дикой пустыни. Это каменный блок, заключённый в высокие стены, как-бы одно-двухэтажное здание с двориком посредине. Храм в нижнем этаже, трёхпрестольный, один из престолов посвящён св. Марии Египетской. В подземной тесной церковке показывают пещеру, в которой укрылись и отдыхали Св. Дева Мария с Богомладенцем и Иосиф Обручник на пути в Египет.

Мертвое море

Мёртвое море — Солёное озеро Библии — действительно мёртвое, никакая жизнь невозможна ни в нём, ни вокруг него не только от чрезвычайно высокого процента соли, но и от вредных примесей в воде. Ежедневно оно поглощает от 6 до 7 миллионов литров пресной воды из Иордана и испаряемость его при площади в 550 км2 очень велика. Мёртвое море лежит ниже уровня Средиземного моря на 400 м, атмосфера вокруг него накаляется до 70° Цельсия.

VII. Эммаус

Эммаус — это евангельское селение, одним именем своим восстанавливающее в памяти нашей радостный вечер Воскресения, лежит на северо-запад от Иерусалима, в 19 км от последнего.

На месте дома, где остановились на ночлег Апостолы и где удержали с собой чудесного Спутника, с древнейших времен была воздвигнута церковь. Типичные для византийских построек три алтарные абсиды, наличие диаконика и даже иконостаса можно наблюдать еще в современной католической церкви, построенной на развалинах прежней в конце прошлого века. Уцелела кое-где и мозаика пола, характерная для IV и VI столетий. Интересной особенностью этой церкви являются стены старого здания внутри церкви, налево, которые и считаются остовом дома, где во время вечери был узнан учениками Воскресший, за преломлением хлеба. Католики называют его домом Клеопы. Он также был переделан под храм, так как при раскопках в нем найден престол, кубический камень по образцу православного престола.

VIII. Самария. Колодец Иакова

«Город Самарийский, называемый Сихарь», близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу, где, «был колодезь Иаковлев», лежит в центральной части Палестины, называвшейся в библейские времена Самарией, и игравшей большую роль в истории Израильского народа в Ветхом Завете.

Сихарь — это «место Сихем», где праотец Авраам поставил первый жертвенник Богу своему по переселении из Харрана, впоследствии, видимо зная об этом, внук его Иаков купил это место у сынов Еммора за 100 монет и подарил Иосифу, которого и погребли там сыны Израиля по выходе из Египта.

Купив это место и живя там некоторое время, Иаков выкопал здесь колодезь, который и доныне носит его имя. По разделении Земли Обетованной между коленами Израиля, земля эта досталась Манассии и Ефрему, сыновьям Иосифа и прослыла у евреев под названием «гор Ефремовых». Высокие холмы действительно окружают плодоносную красивую долину, где находится глубокий колодезь, «студенец Иаковлев». По долине пролегала дорога из Галилеи в Иерусалим и следуя по ней с учениками в достопамятный день, навеки отметивший это место, Господь Иисус сел отдохнуть у колодца. И сюда пришла почерпнуть в то время жена Самарянская Фотина (Ин.4:5-42).

image029 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании
На пути к колодцу

Царица Елена над колодцем Иакова воздвигла большой храм, в форме креста, существовавший еще в VII веке, затем, это место долго скрывалось под развалинами, и лишь в прошлом столетии было куплено у турок Иерусалимской патриархией. Были произведены раскопки, обнаружившие фундамент и мозаичный пол церкви, под которым сохранился самый колодезь.

Глубина колодца 35 м, диаметр 1 м. Над землей выдается каменный невысокий «сруб», когда-то обложенный мрамором и ограбленный. Вода в нем необыкновенно приятная. Малая часовня сооружена над ним, в неё спускаются от уровня пола бывшей церкви по двум лестницам в 10 ступеней. Над колодцем на прежнем фундаменте начат постройкой обширный 4-х престольный храм в начале нашего века и так и стоит недостроенный, так как строился в основном на русские пожертвования.

image030 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании
Колодец Иакова

Кругом великолепная долина и вид на две исторические горы Гевал и Гаризим, на которых при вступлении израильтян в Обетованную землю был снова провозглашен Закон. На Гаризиме был самарянский храм в древности, и до сих пор потомки Самарян совершают свое богослужение на этой горе.

Эти современные Самаряне сохранились в нескольких семействах в г. Наблусе. Там у них синагога и в ней они показывают древний список ветхозаветного Свящ. Писания, Пятикнижия Моисеева, которого только и придерживаются. Это типично еврейский пергамент, длинный свиток, навитый на две трости. Крупными отчетливыми буквами начертаны в нем древние святые слова. Но прочесть их не могут уже современные Самарине, хранящие этот свиток. Они утверждают происхождение его со времен Аарона.

image031 - Спутник паломника по святым местам в пределах Иордании
Лавра Преподобного Саввы Освященного

IX. Лавра Преп. Саввы Освященного

Лавра преподобного Саввы лежит на юго-восток от Иерусалима в 17 км в продолжении Кедронской долины, сворачивающей к Мёртвому морю. Лавра не хранит никаких евангельских воспоминаний, но каждый паломник в Св. Землю считает долгом её посетить.

Возникла Лавра в VI столетии. Её основателем был преп. Савва, родом из Каппадокии, где он начал иночествовать еще ребёнком. Придя на поклонение св. местам Иерусалима, он прожил 15 лет в обители преп. Евфимия Вел., по смерти же его уединился в скалах над Кедронским потоком, где долгое время жил в пещере. Когда вокруг него стали селиться ищущие подвига, основалась обитель, в которой преп. Савва был настоятелем. Достигнув 48 лет, он был посвящен в иерейский сан, почему и начал называться Освященным. В то время обитель насчитывала уже более 1000 человек братии и стала именоваться Лаврой.

Преп. Савва прославился достойным житием далёко за пределы страны. Он дожил до 94 лет и был погребён в Лавре.

Над гробницей его посреди двора недалёко от входа поставлена шестиугольная часовня. Мощи преподобного почивали здесь более 500 лет, но увезены крестоносцами в Венецию. Первая пещера, где жил Преподобный в начале, находится в южной части Лавры, она увешана старинными иконами. Первоначальная церковь, устроенная им для умножившейся братии, также в пещере, теперь ушла под землю, это храм во имя св. Николая. Здесь в глубине сложены черепа и кости избиенных в VIII веке сарацинами насельников Лавры, память которых празднуется 20 марта.

Главный храм Лавры посвящён Празднику Благовещения Пресв. Богородицы. Он воздвигнут в VI веке Преподобным с помощью императора Юстиниана, очень чтившего преподобного Савву. В нём изящной работы резной иконостас, на царских вратах вместо евангелистов изображены 4 великих палестинских подвижника: преп. Савва, Харитон, Евфимий и Иоанн Молчальник, последний подвизавшийся также в Лавре. В алтаре хранятся мощи преп. Ксенофонта, Аркадия и Иоанна, спасавшихся здесь под руководством св. Саввы.

В этой же Лавре подвизался и почил в VIII веке св. Иоанн Дамаскин, его келью показывают над церковью св. Николая. В ней он прожил 50 лет и в ней написал свои дивные творения, составившие основу нашего богослужения. Над кельей своей преп. Иоанн поставил церковку во имя своего Ангела — св. Иоанна Предтечи, где и погребён. Отсюда крутая лестница ведёт в сторожевую башню Лавры, называемую Юстиниановой.

Снаружи Лавра имеет вид неприступной крепости над обрывом. Напротив неё стоит вторая башня, подобная с виду Юстиниановой, туда отводятся женщины — паломницы, так как внутрь Лавры они не допускаются. Оттуда отличный вид на монастырь и на окружающую окрестность, прекрасную в своей дикой красоте. Женщинам не возбраняется также спуститься в ущелье к источнику, изведённому некогда чудесно из скалы преп. Саввой. Источник любопытен тем, что вода в нём собирается скупо, медленно, но не иссякает никогда.

С Лаврой нет автобусного сообщения, дорога к ней немощёная. Надо брать такси в Иерусалиме (у Дамасских или Яффских ворот), стоимостью от 2-х динар, если с возвращением в тот же день, и 3-4 динара, если с ночёвкой в Лавре. Богослужение там совершается ночью.

Некоторые слова и фразы по-арабски

По-русски По-арабски По-русски По-арабски
Здравствуйте сайда один уахад
Благодарю шукран два этнен
Не беспокойтесь маалеш три телатэ
Еще, опять кемэн четыре арба-а
Русский москоб пять хамси
русское церковь каниси шесть ситта
Прощайте ма ас салями семь сэба
Пожалуйста мин фадлек, фаддале восемь ашера
Сколько стоит? киддэш хакко? девять тамани
Да, нет наам, ля десять теса
Православный рум
Монастырь дейр

Советы индивидуальным паломникам

Желающим посетить Св. Землю в индивидуальном порядке, т.е. помимо группового паломничества, надлежит знать следующее:

  1. Лучшем временем для поездки в отношении климата можно считать конец сентября и до 15 ноября, уже нет сильного зноя и еще не выпадают зимние дожди.
  2. Если желательно провести на Св. Земле Праздник Рождества Христова, то надо иметь с собой дождевой плащ и непромокаемую обувь.
  3. При желании посетить Св. Землю на Св. Пасху, надо принять во внимание, что Иерусалим переполнен в это время тысячами паломников и туристов из разных стран, у Святынь, в особенности во время церковных служб, неминуемо громадное стечение молящихся, толкотня и шум.
    Кроме того, если Пасха ранняя, то в марте и апреле здесь стоит самая неблагоприятная погода, бывают холода, дождь, бурные ветры. Необходимо иметь всё тёплое.
  4. Остановиться в Иерусалиме можно сроком до одного месяца на Русских Раскопках у Судных Врат (вблизи Храма Воскресения): Dabbaga Quarter, Russian Excavation. Там для русских паломников есть прекрасные помещения на 1-2-х и более человек, с оплатой 1 с половиной доллара за постель в сутки. За питание приблизительно столько же, по соглашению.
  5. Не все знают, что у Великих Святынь — Св. Гроба Господня, в Вифлееме, литургии совершаются по древнехристианскому обычаю ночью или очень рано утром. Кто желал бы приобщиться Св. Тайн у Св. Гроба, должен с вечера до темноты остаться в Храме, или в кануны воскресных и праздничных дней прийти туда в 11 ч. вечера. В 3-4 часа утра служба заканчивается.
    В Вифлееме во св. Вертепе ночная служба бывает в Ночь Рождества Христова. В остальное время православная ежедневная служба совершается на рассвете, в 4-5 ч. утра, в зависимости от времени года.На Гробнице Божией Матери в Гефсимании ежедневная православная литургия совершается в 6 ч. утра.
  6. Есть благочестивый обычай у русских людей погрузиться в св. воды роки Иордана, где крестился Господь Иисус Христос. Время года не имеет значения для этого погружения, т.к. в Иорданской пустыне, лежащей ниже уровня моря, климат чрезвычайно тёплый и зима там подобна европейскому лету.
    Для погружения в св. воды надлежит иметь длинную рубашку с рукавами и поясом. Погружаться следует с большой осторожностью (лучше, держась за прочно укрепленную на берегу веревку), потому что течение реки очень быстрое и дно неровное. Спускаться в воду рекомендуется или на традиционном Месте Крещения Господня (знают все водители автобусов и такси), или вправо по берегу на русском или абиссинском участках, там есть сходни к воде с перилами.
  7. Местным детям не отвечать на выпрашивание, в особенности не раздавать им монетки.
  8. Надо иметь в виду непривычный климат. В летнее время надо избегать выходить из дома после 11 и до 3-х часов дня, в это время рекомендуется отдыхать. Во время жары не выходить с непокрытой головой и иметь тёмные очки от яркого солнца.

Не пить некипячёной воды и не есть немытых сырых фруктов и овощей.

Если позволяет время, не предпринимать много посещений Святынь в один день, это вызывает утомление физическое и нравственное, которое сказывается через 2-3 дня и нередко лишает сил на всё оставшееся время.

В дополнение к сказанному надо заметить, что индивидуальные паломники могут обратиться по прибытии в русские женские монастыри — в Гефсимании и на горе Елеонской, где получат любую справку, а также по возможности одну из сестёр в проводники, если желательно.

Комментировать